Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совокупность педагогических условий использования программных средств ИКТ в образовательном процессе, способствующая развитию мотивации учебной деятельности студентов, выглядит еледующим образом: учет уровня актуального развития и компьютерной ^ компетентности студентов для осуществления корректного выбора образовательных программных средств ИКТадаптация программных средств ИКТ к целям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы разработки и использования образовательных программных средств ИКТ, способствующих развитию мотивации учебной деятельности студентов
    • 1. 1. Мотивация учебной деятельности студентов как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе вуза как средство развития мотивации учебной деятельности студентов
  • Глава 2. Экспериментальная работа по реализации программных средств ИКТ, способствующих развитию мотивации учебной деятельности студентов
    • 2. 1. Проектирование экспериментальной работы и ее основные результаты
    • 2. 2. Методические рекомендации по использованию образовательных программных средств ИКТ с целью развития мотивации учебной деятельности студентов

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время можно наблюдать глобальные процессы информатизации в системе образования. Данное явление обусловило интенсивное развитие учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: доступность образования, разнообразие форм представления учебного материала, использование новых форм и методов образования и многие другие. Программное обеспечение для образования также способствует решению одной из важных проблем педагогики, а именно, проблемы развития мотивации учебной деятельности.

Проблеме мотивации учебной деятельности посвящены работы Л. И. Божович [11], А. К. Марковой [57, 58, 59], А. А. Реана [87], О. С. Гребенюк [20], В. Г. Асеева [4], П. М. Якобсона [110] и др. Авторами разработан понятийный аппарат по проблеме мотивации, предложены различные классификации мотивов учебной деятельности, особенности развития мотивации в различных возрастных периодах, особенности организации образовательного процесса для создания оптимальных условий для проявления учебных мотивов. В то же время в большинстве работ рассматривается развитие мотивации школьников, проблема мотивации учебной деятельности студентов остается мало разработанной.

В последнее время очевидным стал факт повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования. Интенсивное развитие аппаратной части вычислительной техники, а также средств разработки программного обеспечения дало разработчикам программных продуктов образовательного назначения большие возможности для создания качественных и эффективных компьютерных обучающих программ. Термин «информационно-коммуникационные технологии» является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ [72], Министерства информационных технологий и связи РФ [71].

Так, в Приказе Министерства образования и науки РФ «О концепции модернизации педагогического образования до 2010 года» говорится, что необходимо введение раннего изучения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе [73].

Использование ИКТ в образовательном процессе дает ряд преимуществ как преподавателям, так и студентам. Преподаватель сокращает временные затраты на изложение учебного материала и, таким образом, приобретает дополнительное время на повышение степени творчества в своей деятельности. Различные средства ИКТ позволяют значительно облегчить процесс осуществления контроля полученных студентом знаний и умений и повысить наглядность представления учебного материала за счет использования технологии мультимедиа, компьютерной графики, компьютерного моделирования. ИКТ также позволяют воспроизводить учебный материал необходимое количество раз в нужной последовательности.

Проблему использования ИКТ в образовательном процессе школы исследовали такие авторы, как Апатова Н. В. [3], Африна Е. И. [5. С. 119−126], Коротков A.M. [45. С. 42−46], Матюхин С. И. [61. С. 1922], Молоков Ю. Г. [64. С. 162−168], Монахов С. [67. С. 4−6], Новиков С. П. [70. С. 32−38] и др. В своих работах они рассматривали следующие проблемы: возрастные особенности пользователей ИКТ, использование ИКТ в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся, усовершенствование процесса контроля знаний, однако возможность развития мотивации учебной деятельности средствами ИКТ рассматривалась косвенно и не была раскрыта.

Использованию ИКТ в образовательном процессе вуза посвящены работы следующих авторов: Сукиязов А. Г. [95], Крамаров С. О. [95. С. 33−45], Карякин Ю. В. [40. С. 254−263], Захарова И. Г. [29. С. 68],.

Панюкова СБ. [77], Фаустова Э. М. [99. С. 87−90], Вакулюк В. [14. С. 101−105], Ширшов Е. В. [106. С. 89−93], которые исследовали интенсивность использования средств ИКТ в учебной деятельности студента, принципы создания образовательных программных средств ИКТ, роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования, педагогические возможности отдельных программных продуктов, особенности использования ИКТ для организации различных видов занятий, но проблема развития мотивации учебной деятельности в вышеперечисленных работах также рассматривается лишь косвенно и не выделяется в самостоятельную.

Эффективность использования программных средств ИКТ в образовательном процессе анализировали Дубенский Ю. П. [24. С. 48−59], Кальней С. Г. [39. С. 31−40], Стародубцев В. А. [94. С. 11−21], Беспалько В. П. [8], Волков Ю. [17. С. 35−43], Трофимова Е. [97. С. 27−31], Богданов И. [10. С. 89−93] и др. Следует отметить, что в вышеперечисленных исследованиях под эффективностью понимается повышение уровня усвоения учебного материала, но не преследуется цель решения проблемы развития мотивации учебной деятельности.

Вопросы использования ИКТ широко освещаются в зарубежных исследованиях [113, 118, 120, 121, 116], авторы которых изучают проблемы повышения эффективности учебной деятельности средствами ИКТ, вопросы создания личностно-ориентированных программных средств, особенности использования ИКТ в индивидуальной и групповой формах учебной работы, изучают особенности использования ИКТ в различных предметных областях, но проблема развития мотивации учебной деятельности студентов не является основным предметом изучения.

Проблема влияния ИКТ на мотивацию учебной деятельности затрагивается в работах Короткова A.M. [45. С. 42−46], Синельникова Б. [91], Обуховой Л. Ф. [75], Беспалова П. В. [7], Илькевича В. М. [38] и др. Авторы рассматривают проблему мотивации в контексте личност-но-ориентированного обучения, исследуют дидактические возможности использования ИКТ в учебном процессе, выявляют отдельные программные средства ИКТ в плане их влияния на мотивацию учебной деятельности. Исследователи предлагают лишь отдельные, несистематизированные рекомендации, педагогические условия, педагогические возможности по повышению мотивации средствами ИКТ, в то время как проблема развития мотивации учебной деятельности студентов требует комплексного подхода к ее решению, заключающегося в создании целостной системы педагогических условий и тщательного отбора принципов создания программных средств ИКТ, предназначенных для использования в образовательном процессе вуза.

Проблеме разработки программных средств ИКТ посвящены исследования следующих авторов: Кечетников К. Г. [41. С. 65−74], Краснова Г. А. [50. С. 9−11], Мицель А. А. [62. С. 22−27], Монастырев П. [66. С. 103−105], Кузнецов А. В. [51. С. 22−25]. Однако ученые не выделяют те принципы разработки программных средств ИКТ, учет которых оказывал бы влияние на повышение мотивации учебной деятельности студентов.

Анализ публикаций по данной проблеме показал, что на сегодняшний день нет общепринятой классификации и всеми признанного определения понятия программного средства ИКТ, предназначенного для использования в образовательном процессе. Очень часто авторы используют различные термины для обозначения компьютерных программ, имеющих по существу одно и то же назначение. Это приводит к тому, что преподавателям, стремящимся к внедрению информационно-коммуникационных технологий, сложно ориентироваться в таком многообразии и выбрать программное обеспечение, наиболее полно соответствующее требуемым конкретным целям образовательного процесса, поэтому актуализируется проблема классификации программных средств ИКТ.

Кроме того, не все преподаватели готовы и имеют необходимые знания для использования ИКТ на своих занятиях. В большей степени это объясняется слабым методическим обеспечением использования ИКТ в образовательном процессе [63. С. 51−54]. Развитие мотивации учебной деятельности студентов при помощи ИКТ является малоизученной проблемой, на что указывает малое количество публикаций по данной теме.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме повышения мотивации учебной деятельности студентов и практики разработки образовательных программных средств выявил ряд противоречий, которые обусловливают актуальность темы нашего исследования. Можно выделить следующие противоречия:

1) Между необходимостью развития мотивации учебной деятельности студентов средствами ИКТ и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования возможностей ИКТ для развития мотивации;

2) Между растущими требованиями к мотивационной составляющей образовательного процесса и низким уровнем ее реализации в большинстве современных программных средствах ИКТ;

3) Между увеличением числа компьютерных обучающих программ и отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования для формирования мотивации учебной деятельности студентов.

Вышеперечисленные противоречия обусловили выбор нашей темы исследования: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности студентов».

Проблема исследования заключается в следующем: каковы педагогические условия использования образовательных программных средств ИКТ и технические требования к их разработке, которые будут способствовать развитию мотивации учебной деятельности студентов?

Цель исследования состоит в выявлении совокупности педагогических условий использования и принципов создания программных средств ИКТ в образовательном процессе, способствующих развитию мотивации учебной деятельности студентов.

Объект исследования — образовательный процесс, способствующий развитию мотивации учебной деятельности студентов.

Предмет исследования — принципы создания и педагогические условия использования программных средств ИКТ, способствующие развитию мотивации учебной деятельности студентов.

Гипотеза исследования: использование ИКТ в образовательном процессе будет способствовать развитию мотивации учебной деятельности при соблюдении ряда педагогических условий (предварительная диагностика компьютерной компетентности студентов, адаптация образовательных программных средств ИКТ, создание позитивного эмоционального фона, организация оперативного контроля знаний и умений студента, параллельное использование программных средств ИКТ на аудиторных занятиях и во внеаудиторной самостоятельной работе) и технических требований к программным средствам ИКТ (обеспечение профессиональной направленности образовательных программных средств ИКТ, учет модальности восприятия, гипертекстовое представление информации, использование интерактивного диалога и технологий моделирования, оперативная оценка действий пользователя).

Достижение цели исследования и проверка сформулированной гипотезы предполагает решение ряда конкретных задач:

1. Выявить особенности мотивации учебной деятельности студентов.

2. Уточнить классификацию образовательных программных средств ИКТ, применяемую в образовательном процессе высшего учебного заведения.

3. Теоретически обосновать совокупность педагогических условий использования и принципов создания образовательных программных средств ИКТ в образовательном процессе вуза, обеспечивающих развитие мотивации учебной деятельности студентов.

4. Разработать теоретическую модель развития мотивации учебной деятельности с использованием образовательных программных средств ИКТ.

5. Провести экспериментальную проверку разработанной теоретической модели применения программных средств ИКТ, способствующих развитию мотивации учебной деятельности студентов, в образовательном процессе вуза.

6. Разработать методические рекомендации по практической реализации системы принципов создания программных средств ИКТ и педагогических условий их применения с целью развития мотивации учебной деятельности студентов.

При решении поставленных задач предполагается использовать следующие методы научного исследования: теоретический анализ источниковизучение педагогического опытатеоретический анализ наиболее известных программных продуктов различной предметной направленностиметод теоретического моделированияэмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос), педагогический эксперимент.

Методологической основой исследования являются: идеи антропоцентрического подхода (К.Д. Ушинский [99], В. И. Слободчиков [92], Б.М. Бим-Бад [9], JI.A. Байкова [6]), согласно которому человек является самоценностью и субъектом жизни и деятельности, педагогическое взаимодействие строится на принципе субъект-субъектных взаимоотношений, диалога и сотрудничестваразвитие и саморазвитие осуществляется по свободно выбираемой индивидуальной траекторииобщепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев [52, 55]), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин [19], Н. Ф. Талызина [96]).

Базой исследования является Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. В исследовании приняли участие 212 студентов.

Этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов.

1 этап (2000;2002 гг.). Теоретический анализ источников по проблеме исследования, разработка и апробация обучающих программ по английскому языку, математике, информатике, разработка теоретической модели развития мотивации учебной деятельности при помощи образовательных программных средств ИКТ.

2 этап (2003 г.). Создание и апробация образовательных программных средств ИКТ по курсам «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология» в соответствии с теоретически обоснованными принципами разработки, отбор методик диагностики, уточнение теоретической модели.

3 этап (2003 — 2004гг.). Констатирующий эксперимент.

Проведено изучение мотивации студентов 2 курса, изучение компьютерной компетентности студентов, анализ динамики развития мотивации учебной деятельности студентов без использования образовательных программных средств ИКТ, апробация отдельных образовательных программных средств ИКТ.

На основе анализа литературных источников и изучения опыта работы образовательных учреждений выявлены особенности мотивации учебной деятельности студентов, уточнены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы исследования. Разработана теоретическая модель использования ОПС ИКТ с целью повышения эффективности развития мотивации учебной деятельности студентов.

4 этап (2004;2005 гг.). Формирующий эксперимент.

Экспериментальная работа для проверки гипотезы исследования. Обобщение результатов теоретического и эмпирического исследования, оформление текста диссертации, разработка методических рекомендаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Развитие мотивации учебной деятельности студентов проявляется в актуализации познавательных мотивов, мотивов овладения профессией и самореализации, приоритетности этих мотивов в иерархической структуре мотивации.

2) Уточненное понятие образовательных программных средств ИКТ выглядит следующим образом: образовательные программные средства ИКТ — это компьютерные программы (системы программ), предназначенные для использования в образовательном процессе для достижения дидактических, воспитательных, развивающих целей.

3) Классификация образовательных программных средств ИКТ, предназначенных для использования в высших учебных заведениях выглядит следующим образом: разделение образовательных программных средств ИКТ по функциональному назначениюпо способу представления информациипо методическому назначениюполифункциональные ОПС ИКТпрограммные средства для создания ОПС.

4) Совокупность педагогических условий использования программных средств ИКТ в образовательном процессе, способствующая развитию мотивации учебной деятельности студентов, выглядит еледующим образом: учет уровня актуального развития и компьютерной ^ компетентности студентов для осуществления корректного выбора образовательных программных средств ИКТадаптация программных средств ИКТ к целям образовательного процессапредоставление студенту свободы выбора темпа, последовательности и уровня сложности изучаемого материалаорганизация текущего контроля преподавателя за ходом работы студентаорганизация коллективной и групповой деятельности студентов с использованием образовательных программных средств ИКТсоздание благоприятного психологического климата на, занятиипараллельное использование образовательных программных средств ИКТ на аудиторных занятиях и во внеаудиторной самостоятельной работе.

5) Совокупность технических требований при создании образовательных программных средств ИКТ, которая повысит их эффективность в развитии мотивации учебной деятельности студентов, выглядит следующим образом: использование гипертекстового представления информации в образовательных программных средствах ИКТ для обеспечения удобной навигациипредоставление оперативного доступа к интересующей студента именно в данный момент информации- } обеспечение вариативности настройки образовательных программных средств ИКТ для учета модальности восприятия информации студентамииспользование технологий моделированияорганизация эффективной обратной связи на основе интерактивного диалогаиспользование гиперссылок на ресурсы Интернет для обеспечения возможности получения дополнительной информациипрофессиональная направленность образовательных программных средств ИКТ, реализованная через примеры использования получаемых знаний в будущей профессиональной деятельностиобеспечение образовательных про-^. граммных средств ИКТ средствами контроля и самоконтроля студентов для осуществления ими рефлексивной деятельности и осознания в реальном времени степени своего прогресса в изучении той или иной темыпредусмотрение различных уровней сложности учебного материала.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международных, межрегиональных, региональных научных и научно-практических конференциях: «Воспитательное пространство образовательного учреждения» (Рязань, 2003 г.), «Психологическая служба в вузе и школе: проблема развития субъект-ности» (Рязань, 2004 г.), «Методическое обеспечение качества учебно-воспитательного процесса» (Рязань, 2005 г.), «Проблема субъектности в школе и вузе». (Казань, 2005 г.), «Проблемы формирования личности в современном обществе» (Рязань, 2005 г.), «Реструктуризация систем начального и среднего профессионального образования» (Рязань, 2005 г.). Автором разработаны и опубликованы методические рекомендации по теме исследования.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина на факультетах иностранных языков, истории, естественно-географическом факультете.

По результатам исследования опубликовано 9 научных работ.

Научная новизна исследования заключается в разработке совокупности педагогических условий применения программных средств ИКТ, способствующих развитию мотивации учебной деятельности студентов в образовательном процессе вузав отборе совокупности технических требований к образовательным программным средствам ИКТ, повышающим их образовательную и воспитательную эффективность. Установлено, что наибольшая эффективность в развитии мотивации возможна с использованием полифункциональных образовательных программных средств ИКТ.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении классификации образовательных программных средств ИКТ, в уточнении понятия образовательных программных средств ИКТ, в теоретическом обосновании совокупности педагогических условий использования образовательных программных средств ИКТ, способствующих развитию мотивации учебной деятельности, выявлении совокупности показателей ее развития.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по созданию и использованию программных средств ИКТ в образовательном процессе вуза с целью развития мотивации учебной деятельности студентов. Выявленная совокупность принципов создания программных средств ИКТ, а также педагогических условий их использования в образовательном процессе, может быть применена при разработке программных средств ИКТ по учебным курсам в вузах и колледжах, на курсах повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, при подготовке будущих учителей, а также при подготовке специалистов-разработчиков программных средств ИКТ для образования, при разработке курсов по выбору. Созданный нами комплекс образовательных программных средств ИКТ по курсам «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология» может быть использован в вузах и колледжах.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, использованием комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, внедрейием разработок и авторского опыта в образовательный процесс, репрезентативностью выборки, многообразием используемых методов диагностики, которые адекватны основным целям и задачам эксперимента, использованием методов математической статистики.

Результаты исследования приведены в таблице 2.

Заключение

.

В настоящее время в образовательных учреждениях активно используются информационно-коммуникационные технологии. Данное явление обусловило интенсивное развитие учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: доступность образования, разнообразие форм представления учебного материала, использование новых технологий и методов диагностики результативности образования и многие другие. Также ИКТ способствуют решению одной из важных проблем педагогики, а именно, — проблемы развития мотивации обучающихся.

Проблема развития мотивации учебной деятельности является актуальной. В настоящее время одним из эффективных средств воздействия на мотивацию учебной деятельности студентов являются образовательные программные средства информационно-коммуникационных технологий (ОПС ИКТ).

В ходе нашего исследования нами было уточнено понятие мотивации учебной деятельности студентов, выявлены ее особенности, критерии сформированности.

Мотивация учебной деятельности студента — это совокупность мотивов, которые в процессе своего взаимодействия детерминируют активность субъекта в образовательном процессе и обеспечивают профессиональную направленность саморазвития.

Особенностями мотивации учебной деятельности студентов являются: тенденция к доминированию мотивов овладения профессиейпоявление ярко выраженного стремления к получению образования, интересной работы, усиление установки на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность через успешную профессиональную деятельностьтесное переплетение познавательных мотивов с мотивами профессионального самоопределения и саморазвития.

Развитие мотивации учебной деятельности — это процесс изменения иерархической структуры мотивов, где наиболее актуальными становятся мотивы самообразования, саморазвития, овладения профессией. Развитие мотивации учения характеризуется изменением отношения студентов к образовательной деятельности — от отрицательного или нейтрального (безразличного) до активного, личностного, творческого.

Критериями сформированности мотивации учебной деятельности студента выступают внутренние и внешние показатели, характеризующие его учебную деятельность. Внешними показателями являются высокая успеваемость по всем учебным дисциплинам, высокая активность на занятиях, творческий подход к выполнению учебных заданий, инициативность, проявление интереса к изучаемому предмету. К внутренним показателям относятся готовность личности к самообразованию и саморазвитию, получению дополнительных знанийустойчивое стремление к овладению профессией.

В ходе исследования уточнено определение понятия ОПС ИКТ. Образовательные программные средства информационно-коммуникационных технологий — это компьютерные программы (системы программ), предназначенные для использования в образовательном процессе для достижения дидактических, воспитательных, развивающих целей.

В результате теоретического исследования нами была уточнена существующая классификация ОПС ИКТ, которая выглядит следующим образом.

1) По функциональному назначению: электронные учебникиавтоматизированные обучающие системы (АОС) — экспертные обучающие системы (ЭОС) — программы-тренажерыпрограммные средства для контроля и тестированиябазы данных учебного назначения.

2) По способу представления информации: ОПС ИКТ, предоставляющие информацию в вербализованной форме (в виде текста) — ОПС ИКТ, в которых информация представлена в виде гипертекста;

ОПС ИКТ с использованием технологии мультимедиаОПС ИКТ с использованием технологии «виртуальная реальность».

3) ОПС ИКТ, обладающее полифункциональным назначением, то есть способное осуществлять представление материала с учетом модальности восприятия, обеспечивать возможности контроля и самоконтроля, включающее в себя необходимую справочную информацию, средства для закрепления полученных знаний и умений.

4) Также считаем важным выделить в нашей классификации программные средства, при помощи которых можно создавать ОПС ИКТ: программные средства для математического и имитационного моделирования (MathCad, 3D Studio Мах и др.) — программные средства для генерации электронных учебников (Hyper Method) — программные средства для генерации тестовых заданий.

Как показало исследование полифункциональных ОПС ИКТ, наиболее эффективное в развитии мотивации учебной деятельности ОПС ИКТ должно обеспечивать интерактивный диалог, быть направлено на развитие способности студентов к социальной и предметной рефлексии, способствовать проявлению позитивных эмоций, должно включать технологии мультимедиа с применением гипертекста.

Исследование позволило выделить ряд технических требований, учет которых при создании ОПС ИКТ будет способствовать развитию мотивации учебной деятельности студентов:

— использование гипертекстового представления информации в ОПС ИКТ, которое позволяет оптимально перемещаться по информационным разделам, обеспечивает удобный доступ к справочным данным, глоссарию, анимационным приложениям, к интересующей пользователя именно в данный момент информации, обеспечить ОПС ИКТ интуитивно понятной системой навигации, обеспечить возможность выбора студентом собственной траектории и темпа изучаемого материала, что позволяет в большей мере осознать свою самостоятельность и независимостьиспользование технологий моделирования, так как визуализация и применение моделей дает возможность заглянуть вглубь таких процессов, которые в реальной жизни могут протекать или слишком быстро, или слишком медленно, при особых, трудно осуществимых условия;

— организация эффективной обратной связи на основе интерактивного диалога через мгновенную реакцию ОПС ИКТ на действия пользователя, организуемую в виде констатации успеха либо неправильного результата решения, сопровождаемой корректным анализом полученных студентом результатов и рекомендациями по исправлению допущенных ошибок, обеспечивает для студента возможность в реальном времени оценивать уровень своих знаний и степень своего прогресса, возможность возврата к необходимому для повторения учебному материалу;

— создание средствами интерфейса позитивного эмоционального фона, на котором осуществляется диалог студента с ОПС ИКТ. Реакция на действия пользователя должна всегда быть позитивной, даже в случае некорректных действий студента. Рекомендации по исправлению ошибки пользователя должны предоставляться в доброжелательной форме и сопровождаться комментариями, отмечающими успехи обучаемого и демонстрирующими уверенность в способностях студента;

— обеспечение возможности адаптивности ОПС ИКТ, что позволяет создать комфорт при использовании данных программных средств в образовательном процессе. Предоставление пользователю возможности изменения цветового оформления, параметров вывода информации на экран (масштаб, размер, возможность детализации) позволит студенту не отвлекаться на различные неудобства или несоответствия, и таким образом, обеспечить более полную концентрацию на изучаемом материале, будет способствовать появлению ощущения новизны восприятия. Это, в свою очередь обеспечит осознание собственной компетенции в изучаемом предмете, уверенность в собственных силах и будет способствовать развитию познавательных мотивов. Другими словами, необходимо учитывать модальность восприятия, а также психологические особенности пользователя при помощи преобладания визуальной или аудиальной формы подачи учебного материала;

— наличие в ОПС ИКТ гиперссылок на ресурсы Интернет, так как ознакомление студента с информацией практического, развлекательного, информирующего характера будет способствовать повышению его интереса к изучаемому предмету и к изучаемой теме в частности, интенсификации интеллектуальной работы и развитию познавательной мотивации. Кроме того, будут созданы условия развития мотивов самообразования;

— обеспечение профессиональной направленности ОПС ИКТ, что может быть осуществлено через примеры использования получаемых знаний в будущей профессиональной деятельности. Определенные разделы учебного материала должны подчеркивать положительные стороны овладения той или иной профессией, ее важность, актуальность, востребованность, ее личностной и профессиональной самореализации;

— наличие в ОПС ИКТ программных средств (тестовых заданий, упражнений, контрольных вопросов) для обеспечения самоконтроля студентов, что позволит им осуществлять рефлексивную деятельность и осознавать в реальном времени степень своего прогресса в изучении той или иной темы. Учебный материал, содержащийся в ОПС ИКТ должен быть подразделен на различные уровни сложности. Переход от одного уровня к другому осуществляется по результатам контрольного тестирования. Таким образом будет осуществляться дифференциация обучения.

Технические возможности ОПС ИКТ могут быть оптимально реализованы в решении проблемы развития мотивации учебной деятельности студентов при выполнении совокупности педагогических условий, то есть организаторских усилий педагогов в ходе образовательного процесса:

— Предварительная диагностика уровня актуального развития студентов, их компьютерной компетентности.

— Отбор ОПС ИКТ в соответствии уровнем компьютерной компетентности студентов, с задачами образовательного процесса.

— Предоставление свободы выбора темпа и последовательности изучаемого материала с помощью ОПС ИКТ в границах оговоренного со студентом времени.

— Осуществление косвенного систематического контроля преподавателя за ходом работы студента позволяет устранить ощущение на-вязанности учебной деятельности, что стимулирует внутренние мотивы учения.

— Организация коллективной и групповой деятельности студентов с использованием ОПС ИКТ в аудиторной и внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности.

— Создание благоприятного психологического климата на занятии за счет позитивных оценочных суждений педагога в процессе освоения студентом учебного материала с использованием ОПС ИКТ, поощрениями и советами повторить тот или иной раздел, преобладание положительной оценки действий студента.

— Широкое использование ОПС ИКТ в самостоятельной и в аудиторной работе студентов, осуществляемое под четким контролем со стороны преподавателя.

Экспериментальная проверка разработанной теоретической модели принципов создания программных средств ИКТ и педагогических условий их применения с целью развития мотивации учебной деятельности студентов подтвердила достоверность гипотезы исследования. Формирующий эксперимент дал хороший развивающий результат.

Также мы пришли к следующим выводам:

1. Использование образовательных программных средств информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию учебной деятельности студентов при выполнении ряда технических требований и педагогических условий.

2. Возможности ИКТ, позволяющие студенту оперативно контролировать собственные знания, повышают готовность к саморазвитию, к самосовершенствованию.

3. При разработке ОПС ИКТ необходим коллективный подход, заключающийся в привлечении специалистов в области информационных технологий, опытных преподавателей, методистов.

Перспективными направлениями в разработке проблемы развития мотивации учебной деятельности при помощи ОПС ИКТ мы считаем дифференциацию и уточнение педагогических условий и технических требований в зависимости от особенностей тех или иных учебных дисциплин (педагогического цикла, естественнонаучного цикла, гуманитарного цикла и т. д.), применение ОПС ИКТ с целью развития мотивации учебной деятельности в системе дистанционного образования, учет возрастных особенностей пользователей ОПС ИКТ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов колледжа // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. № 3.-С. 55−59.
  2. О.Н. Дистанционное обучение на основе интернет-технологий // Высшее образование сегодня. 2003. № 4. — С. 5053.
  3. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании М.: Изд-во РАО, 1994. — 228 с.
  4. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
  5. Е.И. Интернет-класс: Естественно-научный цикл // Народное образование. 2003. № 9. — С. 119−126.
  6. , JI.A. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения. Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина, 2004. — 288 с.
  7. П.В. Компьютерная компетентность в контексте лич-ностно ориентированного обучения // Педагогика. 2003. № 4. -С. 41−45.
  8. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЕК», 2002. — 352 с.
  9. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М.: Университет РАО, 2003.-208 с.
  10. И. Коэффициент продуктивности образовательной технологии // Высшее образование в России. 2003. № 6. — С. 89−93.
  11. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
  12. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. т- С. 11−17.
  13. Я.А., Богданова С. В., Рыжков В. А., Жданов С. А., Каракозов С. Д. Об основных направлениях информатизации педагогического образования // Педагогическая информатика. -2004. № 1.-С. 19−30.
  14. В., Семенова Н. Мультимедийные технологии в учебном процессе // Высшее образование в России. 2004. № 2. — С. 101−105.
  15. Ю.А. Методические принципы использования гипертекста в образовании // Наука и школа. 2004. № 1. — С. 46−50.
  16. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  17. Ю., Махов А., Меденцев В. Традиционные и новые технологии обучения: «принцип дополнительности» // Высшее образование в России. 2003. № 6. — С. 35−43.
  18. Л.С. История развития высших психических функций. М.: Просвещение, 1983. — 645 с. (Собр. соч.: в 6 т. Т. 3.)
  19. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. -М.: Наука, 1966. 348 с.
  20. О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1985. — 152 с.
  21. В.В. Основные вопросы психологии детей младшего школьного возраста. М.: Педагогика, 1978. — 354 с.
  22. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-256 с.
  23. А.С., Кириллов А. И., Сливина Н. А., Чубров Е. В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование. 1995. № 3. — С. 16.
  24. Ю.П. Межпредметные связи и компьютеризация как факторы повышения эффективности обучения естественнонаучным дисциплинам в профильном учебном заведении // Наука и школа. 2002. № 3. — С. 48−59.
  25. В.З. Лабораторный практикум в открытом инженерном образовании // Открытое образование. 2001. № 6. — С. 1723.
  26. И.А. Интеллектуальные обучающие системы в дистанционном образовании // Материалы конференции «Информационные технологии в образовании». М., 2001. — 360 с.
  27. Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. — 364 с.
  28. А.А., Захарова И. Г. Электронная библиотека вуза с развитой сетью филиалов как основа для становления корпоративной образовательной среды // Открытое образование. 2003. № 1. -С. 18−22.
  29. И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Гардарики, 2003. — 268 с.
  30. Г., Шуклина Е. Самообразование парадигма XXI века // Высшее образование в России. — 2003. № 5. — С. 25−32.
  31. , И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -М.: Логос, 2001.-384 с.
  32. И.Я. Формирование информационной компетенции будущего учителя-предметника в педагогическом вузе // Педагогическая информатика. 2004. № 1. — С. 40−45.
  33. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 142 с.
  34. B.JI. Без преподавателя // Открытое образование. 2002. № 6.-С. 15−18.
  35. В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. 2002. № 4. — С. 24.
  36. Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. -Киев: Прогресс, 1998. 320 с.
  37. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: «Питер», 2000. — 456 с.
  38. В.М. Компьютерные обучающие программы на иностранном языке как средство формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин: Дис. канд. пед. наук. Пермь, 2000. 120 с.
  39. С.Г., Прокофьев А. А. Принципы разработки тестовых заданий для установления уровня знаний по математике // Открытое образование. 2003. № 3. — С. 31−40.
  40. Ю.В. От автоматизации учебного процесса к открытому образованию // Информационные технологии в открытом образовании: Материалы конференции М., 2001. — 342 с. — С. 254 263.
  41. К.Г. Особенности проектирования интерфейса средств обучения // Информатика и образование 2002. № 4. -С. 65−74.
  42. В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. -1991.-№ 5.-С. 46.
  43. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1998.- 192 с.
  44. Г. А. Применение средств интерактивности в процессе обучения // Наука и школа. 2003. № 4. — С. 33−34.
  45. A.M. Основные направления учебной деятельности в компьютерной среде // Наука и школа. 2003. № 6. — С. 42−46.
  46. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М.: «Академический проект», 2000. — 187 с.
  47. А.В. Самоконтроль на базе адаптивных педагогических программных средств: Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1996.- 120 с.
  48. И.Г. Информационно-образовательная среда открытого образования и развития дистанционного обучения в вузах // Высшее образование сегодня. 2003. № 8. — С. 14−19.
  49. В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. 2003. № 4. — С. 24.
  50. Г. А., Савченко П. А., Савченко Н. А. Общие подходы к созданию рационального интерфейса обучающих программ // Открытое образование. 2001. № 6. — С. 9−11.
  51. А.В. Общие принципы построения обучающих систем на основе функциональных компонент // Открытое образование. -2003. № 2.-С. 22−25.
  52. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд. МГУ, 1975.-680 с.
  53. А.Н. Потребности, мотивы и сознание // XVIII Международный психологический конгресс. Симп. 13. М.: Изд. МГУ, 1966.-356 с.
  54. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд. МГУ, 1984. — 125 с.
  55. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-495 с.
  56. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  57. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.- 146 с.
  58. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1980. № 5. — С. 47−59.
  59. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  60. А. Мотивация и личность. СПб.: «Питер», 2003. — 352 С.
  61. С.И., Фроленков К. Ю., Фроленкова Л. Ю., Шабрин И. Ф. Электронные средства контроля знаний как основа современных технологий преподавания математических и естественно-научных дисциплин // Открытое образование. 2002. № 6. -С. 19−22.
  62. А.А., Романенко В. В. Автоматизированная система разработки электронных учебников // Открытое образование. -2001. № 5.-с. 22−27.
  63. Е.А. Организация подготовки преподавателей колледжа к внедрению информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. № 3.-С. 51−54.
  64. Ю.Г. Некоторые аспекты информатизации школы // Философия образования в XXI веке. 2001. № 1. — С. 162−168.
  65. А.В. Предложения об эффективности новых информационных технологий в образовательной сфере // Философия образования в XXI веке. 2001. № 1. — С. 168−172.
  66. П., Аленичев Е. Этапы создания электронных учебников // Высшее образование в России. 2001. № 5. — С. 103−105.
  67. С. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы // Учитель. 2003. № 5.-С. 4−6.
  68. В.В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. № 3. — С. 36−40.
  69. И.Ю. Теория и практика создания электронного учебника по русскому языку как иностранному: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2001.- 195 с.
  70. С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003. № 9. — С. 32−38.
  71. О подготовке 3-ей Международной конференции «Электронная Россия человеку, бизнесу, обществу / Приказ Министерства связи и информационных технологий РФ № 14 от 17.02.2004 г. // http://www.minsvyaz.ru/site.shtml?id=2184
  72. О Программе модернизации педагогического образования до 2010 года / Приказ Федерального агентства по образованию. -http://www.ed.gov.ni/prof-edu/sred/rub/315,print/.
  73. П.И. Информационная культура студента в контексте информатизации высшего образования // Мир образования образование в мире. — 2004. № 2. — С. 202−209.
  74. Л. Ф. Поршнев А.В., Поршнева Е. Р., Гапонова С. А. Конструирование компьютерной обучающей программы на основе теории П. Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2002. № 5. -С. 103−114.
  75. Ю.О., Чистов В. В. Об интерактивных электронных пособиях // Наука и школа. 2004. № 2. — С. 37−41.
  76. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М.: Педагогика, 1984.- 164 с.
  77. С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
  78. Педагогика: учебник / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. -167 с.
  79. Педагогика: учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 320 с.
  80. Педагогика: учебник / под ред. Сластенина В. А. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  81. Педагогика: учебник / под ред. Харламова И. Ф. М.: Юристъ, 1997.-512 с.
  82. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  83. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: Мысль, 2001. 248 с.
  84. Е. И.Статистические методы анализа и наблюдений. -М.: Наука, 1968.-288 с.
  85. Н. Информационное насилие // Школьный психолог. -2003. № 42.-С. 4.
  86. А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. СПб.: Прайм-еврознак, 2003. — 416 с.
  87. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 С.
  88. Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие. / Е. И. Рогов. М.: Изд-во Владос-пресс, 2003. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
  89. C.JI. Основы общей психологии. М.: Аспект Пресс, 1994.-430 с.
  90. . Реализация образовательного потенциала информационных технологий // Высшее образование в России. -2004. № 3.-С. 61−65.
  91. В.И. Основы психологической антропологии. М.: Школа-Пресс, 1995. — 290 с.
  92. Н.Н., Гомулина Н. Н., Брагин В. Е., Мамонтов Д. И., Касьянов О. А. Электронный учебник нового поколения // Информатика и образование. 2002. № 6. — С. 67−76.
  93. В.А., Федоров А. Ф. Роль компьютерных и телекоммуникационных средств в личностно-ориентированном открытом образовании // Открытое образование. 2003. № 2. — С. 11−21.
  94. А.Г., Крамаров С. О. Принципы использования активных компьютерных технологий для предметного обучения // Компьютерные учебные программы. 2002. № 4. — С. 33−45.
  95. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий. Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. — Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996. -140 с.
  96. Е. Информационные образовательные технологии: представления и реалии // Альма матер. 2004. № 2. — С. 27−31.
  97. И. В. Использование информационно-коммуникационных технологий с целью развития мотивации учебной деятельности студентов: методические рекомендации. Рязань, 2005. — 38 с.
  98. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 576 с.
  99. Э. Компьютер в жизни студента // Высшее образование в России. 2003. № 1. — С. 87−90.
  100. Е.А. Особенности моделирования разноуровневого электронного учебника по английскому языку в системе высшего профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. Усть-Каменогорск, 2001. 196 с.
  101. JI.A. Теоретические основания организации информации в компьютерных обучающих программах по предметам естественно-научного цикла: Дис.. канд. пед. наук. Томск, 2002.- 132 с.
  102. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.-408 с.
  103. С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 1998. № 6. -С. 18.
  104. М.С., Меньших А. А., Фролова Е. А. Педагогическое проектирование дистанционных спецкурсов: курс «Селекция» для студентов-биологов // Педагогическая информатика.2003. № 2.-С. 52−58.
  105. В.И. Мотивация учебной деятельности студентов. -Вильнюс, 1987.- 136 с.
  106. Е.В. Нейросетевые технологии в оценке качества подготовки специалиста в вузе // Педагогическая информатика. -2003. № 4.-С. 89−93.
  107. И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.-60 с.
  108. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. — 98 с.
  109. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. 420 с.
  110. Д.А. Эргономические основы проектирования компьютерных обучающих программ по общетехническим дисциплинам: Дис. канд. пед. наук. Москва, 2004. 146 с.
  111. Atkinson, J. W. An introduction to Motivation. N. Y., 1964.
  112. Baggot La Velle L., McFarlane A. and Brawn R. Knowledge Transformation Through ICT in Science Education: A Case Study in Teacherdriven Curriculum Development Case Study 1 // British Journal of Educational Technology. 2003. Vol .34, № 1. P. 183−199.
  113. Department for Education and Employment (2000) Bulletin statistics of Education: Survey of Information and Communication Technology in Schools, England 2001, London: HMSO.
  114. Flowers L., Pascarella E.T., Pierson C.T. Information technology use and cognitive outcomes in the first year of college // The Journal of Higher Education. Columbus. 2000. V.71. — № 6. — P. 637 — 667.
  115. Lewis D., Goodison R. Enhancing Learning with ICT in Higher Education. // London: Queen’s Printers, 2004.
  116. Madsen, К. B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen. Verl. Psycol., 1959.
  117. Moreno R., Mayer R.E. Personalized Messages That Promote Science Learning in Virtual Environment // Journal of Educational Psychology. 2004. Vol. 96, № 1. P. 165−173.
  118. Passey D., Rogers C. The Motivational Effect of ICT on Pupils. Research Report. Lancaster: University of Lancaster, 2004. 75 p.
  119. Westera W. On strategies of educational innovations: Between substitutions and transformation // Higher Education: the international journal of higher education and educational planning. 2004. Vol. 47, № 4. P. 501−517.
  120. Young People and ICT: findings from a survey. // London: Queen’s Printers, 2002.
Заполнить форму текущей работой