Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы: В системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отрицательное отношение ученика к учению главным образом порождается самим процессом обучения, который мало связан с потребностями учащегося. Во-первых, в настоящее время общеобразовательное значение среднего обязательного образования фактически для ученика не является ведущим среди других его значений и не становится одинаково необходимым для всех школьников. Во-вторых, общеобразовательное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические предпосылки становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
    • 1. 1. Сущность понятий «ценность» и «отношение» в философском, социологическом, психологическом и педагогическом аспектах
    • 1. 2. Анализ состояния проблемы ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в педагогической теории и практике
  • Глава 2. Моделирование педагогических условий становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова
    • 2. 1. Сущность педагогических условий и обоснование их значимости для процесса становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
    • 2. 2. Модель становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности представленной модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
    • 3. 1. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
    • 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы

Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы: В системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Успех духовного и нравственного возрождения общества во многом зависит от развития современного отечественного образования. В настоящее время господствующей формой обучения является обучение по внешней целесообразности. Лишь у незначительной части учащихся формируется учебная деятельность как самодеятельность, когда учение становится для них жизненно необходимым, приносящим им ценностно желаемые переживания. Вероятно, это связано с тем, что ребенок приходит в школу и включается в учебный процесс отчасти вынужденно и стихийно, без достаточного осознания смысла и значимости учения лично для себя.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная. Появление в жизнедеятельности ребенка принципиально нового вида деятельности предполагает проявление особого отношения со стороны учащегося к процессу учения и его результату. Тем не менее, анализ работы школы показывает, что учебная деятельность зачастую не является личностно значимой для школьников. Однако она по своему содержанию и организации позволяет развивать адекватные ей потребности, смыслы и значимость, а также ценностное отношение учащихся.

На пути достижения этой цели серьезной преградой встает негативное отношение к учению у значительной части учащихся. Оно возникает как результат безуспешного поиска учеником личного смысла учебной деятельности. Поиск смысла проявляется уже в младшем школьном возрасте и усиливается в средних и старших классах. Не обнаружив перспективное и непосредственное значение учения лично для себя, ученик такое учение считает бессмысленным и может проявлять к нему негативное отношение. С подобными учащимися ведется работа в основном принудительного характера, которая дает отрицательный эффект: резко снижается успеваемость, происходит отчуждение ученика от учебной деятельности и ее результатов, усиливается негативное отношение.

Отрицательное отношение ученика к учению главным образом порождается самим процессом обучения, который мало связан с потребностями учащегося. Во-первых, в настоящее время общеобразовательное значение среднего обязательного образования фактически для ученика не является ведущим среди других его значений и не становится одинаково необходимым для всех школьников. Во-вторых, общеобразовательное значение учения в школе отодвигается на второй план также из-за императивности методов обучения. Они часто навязывают способ учения ученикам, не актуализируя и не развивая его потребности, заставляя заучивать готовые ответы и готовые вопросы. Такой характер обучения обусловлен сохраняющимися теоретическими представлениями о целях обучения на уроке, о целях учения, о формировании мотивов и стимулов учения, о создании противоречий, действующих в учебной деятельности, о соотношении субъекта учебной деятельности и объекта педагогической деятельности, о функциях методов обучения. Эти представления неадекватно отражают реальный учебный процесс. Несоответствие состоит в следующем:

1. Не определяя отдельную субъективную цель ученика и ее соотношение с целью учителя, предлагают, а часто и просто навязывают школьникам цели, которые как правило не ясны и не понятны им, а нередко и объективно не нужны.

2. Существующая педагогическая концепция формирования мотивов учения конечными побудителями учения неправомерно выдвигает идеальные побудители (познавательный интерес, потребности, чувство долга и ответственности и т. п.), недооценивая реальные побудители (сама учебная деятельность, ее продукт и результат), имеющие непосредственное значение лично для ученика, адекватно отраженные в его сознании. Это означает, что данная концепция ориентирует теорию и практику обучения на непосредственное обращение к сознанию ученика, не придавая особой роли усилению объективного значения учебной деятельности лично для ученика. В итоге такой подход заставляет обращаться к принуждению.

3. Согласно имеющимся педагогическим представлениям, разрешение противоречия, которое является движущей силой формирования учебной деятельности, возникает, когда перед учениками ставятся задачи и вопросы, опережающие их уровень актуального развития, в также знаниям и способам решения этих задач, следовательно, требующих поиска новых знаний и способов решения. Предполагается, что эти затруднения и активизируют ученика. Поскольку на практике не обеспечивается ожидаемая активность, то появляется необходимость принуждения к деятельности.

В итоге зачастую за все время обучения ученику так и не открывается социокультурный смысл учебной деятельности в результате чего он не может сказать, что он приобрел в процессе учения лично для себя.

В основе разработки учебных программ нового типа, которые коренным образом отличаются от принятых в традиционной школе, лежит теория учебной деятельности. Именно субъекту учебной деятельности принадлежит ее содержание, структура, а также способность осмысленно включаться в процесс учения. Вместе с тем, до сих пор психологические особенности субъекта учения изучались недостаточно. Главное внимание уделялось строению самой учебной деятельности, характеру учебной задачи и учебных действий, их проявлению в конкретных учебных предметах. Вместе с тем, возникает необходимость исследовать мотивационно-ценностную сферу субъекта деятельности. Одними из первых к исследованию приступили В. Н. Мясищев (1960), Е. В. Шорохова (1962, 1970), Г. И. Щукина (1979), Д. Б. Эльконин (1974), М. Г. Ярошевский (1972) и др. Кроме того были учтены теоретические и экспериментальные исследования мотивации в психологии P.P. Бибрин и А. Б. Орлов (1977), Л. И. Божович (1972), Р. А. Жданова (1969), В. Г. Леонтьев (1979), А. К. Маркова (1983), П. М. Якобсон (1969) и др.

Общепсихологическая теория отношения В. Н. Мясищева послужила импульсом для дальнейшей разработки психологами и педагогами отношений личности. В подходе к исследованию проблем личности в отечественной психологии проявляется единство мнений ученых в том, что стержневым образованием и ядром личности являются ее отношения к объективной действительности, к другим людям, к самой себе Б. Г. Ананьев [9], Л. И. Божович [33- 35], Г. С Костюк [109], А. Н. Леонтьев [121], А. В. Петровский [177], С. Л. Рубинштейн [203- 204], А. А. Смирнов [222], Е. В. Шорохова [274- 275].

Важность изучения отношений личности подчеркивается учеными различных стран А. Коссаковский [108], И. К. Лингардт [128], И. Лампшер [118], J. Hvozdik [291], Н. Wasyluk — Kus [297]. Так, А. Коссаковский (ГДР) указывает, что психолого-педагогические исследования должны быть направлены на изучение отношений человека к деятельности как важного условия ее эффективности [108].

Важные общетеоретические и экспериментальные аспекты изучения отношения школьников к учению представлены в работах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и их сотрудников с позиций «концепции теоретического обобщения» [61]. К работам этого направления примыкают интересные исследования мотивации учения школьников, проводимые В. В. Репкиным [194], А. К. Дусавицким [73].

За рубежом ученые исследуют мотивационный аспект отношения школьников к учебной деятельности с диалектико-материалистических позиций (С. Герстман, 3. Путкевич, Г. Розенфельд, В. Хеннинг, Г. Шурани и др.). Так, С. Герстман считает, что отношение школьников к учению зависит от мотивации. Основой возникновения отрицательного отношения школьников к учению, по его мнению, являются прежде всего мотивы эмоционального характера [43]. С точки зрения Г. Розенфельда отношение школьников к учению характеризуется такими категориями мотивов: учение как самоцельучение ради общественной потребностиучение на основе практических целей в жизниучение на основе социальной идентификацииучение как антиципация успеха и избежание неуспехаучение по велению совестиучение с целью обеспечения личных преимуществучение под действием принуждения [201].

Важным направлением исследования отношения школьников к учению является изучение факторов, обусловливающих его формирование. Оно представлено психолого-педагогическими и сугубо педагогическими исследованиями. Исходным в них является положение о детерминированности отношения к учению извне — содержанием обучения, его организацией, методами. В педагогических работах (Ш.А. Амонашвили [6], Е. И. Киричук [99], Г. С. Костюк [109], Н. Нечаева [159], В. К. Павловская [170], А. Е. Точин [238], Н. А. Менчинская [144], С. П. Манукян [136]) раскрыты влияние различных форм и методов деятельности классного руководителя на воспитание ответственного отношения учащихся к учению, педагогические условия и пути работы с родителями по воспитанию у детей правильного отношения к учению, роль коллектива и положение учащегося в системе личных взаимоотношений в классном коллективе в формировании сознательного отношения к учению.

Кроме этого, в психолого-педагогических работах сделана попытка определить как внешние педагогические воздействия становятся реальными факторами учебной деятельности школьников, превращаясь из объективных условий в субъективный психологический регулятор (М.И. Алексеева, Ш. А. Амонашвили, С. А. Мусатов, А. К. Дусавицкий и др.).

В частности, М. И. Алексеевой прослежена зависимость мотивационной стороны отношения к учению от способов организации учебной деятельности школьников путем постановки перед ними специальных учебных задач и формирования соответствующих приемов умственной деятельности [5]. В исследовании Ш. А. Амонашвили показана роль в становлении мотивов учения и отношения к учению у младших школьников содержательно-оценочного компонента учебной деятельности [6]. Становление положительного отношения младших школьников к учению через определение индивидуальной меры трудности в учебной деятельности рассматривалось в исследовании С. А. Мусатова [149]. А. К. Дусавицким раскрыто изменение отношения к учению у младших школьников в зависимости от способа обучения [73]. В исследовании Г. И. Ивончик были выяснены субъективные и объективные факторы, влияющие на отношение учащейся молодежи к учению [87].

В ряде работ раскрыто влияние педагогической оценки на становление отношения школьников к учению. Б. Г. Ананьевым выявлен механизм многогранного воздействия педагогической оценки на ученика как субъекта учебной деятельности, в частности, ее непосредственное и косвенное влияние на отношение школьника к учению, его успеваемость, формирование качеств личности [7]. Э. Ш. Сапожниковой исследованы психологические условия эффективного воздействия оценки учителя на отношение школьников к учению [211].

Несмотря на различные исследования, раскрывающие общие и специфические особенности изучаемой проблемы, следует констатировать о недостаточной разработанности дидактических аспектов, средств и условий, способствующих формированию ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, в том числе и в системе развивающего обучения. Особенности концепции развивающего обучения таковы, что, как мы предполагаем, оно имеет наибольшие возможности для становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы.

Отсюда актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью формирования ценностного отношения к учебной деятельности учащихся и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начальной школы.

В этой связи проблема исследования заключается в необходимости определения педагогических условий становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор нами темы исследования: «Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы (в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова)» .

Цель исследования состоит в разработке модели, представляющей собой совокупность педагогических условий становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Объектом исследования выступает педагогический процесс начальной школы в системе развивающего обучения.

Предметом исследования является становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы будет более эффективным, если:

• сконструирована модель становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, включающая целевой, содержательный, технологический и результативный блоки;

• создана и реализована на практике технология становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, состоящая из потребностно-мотивационного, эмоционального, когнитивного и оценочно-рефлексивного элементов;

• определены способы измерения сформированности компонентов ценностного отношения к учебной деятельности учащихся.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить теоретические положения и практические предпосылки становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в теории и практике начального образования.

2. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы.

3. Разработать и внедрить научно-практические рекомендации по становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы для учителей, работающих в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные идеи философской теории ценностей (С.Ф. Анисимов, Г. П. Выжлецов, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, А. Н. Максимов, В. П. Тугаринов и др.) — фундаментальные положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев и др.) — общая теория учебной деятельности (Т.В. Габай, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.) — психолого-педагогические теории развития личности в деятельности (Е.Д. Божович, П .Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.).

Кроме того, теоретическому осмыслению поставленной проблемы способствовали специальные исследования, посвященные изучению особенностей развития детей младшего школьного возраста в учебной деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.) — основ теории и практики развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) — мотивации деятельности и становления ценностного отношения к действительности (Ш.А. Амонашвили, А. К. Дусавицкий, А. К. Маркова, Г. И. Щукина, Н. Е. Щуркова и др.).

Методы исследования определены его целью, задачами и логикой. В работе использован комплекс методов исследования, включающий теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности школьников, изучение учебной школьной документации, использование метода экспертных оценок и самооценок.

Результаты исследования были обработаны с использованием методов математической статистики.

Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялись с 1998 г. по 2001 г. в три основных этапа:

Первый этап (1998;1999 гг.) — поисково-теоретический: изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования и практики начального образованияопределение объекта и предмета исследованияформулирование гипотезы и задачразработка программы опытно-экспериментальной работыпроведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных.

Второй этап (1999;2000 гг.) — опытно-экспериментальный: разработка и апробация модели становления ценностного отношения к учебной деятельности в условиях развивающего обученияосуществление контрольной диагностики и выявление динамики изменений, происходящих в экспериментальном и контрольном классах в результате проведенного формирующего эксперимента.

Третий этап (2000;2001 гг.) — заключительно-обобщающий: анализ опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности сконструированной моделиобобщение, систематизация и внедрение результатов исследования в практику работы школлитературное оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали: школа-комплекс № 79, общеобразовательная школа № 83 г. Барнаула, а также школы.

14 и № 19 г. Яровое. В качестве респондентов выступали учащиеся третьих классов, учителя и родители. В исследовании приняли участие 217 человек.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

• впервые исследована проблема становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова;

• обоснованы педагогическая целесообразность и необходимость становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова;

• уточнены понятия «ценность», «ценностное отношение» с учетом аксиологических подходов к проблеме развития личности;

• разработана модель становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы;

• выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что осуществлено внедрение модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в учебный процесс начальной школы и разработаны методические рекомендации по ее успешному функционированию в практике начального образованияпредложен комплекс методик выявления уровня сформированности компонентов ценностного отношения к учебной деятельности учащихся с учетом изучения состояния показателей ценностного отношения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициямиприменением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследованияпроведением эксперимента в строго учитываемых и контролируемых условияхсистематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работыподтверждением гипотезы исследования и получением статистически достоверных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в докладах и тезисах всероссийских (гг. Москва, Тула, Улан — Удэ — 2000 г.- г. Краснодар, 2001), краевых (г. Бийск, 1999;2001) и городских научно-практических конференций (г. Барнаул, 19 982 001), а также в Вестнике Витебского государственного университета (Витебск, 2001). Различные аспекты исследуемой проблемы были изложены в выступлениях на заседаниях кафедр общей педагогики, начального образования Барнаульского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебная деятельность младшего школьника осуществляется не только на основе осознания общественной значимости учения для человека, но и предполагает поиск ребенком личностного смысла и ценности этой деятельности.

2. Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся происходит на основе построенной модели, выполняющей нормативную функцию и включающей в себя целевой, содержательный, технологический и результативный блоки.

3. Основными структурными элементами технологии становления ценностного отношения к учебной деятельности являются: потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, оценочно-рефлексивный.

4. Диагностика уровней сформированности компонентов ценностного отношения учащихся начальной школы предполагает изучение состояния показателей ценностного отношения.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы является актуальной проблемой, стоящей не только перед педагогической наукой и практикой, но и перед обществом, т.к. его развитие во многом определяется ценностной позицией и научным потенциалом личности. Актуальность проблемы исследования обостряется тем, что именно по окончании начального звена школы наблюдается тенденция отчуждения учащихся от дальнейшего обучения в ней. Это связано с тем, что ребенок не находит для себя смысла учения и не принимает его общественной значимости. Отсюда наличие у учащихся негативного отношения к учебной деятельности.

Цель исследования заключалась в разработке модели и технологии становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д.Б. ЭльконинаВ.В. Давыдова.

Конструированию модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы предшествовал анализ состояния поставленной проблемы в теории и практике начального образования. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в науке накоплен достаточный потенциал, позволяющий осуществлять исследования, касающиеся ценностного отношения учащихся к их учебной деятельности. Вместе с тем, при анализе научных источников выяснилось, что проблема условий становления и развития ценностного отношения к учебной деятельности младших школьников еще не выступала предметом самостоятельного исследования. Как мы предполагаем, это связано с тем, что традиционно возможность развития исследуемого отношения относилась к первой половине подросткового возраста.

В аспекте достижения поставленной цели мы представили опыт разработки модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в условиях развивающего обучения.

Процесс проверки эффективности модели на практике предполагал органичное проникновение всех технологических элементов в каждый компонент структуры учебной деятельности на всем протяжении от начала и до получения результата. Поэтому все компоненты структуры учебной деятельности функционировали взаимосвязано с ценностной направленностью педагогического процесса. От этой взаимосвязи и оптимального сочетания элементов технологии и компонентов учебной деятельности зависят успешное становление ценностного отношения и осуществление учебной деятельности в целом.

В ходе проверки эффективности сконструированной модели нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы будет осуществляться более эффективно, если:

• сконструирована модель становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, включающая целевой, содержательный, технологический и результативный блоки;

• создана и реализована на практике технология становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, состоящая из потребностно-мотивационного, эмоционального, когнитивного и оценочно-рефлексивного элементов;

• определены способы измерения сформированности компонентов ценностного отношения к учебной деятельности учащихся.

В ходе исследования нами были поставлены задачи, вытекающие из цели и гипотезы:

1. Проанализировать и обобщить теоретические положения и практические предпосылки становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в теории и практике начального образования.

2. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы.

3. Разработать и внедрить научно-практические рекомендации по становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы для учителей, работающих в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В реальной педагогической практике становления ценностного отношения к учебной деятельности не осуществляется, преобладает только наличие низкого уровня этого отношения как побочного продукта формирования учебной деятельности.

2. Реализация в педагогическом процессе противоречия, возникающего между необходимостью формирования ценностного отношения к учебной деятельности учащихся и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начальной школы, является движущей силой, обеспечивающей становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальных классов.

3. Становление ценностного отношения к учебной деятельности является более эффективным (как показывает исследование), если в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова реализованы специально разработанная модель, включаюшая в себя целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Особую значимость представляет собой разработанная нами технология становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. В ней представлены основные элементы (потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, оценочно-рефлексивный) и прописаны цели, гипотезы, методы и формы работы, а также способы контроля на каждом этапе работы.

4. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенных в теоретическом исследовании условий, обеспечивающих достаточно быструю замену «практической», «утилитарной» позиции детей по отношению к учебной деятельности позицией — «познавательной», «ценностной». Доказано, что экспериментальное обучение является успешным на основании разработанных нами педагогических условий.

5. Полученные результаты исследования показывают, что решающую роль в формировании ценностного отношения к учебной деятельности младших школьников играет не их возраст, а специальная организация педагогического процесса. При соответствующем его изменении к концу младшего школьного возраста сформированность компонентов ценностного отношения достигает того уровня развития, который традиционно относился к первой половине подросткового возраста. Установлено, что возраст учащихся является только дополнительным фактором, который не накладывает принципиальных ограничений на становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы.

Таким образом, имеются достаточные основания утверждать, что задачи исследования решены, а его гипотеза подтверждена.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Определенный интерес представляет поиск условий реализации преемственных связей между начальным, средним и старшим образовательными звеньями в вопросах становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся. С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности. М.: Институт практической психологии, 1999. — 224 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.-301 с.
  3. Аксиология // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.-С. 11.
  4. Аксиотезаурус // http: II www. I ACSIO. HTM
  5. М.И. О формировании познавательных мотивов учебной деятельности // Психология. Вып. 8. — Киев: Радяньска школа, 1970. — С. 55−64.
  6. Ш. А. Размышления о Гуманной Педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464 с.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 1996. — 384 с.
  8. .Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2 — 365 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: ПИТЕР, 2001. — 282 с.
  10. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  11. Г. А. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432 с.
  12. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.- 146 с.
  13. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. -№ 2. — С. 8−18.
  14. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -364 с.
  15. В.Г. Диалектика общественного развития / Под ред. Д. А. Гущина. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 260 с.
  16. Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. 2000. — № 7. — С. 37−43.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  18. Е.М. Прикладная социология. М.: Тетра Системе, 2000. — 496 с.
  19. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−1985. М., 1986. — С. 80−157.
  20. А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. — 192 с.
  21. JI.B. Строение учебной задачи и проблема диагностики учебной деятельности // Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания / Под ред. В. В. Давыдова и Д. И. Фельдштейна. Душанбе: Дониш, 1974. — С. 31−47.
  22. B.C. От наукоучения к логике культур. — М.: Политиздат, 1991. -412 с.
  23. P.P., Орлов А. Б. Монолог или диалог? М.: Знание, 1986. — 80 с.
  24. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  25. .В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. М.: Знание, 1977.- 192 с.
  26. П. Факторный анализ с обобщениями. М.: Финансы и статистика, 1989.-248 с.
  27. А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание // Социологические исследования. 1975. — № 2. — С. 54−61.
  28. В.В. Общая психология. М.: Просвещение, 1981. — 236 с.
  29. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 347 с.
  30. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
  31. Л.И. Значение культурно-исторической концепции JI.C. Выготского для современных исследований психологии личности // Научное творчество
  32. JI.C. Выготского и современная психология / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко и др. М.: Просвещение, 1981. — 198 с.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  34. Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. — М., 1951. — С. 3−104.
  35. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972. 192 с.
  36. Л.И. Проблемы формирования личности / Ред. и вступительная статья Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1995. — 352 с.
  37. А.Н. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе. Киев: Выща школа, 1991. — 266 с.
  38. Е.В. Школьное образование в контексте культуры // http: // stad. math, rsu.ru / reg / п29/ obraz 29. htm
  39. T.B. Ориентация учащихся на познание как ценность: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1997. — 216 с.
  40. В. Марксистская теория оценки. М.: Наука, 1982. — 236 с.
  41. А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании // Alma Mater. 1997. — № 6. — С. 22−25.
  42. М. Философия физики. — М.: Прогресс, 1975. 347 с.
  43. П. Начала: Choses dites: Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994.-288 с.
  44. В.А. Ценность и оценка. Киев: Наукова думка, 1964. — 162 с.
  45. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-283 с.
  46. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1962. — 224 с.
  47. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / Под ред. Ш. И. Ганелина. Л.: ЛГУ, 1973. — 135 с.
  48. М. История хозяйства. Город / Под ред. И. Гревса. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. — 575 с.
  49. В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / Под ред. А. И. Введенского. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 1998.-494 с.
  50. Л.С. Вопросы детской (возрастной психологии) // Собр. соч. М.: Педагогика, 1982. — Т. 4. — С. 244−385.
  51. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
  52. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 536 с.
  53. Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевсого. М.: Институт практической психологии, 1996. — 512 с.
  54. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 3. — 320 с.
  55. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. -№ 1. — С. 86−99.
  56. Т.В. Педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 160 с.
  57. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. -255 с.
  58. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978.- 118 с.
  59. С.Г. Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -М., 1997. 254 с.
  60. В.В. Категория ценности: философский и лингво-семантический анализ. СПб.: Изд-во С. — Петербургского университета, 1993. — 131 с.
  61. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Луис, 1981.-220 с.
  62. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 479 с.
  63. В.В. О понятии развивающего обучения. Томск.: Пеленг, 1995. -144 с.
  64. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  65. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  66. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 24 с.
  67. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. -478 с.
  68. О.В., Розин В. М. Судьбы образования и человека в истории и на пороге XXI века // Современная высшая школа. 1989. — № 3. — С. 3−14.
  69. А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. -1974.-№ 5.-С. 17−25.
  70. М.Т. Особенности отношения к учению младших школьников с различной успеваемостью: Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1979. — 156 с.
  71. О.Г. Мир оживших предметов. М.: Наука, 1967. — 321 с.
  72. Н.П. Наследование биологическое и социальное // Коммунист. 1980. -№ 11.-С. 5−13.
  73. М.Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315 с.
  74. А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1975.-24 с.
  75. Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
  76. В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста: Дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 202 с.
  77. Р.А. Формирование мотивации учения у младших школьников: Дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1971. — 276 с.
  78. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 152 с.
  79. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. -431 с.
  80. А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред.
  81. B.В. Давыдова, А. К. Марковой, Й. Лампшера. М.: Педагогика, 1982.1. C. 107−113.
  82. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Наука, 1986. -221 с.
  83. А.Г. и др. Человек и его работа. М.: Наука, 1967. — 197 с.
  84. .В., Братусь Б. С. К проблеме смысловых образований личности // Очерки психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. -С. 111−127.
  85. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.
  86. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. — 64 с.
  87. Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Российский гуманитарный университет, 1999. — 282 с.
  88. А.А. По законам логики. М.: Молодая гвардия, 1983. — 208 с.
  89. Г. Ф. О формировании познавательной потребности у работающей молодежи // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. -М.: Просвещение, 1978.-С. 107−108.
  90. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. — 320 с.
  91. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского-на-Дону пед. ин-та, 1971. 167 с.
  92. Т.А. Педагогика. -М.: Просвещение, 1984. 496 с.
  93. И.В. Полимотивация и принцип соответствия и деятельности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: АН Грузинской ССР, 1981.-254 с.
  94. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
  95. М.С. Эстетическая и художественная ценности в мире ценностей // Проблема формирования эстетической ценности. М.: ВНИИТЭ, 1981. — Вып. 30.- С. 87−97.
  96. М.Г. К проблеме формирования у школьников самооценки нравственных качеств // Нравственное воспитание личности школьников в коллективе. Вып. 4. — JL, 1977. — С. 53−61.
  97. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -123 с.
  98. И. Сочинения: В 6-ти томах. М.: Мысль, 1965. — Т. 4. — 544 с.
  99. И. Трактаты и письма. М.: Мысль, 1980. — 743 с.
  100. Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. М.: УРСС, 1997. — 360 с.
  101. Е.И. Зависимость учебной деятельности школьника от характера его взаимоотношений с коллективом // Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. М.: Просвещение, 1970. — С. 168−175.
  102. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: ОГПУ, 1996.- 188 с.
  103. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. — 154 с.
  104. В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Дис.. докт. психол. наук.-М., 1991.-392 с.
  105. Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 с.
  106. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.- 184 с.
  107. Ю.А. Система. Анализ. Урок. Псков: ПОИПКРО, 1996. -440 с.
  108. М., Милонавский В. Политические ценности // Элементы теории политики. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1991. — С. 224−227.
  109. A.M. Отражение. Деятельность. Познание. М.: Политиздат, 1979. -320 с.
  110. А. Проблемы теории личности в психолого-дидактическом исследовании // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 28−35.
  111. Г. С. Избр. психол. труды / Под ред. JI.H. Проколиенко. М.: Педагогика, 1988.-301 с.
  112. А.Н. Методы и формы научного познания. М.: Изд-во МГУ, 1990. -80 с.
  113. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  114. .С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций // Диагностическая и коррекционная работа психолога. М.: Просвещение, 1987. — С. 80−89.
  115. .С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1989. -С. 12−14.
  116. JI.H. Взаимодействие саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения. Хабаровск: ХГУ, 1996. -98 с.
  117. JI.H. Воспитать себя. М.: Просвещение, 1991. — 134 с.
  118. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. — 128 с.
  119. B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности // Вопросы психологии. 1999. — № 3. -С. 17−23.
  120. И. Педагогическая психология в Германской Демократической Республике // Вопросы психологии. 1971. — № 2. — С. 153−160.
  121. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3−24.
  122. В.И. Собрание сочинений. М.: Госполитиздат, 1950. — Т. 29. — 561 с.
  123. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -302 с.
  124. А.Н. Избр. психол. произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. -Т. 1.-391 с.
  125. Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  126. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 15−26.
  127. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. -1996.-№ 2.-С. 7−11.
  128. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982. 220 с.
  129. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  130. И. К. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.-685 с.
  131. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень / Под ред. В. А. Ядова, И. С. Кона. Вып. 1. — М., 1969. — № 4 (19). — 170 с.
  132. Дж. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1985. -Т.1.-622 с.
  133. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. -496 с.
  134. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М.: Фолиум, 1993.-63 с.
  135. А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978.-48 с.
  136. А.Н. Философия ценностей. М.: Высшая школа, 1997. — 176 с.
  137. JI.H. Конкретно-историческая обусловленность человеческой деятельности. Киев: Изд-во «Вища школа», 1983. — 174 с.
  138. С.П. Дидактические основы формирования положительного личностного отношения учащихся к учебной деятельности: Дис.. докт. пед. наук. -Ереван, 1989.-405 с.
  139. А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии. 1978. — № 3. — С. 136−142.
  140. К., Энгельс Ф. Полное собр. соч. М.: Госполитиздат, 1955. — Т. 2. -651 с.
  141. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. — 424 с.
  142. П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. -М.: Прогресс, 1987. 272 с.
  143. .Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа — Пресс, 1994. — 96 с.
  144. Мелик Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. — 1989. -№ 5. — С. 11−18.
  145. Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. М.: Просвещение, 1966. — С. 54−68.
  146. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка // Избр. психол. труды / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Институт практической психологии, 1998. — 443 с.
  147. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
  148. Модель // БСЭ. Изд. 3-е. — М.: Советская Энциклопедия. — Т. 16. — С. 399.
  149. Т.Г. Экспериментальные основы эволюции. М.: Изд-во институтов народов севера ЦИК СССР, 1936. — 350 с.
  150. А.В. Социализация в «смутное время». М.: Знание, 1991. — 80 с.
  151. С.А. Преодоление трудностей как фактор развития мотивации учения у слабо успевающих младших школьников // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М.: Просвещение, 1978. — С. 109−110.
  152. В.В. Марксизм и проблема ценностей // Философские науки. -1965.-№ 1.-С. 65−70.
  153. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
  154. В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1969. — Т.1. — С. 63−73.
  155. В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки // Понятия установки и отношения в медицинской психологии: Материалы симпозиума / Под общ. ред. И. Т. Бжалава. Тбилиси: Мецниереба, 1970.-С. 9−15.
  156. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 1995. — 356 с.
  157. Наследование биологическое и социальное // Коммунист. 1983. — № 14. — С. 13−24.
  158. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969.-246 с.
  159. Н.И., Каневская М. Е. и др. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. 1980. -№ 1. — С. 22−30.
  160. Я.Г. Модели в науке и технике. Л.: Наука, 1984. — 189 с.
  161. Н. Об отношении к учению младших школьников // Народное образование. 1974. — № 3. — С. 77−79.
  162. Е.Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995.- 196 с.
  163. И.Б. Гносеологические аспекты моделирования // Природа моделей и модели природы / Под ред. Д. М. Гвишиани и др. М.: Мысль, 1996. — С. 22−68.
  164. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. — 335 с.
  165. О сознательном и прочном усвоении знаний учащихся / Под ред. М. А. Данилова. М.: АПН РСФСР, 1953. — 200 с.
  166. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТП и О РАО, 1995.-631 с.
  167. Общество Государство — Человек / Под общ. ред. С. И. Григорьева. -Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 1999. — 496 с.
  168. Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. -М.: Академический проект, 2000. 208 с.
  169. Г. В. Личность в психологии. М.: Ювента, 1998. — 345 с.
  170. Основы теории познания / Под ред. Б. И. Липского. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. — 336 с.
  171. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  172. В.К. Воспитание ответственного отношения к учению у старшеклассников как один из аспектов деятельности классного руководителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 24 с.
  173. Г. И. Моральная ценность научных знаний. М.: Знание, 1984. -63 с.
  174. В.И., Чередниченко В. Ф. Престиж профессии и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев: Наукова думка, 1979. -176 с.
  175. Т. Общий обзор // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Аспект Пресс, 1972. — 392 с.
  176. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. Тексты. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 448−481.
  177. В.Э. Психологические предпосылки возникновения и развития у учащихся ответственного отношения к учению // Повышение ответственностишкольников за качество учебы: Межвузовский сборник научных трудов. Омск: ОГПИ им. Горького, 1987. — 139 с.
  178. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  179. А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2000. -501 с.
  180. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1995. — 152 с.
  181. А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 75−86.
  182. Познание // http: // www. archi. ru / psy /cognition.htm
  183. Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1991. -260 с.
  184. Л.Т., Щуркова Н. Е. Символика поведения. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 96 с.
  185. Проблема ценности в философии. М., Л.: Наука, 1966. — 260 с.
  186. Программы развивающего обучения / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Репкина. -Томск: Пеленг, 1995. 96 с.
  187. Г. Н. Некоторые вопросы определения сформированности ценностных ориентаций учащихся // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Пеленг, 1978. — С. 37−63.
  188. Противоречия школьного воспитания: семь проблем семь решений / Под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: Педагогическое общество, 1998. — 95 с.
  189. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1979. -288 с.
  190. Психология личности / Под ред. Ю. В. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.-288 с.
  191. Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. -183 с.
  192. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  193. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 166 с.
  194. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 192 с.
  195. Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков. Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону педагогический ин-т, 1998. — С. 470.
  196. В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. -Томск: Пеленг, 1997.-288 с.
  197. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
  198. Г. Два пути теории познания // Новые идеи философии. СПб.: Логос, 1913.-С. 124−186.
  199. Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.: Логос, 1911. — 248 с.
  200. Г. Философия истории. СПб.: Логос, 1908. — 356 с.
  201. Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск: НГУ, 1998. — 292 с.
  202. В.Г. Особенности действия контроля в учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. — 21 с.
  203. В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1985. — № 1 (32). — С. 27−30.
  204. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 498 с.
  205. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 1999. — 712 с.
  206. С.Л. Человек и мир. -М.: Наука, 1997. 191 с.
  207. Л.И. Нравственное воспитание личности. -М.: Просвещение, 1981. 184 с.
  208. Jl.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
  209. С.Л. Диалог за партой. М.: Педагогика, 1989. — 96 с.
  210. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  211. Д. Три рода красоты // Современная книга по эстетике: Антология. -М.: Логос, 1957.-242 с.
  212. И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании: Материалы 2-й науч.-практ. конференции. Красноярск, 1995. — С. 147−148.
  213. Э.Ш. Психология воспитательного воздействия на младших школьников оценки учителем их знаний: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1953.- 17 с.
  214. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  215. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. -Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  216. М.М. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М.: Наука, 1970. — С. 49−63.
  217. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: АН СССР, 1961. — 315 с.
  218. А.С. Нужен ли эксперимент практику? // Школьные технологии. -1997. -№ 1.- С. 65−79.
  219. М.Н. Качество знаний и пути его совершенствования. М.: Педагогика, 1979. — 206 с.
  220. Л.А. Влияние социально-педагогических факторов на отношение младших школьников к учению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1989. -24 с.
  221. В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 25−36.
  222. Дж. Социология // СОЦИС. 1991. — № 6. — С. 126.
  223. Н. Социология. М.: Наука, 1994. — 688 с.
  224. А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. — 352 с.
  225. В.И. Общая педагогика: в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
  226. JI.M. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал. 1996. — № 1. — Т. 17. — С. 157.
  227. .А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). -М.: Прометей, 1993. 199 с.
  228. Становление // Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. — С. 860.
  229. Становление // Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. -М.: Сов. энциклопедия, 1970. Т. 5. — С. 126.
  230. Становление // Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.-С. 436.
  231. Становление // Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  232. Е.Б. Развитие жизненных отношений личности (методологические и методические модели): Дис.. докт. психол. наук. -М., 1991. -355 с.
  233. Н.А. В какой школе учатся наши дети // СОЦИС. 1994. — № 3. -С. 155.
  234. Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998. -368 с.
  235. В.И. Ценности и социальная динамика // Наука и ценности. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 457.
  236. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. — 288 с.
  237. Р.Е. Контрольные действия в структуре решения учебных задач школьниками // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1980. — № 2 (23). — С. 65−67.
  238. А.И. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. -278 с.
  239. JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  240. А.Е. Работа школы с родителями по воспитанию правильного отношения к учению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1971.-21 с.
  241. В.П. Избранные философские труды. Д.: Изд-во ЛГУ, 1988. -343 с.
  242. В.П. О ценностях жизни и культуры. JL: Изд-во ЛГУ, 1960. -156 с.
  243. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -124 с.
  244. Условие // Философский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. -С. 380−381.
  245. К.Д. Избр. пед. произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  246. Фактор // Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1996. -794 с.
  247. Фактор // Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1994. — С. 1391.
  248. Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 1. -С. 107−117.
  249. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Институт практической психологии, 1996. — 512 с.
  250. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
  251. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. -М.: Педагогика, 1986. 192 с.
  252. Формирование личности в переходный период, от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  253. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся / Под ред. В. Г. Леонтьева. Новосибирск: НГПИ, 1985.- 134 с.
  254. Формирование стремления к знаниям, мотивации учения школьников / Под ред. B.C. Ильина. Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону педагогический институт, 1975. — 175 с.
  255. Формула интереса / Под ред. А. К. Дусавицкого. М.: Педагогика, 1989. -172 с.
  256. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  257. Л.М. Моделирование в психологии и психология моделирования // Вопросы психологии. 1977. -№ 2. — С. 15−28.
  258. Э. Человеческая ситуация / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1995.-239 с.
  259. О.М. Формирование ценностного отношения к прошлому: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 241 с.
  260. О.Г., Кудрявцева М. Г. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор ее развития: Материалы международной науч.-практ. конф. / Под ред. Е. Е. Сапоговой. Тула: ТГУ, 2000. — С. 334−335.
  261. О.Г. Некоторые философские и психолого-педагогические аспекты теории и практики развивающего обучения // Вестник Витебского университета им. П. М. Машэрава. 2001. — № 3 (21). — С. 32−34.
  262. Ценностные аспекты развития науки / Под ред. Н. С. Злобина, В. Ж. Келле. -М.: Наука, 1990.-292 с.
  263. Ценность // Словарь русского языка: В 4-х т. М.: ГИС, 1961. — Т.4. — 1088 с.
  264. Ценность // Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. -Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998.-С. 1001.
  265. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-287 с.
  266. Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1992.- 122 с.
  267. Т.В. Критический анализ буржуазных концепций «ценностного воспитания» в современной педагоге США: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984.-21 с.
  268. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 171 с.
  269. Е.В. К философскому анализу деструкции сознания личности // Философские науки. 1982. — № 2. — С. 47−53.
  270. Е.В. К проблеме исследования уровня сформированности учебной деятельности младших школьников методом включенного наблюдения // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». 1997. — № 3. — С. 32−49.
  271. В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 15−28.
  272. О.Л. Влияние стиля педагогического общения на отношение младших школьников к учению: Атореф. дис.. канд. пед. наук. М.: Изд-во МПГУ, 1994.- 16 с.
  273. Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978. — С. 17.
  274. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1991. -240 с.
  275. Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 3−33.
  276. Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -С. 63−71.
  277. В.А. Моделирование и философия. М. — Л.: Наука, 1966. — 301 с.
  278. П.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993.- 156 с.
  279. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  280. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1979. — 394 с.
  281. Н.Е. Воспитание детей в школе. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  282. .Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. — 144 с.
  283. Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. — 167 с.
  284. Д.Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
  285. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-224 с.
  286. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Педагогика, 1985. -144 с.
  287. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
  288. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−77.
  289. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. 317 с.
  290. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
  291. Cowell F.R. Values in human society. The contributions of Pitirim A. Sorokin to sociology. Boston, 1970. P. 49
  292. Hvozdik J. Psychologisky rozbor skolskych neuspechon ziakov. (Na porovnanie vykonovych a vyvinovych zavislosti u neprospieva jucich ziakov ZDS). Bratislava, SPN, 1973, s.325
  293. Parker D. The Philosophy of Value NN: 1968, J. P., 272p.
  294. Kluckhohn С/ Values and Value Orientations in the Theory of Action // Toward a General Theory of Action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951
  295. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A theory of organization and chenge. -San Francisco, 1972
  296. Skinner B.F. Reflections on Behaviorism and Society. № 7, 1978
  297. Rosenfeld G. Theorie und Praxis der lernmotivation. Ein Beitrag zur padagagischen Psychologie. Berlin, Dt. verl. d. Wiss., 1967.- s. 216
  298. Wasyluk Kus H. О nance szkolnej ucznion zdolnech (Przycryny niecheci do nauki i nieponodzenia w nauca) Warszawa, PZWS, -1971.- s. 122
  299. Watson J.B. Psycology as a Behaviorist Views It // Psychol Review. 1913. V. 20.
  300. Zazzo R. Les jumeux, le coupl et lapersonne. Paris, 1960. V.2.
Заполнить форму текущей работой