Управление бизнес-процессами энергосбытовой деятельности в бытовом секторе рынка электрической энергии
Проведенный в диссертационном исследовании анализ системы управления ЭСК-ГП применительно к бытовому сектору электрической энергии, выявил ряд существенных недостатков, снижающих эффективность ЭСД в этом секторе. К ним относятся: отсутствие оформленных договоров энергоснабжения, отсутствие ежемесячного учета количества потребляемой бытовыми абонентами электрической энергии, не выставление бытовым… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Энергосбытовая деятельность в бытовом секторе розничного рынка электрической электроэнергии в условиях реформирования электроэнергетики
- 1. 1. Основные этапы и результаты реформы электроэнергетики России
- 1. 2. Реформирование АО-энерго, новый статус энергосбытовых компаний
- 1. 3. Характеристика бытового сектора розничного рынка электроэнергии
- Глава 2. Организация энергосбытовой деятельности в бытовом секторе розничного рынка электрической энергии: анализ и методические подходы к ее организации
- 2. 1. Анализ организации и бизнес-процессов энергосбытовой деятельности на рынке электроэнергии
- 2. 2. Методы и стандарты обслуживания населения и их недостатки
- 2. 3. Система сбалансированных показателей как инструмент управления бизнес-процессами энергосбытовой деятельности в бытовом секторе рынка электроэнергии
- Глава 3. Методика управления бизнес-процессами энергосбытовой деятельности в бытовом секторе рынка электрической энергии
- 3. 1. Организация бизнес — процессов энергосбытовой деятельности ЭСК-ГП в бытовом секторе продаж электрической энергии
- 3. 1. 1. Характеристика бизнес — процессов энергосбытовой деятельности, связанных с непосредственным обслуживанием бытовых потребителей электрической энергии
- 3. 1. 2. Характеристика подсистем, обеспечивающих выполнение бизнес-процессов энергосбытовой деятельности ЭСК-ГП
- 3. 2. Система сбалансированных показателей для ЭСК-ГП в части их деятельности в бытовом секторе розничного рынка электрической энергии
§ 3.3.Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию управления ЭСК-ГП с использованием методики управления бизнес-процессами энергосбытовой деятельности в бытовом секторе рынка электрической энергии
3.3.1. Стоимостная оценка эффективности внедрения и практического использования методики управления бизнес-процессами энергосбытовой деятельности в бытовом секторе рынка электрической энергии
3.3.2 Качественная оценка эффективности внедрения и применения методики управления бизнес-процессами энергосбытовой деятельности в бытовом секторе рынка электрической энергии
- 3. 1. Организация бизнес — процессов энергосбытовой деятельности ЭСК-ГП в бытовом секторе продаж электрической энергии
Управление бизнес-процессами энергосбытовой деятельности в бытовом секторе рынка электрической энергии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В российской электроэнергетике осуществлена либерализация экономических отношений и внедрены конкурентные отношения в секторах, не относящихся к естественным монополиям. На конкурентных принципах функционирует (наряду с сектором генерации и другими) сбытовой сектор рынка электрической энергии.
Реализация конкурентных экономических отношений в сфере энергосбытовых услуг приводит к необходимости разработки и внедрения новых методов организации управления энергосбытовых компаний (далее — ЭСК), являющихся одним из основных элементов новой структуры управления электроэнергетикой, функционирующей в результате реформирования электроэнергетики.
Одним из важных и весомых секторов розничных рынков электрической энергии (далее — РРЭ), на которых функционируют ЭСК, является сектор продаж электрической энергии населению.
Взаимоотношения ЭСК и населения на розничных рынках электрической энергии имеют ряд особенностей, оказывающих существенное влияние на эффективность функционирования ЭСК в указанном секторе рынка и определяющих необходимость специального рассмотрения вопросов организации системы управления и бизнес-процессов, связанных с обслуживанием бытовых потребителей электрической энергии.
Совершенствование системы управления ЭСК, направленной на реализацию бизнес-процессов по обслуживанию бытовых потребителей электрической энергии применительно к конкурентным условиям функционирования, определяет необходимость дополнительного исследования и решения комплекса практических задач для их применения в отрасли.
Недостаточность методических и экономических разработок указанных вопросов для взаимоотношений энергосбытовых компаний и бытовых потребителей электрической энергии определяет актуальность указанных проблем, и является основанием для выбора темы диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и методическая разработка предложений по организации управления бизнес-процессами энергосбытовой деятельности энергосбытовых компаний в бытовом секторе розничного рынка электрической энергии.
Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
• анализ структуры электроэнергетики, сформированной в результате ее реформы, принципов организации оптового и розничных рынков электрической энергии, места, роли и особенностей функционирования ЭСК на указанных рынках, в том числе ЭСК, имеющих статус гарантирующих поставщиков (далее — ЭСК-ГП);
• анализ рисков ЭСК в условиях конкурентной модели оптового и розничных рынков электрической энергии;
• выявление особенностей взаимоотношений ЭСК-ГП с бытовыми потребителями и количественных характеристик бытового сектора розничного рынка электрической энергии;
• обоснование организации бизнес-процессов энергосбытовой деятельности ЭСК на рынках электрической энергии;
• исследование современных методов и стандартов обслуживания бытовых потребителей электрической энергии;
• анализ и обоснование методологии системы сбалансированных показателей (далее — ССП) в качестве теоретической методологической базы разработки предложений по совершенствованию системы управления ЭСК-ГП;
• разработка предложений по совершенствованию управления энергосбытовыми бизнес-процессами в бытовом секторе конкурентного рынка электроэнергии.
Объектом исследования являются энергосбытовые компании — гарантирующие поставщики, функционирующие в условиях конкурентного рынка электроэнергии.
Предмет исследования составляют хозяйственно-экономические отношения, складывающиеся между бытовыми потребителями и ЭСК-ГП на рынке электрической энергии, а также отношения менеджмента, подразделений и персонала ЭСК-ГП по вопросам организации бизнес-процессов энергосбытовой деятельности (далее — ЭСД) в бытовым секторе рынка электрической энергии.
Теоретическую и методическую основу исследования составляют научные труды российских и зарубежных ученых и специалистов в области энергетики, экономической теории, управления экономикой, системного анализа, экономического моделирования, проектирования систем управления.
Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, научные труды в области экономических отношений, материалы научных и практических конференций, публикации по вопросам исследования процессов реформирования электроэнергетики и функционирования субъектов рынка электрической энергии.
В работе использованы данные специализированных источников, касающиеся организации управления и реформирования организаций группы РАО «ЕЭС России», отчеты и данные о результатах функционирования ОАО «Мосэнерго», ОАО «Мосэнергосбыт», ЗАО «ЦОПэнерго».
В итоге проведенного автором исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты:
• определены основные риски ЭСК, возникающие в процессе их деятельности на конкурентных оптовом и розничных рынках, обусловленные, в том числе, несовершенной законодательной базой, регламентирующей деятельность ЭСК-ГП, и недостатками действующего тарифного регулирования;
• определены особенности взаимоотношений ЭСК-ГП с бытовыми потребителями в условиях конкурентного рынка и увеличения доли бытового сектора в структуре потребления электрической энергии;
• предложен процессный подход к управлению ЭСК, сформулирован комплекс бизнес-процессов энергосбытовой деятельности, который реализуется ЭСК в полном объеме при работе с потребителями — юридическими лицами;
• выявлены основные недостатки организации бизнес-процессов, связанные с работой энергосбытовых компаний в бытовом секторе рынка электрической энергии, на основе выполненного в диссертации анализа элементов бизнес-процессов энергосбытовой деятельности;
• выявлены требования, предъявляемые современными стандартами управления к бизнес-процессам, обеспечивающим качественное обслуживание клиентов на рынках, включая обслуживание населения на рынках электроэнергии;
• разработаны методические подходы к управлению бизнес-процессами энергосбытовой деятельности в бытовом секторе рынка электрической энергии на основе системы сбалансированных показателей, для конкурентных условий функционирования ЭСК-ГП;
• разработаны предложения по оценке эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления ЭСК, предусматривающие стоимостную и качественную оценку эффективности проводимых мероприятий.
Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, обеспечивается применением теории экономического анализа, основных положений теории маркетинга, теоретических основ методологии системы сбалансированных показателей, а также подтверждается практикой совершенствования системы управления ЭСК-ГП, взаимоотношений потребителей и ЭСК-ГП на конкурентных розничных рынках электрической энергии .
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методических подходов к управлению бизнес-процессами энергосбытовой деятельности, отличительной особенностью которых является комплексный учет энергосбытовых процессов управления в бытовом секторе рынка электрической энергии, за счет использования методологии системы сбалансированных показателей.
Значение полученных результатов для теории и практики состоит в повышении эффективности управления энергосбытовой деятельностью действующих энергосбытовых компаний — гарантирующих поставщиков путем использования разработанной методики управления бизнес-процессами энергосбытовой деятельности в бытовом секторе рынка электроэнергии.
Теоретические исследования, методические разработки и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, использованы при разработке нормативных и технических документов ОАО «Мосэнерго» (с 2005 г. — ОАО «Мосэнергосбыт»), направленных на внедрение новой схемы организации обслуживания и расчетов населения за поставленную электрическую энергию.
Апробация результатов работы. Научная апробация основных положений и результатов диссертационной работы была проведена в ходе обсуждения на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления» (Москва, ГУУ 2006 — 2007 г. г.), и на Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ 2004 — 2005 г. г.), а также в ходе внедрения и реализации в ОАО «Мосэнерго», ОАО «Мосэнергосбыт» (после реформы 2005 г.), ЗАО «ЦОПэнерго» новой схемы организации обслуживания и расчетов с населением за поставленную электрическую энергию.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ, общим объемом 21,9 печатных листа, в том числе лично автору принадлежат 4,6 печатных листа. Работы посвящены проблемам энергосбытовой деятельности.
Объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 185 страниц (150 страниц.
Заключение
.
Выполненная диссертационная работа позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1. В новой схеме взаимоотношений организаций электроэнергетики для ЭСК предусмотрены механизмы конкуренции, как при покупке электрической энергии и мощности с оптового рынка, так и при поставках электрической энергии потребителям на розничных рынках.
2. В современных условиях ЭСК приходится действовать с учетом ряда негативных особенностей их функционирования на РРЭ, отрицательно влияющих на результаты их деятельности, которые в конечном итоге могут привести к потере ЭСК рынка сбыта своих услуг. К таким особенностям относятся: перекрестное субсидированиеадминистративное сдерживание темпов роста тарифов на электроэнергию, включая сбытовую надбавку ЭСКактивизация конкурирующих ЭСК на региональном уровне (при отсутствии адекватных правовых механизмов, регламентирующих отношения конкурирующих ЭСК) и другие.
3. Проведенный в диссертационном исследовании анализ системы управления ЭСК-ГП применительно к бытовому сектору электрической энергии, выявил ряд существенных недостатков, снижающих эффективность ЭСД в этом секторе. К ним относятся: отсутствие оформленных договоров энергоснабжения, отсутствие ежемесячного учета количества потребляемой бытовыми абонентами электрической энергии, не выставление бытовым абонентам документов на оплату потребляемой электрической энергии и другие.
4. ЭСК в современных условиях не реализуют комплекс взаимоувязанных системных мер, направленных на повышение эффективности энергосбытовой деятельности в бытовом секторе розничного рынка электрической энергии. Указанные обстоятельства определяют необходимость проведения мероприятий по совершенствованию системы управления и повышению эффективности энергосбытовой деятельности в бытовом секторе РРЭ.
5. В качестве теоретической базы разрабатываемых в рамках настоящего диссертационного исследования предложений, выбрана концепция системы сбалансированных показателей, которая позволяет увязывать стратегические цели компании с бизнес-процессами (включая сферу взаимоотношений с клиентами) и действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять текущий контроль за реализацией принятой стратегии.
6. В диссертационном исследовании на основании проведенного анализа места и роли ЭСК, в целях устранения выявленных недостатков работы ЭСК-ГП, на базе выбранной методологии ССП разработана методика управления бизнес-процессами ЭСД в бытовом секторе рынка электрической энергии, предусматривающая комплексное использование всех энергосбытовых бизнес-процессов для бытового сектора рынка электрической энергии. Методика включает в себя, в том числе, предложения по оценке эффективности мероприятий по совершенствованию управления ЭСД в бытовом секторе РРЭ.
7. Предложенная в диссертационном исследовании методика может быть использована в качестве методической базы для совершенствования системы управления ЭСК-ГП, в объемах продаж которых значительную долю занимают продажи электроэнергии населению. Реализация предложенной методики позволяет ЭСК-ГП повысить эффективность ЭСД и улучшить конкурентное положение на рынке сбытовых услуг. Указанные тезисы подтверждены результатами практического использования положений методики на примере ОАО «Мосэнергосбыт».
Список литературы
- Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
- Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ § 6 (Энергоснабжение). Часть вторая.
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении».
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 20 октября 2003 г. № 638 «О системе отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий».
- Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 792 «О перечне услуг по организации функционирования и развитию единой энергетической системы России».
- Постановление Правительства РФ от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».
- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике».
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2005 г. № 291 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам».
- Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)».
- Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».
- Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 № 168 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики».
- Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2007 № 205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам».
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 № 996 «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии».
- Распоряжение Правительства РФ от 27 июня 2003 г. № 865-р «О плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005 2006 годы».
- Распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 2003 г. № 1254-р «О формировании генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии».
- Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2003 г. № 1754-р «Об утверждении Программы изменения уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
- Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2008 № 215-р «Об утверждении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года»
- ГОСТ Р ИСО 9001−2001 Государственный стандарт РФ системы менеджмента качества. Дата введения 2001−08−31.
- Приказ ФСТ от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».
- Приказ ФСТ от 24 августа 2004 г. № 43-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности)».
- Приказ ФСТ РФ от 24 августа 2004 г. № 45-э/4 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике».
- Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 14 июня 2005 г. № 119 «О минимальном размере собственного капитала организаций, осуществляющих деятельность по продаже электрической энергии гражданам».
- Приказ ФСТ РФ от 15 февраля 2005 г. № 22-э/5 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям».
- Приказ ФСТ РФ от 5 июля 2005 г. № 275-э/4 «Об утверждении методических указаний по индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
- Андерсон Р. Цели реформы электроэнергетической отрасли // Вестник ФЭК России. 1998. № 5, с. 1−9.
- Анисимов С.П. Инвестиционная оценка энергосбытовых компаний. Доклады юбилейной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ИПКгосслужбы, Экономика, инвестиции и рынки в электроэнергетике, Том 2, М., ИПКгосслужбы, 2007.
- Анисимов С.П. Функционирование розничного рынка электрической энергии (мощности) в переходном периоде // Экономика и финансы электроэнергетики, № 6 за 2003 г., с. 169−175.
- Анософф И. Стратегическое управление: сокр. Перевод с англ., М., Экономика, 1989.
- Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа, М., Финансы и статистика, 1994.
- Белашев В. Реализация стратегических планов компании посредством системы сбалансированных показателей (ССП), российские Интернет-ресурсы http://www.gaap.ru/biblio/management/practice/ 073.asp.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента, М., Юнити, 1997.
- Бринк И.Ю., Савельева Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика/Серия «Учебники, учебные пособия», Ростов, Феникс, 2002.
- Бурков В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами, М., Наука, 1994.
- Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии, М., Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Вершигора Е.Е. Менеджмент, учебное пособие, М., Инфра М, 2003.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента, М., Гном-пресс, 1999.
- Владимирова И.Г. Организационные структуры управления ком145паниями // Российские Интернет-ресурсы: www.cfin.ru.
- Герчикова И.Н. Менеджмент, учебник, 3-е изд. доп. и перераб., М., Банки и биржи, Юнити, 1997.
- Гершун А.М., Нефедьева Ю. С. Разработка системы сбалансированных показателей. Практическое руководство, М., «Олимп — Бизнес», 2007.
- Гитинасулов М. М., Выступление на совещании 30 апреля 2008 г. с участием Президента РД Алиева М. Г. и Полномочного Представителя Президента РФ в ЮФО Рапота Г. А.// Российские Интернет-ресурсы: www.dagesk.ru, 30.04.2008.
- Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века, пер. с англ., М., Экономика, 1991.
- Готлиб Д.И. Механизм создания гарантирующего поставщика и его роль функционировании розничного рынка электрической энергии в ЧР // Сборник научных трудов докторантов, аспирантов и соискателей ЧувГУ им. И. Н. Ульянова. М., 2004., с., 26−37.
- Дорофеев В.В., Образцов СВ., Эдельман В. И., Кузьмин В. В. О концепции формирования и развития экономических отношений в Единой энергетической системе России на современном этапе // Энергетик, 1994, № 10, с. 42−45.
- Друкер П.Ф. Эффективное управление, пер. с англ., Фаир-Пресс, 2001.
- Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов, 3-е изд., Н. Новгород, НИМБ, 2001.
- Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования., М., Финпресс, 1998.
- Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления, учеб. пособие, М., Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.146
- Информационный бюллетень о ходе реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» в первой половине 2008 г., сайт РАО «ЕЭС России», Российские Интернет-ресурсы: www. rao-ees.ru.
- Кайбышева Л.С. Российский ТЭК сегодня и завтра//ТЭК, 2002, № 4, с. 14−16.
- Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей ЗАО «Олимп бизнес», М., 2006.
- Концепция клиентоориентированной политики, утверждена Правлением РАО «ЕЭС России», протокол Правления от 17.09.07 № 1737 Пр. 66. «Концепция Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2005−2008. «5+5» // Российские Интернет ресурсы: www. rao-ees.ru
- Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов, М., РДЛ, 1998.
- Кузьмин В.В., Кузьмин Д. В., Кузьмина О. В. Рынок электрической энергии и инвестиции в развитие электроэнергетики, методические указания, ИПКгосслужбы, М., 2007.
- Кузьмин В.В., Образцов С. В. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в России, учебное пособие, М., ИПКгосслужбы, 1998.
- Макаров А.А. Перспективы развития энергетики России в первой половине XXI века, Изв. РАН, Энергетика, 2000, № 2, с. 3−7.
- Материалы всероссийского совещания РАО «ЕЭС России» «Об итогах прохождения энергокомпаниями осеннее зимнего периода 2007/2008», Москва, 18−19 апреля 2008.
- Мельник А.Н. Реструктуризация электроэнергетики в условиях становления рыночных отношений, Казань, Казан, гос. энерг. ун-т, 2004.
- Мельникова М.П. Реформа электроэнергетики США и России // ТЭК, 2002, № 4, с. 86−87.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., Дело 2002.
- Мильнер Б. 3., Евенко JI. М, Раппопорт В. С. Системный подход к организации управления, М., Экономика, 1983.
- Модель конкурентного розничного рынка энергии, разработана Корпорацией «Карана» по заказу РАО «ЕЭС России», М., 2002.
- Молодюк В. Основные проблемы формирования рыночных отношений в электроэнергетике, Вестник ФЭК России, 1998, № 2, с.31−34.
- Муравьев С.В. Экспресс-анализ структур управления предприятием // Российские Интернет-ресурсы: www.icf.ru.
- Новая технология и организационные структуры. Под ред. И. Пиннинг-са, А. Бьюитандама.: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Н.И. Диден-ко, М., Экономика, 1990.
- О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой, М., Прогресс, 1981.
- Поглотить за долги, РБК daily, ежедневная деловая газета, 27 марта 2008. // Российские Интернет-ресурсы: www.rbcdaily.ru, 27.03.2008.
- Порядок оценки качества обслуживания клиентов, утвержден Правлением РАО «ЕЭС России», протокол Правления от 17.09.07 № 1737 Пр.
- Прайснер А. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте. Перевод с немецкого. Издательский Дом Гребенникова. 2007.
- Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт / под. ред. В. Ирикова и С. Леонтьева, М., Приор, 1998.
- Синюгин В.Ю. Правила игры на новом рынке электроэнергии устанавливаются именно сейчас // Экономика и финансы электроэнергетики, 2002, № 3, с. 180−184.
- Стандарт обслуживания клиентов, утвержден Правлением РАО «ЕЭС России», протокол Правления от 17.09.07 № 1737 Пр.
- Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. Изд. II, перераб. и до-полн., М., АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995.
- Страхова О.П. О методах организации управления // Российские Интернет- ресурсы: www.cfin.ru.
- Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента: пер. с англ., М., Контроллинг, 1991.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, 2-е изд., перераб. и доп., М., ИНФРА-М, 1998.
- Управление это наука и искусство: А. Фойоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд, М., Республика, 1992.
- Уринсон Я. РАО «ЕЭС России»: итоги развития и перспективы реформирования // Российские Интернет-ресурсы www. rao-ees.ru
- Уткин Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент, М., АКАЛИС, 1996.
- Функционирование и развитие электроэнергетики Российской Федерации в 2005 г., Информационно-аналитический доклад Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, М., 2007.
- Функционирование и развитие электроэнергетики Российской Федерации в 2006 году. Информационно аналитический доклад. Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике, М., 2007
- Цыганов В.В. Адаптивные механизмы в отраслевом управлении, М., Наука, 1991.
- Цыганов В.В. Адаптивные механизмы финансового управления. Материалы межд. Кон ф., М., ИЛУ РАН, 1997.
- Цыганов В.В. Адаптивные механизмы функционирования промышленных объединений, М., ИЛУ РАН, 2000.
- Чубайс А.Б. Электроэнергетика России: преемственность поколений // ТЭК, 2001,.№ 1, с.64−67.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.Финансы предприятий, учебное пособие, М., Инфра-М, 1997.
- Щепкин А.В. Внутрифирменное управление (модели и методы), М., ИГТУ РАН, 2001.
- Шумпетер И. Теория экономического развития /Пер. с нем., М., Прогресс, 1982.
- Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг/ Пер. с англ., М., Экономика, 1990.
- Эклунд К. Эффективная экономика шведская модель: (Экономика для начинающих и не только для них.): Пер. со швед. /В.В.Попов, И. П. Шмелев, Науч. ред. А. М. Волков, М., Экономика, 1991.
- Янг С. Системное управление организацией, М., Прогресс, 1973.
- Breyer S., Regulation and its reform. Harvard U. Press, 1982.
- Helm D., British energy policy in the 1990s. The transition to the competitive market, The Oxford press, 1994.
- Hunt S., Shattleuort G. Competition and challenge in electricity, MMC Co, 1998.
- Roberts J. Privatising electricity. The politics of power. Belhaven press, 1991.
- Годовой отчет ОАО «Мосэнергосбыт» за 2007 г., российские Интернет-ресурсы, официальный сайт ОАО «Мосэнерго»: www.mosenergosbyt.ru.
- Участники торгов, российские Интернет-ресурсы, официальный сайт ОАО АТС: www. np-ats.ru.
- Информационный бюллетень РАО ЕЭС России о ходе реформирования электроэнергетики в первой половине 2008 года, российские Интернет-ресурсы, официальный сайт РАО «ЕЭС России»: www. rao-ees.ru.