Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Иллюзорные формы обыденного сознания: Механизм их образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другое направление в изучении феномена обыденного сознания представлено В.Парето. Подход, сочетающий рациональное и иррациональное, положен им в основу исследования. Им была предпринята грандиозная попытка дать классификацию всех иллюзорных форм обыденного сознания. В своём исследовании В. Парето придерживался скорее психологических позиций, не умоляя при этом роли рациональности (духовные… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. Актуальность. Новизна. Цели и задачи исследования
  • 1. Обыденное сознание: современное понимание
    • 1. 1. Понятие обыденного сознания и его формообразующие
    • 1. 2. Множественность подходов в истории философии к решению проблемы иллюзий обыденного сознания и выделение нового
  • 2. Механизм образования иллюзий в обыденном сознании
    • 2. 1. Социальные мифы: их роль и место в процессе формирования обыденного сознания
    • 2. 2. Манипулирование обыденным сознанием как феномен социальной жизни человечества
    • 2. 3. Индустрия сознания и ее роль в формировании иллюзорного сознания

Иллюзорные формы обыденного сознания: Механизм их образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Последние десятилетия развития нашего общества ознаменовались крупными изменениями, которые затронули все сферы социальной жизни. Их направленность и сущность ускользают от обыденного сознания, отчего рождаются взаимоисключающие оценки, иллюзии, противоречия. И поэтому на путях осмысления и разрешения встающих здесь проблем особенно важным оказывается изучение причин и механизма возникновения иллюзий в обыденном сознании и обыденной практике, соотношение истинного знания и иллюзорного в социальном познании, пути их преодоления как в теории, так и на практике. Эта проблема является действительно важной, так как от её решения зависит дальнейшее состояние не только обыденного сознания, но и возможность функционирования и развития общества в целом и духовной сферы в частности.

Решение этой проблемы требует новой парадигмы мышления, исключающей авторитарность, консерватизм и догматизм мышления. На смену основным характеристикам прежнего стиля мышления социоло-гизму (придание первостепенного и исключительного значения социальной реальности), объективизму (убеждению в том, что объект — обществодоминирует над субъектом — личностью) приходят новые, предполагающие более гибкие и многозначные взаимодействия общества и личности, мобильность, конструктивизм и синтетичность мышлениямеханизм образования иллюзорных форм обыденного сознания рассматривается как процесс, который опосредуется структурирующим воздействием целого комплекса условий, имеющим как объективный, так и субъективный характер: социально-экономическая действительность, государственно-политическое устройство, прошлый опыт, эмоционально-психическое состояние и другие.

Следует отметить, что для отечественной философской литературы был характерен несколько односторонний подход к исследованию познавательного процесса в обществе: истине посвящено огромное количество • монографий и статей, а её противоположности в познании — иллюзорному отражению действительности — публикации весьма немногочисленны. Проблема же иллюзий на уровне обыденного сознания практически не ставилась, а если и рассматривалась, то только по отношению к капиталистическому обществу. Но эта проблема начинает сейчас уже привлекать внимание, так как является по своему содержанию весьма всеобъемлющей, включающий в себя практически все сферы жизнедеятельности общества. Так, например, проблема манипуляции обыденным сознанием, общественным мнением, человеком, имеющая непосредственное отношение к данной, проблеме, по прогнозам ученых на XXI век, может стать наряду с экономическими катастрофами, демографическими бедствиями и национальными конфликтами глобальной мировой проблемой.

Первые шаги по пути анализа указанной проблемы показали, что в нашей отечественной литературе пока ещё не исследовано понятие иллюзии обыденного сознания, не выделено их место и роль в процессе обыденного познания, нет сколько-нибудь удовлетворительного решения проблемы их классификации. Трудным оказывается и поиск ответов на вопросы о специфике иллюзорных форм обыденного сознания, причинах их возникновения, путях преодоления и ряд других.

В последние годы появилась возможность познакомиться с неопубликованными, либо малоизвестными у нас работами философов, социологов, историков разных стран, многие из которых смогли достаточно объективно оценить формирование, функционирование обыденного сознания. Поэтому их работы приобретают сегодня особую значимость.

Таким образом, актуальность темы исследования обуславливается острой необходимостью углубленного изучения и обобщения социально-философских аспектов механизма образования иллюзий на уровне обыденного сознания на основе использования библиографических источников, которые имеются в арсенале отечественной и зарубежной научной литературы.

Настоящая работа далека от претензий на всеобщность завершенность и целостность в решении обозначенных выше проблем. Здесь скорее осуществлена попытка осмысления механизма формирования неадекватного отражения действительности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема вычленения механизма образования иллюзорных форм обыденного сознания является новым направлением исследования социальных явлений, не получившим ещё концептуализированного выражения в современной отечественной философской литературе. Однако, в работах зарубежных авторов, исследующих феномен обыденного сознания, можно найти не только описание тех или иных иллюзорных представлений в обществе, но и попытки осмысления этого процесса, разработать определенную систему их классификации, определить причины, влияющие на столь специфические формообразующие обыденного сознания.

В Западно-европейской философской литературе этой проблеме давно уделяется внимание. Ещё у Ф. Бэкона, поднимавшего вопрос о борьбе с ложными идеями, можно найти в зачаточной форме два подхода — социальный и антропологический.

В зависимости от того, что является источником иллюзийчеловек или общество — меняется и способ рассуждения/Представители иррациона-листической ориентации (Ф.Дюмон, JI. Калле, Л. Фойер) особое внимание уделяют субъективным и психологическим факторам: заблуждения, иллюзии выводятся из естественного и патологического поведения людей. Автор отмечает, что признавая существенную роль эмоций, чувств в процессе познания, нельзя их абсолютизировать, игнорируя социальную основу духовных процессов, выявляя лишь стихийно-чувственные импульсы.

Другое направление в изучении феномена обыденного сознания представлено В.Парето. Подход, сочетающий рациональное и иррациональное, положен им в основу исследования. Им была предпринята грандиозная попытка дать классификацию всех иллюзорных форм обыденного сознания. В своём исследовании В. Парето придерживался скорее психологических позиций, не умоляя при этом роли рациональности (духовные образования он расценивает как своеобразную рационализацию изначальных аффективных и глубинных влечений человека). Но этот подход имеет ограниченность, т.к. упускается из вида рациональная основа тех иллюзорных форм обыденного сознания, которые порождаются социальной практикой.

Кроме иррационального и рационально-психологического подходов в зарубежной философской литературе существует и социально-психологический, предложенный Э.Фроммом. Основой образования ил-, люзий в массовом сознании он считал саму природу человека и специфическую особенность функционирования средств массовой коммуникации. Но при всем своеобразии решения данной проблемы, он не смог выйти за рамки психологического подхода.

В отечественной философской литературе нет монографических исследований, где специально бы предпринимался анализ природы, функционирования и причин образования иллюзий обыденного сознания. Обыденное сознание в нашей литературе длительное время не являлось объектом самостоятельного исследования даже при рассмотрении состава и структуры общественного сознания (лишь в 1959 г. была опубликована работа В. Ж. Келле и М. Я. Ковальзона «Формы общественного сознания», где впервые выделяется обыденное сознание как самостоятельная единица), не говоря уже об его иллюзорных формах.

Частично эта тема затрагивается в работах Б. А. Грушина, Заботина П. С., Селиванова Ф. А., Алексеева В. А. и некоторых других. Но все они лишь упоминают об иллюзорных формах обыденного сознания или рассматривают неадекватные формы отражения действительности в научном познании.

Рассмотрение указанного вопроса иногда побочным результатом решения других, более общих исследовательских задач. П. В. Алексеев, Э. В. Бесчеревных, Э. В. Ильенко, В. П. Кохановский, М. К. Мамардашвили, Н. В. Мотрошилова, Е. Я. Режабек, Г. В. Старк и ряд других авторов касались в той или иной степени названной проблемы в своих исследованиях.

Вследствие известных исторических условий, в рамках которых долгое время вынуждено было развиваться отечественное обществознание, слабо-исследованными оказались проблемы объективности социального знания, соотношения власти и обыденного сознания, манипулирования этим сознанием. Поэтому, рассмотрение некоторых из выше названных вопросов можно найти в основном в работах западно-европейских философов.

Так, например, значительный и глубокий анализ социальной мифологии проделали Л. Беннет, Кассирер, К. Леви-Стросс, В. Липман, Р.Хейн.

Заметное влияние в теоретическом осмыслении роли С М И в процессе формирования массового сознания имели Г. Лассоуэл, Дж. Миллс, Г. Маркузе, П. Фрейре, Э. Фромм, Г. Энценсбергер.

Значительную роль в характеристике манипулирования обыденным сознанием играют работы как представителей Франкфуртской школыТ. Адорно, М. Хоркхаймер — так и параллельно работавшие с ними фило-софы-экзистенционалисты — А. Камю, Г. Марсель, М. Хайдегер, К.Ясперс. Более ранние теоретические истоки данной проблемы обнаруживаются в трудах М. Вебера, К. Маркса, Ф. Ницше, П. Сорокина, К.Мангейма. Психологические обоснования этой проблемы можно найти у Э. Берна, Г. Тарда, К. Хорни, К. Юнга и др.

90-е годы отмечены проявлением исследований отечественных философов, психологов, социологов, работающих в русле данной проблемы. Это работы П. Гуревича, Д. Волкогонова, К. Гаджиева, В. Зинченко, С. Рощина и др.

Выделив основательность и определённый уровень исследований как зарубежных, так и отечественных авторов, можно отметить, что большинство из них в качестве объекта исследования берет лишь отдельный аспект целостного процесса образования иллюзий в обыденном сознании. К сожалению, пока отсутствуют исследования, дающие представления о механизме образования иллюзий, как сложного феномена общественной жизни, во всем многообразии её проявлений.

В целом, можно сказать, что данная проблема остается все же малоисследованной, и нуждается в широком философском анализе.

Цель работы — целостный социально-философский анализ механизма образования иллюзорных форм обыденного сознания.

Данная цель осуществляется путем решения следующих основных задач:

— выделение нового подхода к процессу неадекватного отражения действительности;

— рассмотрение манипулирования обыденным сознанием как фактора, влияющего на образование иллюзий в обществе;

— определение влияния С М И на формирование иллюзорного сознания;

— исследование роли социальных мифов в процессе образования неадекватных форм отражения действительности.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили произведения мыслителей прошлого, таких как Платон, Аристотель, Бэкон, Кант, Маркс, Вебер, Гегель. Автор также опирался на работы современных западных (Т.Адорно, В. Парето, В. Липман, К. Хорни, Э. Фромм, Кассирер, Леви-Стросс и др.) и отечественных (В.Грушин, П. Гуревич, М. Мамардашвили, С. Рощин, А. Уледов и др.) философов и социологов.

В основе исследования использованы принципы общей и частнонаучной методологии.

Практическая значимость работы. Содержание диссертации и её результаты имеют неопосредованное отношение к разработке вопросов управления общественными процессами, соотношения власти и социальной жизни, построения адекватной обществоведческой теории и опосредованное отношение к решению проблем практической социологии (выводы работы могут быть использованы в качестве ориентиров для исследования специфики формирования общественного мнения, анализа различных социально-политических ситуаций с целью поиска оптимальных решений и преодоления возникающих ошибок и заблуждений).

Основные положения диссертации могут применяться при разработке методики преподавания социальных наук в школе, вузе, в лекционной работе, в практике преподавания ряда спецкурсов на факультетах философии, социологии, политологии, права и журналистики.

Научная новизна. Диссертация представляет собой социально-философское исследование, включающее историко-философские, теоретико-методологические и социологические вопросы. Научная новизна дис-. сертационного исследования заключается в следующем:

— проанализировано понятие обыденного сознания и его формообразующих;

— выделен новый подход к рассмотрению образования иллюзорных форм обыденного сознания;

— показана роль социального мифотворчества в процессе формирования обыденного сознания;

— рассмотрен вопрос о влиянии манипулирования обыденным сознанием на процесс неадекватного отражения действительности;

— проанализирована сущность деятельности средств массовой информации и показано их влияние на формирование обыденного сознания.

Указанные пункты научной новизны развертываются в виде следующих основных тезисов, выносимых на защиту:

1. Исходя из изучения современной философской литературы, посвященной проблемам общественного сознания, можно взять за основу точку зрения Уледова А. К., которая заключается в том, что при анализе общественного сознания, как правило, не делается различия между категориями «массовое» сознание и «обыденное» сознание, если имеется в виду его наполнение и содержание (129).

Многообразные источники обыденного сознания порождают его мно-гослойность. В состав обыденного сознания входят: практические индивидуальные знанияколлективный социально-практический опытзнания, лежащие вне рамок практики. По форме существования оно делится на массовое и индивидуальное (или личностное). По форме отражения: адекватные и неадекватные.

2.Развитие истории философии показывает, что вопрос образования иллюзий в обществе решается давно. Проблема заключается в том, что решение этого вопроса не должно быть одномерным и однозначным. Необходим определенный синтез множественности подходов. И новизна такого решения заключается в том, что автор предлагает учитывать следующие аспекты, влияющие на образование иллюзий в обществе: социально-исторические, социально-политические, идеологические, культурные, эмоциональные, психологические.

3. Способность человеческой психики закреплять информацию в устойчивых образах и представлениях положена в основу социального мифотворчества, которое несет в себе не столько знание о предметах и явлениях действительности, сколько выражает отношение к ним.

Для социальных мифов характерно: примитивная однозначность структур, увязанность с привычными витальными потребностями, регламентированный объём социальных знаний, пронизанность социальными чувствами и эмоциями, которыми можно легко управлять. Поэтому социальные мифы и формируют иллюзорное понимание действительности, желаемое к ней отношение.

4. Сущность манипулирования массовым сознанием составляют такие действия, которые можно обобщенно обозначить как имитацию субъективности индивидов в качестве свободных, сознательных авторов своих стремлений, чувств, представлений, действий. Она выражается обратно пропорциональной зависимостью: чем более индивид ощущает себя объектом манипулирования, тем менее он в действительности им является. Манипулирование массовым сознанием есть ни что иное, как образование иллюзорного видения действительности, неадекватного её отражения в сознании людей.

5. Функция массовых коммуникаций порождается, прежде всего, эксплуатацией ими факта трансцендентности новых изменений в мире по отношению к аудитории, а также гипертрофией утилитарного начала, организующего журналистскую деятельность. Сущность работы СМИ проявляется на трех уровнях-познавательном, ценностном, семантическом в форме множества приемов и методов, скрытым образом влияющих на представление человека об окружающей действительности и регулирующих массовое сознание и поведение людей.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на кафедре философии Ставропольского Государственного Университета. Основные результаты диссертационного исследования докладывались автором на различных межвузовских конференциях. Отдельные вопросы темы диссертации включены в учебные планы по курсу философии и социологии для студентов Армавирского Государственного Педагогического Института.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих работах:

Советская ментальность: природа социальных иллюзий и их формы. // Советский менталитет: источники и тенденции развтия социальный и педагогический аспекты.-Армавир, — 1994 — 0,3 п.л.

Социальные мифы и средства их передачи как основа манипулирования надиндивидуальным сознанием // Советский менталитет: проблемы методологии исследования.- Армавир,-1995;0,3 п.л.

Манипулирование массовым сознанием в процессе имущественной дифференциации // Имущественное расслоение России: социально-правовые последствия.- Ростов-на-Дону,-1996;0,4 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов и заключения. Общий объем -139 страниц машинописи, список литературы включает в себя 157 наименований, в том. числе 13 на английском языке, 1 на немецком, 3 на болгарском.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исходя из результатов проведённого анализа, можно сформулировать некоторые положения, имеющие, на наш взгляд, важное теоретическое и практическое значение.

Движение познания как научного, так и обыденного к истине, невозможно без элементов неадекватного отражения действительности. И здесь следует отметить неразработанность проблемы специфики иллю-' зии обыденного сознания и связанных с ней вопросов соотношения желаемого и действительного, сущего и должного и пути преодоления иллюзорного отражения действительности. Эти должны получить дальнейшую глубокую разработку в трудах философов, социологов и политологов.

Вычленение механизма образования иллюзорных форм обыденного сознания позволяет сделать вывод о том, что этот процесс весьма многосторонний и выделять какую-то одну из сторон при рассмотрении механизма его образования нецелесообразно, необходим многогранный подход, включающий в себя целый комплекс как объективных, так и субъек- ¦ тивных условий и предпосылок, которые тесно взавимосвязаны и неразделимы.

Рассмотрение проблемы влияния средств массовой информации и социальной мифологии на обыденное сознание даёт нам возможность лучше разобраться в процессе манипулировния личностью, лучше понять социальную основу образования неадекватного отражения действительности. Вычленив основу манипулирования массовым сознанием, можно говорить о духовно-психологической безопасности человека, которая включает неприкосновенность его критического мышления и личностную-независимость от организованных социально-политических сил. И это должно учитываться обществом в законах о свободе СМИ, о рекламе, о правах потребителя, об образовании, о религиозных культах и т. п. Однако, для того, чтобы юридически охарактеризовать технологии, используемые социально-политическими силами, требуется большая работа по их выявлению, анализу и оценке в социально-гуманитарных науках. К её активизации призывают и прогнозы учёных на XXI век, в которых манипуляции человеком, общественным мнением, обыденным сознанием могут наряду с национальными конфликтами, экономическими катастрофами и демографическими бедствиями превратиться в глобальную мировую проблему. Поэтому эти вопросы должны стать предметом более обстоятельного анализа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГЛАВА 1. Обыденное сознание: современное понимание его структуры и сущности.§- 1. Понятие обыденного сознания и его формообразующие1 .Ryle L. Philosophi and ordinary language // Edit, by Ch.Caton. Urbana, 1963. P. 108
  2. Абульханова-Славская, А .К. Диалектика человеческой жизни.- M.: Мысль, 1977 — 224.
  3. Философско-психологическая концепция Л.Рубинштейна.- М.:Наука, -1989−243.
  4. Совместная деятельность: методология, теория, прак-тика.- М.: Наука, -. 1980−335.
  5. А.В. О структуре общественного сознания. Автореферат на соиск.учен.ст. кандидата философских наук. Казань, 1961. Гырдев В. (см. п. 22)
  6. В .Я. Социология перестройки. М: Политиздат, — 1990 -243 Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды. М: Госполитиздат,-1963 -111.
  7. А.Т. Логический анализ практических рассуждений.-Киев: Наукова думка, — 1987 -137.
  8. .А. Проблемы познавательной природы мнения вдревнегреческой философии //Вопрос. Мнение. Человек// -Л:изд-во ЛГУ,-1971 с. 44−45
  9. Платон. Соч., Т.1, М: Мысль,-1968, — 4076. Там же.
  10. Аристотель. Соч. М: Мысль,-1983,-Т.4, с. 176−182.8. Платон. Соч. Т.1,с. 407.9. Платон. Соч. Т.2,с. 239.
  11. Ю.Васильева Т. В. Афинская школа философии: философский язык
  12. Платона и Аристотеля. М: В. школа, — 1985, с. 14−16. 11. Габинский Г. А. Критика христианской апологетики. М: Проев, -1967, с.86
  13. И. М.: Мысль, — 1965. Соч., в 6-ти тт. Т.4,ч.1, с. 240.13. Там же, с. 242.
  14. Гегель. Наука логики. М: Мысль, — 1970.- Т.1,с. 98.
  15. Маркс К, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.4, с. 299.
  16. Келле В. Ж, Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. М., 1959 -263
  17. Философские проблемы естествознания.-М.:Просв,-1977 -292.
  18. ГакГ.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М: Изд. ВПШ и АОН, — 1960- 21 019. Баранов А. В. (см. п.2).
  19. В.И. Одиалектике элементов и структуры в объективном мире и познании.-М.: Соцэкгиз, -1962 275.
  20. А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование.- М.: Мысль,-1968 -324.
  21. Д. Абстрактна структура на общественното съзнание // Философска мислъ, София, 1976. N 3//.
  22. Попов Ст Причинностна на общестото. София, 1974 -315.
  23. Келле В. Ж, Ковальзон М. Я.(см. п.16).
  24. В.Ж. Структура и некоторые особенности развитияобщественного сознания. М.:Пр--1964 -64.
  25. Структура общественного сознания. М: изд. МГУ, 1964 48.
  26. В .Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественого сознания. М., 1959, С. 56−57
  27. Э.В. О некоторых элементах и структуре общественногосознания // Философские науки,-1967, N 1, -44−53 //.
  28. Философская энциклопедия. Т.5, М., 1981 С.45−47.
  29. А.К. Духовное обнавление общества. М: Мысль,-1990, с. 274.
  30. М.А. Проблема массового сознания и рабочее движение // Рабочий класс и современный мир, N 5,1981- 140−150
  31. .С. Массовое сознание в равивающихся странах // Вопросы философии, 1981, N 9 -75−89.
  32. Г. Марксизм и проблема массового сознания // Вопросы философии, 1983. N 11,-3−15.
  33. А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего болыиинства.-М.- 1990 210.
  34. А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. М: Наука,-1991. С. 116.
  35. В.П. Научные познания и мир человека. М.:Наука-, 1989 -269.
  36. Н.В. Рассудок. Разум. Рациональность. М: Наука, 1988§ 2 Множественность подходов в истории философии к решению проблемы иллюзий обыденного сознания и выделение нового.
  37. Ф. Соч. в 2-х тт. Т.2. М: Мысль,-1972 -575.
  38. С.Мангардини. Вильфредо Парето. Экономика и социология. Воронеж: Фолиант,-1993 311.
  39. Lipman W. Public opinion. New-York, -1971 -210.
  40. AdornoT. The Authoritarian Personality. New York,-1970−190.
  41. Проблемы социальной психологии и пропаганды. М: Политиздат, -1973−113−134.
  42. ГЛАВА II. Механизм образования иллюзий в обыденном сознании.§- 1. Социальные мифы: их роль в процессе формирования обыденного сознания.
  43. Э.Я. Логика мифа. М: Наука, — 1977, — 19−57.
  44. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М: Республика,-1984.С.181.
  45. Wiener. Magnificent myth: Patterns of Control in post industrialsociety.- Oxford, -1978,-P.37−40.
  46. L.Bennet. Culture, Communication and political control //Culturepolitical change, New Brunswick, 1983. — P. 40−41.5. Jbid. P.40.
  47. W.Lipman. Public opinion. New-York, 1971.7. Ф.Э.С.М., 1983.
  48. .Ф. Социальная психология и история. М: Наука, — 1979−232.
  49. А.К. Общественная психология и идеология. М: Политиздат, 1985.
  50. Bergsdorf W. Herrshaft und Sprache. Pfullingen, 1993 -246.
  51. Ю.А. Технология самоотчуждения // Социолог. Екатерин-бург:изд-во УГУ,-1993−217.
  52. Lipman W. Public opinion. New-York, 1971 -210.
  53. .Д. Основы социально-психологической теории. М: Мысль,-1983−288.
  54. Американская социология. М: Прогресс,-1972 -392.
  55. А.Т. Основные моменты динамики массового сознания.Киев: Наукова Думка, 1993 -185.
  56. Кассирер. Техника современных политических мифов.
  57. М.: МГУ, Вестник МГУ, сер.7,-1990, N 2.18. Там же.19. Там же.20. Там же.21. Там же.23. Там же.24. Там же.25. Там же.
  58. R.Hein R. Rationalism, Myth, Ideology. New-York, 1983 -258.§ 2. Манипулирование массовым сознанием как феномен социальной жизни человечества.
  59. М. см. Социальная философия Франкфуртской школы. М.: Мысль, 1976 -375.
  60. Adorno Т. Mass culture: Popular Arts in America. New-York, 1957 -190. Фромм Э. Душа человека. M.: Республика, 1992 336. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990
  61. М. Работы и размышления разных лет. М. Тнозис,-1993 445.
  62. К. Смысл и назначение исории. М: Политиздат,-1991- 527. Марсель К. Трагическая мудрость философии. М: изд-во
  63. Гуман.лит-ры, 1995- 310. Камю А. Избранные произведения. М.: Панорама, 1993 -446.
  64. Маркс К, Энгельс Ф, соч, 2-е изд,-М: Политиздат, 1974, Т.4−331 Ницше Ф. Избр. сочинения в 3-х тт. М.: Республика,-1994. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.:Политиздат, 1992 -543. Парето В (см. Мангардини).
  65. М. Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990- 804.
  66. К. Идеология и утопия //Утопия и утопическое мышление. М.:Прогресс, 1991 -405. 4. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981- 432.
  67. Человек в управлении обществом. М.:Политиздат, 1977 -382.
  68. Политическая наука. М: Сорос-Международные отношения, 1994- 239. Гусейнов А. А. Философский анализ явлений духовной культуры.
  69. М.: изд-во МГУ, 1984. Дилегенский Г. Г.В поисках смысла и цели: Проблема массового сознания современного капиталистического общества. М: Полтиздат, 1986 -255
  70. .А. Массовое сознание: опыт определения и проблемыисследования. М: Политиздат, 1987- 367. Проблемы системного анализа развития культуры. М: В. шк,-1984−182. Гуревич П. С. Социальная мифология. М: Мысль, 1983- 175.
  71. Буржуазная идеология и массовое сознание. М: Наука, 1980 -367.
  72. В.П. Вера, власть и бюрократия: критика социологии
  73. Абульханова-Славская А. К. (См. Гл, 1,§- 1).
  74. В .С. Интересы и стимулы при социализме.М.:Сов. Россия, 1984−186.
  75. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М: МГУ, — 1990 -239. Бодалев, А. Психология воздействия: проблемы теории и практики.
  76. М.: АПН,-1983 -271. Зинченко В. П. Методологические вопросы психологии. М: МГУ, -1983−164.
  77. С .К. Западная психология как инструмент идеологии иполитики. М.: Наука, — 1980 -303. Рубинштейн С .А. Основы общей психологии. М.'Педагогика, в 2 т., 1989.
  78. Ю.А. Психологические проблемы массовых информа -ционных процессов.- М.:Мысль, 1973 -215.
  79. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческихвзаимоотношений.- Минск: Прамей, — 1992 -399. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс,-1990−315. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб.произведений. М:
  80. Просвещение, — 1990 -447 Хорни К. Невротическая личность нашего времени.- М: изд-во
  81. Прогресс-универс, — 1993 -347. Юнг К. Архетип и символ //Вопросы философии, 1988, N 1 -24−36. См. Аверинцев. О современной буржуазной эстетике. М:Мысль, — 1963.
  82. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, — 1990, с. 122.
  83. Lassowall Н. The theory of Political Propaganda.-New-York:1. Free Press, — 1973 -186.
  84. Freire P. Pedagogy of Opprosed.- New-Jork,-1971.-P.44
  85. Краткий словарь по социологии.-М.: Политиздат,-1983,-С.147 11. Зенкин С .Н. Контрпропаганда как система: основные признаки //Методолгические проблемы идеологической борьбы.- М.:Политиздат, — 1987 23−40
  86. А. И. Пропагандистская идеология буржуазных средств массовой информации.- Киев: Наукова Думка,-1989.- с. 58−63
  87. Античные риторики.- М.: Изд-во МГУ, — 1978 -352.
  88. Шарончиков JT.В.Приемы и методы интерпретации информации в буржуазной пропаганде.- М.:Изд-во МГУ, — 1988 -55.
  89. Millor С. How toditect propaganda. New-Jork, 1967 -169.
  90. Merill J. Philosophy and jurnalism. New-Jork, 1983 -243.
  91. Я .В. Современное массовое сознание: динамикаи тенденции развития.- Киев: Наукова Думка, — 1993-с. 36.
  92. Абульханова-Славская А. К. Диалектика человеческой жизни.- М: Мысль, — 1977 224.
  93. Абульханова-Славская А.К. Философско-психологическаяконцепция Л.Рубинштейна.- М.:Наука, — 1989 243.
  94. Абульханова-Славская А. К. Совместная деятельность: методология, теория, практика.- М.:Наука, — 1980 335
  95. Н.В. Рассудок. Разум. Рациональность. М.:Наука,-1983
  96. АдулоТ.И. Культура, философия и духовный мир человека. Минск: Наука и техника, — 1986 — 148
  97. B.C. Интересы и стимулы.- М.:Сов.Рос., — 1984−186
  98. B.C. Межгрупповое взаимодействие.- М.: МГУ, — 1990 239.
  99. Американская социология.- М.:Прогресс, — 1972 392.
  100. Античные риторики.- М.:Изд. МГУ, — 1978 352
  101. О.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М. .Мысль, — 1988- 155.
  102. Аристотель. Соч., М, — 1983 т.4, — 623.
  103. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.:Политиздат, — 1981, — 432.
  104. В.Г. Человек в управлении обществом.-М.: Политиздат, — 1977 382.
  105. Ю.Н. Историзм против эклектики.- М: Мысль,-1980- 277.
  106. А.В. О структуре общественного сознания //Автореферат на соиск.уч.ст.к.ф.н. Казань -1961.
  107. М.М. К методологии гуманитарных наук.-М.'Худ. лит., — 1974−502.
  108. .Н. Очерки социальной философии.1. М.:Мысль, — 1983−283.
  109. .Н. Идеологический плюрализм.- М.:Мысль,-1987−279
  110. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М: Промей, — 1992 399
  111. А.А. Психология личности и общения.-М.:АПН, — 1983−271.
  112. Л.В. Я мир (механизмы и этапы формирования мировоззрения личности).- Киев: В. школа, -1991 -132
  113. И.А. Социальное познание и мир повседневности. -М.:Наука, — 1987- 141.
  114. B.C. Соотношение материального и идеального в обществе.-М:Политиздат,-1977 143.
  115. Е.К. Феномен личности .-Киев: Наукова Думка, -1991 195.
  116. Бытие человека в культуре.- Киев: Наукова Думка,-1992 175.
  117. Ф. Соч. в 2-х тт., Т.2,-М-1972 575.
  118. Т.В. Афинская школа философии: философский язык Платона и Аристотеля.-М.: В.шк.,-1985 160.
  119. М. Избр. произв.- М.: Прогресс, — 1990 804.
  120. Д.А. Оружие истины.- М.: Политиздат,-1987 207.
  121. Г. А. Критика христианской апологетики.-М., -1967−210.
  122. К.С. США : Эволюция буржуазного сознания.-М.: Мысль, — 1981 255.
  123. К.С. Политическая наука.-М.: Сорос М/о,-1994 — 239.
  124. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания.-М.: изд. ВПШ и АОН, 1960 — 210.
  125. Я.Э. Логика мифа.- М.: Наука, -1987 218.
  126. А.Т. Основные моменты динамики массовогосознания.-Киев: Наукова Думка,-1993 -185.
  127. А .Я. Средневековый мир: Культура безмолствующего большинства.-М.: Мысль, — 1990 210.
  128. А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Одиссей. Человек в истории.- М.: Наука, — 1991 -191.
  129. П.С. Буржуазная идеология,— М.: Наука,-1980 367.
  130. .А. Массовое сознание.- М.: Политиздат,-1987 367.
  131. П.С. Социальная мифология.- М.: Мысль, -1983 175.
  132. А.Б. Мода и люди.- М.: Наука, — 1994 159.
  133. Гегель. Наука логики.- М.: Мысль, — 1970, т.1, 501.
  134. Д. Абстрактна структура на общественното съзнание // Философска мисъл, — София, — 1976 N 3, — с. 46−78.
  135. Г. Г. В поисках смысла: проблемы массового сознания.- М.:Политиздат, — 1986 255.
  136. Г. Г. Марксизм и проблемы массового сознания. // Вопросы философии, — 1983, N11,-3−15.
  137. М.В. Анализ структкуры сознания. М.:Изд. МГУ, — 1980−38.
  138. Диалектика форм и уровней общественного сознания. -Барнаул: Изд. АГУ, — 1988 133.
  139. .С. Массовое сознание в развивающихся странах. // Вопросы философии, 1981, N 9, 75−89.
  140. Еру нов Б. А. Проблемы познавательной природы мнения в древнегреческой философии // Вопрос. Мнение. Человек. -Л.: Изд. ЛГУ, — 1971, — 44−45.
  141. В.В. Общественное и индивидуальное сознание. -М.: Знание, — 1963−48.
  142. С.Н. Контрпропаганда как система: основные признаки. //Методологические проблемы идеологической борьбыи контрпропаганды.- М.: Политиздат, — 1987 23−40.
  143. В.П. Методологические вопросы психологии.-М.:Изд.МГУ, — 1983- 164.
  144. А.Т. Логический анализ практических рассуждений.- Киев.: Наук.Д., — 1987- 137.
  145. А. Избр.произ.- М.:Панорама, — 1993 446.
  146. И. Соч. в 6 т., Т.4, ч.1.-М.:Мысль, — 1965−240.
  147. В.Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. -М., 1959−263.
  148. В.Ж. Структкура и некоторые особенности развития общественного сознания.- М.: Пр., — 1964- 64
  149. В.Ж. Структура общественного сознания.-М.:Изд. МГУ, — 1964−48.
  150. Кассирер. Техника современных политических мифов. //Вестник МГУ, сер.7, 1990, N 2.
  151. Н.И. Философские сказки для обдумывающих житие.- М.:Ребус, 1994−268.
  152. В.А. Социальная память и познание.-М.:Мысль, — 1984- 190.
  153. В.И. Религиозное отчуждение, — Свердловск: Изд. УГУ, — 1987 179.
  154. Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации.- Киев: Наукова Думка, — 1993 130.
  155. В.Н. Социальные деформации.-М.:ИГПАН,-1992 133.
  156. Краткий словарь по социологии.- М.:Политиздат, — 1989 477.
  157. Леви-Стросс К. Первобытное мышление.- М: Республика, — 1984 382
  158. А.И. Формы общественного сознания.- Киев: В лик., 1973−34.
  159. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М. .Политиздат, 1975 — 304.
  160. Я.В. Современое массовое сознание: динамикаи тенденции развития.- Киев: Наук.Дум.- 1993 161.
  161. В.П. Бюрократия и государство.- Р/Д: Изд. РГУ, — 1987- 189.
  162. В.П. Вера. Власть и бюрократия.- Р/Д: Изд. РГУ, — 1988 300.
  163. М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания).-М.:В.шк" — 1968- 191.
  164. Мизес Людвиг фон. Антикапиталистическая менталь-ность.- М.:Дело, — 1993 230.
  165. К. Диагноз нашего времени.- М.:Юрист, — 1994- 700.
  166. К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление.- М.:Прогресс, 1991 — 405.
  167. Г. Трагическая мудрость философии.-М.: Изд. Гу м. лит-ры, — 1995−310.
  168. К. Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд.- М. Политиздат, — 1974 т.4 — 331.
  169. Г. Одномерный человек.- M. REFL book, — 1994 — 341.
  170. Место и роль обыденного сознания и познания в мировоззрении личности.- Челябинск: Изд. ЧГПИ, — 1990 144.
  171. Л.Н. Теория деидеологизации: основные тенденции и направления.- М.:Политиздат, — 1971 270.
  172. Р. Инертное общество.- М.:Изд.Ин.лит., — 1959 543.
  173. В.Т. Общественое сознание и самосознание индивида.- М.:Наука, — 1990 220.
  174. Н.И. Политическая идеология как форма общественного сознания.- Киев: Н.Д., — 1981 262.
  175. С., Парето В.: Экономика и социология.-Воронеж: Фолиант, — 1993 311.
  176. М.А. Проблема массового сознания и рабочеедвижение // Рабочий класс и современный мир.-1981, N5- 140- 150.
  177. Ф. Избр. произв. в 3-х т.- М.:Республика, — 1991.
  178. Общественное мнение и власть: механизмы взаимодействия, — Киев: Наук.Дум., — 1993 230.
  179. Панорама современных идей.- Нью-Йорк.- Publications, 1982−228.
  180. .Д. Основы социально-психологической теории.- М.:Мысль, 1983 — 288.
  181. .М. Феномен вечного бытия.- М.:Наука, — 1993 176.
  182. С.В. Философско-политический анализ американской советологии.- Р/Д:Пегас, — 1994 121.
  183. Платон. Соч., т.1, — М, — 1968 623.
  184. Платон. Соч., т.2, — М, — 1968 687.
  185. .Ф. Социальная психология.- М.:Наука, — 1979 232.
  186. Ст. Причинноста в общестото.- София, — 1974 315.
  187. Проблемы социальной психологии и пропаганды.- М. Политиздат, — 1973 183.
  188. Проблемы структуры и функционирования общественного сознания.- Челябинск: Изд. ЧГПИ, — 1980 116.
  189. Проблемы формирования сознания личности.-Т.:Изд.ТГУ, — 1976- 141.
  190. А.В. Парадигмы общения.-СПб: Изд. СПбГУ, — 1993 210.
  191. С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики.- М.:Наука, 1980 — 303.
  192. С.JI. Основы общей психологии.-М.: Педагог., в 2 т., -1989.
  193. П. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Полит, лит-ра.,-1992 543.
  194. Социология и пропаганда.- М.: Наука, — 1986 204.
  195. Г. В. Социологический анализ познавательного процесса.- Р/Д: Изд. РГУ,-1976 148.
  196. В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и познании.- М.:Соцэкгиз, — 1962 275.
  197. Э.В. О некоторых элементах и структуре общественного сознания // Философские науки, 1967, N 1,-44−53.
  198. O.K. Психология мышления.-М.:Изд.МГУ,-1984−270.
  199. .Т. Идеологические отношения.-М.:Мысль,-1983−288.
  200. В.П. Философия сознания.- М.:Мысль, — 1971 199.
  201. О.А. Формы и методы буржуазной пропаганды: образ жизни, — Киев: Наукова Думка, — 1975 32.
  202. Ш. Филатов В. П. Научные познания и мир человека.-М.:Наука, — 1989−269.
  203. Ф.Э.С.- М. Советская энциклопедия, 1983 — 839.
  204. Философские проблемы естествознания.- М.:Просвеще-ние, — 1977 292.
  205. Философская энциклопедия, т.5, -М, -1981 740.
  206. Формирование духовного мира человека.- Горький: Изд. ГГПИ, — 1989 160.
  207. В. Человек в поисках смысла: сборник.-М.: Прогресс, — 1990−315.
  208. Фрейд 3. Психология бессознательного .- М. Просвещение,-1990 447.
  209. Э. Душа человека.- М.-Республика,-1992 429.
  210. Э. Бегство от свободы.- М.:Прогресс, — 1990 -269.
  211. Ю. Демократия. Разум. Нравственность.-М.:Наука, — 1992- 175.
  212. М. Работы и размышления разных лет.-М.:Гнозиз, — 1993−445.
  213. Й. Осень средневековья.- М.:Наука, — 1988 539.
  214. Хоркхаймер Г.//Социальная философия Франкфуртской школы.- М.:Мысль, — 1976 375.
  215. К. Невротическая личность нашего времени .- М.: Прогресс Универс, — 1993 — 347.
  216. Ценностные аспекты общественного сознания.- Барнаул: Изд. АГУ, — 1990 144.
  217. А.К. Актуальные проблемы социальной психологии.- М.:Мысль, — 1981 93.
  218. А.К. Структура общественного сознания.Теоре-тико-социологическое исследование.- М.:Мысль, — 1968 324.
  219. А.К. Духовное обновление общества.-М.:Мысль, — 1990−334.
  220. В.А. Диалектика теоретического и обыденного сознания.- Алма-Ата: Наука, — 1985 248.
  221. С.Н. Социальная сфера общества и личность.-Минск: Наука и техника, — 1988 166.
  222. Шарончикова J1.B. Приемы и методы интерпретации информации в буржуазной пропаганде.- М.:Изд.МГУ, — 1988 55.
  223. О.Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономического развития.- М.:Наука, — 1992−172.
  224. А.И. Пропагандистская технология буржуазных средств масовой информации.- Киев: Наук.Думка., — 1988 133.
  225. В.А. Психика. Культура. История. -Р/Д, Изд. РГУ, — 1980−251.
  226. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.- М.'Мысль, — 1973 215.
  227. Ю.А. Гносеологические особенности современной науки в свете системного подхода // Автореферат доктор. диссертации М.:Изд.МГУ — 1980.
  228. В.П. Общественное самосознание.- Саратов: Изд.Сар.Ун-та, — 1980 57.
  229. Юнг К. Г. Архетип и символ.- М. Лолит. лит-ра, — 1992 319.
  230. Юнг К. Г. Архетип и символ. // Вопросы философии, 1988, N1,-24−36.
  231. В.Я. Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды.- М.:Госполитиздат, — 1963 111.
  232. В.Я. Социология перестройки.- М., — 1990 243.
  233. В.П. Историческое развитие человека.- Саратов: Изд. СГУ,-1989 -159.
  234. К. Смысл и назначение истории.- М. Политиздат, — 1991 527.
  235. Adorno Т. The Authoritarian Personality.- New-York, — 1970 190.
  236. AdornoT. Mass culture: Popular Arts in America.-New-York, — 1957−236.
  237. Bennet L. Culture, Communication and Polytical Control// Culture political change.- New Brunswick, — 1983 270.
  238. Bergsdorf W. Herrshaft und Sprache.-Pfullingen,-1993 246.
  239. Enzensberger H. The counsiousness industry//On leterature politics and media.- New-York, — 1974 211.
  240. FreireP. Pedagogy of Opprosed.-New-York, — 1971 287.
  241. HeinR. Rationalism, Myth, Ideology.- New-York, — 1983−258.
  242. Lassowall H. The theory of Political Propaganda.-New-York.- Free Press, — 1973 186.
  243. Lipman W. Public Opinion.- New-York,-1971 210.
  244. Marcuse H. One demensional man: stdies in theideology of Advaneed Industrial Society.- Boston, — 1964- 181.
  245. Merill J. Philosophy and Jurnalism.- New-York, — 1983 243.
  246. Millor C. How to ditect propaganda.- New-York, — 1967- 169.
  247. Ryle L. Philosophy and ordinary language // Edit, by Ch. Caton, — 1963−240.
  248. Wiener. Magnificent myth: Patterns of Control in post industrial society.- Oxford,-1978 374.
Заполнить форму текущей работой