Ретроспективная оценка ригидности в структуре личности родителей и внутрисемейных отношений в прогнозе и профилактике истерических состояний у «взрослых детей»
![Диссертация: Ретроспективная оценка ригидности в структуре личности родителей и внутрисемейных отношений в прогнозе и профилактике истерических состояний у «взрослых детей»](https://gugn.ru/work/5301323/cover.png)
Вопрос о роли семьи и дефектах воспитания в происхождении детских неврозов был поднят еще Аристотелем, который обращал внимание на особые чувства. связывающие детей и родителей. По его мнению, качество воспитания резко упало бы, если бы право на воспитание перешло от родителей к государству. На решающую роль воспитания, родительских взаимоотношений указывали В. М. Бехтерев (1929), Н. И. Озерский… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Проблемные семьи в клиническом и психологическом понимании (обзор литературы)
- 1. 1. Медико-психологические подходы к исследованию проблемных семей
- 1. 2. Медико- психологические исследования генеза истерических состояний у «взрослых детей»
- 1. 3. Роль ригидности в структуре внутрисемейных отношений в возникновении истерических состояниях
- 1. 4. Оценка прогноза и профилактические подходы при истерических состояниях у «взрослых детей»
- ГЛАВА 2. Обоснование методов исследования и общая характеристика материала
- 2. 1. Методы исследования^*
- 2. 2. Характеристика объекта исследования
- ГЛАВА 3. Результаты собственных исследований
- 3. 1. Особенности проявления ригидности больных истерическим неврозом в зависимости от ригидности внутрисемейных родительских отношений (в ретроспективной оценке)
- 3. 2. Особенности проявления ригидности больных истери-V ческой психопатии в зависимости от ригидности внутрисемейных родительских отношений
- ГЛАВА 4. Особенности проведения семейной психотерапии у больных истерическими состояниями
Ретроспективная оценка ригидности в структуре личности родителей и внутрисемейных отношений в прогнозе и профилактике истерических состояний у «взрослых детей» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Важную роль в профилактике пограничных нервно-психических расстройств играет знание проблем семьи и своевременная помощь в коррекции аномальных внутрисемейных отношений. (Мягер В.К., 1985; Семке В. Я., 1988). Эти вопросы стали очень актуальными в последнее время, что объясняется рядом причин. Во — первых, у нас долгое время неоправданно переоценивалась роль общественного воспитания, принимались даже попытки оградить детей от влияния родителей, что привело к значительному снижению воспитательного потенциал семьи, во — вторых, уровень психического здоровья детей и семьи в целом в значительной мере подвержен прямому воздействию социально — экономических условий. А социально — политические и экономические потрясения, происшедшие в обществе на территории бывшего СССР, в том числе и в России, привели к тяжелому кризису большого числа семей. Многие из них оказались как бы «за бортом» в общем потоке реформ, в безудержном стремлении общества к рынку. Вполне объяснимо, что именно в таких семьях, как правило, возникают различного рода нарушения социально — психологической адаптации всех членов семьи — расстройство супружеских связей, отношений с детьми и как следствие этого, увеличение психических заболеваний и пограничных состояний у всех членов семьи (особенно у детей). В связи с этим особое значение приобретает изучение механизмов функционирования и нарушения супружеских и родительско-детских взаимоотношений. Кризисная ситуация в семьях с нарушенными межличностными отношениями вызывает повышенное эмоциональное напряжение, снижает стрессоустойчивость, нарушает функционирование механизмов у членов семьи. Одним из наиболее частых пограничных расстройств, связанных с семейными проблемами, согласно клиническим данным, являются истерические состояния (Семке В.Я.1971,1988). Изучение нарушенных супружеских и родитель-ско-детских отношений, а также поиски методов их коррекции являются необходимыми при разработке программ как профилактической, так и психокоррекционной помощи семье.
Вопрос о роли семьи и дефектах воспитания в происхождении детских неврозов был поднят еще Аристотелем, который обращал внимание на особые чувства. связывающие детей и родителей. По его мнению, качество воспитания резко упало бы, если бы право на воспитание перешло от родителей к государству. На решающую роль воспитания, родительских взаимоотношений указывали В. М. Бехтерев (1929), Н. И. Озерский (1938), Т. П. Симпсон (1958) и Г. Е. Сухарева (1959), при этом придавалось значение повторяющимся психическим травмам при наличии длительно действующих неблагоприятных психогенных факторов в семье, которые способствуют возникновению невроза у детей и подростков.
Установление связи между нарушенными семейными отношениями и возникновением невротических особенностей у детей позволяет научно обосновать профилактические подходы, а также предусмотреть организационные формы медикопсихологической, психотерапевтической консультативной помощи родителям и детям. В аспекте психопрофилактики многими авторами изучались семьи больных неврозами (Кузнецов Ю.А., 1978;Малахов Б. Б., 1976;Нохри-на Л.Я.1984;Мишина Т. М., 1990), психопатиями (Гиндикин.
В.Я., 1965;Эйдемиллер Э. Г., 1990), алкоголизмом (Бойкий И.В., Цы-царев С.В., 1987), психосоматическими заболеваниями (Мясищев В.Н., 1960; Карвасарский Б. Д., 1980,1982). Исследовались вопросы, связанные с проблемными семьями (Личко А.Е., 1979;Трапезникова Т. М. .Иванова Е. П., 1981;Самохина Т. М., 1983).а также с психогигиеной семейно-брачных отношений (Волкова А.Н., 1979; Ко-нончук Н.В., 1980; Кришталь В. В., 1982; Столин В. В., 1984; Спи-ваковская А.С., 1989). Значительная часть семейных исследований посвящена профилактической работе с детьми и подростками (Бойко В.В., Булахова Л. А., 1986; Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1986; Варга А. А., 1986; Захаров А. И., 1988). Были описаны методы и формы психопрофилактической работы с семьями (Тысячная З.К., 1977 — Эйдемиллер Э. Г., 1978; Филипов В. А., 1979; Рыбакова Т. Г., 1980), а также организационные модели медико-психологических служб (Захаров А.И., 1981; Пелисова Л. А., 1983; Амбрунова А. Г., 1983;Гиндикин Г. И., Шелкопляс. В., 1984;Куприянов С. Ю., 1985; Спиваковская А.С.1988). В результате указанных исследований выявлены связи между нарушенными семейно-брачными, родитель-ско-детскими отношениями и успешностью реабилитации больных, уточнены методы работы с семьей, апробированы методические подходы, а также организационные модели психологического консультирования членов семьи больных пограничными заболеваниями.
В профилактической работе с семьей, направленной на организацию ей психологической помощи, в особенности детям, важное место занимает психокоррекционная работа. Она строится с учетом отношения членов семьи к проблемной ситуации, связанной с невротическим расстройством у детей. Р. У. Ричардсон (1994) говорит о том, что нарушенные семейные взаимодействия представляют собой специфические расстройства и они могут полноценно лечиться только специфически человеческими методами (психотерапией). Позитивная семейная динамика — есть результат постоянных усилий всех, кто живет в семье. Хороший семейный климат создается каждый день и постоянно регулируется, а человек становится свободным и независимым только тогда, когда он контролирует свою внутреннюю жизнь, когда он свободен от подавленных переживаний в детстве. Такой же подход рассматривает врачпсихотерапевт Печешкиан Н (1993).Он говорит о присущей семье способности совместно, общими усилиями справляться с конфликтами внутри семьи и проблемами ее членов. Дж. Грэхэм (1993), анализируя богатейший клинический материал, показывает, каким образом психологические затруднения взрослого человека оказываются связанными с особенностями его детского развития и дисгармониями детско — родительских отношений.
В настоящее время остаются недостаточно изученными вопросы, отражающие супружеские отношения и их формирующая значимость для детей — «будущих пациентов». Кроме того, недостаточно данных о родительско — детских отношениях и проявлении нервнопсихического напряжения у детей и у взрослых. Решение данной актуальной проблемы современной медицинской психологии, психиатрии и психотерапии имеет как теоретическое так и практическое значение, что определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Люди, получившие жесткое семейное воспитание даже в полных семьях уже в детском возрасте, а впоследствии, будучи взрослыми более ригидны и у них чаще возникают пограничные нервно-психические расстройства.
ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ явилось изучение ригидности как характеристики личности родителей и внутрисемейных отношений (родителидети) в возникновении истерических расстройств у детей (будущих взрослых больных), и возможности их профилактики и коррекции.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.Оценка роли ригидности в структуре личности родителей и во внутрисемейных отношениях и определить ее роль в генезе невротических расстройств истерического круга.
2.Изучение особеностей проявления ригидности больных на разных этапах возрастной динамики развития их личности.
3.Определение роли ригидности в структуре личности больных для дифференциальной диагностики и прогнозирования течения истерических состояний у «взрослых детей» .
4.Анализ влияния ригидности внутрисемейных родительских отношений на прогноз, эффективность терапии, организацию профилактических и реабилитационных мероприятий.
В рамках поставленной цели и задач исследования на защиту выносятся следующие положения: ' х. Ригидность является часто представленным фактором в структуре личности родителей будущих больных истерическими состояниями, который трансформируется в личность их детей, тем самым способствует возникновению у них истерических расстройств .
2.Дети, воспитанные в ригидной семье (в условиях жестких требований, запретов и ограничений), став взрослыми оказываются более ригидными, чем другие и у них чаще возникают пограничные (истерические состояния).
3.Ригидность может быть использована в качестве критерия дифференциальной диагностики истерических состояний, а также для прогноза и оценки эффективности психотерапии.
4.Знание взаимосвязи между «семейной ригидностью» и истерическими расстройством у «взрослых детей» дает возможность оптимизировать психопрофилактические, психокоррекционные и реабилитационные мероприятия. i !
НАУЧНАЯ НОВИЗНА I.
I I.
В работе впервые установлена роль ригидности структуры внутрисемейных родительских отношений и ее влияние на формирование личности ребенка-" будущего пациента" .Определена прогностическая значимость ригидности и ее оценка на разных этапах становления истерических расстройств. Данные могут быть использованы при решении диагностических, прогностических задач, а также для обоснования психокоррекционных мероприятий по адаптации больных пограничными расстройствами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ РАБОТЫ i I.
Результаты проведенного исследования дозволили создать дифференцированный подход к профилактической работе с семьей больных с учетом таких типологических особенностей семьи, как ригидность в родительских взаимоотношениях, стиль воспитания, родительско-детские отношения. Это способствовало индивидуализации психокоррекционной работе с семьей. Модифицированный в ходе исследования ретроспективный опросник может быть использован в качестве метода, с помощью которого можно оценить динамику перестройки отношений у члена семьи в процессе психокоррекционной работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы клиницистами и медицинскими психологами для решения вопросов ранней диагностики и прогноза при истерических состояниях, а также для определения форм и методов психотерапии, обоснование психокоррекционных мероприятий по адаптации изучаемых групп больных в социальной микросреде. Знание личностных факторов, способствующих развитию, обострению и неблагоприятному течению невротических расстройств, дает возможность целенаправленной разработки профилактических мероприятий. На основании полученных данных апробированы формы участия медицинского психолога в психокоррекционной работе с семьями больных пограничными нервно-психическими расстройствами. По результатам работы над модификацией ретроспективного опросника оформлены 5 рационализаторских предложений. Настоящая работа является частью комплексных исследований, направленных на изучение роли личностных факторов в происхождении, течении пограничных расстройств, их дифференциально-диагностическое и профилактическое значение и осуществляемых лабораторией медицинской психологии и клиническим отделением пограничных состояний Научно-исследовательского института психического здоровья Томского научного центра РАМН.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализ литературы по семейным проблемам, включая детскородительские отношения, отношения между супругами позволил выявить ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения. К ним относится оценка роли ригидности супружеских и детскородительских отношений в формировании невротических расстройств у «взрослых детей» .В этой связи остаются неясными вопросы о влиянии семейной ригидности на возникновение невротических расстройств у детей.
Целью настоящей работы явилось выяснение влияние ригидности в супружеских взаимоотношениях, детско — родительских отношениях, стилем воспитания на формирование нервно-пограничных расстройств у «взрослых» детей. Клинико-психологическим методом обследованы 45 больных истерическим неврозом, 54 больных истерической психопатией и 45 человек контрольная группа. Исследования влияние семейной ригидности на развитие ребенка позволило установить общие закономерности возникновения невротических расстройств у «взрослых детей» .Так выявлено, что уровень преморбидной ригидности у больных истерическими состояниями значительно выше, чем в контрольной группе (р<0,05).Высокие показатели по шкале преморбидной ригидности свидетельствуют о том, что испытуемый уже в подростковом и юношеском возрасте (школьном возрасте) испытывал трудности в ситуациях, требующих каких — либо перемен, нового подхода, решения и т. п.Опрашиваемые взрослые ретроспективно оценивали то, как они себя обычно вели, переживали и решали те или иные проблемы в соответствующих ситуациях в школьном возрасте (для больных — это обычно пре-морбидный период).Эти факты представляются очень важными в прогностическом и реабилитационном плане. Показатели актуальной ригидности больных истерическими состояниями отличаются от группы здоровых на высоком статистическом достоверном уровне (р<0,001).Данные показатели свидетельствуют о том, что в состоянии страха, стресса, плохого настроения, утомления или болезни человек в высокой степени склонен к ригидному поведению. Механизм ригидности, который по литературным данным психоаналитической школы (Freud., 1952; Fromm., 1981;Adler., 1925) оказывается разрушительным для больного — упорствуя в своем поведении, несмотря на разрушающее действие, он становится жертвой собственной ригидности. Механизм же самой ригидности видится в тревоге, страхе, человека перед действительностью в детском или даже во взрослом возрасте и в попытке от них избавиться, которая для больного чаще всего оказывается неудачной. В литературе есть указания на то, что психическая ригидность является прогностически неблагоприятным фактором терапии пограничных нервнопсихических расстройств, а поэтому необходимо и вожможно ее снижение (Розовский И.Я., 1986;Залевский Г. В., 1976;Ногпеу, 1945).При этом имеется в виду ее снижение с целью улучшения адаптации и предотвращения дезадаптационных нарушений. Это прежде всего должно осуществлятся через систему семейного воспитания и обучения, направленных против «продуцирования» ригидных черт и ригидных личностей (Иванова А.Я., Привалов О. Ю., 1983;Дубов И. Г., 1985;Bottcher Н., 1967;Shapiro, 1981).При этом особенно обращается внимание на опасность в этом отношении ригидного стиля воспитания, а также воспитания детей в условиях постоянного запугивания, страха, тревоги, подавления активности и инициативы. По нашим данным больные истерическими состояниями оценивая ретроспективный стиль воспитания в 70% случаев отмечали жесткий, категоричный, нетерпимый против 13,3% в контрольной группе. Высокий показатель ригидности выявлен также в детско-родительских и супружеских отношений. Экспериментально — психологическое исследование совпадает с клиническими наблюдениями и данными литературы.
Таким образом, проявление ригидности во всех сферах семейных взаимоотношениях могут служить важным психологическим критерием при решении вопросов диагностике и профилактики истерических состояний.
13 0 0 ju[ Н.
1.При истерических состояниях «взрослых детей» ригидность с детства является существенным фактором генеза и течения заболевания в актуальном состоянии и способствует затяжному течению заболевания, делает затруднительными социальную адаптацию и психотерапевтические воздействия.
2.Ригидность является часто представленным в структуре личности родителей больных истерическими состояниями качеством.
3.При зтом: а) у больных истерическим неврозом в ретроспективной оценке ригиднее оказывается матьб) у больных истерической психопатией ригидность более выражена у отца, чем у матери.
4.Степень и особенности проявления ригидности уже в детстве могут служить важным прогностическим психологическим критерием при решении вопросов ранней диагностики и профилактики истерических состояний.
5.Ригидный стиль воспитания выступает в качестве средово-го фактора в формировании истерических расстройств (в 70У. случаев против 13,3% в контрольной группе при р<0,05).
6.Показатель ригидности в родительско-детских отношениях у больных истерическими состояниями выступает как фактор риска (в 31, IX случаев против 6,6% в контрольной группе).
7.Ранняя психопрофилактика должна проводится с учетом ригидности в структуре личности. Когда ригидность представлена в структуре личности больного, профилактические мероприятия должны быть направлены как на самого больного, так и на его семью. Должны быть более интенсивны и иметь более длительный характер, основанный на комплексных методах психокоррекции и психотерапии.
Список литературы
- Айрапетянц М.Г., Вейн М. М. Неврозы в эксперименте и клинике. М.: Наука, 1982. — 272 с.
- Аксенов М.М., Нохрина Л. Я. К дифференциальной диагностики неврозов и неврозоподобных состояний на ранних этапах динамики. // Акт. вопр. психиатрии Томск, 1985 — Вып.2 -С. 551−52.
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсации. М.: Наука, 1976. — 272 с.
- Алексеева И.А. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтных ситуаций. Л., 1983.
- Альбуханова-Славская O.K. О путях построения типологии личности. // Психологический журнал. — Т. 4. — N 1. — 1983, С. 714−19.
- Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика. // Психологический журнал. — 1985, N 6. — С. 107−115.
- Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента. Л., 1984. — 184 с.
- Ануфриев А.К. О проблеме неврозов. // Сб. Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974. — С. 158−169.
- Ануфриев А.К. Психопатологическая структура и форма невротического состояния // Пятый Всеросийский съезд невропатологов и психиатров. Т.1. — М., 1985. — С. 184−186.
- Анциферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. // Вопросы психологии. 1972, N 1. С. 37.50.
- Аранович 0. К вопросу о психогенных реакций у детей школьного возраста. // Материалы пленума респ об-ва невропатологов и психиатров. — Каунас, 1970. — С. 67−69.
- Асеев В.В. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
- Вамдаев Б.С. О клинических типах течения неврастении //Журн. невропатологии и психиатрии. 1985, N 5. — С.407−414.
- Бахур В.Г. Эмоциональный стресс и неврозы. //Военно-мед. журнал. 1991, N 1. — С. 24−28.
- Белов В.П., Куликов Л. С., Трифонов О. А. Некоторые особенности динамики невротических состояний, начавшихся в детском возрасте // Журн. невропатологии и психиатрии. 1965, N5. — С. 733−736.
- Белов В.П., Трифонов О. А. Клинические критерии невротических реакций у детей // IV симпоз. детских психиатров соц. стран. М., 1976. — С. 133−137.
- Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная психотерапия., 1987.
- БерезинФ.Б., Мирошников М. П., РожанецР.Ф. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. М.: Медицина, 1976. — 176 с.
- Беспалько И.Г., Гильяшева И. Н. О некоторых методических и диагностических возможностях применения тестовых методом //Журн. невропатологии и психиатрии. 1971. — Т. 71. -Вып.12. — С. 1850−1857.
- Бехтерев В.М. Избранные произведения. Л.: Медицина, 1954. — 258 с.
- Бизюк А.П. Прогнозирование с помощью ПДО психопатической адаптации в молодом возрасте к условиям Антарктики // Патохарактерилогические исследования. Л., 1981. С. 67−69.
- Бодалев А.А., Обозов Н. Н., Столин В. В. О службе семьи // Психологический журнал. 1983, N 4. — С. 791−98.
- Бокий И.В., Рыбакова Т. Г. Семейная психотерапия в профилактике рецидов алкоголизма // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С. 32−37.
- Бороздина Л.В., Моманова О. Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник МГУ. Психология. Серия 14, 1990.
- Варга А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1986. — С. 22−32.
- Василюк Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций М., 1981 — 214 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984 — 200с.
- Винкшиня И.А. К характеристике системы отношений личности больных, страдающих неврозами // Клинико-психологические исследования личности Л., 1971. — С. 87−89.
- Власов В.Н. Проблема адаптации детей в дошкольном детском коллективе // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими нарушениями. Л., 1978, С. 139−142.
- Волкова А.Н. Ролевая адекватность, как фактор супружеской современности // Вопросы психологии общения и познания людьми друга друга. Краснодар. — 1979, С. 78−92.
- Волкова А.Н., Трапезникова Т. Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии1983, N 5. С. 110−116.
- Воловик В.М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации больных. М.: Медицина. — 1980, С. 62−71.
- ГазманЛ.Я., Шляшна Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. 1985, N 2 — С. 186−187.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика. М.: Медицина, 1933. — 162 с.
- Ганнушкин П. Б. Психика истерии (к учению о патологических характерах). Современ. психиатрия, 1909.
- Гарбузов В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978, С. 87−93.
- Гильяшева И.Н. Вопросники как метод исследования личности // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983, С. 62−81.
- Гиляровский В.Я. Узловые моменты в проблеме неврозов // Советской невропатологии и психологии. 1934, N 2. -С. 74−86.
- Гиндикин В.Я. Клинические материалы к учению о динамике психопатии: Автореф дис.. канд. мед. наук. М., 1963. — 16 с.
- Гиндин Г. И., Шелкоплев Е. В. Организация семейной консультации в структуре психоневрологического диспансера // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Ярославль. — 1984, С. 24−29.
- Голод С.И. Стабильность семьи Л.: Наука, 1984. 136
- Голубева Э.И., Рождественская В. И. О психологических проявлениях нервной системы // Вопросы психологии. 1976, N 5 — С. 37−44.
- Гребенщиков И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание. — 1976.
- Гуревич М.0. Психопатология детского возраста. М.: Медиз, 1932.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. N 1, 1992.
- Данилов Ю.М. Внутрисемейные отношения психически больных позднего возраста (в аспекте послевыписной медико-социальной адаптации) // Медико-биологические проблемы развития европейского севера. 1981., С. 178−179.
- Джеймс М. Брак и любовь. М.: Прогресс, 1983. — 192с.
- Думитратку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности. М.: Мысль, 1992, С. 42−48.
- Еренков В.А. Воспитание здоровой психики у детей и подростков. Киев: «Здоровье». — 1978, С. 172.
- Залевский Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск. — 1993, 271 с.
- Залевский Г. В., Красик Е. Д. Медико-психологические аспекты адаптации и охраны психического здоровья населения Сибири. Томск, 1986. — 36 с.
- Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск, 1976. — 192 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведенииребенка. М., 1986. — С. 45−48.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М.: Медицина, 1988. — 244 с.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. — 215 с.
- Иотхе М.И. Неврозы в детском возрасте. М., Л., 1929.
- Исаев Д.Н., Александрова Н. В. Роль семьи в половом воспитании дошкольников // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. — С. 103.
- Исурина Г. Л. Патохарактерологическое исследование больных неврастенией и истерией // Проблемы медицинской психологии. Л.: Медицина. — 1976, С. 16−19.
- Кабанова М.М., Личко А. Е., Смирнова В.М.Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.
- Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л.: Медицина, 1978. — 232 с.
- Кабанов М.М., Личко., Смирнов В. М. Методы психологической диагностике и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 310 с.
- Каравий К.А. Психотерапия больных истерическим неврозом в зависимости от особенностей клинической картины и характерологических свойств личности // Журн. невропатологии и психиатрии, 1980. N И. — С. 1706−1709.
- Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1980. -448 с.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.
- Кербиков 0. В. К учению о динамике психопатий. // Пробл. судеб, психиатрии. Пограничные состояния. — М., 1961. -сб. 10. — С. 5−32.
- Кербиков 0.В. Лекции по психиатрии. М: Медицина, 1955. — 239 с.
- Кербиков О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов // Актовая речь. М., 1962.
- Кириченко Е.И. Возрастные аспекты формирование психогенных заболеваний у детей раннего возраста // Неврозы у детей и подростков. М., 1986. — С. 86−88.
- Ковалев В.В. Возрастные закономерности клиники программных состояний у детей и подростков. М., 1973. — Т. 176. — С. 6−18.
- Ковалев В.В. Роль возрастного фактора в клинике и патогенезе пограничных состояний у детей подростков. // Материалы V Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. М., 1969. — Т.2. — С. 291−293.
- Ковалев В. В. Принципиальные вопросы общей психопатологии пограничных состояний // Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1983. — С. 83−89.
- Ковалев В.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
- Коган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок, семейное воспитание // Вопросы психологии, 1993. N 5. — С. 42.
- Козлов В.П. Коррекция одностороннего воспитания детей в семье // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. — С.90−93.
- Козлов В. П. Симбиотические взаимоотношения междудетьми и родителями и их влияние на дальнейшее формирование личности ребенка и подростка // Семья и личность. М., 1981. — С. 134−135.
- Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф. Эпидемиология психических заболеваний у взрослых и детей (научный обзор). М., 1981. — 80 с.
- Коломенский Л.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. (Очерк социальной психологии школьного класса). Минск, 1969. — 240 с.
- Конончук Н.В. Личные и семейные мотивы суицидов // Семейная психотерапия при нервных психических заболеваниях. Л., 1972. С. 128−132.
- Конончук Н.В. Роль семейных отношений в формировании отклоняющегося поведения // Семья и личность. М., 1981.
- Кузнецов Ю.А. Психогигиена семьи, особенности формирования и профилактики неврозов: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1973. — 23 с.
- Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — 334 с.
- Лебединский В.В. Нарушение психологического развития у детей. М., 1985.
- Левкович В.П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопр. психологии, 1987. N 4. -С. 128−134.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981. — 390 с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
- Мишина Т.М. Психология и психотерапия супружеских пар // Социально-психологические исследования в психоневрологии. -Л., 1980. С. 146−152.
- Мишина Т.М. Сравнительный анализ супружеских отношений в невротических и здоровых парах // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. — С. 101−105.
- Мягер В.К. Теоретические предпосылки семейной психотерапии // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1972. — С. 5−9.
- Мягер В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах. Л., 1976. — 13 с.
- Мягер В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия. Л.: Медицина. — 1979, С. 297−310.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина.1960.
- Навайник Г. Психолог, особенности распада супружеских отношений // Человек после развода. Вильнюс, 1985. С. 72−75.
- Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. -151 с.
- Обозов Н.Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982, Вып.2. — С. 147−151.
- Обозова А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака // Вопр. психологии. 1984, N 3. — С. 104−110.
- Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. — 1986. — Вып. 7. -С. 59−67.
- Поддубный Н.В. О некоторых особенностях психокоррек-ционной работы с разводящимися парами // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С. 29−32.
- Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи психологии // Психологический журнал. 1984. — Вып. 2. — С. 68−75.
- Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Л., 1985. — С. 119−125.
- Поппе Г. К., Сахно Т. Н. О детской истерии. Труды Ленинград, мед. ин-та. — Л., 1971. — С. 118−127.
- Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. -С. 327, 374.
- Рожнов В.Е. Лекции по психотерапии // Руководство по психотерапии. М., 1974.
- Роль факторов предрасположения к неврозам в детском возрасте / Христозов X., Агнова М., Шойленова. с соавт. // 4-ий Симпозиум детских психиатров соц. стран. М., 1976. С. 90−94.
- Рубинштейн С.Я. О роли патопсихологов практиков // Психологический журнал. — 1986. — Вып.1. — С. 73−76.
- Рубинштейн С.Я., Шницер Б. И. Практическая помощь патопсихологов родителям // Вопросы психологии. 1982. — Вып. 1. — С. 18−29.
- Руководство по психиатрии. / Под ред. А. В. Снежневского М.: Медицина, 1983. — Т. 2. — 544 с.
- Рыбакова Т. Г. Семейные отношения и семейная психотерапия больных алкоголизмом: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1980. — 24 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — С. 208−212.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
- Семичов С.Б. К критике концепции «больной семьи» // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1972. — С. 9−13.
- Семке В.Я. Истерические состояния. М.: Медицина. 1988. — С. 220.
- Семке В.Я. К патогенезу истерических состояний // Вопр. клинико-эксперимент. психиатрии и невропатологии. Барнаул, 1974. — С. 31−34.
- Семке В. Я. К типологии личности, страдающей истерическим неврозом и истерической психопатией // Журн. невропатологии и психиатрии, 1975. N 2. — С. 1838−1843.
- Семке В.Я. О патоморфозе истерии // Психоген. (реактив.) заболевания. М., 1979. — С. 39−41.
- Семке В.Я. К проблеме патогенетического обоснования терапии истерии // Акт. пробл. медицины. Барнаул, 1979. — С. 56−57.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1987. — 160 с.
- Симеон Т.П. Неврозы у детей. Их предупреждение и лечение. М.: Медицин, 1958. — 216 с.
- Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. -1985. Вып. 4. — С. 83−92.
- Смирнов В.К. Психическое здоровье и пограничные состояния // Психическое здоровье и пограничные состояния. -Горький, 1988.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
- Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988. 198 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Столин В.В., Романова Т. Л., БутенкоГ.П. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология, 1984. — Вып.2. — С. 54−60.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1959. Т. 2. — 406 с.
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (избр. гл.). М.: Медицина, 1974 — 320 с.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1983.
- Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. М., 1981.
- Ташлынов В. А. Клинико-психологические исследования «внутренней картины болезни» при неврозах в процессах психотерапии // Журн. невропатологии и психиатрии, 1981. N И. — С. 1704−1708.
- Трапезникова Т. М., Иванова Е. П. Психологические и социально психологические факторы, определяющие семейную конфликтность // Семья и личность. М., 1981. — С. 27−34.
- Трифонов 0.А. Роль факторов измененной почвы в возникновении и клинике неврозов у детей и подростков // III Все-рос. съезд невропатологов и психиатров. М., 1974. — Т.2. -С. 143−144.
- Тысячная З.К. Семейная психотерапия неврозов. Как метод психопрофилактики // Эмоц. стресс и пограничные нервно-психические расстройства. Л., 1977. — С. 149.
- Тысячная З.К. Системный подход в оптимизации структуры психотерапевтической службы и семейного консультирования // Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С. 26−29.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1987. — 304 с.
- Ушаков Г. К., Петраков Б. Д. Условия формирования и пути предупреждения неврозов и анотомии личности. М., 1972.- 171 с.
- Филиппов В.А., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986.- Вып. 1. С. 14−22.
- Хараш А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- М., 1983. С. 33−38.
- Харчев А.Г. Брак и семья. М.: Мысль, 1979. — 367с.
- Харчев А.Г., Голофоет В. Б. Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии семьи. -М., 1972.
- Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 478 с.
- Хошентауская Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Автореф. дис.. канд. псих, наук. М., 1984. — 221 с.
- Христозов X.Р. К клинике неврозов в детском возрасте // Журн. невропатологии и психиатрии. 1962, N 7. — С. 1044−1046.
- Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоциональных ценностей подростка: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1987. — С. 23−29.
- Шашкова И.Г. Особенности формирования и клиники истерического невроза и истерического невротического развития личности // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986, N 11. — С. 1668−1671.
- Шорохова Е.В. Методологические проблемы соотношения психологии и медицины // Психология и медицина. М.: Медицина, 1978. — С. 5−13.
- Шорохова Е.В. Психология личности и образ жизни. Наука., 1987. 220 с.
- Эйдемиллер Э.Г. О взаимной перцепции в семьях подростков, страдающих психопатиями и психопатоподобными расстройствами. Л., 1978. — С. 56−58.
- Эйдемиллер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте.: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1976. — 22 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Тактика семейной психотерапии при психопатиях и психопатоподобных расстройств подросткового возраста // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. — С. 60−75.
- Юстицкий В.В. Роль неосозноваемых психологических механизмов в формировании отношений родителей к детям // Применение математических методов в исследовании процесса обучения. ВИЛЬНЮС, 1977. — С. 159−164.
- Юстицкий В.В. Семья и несовершеннолетний правонарушитель, 1987.
- Яковлев Е.К., Зачепицкий Р. А. К вопросу о неврозах у подростков // Вопр. детской психоневрологии. Л., 1961. — С. 319−326.
- Abroham К.: Auberungsformen des weiblichen kastrati-ons Komplexes. Internet., 1921.
- Adler A.: Individual Psychology. New York, 1925.
- Aicnhorn A.: Erzihungsberaung. Zeitschr. f. psychoa-nal. Padagogik. Bd. VI, 1932.
- Allport E. Treibfaga auf Sundenboche. Berlin, 1959.
- Ausubel D.P. Theory and Problems of Child Development. New York, 1958.
- Bakwin H. Loneliness in fats // American Journal of Diseases of children, 1942.
- Bell V. W. Modern Introduction to the family, New York, 1968.
- Benedek Th. The Emotional structure of the Family. -New York, 1959.
- Bodamer J. Der Mensch ohne Ich. Freiburg, 1958.
- Bornstein St. Unbewusstes der El tern in der Erzie-hung der Kinder. Zeitschr. f. psychoanal. Padagogik. Bd. VI-VII, 1934.
- Boss P. Normative Family Stress Family Boundary Cu-anges Across the Life. Family Process, 1980. — N 29. -P. 445−450.
- Bottcher H.R. Die Beurteilung der Pramorbiditat bei Neurosen. Z. exp. angew. Psychol. Bd. VIII, 1961.
- Bottcher H.R. Ruckblick auf die Eltern. Berlin, 1968. — S. 202.
- Bottcher H.R. Das Familien Klima. Berlin, 1965.
- Bottcher H.R. Klinisch psychologische Fragebo-gen. — Berlin, 1967.
- Bottcher H.R. Pathopsychologie des Kindes und Ju-gendalters // J. f. Kinderpsychologie. Berlin, 1962.
- Bottcher H.R. Schemata als Hilfmittel der Psycholo-gie. Leipzig, 1967.
- Bottcher H.R. Teilnahme der Eltern am Elternabend und Schuler fold der Kinder. Leipzig, 1966. — C. 15−26.
- Brody S. Patterns of Mothering. New York, 1956.
- Burlingham D.T. Kinderanalyse und Mutter. Zeitscnr. f. psychoanal. Padagogik. Bd. VI, 1932.
- Dejerine. Функциональные проявления психоневрозов, их лечение психотерапией. М., 1912. — 517 с.
- Duhrssen A. Psychologene Erkrankungen bei Kindernund Jugendlichen. Verlag fur Medizin. Gottingen, 1954.
- Erikson E.H. Das Problem der Identltat der Psyche // Kindheit und Gesellschaft. Bd. X. — Verlag Klett. — Stuttgart., 1961.
- Ernst E. Neurotische Langsreckenverlaufe und Ihre Beelnflussung durch Psychothterphie. Z. f Psychot-her. V.15, 1965. — S. 185−189.
- Fenichel 0. Uber Erziehungsmittel. Zeltschr. f. psychoanal. Padagogik. Bd. IX, 1935.
- Flugel J.C. The Psychoanalytic! study of the Family.- London, 1978.
- Freud A. Erzieher und Neurose. Zeitsehr. f. psychoanal. Padagogik. Bd. I, 1932.
- Freud S. Die Freudsche psychoanalytische Methode, 1904.
- Freud S. Gesammelte Werke, Imago Publishing Co. -London, 1952.
- Freud S. The psychoanalytical Theatmeht of a child.- London, 1964.
- Fromm F. Kindliche Darmtragheit infolge falscher Er-ziehung. Zeitsehr. f. psychoanal. Padagogik. Bd. V, 1981.
- Furst E. Statistische Untersuchungen uber Wortasso-ziationen und uber familiare. Ubereinstimmung im Reaktionsty-pus bei Ungebildeter. Leipzig, 1959.
- Jeist W. Das Vaterproblem in der psychotherapeutisc-hen Praxis. Stuttgart, 1954.
- Jlauss D. Naive und wissenschaftliche Psycholo-gie // Zur psychologischen Personlichkeitsforschung. Berlin: — из
- VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1980. S. 73−90.
- Minuchin S. Familie und Familientherapie. Lamber-tus. — Freiburg, 1977.
- Satir V. Baldwin M. Familientherapie in Aktion. Jun-fermann. Verlag. — Paderborn, 1989.
- Schneider K. Klinische Psychopathologie. 6 Aufl., 1962.
- Schwarz E., Hess H., Hock K. Untersuchung uber fruh-kindliche Symptome und Verhaltensstorungen als charakteris-tisches Merkmal neurotischer Fehlenturcklungen im Erwachsene-nalter. Psychiat., Neurol., med. Psychol., 1971. — Bd. 23, N 13, S. 686−694.
- Shapiro E. The Psychodynamie and Developmental Psychology of the Literatyre. Amer. J. Psychiftr., 1981. — V. 135. — N. 11. — P. 1305−1315.
- Stromgren E. Neurosen und Psychopatien in Humangene-tik // Ein Kurzes Handbuch in funf Bauden. Stuttgart, 1967. — Bd. V. — N 2. — S. 578−598.
- Studt H.H. Ereignisse und Konflikte vor Ausbruch der Neurose. Allgemeinmed., 1975. — V. 51. — N 36. — S. 1615−1617.
- Stutte H. Психиатрия детского и юношеского возраста // Клиническая психиатрия, 1967. С. 680.
- Szilard I., Vargha М. Die nosologische Einordnung der kindlichen Neurose und der Verhaltensstorungen. Acta pa-edopsychiatr., 1981. Bd. 46. — N. 4, S. 213−219.
- Thiemich M. Об истерии в детском возрасте // журн. невропатологии и психиатрии, 1903. N ё. — С. 1075−1087.
- Tramer M. Lerbuch der allgemeinen Klnderpsychiatrle. Basel: 3 Aufl., S. 381−388.
- Watzlawich P. An Anthology of Human communication, Science and Behavior Books. Palo Alto, 1963.
- Whitaker C. The Family Crucible. An Intensive Experience in Family Therapy. New York, 1978.