Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ретроспективная оценка ригидности в структуре личности родителей и внутрисемейных отношений в прогнозе и профилактике истерических состояний у «взрослых детей»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о роли семьи и дефектах воспитания в происхождении детских неврозов был поднят еще Аристотелем, который обращал внимание на особые чувства. связывающие детей и родителей. По его мнению, качество воспитания резко упало бы, если бы право на воспитание перешло от родителей к государству. На решающую роль воспитания, родительских взаимоотношений указывали В. М. Бехтерев (1929), Н. И. Озерский… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Проблемные семьи в клиническом и психологическом понимании (обзор литературы)
    • 1. 1. Медико-психологические подходы к исследованию проблемных семей
    • 1. 2. Медико- психологические исследования генеза истерических состояний у «взрослых детей»
    • 1. 3. Роль ригидности в структуре внутрисемейных отношений в возникновении истерических состояниях
    • 1. 4. Оценка прогноза и профилактические подходы при истерических состояниях у «взрослых детей»
  • ГЛАВА 2. Обоснование методов исследования и общая характеристика материала
    • 2. 1. Методы исследования^*
    • 2. 2. Характеристика объекта исследования
  • ГЛАВА 3. Результаты собственных исследований
    • 3. 1. Особенности проявления ригидности больных истерическим неврозом в зависимости от ригидности внутрисемейных родительских отношений (в ретроспективной оценке)
    • 3. 2. Особенности проявления ригидности больных истери-V ческой психопатии в зависимости от ригидности внутрисемейных родительских отношений
  • ГЛАВА 4. Особенности проведения семейной психотерапии у больных истерическими состояниями

Ретроспективная оценка ригидности в структуре личности родителей и внутрисемейных отношений в прогнозе и профилактике истерических состояний у «взрослых детей» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Важную роль в профилактике пограничных нервно-психических расстройств играет знание проблем семьи и своевременная помощь в коррекции аномальных внутрисемейных отношений. (Мягер В.К., 1985; Семке В. Я., 1988). Эти вопросы стали очень актуальными в последнее время, что объясняется рядом причин. Во — первых, у нас долгое время неоправданно переоценивалась роль общественного воспитания, принимались даже попытки оградить детей от влияния родителей, что привело к значительному снижению воспитательного потенциал семьи, во — вторых, уровень психического здоровья детей и семьи в целом в значительной мере подвержен прямому воздействию социально — экономических условий. А социально — политические и экономические потрясения, происшедшие в обществе на территории бывшего СССР, в том числе и в России, привели к тяжелому кризису большого числа семей. Многие из них оказались как бы «за бортом» в общем потоке реформ, в безудержном стремлении общества к рынку. Вполне объяснимо, что именно в таких семьях, как правило, возникают различного рода нарушения социально — психологической адаптации всех членов семьи — расстройство супружеских связей, отношений с детьми и как следствие этого, увеличение психических заболеваний и пограничных состояний у всех членов семьи (особенно у детей). В связи с этим особое значение приобретает изучение механизмов функционирования и нарушения супружеских и родительско-детских взаимоотношений. Кризисная ситуация в семьях с нарушенными межличностными отношениями вызывает повышенное эмоциональное напряжение, снижает стрессоустойчивость, нарушает функционирование механизмов у членов семьи. Одним из наиболее частых пограничных расстройств, связанных с семейными проблемами, согласно клиническим данным, являются истерические состояния (Семке В.Я.1971,1988). Изучение нарушенных супружеских и родитель-ско-детских отношений, а также поиски методов их коррекции являются необходимыми при разработке программ как профилактической, так и психокоррекционной помощи семье.

Вопрос о роли семьи и дефектах воспитания в происхождении детских неврозов был поднят еще Аристотелем, который обращал внимание на особые чувства. связывающие детей и родителей. По его мнению, качество воспитания резко упало бы, если бы право на воспитание перешло от родителей к государству. На решающую роль воспитания, родительских взаимоотношений указывали В. М. Бехтерев (1929), Н. И. Озерский (1938), Т. П. Симпсон (1958) и Г. Е. Сухарева (1959), при этом придавалось значение повторяющимся психическим травмам при наличии длительно действующих неблагоприятных психогенных факторов в семье, которые способствуют возникновению невроза у детей и подростков.

Установление связи между нарушенными семейными отношениями и возникновением невротических особенностей у детей позволяет научно обосновать профилактические подходы, а также предусмотреть организационные формы медикопсихологической, психотерапевтической консультативной помощи родителям и детям. В аспекте психопрофилактики многими авторами изучались семьи больных неврозами (Кузнецов Ю.А., 1978;Малахов Б. Б., 1976;Нохри-на Л.Я.1984;Мишина Т. М., 1990), психопатиями (Гиндикин.

В.Я., 1965;Эйдемиллер Э. Г., 1990), алкоголизмом (Бойкий И.В., Цы-царев С.В., 1987), психосоматическими заболеваниями (Мясищев В.Н., 1960; Карвасарский Б. Д., 1980,1982). Исследовались вопросы, связанные с проблемными семьями (Личко А.Е., 1979;Трапезникова Т. М. .Иванова Е. П., 1981;Самохина Т. М., 1983).а также с психогигиеной семейно-брачных отношений (Волкова А.Н., 1979; Ко-нончук Н.В., 1980; Кришталь В. В., 1982; Столин В. В., 1984; Спи-ваковская А.С., 1989). Значительная часть семейных исследований посвящена профилактической работе с детьми и подростками (Бойко В.В., Булахова Л. А., 1986; Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1986; Варга А. А., 1986; Захаров А. И., 1988). Были описаны методы и формы психопрофилактической работы с семьями (Тысячная З.К., 1977 — Эйдемиллер Э. Г., 1978; Филипов В. А., 1979; Рыбакова Т. Г., 1980), а также организационные модели медико-психологических служб (Захаров А.И., 1981; Пелисова Л. А., 1983; Амбрунова А. Г., 1983;Гиндикин Г. И., Шелкопляс. В., 1984;Куприянов С. Ю., 1985; Спиваковская А.С.1988). В результате указанных исследований выявлены связи между нарушенными семейно-брачными, родитель-ско-детскими отношениями и успешностью реабилитации больных, уточнены методы работы с семьей, апробированы методические подходы, а также организационные модели психологического консультирования членов семьи больных пограничными заболеваниями.

В профилактической работе с семьей, направленной на организацию ей психологической помощи, в особенности детям, важное место занимает психокоррекционная работа. Она строится с учетом отношения членов семьи к проблемной ситуации, связанной с невротическим расстройством у детей. Р. У. Ричардсон (1994) говорит о том, что нарушенные семейные взаимодействия представляют собой специфические расстройства и они могут полноценно лечиться только специфически человеческими методами (психотерапией). Позитивная семейная динамика — есть результат постоянных усилий всех, кто живет в семье. Хороший семейный климат создается каждый день и постоянно регулируется, а человек становится свободным и независимым только тогда, когда он контролирует свою внутреннюю жизнь, когда он свободен от подавленных переживаний в детстве. Такой же подход рассматривает врачпсихотерапевт Печешкиан Н (1993).Он говорит о присущей семье способности совместно, общими усилиями справляться с конфликтами внутри семьи и проблемами ее членов. Дж. Грэхэм (1993), анализируя богатейший клинический материал, показывает, каким образом психологические затруднения взрослого человека оказываются связанными с особенностями его детского развития и дисгармониями детско — родительских отношений.

В настоящее время остаются недостаточно изученными вопросы, отражающие супружеские отношения и их формирующая значимость для детей — «будущих пациентов». Кроме того, недостаточно данных о родительско — детских отношениях и проявлении нервнопсихического напряжения у детей и у взрослых. Решение данной актуальной проблемы современной медицинской психологии, психиатрии и психотерапии имеет как теоретическое так и практическое значение, что определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Люди, получившие жесткое семейное воспитание даже в полных семьях уже в детском возрасте, а впоследствии, будучи взрослыми более ригидны и у них чаще возникают пограничные нервно-психические расстройства.

ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ явилось изучение ригидности как характеристики личности родителей и внутрисемейных отношений (родителидети) в возникновении истерических расстройств у детей (будущих взрослых больных), и возможности их профилактики и коррекции.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.Оценка роли ригидности в структуре личности родителей и во внутрисемейных отношениях и определить ее роль в генезе невротических расстройств истерического круга.

2.Изучение особеностей проявления ригидности больных на разных этапах возрастной динамики развития их личности.

3.Определение роли ригидности в структуре личности больных для дифференциальной диагностики и прогнозирования течения истерических состояний у «взрослых детей» .

4.Анализ влияния ригидности внутрисемейных родительских отношений на прогноз, эффективность терапии, организацию профилактических и реабилитационных мероприятий.

В рамках поставленной цели и задач исследования на защиту выносятся следующие положения: ' х. Ригидность является часто представленным фактором в структуре личности родителей будущих больных истерическими состояниями, который трансформируется в личность их детей, тем самым способствует возникновению у них истерических расстройств .

2.Дети, воспитанные в ригидной семье (в условиях жестких требований, запретов и ограничений), став взрослыми оказываются более ригидными, чем другие и у них чаще возникают пограничные (истерические состояния).

3.Ригидность может быть использована в качестве критерия дифференциальной диагностики истерических состояний, а также для прогноза и оценки эффективности психотерапии.

4.Знание взаимосвязи между «семейной ригидностью» и истерическими расстройством у «взрослых детей» дает возможность оптимизировать психопрофилактические, психокоррекционные и реабилитационные мероприятия. i !

НАУЧНАЯ НОВИЗНА I.

I I.

В работе впервые установлена роль ригидности структуры внутрисемейных родительских отношений и ее влияние на формирование личности ребенка-" будущего пациента" .Определена прогностическая значимость ригидности и ее оценка на разных этапах становления истерических расстройств. Данные могут быть использованы при решении диагностических, прогностических задач, а также для обоснования психокоррекционных мероприятий по адаптации больных пограничными расстройствами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ i I.

Результаты проведенного исследования дозволили создать дифференцированный подход к профилактической работе с семьей больных с учетом таких типологических особенностей семьи, как ригидность в родительских взаимоотношениях, стиль воспитания, родительско-детские отношения. Это способствовало индивидуализации психокоррекционной работе с семьей. Модифицированный в ходе исследования ретроспективный опросник может быть использован в качестве метода, с помощью которого можно оценить динамику перестройки отношений у члена семьи в процессе психокоррекционной работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы клиницистами и медицинскими психологами для решения вопросов ранней диагностики и прогноза при истерических состояниях, а также для определения форм и методов психотерапии, обоснование психокоррекционных мероприятий по адаптации изучаемых групп больных в социальной микросреде. Знание личностных факторов, способствующих развитию, обострению и неблагоприятному течению невротических расстройств, дает возможность целенаправленной разработки профилактических мероприятий. На основании полученных данных апробированы формы участия медицинского психолога в психокоррекционной работе с семьями больных пограничными нервно-психическими расстройствами. По результатам работы над модификацией ретроспективного опросника оформлены 5 рационализаторских предложений. Настоящая работа является частью комплексных исследований, направленных на изучение роли личностных факторов в происхождении, течении пограничных расстройств, их дифференциально-диагностическое и профилактическое значение и осуществляемых лабораторией медицинской психологии и клиническим отделением пограничных состояний Научно-исследовательского института психического здоровья Томского научного центра РАМН.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ литературы по семейным проблемам, включая детскородительские отношения, отношения между супругами позволил выявить ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения. К ним относится оценка роли ригидности супружеских и детскородительских отношений в формировании невротических расстройств у «взрослых детей» .В этой связи остаются неясными вопросы о влиянии семейной ригидности на возникновение невротических расстройств у детей.

Целью настоящей работы явилось выяснение влияние ригидности в супружеских взаимоотношениях, детско — родительских отношениях, стилем воспитания на формирование нервно-пограничных расстройств у «взрослых» детей. Клинико-психологическим методом обследованы 45 больных истерическим неврозом, 54 больных истерической психопатией и 45 человек контрольная группа. Исследования влияние семейной ригидности на развитие ребенка позволило установить общие закономерности возникновения невротических расстройств у «взрослых детей» .Так выявлено, что уровень преморбидной ригидности у больных истерическими состояниями значительно выше, чем в контрольной группе (р<0,05).Высокие показатели по шкале преморбидной ригидности свидетельствуют о том, что испытуемый уже в подростковом и юношеском возрасте (школьном возрасте) испытывал трудности в ситуациях, требующих каких — либо перемен, нового подхода, решения и т. п.Опрашиваемые взрослые ретроспективно оценивали то, как они себя обычно вели, переживали и решали те или иные проблемы в соответствующих ситуациях в школьном возрасте (для больных — это обычно пре-морбидный период).Эти факты представляются очень важными в прогностическом и реабилитационном плане. Показатели актуальной ригидности больных истерическими состояниями отличаются от группы здоровых на высоком статистическом достоверном уровне (р<0,001).Данные показатели свидетельствуют о том, что в состоянии страха, стресса, плохого настроения, утомления или болезни человек в высокой степени склонен к ригидному поведению. Механизм ригидности, который по литературным данным психоаналитической школы (Freud., 1952; Fromm., 1981;Adler., 1925) оказывается разрушительным для больного — упорствуя в своем поведении, несмотря на разрушающее действие, он становится жертвой собственной ригидности. Механизм же самой ригидности видится в тревоге, страхе, человека перед действительностью в детском или даже во взрослом возрасте и в попытке от них избавиться, которая для больного чаще всего оказывается неудачной. В литературе есть указания на то, что психическая ригидность является прогностически неблагоприятным фактором терапии пограничных нервнопсихических расстройств, а поэтому необходимо и вожможно ее снижение (Розовский И.Я., 1986;Залевский Г. В., 1976;Ногпеу, 1945).При этом имеется в виду ее снижение с целью улучшения адаптации и предотвращения дезадаптационных нарушений. Это прежде всего должно осуществлятся через систему семейного воспитания и обучения, направленных против «продуцирования» ригидных черт и ригидных личностей (Иванова А.Я., Привалов О. Ю., 1983;Дубов И. Г., 1985;Bottcher Н., 1967;Shapiro, 1981).При этом особенно обращается внимание на опасность в этом отношении ригидного стиля воспитания, а также воспитания детей в условиях постоянного запугивания, страха, тревоги, подавления активности и инициативы. По нашим данным больные истерическими состояниями оценивая ретроспективный стиль воспитания в 70% случаев отмечали жесткий, категоричный, нетерпимый против 13,3% в контрольной группе. Высокий показатель ригидности выявлен также в детско-родительских и супружеских отношений. Экспериментально — психологическое исследование совпадает с клиническими наблюдениями и данными литературы.

Таким образом, проявление ригидности во всех сферах семейных взаимоотношениях могут служить важным психологическим критерием при решении вопросов диагностике и профилактики истерических состояний.

13 0 0 ju[ Н.

1.При истерических состояниях «взрослых детей» ригидность с детства является существенным фактором генеза и течения заболевания в актуальном состоянии и способствует затяжному течению заболевания, делает затруднительными социальную адаптацию и психотерапевтические воздействия.

2.Ригидность является часто представленным в структуре личности родителей больных истерическими состояниями качеством.

3.При зтом: а) у больных истерическим неврозом в ретроспективной оценке ригиднее оказывается матьб) у больных истерической психопатией ригидность более выражена у отца, чем у матери.

4.Степень и особенности проявления ригидности уже в детстве могут служить важным прогностическим психологическим критерием при решении вопросов ранней диагностики и профилактики истерических состояний.

5.Ригидный стиль воспитания выступает в качестве средово-го фактора в формировании истерических расстройств (в 70У. случаев против 13,3% в контрольной группе при р<0,05).

6.Показатель ригидности в родительско-детских отношениях у больных истерическими состояниями выступает как фактор риска (в 31, IX случаев против 6,6% в контрольной группе).

7.Ранняя психопрофилактика должна проводится с учетом ригидности в структуре личности. Когда ригидность представлена в структуре личности больного, профилактические мероприятия должны быть направлены как на самого больного, так и на его семью. Должны быть более интенсивны и иметь более длительный характер, основанный на комплексных методах психокоррекции и психотерапии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Г., Вейн М. М. Неврозы в эксперименте и клинике. М.: Наука, 1982. — 272 с.
  2. М.М., Нохрина Л. Я. К дифференциальной диагностики неврозов и неврозоподобных состояний на ранних этапах динамики. // Акт. вопр. психиатрии Томск, 1985 — Вып.2 -С. 551−52.
  3. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсации. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  4. И.А. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтных ситуаций. Л., 1983.
  5. Альбуханова-Славская O.K. О путях построения типологии личности. // Психологический журнал. — Т. 4. — N 1. — 1983, С. 714−19.
  6. А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика. // Психологический журнал. — 1985, N 6. — С. 107−115.
  7. О.М. Самооценка в структуре личности студента. Л., 1984. — 184 с.
  8. А.К. О проблеме неврозов. // Сб. Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974. — С. 158−169.
  9. А.К. Психопатологическая структура и форма невротического состояния // Пятый Всеросийский съезд невропатологов и психиатров. Т.1. — М., 1985. — С. 184−186.
  10. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. // Вопросы психологии. 1972, N 1. С. 37.50.
  11. Аранович 0. К вопросу о психогенных реакций у детей школьного возраста. // Материалы пленума респ об-ва невропатологов и психиатров. — Каунас, 1970. — С. 67−69.
  12. В.В. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  13. .С. О клинических типах течения неврастении //Журн. невропатологии и психиатрии. 1985, N 5. — С.407−414.
  14. В.Г. Эмоциональный стресс и неврозы. //Военно-мед. журнал. 1991, N 1. — С. 24−28.
  15. В.П., Куликов Л. С., Трифонов О. А. Некоторые особенности динамики невротических состояний, начавшихся в детском возрасте // Журн. невропатологии и психиатрии. 1965, N5. — С. 733−736.
  16. В.П., Трифонов О. А. Клинические критерии невротических реакций у детей // IV симпоз. детских психиатров соц. стран. М., 1976. — С. 133−137.
  17. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная психотерапия., 1987.
  18. БерезинФ.Б., Мирошников М. П., РожанецР.Ф. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. М.: Медицина, 1976. — 176 с.
  19. И.Г., Гильяшева И. Н. О некоторых методических и диагностических возможностях применения тестовых методом //Журн. невропатологии и психиатрии. 1971. — Т. 71. -Вып.12. — С. 1850−1857.
  20. В.М. Избранные произведения. Л.: Медицина, 1954. — 258 с.
  21. А.П. Прогнозирование с помощью ПДО психопатической адаптации в молодом возрасте к условиям Антарктики // Патохарактерилогические исследования. Л., 1981. С. 67−69.
  22. А.А., Обозов Н. Н., Столин В. В. О службе семьи // Психологический журнал. 1983, N 4. — С. 791−98.
  23. И.В., Рыбакова Т. Г. Семейная психотерапия в профилактике рецидов алкоголизма // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С. 32−37.
  24. Л.В., Моманова О. Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник МГУ. Психология. Серия 14, 1990.
  25. А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1986. — С. 22−32.
  26. Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций М., 1981 — 214 с.
  27. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984 — 200с.
  28. И.А. К характеристике системы отношений личности больных, страдающих неврозами // Клинико-психологические исследования личности Л., 1971. — С. 87−89.
  29. В.Н. Проблема адаптации детей в дошкольном детском коллективе // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими нарушениями. Л., 1978, С. 139−142.
  30. А.Н. Ролевая адекватность, как фактор супружеской современности // Вопросы психологии общения и познания людьми друга друга. Краснодар. — 1979, С. 78−92.
  31. А.Н., Трапезникова Т. Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии1983, N 5. С. 110−116.
  32. В.М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации больных. М.: Медицина. — 1980, С. 62−71.
  33. ГазманЛ.Я., Шляшна Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. 1985, N 2 — С. 186−187.
  34. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика. М.: Медицина, 1933. — 162 с.
  35. П. Б. Психика истерии (к учению о патологических характерах). Современ. психиатрия, 1909.
  36. В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978, С. 87−93.
  37. И.Н. Вопросники как метод исследования личности // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983, С. 62−81.
  38. В.Я. Узловые моменты в проблеме неврозов // Советской невропатологии и психологии. 1934, N 2. -С. 74−86.
  39. В.Я. Клинические материалы к учению о динамике психопатии: Автореф дис.. канд. мед. наук. М., 1963. — 16 с.
  40. Г. И., Шелкоплев Е. В. Организация семейной консультации в структуре психоневрологического диспансера // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Ярославль. — 1984, С. 24−29.
  41. С.И. Стабильность семьи Л.: Наука, 1984. 136
  42. Э.И., Рождественская В. И. О психологических проявлениях нервной системы // Вопросы психологии. 1976, N 5 — С. 37−44.
  43. И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание. — 1976.
  44. Гуревич М.0. Психопатология детского возраста. М.: Медиз, 1932.
  45. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. N 1, 1992.
  46. Ю.М. Внутрисемейные отношения психически больных позднего возраста (в аспекте послевыписной медико-социальной адаптации) // Медико-биологические проблемы развития европейского севера. 1981., С. 178−179.
  47. М. Брак и любовь. М.: Прогресс, 1983. — 192с.
  48. Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности. М.: Мысль, 1992, С. 42−48.
  49. В.А. Воспитание здоровой психики у детей и подростков. Киев: «Здоровье». — 1978, С. 172.
  50. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск. — 1993, 271 с.
  51. Г. В., Красик Е. Д. Медико-психологические аспекты адаптации и охраны психического здоровья населения Сибири. Томск, 1986. — 36 с.
  52. Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск, 1976. — 192 с.
  53. А.И. Как предупредить отклонения в поведенииребенка. М., 1986. — С. 45−48.
  54. А.И. Неврозы у детей и подростков. М.: Медицина, 1988. — 244 с.
  55. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. — 215 с.
  56. М.И. Неврозы в детском возрасте. М., Л., 1929.
  57. Д.Н., Александрова Н. В. Роль семьи в половом воспитании дошкольников // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. — С. 103.
  58. Г. Л. Патохарактерологическое исследование больных неврастенией и истерией // Проблемы медицинской психологии. Л.: Медицина. — 1976, С. 16−19.
  59. М.М., Личко А. Е., Смирнова В.М.Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.
  60. М.М. Реабилитация психически больных. Л.: Медицина, 1978. — 232 с.
  61. М.М., Личко., Смирнов В. М. Методы психологической диагностике и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 310 с.
  62. К.А. Психотерапия больных истерическим неврозом в зависимости от особенностей клинической картины и характерологических свойств личности // Журн. невропатологии и психиатрии, 1980. N И. — С. 1706−1709.
  63. .Д. Медицинская психология. Л., 1982.
  64. .Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. -448 с.
  65. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.
  66. Кербиков 0. В. К учению о динамике психопатий. // Пробл. судеб, психиатрии. Пограничные состояния. — М., 1961. -сб. 10. — С. 5−32.
  67. Кербиков 0.В. Лекции по психиатрии. М: Медицина, 1955. — 239 с.
  68. О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов // Актовая речь. М., 1962.
  69. Е.И. Возрастные аспекты формирование психогенных заболеваний у детей раннего возраста // Неврозы у детей и подростков. М., 1986. — С. 86−88.
  70. В.В. Возрастные закономерности клиники программных состояний у детей и подростков. М., 1973. — Т. 176. — С. 6−18.
  71. В.В. Роль возрастного фактора в клинике и патогенезе пограничных состояний у детей подростков. // Материалы V Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. М., 1969. — Т.2. — С. 291−293.
  72. В. В. Принципиальные вопросы общей психопатологии пограничных состояний // Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1983. — С. 83−89.
  73. В.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  74. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок, семейное воспитание // Вопросы психологии, 1993. N 5. — С. 42.
  75. В.П. Коррекция одностороннего воспитания детей в семье // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. — С.90−93.
  76. В. П. Симбиотические взаимоотношения междудетьми и родителями и их влияние на дальнейшее формирование личности ребенка и подростка // Семья и личность. М., 1981. — С. 134−135.
  77. Г. В., Кремнева Л. Ф. Эпидемиология психических заболеваний у взрослых и детей (научный обзор). М., 1981. — 80 с.
  78. Л.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. (Очерк социальной психологии школьного класса). Минск, 1969. — 240 с.
  79. Н.В. Личные и семейные мотивы суицидов // Семейная психотерапия при нервных психических заболеваниях. Л., 1972. С. 128−132.
  80. Н.В. Роль семейных отношений в формировании отклоняющегося поведения // Семья и личность. М., 1981.
  81. Ю.А. Психогигиена семьи, особенности формирования и профилактики неврозов: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1973. — 23 с.
  82. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — 334 с.
  83. В.В. Нарушение психологического развития у детей. М., 1985.
  84. В.П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопр. психологии, 1987. N 4. -С. 128−134.
  85. К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981. — 390 с.
  86. А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
  87. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  88. Т.М. Психология и психотерапия супружеских пар // Социально-психологические исследования в психоневрологии. -Л., 1980. С. 146−152.
  89. Т.М. Сравнительный анализ супружеских отношений в невротических и здоровых парах // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. — С. 101−105.
  90. В.К. Теоретические предпосылки семейной психотерапии // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1972. — С. 5−9.
  91. В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах. Л., 1976. — 13 с.
  92. В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия. Л.: Медицина. — 1979, С. 297−310.
  93. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина.1960.
  94. Г. Психолог, особенности распада супружеских отношений // Человек после развода. Вильнюс, 1985. С. 72−75.
  95. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983.
  96. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. -151 с.
  97. Н.Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982, Вып.2. — С. 147−151.
  98. А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака // Вопр. психологии. 1984, N 3. — С. 104−110.
  99. Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. — 1986. — Вып. 7. -С. 59−67.
  100. Н.В. О некоторых особенностях психокоррек-ционной работы с разводящимися парами // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С. 29−32.
  101. Ю.Ф. Здравоохранение и задачи психологии // Психологический журнал. 1984. — Вып. 2. — С. 68−75.
  102. Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Л., 1985. — С. 119−125.
  103. Г. К., Сахно Т. Н. О детской истерии. Труды Ленинград, мед. ин-та. — Л., 1971. — С. 118−127.
  104. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. -С. 327, 374.
  105. В.Е. Лекции по психотерапии // Руководство по психотерапии. М., 1974.
  106. Роль факторов предрасположения к неврозам в детском возрасте / Христозов X., Агнова М., Шойленова. с соавт. // 4-ий Симпозиум детских психиатров соц. стран. М., 1976. С. 90−94.
  107. С.Я. О роли патопсихологов практиков // Психологический журнал. — 1986. — Вып.1. — С. 73−76.
  108. С.Я., Шницер Б. И. Практическая помощь патопсихологов родителям // Вопросы психологии. 1982. — Вып. 1. — С. 18−29.
  109. Руководство по психиатрии. / Под ред. А. В. Снежневского М.: Медицина, 1983. — Т. 2. — 544 с.
  110. Т. Г. Семейные отношения и семейная психотерапия больных алкоголизмом: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1980. — 24 с.
  111. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — С. 208−212.
  112. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  113. С.Б. К критике концепции «больной семьи» // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1972. — С. 9−13.
  114. В.Я. Истерические состояния. М.: Медицина. 1988. — С. 220.
  115. В.Я. К патогенезу истерических состояний // Вопр. клинико-эксперимент. психиатрии и невропатологии. Барнаул, 1974. — С. 31−34.
  116. В. Я. К типологии личности, страдающей истерическим неврозом и истерической психопатией // Журн. невропатологии и психиатрии, 1975. N 2. — С. 1838−1843.
  117. В.Я. О патоморфозе истерии // Психоген. (реактив.) заболевания. М., 1979. — С. 39−41.
  118. В.Я. К проблеме патогенетического обоснования терапии истерии // Акт. пробл. медицины. Барнаул, 1979. — С. 56−57.
  119. П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1987. — 160 с.
  120. Т.П. Неврозы у детей. Их предупреждение и лечение. М.: Медицин, 1958. — 216 с.
  121. В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. -1985. Вып. 4. — С. 83−92.
  122. В.К. Психическое здоровье и пограничные состояния // Психическое здоровье и пограничные состояния. -Горький, 1988.
  123. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  124. А. С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988. 198 с.
  125. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  126. В.В., Романова Т. Л., БутенкоГ.П. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология, 1984. — Вып.2. — С. 54−60.
  127. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1959. Т. 2. — 406 с.
  128. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (избр. гл.). М.: Медицина, 1974 — 320 с.
  129. В.А. Супружеские конфликты. М., 1983.
  130. В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. М., 1981.
  131. В. А. Клинико-психологические исследования «внутренней картины болезни» при неврозах в процессах психотерапии // Журн. невропатологии и психиатрии, 1981. N И. — С. 1704−1708.
  132. Т. М., Иванова Е. П. Психологические и социально психологические факторы, определяющие семейную конфликтность // Семья и личность. М., 1981. — С. 27−34.
  133. Трифонов 0.А. Роль факторов измененной почвы в возникновении и клинике неврозов у детей и подростков // III Все-рос. съезд невропатологов и психиатров. М., 1974. — Т.2. -С. 143−144.
  134. З.К. Семейная психотерапия неврозов. Как метод психопрофилактики // Эмоц. стресс и пограничные нервно-психические расстройства. Л., 1977. — С. 149.
  135. З.К. Системный подход в оптимизации структуры психотерапевтической службы и семейного консультирования // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С. 26−29.
  136. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1987. — 304 с.
  137. Г. К., Петраков Б. Д. Условия формирования и пути предупреждения неврозов и анотомии личности. М., 1972.- 171 с.
  138. В.А., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986.- Вып. 1. С. 14−22.
  139. А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- М., 1983. С. 33−38.
  140. А.Г. Брак и семья. М.: Мысль, 1979. — 367с.
  141. А.Г., Голофоет В. Б. Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии семьи. -М., 1972.
  142. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
  143. К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 478 с.
  144. Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Автореф. дис.. канд. псих, наук. М., 1984. — 221 с.
  145. X.Р. К клинике неврозов в детском возрасте // Журн. невропатологии и психиатрии. 1962, N 7. — С. 1044−1046.
  146. И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоциональных ценностей подростка: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1987. — С. 23−29.
  147. И.Г. Особенности формирования и клиники истерического невроза и истерического невротического развития личности // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986, N 11. — С. 1668−1671.
  148. Е.В. Методологические проблемы соотношения психологии и медицины // Психология и медицина. М.: Медицина, 1978. — С. 5−13.
  149. Е.В. Психология личности и образ жизни. Наука., 1987. 220 с.
  150. Э.Г. О взаимной перцепции в семьях подростков, страдающих психопатиями и психопатоподобными расстройствами. Л., 1978. — С. 56−58.
  151. Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте.: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1976. — 22 с.
  152. Э.Г. Тактика семейной психотерапии при психопатиях и психопатоподобных расстройств подросткового возраста // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. — С. 60−75.
  153. В.В. Роль неосозноваемых психологических механизмов в формировании отношений родителей к детям // Применение математических методов в исследовании процесса обучения. ВИЛЬНЮС, 1977. — С. 159−164.
  154. В.В. Семья и несовершеннолетний правонарушитель, 1987.
  155. Е.К., Зачепицкий Р. А. К вопросу о неврозах у подростков // Вопр. детской психоневрологии. Л., 1961. — С. 319−326.
  156. Abroham К.: Auberungsformen des weiblichen kastrati-ons Komplexes. Internet., 1921.
  157. Adler A.: Individual Psychology. New York, 1925.
  158. Aicnhorn A.: Erzihungsberaung. Zeitschr. f. psychoa-nal. Padagogik. Bd. VI, 1932.
  159. Allport E. Treibfaga auf Sundenboche. Berlin, 1959.
  160. Ausubel D.P. Theory and Problems of Child Development. New York, 1958.
  161. Bakwin H. Loneliness in fats // American Journal of Diseases of children, 1942.
  162. Bell V. W. Modern Introduction to the family, New York, 1968.
  163. Benedek Th. The Emotional structure of the Family. -New York, 1959.
  164. Bodamer J. Der Mensch ohne Ich. Freiburg, 1958.
  165. Bornstein St. Unbewusstes der El tern in der Erzie-hung der Kinder. Zeitschr. f. psychoanal. Padagogik. Bd. VI-VII, 1934.
  166. Boss P. Normative Family Stress Family Boundary Cu-anges Across the Life. Family Process, 1980. — N 29. -P. 445−450.
  167. Bottcher H.R. Die Beurteilung der Pramorbiditat bei Neurosen. Z. exp. angew. Psychol. Bd. VIII, 1961.
  168. Bottcher H.R. Ruckblick auf die Eltern. Berlin, 1968. — S. 202.
  169. Bottcher H.R. Das Familien Klima. Berlin, 1965.
  170. Bottcher H.R. Klinisch psychologische Fragebo-gen. — Berlin, 1967.
  171. Bottcher H.R. Pathopsychologie des Kindes und Ju-gendalters // J. f. Kinderpsychologie. Berlin, 1962.
  172. Bottcher H.R. Schemata als Hilfmittel der Psycholo-gie. Leipzig, 1967.
  173. Bottcher H.R. Teilnahme der Eltern am Elternabend und Schuler fold der Kinder. Leipzig, 1966. — C. 15−26.
  174. Brody S. Patterns of Mothering. New York, 1956.
  175. Burlingham D.T. Kinderanalyse und Mutter. Zeitscnr. f. psychoanal. Padagogik. Bd. VI, 1932.
  176. Dejerine. Функциональные проявления психоневрозов, их лечение психотерапией. М., 1912. — 517 с.
  177. Duhrssen A. Psychologene Erkrankungen bei Kindernund Jugendlichen. Verlag fur Medizin. Gottingen, 1954.
  178. Erikson E.H. Das Problem der Identltat der Psyche // Kindheit und Gesellschaft. Bd. X. — Verlag Klett. — Stuttgart., 1961.
  179. Ernst E. Neurotische Langsreckenverlaufe und Ihre Beelnflussung durch Psychothterphie. Z. f Psychot-her. V.15, 1965. — S. 185−189.
  180. Fenichel 0. Uber Erziehungsmittel. Zeltschr. f. psychoanal. Padagogik. Bd. IX, 1935.
  181. Flugel J.C. The Psychoanalytic! study of the Family.- London, 1978.
  182. Freud A. Erzieher und Neurose. Zeitsehr. f. psychoanal. Padagogik. Bd. I, 1932.
  183. Freud S. Die Freudsche psychoanalytische Methode, 1904.
  184. Freud S. Gesammelte Werke, Imago Publishing Co. -London, 1952.
  185. Freud S. The psychoanalytical Theatmeht of a child.- London, 1964.
  186. Fromm F. Kindliche Darmtragheit infolge falscher Er-ziehung. Zeitsehr. f. psychoanal. Padagogik. Bd. V, 1981.
  187. Furst E. Statistische Untersuchungen uber Wortasso-ziationen und uber familiare. Ubereinstimmung im Reaktionsty-pus bei Ungebildeter. Leipzig, 1959.
  188. Jeist W. Das Vaterproblem in der psychotherapeutisc-hen Praxis. Stuttgart, 1954.
  189. Jlauss D. Naive und wissenschaftliche Psycholo-gie // Zur psychologischen Personlichkeitsforschung. Berlin: — из
  190. VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1980. S. 73−90.
  191. Minuchin S. Familie und Familientherapie. Lamber-tus. — Freiburg, 1977.
  192. Satir V. Baldwin M. Familientherapie in Aktion. Jun-fermann. Verlag. — Paderborn, 1989.
  193. Schneider K. Klinische Psychopathologie. 6 Aufl., 1962.
  194. Schwarz E., Hess H., Hock K. Untersuchung uber fruh-kindliche Symptome und Verhaltensstorungen als charakteris-tisches Merkmal neurotischer Fehlenturcklungen im Erwachsene-nalter. Psychiat., Neurol., med. Psychol., 1971. — Bd. 23, N 13, S. 686−694.
  195. Shapiro E. The Psychodynamie and Developmental Psychology of the Literatyre. Amer. J. Psychiftr., 1981. — V. 135. — N. 11. — P. 1305−1315.
  196. Stromgren E. Neurosen und Psychopatien in Humangene-tik // Ein Kurzes Handbuch in funf Bauden. Stuttgart, 1967. — Bd. V. — N 2. — S. 578−598.
  197. Studt H.H. Ereignisse und Konflikte vor Ausbruch der Neurose. Allgemeinmed., 1975. — V. 51. — N 36. — S. 1615−1617.
  198. H. Психиатрия детского и юношеского возраста // Клиническая психиатрия, 1967. С. 680.
  199. Szilard I., Vargha М. Die nosologische Einordnung der kindlichen Neurose und der Verhaltensstorungen. Acta pa-edopsychiatr., 1981. Bd. 46. — N. 4, S. 213−219.
  200. M. Об истерии в детском возрасте // журн. невропатологии и психиатрии, 1903. N ё. — С. 1075−1087.
  201. Tramer M. Lerbuch der allgemeinen Klnderpsychiatrle. Basel: 3 Aufl., S. 381−388.
  202. Watzlawich P. An Anthology of Human communication, Science and Behavior Books. Palo Alto, 1963.
  203. Whitaker C. The Family Crucible. An Intensive Experience in Family Therapy. New York, 1978.
Заполнить форму текущей работой