Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия обучения предметам естественно-математического цикла в сельских национальных школах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сельские районы характеризуются сохранением довольно Стабильного состава жителей. Здесь слабая социально-профессиональная и культурная I дифференциация, тесные родственные и соседские связи, которые делают i невозможным анонимное существование человека и каждый эпизод жизни человека может стать объектом оценки со стороны окружающих! Население же городских микрорайонов состоит из многочисленных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО — МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Проблемы обучения и развития сельских школьников на современном этапе
    • 1. 2. Особенности обучения в сельской школе на современном этапе развития национальной системы образования
    • 1. 3. Педагогические условия успешного обучения предметам естественно-математического цикла сельских школьников при обучении на русском языке
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННО -МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Педагогическая диагностика — необходимое условие успешного индивидуализированного обучения на русском языке
    • 2. 2. Обучение предметам естественно-математического цикла в условиях двуязычия методами повышения речевой активности учащихся
    • 2. 3. Активизация обучения на основе использования вариативной познавательной деятельности учащихся в условиях двуязычия
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия обучения предметам естественно-математического цикла в сельских национальных школах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Период радикальной перестройки экономической жизйи, а также последующая перестройка общественных отношений, переосмысление роли человека в обществе вызвали потребность воспитания в людях активной творческой жизненной позиции. Современная школа, являясь ведущим звеном в институте воспитания человека, призвана выполнять социальный заказ I общества по подготовке к жизни подрастающего поколения, должна быть ориентирована на формирование индивидуальности школьника, развивать его способности и дарования. В настоящее время поворот школы к индивидуальности ученика выражается в появлении различных типов, образовательных учреждений (лицеев, гимназий, колледжей и т. д.), в вариативности содержания образования, во введении права выбора предметов учащимися, в обогащении содержания программ за счет включения региональных и местных компонентов, в широком переходе к изучению основ наук в старших классах на родном языке с последующей ориентацией на русский язык в техникумах и высших учебных заведениях, в наиболее полном учете национальных и социальных особенностей республики, в том числе, особенностей обучения в условиях русско-национального двуязычия.

В условиях всеобщего обязательного среднего образования1 стало ясно, i что доминирующая ранее установка на запоминание учеником готовых знаI ний, изложенных учителем посредством передовых методов, н^з может решить проблему обучения школьников на высоком уровне. Педагогическая практика поставила ряд вопросов, от ответа на которые зависит выбор направления дальнейшего развития школьного образования. Вот некоторые из них: J.

1 .Можно ли успешно обучать всех школьников всем предметам? 2. Необходимоо ли обучать всех школьников всем учебным предметам?

4 ! I.

3.Туманно ли требовать от школьника полного усвоения программного материала каждого учебного предмета на одинаково высоком уровне, который недосягаем для него в силу его социальнобиологических особенноi стей?

Очевидно, что гуманистическая ориентация apriori присуща сфере детского образования, однако возможности ее реализации предопределяются позициями педагогов и воспитуемых, их субъективными особенностями, так и социальноэкономическими и культурными условиями окружающей среды, перспективами общественного развития. i.

На протяжении длительного периода времени отечественную общеобразовательную школу отличало ее единообразие. Жесткая школьная система с единым для всех учащихся учебным планом, преподаванием предметов по одинаковым и обязательным для всех программам и на одном язЩке, не учитывающая национального происхождения ребенка, ограничивала развитие самобытных, способных детей, изгоняла из школы подлинный интерес к знаниям, снижала престиж учебного труда.

Введение

всеобщего| обязательного среднего образования усилило тенденцию к нивелированию личности школьника. Любые попытки индивидуализировать и дифференцировать обуI чение рассматривались как нарушения принципа единства школы'.

Политические и социально-экономические изменения в стр|ане создали I возможности для обновления системы образования, в том числе F. начальном С и среднем его звеньях. В национальных регионах складывается своя национальная система образования.

Современное развитие общества сопровождается интеллектуализацией труда, усложнением и сменой технологии производства, интеграцией науки и практики, поэтому актуализируется и проблема подготовки высокообразованных, творчески мыслящих специалистов во всех сферах производства, способных обеспечить переход к основам рыночных отношений. Осознание глобальных проблем развития человечества (экономических, политических, экологических и т. д.) приводит к поиску новых направлений воспитания и обучения молодого поколения, на основе которых человек мог бы целенаправленно изменять окружающий мир, сохраняя и приумножая при этом все то, что создано предыдущими поколениями людей. Все это вызывает необходимость определения и постановки перед образовательными учреждениями всех уровней новых задач — формирование высокого уровня общеобразовательной подготовки выпускников с полным учетом их индивидуально-психологических особенностей, развития индивидуального «я» .

В последние десятилетия стало очевидным, что уровень развития общественного производства и общества в целом во всех странах во многом определяется состоянием фундаментальных наук, темпами их развития. Это математика, кибернетика, физика, химия, биология и др. Всему мйру известны имена выдающихся математиков, физиков, химиков — лауреатов международных и национальных премий. Все они в свое время закончили учебные заведения системы общего среднего образования, где приобрели достаточные знания и интерес, ставшие основой для дальнейшего повышения образования и научной деятельности. Не умаляя значения учебных предметов гуманитарного направления, подчеркнем роль естественно-математических предметов в судьбе каждого человека. Общеобразовательные учебные заведения не ставят своей целью подготовку ученых-математиков или ученых-физиков, но выявление и последующее развитие индивидуальных способностей — это задачи сегодняшней школы.

Все сказанное не противоречит принципу гуманизации образования, а наоборот, является, по нашему мнению, наполнением этого принципа практическим содержанием. Причем, это содержание определяется исходя из личности и ее свойств, а не внешних факторов. Последнее в педагогической I теории развито недостаточно.

Очевидно, что практическая реализация этих и других принципов гуманизации образования претерпевает своего рода преломление! при входе и выходе из теории в практику и наоборот, как луч света при переходе из одi ной среды в другую с разными оптическими плотностями. Особенно различимы эти особенности реализации в условиях сельских малокомплектных I национальных школ, какими являются более половины из их общего числа в Републике Башкортостан. I.

Сельские районы характеризуются сохранением довольно Стабильного состава жителей. Здесь слабая социально-профессиональная и культурная I дифференциация, тесные родственные и соседские связи, которые делают i невозможным анонимное существование человека и каждый эпизод жизни человека может стать объектом оценки со стороны окружающих! Население же городских микрорайонов состоит из многочисленных социальных слоев и I профессиональных групп, имеющих разнообразные ценностные ориентации и стиль жизни. Город резко увеличивает мобильность людей и их информативную деперсонализированную взаимосвязь. Сферы взаимодействия максимально широки. Существенны лишь разграничения в образе общения между взрослыми и детьми, мальчиками и девочками, подростками и старшеI классниками и т. д. Городские условия создают возможности для «ЬамореалиI зации, но эти условия характеризуются типизацией способов времяпрепровождения, образа жизни, деиндивидуализацией общения, типизацией социI альных ориентаций. Состав населения многонациональный, язык общения, I как правило, русский. ,.

Очевидно, что в условиях сельской местности, где школы в {основном i малокомплектные, нет всех тех условий и возможностей, благоприятствующих обучению и воспитанию школьников, которые имеются в городах или в I крупных населенных пунктах (районные центры, рабочие поселки! и т-Д.) — В силу этих и других причин, о которых скажем далее, образовательный уровень выпускников сельских школ оказывается значительно ниже уровня их I сверстниковвыпускников городских школ, причем эта тенденция усиливаI ется. '.

Одну из причин ухудшения показателей выпускников сельских средних общеобразовательных школ мы видим в недостаточном учете специфических особенностей учебно-воспитательной работы этих школ, таких как социальная среда, малокомплектность, обучение в условиях национально-русского двуязычия и некоторых других. Действительно, в условиях единства школ городских и сельских, двуязычных и национальных, полнокомплектных с параллельными классами и малокомплектных трудно вес|ги учебно-воспитательную работу с учетом различия этих школ. Наоборот, все успехи и неуспехи в работе школ считаются одинаковыми, причины их порождающие — едиными вне зависимости от условий существования школы. В частности, все исследованные аспекты проблемы индивидуализации и дифференциации I обучения связаны с городской школой, а научно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение индивидуализации обучения в условиях сельских малокомплектных школ с русско-национальным двуязычием в педагогической науке исследовано недостаточно. '.

Следует отметить, что в сельской национальной школе предметы ее-тественно-математического цикла изучаются на русском языке, в то время как русский язык сам является учебным предметом и не является языком общения. Этот объективно существующий факт накладывает свой отпечаток на учебно-педагогическую деятельность национальной школы. Последствия этой особенности в педагогической литературе не изучены.

В недавнем прошлом дифференциация и индивидуализация учебновоспитательной работы школ сводилась учеными и практиками лишь к оргаi низационной форме, ибо не допускалось и мысли об изменении содержания I учебных программ и учебников, существовании альтернативных учебных заведений и т. д. В этом случае полностью отсекалась связь обучения с содержанием образования — ведущей и определяющей характеристикой учебного процесса. Десятилетиями учебная программа считалась неприкосновенным государственным документом, изменение её регионами, школой и учителем запрещалось, хотя программа — это средство обучения. И, следовательно, как i любое средство она не вечна. Получалось, что не программа сложит ученикам, а они вынуждены приспосабливаться к ней. Перевернутая с ног на голову логика обучения пренебрегала личностью, индивидуальностью учащегося. Идея единства, унификации превращала учителей и учеников в винтиков догматической системы [111].

Общей бедой всех школ стало падение интереса к учебе. СреДи мотивов обучения принято различать внешние, например, определяемое требованиями общества, педагогами, родителями и другими, так и внутренние, т. е. I определяемые потребностями самого субъекта, его интересами, убеждениями, представлениями о своих возможностях. Мотивация, таким образом, включает различные побуждения, из-за чего деятельность становится полиI мотивированной. Учащиеся далеко не всегда осознают мотивы учебной деятельности. Но если у учащихся отсутствуют познавательные мотивы например, он выполняет задания, чтобы избежать наказания илй успокоить родителей и учителей), то его деятельность нельзя назвать учебной. Низкий уровень мотивации учения часто объясняется нарастающим во времени неусвоенным учебным материалом, а также неумением учиться, особенно по предметам естественно-математического цикла. Не нуждается в обосновании подчеркивание важности успеха (успешного усвоения hobiJix знаний) в формировании познавательных интересов. J.

Успех в учебе может обеспечить индивидуализированное обучение, j учитывающее содержательный, операциональный и мотивациоНный компоненты учебной деятельности. Все три компонента учебной деятельности тесно связаны между собой. Соответствующий уровень развития каждого из них является необходимой предпосылкой и результатом развития двух остальных. Поэтому обучение учащихся должно обеспечить одновременное формирование всех указанных компонентов учебной деятельности (содержания обучения, методов и форм обучения и изучения, мотивов учебной работы).

В программах, методических пособиях и руководствах к ним цели обучения обычно описывают так: «учить думать», «формировать самостоятельность мышления», «формировать умение планировать работу» и т. д., но при I этом не раскрывается структура соответствующих умений, т. е. способы действий, овладев которыми обучаемые достигнут указанных целей, Эти цели в психологии обычно описываются как ожидаемые сдвиги в психической деятельности обучаемого, в нравственных, волевых и других проявлениях личности, а также в поведении в целом. Достигаются же поставленные цели через учебную деятельность, которая в основном состоит из двух составляющих: решение учебных задач (математических, физических, химических, грамматических и т. д.) и накопление фактического материала, без которого нет базы для решения учебных задач. На практике часто встречаются две крайности: обучение как передача фактического научного и доступного учебного материала и как формирование и достижение учебнцх целей, указанных выше. Очевидно, что истина находится посередине — формирование свойств и качеств конкретной личности, её способностей происходит через усвоение учащимся конкретного учебного материала, при эт-ом вырабатываются умения, навыки и формируются представления о предмете, явлении.

Учебная деятельность как целостность является самоуправляемой системой, полностью определяемой обучаемым и обучающим, но метод обучения лишь задает, но не определяет однозначно метод учебной деятельности учащегося. Можно лишь предполагать, что существует довольно высокая вероятность того, что при определенном методе преподавания учебная деятельность учащихся будет осуществляться этими, а не иными методами.

Следует отметить, что специальные исследования школьной практики покаi зали, что в действительности на уроках используется довольно ЬграниченI ный круг вопросов, ориентированных преимущественно на репродуктивную познавательную деятельность школьника. Так, М. Галл [M.D. Gall, 1970] установил, что 60% вопросов, задаваемых учителем, ориентирован:^ на репродуктивную активность, т. е. требуют простого повторения учебного материала, 20% вопросов заставляют задуматься над ними и только 20*/о вопросов акцентируют внимание на процессе получения знаний [114]. j.

Таким образом, речь может идти о рациональном управлении учебной деятельностью школьников. Исходя из перечисленных особенностей учебной деятельности в сельской общеобразовательной школе с обучением на русском языке (рассматриваем только такие школы) мы определили проблему исследования в следующей формулировке: каковы пути совершенствоваI ния обучения предметам естественно-математического цикла в j/словиях национальной школы при изучении основ наук естественно-математического i цикла на русском языке в условиях двуязычия, когда русский язык является только учебным предметом. !

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий совершенствования обучения предметам естественно-математического цикла на русском языке в условиях сельской I национальной школы.

Объект исследования: учебная деятельность при изучении основ наук естественно-математического цикла в сельской национальной фколе.

Предмет исследования: особенности обучения предметам естественно-математического цикла в сельской национальной школе в| условиях билингвизма.

11 I.

Гипотеза исследования — обучение предметам естественно-математического цикла на русском языке в условиях билингвизма в сельской нациоI нальной школе станет более эффективным, если: ¦

— в процессе обучения предметам естественно-математического цикла будет осуществляться активизация речевой деятельности учащиеся на русj ском языке на основе содержательно-символического способа изучения материалаI.

— будет осуществляться дифференцированно — индивидуализированное обучение учащихся на основе учета степени владения вторым языкомI.

— будет происходить насыщение учебного процесса разнообразными i технологиями, учитывающими особенности обучения на неродном языке. I.

В соответствии с выдвинутой гипотезой были определены! следующие I задачи исследования: I.

1. Изучить особенности функционирования сельской школы, ее учебно-воспитательной работы, положительные и отрицательнее факторы, влияющие на работу сельской школы на современном этапе ее развития.

2. Изучить и раскрыть особенности обучения предметам естественноI математического цикла в условиях билингвизма в сельских национальных школах Республики Башкортостан, выделить положительные i|r отрицательI ные стороны обучения на неродном языке.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность сформулированных педагогических условий повышения (качества обуI чения предметам естественно-математического цикла в условиях сельских национальных общеобразовательных школ на современном этапе их развития.

4. Разработать научно-методические рекомендации по реализации найj денных педагогических условий повышения качества обучения предметам естественно-математического цикла в условиях национально-русского двуязычия. I.

Методологической основой и теоретической базой исследования является личностно-деятельностный подход к изучению рсихолого-педагогических особенностей школьников, диалектическая теори^ познания, философская концепция о ведущей роли деятельности как источника развиi тия личностипсихологическая концепция социально-биологической обусловленности индивидуальности, интеллектуального, эмоционального и волевого развития, педагогическая теория учебной деятельности в общеобразовательных средних учебных заведениях.

Такой подход к проблеме повышения эффективности обучения предI метам естественно-математического цикла в условиях сельской национальной школы через дифференциацию и индивидуализацию обучения предопределил и набор методов исследования: ;

— теоретические, основанные на изучении психолого-педагогической литературы, аналогии, моделировании, систематизации и обобщения на основе анализа и синтеза эмпирических данных- |.

— эмпирические, основанные на опыте, с применением наблюдения, анi кетирования, интервьюирования, изучение продуктов. Деятельности (контрольных и других работ), изучение документов, постановки эксперимента. !

Исследование охватило национальные школы Аскинского, Бакалин-ского, Бирского, Балтачевского, Бураевского, Караидельского, МишкинскоI го, Татышлинского, Шаранского и др. районов Республики Башкортостан, где компактно проживают башкиры, татары, марийцы, удмурты и другие I народы, и проходило в три этапа: I.

13 I первый этап (1993;94 гг.)'. выбор темы исследования, уточнение цели и задач, определение методологической основы и теоретическое обоснование темы, экспериментальное изучение проблемывторой этап (1994;96 г. г.): выявление существенных особенностей деятельности сельской школы в условиях двуязычия, построение абстракт ной модели реализации педагогических условий повышения эффективности обучения предметам естественно-математического цикла в национальных школах с обучением на неродном языкетретий этап (1996;98 г. г.): опытно-экспериментальная проверка педагогических условий реализации принципа гуманизации образования в условиях сельской школы, теоретическая обработка материалов исследования. На защиту выносятся следующие положения. I.

Совершенствование обучение предметам естественно-математического i цикла на русском языке в сельской национальной школе достигается при внедрении в учебный процесс следующих педагогических условий:

1. Активизация речевой деятельности учащихся через посредство применения на уроках содержательно-символического способа изучейия предметного материала.

2. Индивидуализация обучения школьников на основе учета степени практического владения ими национально-русским двуязычием. I.

3. Насыщение учебного процесса разнообразными технологиями, учиI тывающими особенности обучения на неродном языке, а также широкое применение на уроках естественно-математического цикла цационально-регионального компонента образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: 1 I.

1. Теоретически обосновано и практически подтвержден!-) существование значимых особенностей в обучении школьников на русском языке предметам естественно-математического цикла в сельских национальных i школах.

2 .Обоснован и реализован комплекс педагогических условии, способствующих повышению эффективности обучения на русском язы! е предметов естественно-математического цикла в национальных школах: развитие речи и мышления учащихся на неродном языке обученияразвитие коммуникативной активности учащихся с опорой на родной языкиспользование содержательно-символического способа введения специальных пфнятий, законов, свойств и т. д. при обученииучет индивидуальных особенностей для индивидуализации обучения (психологических, биосоциальных, Лингвистических) — пересмотр и дальнейшее развитие технологий образования с учетом обучения на неродном языке. i.

3. Изучена и реализована методика диагностирования уровнк владения I i двуязычием учащимися сельских национальных школ для последующего введения индивидуализированного обучения. I |.

Практическая значимость исследования заключается в повышении качества обучения предметам естественно-математического цикла цри внедрении выявленных в ходе исследования педагогических условий, а также в разработке педагогической технологии их применения. По резул ьтатам исследования разработаны методические рекомендации учителям математики национальных школ, спецкурс «Особенности изучения некоторых глав школьного курса геометрии в сельских национальных школах», который читается на курсах повышения квалификации учителей математики При Бир-ском пединституте и студентам выпускных курсов, адаптирована! программа для компьютерной диагностики психолого-педагогических особенностей выбора профессии сельскими школьниками для простейших ЭВМ^ выполi няются курсовые и дипломные работы студентами старших и выпускного курсов.

15 i i 1.

Апробация результатов исследования осуществлялась в сельских национальных школах Республики Башкортостан на уроках учебных предметов естественно-математического цикла. Основные результаты отражены в докладах на конференциях, семинарах: 2-я Всероссийская научно-практическая конференция 11−13 мая 1994 г., ЧелябинскМежвузовская. Научно-практическая конференция 26−28 мая 1994 г., БирскВсероссийская Научно-практическая конференция 17−19 апреля 1995 г., СоликамскВсероссийская научная конференция 22−24 февраля 1995 г., СаранскМежвузовская научно-практическая конференция 28−29 апреля 1995 г., СтерлитамакЬибирская геометрическая конференция 26−28 июня 1995 г., ТомскМежвузовская научно-практическая конференция 11−14 октября 1995 г., АрзамасВсероссийская научно-практическая конференция 30−31 мая 1997 г., Бирск и) др., а также в 11 публикациях (тезисы, статьи).

Выводы по второй главе:

1. Совершенствование обучения учащихся сельских национальных школ предметам естественно — математического цикла в условиях двуязычия — это целостная система, охватывающая многие стороны учебного процесса: содержательную, операциональную, мотивационную и другие. Мы показали, в частности, необходимость включения в содержание естественно — математического образования национально-регионального компонента, необходимость и возможность насыщения известных методов обучения новым содержанием, учитывающим национальные особеннрсти детей, и конкретизировали мотивы обучения, связывая их с особенностями социальной среды, в которой функционирует сельская школа.

2. Повышению качества знаний сельских школьников по предметам естественно — математического цикла способствуют разнообразные педагогические приемы обучения, развивающие речевую активность учащихся на русском языке. Одним из таких способов является работа с опорой на родной язык школьников. Другим благоприятствующим фактором является применение на уроках формально-символической формы представления учебного материала с последующим словесным изложением учебного материала учителем и учащимися.

3. Вариативное обучение учащихся национальных школ, учитывающее индивидуальные особенности школьников в темпе овладения русским языком, способствует нивелированию отрицательного влияния плохого знания или незнания языка обучения. Применение специальным образом составленных наглядных средств (графы, граф-схемы, учебных таблиц типа 20, 21 и т. д.), учитывающих небольшой словарный запас русского языка школьников, а также применение индивидуальных заданий способствует сознательному усвоению программного материала.

4. Обучение предметам естественно-математического цикла через включение материала национально-регионального содержания вызывает у учащихся положительные эмоции, активизирует учебный процесс. Изучение школьниками учебного материала национально-регионального содержания служит дополнительным воспитывающим фактором, являясь одним из самых действенных.

5. Работа учителя в сельских национальных школах с обучением предметов естественно-математического цикла на русском языке требует большой творческой работы учителя-предметника по приобретению дополнительных психологических, социальных, этнокультурологических и других специальных знаний о контингенте учащихся, умения составлять контрольные задания и интерпретировать их результаты для последующей коррекци-онной работы.

6. Обогащение известных методов, приемов и технологий новым содержанием, умелое применение современных технических средств обучения и наглядности является необходимым условием совершенствования обучения предметам естественно-математического цикла в сельской национальной школе .

Обучение школьников предметам указанного цикла должно сопровождаться специальной дополнительной работой по переводу текстов на родной язык учащихся.

7. В условиях малочисленных классов в сельской национальной школе уровневая дифференциация учебного материала производится учителем-предметником внутри данного класса на основе изучения уровня владения школьниками языка обучения (русского языка) и является одним из способов реализации принципа индивидуализированного обучения. Практической реализацией такого обучения является, например, классификация имеющихся в учебниках математических задач на типовые (стандартные) и нетиповые (нестандартные), теоретического или практического содержания, учебные или занимательные и т. д. для последующего их решения в разных гомогенных группах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Решение новых задач, поставленных происходящими в обществе реформами перед образовательными учреждениями всех уровней, требует пересмотра некоторых устоявшихся педагогических положений и разработки новых, учитывающих индивидуальное «Я» ребёнка. Среди этих положении важное место занимает психолого-педагогическая теория и практика обучения предметам естественно — математического цикла в общеобразовательной школе. Малоразработанной в указанной теории и практике обучения остается тема об особенностях обучения предметам естественно — математического цикла на неродном языке в сельской национальной школе. Этой теме было посвящено наше исследование.

В указанном аспекте, обучение сельских детей нерусской национальности должно иметь особенности по многим позициям от соответствующего обучения городских сверстников, что мы отмечаем как один из важных результатов исследования. Эти особенности объективны, т.к. они определяются экономическими, социальными, национальными, региональными и другими особенностями образа жизни на селе.

Так, во многом ранее игнорировалась такая особенность сельских школ, как мононациональный состав учащихся в начальных и основных школах и полинациональный состав учащихся в выпускных классах. Если первое допускает обучение предметам естественно — математического цикла на родном языке школьников, то второе — обучение на русском языке, которым владеют все учащиеся (на уровне учебного предмета). Из указанной особенности следует, что обучение в сельских школах ведётся на русском языке в условиях двуязычия. По нашим исследованиям, именно особенности обучения в условиях билингвизма во многом определяет успехи и неуспехи дя-тельности сельских школ.

Проведенное исследование подтвердило правильность гипотезы о том, что обучение учащихся сельских национальных школ предметам естественно — математического цикла на русском языке в условиях билингвизма становится более эффективным при выполнении комплекса педагогических условий и позволило сформулировать следующие выводы:

1. Теоретические положения обучения учащихся сельских национальных школ предметам естественно — математического цикла на неродном языке к настоящему времени не разработаны в достаточной степени, годной для практического применения. В нашем исследовании доказана зависимость результатов обучения специальным предметам от степени владения языком обучения и предметным языком. По нашему исследованию, для основной массы учащихся сельских национальных школ РБ обучение математике, физике, биологии, химии осуществляется на русском языке в условиях билингвизма и незначительной части — на родном.

Таким образом, успехи и неуспехи учащихся национальных школ в овладении математическими, физическими, биологическими и другими знаниями во многом определяются особенностями обучения на русском языке.

Мы показали, что состояние изучения родного языка, в частности, марийского, остаётся неудовлетворительным. Причиной этого является отсутствие профессионально подготовленных учителей родного языка во многих школах.

Другим выводом наших исследований является то, что учащиеся национальных школ неудовлетворительно владеют и русским языком как языком обучения математике и другим предметам.

2. Решению проблем низкой успеваемости школьников по предметам естественно — математического цикла в условиях билингвизма помогает работа тех учителей математики, которые знают и учитывают особенности обучения на русском языке как результата взаимодействия двух языковых систем — родного и русского. В сельских условиях русский язык изучается после овладения родным. По этой причине ученик национальной школы при построении русской предметной (специальной) речи опирается на родной язык. Таким образом, опора на родной язык при обучении специальным предметам является необходимым условием повышения эффективности процесса обучения. Мы показали, что в национальных языках (в частности, марийском) часто отсутствуют адекватные переводы специальных терминов с русского. Применение учителем в речи неадекватных переводов специальных терминов на родном языке приводит к грубым ошибкам в знаниях школьников.

3. Язык предметов естественно — математического цикла содержит большое количество символов, формул, специальных знаков. Нами показано, что применение символического языка, схем, графиков, таблиц и других специфических средств, присущих предметам естественно — математического цикла, компенсирует и нивелирует недостаточное владение языком обучения (русским), способствует сознательному усвоению учебного материала.

4. Работа учителя — предметника в сельской национальной школе с обучением на русском языке по устранению ошибок, вытекающих из обучения на неродном языке, становится актуальным. Виды этих работ специфичны и разнообразны. Они определяются характером ошибок в предметной устной и письменной речи, допускаемых учащимися национальных школ. Виды ошибок и практические разработки для их исправления приведены в нашей работе достаточно подробно.

5. Анализируя имеющуюся литературу по индивидуализации обучения, мы пришли к выводу об отсутствии её практического приложения, соответствующего работе сельских национальных школ, в частности, при обучении предметам естественно — математического цикла на русском языке в сельских национальных школах.

Нами выделены уровневый и профильный виды дифференциации содержания учебного материала как пути реализации принципа индивидуализации обучения. Дальнейшим развитием этой проблемы является вывод о необходимости особой организации индивидуализированного учебного процесса в школе, если обучение ведётся в условиях билингвизма. Это и учёт учителем-особенностей мышления сельских детей, обучающихся в начальной школе на родном языке, а затем продолжающих обучение на русском языке, и индивидуальный уровень владения языком обучения (русским) предметов естественно — математического цикла. Сюда мы отнесли преимущественно наглядно-образное мышление сельских детей малочисленных народов, мышление на родном языке с последующим переводом на русский язык.

Мы показали, что влияние индивидуальных особенностей обучения предметам естественно — математического цикла в условиях двуязычия статистически значимы.

Таким образом, эффективным в национальной школе будет индивидуализированное обучение с обязательным учётом индивидуального уровня владения языком обучения.

6. Реализация принципа индивидуализированного обучения в условиях билингвизма через уровневую и профильную дифференциацию содержания образования осуществляется на диагностической основе. Современные ЭВМ и их программное обеспечение позволяют учителю-предметнику провести необходимую диагностику психолого-педагогических особенностей учащихся для обоснования индивидуализированной работы. Наши примеры диагностирования подтверждают вывод о возможности подобной работы. Если для изучения психолого-педагогических особенностей школьников существует множество тестов, программ, то вопросы изучения уровня знаний по предметам естественно — математического цикла через специальным образом составленные контрольные работы находятся в стадии развития.

Мы показали, что письменные контрольные работы диагностического содержания по предметам естественно — математического цикла, составленные с учетом требований к структуре и логическим связям между заданиям, позволяют объективно оценить знания учащихся и после математической обработки результатов целенаправленно корректировать последующую индивидуализированную работу учителя.

7. Основными педагогическими условиями совершенствования обучения предметам естественно — математического цикла с русским языком обучения в сельской национальной школе являются:

— обучение посредством активизации предметной речевой деятельности на русском языке на основе содержательно — символического способа изучения материала;

— осуществление дифференцированно — индивидуализированного обучения учащихся на основе учета степени владения языком обучения (русским), с опорой на родной язык;

— насыщение учебного процесса разнообразными способами и приемами, учитывающими особенности обучения на неродном языке.

8. Реализация разработанных педагогических условий осуществлялась через обучающую деятельность автора и учителей — предметников сельских национальных школах северного и западного районов Республики Башкортостан. В учебной работе использовались: перевод на родной язык учащихся, содержательно — символические формулы проговаривались словесно и словесные формулировки заменялись символическими, специально созданные плакаты и таблицы, технические средства обучения, вариативные учебные задания и другое, учитывающее индивидуальные особенности владения учащимися русским языком.

9. Работа педагогических учебных заведений по подготовке учителей для сельских, национальных школ должна отличаться как в содержательном, так и в методическом аспектах от ныне существующей. Это объясняется нашими выводами о слабой подготовке выпускников сельских школ. В силу этого учебно-воспитательная работа учебных заведений по подготовке учителей предметов естественно — математического цикла должна претерпевать определённые изменения. На занятиях по общей педагогике, психологии и методикам специальных предметов студенты должны получать теоретические и практические рекомендации, педагогические умения и навыки индивидуализированной работы в условиях обучения на неродном языке.

Дальнейшим развитием темы нашего исследования стало бы изучение следующих вопросов: проблемы обучения на русском языке в отдельно взятой национальной школе (марийской, татарской, удмуртской и т. д.) — изучение отдельного предмета естественно — математического цикла (алгебра, геометрия, физика, химия и т. д.) на неродном языкевлияние билингвизма на ранних этапах обучения и воспитания (детский сад, начальная школа) на последующее обучение в школе. Поэтому мы считаем наше исследование основой для последующих изысканий в этой области научных интересов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н. Задания для самостоятельного решения текстовых задач в малокомплектной школе как средство развития познавательной активности младших школьников. — Владимир, 1983. — С. 106−108.
  2. О.А., Плигин А. А. Учёт биосоциальных особенностей учащихся в процессе обучения // Наука и школа. 1996. — № 2. — С. 28 — 29.
  3. Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников//Советская педагогика. 1991.- № 12.- С. 34−40.
  4. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992.- 77 с.
  5. Алгебра 8 /Под ред. С. А. Теляковского.- М.: Просвещение, 1992.- 256 с.
  6. Алгебра и начала анализа 10 11 /Под ред. А. Н. Колмогорова.- М.: Просвещение, 1995.- 352 с.
  7. Р.В. Современный взгляд на историю образования Башкортостана. Уфа, 1996. — 95 с.
  8. С.Ю. Непрерывное образование: опыт развитых стран // Советская педагогика. 1990.- № 8.- С. 131−136.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: Изд-во КГУ, 1996. 562с.
  10. В.Г., Климов И. И. Методическая подготовка будущих учителей химии к работе в малокомплектных школах. //Подготовка учителя к работе в сельской малокомплектной школе (Сб. научных трудов).-Смоленск, 1983.- С. 68−74.
  11. Г. П. О соотношении индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенностей их высшей нервной деятельности. //Вопросы психологии. 1966.- № 1.- С.25−29.
  12. М.М. Индивидуализация обучения учащихся младших классов в советской школе: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1970.- 28 с.
  13. Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности. Москва — Уфа, 1993. — 56 с.
  14. Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968.-139с.
  15. P.M. В лабиринтах педагогики Казань: Дом печати, 1997. -142 с.
  16. У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 1994. — 17 с.
  17. К.Ш. Формирование личности и современность.//Проблемы обучения и воспитания мол одёжи./Тезисы докладов молодых исследователей-педагогов, аспирантов и соискателей. Выпуск 5.- Уфа, 1994.- С. 3−6.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1984.- 191 с.
  19. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1937.- 78 с.
  20. С .Я. Теоретическая концепция начального, среднего и среднего специального профессионального образования. -М.-.АПН СССР, 1988.- 106 с.
  21. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики (курс лекций), часть 1. — М.:Изд — во «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.
  22. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка /Пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 1964.-136 с.
  23. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика. 1996. -№ 1−9-11.
  24. .П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971.- 264 с.
  25. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.: Роспедагентство, 1994.- С. 38 — 40.
  26. .Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М., 1959.- 374 с.
  27. Е.Д., Якиманская И. С. Психолого-педагогические требования к современному уроку. //Советская педагогика.-1987.-№ 9. С. 31−36.
  28. A.M. Конструирование системы учебных заданий как средства индивидуализации и дифференциации учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук.- Казань, 1990.- 216 с.
  29. В.Г., Рубцов В. В. Проблемы компьютеризации обучения //Математика в школе. 1986.- № 1.- С. 69−70.
  30. С.А. Педагогические условия организации общественно -полезного и производительного труда в сельской малокомплектной школе: Аытореф. дисс.канд. пед. наук. Казань, 1991. — 17 с.
  31. А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1965.- 32 с.
  32. В. А. Обучение математике в малокомплектной школе. //Начальная школа. 1983.- № 3.- С. 66−69.
  33. И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке. Новгород, 1972.- 72 с.
  34. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студ. пед. инс-тов. / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлёв, В. К. Розов и др.: Под ред. В. И. Журавлёва. М.: Просвещение.-1988.- 239 с.
  35. Р.Б. Уроки дифференцированного обучения.//Советская педагогика. 1990, — № 11.- С. 82−86.
  36. И.М., Лозовцева В. Н. Учебная деятельность подростка //Советская педагогика*. 1990.- № 3.- С. 29−33.
  37. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989.- 173 с.
  38. Р., Маклин К. Компьютеры в школе.- М.: Прогресс, 1989.- 336 с.
  39. Т.А. Лингвометодические основы обучения русскому произношению учащихся марийских школ: Дис. .канд. пед.наук. Казань, 1994.209 с.
  40. Г. Н. Этнопедагогика.- Чебоксары: Чувашское кн. издательство, 1974.-378 с.
  41. И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения. — М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  42. Вопросы компьютеризации учебного процесса. Книга для учителя. /Сост. Н.Д.Угринович/.- М.: Просвещение, 1987.- 128 с.
  43. Н.М. Реформа школьного образования в Великобритании //Советская педагогика. 1991.- № 8.- С. 134 — 140.
  44. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.- 479 с.
  45. Ф.А., Попов В. Д. Духовность, сущность человека. Уфа, 1995. -55 с
  46. Г. А. Некоторые страницы из истории татарского национального образования //Наука и школа. 1997.- № 10.- С.27−29.
  47. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск: Изд во ЧГПУ «Факел», 1995. — 238 с.
  48. Геометрия 7−9 /Ю.А. Макаров, К. З. Хамидуллина (на тат. яз.).- Казань, 1995.- 176 с.
  49. Г^ршунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  50. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988.- 80 с.
  51. К.М. Тесты интеллекта в психологии //Вопросы психологии. -1980.-№ 2.-С. 53 -64.
  52. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  53. В. В. Труды А. Дистервега и современная педагогика //Советская педагогика. 1992.- № 1.- С. 85 — 89.
  54. В.А. Новые информационные технологии в обучении геометрии //Новые исследования в педагогических науках. М., 1991.- С. 39 — 41.
  55. Г. А. Индивидуализация обучения как средство раз- вития познавательной самостоятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1973.-33 с.
  56. А.П. Особенности взаимоотношений учителя с учениками в малокомплектной школе //Советская педагогика. 1990., № 4.- С. 39 — 42.
  57. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.: РАО, 1996. 72 с.
  58. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование //Математика в школе. 1989.- № 1.- С.3−7., № 2.- С. 14−31.
  59. С.Ф. Проблема способностей школьников и обучение родному языку //Советская педагогика. 1970.- № 6.- С. 29 — 31.
  60. В.И. Исследование движущих сил учебного процесса: Ав-тореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 1972.- 39 с.
  61. Н.И. Теоретико-методологические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Методические рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени. Екатеринбург: Уральский гос. пед. институт, 1995. — 34 с.
  62. М.И. Дидактические основы совершенствования организационной структуры учебного процесса в классах с малой наполняемостью //Сельская малокомплектная школ а, 3-я ч.: Содержание и организация обучения. Орёл: ОГПИ., 1992.- С. 5−10.
  63. М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.182 с. .
  64. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1992. — 48 с.
  65. Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1993. — 56 с.
  66. К.З. О типологии ошибок по русскому языку //Учитель Башкортостана. 1998.- № 1.- С. 47 — 50.
  67. Ю.А. Организационно-педагогическое обеспечение дифференцированного обучения в сельской школе: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1993.- 178 с.
  68. Измерение знаний при проведении массовых обследований /Методические рекомендации. М.: МГПИ им. Ленина, 1994.- 170 с.
  69. Д. Математическая культура школьника: методические аспекты проблемы развития мышления и языка школьников при обучении математике. Ташкент: Ухитувичи, 1981.-278 с.
  70. Н.П. Обучение математике в малокомплектной школе /4−8 кл./: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.- 191 с.
  71. Использование технических средств обучения в учебном процессе сельской малокомплектной начальной школы: Пособие для учителя /Под ред. И. В. Прокопович.- М.: Просвещение, 1981.-91 с.
  72. З.И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1975.- 207 с.
  73. З.И. Об индивидуальных особенностях учащихся с практическим интеллектом //Учёные записки /Горьк. гос. пед. инс-т ин. яз. им. Н. А. Добролюбова.- 1972.- Вып.5.- С. 59−69.
  74. З.И. Педагогика гуманизма. М.:3нание, 1990.- 79 с.
  75. Ю.Н. Двуязычие и русский язык (к теории языкового существования) //Русский язык в школе. 1989.- № 2.- С. 27−29.
  76. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.- 79 с.
  77. А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф.дис.д-ра пед. наук,-Л., 1983.- 23 с.
  78. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. — Л.:ЛГПУ, 1991. — С. 3 — 24.
  79. Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодёжи к труду и выбору профессии //Вопросы психологии.-1985, — № 4.-С.5 8.
  80. З.А. Урок чтения в малокомплектной школе //Начальная школа. 1993.- С. 56−58.
  81. А.Е., Осовский Е. Г. Сельская малокомплектная школа: Целевая программа исследования //Советская педагогика. -1987.- № 7.- С. 5357.
  82. А.Е. Сельская школа: Проблемы и перспективы //Советская педагогика. 1984.- № 10.- С. 24−28.
  83. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1968.- 35 с.
  84. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. — 165 с.
  85. К.А., Кузнецова Л. В. Оценка математической подготовки школьников (по результатам международного тестирования) /Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995.- 96 с.
  86. И.Э. Особенности состава учащихся и их личностных взаимоотношений в классах с углублённым изучением отдельных предметов: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Тарту, 1984.- 20с!
  87. Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении. М.: Просвещение, 1981.-271 с.
  88. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
  89. Э.И. Новые информационные технологии и обучение математике //Математика в школе. 1990.- № 5.- С. 5−8.
  90. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977.- 152 с.
  91. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971.- 143 с.
  92. Г. Ф. Индивидуализация обучения слабоуспевающих школьников //Советская педагогика. 1987.- № 2.- С. 40−45.
  93. Г. Ф. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса как условие формирования целостной личности /к постановке проблемы / //Новые исследования в пед. науках. Вып 1.(51).- М.: Педагогика, 1988.-С. 3−5.
  94. В.Т. Как разрубить гордиев узел? //Народное образование. -1995.-№ 5.-С. 27.
  95. Т.И. Индивидуализация и дифференциация обучения в социалистических и капиталистических школах (сравнительный анализ): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Казань, 1989.- 16 с.
  96. А.Ю. Самостоятельная работа и особенности её организации на уроках русского языка в малокомплектной школе //Русский язык в школе. 1984.-№ 3.-С. 5−11.
  97. Г. Ф. Биометрия.- М.: Высшая школа, 1980.- 293 с.
  98. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.
  99. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  100. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.- 279 с.
  101. Н.С. Ранние проявления одарённости //Вопросы психологии. -1988.-№ 4,-С. 98−107.
  102. Н.С. Легко ли быть одарённым? //Семья и школа. 1990.- № 6.-С. 34−36.
  103. Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975.- 64 с.
  104. И.И. Имитационное моделирование учебных программ. М., 1980.-С. 98.
  105. Г. Т. Совершенствование организации учебного процесса в малокомплектной школе (на примере Уз. ССР): Дис.. канд. пед. наук.- Ташкент, 1987.-240 с.
  106. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.-95 с.
  107. М.А. Разновидность индивидуализации обучения школьников (теория, опыт, эксперимент).- Орехово-Зуево, 1992.-156с.
  108. Математика 6 /Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э.(на тат. яз.). Казань, 1993.232 с.
  109. Е.И., Андриевская В. В., Колшесарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев: Выща школа, 1989.- 184 с.
  110. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения. М.: Педагогика, 1988.- 191с.
  111. М.И. Современный урок.- М.: Педагогика, 1981.- 185с.
  112. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989.- 218 с.
  113. B.C. Психология индивидуальности /Под ред. Е.А.Климова/. -М.: Изд во «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 448 с.
  114. Н.В. Дидактика математики (общая методика и её проблемы).- Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1982.- 256 с.
  115. А.А. Индивидуализация обучения русскому языку в 5-ом классе эстонской школы /с применением элементов программирования/: Авто-реф. дис. канд. пед. наук.- М., 1969.- 21 с.
  116. Г., Урсяну В. Выборочный метод и статистическое оценивание. -М., 1982.-С. 138.
  117. Мнацаканян Л. И, Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
  118. В.М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе //Советская педагогика. 1990.- № 10.- С.42−47.
  119. P.P. Краеведение в школах Башкортостана. Уфа, 1992. — 90 с.
  120. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
  121. М.И. Дифференцированный подход к учащимся при обучении началам анализа: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1984.-17 с.
  122. В.Х., Нерадовская Э. В. Национальные особенности мышления учащихся //Народное образование. 1995.-№ 5−6.-С. 33 — 36.
  123. Н.Д. Деятельность сельских малокомплектных школ в условиях Крайнего Севера: Автореф. дис. д-ра пед.наук. -М., 1991.-29 с.
  124. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997, — 141 с.
  125. A.M. Демократизация профессионально-технического образования //Советская педагогика. 1990.- № 4.- С. 84−88.
  126. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5−9 классы /Кн. для учителя под ред. д-ра пед. наук Г. Ф. Суворовой. М.:Просвещение, 1990.158 с.
  127. Обучение и развитие /Под ред. А. В. Занкова.- М.: Педагогика, 1975.440 с.
  128. Обучение русских татарскому языку как государственному /Е.Быстрова, А. Баранникова, Т. Кудрявцева //Наука и школа. 1997, — № 1.-С. 28 — 33.
  129. В.И. Проблемы измерения и оценки качества знаний учащихся //Советская педагогика. 1975.-№ 12.- С. 57 — 58.
  130. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  131. JI.A. Индивидуализация учения младших школьников с учётом особенностей развития их познавательных процессов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1978.- 22 с.
  132. Е.Г., Кондратенков А. Е. Сельская малокомплектная школа как объект исследования //Совершенствование работы сельской школы / Отв. ред. А. Е. Кондратенков.- Смоленск, 1989.- С. 5 17.
  133. Очерки истории педагогической науки в СССР 1917 1980. /Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой. — М.: Педагогика, 1986.- 284 с.
  134. В.А. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1979.- 144 с.
  135. Н.И. Реализуй себя. М.: Знание, 1.988.- 64 с.
  136. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А. И. Кочетова. Минск: Нар. асвета, 1989.- 223 с.
  137. Педагогическая энциклопедия. М., 1965.- Т.2.- С. 202.
  138. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.- 238 с.
  139. Л.И. Тенденция развития современной школы ФРГ //Советская педагогика. 1991.- № 2.- С. 133 — 139.
  140. К.К. Краткий словарь психологических терминов. М.: Высшая школа, 1984.- С. 81.
  141. В.А. О политехнической направленности трудового обучения //Школа и производство. 1981. — № 6. — С. 38.
  142. Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961.- 207 с.
  143. И.С. Индивидуализация формирования речевой деятельности учащихся средних профессиональных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Казань, 1986.- 19 с.
  144. Проблемы развития личности в условиях сельской школы: Сборник научных трудов /Под ред. Р. З. Тагариева. М., 1996. — 207 с.
  145. А.В. Геометрия 7 11. — М.: Просвещение, 1990.- С. 253.
  146. А.А. Учёт индивидуальных особенностей школьников как одно из условий повышения эффективности процесса формирования научных понятий: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Казань, 1981.- 16 с.
  147. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978.- 288 с.
  148. Прогнозное проектирование и социальная диагностика: Сб. статей /Отв. ред. Т. М. Дризе.- М.: ИС АН СССР, 1991.-388 с.
  149. И.В. Пути и формы использования стабильных учебников в малокомплектных школах //Повышение эффективности начального обучения. М.:Просвещение, 1977.- С. 130 — 136.
  150. М.А. Факультативные занятия: перспективы развития //Советская педагогика. 1986.- № 9.- С. 29.
  151. Психолого-педагогический анализ личности учащегося /методические рекомендации/ /Сост. В. М. Астапов.- М.: Моск. гор. ИУУ, 1990.- 137 с.
  152. Психологические проблемы профессиональной диагностики. М.: Наука, 1991.- 166 с.
  153. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975.- 181 с.
  154. Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М., 1989.-32 с.
  155. Раманаускас 3.JI. Работа с учебником физики в 6−7 классах на уроках //Физика в школе. 1980.- № 1.- С. 43 — 45.
  156. А.З. Психодидактика. Учебное пособие. Уфа: Изд — во «Творчество», 1996. — 191 с.
  157. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990.- 80 С.
  158. Н.М. Проблемы измерений в дидактике. Киев, 1979.- 273 с.
  159. А.Я. Условия повышения эффективности самостоятельной работы учащихся малокомплектной школы //Повышение эффективности начального обучения7- М., 1977.- С. 102−104.
  160. Н.А. Национально-региональные аспекты обновления содержания образования и особенности совершенствования процесса обучения в школе Республики Коми: Дис. канд. пед. наук. М., 1994.- 220 с.
  161. Самовоспитание личности. М.: Рос. Академ, образования, 1992.- 23 с.
  162. Самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе /Под ред. М. М. Мелькова, А. М. Пышкало. М.: Педагогика, 1974.- 200 с.
  163. Г. А. Об описании отношений в теории измерений. В кн. Проблемы педагогической квалиметрии. Вып. 1.-М., 1974.- С. 78 90.
  164. A.M. Башкирское народное воспитание. Пермь, 1992. — 144 с.
  165. Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  166. В.В. Личностный подход в образовании: Концепции и технологии. Волгоград: ВГПИ, 1994. — 140 с.
  167. И.М. Формирование профессиональной готовности учителя к работе в сельской малокомплектной школе. Москва- Бирск, 1994.124 с.
  168. И.М. Подготовка учителя сельской малокомплектной школы //Советская педагогика. 1993.- № 2.- С. 75 — 78.
  169. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1990.- 320 с.
  170. A.M. Логическая структура учебного материала. М., 1974.-С. 127.
  171. Способности ваших детей.- М.: Просвещение, 1969, — 216 с.
  172. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 214 с.
  173. А.А. Педагогика математики: Учебн. пособие.- Минск: Вышей-шая школа, 1969.- 368 с.
  174. Столяр.А. А. Роль математики в гуманизации образования //Математика в школе.- 1990.- № 6.- С. 5 7.
  175. П. Социально-педагогическая система в Народной Республике Болгарии: Пер. с болг. М.: Педагогика, 1988.- 224 с.
  176. В.П. Урок в сельской малокомплектной начальной школе. -М.: Просвещение, 1972.- 232 с.
  177. Г. Ф. Совершенствование учебного процесса в мало- комплектной начальной школе. М.: Педагогика, 1980.- 88 с.
  178. Г. Ф. Оптимизация учебных занятий в малокомплектной школе //Начальная школа. 1983.-№ 11.- С. 51.
  179. Г. Ф. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной сельской школе: Дис. д-ра пед. наук.- М., 1984.- 371 с.
  180. A.M. Башкирские народные бытовые сказки: сюжетный репертуар и поэтика /Отв. ред. Л. Г. Бараг, М.: Наука, 1994, — 224 с.
  181. В.А. Избр. произв. в 5 т. Киев: Рад. школа, 1979.
  182. Р.З. Экологическое образование сельских школьников: моно-графия.-М.:РАО, 1991 .-257 с.
  183. Р.З. и др. Обучение информатике в сельской школе.-Бирск, 1996.-250 с.
  184. Р.З. Политехнические основы трудовой подготовки сельских школьников: монография.-М.:РАО, 1993.-288 с.
  185. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся /Под ред. Т. Н. Волкова. М.: ИНПО МО РФ, 1992, — 47 с.
  186. Н.Ф. и др. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 192 с.
  187. Ф.Ш. Передовой педагогический опыт. Теория распознания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1992.-300 с.
  188. Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование новый взгляд (теория, технология, практика).- Уфа, 1998.- 232 с.
  189. Л.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дис.. д-ра пед. наук.- Л., 1991.- 296 с.
  190. А.И. Технологический подход к обучению: теоретические осно-вы.-М.- Орел, 1997.- 208 с.
  191. Унт И. Э. Индивидуализация учебных заданий и её эффективность (на материале 5−8 классов): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тарту, 1975.- 40 с.
  192. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  193. Управление малокомплектной сельской средней общеобразовательной школой: Учебное пособие /Под ред. И. М. Чередова. Омск, 1984.- 101 с.
  194. Урок в малокомплектной школе //Советская педагогика. 1986, — № 12.-С. 66−69
  195. Условия повышения эффективности урока в малокомплектной сельской школе: (методич. рекомендации) /И.С. Якиманская и др.- М.: Изд-во АПН СССР, 1986.- 67 с.
  196. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  197. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: Знание, 1987.- 80 с.
  198. Учебные планы на 1996−97 учебный год //Учитель Башкортостана. -1996.-С. 77 86.
  199. К.Д. Педагогические сочинения: в 6-и т.- М.: Педагогика, 1989.-Т.4.-С. 34.
  200. К.Д. Человек как предмет воспитания //Соб. соч.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1980.- т.8.- 676 с.
  201. Г. А. Подготовка учителей в ИИУ к реализации гуманистических функции трудового обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- С1. Пб., 1994.- 16 с.
  202. Физика 9 /Н.М.Шахмаев и др.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1992.- 240 с.
  203. Физика 9 /И.К.Кикоин и др. (на тат. яз.).- Казань, 1995.- 206 с.
  204. Философский энциклопедический словарь /Редкол. С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л. Ф. Иьичёв и др.-Издание второе.- М.: Сов. энц-я, 1989.815 с.
  205. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога /Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 223 с.
  206. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск, 1988.170 с.
  207. Э.Ш., Асадуллин P.M. Программа развития Республики Башкортостан: препр. Уфа, 1992. — 24 с.
  208. Э.Ш. Основы педагогической профориентации. М., 1990.-173с.
  209. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т./Пер. с нем./ Под ред. Б. М. Беличковского, предисл. Л. И. Анцыферевой, Б. М. Беличковского.- М.: Педагогика, 1986.- Т.1.- 392 с.
  210. Химия 9 /Ф.Г.Фельдман и др. (на тат. яз.).- Казань, 1995.- 184 с.
  211. А.Н. Педагогические проблемы подготовки учителя сельской общеобразовательной школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- Ростов-на-Дону, 1981.-267 с.
  212. В.А., Тротт К. Г., Черкасова Э. С. Внедрение достижений педагогической науки в практику образовательных учреждений: функции, проблемы (Аспект оптимизации образования).- Челябинск: Изд-во Чел. ун-та, 1985.- 184 с.
  213. В.А., Фомина Т. А., Хайруллин Ш. Ш. Развитие духовности школьника (Аспект оптимизации светского образования).- Челябинск: Изд-во Чел. ун-та, 1993.- 163 с.
  214. С.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Педагогика, 1983.- С. 23 — 26.
  215. Э.А. Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся в начальных классах /на материале малокомплектных школ Эстонской ССР/: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Л., 1967.- 23 с.
  216. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  217. И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1973.- 155 с.
  218. В.Э. Индивидуальный стиль деятельности школьника //Советская педагогика. 1988.- № 9.- С. 69 — 75.
  219. И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации их познавательной активности: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Казань, 1973.- 21 с.
  220. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.208 с.
  221. Т.И., Малинин А. Н., Тюлю Т. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма её развития. -М.: Знание, 1993.- 84 с.
  222. Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе //Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина.- М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
  223. С.Г. Работа для будущего.- М.: Просвещение, 1989.- С. 40−43.
  224. Школа наша общая забота: Доклад Президента РБ М. Г. Рахимова //Учитель Башкортостана.- 1997.- № 11.- С. 4 -• 11.
  225. А.И. Обучение детей устному высказыванию на уроках русского языка в малокомплектной школе //Начальная школа. 1984.- № 11.-С. 64−69.
  226. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.- 208 с.
  227. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
  228. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-346 с.
  229. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Киев, 1961.- С. 12.
  230. Этнокультурное развитие народностей Севера на перспективу до 2005 года (Концепция развития).- М., 1989.- С. 83.
  231. Ю.И. Социально-педагогический анализ правонарушений в условиях радикальных преобразований в обществе //Проблемы развития личности в условиях сельской школы. -М., 1996. С. 63 — 75.
  232. М.Б. Состояние, проблемы, перспективы обучения языкам в школах РБ //Учитель Башкортостана. 1996.-№ 8.- С. 32 — 34.
  233. И.М. Психология взаимоотношения. Казань: Изд-во КГУ, 19 $ 1.- 130 с.
  234. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
  235. И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения //Советская педагогика. 1990.- № 11.- С. 46.
  236. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.-91 с.
  237. И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Брянск, 1997.- 27 с.
  238. Barth R.S. Open Education and the American School.- №.Y., 1974, — 232 p.
  239. D"Ambrosio U. Ethnomathematika and its place in the history and pedagogy of mathematics //For the learning of mathematics.- 1985.- № 1.- P. 44 48.
  240. Zepp R.A. New Directions in Research in Language in Mathematics. University of East Asia Macau ICME.- Budapest, 1988.- P. 86 102.
  241. Wag of Being. Boston, 1980. — 130 p.
  242. Отнесение фраз к пословицам по методике «Пословицы и метафоры»
  243. Материал к методике «Пословицы и метафоры"1. Золотые руки.1. Железный характер.1. Каменное сердце.1. Глухая ночь.
  244. Не плюй в колодец пригодится воды напиться.
  245. Любишь кататься люби и саночки возить.1. Лучше меньше, да лучше.
  246. Поспешишь людей насмешишь.1. Куй железо, пока горячо.
  247. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
  248. Не красна изба углами, красна пирогами.1. Сделал дело, гуляй смело.
  249. Умелые руки не знают скуки.1. Не в свои сани не садись.
  250. Не всё то золото, что блестит.1. Цыплят по осени считают. с
  251. Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
  252. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.1. Умелые руки.
  253. Каждый колодец хорошо покрыть крышкой.
  254. Зачем выбросил валенки, когда будет холодно, они будут нужны.
  255. Маленький мальчик прыгал лучше всех.
  256. Люблю зимой кататься на санках, лыжах и коньках.
  257. Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.
  258. О деле судят по результатам.
  259. Цыплята вырастают к осени.
  260. Некоторые люди любят вкусно поесть, а трудиться не хотят.
  261. Не всегда то, что кажется хорошим, действительно хорошо.
  262. Папа купил мальчику новые санки.
  263. Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.
  264. Что посеешь, то и пожнёшь.
  265. Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
  266. Яблоко от яблони недалеко падает.
  267. Как аукнется, так и откликнется.
  268. Каков поп, таков и приход.
  269. Не откладывай дело в долгий ящик.
  270. Если не знаешь дела, не берись за него.
  271. Зимой ездят на санях, а летом на телеге.
  272. Мальчик вышел на прогулку.
  273. Человек, который работает не торопясь, часто успевает сделать больше, чем тот, который торопится.
  274. Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом. Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого зеркала.1. Зеркало висит криво.
  275. Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб. Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал. Медный браслет блестит как золотой. Мастер своего дела любит и умеет трудиться.
  276. Если есть благоприятные возможности для дела, то надо сразу их использовать.
  277. Программа вычисления t-критерия Стьюдента на Бейсике
  278. REM «Сравнение средних t-критерий Стьюдента.» 20 INPUT «Число данных первой совокупности N1= «- N1 30 FOR 1=1 to N1 4 0 PRINT «х= «50 INPUT «х= «60 LET А=А+х 70 В=В+хЛ2 8 0 NEXT I 90 M1=A/N1
  279. S1=SQR[N1*B-AA2./N1/[Nl-1] ]
  280. INPUT «Число данных второй совокупности N2= «-N2120 FOR 1=1 to N2130 PRINT «y= «14 0 INPUT «y= «150 LET C=C+y160 D=D+yA2170 NEXT I180 M2=C/N2
  281. S2=SQR[N2*D-C"2./N2/[N2−1]]200 S=SQR S1/N2/N1+S2A2/N2.210 T=ABSM1-M2./S22 0 PRINT «T= «-"T
  282. PRINT «Ml= «- Ml, «M2= «- M2240 END
  283. Программа составлена для ЭВМ типа «Поиск», «Электроника», «Башкирия» и других, которые ещё распространены в сельских школах.
  284. Компьютерная программа изучения интересов учащихся
  285. DIM К5. 10 PRINT, «ДДО» 12 PRINT: 14 PRINT: 16 PRINT 18 PRINT 20 N=0 22 N=0 2 4 M=0 26 S=02 8 A=0
  286. PRINT «Предположим, что после соответствующего обучения Вы можете выполнять»
  287. PRINT «любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух»
  288. PRINT «возможностей, что бы Вы предпочли"3 6 PRINT «Вы можете оценить каждый из двух вариантов от -3 до +3 -3,-2,-1,0,+1,+2,+3., «
  289. PRINT «вводя значения через запятую, причём оценки не должны совпадать». 40 PRINT42 PRINT 4 4 PRINT
  290. PRINT «1 ухаживать за животными»
  291. PRINT «2 обслуживать машины, приборы, следить, регулировать. «54 GOSUB 900 56 IF E=1THEN5068 N=N+Q69 T=T+F7 0 PRINT «1 помогать больным людям, лечить их»
  292. PRINT «2 составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ"74 GOSUB 900 76 IF E=1THEN708 8 M=M+Q89 S=S+F
  293. PRINT «1 слндить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грамзаписей, магнитных записей»
  294. PRINT «2 следить за состоянием и развитием растений» 94 GOSUB 900 96 IF E=1THEN90108 A=A+Q109 N=N+F
  295. PRINT «1 обрабатывать материалы дерево, ткань, металл и др.»
  296. PRINT «2 доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать их» 114 GOSUB 900 116 IF E=1THEN110 128 T=T+Q129 M=M+F
  297. PRINT «1 обсуждать научно- популярные статьи, книги»
  298. PRINT «2 обсуждать художественные книги, пьесы, концерты"134 GOSUB 900 136 IF E=1THEN130148 S=S+Q14 9 A=A+F
  299. PRINT «1 выращивать молодняк животных какой- либо породы»
  300. PRINT «2 тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо трудовых, учебных, спортивных действий»
  301. GOSUB 900 156 IF E=1THEN150168 N=N+Q169 M=M+F17 0 PRINT «1 копировать рисунки, изображения или настраивать мукальные инструменты»
  302. PRINT «2 управлять подъёмным краном, трактором, тепловозом и другими механизмами» 174 GOSUB 900 176 IF E=1THEN17 018 8 A=A+Q189 T=T+F
  303. PRINT «1 сообщать, разъяснять людям нужные им сведения в справочном бюро, на экскурсии и т. д.
  304. PRINT «2 оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов» 194 GOSUB 900
  305. IF E=1THEN190 208 M=M+Q 20 9 A=A+F
  306. PRINT «1 рекламировать вещи, изделия, одежду, технику, жилище»
  307. PRINT «2 искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, схемах, рисунках» 214 GOSUB 900 216 IF E=1THEN210228 T=T+Q229 S=S+F230 PRINT «1 лечить животных»
  308. PRINT «2 выполнять вычисления, расчёты» 234 GOSUB 900 236 IF E=1THEN230 24 8 N=N+Q249 S=S+F
  309. PRINT «1 выводить новые сорта растений»
  310. PRINT «2 конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий машины, одежду, дома и т. д.» 254 GOSUB 900 256 IF E=1THEN250 2 68 N=N+Q 269 T=T+F27 0 PRINT «1 разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять»
  311. PRINT «1 обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты»
  312. PRINT «2 оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. д.» 314 GOSUB 900 316 IF E=1THEN310 328 T=T+Q 32 9 M=M+F
  313. PRINT «1составлять точные описания и отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах» 332 PRINT «2 художественно описывать или изображать наблюдаемые или представляемые события» 334 GOSUB 900 336 IF E=1THEN330 348 S=S+Q 34 9 A=A+F
  314. PRINT «1 делать лабораторные анализы в больнице» 352 PRINT «2 принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать им лечение» 354 GOSUB 900 356 IF E=1THEN3503 68 N=N+Q 369 T=T+F37 0 PRINT «1 красить или расписывать стены помещений, изделия»
  315. PRINT «2 осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов» 374 GOSUB 900 376 IF E=1THEN37038 8 A=A+Q389 T=T+F
  316. PRINT «1 организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, кино, экскурсии, турпоходы» 392 PRINT «2 играть на сцене, принимать участие в концертах»
  317. GOSUB 900 396 IF E=1THEN390 4 08 M=M+Q 4 09 A=A+F
  318. PRINT «1 изготавливать по чертежам детали, изделия, строить дома»
  319. PRINT «2 заниматься черчением, копировать чертежи, карты»
  320. GOSUB 900 416 IF E=1THEN410 426 T=T+Q429 S=S+F
  321. PRINT «1 вести борьбу с болезнями растений, с вредителями лесов и садов»
  322. PRINT /ОС, «Вы имеете склонность к профессиям, главный объект труда которых- живая природа. К такому типу профессий относятся специальности цветовода, работника зеленхоза, животновода, зоотехника, лаборанта-биолога и др.» .555 Т=100 556 GOTO 800
  323. PRINT /ОС, «Кроме того,» 820 GOTO 502 899 STOP900 E=0•904 INPUT Q, F
  324. IF ABSQ.+ABS[F]≤6THEN912 908 E=1
  325. PRINT «Вы можете оценить каждый из двух вариантов от -3 до +3 -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3. 912 IF QOFTHEN920 914 Е=1
  326. PRINT «Оценки не должны совпадать.» 920 PRINT 922 RETURN
Заполнить форму текущей работой