Содержание и организация физического воспитания студентов на основе приобщения к ценностному потенциалу физической культуры и спорта
![Диссертация: Содержание и организация физического воспитания студентов на основе приобщения к ценностному потенциалу физической культуры и спорта](https://gugn.ru/work/2728294/cover.png)
Апробация и внедрение результатов. Результаты диссертационного исследования обсуждались и получали положительную оценку на расширенных заседаниях кафедр теоретических основ физического воспитания, анатомии, физиологии и гигиены человека Ульяновского государственного педагогического университетана научно-методических семинарах аспирантов и молодых ученых с участием специалистов кафедры физического… Читать ещё >
Содержание
- СПОРТА Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
- Специальность 13.00.04 — «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
- Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Назаренко Л. Д. г. Москва,
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Выявление отношения студентов к ценностям физической культуры и спорта
- 1. 2. Основные классификации ценностей физической культуры и спорта
- 1. 3. Анализ современных подходов к приобщению студентов к ценностям физической культуры и спорта
- 1. 4. Обоснование выбора средств приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта
- РЕЗЮМЕ
- ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методы педагогического контроля и эксперимента
- 2. 2. Организация исследования
- ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЦЕННОСТНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
- 3. 1. Моделирование процесса приобщения студентов к ценностному потенциалу физической культуры и спорта
- 3. 2. Формирование целеполагания и мотивационной сферы студентов к включению в физкультурно-спортивную деятельность
- 3. 3. Педагогические условия приобщения студентов к ценностному потенциалу физической культуры и спорта
- 3. 4. Учебная программа физического воспитания студентов, направленная на приобщение к ценностям физической культуры и спорта
- РЕЗЮМЕ
- ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ЦЕННОСТНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
- 4. 1. Динамика уровня освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта
- 4. 2. Изменение показателей уровня физической подготовленности студентов
- 4. 3. Динамика уровня устойчивости и переключения внимания, как показатель оценки познавательных способностей студентов
- 4. 4. Исследование динамики показателей отношения студентов к учебному процессу по физическому воспитанию
- 4. 5. Исследование взаимосвязи между показателями включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность
- ВЫВОДЫ
Содержание и организация физического воспитания студентов на основе приобщения к ценностному потенциалу физической культуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современное образование характеризуется постоянным совершенствованием производственных, информационных, коммуникационных технологий, значительно сокращающих мышечную нагрузку различного характера, что приводит к кризисному состоянию здоровья и психо-эмоциональной сферы студентов. Традиционно сложившаяся система вузовского образования, основанная на обучении специальным знаниям, прикладным умениям и навыкам, не полностью отвечает потребностям сегодняшнего уровня мировой цивилизации. Необходим новый подход, обеспечивающий подготовку компетентных специалистов, способных к самостоятельному усвоению новой информации в процессе трудовой деятельности, стремящихся к повышению культуры жизнедеятельности, где особое место занимает приобщение к ценностям физической культуры и спорта (М.Я. Виленский, 2001;2005; Г. Л. Драндров, 2009;2011; A.B. Лотоненко, 1998;2008; Л. И. Лубышева, 1999;2011; А. П. Матвеев, 1999;2006; В. И. Столяров, 2002;2007 и др.).
Актуальность проблемы инновационного преобразования сложившейся системы физического воспитания на основе принципиально нового подхода к организации занятий физической культурой, физической рекреацией и массовым спортом у студенческой молодежи, подчеркивают многие ученые (В.К. Бальсевич, 2006; В. И. Загвязинский, 2005; И. В. Манжелей, 2010; В. И. Столяров, 2007; С. И. Филимонова, 2004, и др.).
Приобщение к ценностному потенциалу физической культуры и спорта представляет собой системный подход к включению студентов в практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры и спорта, дающий возможность использовать приобретенные знания о средствах и методах физического совершенствования, сформированные двигательные умения и навыки в процессе жизнедеятельности, что характеризуется становлением культуры личности студента, его ценностных представлений и качеств, которые позволяют жить и развиваться в гармонии с общественными ценностями. Высшей степенью освоения студентами ценностного потенциала физической культуры и спорта является включенность в физкультурно-спортивную деятельность, которая играет роль повседневных ориентиров и способствует формированию потребности в ежедневной физической активности.
Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта, а также педагогические наблюдения и практический опыт позволили выявить следующие противоречия: на социально-практическом уровне: между высокой значимостью занятий физическими упражнениями в оздоровлении и физическом совершенствовании личности и низким уровнем сформированности ценностного потенциала физической культуры и спорта у выпускников вузовна научно-теоретическом уровне:
— между возможностями физического воспитания в формировании здоровьесберегающих компетенций и недостаточной научной разработанностью подходов к решению данной проблемы в педагогической науке.
Высокая теоретическая и практическая значимость проблемы определили актуальность данного исследования.
Опираясь на выявленные противоречия, мы сформулировали проблему исследования, которая заключается в поиске путей совершенствования физического воспитания студентов на основе их активного приобщения к ценностям физической культуры и спорта.
Объект исследования — процесс физического воспитания студентов вуза.
Предмет исследования — содержание и организация процесса приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта.
Цель исследования — разработать и научно обосновать содержание и организацию процесса приобщения студентов к физкультурно-спортивной деятельности на основе освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта.
Гипотеза: в ходе исследования мы предположили, что приобщение студентов к ценностному потенциалу физической культуры и спорта является основным фактором, обеспечивающим потребность в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, сохранения, укрепления здоровья и повышения уровня включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические и методические особенности приобщения студентов к ценностному потенциалу физической культуры и спорта.
2. Разработать теоретическую модель процесса приобщения студентов к ценностному потенциалу физической культуры и спорта.
3. Разработать учебную программу физического воспитания студентов, направленную на приобщение к ценностям физической культуры и спорта.
4. Теоретически и экспериментально обосновать эффективность педагогической технологии приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта.
Теоретико-методологической основой исследования являлись: труды в области теории и методики физического воспитания учащейся молодежи (Г.А. Гилев, 2007; Л. П. Матвеев, 2004; Ю. Ф. Курамшин, 2007; Л. М. Максименко, 2001; Ж. К. Холодов, 2006) — оздоровительные основы физических упражнений и влияния занятий физической культурой и спортом на личность (Ф.Р. Зотова, 2007; И. С. Колесник, 2009; Л. Д. Назаренко, 2002; Н. И. Пономарев, 1990, и др.) — освоение обществом и личностью ценностей физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, 1988; М. М. Боген, 1997; H.H. Визитей, 1989; В. М. Выдрин, 2003; Л. И. Лубышева, 1997, и др.) — концептуальные положения физкультурного образования студенческой молодежи (П.А. Виноградов, 2008; В. И. Жолдак, 2002; В. А. Стрельцов, 2003, и др.) — современные подходы к оздоровительным технологиям и инновационным преобразованиям в сфере физической культуры и спорта (В.Г. Бауэр, 2001; М. Я. Виленский, 2005; Г. Л. Драндров, 2011; Л. И. Лубышева, 2006; С. Д. Неверкович, 1998; В. Г. Шилько, 2007, и др.) — теории организации учебного процесса на основе моделирования и проектирования педагогических технологий (Л.И. Костюнина, 2006; И. В. Манжелей, 2005; В. Н. Селуянов, 2004; М. П. Шестаков, 1998; Б. Н. Шустин, 1995, и др.).
Научная новизна:
• разработана теоретическая модель процесса приобщения студентов к ценностному потенциалу физической культуры и спорта, дающая целостное представление о возможностях расширения физкультурно-образовательного пространства вуза;
• научно обоснована педагогическая технология приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта как системного процесса формирования мотивации, интереса, потребности в активных занятиях физкультурно-спортивной деятельностью;
• разработано содержание учебной программы приобщения к ценностному потенциалу физической культуры и спорта в качестве вариативного компонента стандарта учебной дисциплины «Физическая культура», включающего средства музыкального сопровождения, знания о культурном наследии физической культуры и спорта, а также возможности использования естественных сил природы и физических упражнений с эстетической направленностью;
• выявлены и научно обоснованы педагогические условия организации физического воспитания студентов в рамках педагогической технологии, реализация которой приводит к повышению эффективности процесса приобщения к ценностям физической культуры и спорта.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в научном обосновании культурологического подхода к занятиям физической культурой в вузе, дополняющего теорию и методику физического воспитания студентов знаниями об эффективном применении средств и методов физической культуры, а также необходимых педагогических условий для целенаправленного приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта. Дано теоретическое и экспериментальное обоснование значимости приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта, как к фактору, обеспечивающему потребность и включенность в систематическую физкультурно-спортивную деятельность в интересах формирования здоровья и гармоничного развития личности.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанная педагогическая технология приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта обеспечивает целостное представление об эффективных способах решения проблемы воспитания, образования, развития и оздоровления. Внедрена в практику учебная программа, ориентированная на приобщение студентов к ценностям физической культуры и спорта, обеспечивающая новый подход к процессу физического воспитания в вузе.
Разработаны практические рекомендации, которые могут быть использованы в практической деятельности преподавателей кафедры физического воспитания, а также как научно-методический материал для студентов и учителей физической культуры.
Достоверность полученных результатов педагогического эксперимента обеспечивается теоретической и практической обоснованностью применяемых средств, методов и педагогических условий, отвечающих целям и задачам диссертационного исследованияобъемом выборкиматематической обработкой экспериментального материаласочетанием моделирования с другими методами исследованияпрактическим внедрением в педагогический процесс по физическому воспитанию в вузе в течение 4 семестров.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Разработанная теоретическая модель процесса приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта дает целостное представление о возможностях создания единого образовательного пространства за счет интеграции различных форм учебной деятельности (обязательные занятия по физической культуре, самостоятельные занятия по индивидуализированным и личностно-ориентированным заданиямспортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятияформы контроля и самонаблюдения). На основе учета взаимосвязанных компонентов модели возможна разработка новых педагогических технологий и методик процесса воспитания, образования, развития и оздоровления студентов средствами физической культуры и спорта.
2. Разработанная нами педагогическая технология приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта, ее структурное содержание, включающее средства, педагогические условия, критерии оценки, является эффективным подходом к процессу приобщения к ценностному потенциалу физической культуры и спорта. Педагогическая технология позволила:
• сформулировать принципы отбора ценностей физической культуры для их включения в содержание экспериментальной программы, классифицировать отобранные ценности по трем основным признакам: культура движения, культура телосложения, культура здоровья (физические качества);
• определить направленность студентов на освоение ценностей физической культуры, роль индивидуальных интересов в активном включении студентов в занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
3. Учебная программа, основанная на применении средств музыкального сопровождения, знаний о культурном наследии физической культуры и спорта, а также естественных сил природы и физических упражнений с эстетической направленностью ориентирована на включение студентов в физкультурно-спортивную деятельность, обеспечивает освоение необходимого и достаточного уровня ценностей физической культуры и спорта.
Апробация и внедрение результатов. Результаты диссертационного исследования обсуждались и получали положительную оценку на расширенных заседаниях кафедр теоретических основ физического воспитания, анатомии, физиологии и гигиены человека Ульяновского государственного педагогического университетана научно-методических семинарах аспирантов и молодых ученых с участием специалистов кафедры физического воспитания Ульяновского государственного педагогического университета, Ульяновского государственного университета, (20 071 011) — на научно-практических конференциях всероссийского (г. Ульяновск, 2007, 2008, 2011; г. Набережные Челны, 2009) и международного уровня (г. Ульяновск, 2007; г. Набережные Челны, 2009; г. Казань, 2010). Материалы исследования отражены в 19 научных и учебно-методических трудах из них 6 научные статьи в журналах рецензируемые ВАК РФ, 11 прочих публикаций по теме диссертации, научно-методическая разработка — «Экспериментальная программа, ориентированная на приобщение студентов к ценностям физической культуры и спорта» и монография — «Физическая культура и спорт — средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи». Результаты исследования внедрены в учебный процесс студентов Ульяновского государственного университета, Ульяновского государственного технического университета, Самарского государственного технического университета, что подтверждается актами внедрения.
Структура и объем диссертации
Работа включает: введение, 4 главы, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы, приложения и акты внедрения. Диссертация изложена 179 страницах машинописного текста и содержит: 7 таблиц, 13 рисунков, а также 5 приложений.
Список литературы
содержит 222 источника, в том числе 18 зарубежных авторов.
ВЫВОДЫ.
1. Выявлено, что у современных студентов складываются различные представления о ценностном потенциале физической культуры и спорта, освоение которого по преимуществу, протекает относительно спонтанно, не в рамках учебного процесса в вузе и не имеет четко заданной целевой направленности. В тоже время, обучение специальным знаниям, двигательным умениям и навыкам в области физической культуры и спорта носит фрагментарный характер, который не позволяет полноценно формировать у студентов интерес к самостоятельным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, активно в них включаться в условиях, работы, отдыха и досуга.
2. Установлено, что до настоящего времени в теории физического воспитания нет единого мнения в определении понятия «ценности физической культуры», недостаточно полно сформировано представление об их классификации и содержательном наполнении. Как результат этого, в существующих программах по физической культуре, в части прикладной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности, включенность ценностей физической культуры в качестве предмета освоения представлена недостаточно полно.
3. Моделирование процесса приобщения студентов к ценностям физической культуры позволило обосновать основные направления совершенствования учебного процесса физического воспитания, осознания и понимания необходимости использование этого процесса как основного средства, способствующего укрепления здоровья, повышению физической подготовленности и всестороннего развития личности.
4. В ходе проведенного исследования, разработана и концептуально обоснована педагогическая технология процесса освоения студентами ценностей физической культуры. Данная педагогическая технология позволила:
• сформулировать принципы отбора ценностей физической культуры для их включения в содержание экспериментальной программы, классифицировать отобранные ценности по трем основным признакам: культура движения, культура телосложения, культура здоровья (физические качества);
• определить основные направления совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию, которые обусловили необходимость в создании единого образовательного пространства за счет интеграции различных форм учебной деятельности (учебные занятия физической культуройсамостоятельные занятия по индивидуализированным и личностно-ориентированным заданиямспортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятияформы контроля и самонаблюдения);
• определить направленность мотивации студентов на освоение ценностей физической культуры, роль индивидуальных интересов в активном включении студентов в занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
5. Разработанная экспериментальная программа по физическому воспитанию студентов характеризуется высокой эффективностью и целесообразностью. Использование ее в учебном процессе студентов экспериментальной группы позволило добиться высоких показателей в освоении ценностей физической культуры, по сравнению со студентами контрольной группы. Так, в контрольной группе при исходном уровне теоретической и практической подготовленности 1,62±0,34 балла, к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились лишь до 2,33±0,36 балла -«удовлетворительно», (р>0,05). В тоже время, у студентов экспериментальной группы при исходном показателе в 1,92±0,49 балла, к окончанию педагогического эксперимента уровень теоретической и практической подготовленности возрос до 3,53±0,35 балла — «хорошо», (р<0,05).
6. Исследование динамики показателей освоения ценностей физической культуры в контрольной и экспериментальной группе за период педагогического эксперимента позволило установить приоритет студентов экспериментальной группы. Так по освоению:
• интеллектуальных ценностей, которые определялись сформированностью системы знаний в области физической культуры и спорта, в конце педагогического эксперимента показатели в экспериментальной группе были значительно выше чем к контрольной группе (р<0,05). Также исследование динамики устойчивости и переключаемости внимания показало отсутствие существенных различий в исходных показателях между КГ и ЭГ (р>0,05). В процессе педагогического эксперимента на всех этапах исследования значительное улучшение результатов наблюдалось у студентов ЭГ;
• двигательных ценностей, было выявлено преимущество студентов экспериментальной группы. Так, если диагностика исходного уровня общей физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группе в начале педагогического эксперимента не выявляла существенных различий между исследуемыми группами, то к концу педагогического экспериментавыявляемые различия были достоверными (р<0,05);
• интенционных ценностей, отражающих проявление психоэмоциональных состояний студентов, показатели в экспериментальной группе были на много выше, чем в контрольной группе. Так, уровень самочувствия при исходных данных в 33,56±5,47 балла, повысился к концу педагогического эксперимента на 8,7% (р>0,05), а в экспериментальной группе, соответственно, при исходных данных в.
3,40±6,55 балла — возрос на 72,6% (р<0,05). Аналогичная динамика наблюдалась и при выявлении уровней активности и настроения;
• технологических ценностей при отсутствии существенных различий в исходных показателях между контрольной группой и экспериментальной группой (р>0,05), к концу педагогического эксперимента существенное улучшение показателей наблюдалось в экспериментальной группе (р<0,05). Также при относительно одинаковом исходном уровне культуры речи, включая спортивную терминологию, поз, мимики, жестов (1,88±0,21 балла в контрольной группе и 1,84±0,25 балла в экспериментальной группе), приросты исследуемых показателей к концу эксперимента существенно различались. У студентов контрольной группы прирост составил 4,62% (р<0,05), в то время как в экспериментальной группе — 34,50 (р<0,05)%;
• мобилизационных ценностей, который определялся уровнем культуры жизнедеятельности, в конце педагогического эксперимента показатели в экспериментальной группе были значительно выше чем к контрольной группе (р<0,05).
7. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что включенность студентов в учебный процесс по освоению экспериментального содержания программы, положительно сказывается на их позитивное отношение к ценностям физической культуры. Так, перед началом педагогического эксперимента корреляционная связь отсутствовала или была слабо выраженной между качественными показателями освоения программного материала и показателями положительного отношения студентов к ценностям физической культуры как в контрольной, так и экспериментальной группе (г=0,15−0,21). После окончания педагогического эксперимента в экспериментальной группе выявляется достаточно высокая корреляционная связь между качеством освоения учебного материала и формированием интенционных ценностей (г=0,79), технологических ценностей (г=0,78), а также двигательных ценностей (г=0,72). По отношению к другим ценностям физической культуры, включенным в содержание педагогического процесса, коэффициент корреляции также повысился, однако не столь заметно, как к вышеуказанным показателям. Его непосредственные значения в экспериментальной группе находились в диапазоне от г=0,46 до г=0,57, что было значительно выше, чем у студентов контрольной группы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Усвоение ценностей физической культуры и спорта студентами педагогических вузов отражает степень высокого профессионализма будущего педагога, которое стоит рассматривать не только как способ их личностного развития, но и формирования убеждения в высокой социальной значимости физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессиональной деятельности и направленного воздействия на становление мировоззрения детей и подростков. Направленное формирование системы специальных знаний в области физической культуры и спорта у студентов положительно влияет на психо-эмоциональное состояние занимающегося и мотивацию к занятиям физической культурой, что способствует повышению физической подготовленности, двигательных умений и навыков.
Применение средств физической культуры: физических упражнений, естественных сил природы, музыки, искусства, с целью приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта, оказывает положительное влияние не только на посещаемость занятий и успеваемость по физической культуре в вузе, но и формирует личность студента с высокими представлениями в области культуры и искусства, отраженными в двигательной деятельности. В связи с этим рекомендуется:
1. Приобщение студентов к ценностям физической культуры и спорта средствами искусства осуществляется более эффективно при формировании специальных знаний о культурных ценностях, отраженных в двигательной деятельности. Дополнительные лекции об искусстве сопровождаются демонстрацией изображений культурных наследий, таких как, памятники, скульптуры, живопись, художественное фото, фрагменты архитектуры, передающие красоту и гармонию спортивного телосложения, атмосферу спортивных состязаний, а также высокую социальную значимость занятий физической культурой и спортом в разные эпохи. Формирование знаний в области искусства, связанных с физической культурой и спортом, усиливает мотивацию к занятиям физической культурой, что положительно влияет на уровень успеваемости по предмету физическая культура в вузе, а также развивает личность будущего педагога с высокими представлениями в области культуры и искусства.
2. Для эффективного формирования эстетических представлений и восприятия двигательных действий необходимо использовать ряд условий, которые заключаются в использовании физических упражнений, отражающих эстетику и красоту двигательных действий. К ним относятся физические упражнения, формирующие четкое ощущение различных форм движений, характер двигательного ритма, особенности структурного содержания, а также рациональное расположение тела и его отдельных звеньев в пространстве, что в свою очередь повышает эстетику движений, поз, жестов, неотъемлемую составляющую высокого профессионализма и общей культуры будущего педагога.
3. В процессе формирования личностных качеств студентов: устойчивости и переключения внимания, волевых, нравственных, духовных качеств у студентов, рекомендуется использовать упражнения с предметом (мяч, гимнастическая палка, скакалка) под музыкальное сопровождение, где музыка может выступать как фон занятия или согласованная с двигательными действиями, что также повышает эстетическую и музыкально-педагогическую культуру студентов.
4. Рекомендуется использовать, как важное средство повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов, проведение занятий физической культурой на стадионе, в парке, в лесу и т. п. Это положительно влияет не только на психо-эмоциональное состояние занимающихся и эффективность физических упражнений, но и на эстетическое восприятие окружающей действительности.
5. Самостоятельный выбор и выполнение физических упражнений по интересам, с учетом индивидуального уровня физической подготовленности и физического развития, росто-весовых показателей, особенностей телосложения и т. п., способствует повышению целеполагания и повышения мотивации к занятиям. Ведение дневника самоконтроля за физическим развитием и функциональным состоянием дает возможность самим студентам наглядно отслеживать положительную динамику уровня здоровья.
Список литературы
- Авксентьев, E.H. Формирование готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности: учеб. пособие / E.H. Авксентьев, Г. Л. Драндров. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007.-81 с.
- Адамович, Э.И. Исследование физического развития и физической подготовленности студентов (на примере Уральского лесотехнического института): автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. И. Адамович. Свердловск, 2004. — 23 с.
- Адаскина, A.A. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности / A.A. Адаскина // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 100−110.
- Алексеев, H.A. Личностно-ориентированное обучение вопросы теории и практики: монография / H.A. Алексеев. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. — 216 с.
- Андрющенко, Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 2. — С. 47−54.
- Астафьев, B.C. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности / B.C. Астафьев, В. В. Борисов // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 8. — С. 11−14.
- Ахметова, М.Н. Основы моделирования образовательной дисциплины / М. Н. Ахметова. Чита: Изд-во Чит. пед. ин-та, 1996. — 125 с.
- Бабочкин, П.И. Воспитание в школе и в вузе: учащаяся молодежь о проблемах воспитания (социологические данные) // Стратегиявоспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. М.: Издательский сервис, 2004. — С. 383−399.
- Бакшева, Т.В. Выразительные движения как телесное проявление общей и профессиональной культуры человека / Т. В. Бакшева // Университетская наука региону: материалы 49-й науч.-практ. конф. — Ставрополь: СГУ, 2004. — С. 22−24.
- Ю.Бакшаева, H.A. Психология мотивации студентов / H.A. Бакшаева, A.A. Вербицкий. М., 2006. — 184 с. 11 .Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физическая культура и спорт, 1988. — С. 1213.
- Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
- Бальсевич, В.К. Негативные глобальные тенденции ухудшения физического, нравственного и духовного здоровья человека и пути их преодоления с помощью освоения ценностей спортивной культуры / В. К. Бальсевич // Олимпийский бюллетень. 2005. — № 5.-С. 10−18.
- Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. — С. 112−115.
- Бариев, М.М. Физическая культура, спорт и туризм Республики Татарстан: от настоящего к будущему / М. М. Бариев // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 4. — С. 83−86.
- Баринов, И.И. Эффективность планирования средств физического воспитания студентов педагогического ВУЗа: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Баринов. М., 2009. — 21 с.
- Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. М., 2003. — 352 с.
- Барчуков, А.И. Физическая культура и физическая подготовка / А. И. Барчуков, Ю. Назаров. М., 2007. — 432 с.
- Бауэр, В.Г. Варианты планирования развития физических качеств студентов в учебном году / В. Г. Бауэр // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 3. — С. 24−26.
- Бацина, О.Н. Формирование культуры здоровья девушек старшеклассниц в системе физического воспитания: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н. Бацина. М.: МГАФК, 2007. — 23 с.
- Башаев, H.H. Роль физического воспитания в формировании социальной активности студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.H. Башаев. Л., 2001. — 24 с.
- Бейлин, В.Р. Искусство ловкости / В. Р. Бейлин. Брест, 1997. — 76 с.
- Белкина, Н.В. Здоровье формирующая технология физического воспитания студенток вуза / Н. В. Белкина // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 2. — С. 7−11.
- Белов, В.И. Энциклопедия здоровья: молодость до ста лет / В. И. Белов. М.: Химия, 1994. — 399 с.
- Белов, В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие / В. И. Белов, Ф. Ф. Михайлович. М., 1999. — С. 14−46.
- Бердников, И.Г. Массовая физическая культура в вузе : учеб. пособие / И. Г. Бердников, A.B. Маглеванный, В. Н. Максимова. М.: Высш. шк., 2001. — 240 с.
- Боген, М.М. Физическое совершенство как основное понятие физической культуры / М. М. Боген // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 5. — С. 18−20.
- Боген, М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям : учеб. пособие для слушателей фак. усовершенствования и аспирантов ГЦОЛИФКа / М. М. Боген. М.: ГОЛИФК, 1985.-42 с.
- Бондаренко, E.B. Развитие гибкости и силовых способностей на занятиях аэробикой / Е. В. Бондаренко // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 9. — С. 37−38.
- Быховская, И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И. М. Быховская. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.- 168 с.
- Быховская, И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела/ И. М. Быховская. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 12−20.
- Валеологическая культура студента / A.B. Агеносов, JI.H. Воронина, Ю. Р. Вишневский и др. // Информационно-аналитический отчет по материалам социологического опроса студентов УГТУ. -Екатеринбург: УГТУД, 2008. С. 35.
- Вашкявичене, С.С. Роль искусства в развитии личности / С. С. Вашкявичене, Г. К. Забулис // Педагогика. 1992. — № 7−8. -С. 33−35.
- Вегерова, H.H. Влияние различных двигательных режимов ритмической гимнастики на состояние здоровья и физическую работоспособность женщин / H.H. Вегерова. СПб., 1993. — 24 с.
- Визитей, H.H. Физическая культура личности / H.H. Визитей. -Кишенев: Штиинца, 1989. С. 17−34.
- Виленский, М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. — № 3. — С. 2−7.
- Виленский, М.Я. Студенты, как субъект физической культуры / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. -2003.-№ 5.-с. 10−13.
- Виленский, М.Я. Основы здорового образа жизни студентов / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. М.: Изд-во МНЭПУ, 2005. — 94 с.
- Виноградов, П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. М.: Советский спорт, 1996. — 146 с.
- Виноградов, П.А. Социокультурные аспекты пропаганды ЗОЖ, физической культуры, олимпизма / П. А. Виноградов // Социокультурные аспекты физической культуры и ЗОЖ. М.: Советский спорт, 1996. — С. 21−32.
- Виноградов, П.А. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи / П. А. Виноградов, В. П. Моченов // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 7. — С. 24−40.
- Волков, В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Волков. М., 2000. — 41 с.
- Выдрин, В.М. Физическая культура как ценность: методическое пособие в помощь лектору / В. М. Выдрин. М.: Знание, 1976. — С. 8−11.
- Выдрин, В.М. Физическая культура вид культуры личности и общества / В. М. Выдрин. — Омск: Изд-во Сиб. гос. автомоб. дорож. акад., 2003. — 141 с.
- Вяткин, Л.Г. Механизм реализации личностно-ориентированного образовательного процесса: монография / Л. Г. Вяткин, A.A. Кармаев, О. Б. Калинникова. Балашов: Изд-во БГПИ, 1999. — 100 с.
- Галкин, Ю.П. Технология составления индивидуальных программ занятий физическими упражнениями: учеб. пособие / Ю. П. Галкин. Смоленск: СГИФК, 1995. — 34 с.
- Гендин, A.M. Студенты о здоровом образе жизни: желаемая ситуация и реальная действительность / A.M. Гендин, М. И. Сергеев // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 7. — С. 15.
- Гилев, Г. А. Физическая культура в вузе : учеб. пособие / Г. А. Гилев. М.: МГПУ, 2007. — 376 с.
- Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта: учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений, обучающихся по направлению 32 100 Физическая культура / Г. Д. Горбунов. — М.: Советский спорт, 2007. — 294 с.
- Гордеев, В. Отыскивая формулу гармонии / В. Гордеев // Балет. -1998.-№ 1.-С. 10−16.
- Дадианова, Т.В. Пластичность и выразительность как категории эстетики : автореф. дис.. д-ра философ, наук / Т. В. Дадианова. -М., 1997.-21 с.
- Дворкина, Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3−6 лет на основе подвижных игр : учеб.-метод. пособие / Н. И. Дворкина. М.: Советский спорт, 2005. -С. 10−16.
- Деркач, Т.В. Речь преподавателя как фактор формирования речевой культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту / Т. В. Деркач // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 8.-С. 32.
- Дерябо, С.Д. Эстетическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 480 с.
- Джамалов, А.Р. Исследование эффективности влияния различных режимов на физическое развитие и физическую подготовленность студенческой молодежи: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Р. Джамалов. М., 2000. — 35 с.
- Дмитриев, C.B. Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры /C.B. Дмитриев // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 12. — С. 2−9.
- Днепров, Э.Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этап подготовки и реализации: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Э. Д. Днепров. М., 1994. — 41 с.
- Довгань, JI.JI. Формирование здорового образа жизни студентов средних специальных учебных заведений / JI.JI. Довгань // Физическая реабилитация детей, взрослых и инвалидов. 2005. — № 3−4(4). — С. 29−32.
- Доман, Г. Как сделать ребенка физически совершенным / Г. Доман, Д. Доман, Б. Хаги. М.: Аквариум, 2000. — С. 5−17.
- Дорфман, Л.Я. Исследования музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики: автореф. дис.. канд. психол. наук / Л .Я. Дорфман. Л., 1981. — 15 с.
- Драндров, Г. Л. Формирование физического самоимиджа студентов в процессе физического воспитания / Г. Л. Драндров, З. М. Кузнецова, H.A. Храмова. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2009. — 127с.
- Драндров Г. Л. Личностно-ориентированный подход в формировании физической культуры студентов / ГЛ. Драндров, К. Б. Тумаров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. -№ 2(19).-С. 10−14.
- Дуркин, П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: автореф. дис.. д-ра пед. наук / П. К. Дуркин. Архангельск, 1995. — 43 с.
- Дуркин, П.К. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. -№ 2. — С. 50−53.
- Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. Ростов н/Д: Феникс, 2005.-С. 21−27.
- Ешич, М.Б. Культура в системе общества / М. Б. Ешич // Культура в общественной системе социализма. М.: Наука, 1984. — С. 8−54.
- Жарова, Л.Б. Физическое воспитание в зарубежных школах: пути формирования навыков здорового образа жизни / Л. Б. Жарова,
- A.Б. Столярж // Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 1. — С. 62−63.
- Жижинова, Е.А. Что может музыка? / Е. А. Жижинова // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы II региональной науч.-практ. конференции. Арзамас: Изд-во АГПИ, 2008. — С. 41−45.
- Жуковская, С. Воспитательные ценности спорта: хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / С. Жуковская,
- Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки / Е. И. Зуев. М.: Советский спорт, 1990. — 64 с.
- Иванова, O.A. Танцевальные упражнения в американской аэробике: учебное пособие / O.A. Иванова. М.: Спорт, 1990. — 34 с.
- Иванова, O.A. Формула красоты / O.A. Иванова. М.: Советский спорт, 1990.-48 с.
- Калинина, И.Ф. Комплексный подход к проведению занятий оздоровительной аэробикой со студентками высших учебныхзаведений: дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / И. Ф. Калинина. -М., 2007. 140 с.
- Канакова, Л.П. Основы математической статистики в спорте : метод, пособие / Л. П. Канакова. Томск, 2001. — 125 с.
- Кирнарская, Д.К. Музыкальное восприятие: автореф. дис.. канд. психол. наук / Д. К. Кирнарская. М., 1997. — 22 с.
- Клященко, Н.И. Концепт и концепция эстетического воспитания / Н. И. Клященко // Ярославский педагогический вестник. 2009. — № 4(61).-С. 192−196.
- Коджаспиров, Ю.Г. Музыка в спортивном зале / Ю. Г. Коджаспиров // Физическая культура в школе. 1998. — № 2. — С. 72.
- Комков, А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников / А. Г. Комков. СПб.: Изд-во СПбНИИФК, 2002. — 228 с.
- Костюнина, Л.И. Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. И. Костюнина. М., 2006. — 22 с.
- Кривцов, А. Л. Основы моделирования подготовленности спортсменов: учебное пособие / А. Л. Кривцов. Алма-Ата: Изд-во КазИФК, 1990.- 88 с.
- Кривцун, O.A. Эстетика : учебник / O.A. Кривцун. М., 1998. — 430 с.
- Кубанцева, Е.И. Философские основания музыкально-эстетического воспитания / Е. И. Кубанцева // Искусство и образование. 2001. -№ 3(17).-С. 27.
- Кудра, Т.А. Фитнес: американская концепция достижения здоровья средствами физической культуры (история, идеология, методология и перспективы развития): монография / Т. А. Кудра. Владивосток: МГУ им. адмирала Г. И. Невельского, 2002. — 156 с.
- Кузин, В.В. Физическая культура детей и молодежи / В. В. Кузин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. -№ 1.-С. 3−4.
- Курамшин, Ю.Ф. О знании и смысле понятия «физическая культура» в контексте ее теории / Ю. Ф. Курамшин // Термины и понятия в сфере физической культуры: доклады первого междунар. конгресса. СПб., 2007. — С. 219−220.
- Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. Х. Ланда. М.: Советский спорт, 2006. — 208 с.
- Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников : учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
- Лопатин, И.П. Дифференцированный подход к физическому воспитанию в учебной деятельности студентов педагогических институтов : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. П. Лопатин. Л., 2002. — 23 с.
- Лотоненко, A.B. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: дис.. д-ра пед. наук / A.B. Лотоненко. Краснодар, 1998. — 336 с.
- Лотоненко, A.B. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи / A.B. Лотоненко // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 6.-С. 21−24.
- Лоу, Б. Красота спорта / Б. Лоу. пер. с англ. — М.: Радуга, 1984.-241 с.
- Лубышева, ЛИ. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич // Современные исследования в области спортивной науки: материалы междунар. конф. СПб.: СПбНИИФК, 1994. — С. 26−28.
- Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и его освоение обществом и личность / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
- Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. — М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. -174 с.
- Макаренко, В.К. Музыкально-ритмическая подготовка студентов физической культуры / В. К. Макаренко. Пенза, 1996. -С. 10−24.
- Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / A.M. Максименко. М., 2001.-319 с.
- Максименко, A.M. Теория и методика физической культуры : учебник / A.M. Максименко. М., 2005. — 544 с.
- Малкова, Jl.А. Природное и духовное в физической культуре / Л. А. Малкова // Вопросы философии. 1997. — № 4- С. 15−16.
- Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания : учеб. пособие / И. В. Манжелей. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2005. — 185 с.
- Маслоу, Абрахам Г. Мотивация и личность / Абрахам Г. Маслоу. пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Матвеев, Л.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. П. Полянский // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 7. — С. 58−62.
- Матвеев, А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе : автореф. дис.. д-ра дис. пед. наук / А. П. Матвеев. М., 1997. — 70 с.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкультурных учеб. Заведений / Л. П. Матвеев. СПб.: Лань, 2004. — С. 25.
- Матюгин, И.Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения / И. Ю. Матюгин, И. К. Рыбников. М.: Эйдос, 1996.-320 с.
- Медведева, Е.С. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. С. Медведева. СПб., 2000. — 20 с.
- Медведева, O.A. Фитнес-аэробика в системе обучения и воспитания студентов : учеб. пособие / O.A. Медведева. М.: Инсан, 2007.- 160 с.
- Мелехова, О.П. Экологическое образование и нравственное воспитание / О. П. Мелехова // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 40−43.
- Миллер, Л. Гимнастика подобна танцу / Л. Миллер // Физкультура и спорт. 1990. — № 4. — С. 13−15.
- Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В. И. Столяров, В. К. Бальсевич, В. П. Моченов, Л. И. Лубышева. М.: Теория и практика физической культуры, 2009. — 320 с.
- Моченов, В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных подходов и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Моченов. М., 1994. — 23 с.
- Назаренко, Л. Д. Стимулируемое развитие двигательно-координационных качеств / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 6. — С. 53−56.
- Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений : пособие для учителя / Л. Д. Назаренко. М.: ВЛАДОС, 2002.-192 с.
- Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л. Д. Назаренко. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. — 259 с.
- Назаренко, Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л. Д. Назаренко. М.: Теория и практика физической культуры, 2004. -94 с.
- Наумов, С.А. Эстетический вкус, его воспитание / С. А. Наумов. Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 1997. -226 с.
- Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студентов высших учебных заведений обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт» / С. Д. Неверкович. -М: Академия, 2010. 329с.
- Николаев, Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 8.-С. 13−15.
- Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. -С. 15−20.
- Николаев, Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 9. — С. 44−46.
- Озерцов, В.П. Психомоторные способности человека / В. П. Озерцов. Дубна: Феникс, 2002. — 320 с.
- Орлов, А.Б. Методы изучения, активации, развития мотивации учения в современной зарубежной психологии / А. К. Макарова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов // Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.-С. 122−190.
- Паначев, В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В. Д. Паначев // СОЦИС. 2007. — № 11. — С. 19−25.
- Пахомова, Л.Э. Физическая культура и здоровье студентов : учеб.-метод. пособие / Л. Э. Пахомова, И. Н. Никулин, В. Н. Ирхин. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. 63 с.
- Пилоян, P.A. Повышение эффективности физкультурного образования / P.A. Пилоян // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 12. — С. 48−51.
- Плеханова, М.Э. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложнокоординационных видах спорта / Э. М. Плеханова. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, 2006. — 457 с.
- Подласый, И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999.-356 с.
- Полетаева, H.H. Учебное пособие по спортивной эстетике / H.H. Полетаева. Алма-Ата: КазИФК, 1983.- 100 с.
- Полетаевский, С.А. Стимуляция двигательной активности / С. А. Политаевский. М.: Физкультура и спорт, 2006. — 160 с.
- Пономарев, Н.И. О проблемах целевой, смысловой и ценностей организации двигательных действий спортсмена / Н. И. Пономарев, C.B. Дмитриев // Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 7. — С. 27−29.
- Попова, Е.В. Организация и содержание занятий степ-аэробикой со студентками в системе неспециального физкультурного образования : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Попова. СПб., 2003. — 147 с.
- Постол, О. Л. Оздоровление студентов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств: дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / О. Л. Постол. Хабаровск, 2004. — 201 с.
- Пуни, А.Ц. Проблема личности в психологии спорта / А. Ц. Пуни. М., 1980.-220 с.
- Радаева, C.B. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий: автореф. дис.. канд. пед. наук / C.B. Радаева. -Красноярск, 2008. 24 с.
- Ратов, И.П. Двигательные возможности человека / И. П. Ратов. -Минск, 1994. 116 с.
- Родиченко, B.C. Олимпийское образование в новой России / B.C. Родиченко. М.: Физкультура и спорт, 2005. — 48 с.
- Романова, Э. Экологическое воспитание проблема нравственная / Э. Романова // Народное образование. — 1986. — № 5. -С. 57−59.
- Ротерс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Т. Ротерс. М., 1984. — 24 с.
- Рыбачук, H.A. Создание физкультурно-спортивного пространства в вузе (на основе олимпийского воспитания и педагогики здоровья) / H.A. Рыбачук // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 2. — С. 50−52.
- Сараф, М.Я. Спорт и его гуманистическая сущность (исторический анализ) / М. Я. Сараф // Ценности спорта и пути его гуманизации. М.: Наука, 1996. — 270 с.
- Сараф, М.Я. Спорт и культура (исторический анализ) // Спорт, духовные ценности, культура: вып. I. М.: СпАрт, 1997. — С. 51−83.
- Сафронов, И.А. Человеческий интеллект и новая парадигма научного знания / И. А. Сафронов // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры: межвуз. сборник науч. трудов. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. С. 134−149.
- Селу янов, В. Н. Технология оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов. М.: Спарт-АкадемПресс, 2001. — 172 с.
- Серов, Н.В. Эстетика цвета: методологические аспекты хроматизма / Н. В. Серов. СПб.: БИОНТ, 1997. — 64 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Academia, 2002. — С. 32−40.
- Соловьев, Г. М. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении здоровья в формировании культуры здорового образа жизни учащихся : монография / Г. М. Соловьев, И. Н. Соловьева. -М.: Илекса, 2007. С. 58−66.
- Солодянников, В.А. Технологическая концепция в спортивно-педагогической деятельности / В. А. Солодянников. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007.-175 с.
- Сонькин, В.Д. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре / В. Д. Сонькин, В. В. Зайцев, О. В. Тиунова // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. — С. 7−12.
- Сорокин, Ю.Д. Технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. Д. Сорокин. Саратов, 2002. — 19 с.
- Спирин, В.К. Двигательная активность основа обучения / В. К. Спирин, E.H. Котова, Ю. В. Алексеев // Физическая культура в школе. — 2010. — № 8. — С. 11−27.
- Стародубцева, И.В. Интеллектуализация физического воспитания: состояние, проблемы, перспективы / И. В. Стародубцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2010.-№ 1.-С. 5−7.
- Староста, В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации / В. Староста // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С. 8−12.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. М.: Академия, 2001. — 368 с.
- Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция) / В. И. Столяров. М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 2002. — 346 с.
- Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта: учебник / В. И. Столяров. М.: Физическая культура, 2004. — 400 с.
- Стрельцов, В.А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов / В. А. Стрельцов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 4. — С. 16−20.
- Сыч, В. Ф. Единственный путь к здоровью / В. Ф. Сыч. -Ульяновск: Средневолжский научный центр, 1998. 292 с.
- Тартарашвили, Т.А. Управление вузовской системой в США / Т. А. Тартарашвили. М., 2005. — 52 с.
- Теория и методика физической культуры / под общ. ред. Ж. К. Холодова, B.C. Кузнецова, Г. З. Карнаухова. М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. — С. 76−101.
- Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. -464 с.
- Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2002. — Т. I/ - 448 с.
- Управление в сфере физической культуры и спорта: учеб. Пособие / В. К. Ефимов, A.B. Починкин, В. А. Какузин и др. -Малаховка: МГАФК, 2007. Ч. 1. — 156 с.
- Физиология человека / под ред. В. И. Тхоревского. М.: Физкультура, образование и наука, 2001. — 492 с.
- Физическая культура: примерная учебная программа для высших учебных заведений (инструкция по организации исодержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений) / ГК РФ по высшему образованию. М., 2004. -54 с.
- Физическая культура: учебное пособие / под ред. В. А. Коваленко. М.: АСВ, 2000.-С. 145−158.
- Физическая культура студентов вуза: учеб. пособие для каф. физ. воспитания гуманит. и техн. вузов РСФСР / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, A.B. Лотоненко, В. И. Жолдак. Воронеж: Воронеж, 1991. -126 с.
- Физическое воспитание: программа для высших учебных заведений: проект / MB и ССО СССР. М., 2000. — 6 с.
- Филимонова, С. И. Физическая культура и спорт / С. И. Филимонова. М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. — 316с.
- Философия для аспирантов: учебное пособие / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич, Т. Б. Фатхи. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 447 с.
- Харитонов, В.И. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся / В. И. Харитонов, М. В. Баженова, А. П. Исаев. -Челябинск: Фотохудожник, 1999. 140 с.
- Харитонов, В.И. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся / В. И. Харитонов, В. В. Ким, A.B. Ненашева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С. 17−26.
- Хейзинга, Иохан. Опыт определения игрового элемента культуры / Йохан Хейзинга. М., 1992. — С. 19.
- Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. 4-е изд. — М.: Академия, 2006. — 480 с.
- Цветков, В.Н. Особенности влияния различных видов физических упражнений на эмоциональное состояние студентов / В. Н. Цветков, Г. Н. Буланова // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 2. — С. 34−36.
- Цыба, И.А. Методика применения средств оздоровительной аэробики в физическом воспитании студентов с использованием современных информационных технологий : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / И. А. Цыба. М., 2000. -161 с.
- Чепик, В.Д. Физическая культура в социальных процессах / В. Д. Чепик. М.: Теис, 1995. — 156 с.
- Шаргаев, М.А. Экологическая этика и культура / М. А. Шаргаев. Улан-Уде: Бурятское книжное изд-во, 1993. — 25 с.
- Шестаков, М.П. Теоретико-методическое обоснование процессов управления технической подготовкой спортсменов на основе компьютерного моделирования : автореферат дис.. доктора педагогических наук: 13.00.04 / М. П. Шестако. Москва, 1998. -50с.
- Шилько, В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. Г. Шилько. Томск, 2003. — 488 с.
- Шилько, В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности / В. Г. Шилько. Томск: ТГУ, 2003. — 196 с.
- Шилько, В.Г. Организация физического воспитания студентов в классическом университете с использованием спортивно-оздоровительных технологий /В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 3. — С. 2−6.
- Zeigler, E. Issue in North American physical education and sport / E. Zeigler. Washington: AAHREP, 2009. — 279 p.