Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы: В системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
Отрицательное отношение ученика к учению главным образом порождается самим процессом обучения, который мало связан с потребностями учащегося. Во-первых, в настоящее время общеобразовательное значение среднего обязательного образования фактически для ученика не является ведущим среди других его значений и не становится одинаково необходимым для всех школьников. Во-вторых, общеобразовательное… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и практические предпосылки становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
- 1. 1. Сущность понятий «ценность» и «отношение» в философском, социологическом, психологическом и педагогическом аспектах
- 1. 2. Анализ состояния проблемы ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в педагогической теории и практике
- Глава 2. Моделирование педагогических условий становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова
- 2. 1. Сущность педагогических условий и обоснование их значимости для процесса становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
- 2. 2. Модель становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
- Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности представленной модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
- 3. 1. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы по становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
- 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы
Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы: В системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Успех духовного и нравственного возрождения общества во многом зависит от развития современного отечественного образования. В настоящее время господствующей формой обучения является обучение по внешней целесообразности. Лишь у незначительной части учащихся формируется учебная деятельность как самодеятельность, когда учение становится для них жизненно необходимым, приносящим им ценностно желаемые переживания. Вероятно, это связано с тем, что ребенок приходит в школу и включается в учебный процесс отчасти вынужденно и стихийно, без достаточного осознания смысла и значимости учения лично для себя.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная. Появление в жизнедеятельности ребенка принципиально нового вида деятельности предполагает проявление особого отношения со стороны учащегося к процессу учения и его результату. Тем не менее, анализ работы школы показывает, что учебная деятельность зачастую не является личностно значимой для школьников. Однако она по своему содержанию и организации позволяет развивать адекватные ей потребности, смыслы и значимость, а также ценностное отношение учащихся.
На пути достижения этой цели серьезной преградой встает негативное отношение к учению у значительной части учащихся. Оно возникает как результат безуспешного поиска учеником личного смысла учебной деятельности. Поиск смысла проявляется уже в младшем школьном возрасте и усиливается в средних и старших классах. Не обнаружив перспективное и непосредственное значение учения лично для себя, ученик такое учение считает бессмысленным и может проявлять к нему негативное отношение. С подобными учащимися ведется работа в основном принудительного характера, которая дает отрицательный эффект: резко снижается успеваемость, происходит отчуждение ученика от учебной деятельности и ее результатов, усиливается негативное отношение.
Отрицательное отношение ученика к учению главным образом порождается самим процессом обучения, который мало связан с потребностями учащегося. Во-первых, в настоящее время общеобразовательное значение среднего обязательного образования фактически для ученика не является ведущим среди других его значений и не становится одинаково необходимым для всех школьников. Во-вторых, общеобразовательное значение учения в школе отодвигается на второй план также из-за императивности методов обучения. Они часто навязывают способ учения ученикам, не актуализируя и не развивая его потребности, заставляя заучивать готовые ответы и готовые вопросы. Такой характер обучения обусловлен сохраняющимися теоретическими представлениями о целях обучения на уроке, о целях учения, о формировании мотивов и стимулов учения, о создании противоречий, действующих в учебной деятельности, о соотношении субъекта учебной деятельности и объекта педагогической деятельности, о функциях методов обучения. Эти представления неадекватно отражают реальный учебный процесс. Несоответствие состоит в следующем:
1. Не определяя отдельную субъективную цель ученика и ее соотношение с целью учителя, предлагают, а часто и просто навязывают школьникам цели, которые как правило не ясны и не понятны им, а нередко и объективно не нужны.
2. Существующая педагогическая концепция формирования мотивов учения конечными побудителями учения неправомерно выдвигает идеальные побудители (познавательный интерес, потребности, чувство долга и ответственности и т. п.), недооценивая реальные побудители (сама учебная деятельность, ее продукт и результат), имеющие непосредственное значение лично для ученика, адекватно отраженные в его сознании. Это означает, что данная концепция ориентирует теорию и практику обучения на непосредственное обращение к сознанию ученика, не придавая особой роли усилению объективного значения учебной деятельности лично для ученика. В итоге такой подход заставляет обращаться к принуждению.
3. Согласно имеющимся педагогическим представлениям, разрешение противоречия, которое является движущей силой формирования учебной деятельности, возникает, когда перед учениками ставятся задачи и вопросы, опережающие их уровень актуального развития, в также знаниям и способам решения этих задач, следовательно, требующих поиска новых знаний и способов решения. Предполагается, что эти затруднения и активизируют ученика. Поскольку на практике не обеспечивается ожидаемая активность, то появляется необходимость принуждения к деятельности.
В итоге зачастую за все время обучения ученику так и не открывается социокультурный смысл учебной деятельности в результате чего он не может сказать, что он приобрел в процессе учения лично для себя.
В основе разработки учебных программ нового типа, которые коренным образом отличаются от принятых в традиционной школе, лежит теория учебной деятельности. Именно субъекту учебной деятельности принадлежит ее содержание, структура, а также способность осмысленно включаться в процесс учения. Вместе с тем, до сих пор психологические особенности субъекта учения изучались недостаточно. Главное внимание уделялось строению самой учебной деятельности, характеру учебной задачи и учебных действий, их проявлению в конкретных учебных предметах. Вместе с тем, возникает необходимость исследовать мотивационно-ценностную сферу субъекта деятельности. Одними из первых к исследованию приступили В. Н. Мясищев (1960), Е. В. Шорохова (1962, 1970), Г. И. Щукина (1979), Д. Б. Эльконин (1974), М. Г. Ярошевский (1972) и др. Кроме того были учтены теоретические и экспериментальные исследования мотивации в психологии P.P. Бибрин и А. Б. Орлов (1977), Л. И. Божович (1972), Р. А. Жданова (1969), В. Г. Леонтьев (1979), А. К. Маркова (1983), П. М. Якобсон (1969) и др.
Общепсихологическая теория отношения В. Н. Мясищева послужила импульсом для дальнейшей разработки психологами и педагогами отношений личности. В подходе к исследованию проблем личности в отечественной психологии проявляется единство мнений ученых в том, что стержневым образованием и ядром личности являются ее отношения к объективной действительности, к другим людям, к самой себе Б. Г. Ананьев [9], Л. И. Божович [33- 35], Г. С Костюк [109], А. Н. Леонтьев [121], А. В. Петровский [177], С. Л. Рубинштейн [203- 204], А. А. Смирнов [222], Е. В. Шорохова [274- 275].
Важность изучения отношений личности подчеркивается учеными различных стран А. Коссаковский [108], И. К. Лингардт [128], И. Лампшер [118], J. Hvozdik [291], Н. Wasyluk — Kus [297]. Так, А. Коссаковский (ГДР) указывает, что психолого-педагогические исследования должны быть направлены на изучение отношений человека к деятельности как важного условия ее эффективности [108].
Важные общетеоретические и экспериментальные аспекты изучения отношения школьников к учению представлены в работах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и их сотрудников с позиций «концепции теоретического обобщения» [61]. К работам этого направления примыкают интересные исследования мотивации учения школьников, проводимые В. В. Репкиным [194], А. К. Дусавицким [73].
За рубежом ученые исследуют мотивационный аспект отношения школьников к учебной деятельности с диалектико-материалистических позиций (С. Герстман, 3. Путкевич, Г. Розенфельд, В. Хеннинг, Г. Шурани и др.). Так, С. Герстман считает, что отношение школьников к учению зависит от мотивации. Основой возникновения отрицательного отношения школьников к учению, по его мнению, являются прежде всего мотивы эмоционального характера [43]. С точки зрения Г. Розенфельда отношение школьников к учению характеризуется такими категориями мотивов: учение как самоцельучение ради общественной потребностиучение на основе практических целей в жизниучение на основе социальной идентификацииучение как антиципация успеха и избежание неуспехаучение по велению совестиучение с целью обеспечения личных преимуществучение под действием принуждения [201].
Важным направлением исследования отношения школьников к учению является изучение факторов, обусловливающих его формирование. Оно представлено психолого-педагогическими и сугубо педагогическими исследованиями. Исходным в них является положение о детерминированности отношения к учению извне — содержанием обучения, его организацией, методами. В педагогических работах (Ш.А. Амонашвили [6], Е. И. Киричук [99], Г. С. Костюк [109], Н. Нечаева [159], В. К. Павловская [170], А. Е. Точин [238], Н. А. Менчинская [144], С. П. Манукян [136]) раскрыты влияние различных форм и методов деятельности классного руководителя на воспитание ответственного отношения учащихся к учению, педагогические условия и пути работы с родителями по воспитанию у детей правильного отношения к учению, роль коллектива и положение учащегося в системе личных взаимоотношений в классном коллективе в формировании сознательного отношения к учению.
Кроме этого, в психолого-педагогических работах сделана попытка определить как внешние педагогические воздействия становятся реальными факторами учебной деятельности школьников, превращаясь из объективных условий в субъективный психологический регулятор (М.И. Алексеева, Ш. А. Амонашвили, С. А. Мусатов, А. К. Дусавицкий и др.).
В частности, М. И. Алексеевой прослежена зависимость мотивационной стороны отношения к учению от способов организации учебной деятельности школьников путем постановки перед ними специальных учебных задач и формирования соответствующих приемов умственной деятельности [5]. В исследовании Ш. А. Амонашвили показана роль в становлении мотивов учения и отношения к учению у младших школьников содержательно-оценочного компонента учебной деятельности [6]. Становление положительного отношения младших школьников к учению через определение индивидуальной меры трудности в учебной деятельности рассматривалось в исследовании С. А. Мусатова [149]. А. К. Дусавицким раскрыто изменение отношения к учению у младших школьников в зависимости от способа обучения [73]. В исследовании Г. И. Ивончик были выяснены субъективные и объективные факторы, влияющие на отношение учащейся молодежи к учению [87].
В ряде работ раскрыто влияние педагогической оценки на становление отношения школьников к учению. Б. Г. Ананьевым выявлен механизм многогранного воздействия педагогической оценки на ученика как субъекта учебной деятельности, в частности, ее непосредственное и косвенное влияние на отношение школьника к учению, его успеваемость, формирование качеств личности [7]. Э. Ш. Сапожниковой исследованы психологические условия эффективного воздействия оценки учителя на отношение школьников к учению [211].
Несмотря на различные исследования, раскрывающие общие и специфические особенности изучаемой проблемы, следует констатировать о недостаточной разработанности дидактических аспектов, средств и условий, способствующих формированию ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, в том числе и в системе развивающего обучения. Особенности концепции развивающего обучения таковы, что, как мы предполагаем, оно имеет наибольшие возможности для становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы.
Отсюда актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью формирования ценностного отношения к учебной деятельности учащихся и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начальной школы.
В этой связи проблема исследования заключается в необходимости определения педагогических условий становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор нами темы исследования: «Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы (в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова)» .
Цель исследования состоит в разработке модели, представляющей собой совокупность педагогических условий становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Объектом исследования выступает педагогический процесс начальной школы в системе развивающего обучения.
Предметом исследования является становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы будет более эффективным, если:
• сконструирована модель становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, включающая целевой, содержательный, технологический и результативный блоки;
• создана и реализована на практике технология становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, состоящая из потребностно-мотивационного, эмоционального, когнитивного и оценочно-рефлексивного элементов;
• определены способы измерения сформированности компонентов ценностного отношения к учебной деятельности учащихся.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить теоретические положения и практические предпосылки становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в теории и практике начального образования.
2. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы.
3. Разработать и внедрить научно-практические рекомендации по становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы для учителей, работающих в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные идеи философской теории ценностей (С.Ф. Анисимов, Г. П. Выжлецов, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, А. Н. Максимов, В. П. Тугаринов и др.) — фундаментальные положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев и др.) — общая теория учебной деятельности (Т.В. Габай, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.) — психолого-педагогические теории развития личности в деятельности (Е.Д. Божович, П .Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.).
Кроме того, теоретическому осмыслению поставленной проблемы способствовали специальные исследования, посвященные изучению особенностей развития детей младшего школьного возраста в учебной деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.) — основ теории и практики развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) — мотивации деятельности и становления ценностного отношения к действительности (Ш.А. Амонашвили, А. К. Дусавицкий, А. К. Маркова, Г. И. Щукина, Н. Е. Щуркова и др.).
Методы исследования определены его целью, задачами и логикой. В работе использован комплекс методов исследования, включающий теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности школьников, изучение учебной школьной документации, использование метода экспертных оценок и самооценок.
Результаты исследования были обработаны с использованием методов математической статистики.
Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялись с 1998 г. по 2001 г. в три основных этапа:
Первый этап (1998;1999 гг.) — поисково-теоретический: изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования и практики начального образованияопределение объекта и предмета исследованияформулирование гипотезы и задачразработка программы опытно-экспериментальной работыпроведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных.
Второй этап (1999;2000 гг.) — опытно-экспериментальный: разработка и апробация модели становления ценностного отношения к учебной деятельности в условиях развивающего обученияосуществление контрольной диагностики и выявление динамики изменений, происходящих в экспериментальном и контрольном классах в результате проведенного формирующего эксперимента.
Третий этап (2000;2001 гг.) — заключительно-обобщающий: анализ опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности сконструированной моделиобобщение, систематизация и внедрение результатов исследования в практику работы школлитературное оформление диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали: школа-комплекс № 79, общеобразовательная школа № 83 г. Барнаула, а также школы.
14 и № 19 г. Яровое. В качестве респондентов выступали учащиеся третьих классов, учителя и родители. В исследовании приняли участие 217 человек.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:
• впервые исследована проблема становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова;
• обоснованы педагогическая целесообразность и необходимость становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова;
• уточнены понятия «ценность», «ценностное отношение» с учетом аксиологических подходов к проблеме развития личности;
• разработана модель становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы;
• выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что осуществлено внедрение модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в учебный процесс начальной школы и разработаны методические рекомендации по ее успешному функционированию в практике начального образованияпредложен комплекс методик выявления уровня сформированности компонентов ценностного отношения к учебной деятельности учащихся с учетом изучения состояния показателей ценностного отношения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены исходными методологическими позициямиприменением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследованияпроведением эксперимента в строго учитываемых и контролируемых условияхсистематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работыподтверждением гипотезы исследования и получением статистически достоверных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в докладах и тезисах всероссийских (гг. Москва, Тула, Улан — Удэ — 2000 г.- г. Краснодар, 2001), краевых (г. Бийск, 1999;2001) и городских научно-практических конференций (г. Барнаул, 19 982 001), а также в Вестнике Витебского государственного университета (Витебск, 2001). Различные аспекты исследуемой проблемы были изложены в выступлениях на заседаниях кафедр общей педагогики, начального образования Барнаульского государственного педагогического университета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Учебная деятельность младшего школьника осуществляется не только на основе осознания общественной значимости учения для человека, но и предполагает поиск ребенком личностного смысла и ценности этой деятельности.
2. Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся происходит на основе построенной модели, выполняющей нормативную функцию и включающей в себя целевой, содержательный, технологический и результативный блоки.
3. Основными структурными элементами технологии становления ценностного отношения к учебной деятельности являются: потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, оценочно-рефлексивный.
4. Диагностика уровней сформированности компонентов ценностного отношения учащихся начальной школы предполагает изучение состояния показателей ценностного отношения.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение
.
Становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы является актуальной проблемой, стоящей не только перед педагогической наукой и практикой, но и перед обществом, т.к. его развитие во многом определяется ценностной позицией и научным потенциалом личности. Актуальность проблемы исследования обостряется тем, что именно по окончании начального звена школы наблюдается тенденция отчуждения учащихся от дальнейшего обучения в ней. Это связано с тем, что ребенок не находит для себя смысла учения и не принимает его общественной значимости. Отсюда наличие у учащихся негативного отношения к учебной деятельности.
Цель исследования заключалась в разработке модели и технологии становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Д.Б. ЭльконинаВ.В. Давыдова.
Конструированию модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы предшествовал анализ состояния поставленной проблемы в теории и практике начального образования. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в науке накоплен достаточный потенциал, позволяющий осуществлять исследования, касающиеся ценностного отношения учащихся к их учебной деятельности. Вместе с тем, при анализе научных источников выяснилось, что проблема условий становления и развития ценностного отношения к учебной деятельности младших школьников еще не выступала предметом самостоятельного исследования. Как мы предполагаем, это связано с тем, что традиционно возможность развития исследуемого отношения относилась к первой половине подросткового возраста.
В аспекте достижения поставленной цели мы представили опыт разработки модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы в условиях развивающего обучения.
Процесс проверки эффективности модели на практике предполагал органичное проникновение всех технологических элементов в каждый компонент структуры учебной деятельности на всем протяжении от начала и до получения результата. Поэтому все компоненты структуры учебной деятельности функционировали взаимосвязано с ценностной направленностью педагогического процесса. От этой взаимосвязи и оптимального сочетания элементов технологии и компонентов учебной деятельности зависят успешное становление ценностного отношения и осуществление учебной деятельности в целом.
В ходе проверки эффективности сконструированной модели нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы будет осуществляться более эффективно, если:
• сконструирована модель становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, включающая целевой, содержательный, технологический и результативный блоки;
• создана и реализована на практике технология становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы, состоящая из потребностно-мотивационного, эмоционального, когнитивного и оценочно-рефлексивного элементов;
• определены способы измерения сформированности компонентов ценностного отношения к учебной деятельности учащихся.
В ходе исследования нами были поставлены задачи, вытекающие из цели и гипотезы:
1. Проанализировать и обобщить теоретические положения и практические предпосылки становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся в теории и практике начального образования.
2. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность модели становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы.
3. Разработать и внедрить научно-практические рекомендации по становлению ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы для учителей, работающих в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В реальной педагогической практике становления ценностного отношения к учебной деятельности не осуществляется, преобладает только наличие низкого уровня этого отношения как побочного продукта формирования учебной деятельности.
2. Реализация в педагогическом процессе противоречия, возникающего между необходимостью формирования ценностного отношения к учебной деятельности учащихся и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начальной школы, является движущей силой, обеспечивающей становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальных классов.
3. Становление ценностного отношения к учебной деятельности является более эффективным (как показывает исследование), если в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова реализованы специально разработанная модель, включаюшая в себя целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Особую значимость представляет собой разработанная нами технология становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. В ней представлены основные элементы (потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный, оценочно-рефлексивный) и прописаны цели, гипотезы, методы и формы работы, а также способы контроля на каждом этапе работы.
4. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенных в теоретическом исследовании условий, обеспечивающих достаточно быструю замену «практической», «утилитарной» позиции детей по отношению к учебной деятельности позицией — «познавательной», «ценностной». Доказано, что экспериментальное обучение является успешным на основании разработанных нами педагогических условий.
5. Полученные результаты исследования показывают, что решающую роль в формировании ценностного отношения к учебной деятельности младших школьников играет не их возраст, а специальная организация педагогического процесса. При соответствующем его изменении к концу младшего школьного возраста сформированность компонентов ценностного отношения достигает того уровня развития, который традиционно относился к первой половине подросткового возраста. Установлено, что возраст учащихся является только дополнительным фактором, который не накладывает принципиальных ограничений на становление ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы.
Таким образом, имеются достаточные основания утверждать, что задачи исследования решены, а его гипотеза подтверждена.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы. Определенный интерес представляет поиск условий реализации преемственных связей между начальным, средним и старшим образовательными звеньями в вопросах становления ценностного отношения к учебной деятельности учащихся. С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.
Список литературы
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: Институт практической психологии, 1999. — 224 с.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.-301 с.
- Аксиология // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.-С. 11.
- Аксиотезаурус // http: II www. I ACSIO. HTM
- Алексеева М.И. О формировании познавательных мотивов учебной деятельности // Психология. Вып. 8. — Киев: Радяньска школа, 1970. — С. 55−64.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о Гуманной Педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 464 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 1996. — 384 с.
- Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2 — 365 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: ПИТЕР, 2001. — 282 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
- Андреева Г. А. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432 с.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.- 146 с.
- Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. -№ 2. — С. 8−18.
- Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -364 с.
- Афанасьев В.Г. Диалектика общественного развития / Под ред. Д. А. Гущина. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 260 с.
- Афонасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. 2000. — № 7. — С. 37−43.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабосов Е.М. Прикладная социология. М.: Тетра Системе, 2000. — 496 с.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−1985. М., 1986. — С. 80−157.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. — 192 с.
- Берцфаи JI.B. Строение учебной задачи и проблема диагностики учебной деятельности // Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания / Под ред. В. В. Давыдова и Д. И. Фельдштейна. Душанбе: Дониш, 1974. — С. 31−47.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культур. — М.: Политиздат, 1991. -412 с.
- Бибрих P.P., Орлов А. Б. Монолог или диалог? М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
- Бирюков Б.В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. М.: Знание, 1977.- 192 с.
- Благуш П. Факторный анализ с обобщениями. М.: Финансы и статистика, 1989.-248 с.
- Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание // Социологические исследования. 1975. — № 2. — С. 54−61.
- Богословский В.В. Общая психология. М.: Просвещение, 1981. — 236 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 347 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
- Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции JI.C. Выготского для современных исследований психологии личности // Научное творчество
- JI.C. Выготского и современная психология / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко и др. М.: Просвещение, 1981. — 198 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. — М., 1951. — С. 3−104.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972. 192 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Ред. и вступительная статья Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1995. — 352 с.
- Бойко А.Н. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе. Киев: Выща школа, 1991. — 266 с.
- Бондаревская Е.В. Школьное образование в контексте культуры // http: // stad. math, rsu.ru / reg / п29/ obraz 29. htm
- Бондарук T.B. Ориентация учащихся на познание как ценность: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1997. — 216 с.
- Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Наука, 1982. — 236 с.
- Булынин А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании // Alma Mater. 1997. — № 6. — С. 22−25.
- Бунге М. Философия физики. — М.: Прогресс, 1975. 347 с.
- Бурдье П. Начала: Choses dites: Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994.-288 с.
- Василенко В.А. Ценность и оценка. Киев: Наукова думка, 1964. — 162 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-283 с.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1962. — 224 с.
- Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / Под ред. Ш. И. Ганелина. Л.: ЛГУ, 1973. — 135 с.
- Вебер М. История хозяйства. Город / Под ред. И. Гревса. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. — 575 с.
- Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / Под ред. А. И. Введенского. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 1998.-494 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной психологии) // Собр. соч. М.: Педагогика, 1982. — Т. 4. — С. 244−385.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 536 с.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевсого. М.: Институт практической психологии, 1996. — 512 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 3. — 320 с.
- Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. -№ 1. — С. 86−99.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 160 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988. -255 с.
- Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978.- 118 с.
- Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -М., 1997. 254 с.
- Гречаный В.В. Категория ценности: философский и лингво-семантический анализ. СПб.: Изд-во С. — Петербургского университета, 1993. — 131 с.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Луис, 1981.-220 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 479 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск.: Пеленг, 1995. -144 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 24 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. -478 с.
- Долженко О.В., Розин В. М. Судьбы образования и человека в истории и на пороге XXI века // Современная высшая школа. 1989. — № 3. — С. 3−14.
- Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. -1974.-№ 5.-С. 17−25.
- Дригус М.Т. Особенности отношения к учению младших школьников с различной успеваемостью: Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1979. — 156 с.
- Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.: Наука, 1967. — 321 с.
- Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное // Коммунист. 1980. -№ 11.-С. 5−13.
- Дуранов М.Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315 с.
- Дусавицкий А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1975.-24 с.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
- Ермоленко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста: Дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 202 с.
- Жданова Р.А. Формирование мотивации учения у младших школьников: Дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1971. — 276 с.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 152 с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. -431 с.
- Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред.
- B.В. Давыдова, А. К. Марковой, Й. Лампшера. М.: Педагогика, 1982.1. C. 107−113.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Наука, 1986. -221 с.
- Здравомыслов А.Г. и др. Человек и его работа. М.: Наука, 1967. — 197 с.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. К проблеме смысловых образований личности // Очерки психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. -С. 111−127.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. — 64 с.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: Российский гуманитарный университет, 1999. — 282 с.
- Ивин А.А. По законам логики. М.: Молодая гвардия, 1983. — 208 с.
- Ивончик Г. Ф. О формировании познавательной потребности у работающей молодежи // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. -М.: Просвещение, 1978.-С. 107−108.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. — 320 с.
- Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского-на-Дону пед. ин-та, 1971. 167 с.
- Ильина Т.А. Педагогика. -М.: Просвещение, 1984. 496 с.
- Имедадзе И.В. Полимотивация и принцип соответствия и деятельности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: АН Грузинской ССР, 1981.-254 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
- Каган М.С. Эстетическая и художественная ценности в мире ценностей // Проблема формирования эстетической ценности. М.: ВНИИТЭ, 1981. — Вып. 30.- С. 87−97.
- Казакина М.Г. К проблеме формирования у школьников самооценки нравственных качеств // Нравственное воспитание личности школьников в коллективе. Вып. 4. — JL, 1977. — С. 53−61.
- Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -123 с.
- Кант И. Сочинения: В 6-ти томах. М.: Мысль, 1965. — Т. 4. — 544 с.
- Кант И. Трактаты и письма. М.: Мысль, 1980. — 743 с.
- Кенфилд Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. М.: УРСС, 1997. — 360 с.
- Киричук Е.И. Зависимость учебной деятельности школьника от характера его взаимоотношений с коллективом // Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. М.: Просвещение, 1970. — С. 168−175.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: ОГПУ, 1996.- 188 с.
- Клочко В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. — 154 с.
- Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Дис.. докт. психол. наук.-М., 1991.-392 с.
- Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.- 184 с.
- Конаржевский Ю.А. Система. Анализ. Урок. Псков: ПОИПКРО, 1996. -440 с.
- Корват М., Милонавский В. Политические ценности // Элементы теории политики. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1991. — С. 224−227.
- Коршунов A.M. Отражение. Деятельность. Познание. М.: Политиздат, 1979. -320 с.
- Коссаковский А. Проблемы теории личности в психолого-дидактическом исследовании // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 28−35.
- Костюк Г. С. Избр. психол. труды / Под ред. JI.H. Проколиенко. М.: Педагогика, 1988.-301 с.
- Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М.: Изд-во МГУ, 1990. -80 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Круглов Б.С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций // Диагностическая и коррекционная работа психолога. М.: Просвещение, 1987. — С. 80−89.
- Круглов Б.С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1989. -С. 12−14.
- Куликова JI.H. Взаимодействие саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения. Хабаровск: ХГУ, 1996. -98 с.
- Куликова JI.H. Воспитать себя. М.: Просвещение, 1991. — 134 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. — 128 с.
- Лазарев B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности // Вопросы психологии. 1999. — № 3. -С. 17−23.
- Лампшер И. Педагогическая психология в Германской Демократической Республике // Вопросы психологии. 1971. — № 2. — С. 153−160.
- Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3−24.
- Ленин В.И. Собрание сочинений. М.: Госполитиздат, 1950. — Т. 29. — 561 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -302 с.
- Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. -Т. 1.-391 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 15−26.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. -1996.-№ 2.-С. 7−11.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982. 220 с.
- Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982. — 96 с.
- Лингардт И. К. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.-685 с.
- Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень / Под ред. В. А. Ядова, И. С. Кона. Вып. 1. — М., 1969. — № 4 (19). — 170 с.
- Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1985. -Т.1.-622 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. -496 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М.: Фолиум, 1993.-63 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978.-48 с.
- Максимов А.Н. Философия ценностей. М.: Высшая школа, 1997. — 176 с.
- Малышко JI.H. Конкретно-историческая обусловленность человеческой деятельности. Киев: Изд-во «Вища школа», 1983. — 174 с.
- Манукян С.П. Дидактические основы формирования положительного личностного отношения учащихся к учебной деятельности: Дис.. докт. пед. наук. -Ереван, 1989.-405 с.
- Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии. 1978. — № 3. — С. 136−142.
- Маркс К., Энгельс Ф. Полное собр. соч. М.: Госполитиздат, 1955. — Т. 2. -651 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. — 424 с.
- Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. -М.: Прогресс, 1987. 272 с.
- Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа — Пресс, 1994. — 96 с.
- Мелик Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. — 1989. -№ 5. — С. 11−18.
- Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. М.: Просвещение, 1966. — С. 54−68.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка // Избр. психол. труды / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Институт практической психологии, 1998. — 443 с.
- Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. -М.: Просвещение, 1990. 191 с.
- Модель // БСЭ. Изд. 3-е. — М.: Советская Энциклопедия. — Т. 16. — С. 399.
- Морган Т.Г. Экспериментальные основы эволюции. М.: Изд-во институтов народов севера ЦИК СССР, 1936. — 350 с.
- Мудрик А.В. Социализация в «смутное время». М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Мусатов С.А. Преодоление трудностей как фактор развития мотивации учения у слабо успевающих младших школьников // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. М.: Просвещение, 1978. — С. 109−110.
- Мшвениерадзе В.В. Марксизм и проблема ценностей // Философские науки. -1965.-№ 1.-С. 65−70.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
- Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума / Под ред. В. М. Банщикова, Л. Л. Рохлина, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1969. — Т.1. — С. 63−73.
- Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки // Понятия установки и отношения в медицинской психологии: Материалы симпозиума / Под общ. ред. И. Т. Бжалава. Тбилиси: Мецниереба, 1970.-С. 9−15.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 1995. — 356 с.
- Наследование биологическое и социальное // Коммунист. 1983. — № 14. — С. 13−24.
- Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969.-246 с.
- Непомнящая Н.И., Каневская М. Е. и др. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. 1980. -№ 1. — С. 22−30.
- Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. Л.: Наука, 1984. — 189 с.
- Нечаева Н. Об отношении к учению младших школьников // Народное образование. 1974. — № 3. — С. 77−79.
- Никитина Е.Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995.- 196 с.
- Новик И.Б. Гносеологические аспекты моделирования // Природа моделей и модели природы / Под ред. Д. М. Гвишиани и др. М.: Мысль, 1996. — С. 22−68.
- Новик И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. — 335 с.
- О сознательном и прочном усвоении знаний учащихся / Под ред. М. А. Данилова. М.: АПН РСФСР, 1953. — 200 с.
- Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТП и О РАО, 1995.-631 с.
- Общество Государство — Человек / Под общ. ред. С. И. Григорьева. -Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 1999. — 496 с.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. -М.: Академический проект, 2000. 208 с.
- Оллпорт Г. В. Личность в психологии. М.: Ювента, 1998. — 345 с.
- Основы теории познания / Под ред. Б. И. Липского. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. — 336 с.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
- Павловская В.К. Воспитание ответственного отношения к учению у старшеклассников как один из аспектов деятельности классного руководителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 24 с.
- Палушин Г. И. Моральная ценность научных знаний. М.: Знание, 1984. -63 с.
- Паниотто В.И., Чередниченко В. Ф. Престиж профессии и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев: Наукова думка, 1979. -176 с.
- Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Аспект Пресс, 1972. — 392 с.
- Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. Тексты. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 448−481.
- Пахальян В.Э. Психологические предпосылки возникновения и развития у учащихся ответственного отношения к учению // Повышение ответственностишкольников за качество учебы: Межвузовский сборник научных трудов. Омск: ОГПИ им. Горького, 1987. — 139 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2000. -501 с.
- Пидкасистый П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1995. — 152 с.
- Пископпель А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 75−86.
- Познание // http: // www. archi. ru / psy /cognition.htm
- Посталюк Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1991. -260 с.
- Потанина Л.Т., Щуркова Н. Е. Символика поведения. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 96 с.
- Проблема ценности в философии. М., Л.: Наука, 1966. — 260 с.
- Программы развивающего обучения / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Репкина. -Томск: Пеленг, 1995. 96 с.
- Прозументова Г. Н. Некоторые вопросы определения сформированности ценностных ориентаций учащихся // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Пеленг, 1978. — С. 37−63.
- Противоречия школьного воспитания: семь проблем семь решений / Под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: Педагогическое общество, 1998. — 95 с.
- Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1979. -288 с.
- Психология личности / Под ред. Ю. В. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.-288 с.
- Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. -183 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
- Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 166 с.
- Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 192 с.
- Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков. Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону педагогический ин-т, 1998. — С. 470.
- Репкин В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. -Томск: Пеленг, 1997.-288 с.
- Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
- Риккерт Г. Два пути теории познания // Новые идеи философии. СПб.: Логос, 1913.-С. 124−186.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.: Логос, 1911. — 248 с.
- Риккерт Г. Философия истории. СПб.: Логос, 1908. — 356 с.
- Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск: НГУ, 1998. — 292 с.
- Романко В.Г. Особенности действия контроля в учебной деятельности младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. — 21 с.
- Романко В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1985. — № 1 (32). — С. 27−30.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 498 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 1999. — 712 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. -М.: Наука, 1997. 191 с.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. -М.: Просвещение, 1981. 184 с.
- Рувинский Jl.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
- Рябцева С.Л. Диалог за партой. М.: Педагогика, 1989. — 96 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
- Сантьяна Д. Три рода красоты // Современная книга по эстетике: Антология. -М.: Логос, 1957.-242 с.
- Сапогова И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании: Материалы 2-й науч.-практ. конференции. Красноярск, 1995. — С. 147−148.
- Сапожникова Э.Ш. Психология воспитательного воздействия на младших школьников оценки учителем их знаний: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1953.- 17 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. -Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
- Сетров М.М. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М.: Наука, 1970. — С. 49−63.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: АН СССР, 1961. — 315 с.
- Сиденко А.С. Нужен ли эксперимент практику? // Школьные технологии. -1997. -№ 1.- С. 65−79.
- Скаткин М.Н. Качество знаний и пути его совершенствования. М.: Педагогика, 1979. — 206 с.
- Скрипченко Л.А. Влияние социально-педагогических факторов на отношение младших школьников к учению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1989. -24 с.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 25−36.
- Смелзер Дж. Социология // СОЦИС. 1991. — № 6. — С. 126.
- Смелзер Н. Социология. М.: Наука, 1994. — 688 с.
- Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. — 352 с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика: в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
- Смирнов JI.M. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал. 1996. — № 1. — Т. 17. — С. 157.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). -М.: Прометей, 1993. 199 с.
- Становление // Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. — С. 860.
- Становление // Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. -М.: Сов. энциклопедия, 1970. Т. 5. — С. 126.
- Становление // Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.-С. 436.
- Становление // Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Старовойтенко Е.Б. Развитие жизненных отношений личности (методологические и методические модели): Дис.. докт. психол. наук. -М., 1991. -355 с.
- Степанов Н.А. В какой школе учатся наши дети // СОЦИС. 1994. — № 3. -С. 155.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998. -368 с.
- Супрун В.И. Ценности и социальная динамика // Наука и ценности. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 457.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. — 288 с.
- Таращанская Р.Е. Контрольные действия в структуре решения учебных задач школьниками // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1980. — № 2 (23). — С. 65−67.
- Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. -278 с.
- Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Точин А.Е. Работа школы с родителями по воспитанию правильного отношения к учению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1971.-21 с.
- Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Д.: Изд-во ЛГУ, 1988. -343 с.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. JL: Изд-во ЛГУ, 1960. -156 с.
- Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -124 с.
- Условие // Философский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. -С. 380−381.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
- Фактор // Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1996. -794 с.
- Фактор // Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1994. — С. 1391.
- Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 1. -С. 107−117.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Институт практической психологии, 1996. — 512 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. -М.: Педагогика, 1986. 192 с.
- Формирование личности в переходный период, от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
- Формирование мотивации учебной деятельности учащихся / Под ред. В. Г. Леонтьева. Новосибирск: НГПИ, 1985.- 134 с.
- Формирование стремления к знаниям, мотивации учения школьников / Под ред. B.C. Ильина. Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону педагогический институт, 1975. — 175 с.
- Формула интереса / Под ред. А. К. Дусавицкого. М.: Педагогика, 1989. -172 с.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
- Фридман Л.М. Моделирование в психологии и психология моделирования // Вопросы психологии. 1977. -№ 2. — С. 15−28.
- Фромм Э. Человеческая ситуация / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1995.-239 с.
- Хлытина О.М. Формирование ценностного отношения к прошлому: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 241 с.
- Хмелева О.Г., Кудрявцева М. Г. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор ее развития: Материалы международной науч.-практ. конф. / Под ред. Е. Е. Сапоговой. Тула: ТГУ, 2000. — С. 334−335.
- Хмелева О.Г. Некоторые философские и психолого-педагогические аспекты теории и практики развивающего обучения // Вестник Витебского университета им. П. М. Машэрава. 2001. — № 3 (21). — С. 32−34.
- Ценностные аспекты развития науки / Под ред. Н. С. Злобина, В. Ж. Келле. -М.: Наука, 1990.-292 с.
- Ценность // Словарь русского языка: В 4-х т. М.: ГИС, 1961. — Т.4. — 1088 с.
- Ценность // Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. -Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998.-С. 1001.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-287 с.
- Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1992.- 122 с.
- Цырлина Т.В. Критический анализ буржуазных концепций «ценностного воспитания» в современной педагоге США: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1984.-21 с.
- Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 171 с.
- Черносвитов Е.В. К философскому анализу деструкции сознания личности // Философские науки. 1982. — № 2. — С. 47−53.
- Чудинова Е.В. К проблеме исследования уровня сформированности учебной деятельности младших школьников методом включенного наблюдения // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». 1997. — № 3. — С. 32−49.
- Чудновский В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 15−28.
- Шабалина О.Л. Влияние стиля педагогического общения на отношение младших школьников к учению: Атореф. дис.. канд. пед. наук. М.: Изд-во МПГУ, 1994.- 16 с.
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978. — С. 17.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1991. -240 с.
- Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 3−33.
- Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -С. 63−71.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М. — Л.: Наука, 1966. — 301 с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993.- 156 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1979. — 394 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. — 144 с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. — 167 с.
- Эльконин Д.Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-224 с.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М.: Педагогика, 1985. -144 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−77.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. 317 с.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
- Cowell F.R. Values in human society. The contributions of Pitirim A. Sorokin to sociology. Boston, 1970. P. 49
- Hvozdik J. Psychologisky rozbor skolskych neuspechon ziakov. (Na porovnanie vykonovych a vyvinovych zavislosti u neprospieva jucich ziakov ZDS). Bratislava, SPN, 1973, s.325
- Parker D. The Philosophy of Value NN: 1968, J. P., 272p.
- Kluckhohn С/ Values and Value Orientations in the Theory of Action // Toward a General Theory of Action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951
- Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. A theory of organization and chenge. -San Francisco, 1972
- Skinner B.F. Reflections on Behaviorism and Society. № 7, 1978
- Rosenfeld G. Theorie und Praxis der lernmotivation. Ein Beitrag zur padagagischen Psychologie. Berlin, Dt. verl. d. Wiss., 1967.- s. 216
- Wasyluk Kus H. О nance szkolnej ucznion zdolnech (Przycryny niecheci do nauki i nieponodzenia w nauca) Warszawa, PZWS, -1971.- s. 122
- Watson J.B. Psycology as a Behaviorist Views It // Psychol Review. 1913. V. 20.
- Zazzo R. Les jumeux, le coupl et lapersonne. Paris, 1960. V.2.