Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационные технологии в системе олимпийского образования студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационный модуль учебно-информационного средства предназначен для предоставления учебной информации и оперативного контроля знаний обучаемых. В его состав входят экранные фрагменты, содержащие текстовую информацию, подразделяющуюся на разделы по темам курса. Текстовая информация содержит теорию, пояснения, указания, комментарии, гипертекстовые ссылки, а также ссылки на блоки дополнительной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Информационные технологии в системе вузовского образования
    • 1. 2. Олимпийское образование как элемент системы образования в области физической культуры
    • 1. 3. Понятийный аппарат информатики
    • 1. 4. Классификация программных средств учебного назначения
  • ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. ПРОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
    • 3. 1. Основные направления использования информационных технологий в системе олимпийского образования студенческой молодежи
    • 3. 2. Методика использования учебно-информационного средства в системе олимпийского образования
  • ГЛАВА IV. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
    • 4. 1. Авторский вариант учебно-информационного средства в системе олимпийского образования
    • 4. 2. Организация олимпийского образования с использованием учебно-информационного средства
    • 4. 3. Эффективность олимпийского образования с использованием учебно-информационного средства
  • ВЫВОДЫ

Информационные технологии в системе олимпийского образования студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В связи с демократизацией современного общества, усилением гуманитарной направленности высшего профессионального образования и вхождением российской высшей школы в международное образовательное пространство предпринимаются попытки осмыслить цели, задачи, содержание, организационные принципы, формы, средства и методы высшего образования в новых исторических условиях, пути преодоления все еще сохраняющихся кризисных явлений в современной системе образования.

Одно из важнейших направлений решения этой проблемы усматривается в гуманизации образования. Речь идет о том, чтобы центральной задачей в деле воспитания студенческой молодежи сделать ее приобщение к общекультурным гуманистическим ценностям — нравственным, эстетическим, интеллектуальным и т. д. [89], обеспечить переход от авторитарно-репродуктивной модели образования к рефлексивно-гуманистической, главной целью которой является формирование и развитие в человеке потребности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, самореализации, самообразованию в продолжении всей своей жизни [4].

При этом, на первом плане стоит проблема не только нового содержания, но и новых форм, методов работы с молодежью. В первую очередь, речь идет о том, чтобы заинтересовать молодежь, сделать ее активным партнером процесса воспитания, субъектом развития собственной индивидуальностиразносторонне развитой, с гармоничной психофизической структурой. Импульсом, побуждающим молодежь к сотрудничеству в деле воспитания, может быть лишь такая программа, такие средства, которые они признают и одобряют, которые вызывают у них интерес. К числу таких средств относится спортивная деятельность, которая является привлекательной для огромной части современной молодежи, в том числе, и студентов.

С учетом этой ситуации, а также новых условий социально-экономического и культурного развития нашей страны, ведется интенсивный поиск новых направлений в организации физкультурно-спортивной работы в вузах, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных решить ряд основных социально-педагогических задач, стоящих перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движением России в настоящее время.

Все большее внимание, в этом плане, отводится олимпийскому образованию студентов. Однако, проведенные в последние годы исследования выявили значительные трудности в практическом решении проблем олимпийского образования студенческой молодежи — формировании у них системы знаний об олимпийском движении, приобщении к идеалам и ценностям олимпизма и т. д. Поэтому, в настоящее время на первый план выходит проблема повышения эффективности этой педагогической деятельности за счет поиска новых форм, средств и методов ее осуществления, новых подходов к ее организации.

Современные приоритеты развития высшего образования определяет новая стратегия развития общества, основанная на знаниях и высокоэффективных технологиях. Применение информационных технологий позволяет решать многие проблемы и трудности этой системы образования.

В связи с этим возникает вопрос о возможности, а также основных направлениях, формах и методах использования этих технологий и для повышения эффективности олимпийского образования студенческой молодежи. Это определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. В современной науке накоплен комплекс знаний, имеющих важное значение для ее анализа.

Сформулированы и обоснованы основополагающие принципы и положения теории гуманистической педагогики, изучены и обобщены закономерности развития и саморазвития личности [4, 5, 53]. Разработана концепция образования как процесса трансляции и реализации культуры и технологии развивающего обучения, базирующиеся на общей теории деятельности [36, 71, 41, 58, 114]. На основе системного подхода к педагогической деятельности выявлены ее основные черты, компоненты и их взаимосвязи [8, 20, 21, 68], а также фундаментальные закономерности обучения [8, 9, 66, 89, 125].

Студенческая молодежь является объектом социологических, психологических, педагогических и других научных исследований. Предметом многих исследований являются, например, особые условия жизни, труда и быта, социального поведения и психологии, системы ценностных ориентаций студентов [29, 30, 35, 113, 127−134 и др.]. Огромное число научных публикаций посвящено вопросам системы высшего образования в целом и ее отдельных подсистем, элементов, направлений и т. д.

В последние годы, внимание ученых привлекают проблемы применения информационных технологий в системе образования, в том числе вузовского [2, 3, 44, 85, 107, 115, и др]. Обсуждаются вопросы их использования и в системе физкультурного образования [33, 34, 40, 84, 100, 142 и др.].

В многочисленных работах выявлены концептуальные положения общей теории физической культуры и спорта, а также спортивной политики, физического и спортивного воспитания детей и молодежи в условиях современной России, гуманизации современного спорта [11−15, 18, 31, 28−30, 46, 57, 65, 75, 76, 81, 82, 88, 127−136 и др.].

Широкую известность получили исследования нравственного поведения детей и молодежи в спорте, которые провели: Р. Мантел и JI. Вандер [162]- Г. Никсон [166]- Дж. Силва [171]- Г. Реньер [170]- Д. Муньо и Д. Фелтц [164]- К. Гонсалвес [156] и др. В связи с этим, предметом активного изучения зарубежных ученых стали проблемы олимпийского образования детей и молодежи: D. Binder [148]- F. Landry [159] и др. В ходе международного социологического исследования на тему «Физическая культура в общественном сознании», которое было проведено в 1983;1984 гг. под руководством и по программе польского философа и социолога 3. Кравчика [158], выяснялась система ценностей спорта, на которую ориентируется молодежь, и ее отношение к идеалам и ценностям олимпизма.

В нашей стране разработку проблем олимпийского образования начал в начале 80-х годов В. И. Столяров и его ученики. В результате исследований, проведенных по разработанному им проекту, уже в период до 1990 г. был получен ряд важных результатов: обоснована важная роль идеалов и ценностей олимпизма в воспитании детей и молодежи, необходимость активизации работы по олимпийскому образованию подрастающего поколенияуточнена общая концепция этой педагогической деятельности (целей, задач, средств, методов и т. д.) — получена важная социологическая информация о состоянии и эффективности олимпийского образования юных спортсменов, школьников, студентоввыявлены и обоснованы основные направления и пути совершенствования этой педагогической деятельностиразработаны первые программы олимпийского образования — для учащихся ДЮСШ, юных футболистов, школьников и студентов [32, 39, 60, 127, 128 и др.].

Результаты исследований проблем олимпийского образования по указанному проекту в период после 1990 года также отражены во многих научных публикациях и диссертациях [17, 25, 98, 99, 105, 120, 134- 128−136], а также докладывались на многих научных конгрессах, конференциях, семинарах и симпозиумах, в том числе, международных.

В 90-е годы проблемы олимпийского образования детей и молодежи стали предметом анализа не только В. И. Столярова и его учеников, но и многих других ученых. Появляется множество научных публикаций, в которых анализируются общая концепция олимпийского образования, отдельные вопросы методики организации и проведения олимпийского образования детей дошкольного и школьного возраста, студенческой молодежи, юных спортсменов и т. д. [1, 6, 7, 16, 42, 46, 50−52, 57, 77−79, 87, 95, 101, 102, 108−111, 116−119, 122, 141, 143, 144 и др.]. Обсуждаются вопросы разработки региональных программ олимпийского образования [64], формирования научно-методических и организационных основ российской системы олимпийского образования школьников [63]. Продолжается работа по созданию программ олимпийского образования детей и молодежи [17, 25, 96, 102, 102, 105, 109, 138, 141, 143, 144 и др.].

Однако, до сих пор отсутствуют работы, специально посвященные проблеме форм и методов использования информационных технологий в системе олимпийского образования студенческой молодежи.

Таким образом, анализ выявляет наличие противоречия между назревшей социальной потребностью в использовании информационных технологий для повышения эффективности олимпийского образования студенческой молодежи и недостаточной разработанностью вопроса о формах и методах решения этой важной и сложной социально-педагогической задачи.

Осознание данного противоречия и, связанных с ним, важных педагогических проблем использования информационных технологий в системе олимпийского образования студенческой молодежи послужило основой для выбора объекта и предмета исследования, его цели и задач.

Цель исследования — обосновать и разработать механизм использования информационных технологий в олимпийском образовании студентов с целью повышения эффективности этой педагогической деятельности.

Объект исследования — олимпийское образование студентов как элемент физкультурно-спортивной работы в вузах.

Предмет исследования — формы и методы использования информационных технологий в системе олимпийского образования студентов.

Анализ работ по использованию информационных технологий в системе образования, а также по олимпийскому образованию студентов, позволил выдвинуть следующие рабочие гипотезы:

1) для использования информационных технологий в учебном процессе по олимпийскому образованию студентов необходима разработка многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства по данной тематике,.

2) использование данного средства в процессе организации олимпийского образования студенческой молодежи позволит повысить эффективность этой педагогической деятельности — и в плане повышения уровня олимпийской образованности студентов, и с точки зрения формирования у них отношения к спорту, соответствующего идеалам и ценностям олимпизма.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые обоснована возможность и необходимость использования информационных технологий в системе олимпийского образования студентов, а также разработан конкретный «механизм», дана характеристика целей, задач, форм и методов их применения в этой области.

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования явились: концепция олимпийского образования В. И. Столярова [127, 129, 130, 132, 134], положения об организации физического воспитания в вузе на принципах личностно-ориентированной педагогики и психологии (В.К. Баль-севич [12, 13, 14], М. Я. Виленский [29, 30], Л. И. Лубышева [76], В.И. Столя-ров[132, 133]), теоретические положения использования информационных технологий в процессе обучения (С.В. Панюкова [94], И. В. Роберт [107]).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в рамках педагогической теории использования информационных технологий в системе вузовского образования разработан новый раздел, связанный с применением этих технологий, в том числе многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства, в олимпийском образовании студентов.

Практическая значимость исследования определяется представленными в диссертации авторским вариантом многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства олимпийского образования студентов и методикой его использования в учебном процессе. Их эффективность подтверждена положительными результатами педагогического эксперимента. Результаты диссертационного исследования используются в практике организации олимпийского образования в Ставропольском государственном университете, а также в учебных курсах и спецкурсах, которые читает кафедра философии, социологии и теории олимпийского воспитания для студентов, магистрантов и аспирантов Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Положения, выносимые на защиту.

1. В системе олимпийского образования студентов возможно и целесообразно использование информационных технологий для повышения эффективности учебного процесса в этой области научного знания.

2. Эффективное использование информационных технологий в учебном процессе по олимпийскому образованию студентов предусматривает разработку и применение многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства по данной тематике.

3. Использование учебно-информационного средства в олимпийском образовании студентов на основе разработанной методики повышает уровень их олимпийской образованности и содействует формированию у них отношения к спорту, соответствующего идеалам и ценностям олимпизма.

Результаты диссертационного исследования используются в практике организации олимпийского образования в Ставропольском государственном университете, а также в учебных курсах и спецкурсах, которые читает кафедра философии, социологии и теории олимпийского воспитания для студентов, магистрантов и аспирантов Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводились в следующих направлениях: публикация результатов исследованияобсуждение на заседаниях кафедры философии, социологии и теории олимпийского воспитания РГУФК и факультета физической культуры Ставропольского государственного университетавнедрение в практику работы Ставропольского государственного университета и РГУФКдоклады на научных и научно-практических конференциях, в том числе на: международной научно-практической конференции «Инновационные технологии использования средств физической культуры, спорта и туризма как факторы государственной социальной политики» (г. Ростов-на-Дону, 2002 г.) — международной научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» (г. Ростов-на-Дону, 2002 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях» (г. Ставрополь, 2002 г.) — VII Международном научном конгрессе «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (г. Москва 2003 г.).

ВЫВОДЫ.

1. Организация олимпийского образования в вузе на современном этапе требует применения новых форм и методов, активизирующих процесс приобщения студентов к идеалам и ценностям олимпизма, повышающих их интерес к данному виду деятельности и усиливающих мотивационный аспект в обучении.

К числу таких средств относятся информационные технологии, используемые при подготовке и передаче информации обучаемому, ПЭВМ и периферийное оборудование, которые позволяют осуществлять сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации, а также комплекс программных средств, содействующих решению дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

2. Использование информационных технологий в системе олимпийского образования студентов предусматривает совершенствование сложившихся функциональных связей между преподавателем и обучаемым, преподавателем и учебным материалом, обучаемым и учебным материалом, а также создание новых связей: преподаватель и учебно-информационное средство, учебный материал и учебно-информационное средство, обучаемый и учебно-информационное средство.

3. Эффективная организация олимпийского образования студентов на основе использования средств информационных технологий предусматривает разработку многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства, структура которого включает в себя два основных модуля: информационный и управляющий.

Информационный модуль учебно-информационного средства предназначен для предоставления учебной информации и оперативного контроля знаний обучаемых. В его состав входят экранные фрагменты, содержащие текстовую информацию, подразделяющуюся на разделы по темам курса. Текстовая информация содержит теорию, пояснения, указания, комментарии, гипертекстовые ссылки, а также ссылки на блоки дополнительной аудио и видео информации. Контроль знаний, после изучения раздела, осуществляется при помощи тестов. Управляющий модуль позволяет реализовать интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателя с учебно-информационным средством, обеспечивает коммуникативные функции между педагогом, обучаемым и учебно-информационным средством.

Целесообразна следующая последовательность использования многофункционального учебного средства обучаемыми на учебном занятии в дисплейном классе: введение обучаемыми своих данных в компьютерознакомление с основными принципами работы программы и с порядком работы на занятии, для чего используются справочные данные, содержащиеся в информационном модулеизучение разделов информационной базы знанийпрохождение теста.

Информация об изучении разделов информационной базы знаний и результаты тестирования передаются в базу данных и отображаются на компьютере преподавателя.

4. Внедрение в учебный процесс по олимпийскому образованию авторского варианта многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства позволяет реализовать комплекс важных педагогических функций: информационно-справочную (за счет представления разного рода информации при использовании баз данных, а также теоретического материала) — демонстрации наглядного материала (на основе применения технологий мультимедиа и гипермедиа) — индивидуализации и дифференциации процесса усвоения учебного материала в ходе занятий, самоподготовки и тренировки обучаемыхрационализации учебного процесса (за счет возможностей поэтапной работы, работы в определенном темпе) — контролирующую (за счет осуществления объективного контроля с обратной связью, оценки знаний с диагностикой ошибок, осуществления самоконтроля и индивидуальной корректировки знаний) — корректирующую (за счет осуществления в процессе обучения консультаций и других видов помощи) — диагностирующую (система информирует преподавателя о результатах обучения, о наиболее часто встречающихся ошибках) — автоматизации процессов управления учебной деятельностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хранения информации об обучаемыхавтоматизации процессов обработки результатов.

5. Об эффективности использования авторского варианта многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства в учебном процессе по олимпийскому образованию студентов свидетельствуют данные, полученные в ходе педагогического эксперимента.

После реализации разработанной программы олимпийского образования на основе разработки и внедрения в учебный процесс многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства у студентов экспериментальной группы существенно повысился уровень олимпийской образованности и самое главное — по основным вопросам олимпийской концепции: о содержании, целях и задачах олимпийского движения (р<0,05), об идеалах и ценностях олимпизма (р<0,05), о педагогических идеях олимпийской концепции Кубертена (р<0,05), о принципах «фэйр плэй» и их значении в современном спорте (р<0,05), об использовании принципов олимпизма в организации спортивных мероприятий (р<0,05) и т. д.

Сами студенты также высоко оценили значение разработанной программы. Более половины (59,7%) студентов считают, что методика обучения с использованием средств информационных технологий позволяет расширить кругозор в области олимпизма, способствует обеспечению межпредметных связей (64,7%), повышает интерес к образовательной деятельности (78%), творческую активность (49,8%), способствуют формированию системы прочных знаний (71,3%).

6. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что использование информационных технологий в системе олимпийского образования на основе разработки и внедрения в учебный процесс многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства содействует обогащению знаний студентов в области олимпизма и олимпийского движения, способствует формированию положительного отношения и повышает мотивацию студентов к данной педагогической деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для более эффективного формирования системы знаний студенческой молодежи в области олимпизма и олимпийского образования целесообразна организация олимпийского образования с использованием средств информационных технологий.

Такая организация данной педагогической деятельности способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения, усилению принципов наглядности и доступности в учебном процессе, а также более успешному формированию системы знаний в области олимпизма, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности с целью формирования общей олимпийскойкультуры личности и ее гуманистических ориентиров, осуществления межпредметных связей.

2. При организации олимпийского образования в вузе с применением информационных технологий необходимо учитывать наиболее перспективные направления внедрения в реальный учебный процесс средств информационных технологий, реализующие психолого-педагогические цели совершенствования процесса обучения.

Учитывая специфику предполагаемой предметной области внедрения информационных технологий, рекомендуется комплексное применение информационных средств, таких как: электронные базы знаний учебного назначения, технологии мультимедиа, гипермедиа, электронные книги, средства телекоммуникаций, характеризующие различные направления использования информационных технологий в учебном процессе.

3. Структуру многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства рекомендуется проектировать таким образом, чтобы внесение изменений в любой из составляющих модулей не отражалось на содержании остальных частей программы, что позволит облегчить процесс модернизации и совершенствования многофункционального предметно-ориентированного учебно-информационного средства, упростить его адаптацию и использование в других учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.У., Поликарпова Г. М. Олимпийские игры. Из прошлого -в будущее. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — 280 с.
  2. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1993. — № 5. -С. 7−19.
  3. В.Д., Андреев ГЛ., Давыдов Н. А. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса в академии на основе использования ЭВМ. М.: ВПА, 1988.- С. 77.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. — 238 с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. — 567 с.
  6. М.В. Уровень знаний по олимпизму у детей школьного возраста // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы VII Всеросс. научно-практич. конф. Краснодар, 1996. — Ч. 2. — С. 225−227.
  7. М.В. Образовательная программа «История и теория олимпизма» для учащихся 10−11-х классов общеобразовательной школы // Молодежь-Наука-Олимпизм: Материалы межд. форума. М., 1998. — С. 3940.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  9. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Знание, 1987. № 6,-С. 80.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). -М., 1982. 192с.
  11. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурных знаний) // Теория и практикафизической, культуры. 1991. — № 7. — С. 2−8.
  12. В.К. Пути развития физической культуры на рубеже третьего тысячелетия // Духовность Спорт — Культура: Сб. науч. трудов. -М.: РАО, 1996.-С. 181−186.
  13. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1996 № 1- С. 23−25.
  14. В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. 1999. -№ 4. — С. 21−26, 39−40.
  15. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 2−8.
  16. С. Методологические основы использования олимпийских знаний в практике физкультурного образования школьников // Моло-дежь-Наука-Олимпизм: Материалы международного форума. М., 1998. — С. 50−51.
  17. И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1994.-24 с.
  18. Н.В., Виноградов П. А., Жолдак В. И. Физическая культура и здоровый образ жизни. Самара, 1997. — 256 с.
  19. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечениеучебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  20. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. — 352 с.
  21. Д. А, Федосеев А.А. Дистантное обучение: модератор телеконференций // ИНФО, 1995. № 1. — С. 104−109.
  22. Богданова Д. А, Федосеев А. А., Христочевский С. Телекоммуникации для образования. // ИНФО. 1993. — № 2. — С. 27−29.
  23. Е.В. Факторы развития активных форм физической культуры учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.: РГПУ, 1998.-21 с.
  24. В.А. Научно-методические основы организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов физкультурных вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -27 с.
  25. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии. // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 12−16.
  26. Я.А., Грачев- Б.Н., Пронина JI.M. Информационная электронная среда для народного образования // Педагогика. 1994. — № 3. -С. 28−31.
  27. М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогической деятельности преподавателя физического воспитания высшей школы // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10. -С.19−20.
  28. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994.-№ 9. — С. 9−11.
  29. П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта/ Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Челябинск, 1997. -Ч. 1.-С. 15−34.
  30. В.А. Здоровьесбережение в школе (Педагогические стратегии и технологии). М.: Теория и практика физической культуры, 2002. — 270 с.
  31. В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -СПб., 2000. Ч. 2. — 206 с.
  32. В.Ю., Волкова JT.M. Компьютерный дистанционный курс по дисциплине «Физическая культура» // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2000. — Ч. 2. — 206 с.
  33. В.В. Научно-методические основы формирования гуманистически ориентированной физической культуры студенток педагогических специальностей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 23 с.
  34. JI.C. Собрание сочинений. М., 1984.
  35. В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование студентов // Теория и практика физической культуры. 1995. -№ 5.-С. 15−17.
  36. Т., Машбиц Е. И. Психологические проблемы эффективности применения компьютеров в учебном процессе // Вопросы психологии. -1989,-№ 3.-С. 105.
  37. А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юныхспортсменов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 24 с,
  38. Н.Н. Формирование знаний студентов факультета физической культуры на основе современных информационных технологий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. — 23 с.
  39. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1 996 544 с.
  40. Г. С. Олимпийское воспитание // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 4. — С. 61−69.
  41. С.В. Магия духовного мира в двигательных действиях человека // Теория и практика физич. культуры. 1997. — № 12. — С. 44−50.
  42. Л.И., Пашкова P.P., Далинина И. И. Компьютерные технологии в образовании. Екатеринбург: УГПИ, 1993. — С. 120.
  43. . Олимпийское движение и воспитание // Спорт в современном обществе: Материалы Всемирного научного конгресса. М., 1974. -С. 122−130.
  44. С.П., Поликарпова Г. М., Прохорова М. В. Проведение олимпийских уроков в школе: Учебное пособие / Агеевец В. У. Спб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1995. — 72 с.
  45. А.Г. Гуманизация, гуманитаризация и реалии спортивной субкультуры // Формирование гуманистического мировоззрения студентов. -Смоленск, 1991.-С. 3−8.
  46. А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен // Ценности спорта и пути его гуманизации (Духовность. Спорт. Культура. Вып. второй) / В. И. Столяров. М.: РАО, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996. — С. 43−48.
  47. А.Г. Социокультурные трансформации духовных оснований олимпийского движения // Спорт, Олимпизм, Гуманизм: Межвузовский сборник научных трудов, вып. 2. Смоленск, 1998. — С. 65−71.
  48. А.Г., Петлеваный Г. Ф., Шапоренкова О. В. Система олимпийского образования школы-комплекса N 39 физкультурно-эстетического направления // Олимпийское образование в школе. Смоленск, 1997. — С. 139−172.
  49. К.Н. Межпредметные связи в структуре школьного олимпийского образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 24 с.
  50. Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. — 1993. № 7. -С. 21−24.
  51. Зельницкий А. Н, Педагогические основы измерения эффективности учебных занятий с использованием ЭВМ. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1989.-24 с.
  52. Информационная технология в университетском образовании: Тезисы докладов межвузовской конференции. М.: МГУ, 1991.
  53. А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 236 с.
  54. М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
  55. С. Новые информационные технологии и реформа школы // ИНФО. 1993. — № 5. — С. 117−123.
  56. Ю.В. Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни и физической культуры (на примере учащейся молодежи Грузии): Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. — 24 с.
  57. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной -педагогике // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 104−109.
  58. Компьютерные телекоммуникации школе: Пособие для учителя / Полат Е. С. — М&bdquo- 1995. — 167 с.
  59. С., Егоров А. Координация региональных программ олимпийского образования // Молодежь-Наука-Олимпизм: Материалы Международного форума. М.: Советский спорт, 1998. — С. 127−128.
  60. Л.Б. Эффективные средства и методы воспитания нравственных качеств в процессе формирования личности юного спортсмена: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1989. 25 с.
  61. В.В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. 2001 — № 4. — С. 209−216.
  62. А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 12−20.
  63. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во. ЛГУ, 1980. 172 с.
  64. М.П. Информатика и НИТО в стандартах высшего педагогического образования // Педагогическая информатика. 1998. — № 1-С. 49−56.
  65. Ю.А., Филиппова Л. В. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1992. -122 с.
  66. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  67. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. 399 с.
  68. Е.Н. Новые формы организации и авторские программы физического воспитания // Физическая культура основа здорового образа жизни: Доклады, тезисы, материалы. — М., 1995. — С. 34−39.
  69. А.В., Стеблецов Е. А. Молодёжь и физическая культура. М.: Физкультура, образование и наука, 1996. — 319 с.
  70. Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992. — 58 с.
  71. Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного сознания у студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 3. — С. 19−21.
  72. Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Челябинск, 1997. — Ч. 2. — С. 155−157.
  73. Л.И. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества // Молодежь-Наука-Олимпизм: Материалы Международного форума под патронажем Всемирного совета физического воспитания и спортивной науки. М.: Сов. спорт, 1998. — С. 144−146.
  74. Л.И. Олимпийская культура и спорт в современном обществе // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 12. — С. 1722
  75. А.П., Непопалов В. Н. Физическая культура: физкультура или развитие человека // Теория и практика физической культуры. 1994.9.-С. 2−7.
  76. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. М., 1991. — 543 с.
  77. Л.Н. Методика интенсификации обучения информатике с применением видео компьютерных средств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-СПб., 1996.-24 с.
  78. Л.В. Компьютерные технологии в физкультурном образовании // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПБ., 2000 — Ч. 1. — 306 с.
  79. В.А. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся // Вопросы психологии. 1986. — № 3. -С. 22.
  80. Мультимедия / Под ред. Петренко А. И. М.: БИНОМ, 1994. — 272 с.
  81. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995. — 207 с.
  82. Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., 1996.-317 с.
  83. .И., Синани Н. Д. Физическое воспитание в вузе: Учебно-методическая разработка по теоретическому курсу физического воспитания. -М.: МГУ, 1987.-41 с.
  84. Олимпийское образование в школе: Учебное пособие /Общ. ред. Егоров А. Г., Губа В. П. Смоленск, 1997. — 308 с
  85. Олимпийская хартия. Пер. с англ. М.: Сов. спорт, 1996. — 96 с
  86. Основы математической статистики: Учебное пособие / Под ред.
  87. B.C. Иванова. M.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
  88. С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. -225 с.
  89. Л.В., Парфенов А. В. Педагогика олимпизма // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы Всероссийской конференции. Омск: СибГАФК, 1995. — С. 23−26.
  90. А.Т., Пузырь Ю. П. Золотые страницы истории физической культуры (Рекомендации к проведению урока олимпийских знаний). -М., 1994. 14 с.
  91. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995. — 544 с.
  92. Г. Ф. Система олимпийского образования в многопрофильной школе-комплексе физкультурно-эстетического направления: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 23 с.
  93. Г. Ф. Гуманистические аспекты олимпийского образования школьников: Уч. пос. для студентов академий и институтов физической культуры. Смоленск, 2000. — 58 с.
  94. Н.В., Сучилин А. А. Олимпийское образование: учебное пособие для студентов ИФК. Волгоград: Перемена, 1997. — 152 с.
  95. Н.В., Сучилин А. А. Олимпийское образование: концепция, программа, опыт // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 3. — С. 22−25.
  96. Л.П. Нравственные качества и мотивы в структуре личности спортсмена (опыт конкретно-социологического исследования) //
  97. Теория и практика физической культуры. 1982. — № 5. — С. 11−13.
  98. В.В. Непрофессиональное физкультурное образование: Учебное пособие для студентов, аспирантов, слушателей ФУС и ФПК ГЦОЛИФК. М., 1991. — 85 с.
  99. Ю.А. Модель олимпийского образования студенческой молодежи на основе Спартианских игр: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Краснодар, 1998. 24 с.
  100. Рабочая программа проведения социологического исследования «Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание студенческой молодежи». Харьков: ХПИ, 1990. — 62 с.
  101. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  102. B.C. Олимпийская идея для России. М.: Сов. спорт, 1998.- 152 с.
  103. B.C., Асмолов А. Г., Кофман Л. Б., Столбов В. В., Столяров В. И. Основы олимпийских знаний. VIII класс // Программы физического воспитания учащихся 1−11 классов. М.: Просвещение, 1996. — С. 64−106.
  104. B.C., Столяров В. И. Идеология и олимпийское образование // Теория и практика физич. культуры. 1996. — № 6. — С. 2−7.
  105. Н.Ю. Мультимедиа в образовании. // ИНФО. 1994.- № 4. С. 89−96.
  106. ., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов, 1968.- 159 с.
  107. С.JI. Основы общей психологии М.: Педагогика, 1989-Т. 2.-324 с.
  108. А .Я. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М.: Высшая школа, 1986. — 176 с.
  109. И.В. К вопросу об олимпийском воспитании подрастающего поколения // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы IV Всероссийской, научно-практической конференции. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 28−31.
  110. И.В. К вопросу об организации олимпийских классов в школах // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы Всероссийской конференции. Омск: СибГАФК, 1995. — С. 118−120.
  111. И.В. Формы олимпийского воспитания учащихся в современных условиях // Олимпийское и международное спортивное движение: история, теория и практика: Межвузовский сборник научных материалов. Воронеж, 1998. — С. 178−180.
  112. О.И. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Малаховка, 1989. 24 с.
  113. В.Н., Шестаков М. П., Космина И. П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. пособие для студентов вузов физической культуры. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. 184 с.
  114. Ю.П. Проблемы олимпийского воспитания в Сибири // Региональные проблемы физической культуры и спорта: Материалы научно-практич. конф. Омск: ОГИФК, 1993. — С. 3−7.
  115. Э.Г. Компьютеризированные курсы в педагогическомпроцессе общеобразовательных учреждений: Монография. Новосибирск: ИПСО РАО, 1994, — С. 90.
  116. Скоробогатов А. Б, Молчанов С. В., Столяров В. И. Формирование здорового образа жизни учащихся профессионально-технических училищ. -Москва-Минск, 1989. 73 с.
  117. В.А. Автобиография в трудах. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 с.
  118. В.А. Сущность, структура и содержание социально-педагогических факторов, детерминирующих физкультурную активность студенческой молодежи: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 1991.-51 с.
  119. В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи: Методические разработки для аспирантов и слушателей ВШТ. М.: ГЦО-ЛИФК, 1989. — 33 с.
  120. В.И. Почему люди не занимаются физкультурой и спортом? (социологический анализ причин физкультурно-спортивной пассивности населения) // Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта, вып. 1. М.: Знание, 1991. — С. 15−25.
  121. В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура: Сб. Вып. первый. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. — С. 84−209.
  122. В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой: Сб. / Сост. и ред. В. В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. — С. 71−233.
  123. В.И. Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Объекты исследования социологии физической культуры и спорта: Учебное пособие. М.: РАО, РГАФК, 1999. — Ч. 1. — 124 с.
  124. В.И. Гуманистическая теория спорта (Вместо введения) // Гуманистическая теория и практика спорта. Выпуск первый: Сборник / Сост. и ред. д.ф.н. В. И. Столяров, к.п.н. С. И. Курило, к.ф.н. Е. В. Стопникова. М.: МГИУ, 1999. — С. 3−15.
  125. Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1992. — 24 с.
  126. Твой олимпийский учебник: Уч. пособие для учреждений образования России / В. С. Родиченко и др. М.: Сов. спорт, ФиС, 1996. — 136 с. 139. Уваров А. Ю. Учебные компьютерные сети // ИНФО. — 1993. -№ 3.-С. 41−57.
  127. Ф. Мир через электронные послания // ИНФО. 1995. — № 3. — С. 116−119.
  128. В.И. К олимпийским вершинам с детства. — Красноярск: Кн. изд-во, 1995. — 80 с.
  129. Г. К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 63 с.
  130. Ю.М. Ода спорту или 10 уроков олимпизма (Книга для учащихся). Челябинск, 1993. — 74 с.
  131. Ю.М. Щей олимпизма в школьном курсе физической культуры // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы Международной конференции. СПб, 1994. — С. 94−97.
  132. В.Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физическая культура в школе. 1994. — № 6. — С. 8−13.
  133. Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 1. — С. 46−48.
  134. А.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. — 330 с.
  135. Binder Deanna Be a Champion in Life! A Book of Activities for Young People Based on the Joy of Participation and on the Important Messages of the Olympic Idea: An International Teacher’s Resource Book For Schools. -Athens, Greece. 2000. — 219 p.
  136. Bredemeier B.J. Children’s moral reasoning and their assertive, aggressive, and submissive tendencies in sport and daily life // Journal of Sport and Exercise Psychology. 1994. — № 16. — pp. 1−14.
  137. Cruz Jaume, Boixadeos Merce, Valiente Lourdes, Capdevila Lluis. Prevalent Values in Young Spanish Soccer Players // Ethics and Sport. Special Issue. International Review for the Sociologie of Sport. 1995. — vol. 30, №¾.pp. 353−373.
  138. Dqbrowska Anna, D^browski Andrzej. Students about Values of the Olympism in a Perspective of the XXI Century // Sport science, Vilnius. 1998. -№ 4.-pp. 16−19.
  139. Ethics and sport. Special Issue. International Review for the Sociology of Sport. 1995. — vol. 30, № ¾. — 456 p.
  140. Fair Play-Sport-Education. European Congress of Fair Play. 2nd General Assembly of the European Fair Play Movement. Warsaw, Sept. 12−14, 1996. Warsaw 1997. — 166 p.
  141. Final document: Centennial Olympic Congress. Congress of Unity, Paris, September 3rd, 1994. p. 2.
  142. Goncalves C. The fair play and the young sport participants: Paper presented at the 1989 a.d. E.S.T. World Convention «Movement and sport a challenge for life-long learning». Jyvaskyla, Finland, 1989. — 21 p.
  143. Inside Interactive Technologies in education and training. Issue 56, 14 August 1991. Derby.: Inside IT, 1991.
  144. Krawczyk Z., Foldesi T. Physical Culture in Social Consciousness // Int. Review for the Sociology of Sport. 1985. — v. 20, № 4. — pp. 321−335.
  145. Landry Fernand Olympism at the Beginning and at the End of the 20th Century: from the Permanence of an Idea to the Crowing Paradox of its Social Function // IOA. Report of the 28th Session. Lausanne. — 1989 — pp. 50−66.
  146. Lee M.J. Moral development and children’s sporting values // J. Whitehead (Ed.). Developmental Issues in Children’s Sport and Physical Education. Bedford: Bedford Institute of the Study of Children Sport, 1993. — pp. 3042.
  147. Lee Martin J., Cockman Michael. Values in Children’s Sport: Spontaneously Expressed Values among Young Athletes // Ethics and Sport. Special Issue. International Review for the Sociologie of Sport. 1995. — vol. 30, №¾. -pp. 337−351.
  148. Mugno D., Feltz D. The Social learning of aggression in youth football in the United States // Canadian Journal of Applied Sport Sciences. 1985. -№ 10, v.l.-pp. 26−35.
  149. Naul R., Pieron M., Telama R., Almond L., Rychtecky A. Sporting Lifestyle, Motor Performance, and Olympic Ideals of Youth in Europe: The report for ICSSPE. Essen, 1997. — 73 p.
  150. Nixon H. Orientations toward sports participation among college students // Journal of Sport Behaviour. 1980. — № 3. — pp. 29−45.
  151. Papp Gabor, Prisztoka Gyongyver. Sportsmanship as an Ethical Value // Ethics and Sport. Special Issue. International Review for the Sociology of Sport. 1995. — vol. 30, №¾. — pp. 375−389.
  152. Pilz Gunter A. Performance Sport: Education in Fair Play? (Some Empirical and Theoretical Remarks) // Ethics and Sport. Special Issue. Int. Review for the Sociologie of Sport. 1995. — vol. 30, № ¾. — pp. 391−405.
  153. Puisiene Elena. Olympic Culture Aspects of Future Physical Education Specialist // Sport science, Vilnius. 1998. — № 4. — pp. 34−37.
  154. Regnier G. Youth sport and fair play: does organized sport promote what it says it promotes?: Paper presented to the Olympic Scientific Congress, Eugene, Oregon, July 1984. 18 p.
  155. Silva J.M. The perceived legitimacy of rule violating behaviour in sport // Journal of Sport Psychology. 1983. — № 5. — pp. 438−447.
  156. The Olympics: an educational opportunity: Instructional materials for senior high school. USA Olympic Committee, Olympic House, Colorado Springs, 1984.-96 p.
  157. The Olympics: something for everyone. Ottawa: COA, Fall, 1990.48 p.
  158. The Vic Health Olympic Schools Project. Melbourne, 1992. — 97 p.
  159. Trollip S.R., Lippert R.C. Constructiong knowledge bases: a promising instructional tool // Journal of computer-based instruction. 1987. — Vol. 14, № 2. — pp. 44−48.
Заполнить форму текущей работой