Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, такой элемент системы СПО, как образовательное учреждение не может одновременно удовлетворять потребности всех субъектов внешней среды из-за их противоречивости. Это предопределяет, с одной стороны, необходимость нескольких типов образовательных учреждений, каждый из которых удовлетворяет потребности определенного субъекта внешней среды или их группы, тем самым повышая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Организационно-экономические условия функционирования системы среднего профессионального образования.<
    • 1. 1. Предпосылки и особенности реформирования профессионального образования в РФ
    • 1. 2. Особенности функционирования среднего профессионального образования РФ
    • 1. 3. Конкурентоспособность среднего профессионального образования в современных условиях функционирования системы образования
  • Глава 2. Управление инновационной деятельностью в системе среднего профессионального образования
    • 2. 1. Инновационная деятельность в профессиональном образовании
    • 2. 2. Особенности управления инновационной деятельностью в среднем профессиональном образовании
    • 2. 3. Конкурентное преимущество как фактор целеполагания в управлении инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования
  • Глава 3. Совершенствование и реализация процесса управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования
    • 3. 1. Обоснование модели управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования на основе применяемой конкурентной стратегии

    3.2 Адаптация модели управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования на примере колледжа Экономики, управления и права Донского государственного технического университета.

    3.3 Анализ применения модели управления инновационной деятельностью на примере колледжа Экономики, управления и права Донского государственного технического университета.

Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения как фактор повышения конкурентоспособности среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. По итогам 2007 года Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира, однако, этот рост был в большей степени связан с такими факторами, как благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья, валютных рынках, стабильном росте мировой экономики. В 2008 году мировая экономика входит в кризисный период, который уже отразился на финансовой системе ведущих стран мира, а, следовательно, и на реальном секторе экономики. В этих условиях продолжение реализации программы роста, которую проводил Президент РФ В. В. Путин, невозможно без создания экономики знаний, экономики XXI века. Таким образом, главной задачей в таких условиях становится ориентация на инновационное развитие. К 2020 году должен произойти 4-кратный рост производительности труда. Одним из инструментов, позволяющим достичь обозначенную цель, является модернизация системы образования.

Современную ситуацию в системе профессионального образования нельзя назвать благоприятной: уменьшение количества абитуриентов, рост требований работодателей к структуре и содержанию подготовки специалиста, законодательно закрепленная возможность получения необходимого уровня профессионального образования по различным траекториям, — все это приводит к усилению конкуренции между образовательными учреждениями. В основе государственной политики поддержки профессионального образования лежит принцип вычленения «точек роста», образовательных учреждений, которые имеют возможность подготовить кадры на основе синтеза науки, методики и практики.

В подобных условиях особую роль для системы образования РФ, в целом, и ее элементов, в частности, приобретает такая категория, как конкурентоспособность. Существенные отличия сферы образования как социально-экономической системы от традиционных отраслей национальной экономики предопределяют требования к инструментам ее достижения. Одним из них является управление инновационной деятельностью.

Выбор сферы среднего профессионального образования для проведения исследования обусловлен несколькими факторами. Во-первых, востребованностью национальной экономикой специалистов именно этого уровня. Во-вторых, тем, что проблемы конкурентоспособности и управления инновационной деятельностью гораздо менее разработаны для системы среднего профессионального образования, чем для системы высшего профессионального образования. В-третьих, тем, что организация и управление инновационной деятельностью на уровне среднего профессионального образования обладает рядом специфических особенностей, требующих осмысления и учета при разработке направлений повышения конкурентоспособности системы среднего профессионального образования.

Степень разработанности проблемы. В современной отечественной научной литературе анализ категории «конкурентоспособность» представлен в исследованиях таких авторов, как Белоусова B. JL, Богомолова И. П., Дзахмишева И. Ш., Кантор О. Г., Родионова JI.H., Свирейко Н. Е., Хакимова Ю. Р., Хохлов Е. В.

Исследованиям таких экономических категорий, как «инновация» и «инновационная деятельность» занимались Балабанов И. Т., Кокурин Д. И., Кузнец С., Лапин Н. И., Лисина Е. Б., Менш Г., Морозов Ю. П., Фатхутдинов Р. А., Шумпетер И., Яковец Ю. В. и др.

Вопросы управления инновационной деятельности в сфере профессионального образования освещаются в работах Боровской М. А., Бузника В. М., Викторовой А. Д., Долятовского В. А., Задорожной Е. К., Кременчуцкого А. Л., Кротова В. С., Кротова С. В., Латуха О. А., Масыч М. А., Самохина В. Ф., Титовой В. А., Устелемова С. В.

Среди работ, посвященных вопросам моделирования управления инновационной деятельностью, можно выделить труды Бандурина А. В., Васюхина О. В., Иванова В. А., Курышовой В. Г., Чистяковой Н. О. Проблемы моделирования управления инновационной деятельностью в сфере профессионального образования нашли свое отражение в трудах Баитова А. С., Бурова В. Г., Гринь А. М., Иванцивской Н. Г., Наумовой Н. А., Холодковой JL А., Чернолеса В. П. и многих других исследователей.

Категории «конкурентное преимущество» и «конкурентная стратегия» нашли свое отражение в работах таких авторов, как Белякова Г. Я., Катыкало В. С., Коробейников О. П., Ламбен Ж., Портер М., Сумина Е. В., Трифилова А. А., Ягофарова Е. Ф.

Однако, в современной отечественной и зарубежной литературе, посвященной конкурентоспособности и управлению инновационной деятельностью, недостаточно внимания уделено взаимосвязи данных категорий в социально-экономических системах, в целом, и системе профессионального образования, в частности. Отдельно следует отметить недостаточную проработанность указанной проблемы для системы среднего профессионального образования. Данные обстоятельства, в сочетании с актуальностью темы, определили цель, задачи и гипотезу диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа современных организационно-экономических условий функционирования системы среднего профессионального образования обосновать необходимость и выявить функционально-организационные аспекты управления инновационной деятельности и взаимосвязь с конкурентными позициями образовательного учреждения, разработать и апробировать модель управления инновационной деятельностью образовательного учреждения на основе выбранной конкурентной стратегии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать особенности реформирования профессионального образования РФ и охарактеризовать особенности функционирования системы среднего профессионального образования в России и Ростовской областина основе выявленных особенностей системы профессионального образования предложить подход к определению категории «управление конкурентоспособностью» для системы среднего профессионального образования на структурно-функциональном уровнеиспользуя результаты сравнительного анализа современного отечественного и зарубежного опыта исследований инноваций и инновационной деятельности, выявить специфичные формы их реализации в системе среднего профессионального образованияна основе анализа научного и практического опыта управления инновационной деятельностью в сфере профессионального образования, в целом, и среднего профессионального образования, в частности, определить цели механизмы и критерии эффективности управления инновационной деятельностью в системе среднего профессионального образованияопределить взаимосвязь таких категорий, как «инновационная деятельность» и «конкурентная стратегия» для организации и обосновать специфику их взаимообусловленности для образовательного учреждения среднего профессионального образованияна основе анализа специфических особенностей системы среднего профессионального образования разработать инструмент анализа внешней среды образовательного учреждения, совершенствующий процесс выбора конкурентной стратегии, предложить модель управления конкурентоспособностью системы среднего профессионального образования (СПО) — разработать модель управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования на основе выбранной им конкурентной стратегии и предложить инструменты, совершенствующие процесс принятия решения в процессе управления инновационной деятельностью в рамках реализуемой конкурентной стратегии.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс управления системой среднего профессионального образования как социально-экономической системой и образовательным учреждением как ее элементом. Предметом исследования выступают модели и механизмы управления инновационной деятельностью образовательного учреждения в системе среднего профессионального образования, с целью повышения их конкурентоспособности.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные инновациям, управлению инновационной деятельностью, конкурентоспособности, конкурентным стратегиям и преимуществам. При рассмотрении особенностей сферы образования, в контексте вышеизложенного, использовались исследования образовательной услуги, управления системой профессионального образования, концепции формирования конкурентных преимуществ. Учитывались законодательные и нормативные акты различных уровней, государственные образовательные стандарты.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе материалов федеральных и региональных органов статистикиданных, содержащихся в публикациях отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой тематикеофициальных материалов Правительства РФ и отраслевых министерствнормативно-правовых документовсобственных наблюдений и расчетов автораинтернет-ресурсов.

Инструментарно-методологический аппарат основан на применении общенаучных методов в рамках системного подхода. Были использованы методы научной абстракции, экономико-статистического и сравнительного анализа, проектирования и моделирования.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что, виды инновационной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении среднего профессионального образования, определяются на основе выбранной конкурентной стратегиирезультатами управления инновационной деятельностью выступают наращивание инновационного потенциала образовательного учреждения, формирование и приумножение конкурентных преимуществ, что приводит к повышению конкурентоспособности системы среднего профессионального образования, в целом.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

Существующая система управления профессиональным образованием является недостаточно эффективной для построения инновационной экономики, что проявляется как в структуре выпуска специалистов различных уровней профессионального образования, так и в соотношении числа выпускников по специальностям подготовки и реальных потребностей рынка. В рамках принятой концепции модернизации образования системе среднего профессионального образования отводится роль подготовки кадров среднего звена для передовых отраслей национальной экономики, что актуализирует основные направления развития среднего профессионального образования, базирующиеся на управлении инновационной деятельностью образовательного учреждения.

Анализ сущностно-содержательного понимания категории «управление конкурентоспособностью» в рамках выбранной темы исследования выявил взаимосвязь между ее системным и организационным уровнями. При этом системный уровень может быть определен как процесс воздействия на соответствующую систему профессионального образования с целью более эффективного удовлетворения потребностей основных субъектов внешней среды в определенных организационно-экономических условиях. Управление конкурентоспособностью образовательного учреждения это — процесс воздействия на образовательное учреждение, имеющий целью наиболее эффективное удовлетворение потребностей доминирующих субъектов внешней среды.

Для формулирования целей осуществления инновационной деятельности образовательным учреждением среднего профессионального образования необходима классификация видов инновационной деятельности в соответствии с образовательной спецификой. Типологизация инновационной деятельности на основную и обслуживающую позволяет определить в качестве цели основной — создание инновации, а в качестве результата обслуживающей — формирование и наращивание инновационного потенциала.

Основной задачей управления инновационной деятельностью на системном уровне выступает обеспечение условий для подготовки кадров заданной квалификации, в соответствии с текущим состоянием и перспективами развития национальной экономики. Решение данной задачи происходит с использованием нескольких механизмов: механизма финансирования инновационных образовательных программмеханизма оплаты трудамеханизма формирования университетских комплексов и механизма реформирования профессионального образования. В качестве основного критерия эффективности управления инновационной деятельностью системы среднего профессионального образования может выступать соответствие структуры выпуска специалистов данного уровня профессионального образования текущим и перспективным потребностям национальной экономики. Основной задачей управления является формирование условий для достижения уровня конкурентоспособности, позволяющего образовательному учреждению удовлетворить потребности доминирующих субъектов внешней среды. Механизмами управления выступают: механизмы, обеспечивающие создание инновации, и механизмы, обеспечивающие формирование инновационного потенциала. Основным критерием эффективности управления инновационной деятельностью является формирование на основе созданных инноваций устойчивых конкурентных преимуществ.

Выбор конкурентной стратегии, как вида деятельности организации по формированию и удержанию конкурентных преимуществ основывается на анализе факторов влияния сил внешней среды. В работе предложен инструмент анализа указанных факторов, применительно к системе профессионального образования. Доказана возможность применения в рамках деятельности системы среднего профессионального образования лишь двух конкурентных стратегий: «лидерство в издержках на широком рынке» и «лидерство в издержках в рыночной нише». Выбор конкурентной стратегии является определяющим фактором в управлении инновационной деятельностью. На основании этого положения допустимо построение модели управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования. Одним из основных элементов механизма управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования является система оценки инновационного потенциала. Использование предложенных инструментов, основанных на авторском подходе к анализу внешней среды образовательного учреждения, позволяет повысить эффективность принятия управленческого решения руководством образовательного учреждения о выборе видов основной и обслуживающей инновационной деятельности.

Апробация модели управления инновационной деятельностью позволила обосновать зависимость между общим ростом конкурентоспособности и совершенствованием процесса управления инновационной деятельностью, что, в конечном итоге, проявляется в усилении позиций образовательного учреждения на рынке услуг, минимизации влияния негативных демографических факторов, повышении качественных показателей. Все это, в конечном итоге приводит к росту конкурентоспособности системы среднего профессионального образования, в целом. и.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

По п. 1,3 специальности 05.13.10 — Управление в социальных и экономических системах (экономические науки).

Предложен авторский подход к определению сущностно-содержательного аспекта категории «управление конкурентоспособностью» в системе профессионального образования на системном и организационном уровняхсистемный уровень категории может быть определен как процесс воздействия на соответствующую систему профессионального образования с целью более эффективного удовлетворения потребностей основных субъектов внешней среды в определенных организационно-экономических условиях, организационный уровень имеет следующее определение — процесс воздействия на образовательное учреждение, имеющий целью наиболее эффективное удовлетворение потребностей доминирующих субъектов внешней средыпредставлена авторская трактовка категории «конкурентное преимущество» для системного и организационного уровня системы среднего профессионального образованиявсе это позволяет рассматривать конкурентную стратегию как основной инструмент управления перспективным развитием среднего профессионального образования, в целом, и образовательного учреждения, в частности.

Разработан механизм повышения конкурентоспособность среднего профессионального образования на основе управления инновационной деятельностьюв рамках которого используется инструмент анализа сил внешней среды системы профессионального образования, позволяющий совершенствовать процесс определения необходимой конкурентной стратегии.

Обоснована взаимосвязь между выбранной конкурентной стратегией и видами инновационной деятельности образовательного учреждения, предложена модель управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования, представлены инструменты, позволяющие повысить эффективность принятия управленческих решений в процессе выбора видов деятельности, которые будут являться инновационными для конкретного образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Обоснована применимость предложенной модели управления инновационной деятельностью образовательного учреждения среднего профессионального образования на основе апробации в образовательном учреждении данного уровнявыявлены перспективность применения модели и ее универсальность для различных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

По п. 2 специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью.

Предложена классификация видов инновационной деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования на основную и обслуживающуюцелью первой является создание инновациицель второй — формирование инновационного потенциала образовательного учреждения.

Определены цели, механизмы и критерии эффективности управления инновационной деятельностью в системе среднего профессионального образования на системном и организационном уровне. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении взаимосвязи между процессом управления инновационной деятельностью и реализуемой конкурентной стратегией в системе среднего профессионального образования. Предложенная модель управления инновационной деятельностью и ее отдельные элементы могут быть адаптированы, при совершенствовании системы управления, к любому образовательному учреждению среднего профессионального образования, целью которого является повышение собственной конкурентоспособности, а, следовательно, и конкурентоспособности системы среднего профессионального образования, в целом.

Результаты диссертационного исследования могут быть также использованы в учебном процессе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования при разработке и преподавании дисциплин «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Экономика образования».

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования изложены в виде публикаций в ряде научных изданий «Экономический вестник РГУ», коллективной монографии ЮНЦ РАН «Предпосылки и механизм инновационного развития региональной экономики». Отдельные вопросы исследования докладывались на научно-практических конференциях: Всероссийское совещание-семинар «Качество образовательных услуг», г. Новгород, 2006 г.- Всероссийское совещание-семинар «Обеспечение преемственности уровней профессионального образования в региональной системе многоуровневой подготовки специалистов», г. Новгород, 2007 г.- IV научно-практической конференции «Формирование компетентностного подхода в подготовке специалистов на основе совершенствования образовательных технологий и развития социального партнерства», г. Азов, 2007 г.- 5-й региональной научно-практической конференции «Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях многоуровневого субрегионального учебного комплекса», Азов, 2008 г. По теме диссертационной работы опубликовано 8 печатных работ общим объемом 2,6 п.л. (личный вклад автора 2,6 п.л.), в том числе 2 статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Соответствие диссертации паспорту специальности. Пункт 1 научной новизны диссертационного исследования соответствует п. 1 — Разработка теоретических основ и методов теории управления и принятия решений в социальных и экономических системах, пункты 4, 5 научной новизны диссертационного исследования соответствуют п. 3 — Разработка моделей описания и оценок эффективности решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах специальности 05.13.10 — Управление в социальных и экономических системах (экономические науки). Пункты 2 и 3 научной новизны диссертационного исследования соответствуют п. 2 — Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью. Паспортов специальностей ВАК.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, выводов и предложений, списка использованных источников, включающего 155 наименований и 3 приложений. В работе представлены 14 таблиц и 15 рисунков. Объем диссертации составляет 171 стр.

выводы:

Происходит постоянный рост качества административно-управленческого персонала;

В 1,5 раза выросли такие показатели, как «Степень квалификации Ш 1С» и «Степень задействования 1111С». Это говорит о наращивании количества высококвалифицированных преподавателей и переходе их в штат ОУ.

Подобная тенденция позволяет говорить о повышении качества учебного процесса. Низкая текучесть кадров определяется, в том числе, достаточно высокой оплатой труда (в сравнении с показателями других ОУ СПО). Это позволяет говорить о тенденции накопления корпоративного знания в процессе создания образовательной услуги.

В целом, следует признать несомненный рост кадрового потенциала и повышение квалификации как ППС, так и АУП. Произведенный анализ так же показал, что в колледже за исследуемый период сформировался высокопрофессиональный педагогический коллектив. В числе преподавателей колледжа: 1 доктор наук, профессор- 12 кандидатов наук, в том числе 9 доцентов- 6 аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук- 6 почетных работников сферы образования- 1 победитель регионального конкурса «Учитель года». Доля преподавателей, имеющих высшую квалификационную категорию, ученую степень и звание составляет 35%.

Преподаватели регулярно повышают свою деловую квалификацию в форме стажировок, краткосрочного обучения по дополнительным образовательным программам, учебы в аспирантуре, соискательства, участия в работе педагогических семинарах, методических консультаций и пр. В колледже сложилась система непрерывной работы по повышению общей педагогической культуры, методического мастерства преподавателей в форме постоянно действующего внутриколледжного педагогического семинара, в рамках программы которого проводятся тематические занятия по актуальным проблемам современной дидактики.

За 2006;2008 г. г. преподаватели колледжа приняли участие в 12 научных конференциях и семинарах, опубликовано 14 работ научно-исследовательского характера, в том числе 2 работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ и 2 работы в коллективной монографии ЮНЦ РАН. С 2003 г. по 2008 г. преподавателями колледжа подготовлены к изданию 29 учебников и учебных пособий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, значительная часть которых имеет гриф Министерства образования и науки РФ и неоднократно переиздавалась такими издательствами как «Проспект», «Московские учебники», «Дашков и Ко», «Феникс». Разработаны и опубликованы издательским центром ДГТУ 20 наименований методических рекомендаций студентам по выполнению основных видов учебной работы.

В целом, управление персоналом в анализируемом ОУ СПО находиться на достаточно высоком уровне, что подтверждается экспертными заключениями комиссии по комплексной оценки деятельности ДГТУ за 2003;2008 г. г.

Анализ маркетинговой деятельности колледжа показал, что за последние годы осуществлен большой объем работы по организации и проведению маркетинговых исследований, рекламной деятельности, внутреннему и внешнему PR.

Основными направлениями маркетинговых исследований являлись: исследование конкурентных преимуществ ОУ СПО г. Ростова-на-Дону, что позволило выявить основные профессиональные предпочтения потенциальных абитуриентов, потребности студентов и их родителей, способы их удовлетворения различными техникумами и колледжамистоимость предоставляемых образовательных услуг по направлениям подготовкиисследование эффективности различных методов донесения информации до абитуриентов и их родителейфакторов, определивших выбор студентами образовательного учреждения, специальности и др. на постоянной основе проводятся исследования среди студентов, зачисленных в другие учебные заведения на первый курс, по таким показателям, как место предыдущего обучения, причины выбора учебного заведения, причины выбора специальности, социометрические характеристики родителейисследования удовлетворенности студентов качеством подготовки в колледже.

По результатам исследований определены тематика и содержание рекламных и PR-акций, которые осуществляются колледжем самостоятельно и совместно с университетом, установлены постоянные контакты с такими средствами массовой информации как газеты «Комсомольская Правда», «Антенна», «Батайское Время», Единая сеть районных газет «Мой Ростов" — телеканалы «Рен-ТВ», «35 канал Дон-ТР" — радиостанция «Европа плюс» и др.- данные о специальностях подготовки размещаются в наиболее популярных справочниках учебных заведений, а также на сайте ДГТУинформация о реализуемых профессиональных образовательных программах представляется и собственной рекламной продукцией. С целью мотивации абитуриентов к поступлению в колледж на специальности СПО представители колледжа участвуют в подготовке и проведении традиционных дней открытых дверей ДГТУ.

Сотрудники колледжа проводят целенаправленную профориентационную работу со школьниками боле чем 40 общеобразовательных учреждений г. Ростова-на-Дону по разъяснению содержания профессиональной деятельности выпускников, основных преимуществ, которыми колледж отличается от других учреждений СПО: возможностью отсроченного выбора будущей специальности, возможностью продолжения обучения в университете по сокращенным образовательным программам высшего профессионального образования соответствующего профиля, а также возможностью успешно конкурировать на рынке специалистов по завершении обучения. Новой формой работы по популяризации колледжа как структурного подразделения университета является организация на базе школ г. Ростова-на-Дону интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». Такой формой работы были охвачены более 50 школ.

Важное значение в процессе формирования контингента студентов колледжа имеют подготовительные курсы, образовательные программы которых реализуются на договорной основе с оплатой физическими лицами стоимости затрат на обучение по дисциплинам «Русский язык», «Математика», «Информатика». Со слушателями курсов проводятся дифференциально-диагностические опросы с целью выявления предрасположенности к определенным видам профессиональной деятельности. Анализ работы за предыдущие годы показывает, что численность обучаемых на подготовительных курсах ежегодно увеличивается примерно 30−35%, при 75−85% из их числа выдерживают вступительные испытания в колледж.

На качество приема существенное влияние оказывает внутренний корпоративный стильна его основе были разработаны символика, логотип колледжа, подготовлена собственная полиграфическая и сувенирная продукция.

Определенные элементы новизны включают в себя мероприятия внутреннего PR: совместная с компаниями «Санрайс» и ЮТК «Ростовэлектросвязь» университетская акция «И пусть учеба станет удовольствием!" — её целью являлась помощь студентам в приобретении оборудования, необходимого для учебы, и получение высокоскоростного доступа в Интернетуниверситетская акция «Будь здоров студент!», в которой приняли участие аптечная сеть «36.6», сеть спортивных клубов «Олимпия», магазин спортивной одежды «Открытый Мир" — её целью являлась пропаганда здорового образа образа жизни, как необходимой составляющей имиджа современного человекадни студенческого самоуправления, программа которых предусматривает знакомство слушателей подготовительных курсов с традициями учебного заведения, проведение профориентационной работы со студентами младших курсов, оказание помощи студентам старших курсов в самореализации и пр.

Описанные выше результаты анализа говорят о том, что маркетинговая деятельность является достаточно развитой в колледже. Накоплен большой опыт по ее реализации. Количественные показатели маркетинговой деятельности формируют маркетинговый потенциал ОУ, представленный в Таблице 3.3.2.

Динамика показателей говорит об оптимизации структуры маркетинга за счет ориентации на внешний и внутренний PR, что отражается в росте показателя репутации ОУ. За исследуемый период степень эффективной известности колледжа выросла более чем на четверть, а надежность набора более чем в 2 раза. При этом удалось сохранить возможность ценовой конкуренции, что является одним из важнейших факторов для ОУ СПО.

Заключение

.

Анализ, произведенный в рамках данного исследования, показал, что отставание национальной экономики РФ от экономик развитых стран в уровне технологического развития и развитии человеческого потенциала имеет в качестве одной из причин недостаточно развитую (по современным меркам) систему профессионального образования, несмотря на ее достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности (в сравнении с другими отраслями экономики) и постоянный рост объема рынка образовательных услуг. Система профессионального образования, какая она есть сегодня, не способна удовлетворить потребности национальной экономики в случае выбора инновационного пути развития.

Причин этому несколько: во-первых, усиливающиеся с каждым годом диспропорции в подготовки специалистов с различными уровнями ПО, в основе которых лежит образ человека с ВПО, как наиболее успешного на рынке труда, что подтверждается наиболее низкими показателями безработицы для данного уровня ПО. Во-вторых, сроки подготовки по специальностям НПО и ВПО в РФ более чем на четверть превышают свои аналоги в странах Европы и США, что обуславливает более высокую стоимость подготовки специалиста. В-третьих, сравнительно низкий уровень качества подготовки специалистов, связанный с низким уровнем оснащенности современной материально-информационной базой, скромной оплатой труда работников образования, оторванностью от потребностей работодателя.

Нормативно-правовые документы и социально-экономические механизмы, призванные изменить сформировавшуюся в экономике РФ ситуацию, включают в себя реформирование системы профессионального образования. При этом, последней отводиться двоякая роль: с одной стороныудовлетворение потребностей страны в квалифицированных кадрах для роста экономики, с другой — включение в систему создания и воспроизводства инноваций.

Среднее профессиональное образование является одним из наиболее востребованных уровней ПО в современной экономике России. Его отличают такие специфичные черты, как практикоориентированность, включенность в систему университетских комплексов, широкий спектр специальностей и направлений дополнительной подготовки. За время своего развития система СПО накопила значительный потенциал и на сегодняшний день имеет следующие сильные стороны: большая (по сравнению с ВПО) ориентированность на подготовку специалистов для реального сектора экономики, значительный кадровый потенциал, наибольшую совместимость с европейскими стандартами профессионального образования. Вместе с тем, анализ тенденций основных показателей системы СПО позволяет говорить о неблагоприятной ситуации для образовательных учреждений, причинами которой являются: демографический спад, стремление выпускников школ к получению высшего образования, низкие показатели финансирования в рамках Национального проекта и т. д. Все это приводит к актуализации проблемы повышения конкурентоспособности как системы в целом, так и таких ее элементов, как образовательные учреждения.

Анализ сущностно-содержательного аспекта категории управление конкурентоспособностью в рамках выбранной темы исследования выявил взаимосвязь между ее системным и организационным уровнями. При этом системный уровень может быть определен как процесс воздействия на соответствующую системупрофессионального образования с целью более эффективного удовлетворения потребностей основных субъектов внешней среды в определенных организационно-экономических условиях.

Однако, такой элемент системы СПО, как образовательное учреждение не может одновременно удовлетворять потребности всех субъектов внешней среды из-за их противоречивости. Это предопределяет, с одной стороны, необходимость нескольких типов образовательных учреждений, каждый из которых удовлетворяет потребности определенного субъекта внешней среды или их группы, тем самым повышая конкурентоспособность системы СПО, в целом, а с другой стороны, определения такой категории, как «доминирующий субъект внешней среды». Необходимо отметить, что общим доминирующим субъектом внешней среды для системы образования, в целом, и системы СПО, в частности, является потребитель. Однако, помимо него можно выделить следующие виды доминирующих субъектов: «плательщик (государство)» и «акцепторплательщик (родитель)». Основным критерием определения доминирующих субъектов среди последних является превалирующий источник финансирования деятельности ОУ СПО. При доминировании бюджетного финансирования образовательное учреждение достигает высокого уровня конкурентоспособности, удовлетворяя потребности плательщика (государства). Если в основе деятельности лежат внебюджетные средства, доминирующими субъектами являются акцептор и плательщик (родитель).

Таким образом, управление конкурентоспособностью образовательного учреждения это — процесс воздействия на образовательное учреждение, имеющий целью наиболее эффективное удовлетворение потребностей доминирующих субъектов внешней среды. Объектом управления конкурентоспособностью на организационном уровне выступают отношения между образовательным учреждением, доминирующими субъектами внешней среды и потребителем. Субъектом — разноуровневые органы управления ОУ СПО. Основными критерием эффективности управления будет удовлетворение потребностей доминирующих субъектов внешней среды за счет формирования соответствующих конкурентных преимуществ в рамках реализации конкурентной стратегии.

Одним из направлений повышения конкурентоспособности является реализация инновационной деятельности. Анализ инновационной деятельности, как экономической категории и ее особенностей использования в системе профессионального образования, в целом, и системе СПО, в частности, выявил необходимость разделить всю совокупность ИД на такие виды, как основная и обслуживающая. Результатом первой является инновация, которая может проявляться в рамках деятельности ОУ СПО в виде нововведения, реализованного в ОПОП. Результат второй — инновационный потенциал, формируемый за счет таких видов деятельности, как маркетинговая, управление материально-информационной базой, управление персоналом и др. Они являются инновационными для многих ОУ потому, что, во-первых, декларируемое сближение сферы образования и иных сфер народного хозяйства требует адаптации и применения многих бизнес-решений в ОУ, что само по себе является инновацией, а во-вторых, они обеспечивают условия создания и реализации инноваций в образовательном процессе.

В процессе исследования было определено, что основной задачей управления ИД на системном уровне выступает обеспечение условий для подготовки кадров заданной квалификации в соответствии с текущим состоянием и перспективами развития национальной экономики. Решение данной задачи происходит с использованием нескольких механизмов: механизма финансирования инновационных образовательных программвведения новой системы оплаты трудамеханизма формирования университетских комплексов и механизма реформирования профессионального образования. В качестве основного критерия эффективности управления инновационной деятельностью системы СПО может выступать соответствие структуры выпуска специалистов данного уровня профессионального образования потребностям национальной экономики.

Организационный уровень управления ИД является недостаточно проработанным. В связи с этим предлагается авторский подход к определеншо основных элементов управления ИД ОУ СПО. Основной задачей управления является формирование условий для достижения уровня конкурентоспособности, позволяющего ОУ СПО удовлетворить потребности доминирующих субъектов внешней среды. Механизмами управления выступают: механизмы, обеспечивающие создание инновации и механизмы, обеспечивающие формирование инновационного потенциала. Основным критерием эффективности управления инновационной деятельностью является формирование на основе созданных инноваций устойчивых конкурентных преимуществ. Все это требует рассмотрения конкурентного преимущества, как фактора целеполагания в управлении инновационной деятельностью.

Ход исследования предопределил необходимость анализа конкурентных преимуществ на системном и организационном уровнях. Конкурентное преимущество системы СПО — свойства системы, создающие преимущества в удовлетворении потребностей субъектов внешней среды. Конкурентное преимущество ОУ СПО — характеристики образовательного учреждения, позволяющие более эффективно удовлетворять потребности доминирующих субъектов внешней среды. Специфические особенности системы профессионального образования, как социально-экономической системы, потребовали создания инструмента анализа внешней среды, позволяющего упростить процесс определения возможных конкурентных стратегий. При этом, на основе использования предложенного инструмента, доказана возможность использования следующих конкурентных стратегий: лидерство по цене на широком рынке и лидерство по цене в рыночной нише.

Анализ механизма формирования конкурентных преимуществ в рамках реализации соответствующих стратегий требует исследования взаимосвязи категорий «инновация» и «конкурентное преимущество». Одним из путей достижения конкурентного преимущества является создание инновации. Последняя, в свою очередь, создается в результате инновационной деятельности. Таким образом, можно говорить, что стратегической целью инновационной деятельности является создание конкурентного преимущества.

На основе изложенного в этом и предыдущих параграфах данного исследования предложен механизм повышения конкурентоспособность среднего профессионального образования на основе управления инновационной деятельностью, в рамках которого показана роль конкурентного преимущества как фактора целеполагания в управлении ИД.

На основе представленных зависимостей сформулирована модель управления инновационной деятельностью ОУ СПО на основе выбранной конкурентной стратегии. Основу модели составляют три блока: целевой, обеспечивающий и реализующий. В состав целевого блока входят такие элементы, как силы внешней среды ОУ СПО, конкурентная стратегия и необходимые для ее реализации конкурентные преимущества. Данный блок является управляющей подсистемой. Обеспечивающий блок модели формируется из следующих составляющих: во-первых, заданный выше набор конкурентных преимуществ определяет виды деятельности обеспечивающей ИД. Во-вторых, подразделения, реализующие обеспечивающую инновационную деятельность. В третьих, инновационный потенциал, как результат реализации обеспечивающей ИД. Реализующий блок модели включает в себя виды основной ИД, структурные подразделения, в рамках деятельности которых она реализуется и процесс реализации ОПОП специальностей подготовки. Так же предложен механизм управления инновационной деятельностью, который включает в себя следующие компоненты: модуль «инновационный потенциал», модуль стимулирования, модуль контроллинга, а так же нормативно-правовое обеспечение и информационное обеспечение. Произведен анализ современных взглядов на категорию инновационный потенциал. Предложен авторский подход к его структуре, а так же представлен и обоснован инструментарий оценки инновационного потенциала, применительно к системе СПО.

Произведен анализ процесса принятия управленческого решения о выборе видов основной и обслуживающей инновационной деятельности в рамках реализации конкурентной стратегии. Предложены инструменты, позволяющие усовершенствовать блок подготовки управленческого решения на основе применения зависимостей между потребностями доминирующих сил внешней среды, возможными конкурентными стратегиями и видами основной и обслуживающей инновационной деятельности.

В рамках третьей главы данного исследования произведена адаптация авторских нововведений на примере колледжа Экономики, управления и права Донского государственного технического университета. Полученные результаты позволяют говорить универсальности представленной модели для рассматриваемого уровня профессионального образования. Использование модели позволяет добиться формирования, количественного и качественного улучшения как инновационного потенциала ОУ СПО и создания таких инноваций, которые являются для рассматриваемого образовательного учреждения устойчивыми конкурентными преимуществами. Совокупность авторских предложений позволяет значительно повысить конкурентоспособность колледжа или техникума в тактическом и стратегическом периоде, что, в конечном итоге, приводит к повышению конкурентоспособности системы СПО, в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования получат 1,8 млрд. рублей //http://www.regnum.ru/news/fd-central/ryazan/cultura/827 926.html
  2. М. А. Повышение конкурентоспособности ВУЗа с использованием системы управления знаниями// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Москва, 2006.
  3. Аналитическая справка о государственной политике в сфере управления высшим образованием в странах ОЭСР и ЕС и институциональных моделях управления университетами в новых условиях функционирования высших учебных заведений. Центр ОЭСР ВШЭ
  4. П. Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики), Москва: Высшая школа, 2002
  5. А.И. Наука-тсхника-экономика. М.:Экономика, 1986.
  6. , И. В. Россия в Болонском процессе и Болонский процесс в России : (по результатам подготовки Национального доклада РФ 20 052 007 г. г.) / И. В. Аржанова, Д. В. Суслова // Аккредитация в образовании. 2007. — № 13.-С. 20−22.
  7. О.Н., Платонов A.M., в Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного вуза как делового предприятия, Университетское управление. 2000. № 3(14). С. 50−53
  8. Н. И., Совершенствование организационных структур управления как фактор стратегического развития вуза на современном этапе, Менеджмент в России и за рубежом № 1, 2004
  9. А. С., Гринь А. М., Наумова Н. А. Вопросы формирования системы управления инновационным образовательным проектом, Университетское управление, 2006. № 5(45). С. 45−54
  10. Ю.Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / И. Т. Балабанов. СПб.: Питер, 2000. 207 с
  11. А. В. Инновационная деятельность корпораций, Инновации, № 9, 2001 г.
  12. И.В., Черепанова М. В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза// http://www.ntipb.nsk.ru/printing/magazin/2006baranova4
  13. B.JI. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.: Маркетинг в России и за рубежом, № 5(25), 2001
  14. Д.А. Особенности управления экономическими процессами в Вузе// Корпоративный менеджмент//http ://www. cfin.ru/management/practice/hsprocess. shtml
  15. Г. Я., Сумина Е. В. Ключевые компетенции как основа устойчивого конкурентного преимущества предприятия, Электронный журнал «Исследовано в России» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2005/104.pdf
  16. Дж. Наука в истории общества. М.:ИЛ, 1956.
  17. С. В., Культура управления организационным развитием предприятия, «Аналитика культурологи»,
  18. Н.Н., Могилёвкин Е. А., Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза (на примере вузов Дальневосточного Федерального округа), Университетское управление, № 3, 2004
  19. И.П., Хохлов Е.В., Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов, Маркетинг в России и за рубежом № 1, 2005
  20. Болонская декларация. Совместное заявление европейских министров образования.
  21. М. А. и Масыч М. А. Стратегия инновационноориентированного управления развитием технического университета//1. Таганрог, 2006
  22. В.М., Особенности инновационной деятельности в академических институтах: взгляд изнутри, Инновации, № 1, 2006 г.
  23. В Национальном Агентстве развития квалификаций// http://ww.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=283&dno=2989
  24. О. В. Управление инновационной деятельностью предприятия в условиях диверсификации бизнеса, Инновации, № 3 за 2004 г
  25. А. Д., Инновации в высшей школе: модное увлечение или стратегический путь развития. Современное состояние государственной высшей школы, Инновации, № 1−2 за 2001 г.
  26. Викулов В. С. Инновационная деятельность кредитных организаций // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 1- http://www.dis.ru/manag
  27. Виноградова Е.Б., К вопросам планирования финансовой деятельности университета, Университетское управление, № 4, 2002
  28. Т. И., Воспроизводство творческого потенциала науки. Екатеринбург, 2004. С. 19
  29. М. В., Гордин В. Э. Инновационные системы и технологии в учебном процессе// Электронный учебно-методический журнал СПбГУЭиФ// от 20.09.2006 рубрика «Новые технологии преподавания»
  30. А.С., Пустовой Н.В., Проблемы децентрализации функций при управлении вузом, Университетское управление, № 4, 2003
  31. Выпускников училищ и техникумов ждут большинство работодателей — опрос// http ://www.rian.ru/economy/statistics/20 071 206/91221628.html
  32. Н. Г. Российское образование в поисках компромисса между общественной ценностью и требованиями рынка. Тезисы доклада// http://www.rnic.ru/download/2 007 1002tezisy.pdf
  33. Г. Я., Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика, Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002
  34. В.Н., Иванова Е. В. Концепция стратегической организации инновационной деятельности предприятий //Креативная 3KOHOMHKa//(http://creativeconomy .ru/library/prd321 .php).
  35. Д.А. Социально-экономические механизмы реализации приоритетных национальных проектов// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, Москва, 2008
  36. Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования// http://rost.ru/projects/education/! 1214/aed8.shtml
  37. И.Ш. Методика оценка конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети.- М.: Маркетинг в России и за рубежом, № 3(4), 2004
  38. Добрыднев С.И., К вопросу определения продукта ВУЗа, Маркетинг в России и за рубежом № 4, 2004
  39. В. А., Мазур О. А., Мелешко Е. Н. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием// Ростов-на-Дону, Невинномысск, 2003
  40. П. Инновации и предпринимательство. Практика и принципы. Москва.-Изд-во: «Деловой мир», 1992
  41. А.П., Перспективы развития образования России в XXI в, Университетское управление, № 4, 2000.
  42. Н. Г. и Буров В. Г. Модель управления инновационным процессом на кафедре, Университетское управление. 2004. № 1(29). С. 69−76.
  43. Инновационный менеджмент / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: ЦИСН, 1998. 386 с.
  44. В. С. Классика теории стратегического управления, Вестник Санкт-Петербургского университета, сер. 8, № 3, 2003 г., стр.8
  45. А.К., Организация финансового менеджмента в вузе, Университетское управление, № 4(15), 2000, С. 23−27
  46. Кожухар В. М, К определению содержания образовательной услуги, Маркетинг в России и за рубежом № 3, 2005
  47. Д.И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. М.: Экзамен, 2001.576 е.,
  48. Колледжам и ПТУ помогут бизнесмены?// Комсомольская правда, 29.10.2007
  49. Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики РФ до 2015 г. 61 .Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры // Вопросы конъюнктуры. 1925. Т. 1. Вып. 1.,
  50. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
  51. О.П., Трифилова А.А., Интеграция стратегического и инновационного менеджмента, Менеджмент в России и за рубежом № 4 2001
  52. О.П., Трифиловой А. А., Коршунова И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия, Менеджмент в России и за рубежом № 3 / 2000
  53. Кортов С. В, Устелемов С. В., Кортов B.C., «Уральский государственный технический университет на пути создания учебно научно -инновационного комплекса», Университетское управление. 2001. № 3(18)
  54. С.В., Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО. Инновационный менеджмент. 2004, № 1 (29)
  55. А.Л., Самохин В. Ф., Инновационная деятельность военного вуза: возможности и проблемы, Инновации, № 6, 2005 г.
  56. С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекция/ТНобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России- Под ред. Ю. В. Яковца. СП'": Гуманистика, 2003.
  57. В. Г. Формирование организационно-экономической системы инновационной деятельности предприятия, Инновации, № 3, 2007 г.
  58. М.Ю., Сагинова О. В., Фэруэзер Д., Выход российских вузов на международный рынок образовательных услуг, http://www.marketologi.ru/lib/saginova/intervuz.html
  59. . Стратегический маркетинг, Спб, Наука, 1996 г., стр. 277
  60. Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Н. И. Лапин // Социальные факторы нововведений в организационных системах: Тр. конф. май 1979 г. / Отв. ред. Н. И. Лапин. М., 1980.
  61. Е. Б., «Регулирование инновационной политики и инновационной деятельности законодательством России и ряда других стран СНГ», журнал Инновации № 8, 2007
  62. Маастрихтское Коммюнике по будущим приоритетам в области развития сотрудничества в области профессионального образования и обучения.
  63. Н.П., Томилин О. Б., Фадеева И. М., Матричное управление в высшем учебном заведении, Университетское управление, 2004 г., № 1(29). С. 43−47
  64. И. В. Анализ конкурентоспособности образовательной программы учреждения СПО как фактор повышения качества подготовки специалистов//Среднее профессиональное образование, № 3, 2007
  65. Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 446 е.: ил., табл.
  66. Т. С. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий в современных экономических условиях// Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Нижний Новгород, 2008
  67. Национальное агентство развития квaлификaций//http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=1092
  68. В.А. Анализ формирования и оценки инновационного потенциала высшей школы // Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании. М.: Экшэн, 2005. — Вып. 5.-е. 103−109.
  69. И. С. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе развития ключевых компетенций// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Екатеринбург, 2006
  70. М. А. Воздействие государственных и рыночных механизмов управления на развитие системы профессионального образования в России// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, Москва, 2007
  71. А.И., Инновационное развитие и инновационная культура //Наука и наукознание. 2001. — № 2. — с. 54−65.
  72. И. Дълппе Вълии на Кондратьев.София: Профнллат, 1989.
  73. X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях/ЯСорпоративный менеджмент// (http://www.cfin.ru/management/strategy/smallbizinno.shtml).
  74. Ростовской области на 2007−2008 годы. 90. Областной закон от 22 октября 2004 года N 184-ЗС «Об образовании в
  75. А.П. Маркетинг образовательных услуг (МОУ) //http://www.marketologi.ru/lib/mouO 1 .html
  76. И. Нововведения в организациях: Пер. со словац. / И. Перлаки- науч. ред. М. И. Лапина. М.: Экономика, 1981.
  77. Н.А. и Христофорова И.В., Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах, Маркетинг в России и за рубежом № 5, 2003
  78. Поддержка бизнесом учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы — итоги 2007 rofla//http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=283&dno=2933
  79. Поддержка бизнесом учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы итоги 2007 rofla//http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=283"fedno=2933
  80. Положение об оплате труда работников ФГОУ СПО «Ростовский -на -Дону государственный колледж радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий"//http://www.rgkript.ru/index.php?option=comcontent"feview=aiticle"feid=81 &I temid=77
  81. Положение об оплате труда работников yHHBepcHTeTa//http://www.dstu.edu.ru/polojenie28l l08. doc
  82. Положение об Управлении среднего профессионального образования НовГУ //http://www.uspo.novsu.ac.ru/doc/upravlenie.shtm
  83. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов (3-е издание). Альпина Бизнес Букс, 2007 г.,
  84. М. Международная конкуренция. М, 1996
  85. М. О новых стратегиях совершенствования управления//инталев-поволжье //http://www.intalev.nnov.ru/index.php?id=l 0150
  86. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожин. М.: Политиздат, 1989. 271 е.,
  87. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения об организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» от 13.04.99 N974
  88. Приоритетный национальный проект Качественное образование http ://rost.ru/proj ects/education/ ed 1 /ed 15/aed 15. shtml
  89. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» на 2007—2010 годы.
  90. Э. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. / Э. Роджерс, Р. Агарвала-Роджерс- Под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1980.
  91. Родионова Л. Н, Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р., Оценка конкурентоспособности продукции, Маркетинг в России и за рубежом № 1, 2000
  92. Российский статистический ежегодник, 2007 г.
  93. Руководство Осло, Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям, третье издание, Русское издание осуществлено Государственным учреждением «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН) Министерства образования и науки РФ, М:. 2006
  94. К.А., Маркетинг образовательных услуг региона, Маркетинг в России и за рубежом № 5 / 2003
  95. Н.Е. Оценка конкурентоспособности масложировых продуктов. М.: Маркетинг в России и за рубежом, № 3(41), 2004.
  96. О. А., Данилов И. П., Суров Р. В, Особенности экономики ВУЗов в условиях перехода к рынку, Качество. Инновации. Образование., № 1,2004, стр. 21−26
  97. В. Б. Управление развитием маркетинг-ориентированной инфраструктуры инновационной деятельности в ВУЗе// Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Москва, 2008
  98. В. К., Яковец Ю. В. Повышение эффективности общественного производства. М.: Экономика, 1978.
  99. В. Стратегия в компании// Корпоративный менеджмент// http://www.cfin.ru/management/strategy/plan/competitiveadvantages.shtml
  100. П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 1999.
  101. Социальная дифференциация и образовательные стратегии российских студентов и школьников. Информационный бюллетень. — М ГУ ВШЭ, 2007. 52 с.
  102. Статистический сборник «Основные показатели статистики образования в Ростовской области», 2007 г.
  103. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации н период до 2015 года
  104. М. На смену консерватизму приходит стремление к преобразованиям.// Intelligent Enterprise// http://iemag.ru/articles/detail.php?ro=5587&phraseid=26 094
  105. Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний// http://www.gd.ru/magazine/article/240.html
  106. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
  107. В.А., Латуха О. А., Научно-исследовательская работа как составная часть совокупной инновационной деятельности в вузе, Инновации, № 7,2006 г.
  108. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е изд./пер. с англ.
  109. Туган-Барановский М. И. Избранное. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. М.: Наука-РОССПЭН, 1997.
  110. Управление организацией: учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  111. Р. А. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности // Управление персоналом. 2000. № 1.
  112. Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 г.
  113. Федеральный закон Российской Федерации от 24 октября 2007 г. N 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»
  114. Т. А., Мониторинг инновационного развития экономических систем, автореферат диссертации, Нижний Новгород, 2007 г
  115. JI. А., Чернолес В. П., Инновационная система военного профессионального образования: структурная модель, цели и задачи, инновации, № 1,2005 г.
  116. В. Я., Омельченко А. С.Инновация и инновационный процесс, как сложная система, — Качество. Инновации. Образование, № 2, 2006 г.,
  117. Н.О. Региональная инновационная система: модель, структура, специфика, Инновации, № 4 за 2007 год.
  118. М. В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации// Корпоративный менеджмент // (http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn03/ll.shtml)
  119. Д. А., Практика исследования рынка образовательных услуг, Практический маркетинг, № 3, 2003
  120. . И. А. 'Теория экономического развития'. Изд."Прогресс" — Москва- 1982 г
  121. Й.А. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика: 1995.
  122. Е. Ф. Формирование устойчивого конкурентного преимущества фирмы, Электронный научный журнал «Исследовано в России», http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/122.pdf
  123. Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984.
  124. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. Изд. 2-е. М.: Экономика, 2003.
  125. Ю.В. Русский циклизм: новое видение прошлого и будущего. N.Y.: Edwin Mellen Press, 1999.
  126. Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988.
  127. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999.
  128. Freeman Ch., Clark J., Suete L. Unemployment and Technical Innovation. Study a Long Wave in Economic Development L., 1982.
  129. Kleinxnecht A. Innovationcn Patterns in Crisis and Prosperity. Schumpeter’s Long Cycle Reconsidered. Foreword by Jan Press, 1987.
  130. Mensch G. Das technoligishe Patt: Innovationcn ubervinden die Depress -Frankfurt, 1975.
  131. Porter M.E. What is Strategy?, Harvard Business Review, 1996, November-December
  132. Van Duijn Y.Y. The Longe Wave in Economic Life. London, 1983.
Заполнить форму текущей работой