Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние институциональных условий на реализацию социально-экономических выгод освоения недр: на примере нефтегазовых ресурсов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Одним из наиболее актуальных вопросов, который обсуждается в научных и специализированных изданиях как в России, так и в целом ряде других стран мира, является формирование и реализация экономической политики, связанной с освоением и использованием ресурсов недр и, прежде всего, углеводородного сырья. Деятельность большинства компаний в минерально-сырьевом секторе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Учет институциональных аспектов при регулировании нефтегазового сектора
    • 1. 1. Возможности применения институционального подхода при анализе проблем недропользования
      • 1. 1. 1. Нефтегазовый сектор как объект государственного регулирования
      • 1. 1. 2. Институты и формирование трансакционных издержек в недропользовании
      • 1. 1. 3. Жесткость институциональных условий в нефтегазовом секторе России
    • 1. 2. Влияние системы государственного регулирования на динамику структуры прав собственности на недра в России
      • 1. 2. 1. Собственность на недра как набор правомочий
      • 1. 2. 2. Динамика структуры прав собственности на недра в России
  • Глава 2. Поведение нефтегазовых компаний при мягких институциональных условиях
    • 2. 1. Институциональные условия и поведение нефтегазовых компаний в сфере пользования недрами
    • 2. 2. Особенности поведения недропользователей при мягких институциональных условиях в сфере налогообложения
      • 2. 2. 1. Возможности применения трансфертных цен
      • 2. 2. 2. Оптимизация уплаты налога на прибыль и акцизов на нефтепродукты
  • Глава 3. Подходы к анализу социально-экономических выгод освоения недр
    • 3. 1. Структура социально-экономических выгод освоения недр
      • 3. 1. 1. Подходы к анализу социально-экономических эффектов, связанных с освоением недр
      • 3. 1. 2. Возможности оценки и анализа социально-экономических выгод освоения недр
    • 3. 2. Анализ доходов рентного характера в недропользовании
      • 3. 2. 1. Подходы к анализу доходов рентного характера в недропользовании
      • 3. 2. 2. Соотношение потенциальных и реализованных рентных доходов
    • 3. 3. Динамика формирования социально-экономических выгод на различных этапах освоения нефтегазовых месторождений
  • Глава 4. Динамика институциональных изменений в налогообложении нефтегазового сектора России
    • 4. 1. Эволюция механизмов изъятия доходов рентного характера в нефтегазовом секторе России
      • 4. 1. 1. Административные и переходные механизмы изъятия и распределения рентных доходов
      • 4. 1. 2. Особенности системы специального налогообложения
    • 4. 2. Институциональные проблемы формирования гибкой системы налогообложения в нефтегазовом секторе России
      • 4. 2. 1. Необходимость применения гибких подходов при налоговом регулировании добычи углеводородного сырья
      • 4. 2. 2. Подходы к дифференциации налогообложения в газовой промышленности
      • 4. 2. 3. Этапы эволюции системы специального налогообложения
  • Глава 5. Необходимость участия регионов в регулировании нефтегазового сектора
    • 5. 1. Динамика освоения нефтегазовых провинций и социально-экономические выгоды регионов
      • 5. 1. 1. Особенности динамики освоения нефтегазовых провинций
      • 5. 1. 2. Формирование социально-экономических выгод при освоении нефтегазовых провинций
    • 5. 2. Налоговое стимулирование нефтегазового сектора на региональном уровне в России
    • 5. 3. Оценка механизмов налогового регулирования, реализуемых нефтегазовыми регионами
  • Глава 6. Учет интересов коренных народов при реализации нефтегазовых проектов на территориях традиционного природопользования
    • 6. 1. Особенности освоения месторождений углеводородного сырья на территориях традиционного природопользования
    • 6. 2. Методический подход к оценке выгод и издержек для коренных народов при реализации проектов нефтедобычи
    • 6. 3. Результаты экспериментальных расчетов: учет интересов коренных народов при разработке месторождений нефти
      • 6. 3. 1. Общая характеристика сценариев
      • 6. 3. 2. Возможности получения выгод для коренных народов
      • 6. 3. 3. Динамика институциональных изменений
  • Глава 7. Экспериментальная оценка направлений институциональных изменений в нефтегазовом секторе
    • 7. 1. Учет поведения недропользователей и институциональных условий при оценке нефтяных проектов
      • 7. 1. 1. Методический подход к оценке институциональных условий
      • 7. 1. 2. Формирование сценариев в зависимости от жесткости институциональных условий
    • 7. 2. Направления институциональных изменений в нефтегазовом секторе
      • 7. 2. 1. Сравнительная оценка систем налогообложения при различной жесткости институциональных условий
      • 7. 2. 2. Оценка социально-экономических выгод освоения нефтяных месторождений
      • 7. 2. 3. Рекомендуемая динамика институциональных изменений в нефтегазовом секторе

Влияние институциональных условий на реализацию социально-экономических выгод освоения недр: на примере нефтегазовых ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из наиболее актуальных вопросов, который обсуждается в научных и специализированных изданиях как в России, так и в целом ряде других стран мира, является формирование и реализация экономической политики, связанной с освоением и использованием ресурсов недр и, прежде всего, углеводородного сырья. Деятельность большинства компаний в минерально-сырьевом секторе связана с поиском, освоением и добычей ресурсов недр. Особенность минерально-сырьевого сектора состоит в том, что в большинстве стран ресурсы недр находятся в государственной собственности, в то время как основные активы, расположенные на поверхности, обычно являются собственностью тех компаний, которые обладают правами пользования конкретными участками недр. Устойчивое функционирование данной сложной производственной и социально-экономической системы зависит от того, насколько полной и эффективной является совокупность институтов, регулирующих использование ресурсов недр.

Нефтегазовый сектор (НГС) играет ключевую роль в экономике России. В 2005 г. он обеспечил около 60% доходов от экспорта, более 45% доходов федерального бюджета. Данный сектор является одной из основ экономического развития страны и ее нефтегазодобывающих регионов (НГР) вследствие создания значительных косвенных и мультипликативных эффектов от капитальных и эксплуатационных затрат.

Опыт ведущих индустриально-развитых стран, являющихся крупными недрользователями (Великобритании, Канады, Норвегии, США), свидетельствует о том, что освоение ресурсов недр регулируется разветвленной системой норм, правил и процедур. В этом случае государство обеспечивает не только защиту своих прав как собственника недр, но и формирует условия и предпосылки рационального освоения нефтегазовых ресурсов с точки зрения интересов общества. Существующая в России в настоящее время система государственного регулирования нефтегазового сектора отличается фрагментарным характером, не содержит механизмов эффективного мониторинга деятельности недропользователей. Для нее характерны слабость процедур контроля, неадекватность санкций за нарушение норм и правил.

Современные российские тенденции, связанные с концентрацией регулирующих функций на федеральном уровне, не представляются обоснованными. Принцип «двух ключей» позволял достаточно эффективно учитывать интересы федерального центра, нефтегазодобывающих регионов и недропользователей.

Участие регионов в регулировании нефтегазового сектора представляется принципиально важным с точки зрения повышения социально-экономических выгод освоения недр по следующим соображениям:

• значительная часть компонент социально-экономических выгод (экологические, социальные выгоды и издержки) в большей степени видна и ощущается на уровне нефтегазовых регионов;

• адаптация механизмов регулирования более эффективна на уровне нефтегазовых регионов, поскольку они ближе к объектам разработки, более адекватно оценивают социальные выгоды и издержки, связанные с институциональными изменениями;

• применение гибких схем налогообложения особенно на поздних стадиях освоения должно быть тесно связано с решением социальных задач;

• мониторинг и контроль процессов освоения недр необходимо реализо-вывать при активном участии регионов (большое количество объектов, освоение которых не может регулироваться только из федерального центра).

Игнорирование места нефтегазодобывающих регионов в процессах регулирования добычи углеводородного сырья и неадекватный учет их интересов могут вести к искажению ориентиров и стимулов для недропользователей. В этом случае реализуемые нефтегазовыми компаниями подходы к освоению недр не будут отвечать интересам общества. Например, для максимизации доходов в краткосрочном периоде могут быть использованы нерациональные технологии освоения недр.

Проблемы формирования, изъятия и использования доходов рентного характера в российской экономике находятся в настоящее время в центре политических и экономических дискуссий. Важной особенностью формирования институциональных условий в рамках трансформируемой экономики является то, что совершенствование системы налогообложения в нефтегазовом секторе направлено в первую очередь на сокращение возможностей оппортунистического поведения недропользователей. Реакция государства в российской практике происходит со значительным запозданием, что создает проблемы реализации прав государства как собственника недр. При этом вплоть до настоящего времени не решены такие принципиально важные вопросы, как формирование гибких механизмов изъятия доходов рентного характера, регулирование налогооблагаемой базы. Нерешенность данных проблем ведет к сокращению социально-экономических выгод освоения нефтегазовых ресурсов для общества.

При этом гибкое налогообложение (при условии создания институтов, способных сократить издержки, связанные с оппортунистическим поведением нефтегазовых компаний) позволяет решить ряд важных задач: выровнять условия для разных недропользователей, разрабатывающих месторождения с различными характеристикамиизъять большую часть рентных доходов с высокорентабельных участков недрсоздать условия для освоения малорентабельных месторождений, для функционирования компаний при низких ценах, для инвестиций в новые нефтегазовые провинции.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется:

• высокой ролью нефтегазового сектора в экономике России, его большим влиянием на социально-экономическое развитие страны и добывающих регионов;

• необходимостью учета интересов регионов и их возможностей в регулировании недропользования;

• неадекватностью институциональных условий в нефтегазовом секторе России задачам повышения социально-экономических выгод освоения недр для общества;

• необходимостью анализа и оценки различных направлений институциональных изменений в нефтегазовом секторе России.

Регулирование нефтегазового сектора может быть эффективным лишь в том случае, если учитываются особенности функционирования и эволюции объекта регулирования. В значительной мере обеспечить такой подход позволяет активно разрабатываемая институционально-эволюционная теория. Особенностью данной теории является то, что она рассматривает социально-экономические явления в условиях постоянных изменений и трансформаций, в тесной взаимосвязи с процессами, происходящими в обществе. Институциональный подход предполагает рассмотрение проблем недропользования в динамике, с позиций прав собственности, с акцентом на учете норм и правил освоения недр, трансакци-онных издержек, поведения хозяйствующих субъектов.

Цель исследования состоит в разработке методологического подхода к изучению процессов формирования и совершенствования институциональных условий в нефтегазовом секторе, направленных на повышение социально-экономических выгод освоения недр.

Для достижения поставленной цели при проведении исследования решались следующие основные задачи:

1) выявление особенностей формирования институциональных условий в нефтегазовом секторе;

2) выявление специфики поведения нефтегазовых компаний при различных институциональных условиях в сферах пользования недрами и налогообложения;

3) обоснование критерия рациональности институциональных изменений в нефтегазовом секторе;

4) выявление особенностей формирования социально-экономических выгод на различных этапах и стадиях освоения нефтегазовых месторождений и провинций;

5) анализ и обоснование динамики изменений в системе специального налогообложения нефтегазового сектора России;

6) анализ и обоснование норм и правил налогового регулирования нефтегазового сектора на региональном уровне во взаимосвязи с динамикой освоения нефтегазовых провинций;

7) обоснование динамики институциональных преобразований, направленных на более полный учет интересов коренных малочисленных народов при освоении недр на территориях традиционного природопользования;

8) разработка методического подхода к оценке институциональных преобразований в нефтегазовом секторе;

9) выработка рекомендаций по институциональным изменениям в нефтегазовом секторе, направленным на повышение социально-экономических выгод освоения недр.

Объект исследования — процессы вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов углеводородного сырья, процессы освоения и разработки нефтегазовых месторождений и провинций. Предметом исследования диссертационной работы являются институциональные условия функционирования и развития нефтегазового сектора.

Область исследования — промышленность: формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий (15.2) — теоретические и методические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства (15.15) — методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями топливно-энергетического комплекса (15.19).

Теоретической и методологической основой работы являются институционально-эволюционная теория, научные разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам государственного регулирования сферы недропользования, функционирования и развития нефтегазового сектора. При выполнении работы применен системный подход, использованы общеметодологические принципы научного исследования, количественные методы инвестиционного (проектного) анализа, имитационное моделирование.

Работа опирается на исследования российских и зарубежных ученых:

• по экономической политике в современных условиях — работы Абалкина Л. И., Аганбегяна А. Г., Глазьева С. Ю., Гранберга А. Г., Корнай Я., Кулешова В. В., Львова Д. С., Суслова В. И., Яковца Ю. В.;

• по проблемам институционально-эволюционной теории — работы Ка-пелюшникова Р.И., Клейнера Г. Б., Крюкова В. А., Литвинцевой Г. П., Макарова В. Л., Нестеренко А. Н., Нуреева P.M., Полтеровича В. М., Тамбовцева В. Л., Шаститко А.Е.- труды зарубежных авторов — Коуза Р., Нельсона Р., Норта Д., Уильямсона О., Уинтера С., Ходжсона Дж., Эггертссона Т.;

• по проблемам недропользования, по вопросам функционирования и развития нефтегазового сектора экономики — работы Арбатова A.A., Белонина М. Д., Волконского В. А., Волынской H.A., Терта A.A., Ежова С. С., Карасева В. И., Кипельмана С. А., Конопляника A.A., Конторови-ча А.Э., Коржубаева А. Г., Краснова О. С., Крюкова В. А., Кузовкина.

A.И., Миловидова К. Н., Мкртчяна Г. М., Мудрецова А. Ф., Назарова.

B.И., Орлова В. П., Перчика А. И., Разовского Ю. В., Робинсона Б. В., Соколова В. М., Субботина М. А., Халимова Э. М., Шагиева P.P., Шафраника Ю. К., Шмата В.В.- труды зарубежных авторов — Garnaut R., Johnston D., Kemp А., Мое A., Noreng O., Otto J., Ross A., Young O.;

• по вопросам социально-экономического развития сырьевых (в том числе нефтегазовых) регионов — работы Бандмана М. К., Дмитриевой Т. Е., Орлова Б. П., Пилясова А. Н., Пляскиной Н. И., Севастьяновой А. Е., Селиверстова В. Е., Старовойтова С. Н., Харитоновой В.Н.

Информационной базой исследования являются данные, характеризующие: основные технико-экономические показатели развития НГСдинамику освоения отдельных нефтегазовых месторождений и провинцийструктуру системы налогообложения (с акцентом на механизмы специального налогообложения добычи углеводородного сырья). Источниками информации при проведении исследования стали:

• действующая нормативно-правовая база Российской Федерации (на федеральном и региональном уровнях), а также проекты законов;

• материалы государственной и отраслевой статистической отчетности, отчеты нефтегазовых компаний;

• опубликованные результаты отечественных и зарубежных исследований.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту, состоят в следующем.

1. Институциональные условия оказывают важнейшее влияние на поведение компаний-недропользователей, на динамику освоения отдельных месторождений углеводородного сырья и нефтегазовых провинций в целом. В рамках трансформируемой экономики в России сложились мягкие институциональные условия.

2. При мягких институциональных условиях компании нефтегазового сектора реализуют возможности оппортунистического поведения в сферах пользования недрами и налоговой политики, которые ведут к перераспределению от государства к недропользователям или потере части выгод, связанных с освоением недр. Повышение жесткости институциональных условий является предпосылкой роста социально-экономических выгод освоения недр для общества.

3. В качестве критерия рациональности институциональных изменений в нефтегазовом секторе предлагается рассматривать уровень социально-экономических выгод освоения недр. При его оценке необходимо учитывать: изъятые государством рентные и обычные налогисоциальные выгоды и издержкипотери части извлекаемых запасовспецифические трансакционные издержки государства, связанные в том числе с затратами по поддержанию систем мониторинга и контроля выполнения норм и правил недропользования.

4. Особенности освоения нефтегазовых месторождений и провинций определяют необходимость реализации гибких подходов к изъятию рентных доходов, что позволяет при условии формирования адекватной системы государственного регулирования повысить социально-экономические выгоды разработки недр. В современных условиях в России при добыче углеводородного сырья целесообразна дифференциация ставок специальных налогов в зависимости от производственных параметров.

5. При разработке ресурсов недр необходим учет интересов нефтегазодобывающих регионов, их активное участие в регулировании процессов освоения недр. Реализация механизмов налогового стимулирования на региональном уровне позволяет адекватно учитывать особенности освоения нефтегазовых месторождений и провинций, специфику социально-экономического развития регионов.

6. Динамика перехода к более полному учету интересов коренных малочисленных народов при реализации нефтегазовых проектов на территориях традиционного природопользования должна представлять процесс институциональных изменений, направленный от реализации узких экономических соглашений с нефтегазовыми компаниями к участию представителей коренных народов в процессах освоения недр. Учет интересов коренных народов, их участие в разработке нефтегазовых ресурсов способствуют повышению социально-экономических выгод для всего общества.

7. Основные направления институциональных преобразований с точки зрения повышения социально-экономических выгод освоения недр связаны с переходом к более жестким институциональным условиям и гибкому налогообложению. При эффективном мониторинге и контроле со стороны государства процессов освоения месторождений углеводородного сырья, гибкие схемы налогообложения, основанные на экономическом подходе, становятся наиболее предпочтительными.

Новизна полученных результатов исследования состоит в том, что:

• показаны особенности учета институциональных аспектов при анализе проблем недропользования (на примере нефтегазового сектора);

• выявлены основные факторы и условия, влияющие на уровень социально-экономических выгод освоения нефтегазовых ресурсов;

• показаны особенности влияния жесткости институциональных условий на формирование социально-экономических выгод освоения недр на различных этапах и стадиях освоения нефтегазовых месторождений и провинций;

• предложена динамика институциональных изменений в сфере налогообложения добычи углеводородного сырья, учитывающая уровень развития системы государственного регулирования;

• обоснована необходимость повышения роли нефтегазодобывающих регионов в налоговом регулировании добычи углеводородного сырья;

• предложены и оценены институциональные изменения, направленные на более полный учет интересов коренных малочисленных народов при разработке недр на территориях традиционного природопользования;

• предложен и реализован методический подход к анализу и оценке институциональных преобразований в нефтегазовом секторе, учитывающий жесткость институциональных условий в сферах пользования недрами и налогообложения;

• показана необходимость учета комплементарности норм и правил в сферах налогообложения и пользования недрами при проведении институциональных преобразований в нефтегазовом секторе.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при обосновании направлений, этапов и темпов институциональных преобразований в нефтегазовом секторе, при совершенствовании системы государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов по вопросам недропользования, функционирования и развития нефтегазового сектора.

Апробация результатов. Основные результаты исследования были использованы при:

• разработке рекомендаций по освоению новых нефтяных месторождений на юге Тюменской области (1996;1998 гг.);

• разработке концепции развития Пур-Тазовской нефтегазовой провинции (1998 г.);

• подготовке рекомендаций по направлениям транспортировки углеводородного сырья с севера Западной Сибири (1997;1999 гг.);

• подготовке рекомендаций по направлениям налоговой реформы в нефтяном секторе России (1997;1999 гг.);

• разработке программы и концепции развития нефтяной и газовой промышленности в Томской области (1999;2000 гг.);

• подготовке материалов для разработки «Энергетической стратегии Сибири» (2000;2001 гг.);

• разработке рекомендаций по проблемам взаимодействия нефтегазового сектора и социально-экономической системы Ханты-Мансийского автономного округа (2000;2003 гг.);

• разработке комплексной системы обоснования стратегических решений по вопросам управления ресурсами углеводородного сырья Ямало-Ненецкого автономного округа (2002;2003 гг.);

• подготовке рекомендаций по учету интересов коренных малочисленных народов при принятии решений в сфере недропользования, а также при разработке соответствующего учебного курса (2005;2007 гг.);

• подготовке рекомендаций по дифференциации системы налогообложения в нефтегазовом секторе России (применительно к газоконден-сатным залежам, 2005;2006 гг.);

• разработке рекомендаций по формированию институциональных условий для рационального использования ресурсов попутного нефтяного газа (2006;2007 гг.).

Основные результаты исследований обобщены более чем в 60 печатных работах общим объемом около 90 пл. (авторских), в том числе в 6 монографиях, в 10 статьях в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

Методологические и методические результаты исследований докладывались на следующих конференциях, семинарах и конгрессах:

• Российско-канадском семинаре «Отношения между различными уровнями государственной власти в энергетическом секторе» (Москва, Томск, 2004 г.);

• Российско-канадском семинаре «Устойчивое развитие и энергетический сектор» (Калгари, 2004 г.- Томск, 2005 г.);

• Межрегиональном научно-практическом семинаре «Налогообложение в сфере природопользования» (Тюмень, 2004 г.);

• Семинаре «Учет интересов коренных малочисленных народов при принятии решений в сфере недропользования» (Москва- 2005, 2007 гг.);

• Семинаре Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «Экономические проблемы энергетического комплекса» (совместное заседание с Секцией экономики Отделения общественных наук РАН, Москва, 2006 г.);

• Всероссийской научно-практической конференции «Пути повышения эффективности геологоразведочных работ на нефть и газ в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия)» (Новосибирск, 2006 г.);

• Методологическом семинаре Отдела анализа и прогнозирования развития отраслевых систем ИЭОПП СО РАН (Новосибирск, 2006 г.);

• Международных научных конгрессах «ГЕО-Сибирь-2006», «ГЕО-Сибирь-2007» (Новосибирск- 2006, 2007 гг.);

• 2-м Сибирском энергетическом конгрессе (Новосибирск, 2007 г.).

Структура работы включает настоящее введение, семь глав, заключение, список литературы, приложение. Работа включает 321 страницу машинописного текста, в том числе 38 таблиц, 28 рисунков.

Список литературы

насчитывает 273 наименования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы разрабатываемого методологического подхода к исследованию процессов освоения нефтегазовых месторождений и провинций. Анализируется специфика формирования трансакционных издержек в сфере недропользования. Рассматриваются особенности формирования институциональных условий в нефтегазовом секторе России и их влияние на поведение недропользователей. Анализируется влияние системы государственного регулирования на изменения в структуре прав собственности на недра в России.

Во второй главе анализируются особенности поведения нефтегазовых компаний в сферах пользования недрами и налогообложения. В мягких институциональных условиях у недропользователей имеются широкие возможности оппортунизма со стороны нефтегазовых компаний, что ведет к значительному сокращению потенциальных социально-экономических выгод освоения ресурсов углеводородного сырья. Рассматриваются особенности институциональных условий и поведения недропользователей в сфере пользования недрами. Анализируются возможности оппортунистического поведения компаний в сфере налогообложения: применение трансфертных ценоптимизация эффективной ставки налога на прибыль, уплаты акцизов на нефтепродукты.

Третья глава посвящена исследованию подходов к анализу и оценке социально-экономических эффектов при освоении недр. Рассматриваются подходы к исследованию доходов рентного характера в недропользовании. Особый акцент сделан на необходимости учета институциональных факторов и условий при анализе процессов изъятия рентных доходов. В данной главе рассматриваются особенности формирования социально-экономических выгод на разных этапах освоения нефтегазовых месторождений при различной жесткости институциональных условий.

Четвертая глава посвящена исследованию динамики изменений в системе изъятия доходов рентного характера в нефтегазовом секторе России. При этом рассмотрены особенности эволюции специального налогообложения во взаимосвязи с изменением экономических и институциональных условий функционирования и развития нефтегазового сектора России. В данной главе рассматриваются институциональные проблемы формирования гибкой системы налогообложения в добыче углеводородного сырья. Анализируются проблемы применения производственного и экономического подхода к дифференциации налогообложения при добыче нефтегазовых ресурсов. При этом особенно важным представляется формирование институциональных условий для эффективного применения гибких схем изъятия рентных доходов.

Пятая глава посвящена проблемам учета интересов нефтегазодобывающих регионов при освоении недр на их территории. Рассматриваются динамика формирования социально-экономических выгод освоения недр, особенности поведения недропользователей в процессе освоения нефтегазовых провинций. В данной главе анализируются проблемы применения гибких механизмов специального налогообложения на региональном уровне во взаимосвязи с институциональными и экономическими условиями функционирования нефтегазовых компаний. Проведенный анализ показал, что зарубежный опыт и опыт российских регионов (прежде всего, Татарстана и Ханты-Мансийского автономного округа) свидетельствуют о целесообразности активного участия регионов в регулирования процессов освоения недр. Экспериментальные оценки подтверждают целесообразность налогового стимулирования нефтегазового сектора на региональном уровне.

В шестой главе рассматриваются проблемы учета интересов коренных малочисленных народов при освоении недр на территориях традиционного природопользования. Анализируются потенциальные выгоды и издержки для коренных народов, которые они могут получить при осуществлении нефтегазовых проектов, включая реализацию экономических соглашений, получение части доходов рентного характера, участие в процессах освоения недр. Приведены результаты расчетов, проведенных на основе разработанной автором методики. Предлагается динамика институциональных преобразований, направленных на более полный учет интересов коренных народов и повышение социально-экономических выгод освоения недр.

В седьмой главе представлена методика оценки различных по степени жесткости институциональных условий в нефтегазовом секторе и результаты экспериментальных расчетов. Особое внимание уделяется проблемам формирования институциональных условий в сферах пользования недрами и налогообложения. Предложены и обоснованы направления институциональных изменений в нефтегазовом секторе России.

Заключение

.

В современных социально-экономических системах предоставление прав на пользование недрами и последующие мониторинг и контроль процессов недропользования являются мощными рычагами включения нефтегазового сектора в систему взаимосвязей и взаимодействий как с другими секторами экономики, так и с группами населения, не затронутыми напрямую процессами освоения и разработки месторождений. Полнота и жесткость институциональных условий в сочетании с наличием эффективных процедур реализации норм и правил обеспечивают приближение реализованных социально-экономических выгод освоения недр для общества к их потенциальному уровню.

Проведенное исследование по изучению теоретических и методологических аспектов влияния институциональных условий на реализацию социально-экономических выгод освоения недр (на примере нефтегазовых ресурсов) позволяет обосновать следующие выводы и рекомендации.

1. Учет институциональных аспектов необходим для выработки адекватных практических рекомендаций, направленных на повышение социально-экономических выгод освоения недр для общества. При формировании и совершенствовании системы государственного регулирования нефтегазового сектора необходимо учитывать особенности динамики освоения нефтегазовых месторождений и провинцийповедение компаний в сферах пользования недрами и налогообложенияиздержки трансакцион-ного характера, связанные с формированием и функционированием норм и правил недропользования.

Для анализа функционирования и развития нефтегазового сектора особенно важным является исследование процессов освоения основных объектов сферы недропользования — месторождений полезных ископаемых. Жесткость институциональных условий влияет на поведение хозяйствующих субъектов при разработке участков недр, которое в свою очередь отражается на темпах и объемах геологоразведочных работна динамике добычи углеводородного сырьяна способах налоговой оптимизации, их масштабности и эффективности.

2. Проведенный анализ позволил выявить особенности поведения недропользователей в период трансформации экономической системы. При мягких институциональных условиях нефтегазовые компании стремятся осуществлять освоение недр и добычу углеводородов с применением методов, позволяющих извлекать наиболее привлекательные с финансовой точки зрения запасы, достигать в краткосрочной перспективе высоких показателей рентабельности. При этом возрастает риск потери части извлекаемых запасов. Недропользователи ориентированы на минимизацию затрат на природоохранные мероприятия, что особенно значимо с точки зрения социально-экономических выгод освоения недр на региональном уровне (в том числе для коренных народов при освоении недр на территориях традиционного природопользования).

В сфере налогообложения в рамках мягких институциональных условий нефтегазовые компании активно и эффективно (со своих позиций) реализовывали возможности оппортунистического поведения. К основным способам перераспределения рентных доходов в пользу нефтегазовых компаний в России следует отнести: применение трансфертных цениспользование льготных оффшорных зон для снижения эффективной ставки налога на прибыль (прежде всего, в части, зачисляемой в региональные бюджеты). Условия налогообложения, формирующиеся в России с 2002 г., уже не могут быть охарактеризованы как мягкие. Об этом свидетельствуют установление специфических ставок налога на добычу (частичное решение проблемы трансфертного ценообразования), возврат государству части ранее оптимизированных налогов и платежей рентного характера.

3. Анализ поведения недропользователей в различных условиях позволяет сформировать структуру критерия рациональности институциональных изменений. При анализе и оценке институциональных условий в нефтегазовом секторе в составе социально-экономических выгод освоения недр необходимо учитывать следующие компоненты: обычные и специальные налогивыгоды и издержки социального характера (прежде всего, доходы занятых в реализации проектов и экологические издержки) — потери в недрах части технически извлекаемых запасовспецифические тран-сакционные издержки государства. Уровень отмеченных специфических издержек во многом определяет степень жесткости институциональных условий.

Важнейшим компонентом, определяющим уровень социально-экономических выгод, являются доходы рентного характера. Величина рентных доходов, их динамика, подходы к изъятию в существенной степени зависят от действия значительного числа институциональных факторов и условий. Повышение жесткости институциональных условий является одной из важнейших предпосылок общественно-целесообразного освоения нефтегазовых ресурсов, роста уровня реализованных рентных доходов. Необходимо формирование и применение норм и правил, определяющих условия эффективного освоения недр. В свою очередь, практическая реализация данных правил позволяет применять более гибкие и более адекватные особенностям освоения и добычи углеводородного сырья схемы налогообложения. При этом возрастают издержки администрирования подобных систем, трансакционные издержки государства в связи с формированием и практической реализацией системы регулирования нефтегазового сектора.

4. В сфере налогообложения следует выделить два основных направления, по которым часть доходов рентного характера теряется или перераспределяется в пользу нефтегазовых компаний: схемы налоговой оптимизации (реализация возможностей оппортунистического поведения) и негибкость системы специальных налогов.

Гибкое налогообложение следует рассматривать как важнейшую часть системы государственного регулирования нефтегазового сектора, включая регулирование процессов разработки и добычи, формирования налогооблагаемой базы, организационной структуры. Изменения в сфере налогообложения следует осуществлять поэтапно, а каждый шаг должен быть синхронизирован с мероприятиями по реформированию других элементов системы регулирования. Необходим учет комплементарности институтов в сферах налогообложения и пользования недрами.

В современных условиях в России началась реализация дифференцированного подхода к налогообложению нефтегазового сектора по производственному принципу. При этом в газовой промышленности следует учитывать, прежде всего, различия в глубине скважин. Данный показатель относительно легко администрируется и является одним из основных факторов, определяющих различия в уровне издержек на добычу газа.

5. Динамический характер освоения нефтегазовых провинций обуславливает необходимость активного и заинтересованного участия регионов в процессах регулирования добычи углеводородного сырья. На разных стадиях освоения провинций механизмы регулирования должны адаптироваться к изменяющимся условиям.

В основных нефтегазовых регионах России в 1990;е гг. осуществлялись важные шаги по формированию специальных институциональных условий при добыче углеводородного сырья. Налоговая политика в целом ряде регионов адекватно учитывала особенности развития нефтегазового сектора, динамику минерально-сырьевой базы, особенности периода трансформации системы государственного регулирования. Нормативно-правовая база, созданная в нефтедобывающих регионах, опережала федеральное законодательство, соответствуя целям повышения социально-экономических выгод освоения недр.

В современных условиях опыт нефтегазодобывающих регионов оказался не востребованным, хотя он представляется очень важным для построения рентоориентированых систем налогообложения. Применение стимулирующих налоговых механизмов ведет к стабилизации и росту объемов добычи нефти, доходов федерального и региональных бюджетов, уровня занятости населения, о чем свидетельствуют результаты проведенных экспериментальных расчетов.

6. Перспективы развития правового пространства, регулирующего вопросы пользования недрами на территориях традиционного природопользования в России, связаны с формированием более жестких норм и правил, позволяющих учитывать интересы коренных малочисленных народов.

Значительная часть потенциальных выгод для коренных народов не связана с дополнительными затратами для нефтегазовых компаний. Более полный учет интересов коренных народов способствует повышению социально-экономических выгод освоения недр. С этой точки зрения необходимо участие коренных народов в процессах освоения недр, включая мониторинг и контроль экологической ситуации в районах реализации нефтегазовых проектов, предоставление услуг производственного и потребительского характера для компаний нефтегазового сектора.

7. При мягких институциональных условиях государство несет, с одной стороны, относительно небольшие трансакционные издержки, связанные с регулированием нефтегазового сектора, а с другой, значительные потери в связи с применением менее рационального режима недропользования. Дополнительные выгоды нефтегазовых компаний, полученные в результате мягкости институциональных условий, с точки зрения общества могут быть отнесены к трансакционным издержкам. Недопроизводство углеводородов, недополученные доходы рентного характера, нарушения экологических требований являются издержками, платой общества за несовершенство сформированных норм и правил недропользования.

Существующая в настоящее время система государственного регулирования нефтегазового сектора России является далеко не самой эффективной. Результаты расчетов показывают, что могут быть получены существенно большие социально-экономические выгоды при более жестких институциональных условиях в сфере недропользования и при применении гибких механизмов изъятия доходов рентного характера.

Основные направления изменения институциональных условий с точки зрения повышения уровня социально-экономических выгод освоения недр для общества должны быть связаны:

• с переходом от мягких институциональных условий к более жестким;

• с переходом к гибкому налогообложению (при его постепенной переориентации от производственного к экономическому подходу).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Стратегия: выбор курса. М.: Институт экономики РАН. 2002.-210 с.
  2. А.Г. Управление социалистическими предприятиями: вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1979. — 448 с.
  3. Л.А., Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Влияние нефтяного проекта на социально-экономическое развитие территории его реализации // Регион: экономика и социология. 1998. № 3. С. 33−50.
  4. А., Крюков В. Есть ли будущее у «малых» нефтегазовых компаний? // Нефть России. 1999. № 8. С. 10−15.
  5. М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск: Наука, 1980. -256 с.
  6. Ю.Е. Методика дифференциации налога на добычу нефти и газа // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2005. № 1.- С. 58−61.
  7. М.Д., Назаров В. И. Стоимостная оценка запасов как основа рентной системы налогообложения в нефтяной промышленности // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2004. № 4. -С. 18−23.
  8. Ю.Н. Реформирование налогообложения минерально-сырьевого сектора. М.: Институт экономики переходного периода, 2001.- 126 с.
  9. Ю.Богачев В. Н. О горной ренте и оценке месторождений сырья и топлива // Вопросы экономики. 1974. № 9. С. 25−38.
  10. П.Боксерман А., Мищенко И. Пути преодоления негативных тенденций развития НТК России // Технологии ТЭК. 2006. № 8.
  11. Буш Д., Джонстон Д. Управление финансами в международной нефтяной компании / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003. — 432 с.
  12. К.К., Кривенко А. П., Равкин Ю. С. и др. Информационная теория стоимости и системные экономические оценки природных ресурсов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. — 598 с.
  13. П., Лившиц В., Смоляк С., Шахназаров А. О методологии оценки эффективности реальных инвестиционных проектов // Российский экономический журнал. 2006. № 12. С. 63−75.
  14. В.А., Кузовкин А. И., Мудрецов А. Ф. Природная рента и методы ее оценки // Проблемы прогнозирования. 2005. № 1. С. 5061.
  15. В.А., Кузовкин А. И. Газовый комплекс: вопросы ценового и финансового регулирования // Проблемы прогнозирования. 2005. № 2.-С. 19−36.
  16. H.A., Любашевский В. Б. Проблемы и методы государственного регулирования энергообеспечения экономики России. Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2003.
  17. Ю. Назад к дифференциации // Нефть и капитал. 2002. № 12. -С. 12−14.
  18. Г. Оценка налоговой нагрузки на российские нефтяные компании в 2000 году. М.: Институт финансовых исследований, 2002. -29 с.
  19. A.A. Обоснование эффективности управленческих решений в нефтегазовом комплексе. Новосибирск: СНИИГГиМС, 1999. -182 с.
  20. A.A. Экономико-математические модели поисков, разведки и освоения месторождений минерального сырья. М.: Недра, 1987. -119 с.
  21. С., Петров Ю. Рентные доходы бюджета как ресурс возрождения России // Мировая энергетическая система. 2001. № 5.
  22. Н., Матузко С. Сравнение бюджетов юга Тюменской области и автономных округов с бюджетом «среднего» региона Российской Федерации // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2000. № 3−4. С. 93−96.
  23. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2004 году». М.: Министерство природных ресурсов РФ. 2005.
  24. Е. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового комплекса// Вопросы экономики. 2004. № 10. С. 4−31.
  25. М. Благие намерения. О проектах изменений в налогообложении нефтедобычи // Нефть России. 2006. № 8. С. 82−85.
  26. Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции. М.: Олимп-Бизнес, 2000. — 352 с.
  27. Т.Е., Калинина A.A., Анищенко JT.A. и др. Топливный сектор Республики Коми: направления и методы регулирования развития. Сыктывкар, 2002. — 416 с.
  28. Добрецов H. JL, Конторович А. Э., Коржубаев А. Г., Кулешов В. В., Селиверстов В. Б., Суслов В. И. Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири // Регион: экономика и социология. 2001. № 4.-С. 35−99.
  29. С.С. Особенности налоговой системы в нефтяном секторе экономики. М.: А и Б, 1999. — 80 с.
  30. С.С. Выработанность запасов как фактор дифференциации налога на добычу полезных ископаемых // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2005. № 6. С. 53−56.
  31. О.М., Елгин В. В. Проблемы устойчивого развития крупного сырьевого моноотраслевого региона на Крайнем Севере. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004. — 206 с.
  32. О.М., Миловидов К. Н., Чугунов JI.C., Ремизов В. В. Стратегия развития нефтегазовых компаний. М.: Наука, 1998. — 623 с.
  33. И. Кому доверить воспроизводство? // Нефть и капитал. 2000. № 6.-С. 32−34.
  34. А. Почему Западной Сибири далеко до Эмиратов? // Нефтегазовая вертикаль. 1999. № 4. С. 80−85.
  35. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. Под ред. А.Аузана. М.: МГУ, 2005.
  36. И. На основе консенсуса: Росэнерго выработало проект дифференциации H ДНИ для нефтедобычи // Нефть и капитал. 2005. № 10.-С. 12−14.
  37. З.И., Соболева C.B., Тапилина B.C. Малочисленные народы Сибири: изгои XXI века? // Регион: экономика и социология. 2006. № 2.-С. 200−216.
  38. Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990. — 90 с.
  39. В.И. Нефтяные тендеры в Ханты-Мансийском автономном округе // Финансы в Сибири. 1997. № 1 (39).
  40. В.И. Государство все время пытается изымать мифические сверхприбыли // Нефть и капитал. 2000. № 6. С. 36−37.
  41. В., Потеряев А. Взаимоотношения федерального центра, администрации округа и нефтегазовых компаний // Югра: дела и люди. 1998. № 2.
  42. В.И., Кирсанов А. Н., Мясникова Г. П., Сергеева H.A., Шпильман В. И. Основы рационального недропользования. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 1999. — 124 с.
  43. В.И., Сергеева H.A., Панов В. Ф., Краснов О. С. Проблемы налоговой реформы в нефтегазовой отрасли ХМАО // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. № 6. С. 35−39.
  44. И.Д. Экономические проблемы развития нефтяной промышленности Западной Сибири. М.: Недра, 1975. — 144 с.
  45. С. Становление нефтегазовой экономики и ее развитие в современной России // Экономическая наука современной России. 2006. № 4.-С. 99−111.
  46. С.А., Андрюшин С. А. Проблема горной ренты // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 302.
  47. М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск: Наука, 1999. — 144 с. 5 5. Клейн ер Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. — 240 с.
  48. В.И. Методология анализа налогово-бюджетной и региональной политики на субфедеральном уровне. Новосибирск: ИЭ-ОПП СО РАН, 2004. — 240 с.
  49. В.Н. Недропользование: теоретико-правовой анализ. М.: ООО «Нестор Академик Паблишерз», 2005. — 224 с.
  50. A.A. Анализ эффекта от реализации нефтегазовых проектов СРП в России для бюджетов разных уровней // Нефтяное хозяйство. 2000. № 10.-С. 24−30.
  51. A.A. Выдержит ли скважина? О резервах улучшения законопроекта по налогу на добычу полезных ископаемых // Нефть и капитал. 2001. № 6. С. 12−16.
  52. A.A. Реформы в нефтяной отрасли России (налоги, СРП, концессии) и их последствия для инвесторов. М., 2002.
  53. А., Субботин М. Тяжба о разделе. М.: ВНИИОЭНГ, 1996.
  54. А.Э. Мифы и реальность Восточной Сибири // Нефть России. 2006. № 1. С. 41−46.
  55. А.Э., Коржубаев А. Г. В чем ошибки российского ТЭК? // Нефть России. 2006. № 7. С. 22−25.
  56. А.Э., Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Горная рента в нефтяной промышленности // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2004. № 3. С. 25−35.
  57. А.Э., Суслов В. И., Брехунцов A.M., Левинзон И. Л., Коржубаев А. Г., Харитонова В. Н., Чурашев В. Н. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа // Регион: экономика и социология. 2003. № 3. С. 3−38.
  58. Коренные народы Канады. Нефть и закон. (Сборник законодательных актов Территории Юкон). М.: Слово и дело, 2002. — 266 с.
  59. Коренное население. Директива Всемирного банка № 4.20. 1991 // Материалы семинара «Project Analysis: Training of Trainers Course. Social Analysis». Economic Development Institute. World Bank, 1994.
  60. А.Г. Рента в нефтяной промышленности // Системное исследование экономических процессов в России/ Отв. ред. В. Н. Павлов, Л. К. Казанцева. Новосибирск: ИЭОПП, 2004. — С. 3−30.
  61. А., Елкина И., Эдер Л. Доходы и сверхдоходы: факторы формирования ренты в нефтяной промышленности // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 2. С. 383.
  62. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. 608 с.
  63. Я., Маскин Э., Ролан Ж. Осмысливая феномен мягких бюджетных ограничений // Вопросы экономики. 2004. № 11. С. 7−33- 2004. № 12.-С. 35−53.
  64. Р. Фирма, рынок и право. Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1993. -192 с.
  65. В.А. Роль и значение для экономического развития Сибири перехода к платным принципам недропользования. Новосибирск: ИЭиОПП, 1993.-45 с.
  66. В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.-278 с.
  67. В.А. Особенности институциональных преобразований в НГС экономики России. М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 36 с.
  68. В.А. Институциональные преобразования в нефтегазовом комплексе теоретические основы и российская практика. — М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования, 2000. — 111 с.
  69. В.А. Опыт реформирования отношений собственности в Российском нефтегазовом секторе // Отношения собственности: теоретические основы и стратегия совершенствования. М.: Государственный университет управления, 2002. — С. 242−257.
  70. В.А., Шмат В. В. Вертикально интегрированные нефтегазовые компании обратная сторона медали // ЭКО. 1995. № 2. — С. 103−117.
  71. В.А., Токарев А. Н. Региональные аспекты инвестиционного климата // Нефтегазовая вертикаль. 1998. № 3. С. 102−105.
  72. В. А., Токарев А. Н. Недропользование и социально-экономическое развитие сырьевых территорий с позиций российского федерализма // Регион: экономика и социология. 2003. № 4. С. 15−36.
  73. В.А., Ковалев С. Ю. Проблема денежной оценки рентной составляющей и стоимости месторождений углеводородов: учет возможных изменений институциональных условий. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. — 80 с.
  74. В.А., Токарев А. Н. Учет интересов коренных малочисленных народов при принятии решений в сфере недропользования. Библиотека коренных народов Севера. Вып. 10. 2005а. 172 с.
  75. В.А., Токарев А. Н. Особенности недропользования в России: анализ с позиции институционального подхода // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 20 056. Т. 5, вып. 2. С. 110−123.
  76. В.А., Токарев А. Н. Институциональные рамки обеспечения долгосрочных экономических интересов коренных малочисленных народов Севера при реализации проектов в сфере недропользования // Регион: экономика и социология. 2005 В. № 2. С. 206−228.
  77. В.А., Токарев А. Н. Инвестиционный климат в нефтегазовом секторе России // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Т. 6, вып. 1. С. 84−97.
  78. В.А., Токарев А. Н. Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике: о соотношении реализованной и потенциальной общественной ценности недр (теория, практика, анализ и оценки). Новосибирск: Наука-Центр, 2007. — 588 с.
  79. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Функционирование нефтегазового сектора в условиях перехода территорий кпринципам устойчивого социально-экономического развития (на примере ЯНАО). Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1996. — 40 с.
  80. В., Севастьянова А., Шмат В. Производственно-финансовая модель регионального нефтегазового сектора // Нефтегазовый сектор в трех измерениях. Новосибирск: ИЭиОПП, 2000а. — С. 57−103.
  81. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Трансформация механизмов регулирования экономики сырьевого региона при изменении стадий освоения природно-ресурсного потенциала. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 20 006. — 72 с.
  82. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Региональные аспекты реформирования налоговой системы в нефтегазовом секторе России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. — 160 с.
  83. В.А., Севастьянова А. Е., Токарев А. Н., Шмат В. В. Эволюционный подход к формированию системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.- 168 с.
  84. В.А., Шафраник Ю. К., Шмат В. В. О переходе нефтегазового сектора России к инновационной модели развития // Нефтегазовый сектор России в теории и на практике. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003.-С. 93.
  85. В.А., Земцов Р. Г., Токарев А. Н. Создание условий для малых инновационно-ориентированных компаний приоритетная задача регулирования нефтегазового сектора на региональном уровне // Регион: экономика и социология. 2004. № 4. С. 52−67.
  86. В.А., Силкин В. Ю., Токарев А. Н., Шмат В. В. Подходы к дифференциации налогообложения в газовой промышленности. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. 172 с.
  87. H.A., Батурин Ю. Н. Геолого-экономический анализ освоения ресурсов нефти. М.: Недра, 1990. — 154 с.
  88. Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможность культивирования институциональных изменений) // Вопросы экономики. 2005а. № 5. С. 5−27.
  89. ЮО.Кузьминов Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможность культивирования институциональных изменений. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 20 056. — 83 с.
  90. .Н., Агеев А. И., Волконский В. А., Кузовкин А. И., Мудрецов А. Ф. Природная рента в экономике России. М.: ИНЭС, 2003. -192 с.
  91. В.В., Пляскина Н. И., Харитонова В. Н. и др. Перспективное планирование Западно-Сибирского нефтегазового комплекса / Отв. ред. Орлов Б. П. Новосибирск: Наука, 1987. — 216 с.
  92. В.В., Крюков В. А. Экономическое развитие Западной Сибири в XX веке (дискуссионные материалы). Новосибирск: ИЭи-ОПП СО РАН, 2000.-48 с.
  93. А. Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. 2006. № 8. С. 4−16.
  94. В.В. Экспертная оценка масштабов нефтезагрязнения ХМАО // Информационный бюлллетень «О состоянии окружающейприродной среды ХМАО в 2001 году». НПЦ «Мониторинг», Ханты-Мансийск, 2002.
  95. В.В., Попов Е. В. Трансакционные издержки вообще и в российском ОПК в частности // ЭКО. 2005. № 5. С. 124−139.
  96. Л.К. Налоговое регулирование при пользовании недрами в России и зарубежных странах. М.: ВНИИВС, 2002. — 124 с.
  97. Г. П. Предмет, метод и базовые категории институциональной экономики. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. — 86 с.
  98. Г. П. Институциональная экономическая теория. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. — 336 с.
  99. ПО.Лукьянчиков H.H. Природная рента и охрана окружающей среды.
  100. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 176 с. 1 П. Львов Д. С. Экономика развития. — М.: Экзамен, 2002а. — 512 с.
  101. Д.С. Концепция управления национальным имуществом. М.: Институт экономических стратегий, 20 026.
  102. Д.С. Вернуть народу ренту. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2004. — 256 с.
  103. Д.С., Кипельман С. А. России нужна эффективная система недропользования // Журнал экономической теории. 2005а. № 3. С. 16−27.
  104. Д.С., Кипельман С. А. Об эффективной системе недропользования // Экономическая наука современной России. 20 056. № 4. С. 18−23.
  105. Д.С., Кипельман С. А., Пителин А. К. О проблеме рентного налогообложения // Экономическая наука современной России. 2004. № 3. С. 5−16.
  106. В. Эволюционная теория и технологический прогресс // Вопросы экономики. 2001. № 11. С. 4−8.
  107. B.JT. О применении метода эволюционной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 18−26.
  108. A.A. Права коренных народов Севера на землю и природные ресурсы: эффективное использование и совместное управление. -М.: АКМНСС и ДВ РФ. Библиотека коренных народов Севера. 2005. Вып. 3. 89 с.
  109. В.В., Удалова И. В. Традиционное хозяйство народов Севера и нефтегазовый комплекс (социологическое исследование в ХМАО). Новосибирск: Наука, 2002. — 254 с.
  110. В. Российские недра дорожают // Нефть и капитал. 2007. № 1−2. С. 38−41.
  111. С.М. Анатомия российского капитализма. М.: Международные Отношения, 2004. — 430 с.
  112. К.Н. Критерии и методы оценки эффективности воспроизводства запасов нефти и газа. М.: Недра, 1989. — 224 с.
  113. Г. М. Проблемы экономической оценки воспроизводимых природных ресурсов // Природные ресурсы в моделях территориально-производственных систем. Отв. ред.: Г. М. Мкртчян, С.А. Суспи-цын. Новосибирск, Наука, 1982. — С. 83−105.
  114. Г. М. Методы оценки эффективности освоения природных ресурсов / Отв. ред. Ю. И. Максимов. Новосибирск: Наука, 1984. -205 с.
  115. Г. М., Пляскина Н. И. Топливно-энергетический комплекс и окружающая среда: экономические и правовые аспекты/ Под ред. И. И. Думовой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. — 340 с.
  116. Моделирование развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Отв. ред.: С. Н. Старовойтов, Г. Л. Чудновский. Новосибирск: Наука, 1982.- 128 с.
  117. И.В. Экономический анализ разработки газовых и газокон-денсатных месторождений. М.: Недра, 1975. — 216 с.
  118. О. Почему не работает федеральный закон о территориях традиционного природопользования // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2002. № 11−12. С. 54−56.
  119. Р., Назипов А., Бережная Л. Система платежей и налогообложение в России при воспроизводстве минерально-сырьевой базы нефти (на примере АО «Татнефть») // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1996. № 5. С. 33−36.
  120. В. Нефтяная рента // Нефть и капитал. 2004. № 2. С. 8−12.
  121. Найдите десять отличий («Татнефть» отстаивает идею дифференцированного налогообложения)// Нефть и капитал. 2004. № 2. С. 14−16.
  122. Налоговая реформа в России. М.: Институт экономики переходного периода. 2003.
  123. Недропользование в Ханты-Мансийском автономном округе в 2002 году. Правительство ХМАО. ГУП ХМАО «НАЦ РН им. В.И.Шпильмана». Тюмень-Ханты-Мансийск, 2003. — 100 с.
  124. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 474 с.
  125. А.Н. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 42−56.
  126. А.Н. Экономика и институциональная теория / Отв. ред. акад. Л. И. Абалкин. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 416 с.
  127. Нефтяная промышленность СССР. 1980. М.: ВНИИОЭНГ, 1981. -595 с.
  128. Нефтяная промышленность СССР. 1987. М.: ВНИИОЭНГ, 1988. -703 с.
  129. Т.С. Анализ общественной эффективности инвестиционных проектов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005а. — 221 с.
  130. Т.С. Взаимосвязь государственных финансов и финансов предприятий: анализ общественной эффективности инвестиционных проектов // Регион: экономика и социология. 20 056. № 2. С. 171−184.
  131. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ Пер. с англ. А. Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997а. — 180 с.
  132. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 19 976. № 3. С. 6−17.
  133. Обзор законов и нормативных актов Арктических стран по защите прав коренных народов. Соглашения и Резолюции. / Сост. Суляндзига Р. В. Серия: Библиотека коренных народов Севера, вып. 8. М., 2005. -155 с.
  134. В.П. Базовый закон о недропользования в России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. № 4. -С. 2−9.
  135. В.П. Задачи законодательного обеспечения минерально-сырьевого комплекса // Минеральные ресурсы. Экономика и управление. 2003. № 5−6.-С. 3−6.
  136. Отчет об итогах проверок обоснованности предоставления налоговых льгот на территории г. Байконура. М.: Счетная палаты РФ, 2002.
  137. Г. Диагноз для скважины // Нефть России. 2006. № 3. С. 104−107.
  138. Е., Кипельман С. Очередная редакция Закона «О НДПИ» снова вызывает вопросы // Нефть России. 2006. № 8. С. 71−75.
  139. В. Экономика добывающего региона и реформы в сфере недропользования // Федерализм: Теория. Практика. История. 2004. № 4. С. 47−68.
  140. Перспективное планирование Западно-Сибирского нефтегазового комплекса / Отв. ред. Орлов Б. П. Новосибирск: Наука, 1987. — 216 с.
  141. А.И. Основы горного права. М.: Недра, 1996. — 298 с.
  142. А.И. Налогообложение нефтегазодобычи. М.: Нестор академик паблишере, 2004.
  143. В. Оленеводы и нефтедобытчики возможно ли взаимопонимание и сотрудничество? // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2003. № 13.-С. 96−100.
  144. Ю. Нефтегазовая рента как источник бюджетных доходов (макроэкономическая оценка на основе данных межотраслевого баланса) // Российский экономический журнал. 2004. № 8. С. 3−12.
  145. Н.И. Прогнозирование комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных районов: теоретические и методологические аспекты / Под ред. Б. В. Робинсона. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. — 328 с.
  146. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономико-математические методы. 1999. Том 35. Вып. 2.- С. 1−37.
  147. Природные ресурсы антропосферы: воспроизводство, стоимость, рента / Отв. ред. К. К. Вальтух. М.: «Янус-К», 2002. — 396 с.
  148. Природопользование в системе управления: Планирование с использованием экономико-математических методов / Г. М. Мкртчян, Л. А. Бондаренко, И. И. Думоваи др. Новосибирск: Наука, 1991. — 247 с.
  149. Проблемы и перспективы развития нефтегазовых комплексов в Сибири / Под ред. Максимова Ю. И., Мкртчяна Г. М. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1984. — 146 с.
  150. Проблемы развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса/ Отв. ред. Старовойтов С. Н. Новосибирск: Наука, 1983. — 224 с.
  151. Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо-Востока, Урала и Сибири/ Под ред. Алексеева В .В., Бандмана М. К., Кулешова В. В. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.-356 с.
  152. Промышленность России. 2005: Стат. сб. /Росстат. М., 2006. -460 с.
  153. В.Ф., Пителин А. К. Народнохозяйственная оценка инвестиционных проектов // Экономика и математические методы. 2001. Том 37, № 2.-С. 3−13.
  154. Развитие народного хозяйства Сибири. Отв. редакторы: Бандман М. К., Орлов Б. П., Цимдина З. Р. Новосибирск: Наука, 1978. — 376 с.
  155. А. Образование территорий традиционного природопользования в ХМАО: опыт, проблемы, перспективы // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2002. № 11−12. С. 57−59.
  156. Ю.В. Горная рента. М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000.-221 с.
  157. Ю.В. Сверхприбыль недр. М.: Эдиториал УРСС. 2001. -224 с.
  158. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2002. — 863 с.
  159. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2003. — 895 с.
  160. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005. Стат. сб./ Росстат.- М., 2006. 982 с.
  161. Реформирование федеративных отношений в России (взгляд с позиций конкурентного федерализма) // Вопросы экономики. 2000. № 10.- С. 27−48.
  162. .В. Нефтегазовый потенциал Сибирской платформы: экономическая целесообразность освоения // Регион: экономика и социология. 1998. № 3. С. 79−94.
  163. .В. Экономическая оценка нефтяных ресурсов новых районов. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1985. — 112 с.
  164. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. Сборник/ Госкомстат России. М., 2003. — 705 с.
  165. Российский статистический ежегодник. 2004. Стат.сб./Росстат. М., 2005.-725 с.
  166. Российский статистический ежегодник. 2006. Стат.сб./Росстат. М., 2006. 806 с.
  167. A.B. Проблема земельной ренты в российской экономике.- Новосибирск, ИЭиОПП СО РАН, 1997. 172 с.
  168. П.В. Основные итоги работы федерального агентства по недропользованию в части углеводородного сырья и подземных вод в 2004 г. и задачи на 2005 г. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2005. № 2.
  169. Р.Н. Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики. Новосибирск: Наука, 2001. -232 с.
  170. А. Как доказать очевидное? // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 14.-С. 10−13.
  171. В. Мониторинг разработки месторождений будет совершенствоваться // Нефть и капитал. 2006. № 3. С. 64−66.
  172. Совершенствование институциональных механизмов в промышленности / Под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.-348 с.
  173. В.Г., Смирнов В. А. Исследование гибкости и надежности экономических систем. Новосибирск: Наука, 1990. — 253 с.
  174. В.М., Соколов A.B. Образование и распределение горной ренты в цветной металлургии. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2001. — 186 с.
  175. Ю.А. Экономика разведки и оценки недр. М.: Недра, 1989.- 191 с.
  176. А. Постадийный разбор. Экологические последствия различных этапов освоения недр на примере ХМАО // Нефть и капитал. 2006. № 8. С. 76−79.
  177. Спор об СРП. / Под ред. Арбатова A.A., Конопляника A.A., сост. Белова М. А. М., Олита, 2003. — 228 с.
  178. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в 21 веке. / Под редакцией А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. М.: Экономика, 2002. — 414 с.
  179. М. Да здравствует рента! // Нефть России. 2004. № 1. С. 56−57.
  180. М. Каждому сорту свою цену // Мировая энергетика.2005. № 6. С. 20−22.
  181. B.JI. Введение в экономическую теорию контрактов. -М.: ИНФРА-М, 2004. 144 с.
  182. В. Улучшение защиты прав собственности неиспользуемый резерв экономического роста России? // Вопросы экономики.2006. № 1.-С. 22−38.
  183. B.B. Влияние налоговой системы на инвестиционные возможности и эффективность деятельности предприятия // Регион: экономика и социология. 2006. № 2. С. 164−175.
  184. M.A., Суляндзига Р. В. Обзор международных законов и стандартов по правам человека, устойчивому развитию и по защите прав коренных народов. Серия: Библиотека коренных народов Севера, вып. 6.М., 2005.-210 с.
  185. А.Н. Особенности налогообложения нефтяной промышленности в России // Нефть, газ и право. 1996а. № 3. С. 16−24.
  186. А.Н. Влияние основных условий нефтяных соглашений на распределение риска между инвестором и принимающим государством // Нефть, газ и право. 19 966. № 4. С. 9−17.
  187. А.Н. Особенности налогообложения нефтяной промышленности в странах с рыночной экономикой // Нефть, газ и право. 1997а. № 3. С. 7−15.
  188. А.Н. Налоговый кодекс: новое в налогообложении нефтяного сектора // Нефть, газ и право. 19 976. № 4. С. 13−19.
  189. А.Н. Особенности методики дифференциации ставок акциза на нефть // Нефть, газ и право. 1998а. № 2. С. 15−18.
  190. А.Н. Особенности налогового регулирования нефтегазового сектора на региональном уровне // Нефть, газ и право. 19 986. № 5. -С. 7−15.
  191. А.Н. Налогообложение нефтегазового комплекса и учет интересов сырьевых территорий // Нефть, газ и бизнес. 1999. № 6. С. 34−40.
  192. А.Н. Налоговое регулирование нефтегазового сектора: региональные аспекты. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000. -256 с.
  193. А.Н. Анализ структуры доходов рентного характера в нефтяном секторе России: учет интересов сырьевых регионов // Нефтегазовый сектор России в теории и на практике. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003.-С. 73−105.
  194. А.Н. Изменения в налогообложении нефтегазового сектора: учтены ли интересы сырьевых регионов // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2004. № 2.-С. 56−61.
  195. И., Мухарлямова Н., Сутормин С. Больше не значит эффективней: итоги разработки нефтяных месторождений ХМАО в 2004 г. // Нефть России. 2005. № 4. — С. 54−57.
  196. Топливо и энергетика России (Справочник специалиста топливно-энергетического комплекса). Под ред. A.M. Мастепанова. М.: ИАЦ Энергия, 2005.-608 с.
  197. Традиции развития // Нефтегазовая вертикаль. 2004. № 6. С. 42−45.
  198. О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация"/ Пер. с англ. СПб.: Лениздат, CEV Press, 1996.-702 с.
  199. А. Новые аспекты развития российской региональной политики // Федерализм. 2006. № 1. С. 17−32.
  200. Финансы России. 2006: стат. сборник/ Росстат. М., 2006. — 367 с.
  201. Э.М., Халимов Ю. Э. О рациональной разработке нефтяных месторождений в новых экономических условиях // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. № 5. С. 38−42.
  202. Э.М., Колесникова Н. В., Богданов С. Д. Первый опыт стоимостной оценки запасов углеводородного сырья // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2004. № 4. С. 25−29.
  203. С.Н. Правовое обеспечение прав и гарантий коренных малочисленных народов Севера // Мир коренных народов. Живая Арктика. 2003. № 15.-С. 5−7.
  204. Р. Хотим стабилизации? Меняем налоги! // Нефтегазовая вертикаль. 1999а. № 10.
  205. Р. Налоговое стимулирование нефтяников в Татарстане дает реальные плоды // Нефть и капитал. 19 996. № 11. С. 15−18.
  206. X. Экономика исчерпаемых ресурсов // Рынки факторов производства. Серия «Вехи экономической мысли». СПб: Экономическая школа, ВШЭ, 1999.-С. 262−331.
  207. Е., Черкашин И. Что дает рента федеральному бюджету? (анализ зависимости доходов российского бюджета от «нефтедолларов») // Вопросы экономики. 2004. № 7. С. 51−69.
  208. А.Е. Неоинституциональная экономическая теория М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999. — 465 с.
  209. А.Е. Новая институциональная экономическая теория: особенности предмета и метода. М.: ТЕИС, 2003. 51 с.
  210. Ю.К. Нефтегазовый фактор России. М.: Второй вариант, 2005.- 160 с.
  211. Ю.К., Крюков В. А. Нефтегазовые ресурсы в круге проблем. О формировании комплексной системы недропользования при вовлечении в оборот ресурсов углеводородного сырья в условиях переходного периода. М.: Недра, 1997. — 265 с.
  212. В.В. Российская нефть: быть или не быть? // ЭКО. 2004. № 2. -С. 92−120.
  213. В.В., Севастьянова А. Е. Новая стратегия нефтегазовых территорий: экономика, информация, социум. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. — 192 с.
  214. Т. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. -М.: Дело, 2001.-408 с.
  215. Экономические издержки законотворчества. Аналитический доклад. -М.: Аудиторско-консалтинговая компания «ФБК». 2004.
  216. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). Под ред. P.M. Нуреева. Часть третья. Государство в современной России. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 150 (3). М.: МОНФ, 2003.
  217. Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера. 2003. Федеральная служба государственной статистики. М., 2004.
  218. Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивили-зационном измерении. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003а. — 240 с.
  219. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 20 036. — 411 с.
  220. Ahmad Е., Mottu Е. Oil Revenue Assignments: Country Experiences and Issues. IMF Working Paper. 2003. № 2. -26 p.
  221. Alberta Natural Gas Royalty: Principles and Procedures. Canada: Alberta Energy. 2003.
  222. Annual Report. 1996−1997. Alberta Ministry of Energy. Canada. 1997. -76 p.
  223. Alberta Petroleum Royalty Guidelines: Principles and Procedures. Edmonton: Alberta Department of Energy, 1999.
  224. Azeri, Chirag & Gunashli Full Field Development. Phase 1. Environment & Socio-economic Impact Assessment. British Petroleum, 2002.
  225. Bahl R. Revenue Sharing in Petroleum States // Workshop on Petroleum Revenue Management. Oil, Gas and Chemicals Department of the World Bank. 2002.
  226. British Columbia Offshore Oil & Gas Socio-Economic Issues: Introduction and Overview. Royal Roads University: Science, Technology and Environment Division. Canada, 2004.
  227. British Columbia Offshore Oil and Gas Technology Report. Canada: British Columbia, 2001.
  228. Cordes J. An introduction to the taxation of mineral rents // The Taxation of Mineral Enterprises. Graham and Trotman- Martinus Nijhoff. Ed. J. Otto. 1995.-P. 25−46.
  229. Costs and Indices for Domestic Oil and Gas Field Equipment and Production Operations: 1986 through 2002. USA: U.S. Department of Energy, EIA. 2003.
  230. Economic Impact of Offshore Oil and Gas Development on Nova Scotia, 1990−2000. Gardner Pinfold Consulting Economists Limited. Canada, 2002.-81 p.
  231. Facts 2000. The Norwegian Petrolem Sector. Norway: Ministry of Petroleum and Energy. 2000. — 205 p.
  232. Facts 2004. The Norwegian Petrolem Sector. Norway: Ministry of Petroleum and Energy. 2005. — 207 p.
  233. Foreword Guidance Notes for the Canada Oil and gas Drilling Regulations. Energy Mines and Resources Canada. 1991. — 52 p.
  234. Gaddy C., Ickes B. Resource Rents and the Russian Economy // Eurasian Geography and Economics. 2005. Vol. 46. № 8. P. 559−583.
  235. Garnaut R, Ross A. Taxation of mineral rents. Clarendon Press. Oxford. 1983.
  236. Keeping J. Issuance of oil and gas rights to metis settlement lands in Alberta // A series of professional development seminars: Sustainable Development and the Energy Sector. Canadian Institute of Resources Law, University of Calgary. Canada, 2005.
  237. Kemp A. Conceptual and Policy Issues in the Design of Taxation Terms for Petroleum exploitation in the Russian Federation. Aberdeen: AUPEC, 1997.
  238. Kryukov V.A., Sagers M.J., Shmat V.V. The Extraction and Distribution of Resource Rent From Oil and Gas Sector in the Russian Economy // Post-Soviet Geography. Winston & Sons. 1995. Vol. 36. Issue 6. — P. 389−425.
  239. Laptev Yu., Tokarev A. Analysis of Risk Sharing Under Oil Contracts // Russian Oil & Gas Law Journal. 1995. Vol. 1. № 2. P. 12−16.
  240. Management of commodity resources in the context of sustainable development: social impacts of mining. United Nations Conference on Trade and Development, 1997.
  241. Marginal Oil and Gas: Fuel for Economic Growth. Interstate Oil and Gas Compact Comission. USA, 1999.
  242. McKenzie K. Fiscal Federalism and the Taxation of Non-Renewable Resources. Canada: University of Calgary, Alberta. 2003. — 27 p.
  243. Noreng O. The concept of economic resource rent and its application in UK and Norwegian petroleum taxation. Sandvika: Center for Energy Studies. BI Norwegian School of Management, 1998. — 46 p.
  244. Noreng O. Crude Power. Politics and Oil Market. London, New York: I.B. Tauris Publishers, 2002. — 254 p.310
  245. North Yukon Conceptual Oil and Gas Development Scenario and Local Benefits Assessment. Fekete Associates Inc. and Vector Research. Canada: Calgary, Whitehorse, 2005. 75 p.
  246. Oil and Gas Fiscal Regimes of the Western Canadian Provinces and Territories. Canada, Edmonton: Alberta Resource Development. 1999. -56 p.
  247. Otto J. Fiscal Decentralization and Mining Taxation. The World Bank Group: Mining Department. — 2001.
  248. Project Analysis. Economic Development Institute of the World Bank. USA, Washington, D.C., 1995.
  249. Regulations relating to norm price fixing. Norway. Norwegian Petroleum Directorate. 2006.
  250. Wallich C. Fiscal Decentralization. Intergovernmental Relations in Russia. Studies of Economies in Transformation. Paper № 6. — World Bank, Washington, D.C. 1992. — 148 p.
  251. Young O. Resources Regimes. Natural Resources and Social Institutions. University of California Press, Berkeley, Los Angeles, London. 1982. -280 p.
Заполнить форму текущей работой