Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование коммуникативных умений у детей 5-7 лет в музыкально-игровой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными педагогическими средствами формирования коммуникативных умений в музыкально-игровой деятельности являются дополнительная образовательная программа музыкально-игровой деятельности, основанная на принципах сотрудничества, творчества и успеха, гуманистической направленности, интеграции, реализуемая на групповых занятияхкомплекс коммуникативных и музыкально-развивающих игр, обладающих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности
    • 1. 1. Проблема общения в детском возрасте
    • 1. 2. Структура коммуникативных умений детей 5−7 лет
    • 1. 3. Возможности музыкально-игровой деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у детей
    • 1. 4. Модель формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности
  • Глава II. Анализ результатов исследования
    • 2. 1. Характеристика этапов и методов исследования
    • 2. 2. Результаты констатирующего этапа исследования
    • 2. 3. Содержание формирующего этапа исследования
    • 2. 4. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы

Формирование коммуникативных умений у детей 5-7 лет в музыкально-игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед.

Важнейшим социально-педагогическим принципом, отражающим современные общественные тенденции, является гуманизация образования. Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности.

Современная система отечественного образования, ориентированная на гуманистический подход, требует со стороны взрослого отношения к ребенку как личности, нуждающейся в понимании и уважении ее прав и интересов. На первый план выдвигается идея полноценного проживания ребенком периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, открывающим для себя новое в окружающем мире и приобщающимся таким образом к жизни.

Освоение ребенком общечеловеческого опыта, культуры, невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Именно общение является фундаментом, на котором строится развитие личности ребенка.

Недостаточная сформированность сферы общения в детстве может привести в дальнейшем к возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов, которые у взрослого человека разрешить очень сложно. По мнению Л. С. Выготского, проблемы в развитии общения создают почву для возникновения препятствий в установлении широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру».

В развитии сферы общения ребенка ведущую роль играют коммуникативные умения. Они позволяют не только правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению, но и различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка. В ряде работ отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (3. М. Богуславская, Д. Б. Элькопин).

Значение сформированности коммуникативных умений становится очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Г. А. Цукерман). Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности.

Несмотря на понимание значимости данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений у детей остается актуальной.

По данным Министерства образования и науки РФ, 85% детей семи лет нуждаются в коррекции сферы общения, они не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, проявляют негативные формы поведения, неспособны преодолеть простейшие конфликты [145].

Прослеживается опасная тенденция, когда более 30% способов разрешений конфликтных ситуаций, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер [203].

Требования современной жизни поставили перед педагогами задачу формирования коммуникативных умений путем организации постоянного, непрерывного мотивированного общения взрослых с детьми и детей друг с другом. Благоприятные условия для этого создаются в наиболее значимой для детей игровой деятельности.

Исследованием проблемы развития сферы общения в процессе игровой деятельности занимались Г. М. Андреева, А. А. Леонтьев, В. С. Мухина и др. Предпосылки, педагогические условия и средства формирования дружеских взаимоотношений в игре изучали Т. А. Владимирова, Е. В. Зворыгина, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова и др.

Однако, изучая потенциал игровой деятельности для формирования и развития сферы общения, ученые оставляют недостаточно разработанным вопрос о нахождении резервов для формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в этом виде деятельности.

Важными аспектами исследований данной проблематики являются: уточнение структуры коммуникативных умений, содержания отдельных компонентов коммуникативных умений у детей 5−7 лет, определения критериев и показателей сформированности коммуникативных умений в этом возрасте.

Кроме того, называя игру школой общения, исследователи зачастую исключают из поля зрения такой вид игры как музыкальная. Тем не менее, она обладает очевидными преимуществами перед другими видами детской деятельности: эмоционально насыщена, хорошо интегрируется с другими видами деятельности, легко осуществляется как совместная деятельность детей и взрослых.

Все это обусловливает актуальность исследования на теоретическом уровне.

Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена важностью обоснования принципов, направлений, форм, методов, средств, условий организации процесса формирования коммуникативных умений у детей в музыкально-игровой деятельности, выстраивания единой структурно-организационной модели, проведения необходимого эмпирического исследования.

Потребность практики в разработке содержания и этапов педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений в детском возрасте в рамках специально организованной музыкально-игровой деятельности, диагностических методик для определения уровня сформированности компонентов коммуникативных умений, конкретных методических рекомендаций для педагогов-практиков дает нам право заявить об актуальности исследования на практическом уровне.

Таким образом, в области формирования коммуникативной сферы детей можно констатировать следующие противоречия:

— между актуальностью социализации ребенка в первые годы жизни и недостаточным уровнем сформированности у детей коммуникативных умений как одного из инструментов социализации;

— между сензитивностью детского возраста для становления коммуникативной функции и недостаточностью научно обоснованных рекомендаций по формированию коммуникативных умений у детей 5−7 лет;

— между признанием потенциала игровой деятельности для развития сферы общения в детском возрасте и методической неразработанностью средств музыкально-игрового воздействия для формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие педагогические средства и условия способствуют формированию коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности?

Цель исследования: выявить педагогические средства и условия формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет.

Предмет исследования: педагогические средства и условия формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности.

Нами была сформулирована гипотеза о том, что процесс формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности будет эффективным, если в качестве ведущего средства формирования будет выступать дополнительная образовательная программа музыкально-игровой деятельности, построенная с учетом специфики музыкально-педагогического процесса и основанная на принципах сотрудничества, творчества и успеха, гуманистической направленности, интеграции;

— содержание программы будет включать вариативные комплексы коммуникативных и музыкально-развивающих игр, ориентированных на развитие каждого компонента структуры коммуникативных умений (информационно-коммуниативного, регуляционно-поведенческого, эмоционально-перцептивного) — в качестве средства контроля и коррекции процесса формирования коммуникативных умений у детей в музыкально-игровой деятельности будет выступать педагогический мониторинг, этапы которого обеспечивают исследование показателей сформированности компонентов коммуникативных умений;

— при реализации дополнительной образовательной программы музыкально-игровой деятельности будут соблюдены педагогические условия, обеспечивающие актуализацию ее возможностей как средства формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет (коллективность игр на основе добровольного участия детей, отсутствие соревновательности в играх, рефлексивный характер игровой деятельности).

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа теоретической литературы уточнить структуру и содержание компонентов коммуникативных умений у детей 5−7 лет.

2. Выявить возможности музыкально-игрового воздействия для формирования коммуникативных умений в детском возрасте.

3. Разработать модель формирования коммуникативных умений у детей 5−7 в музыкально-игровой деятельности.

4. Разработать и обосновать педагогические средства, способствующие формированию коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности.

5. Выявить педагогические условия, позволяющие эффективно реализовать педагогические средства в процессе формирования коммуникативных умений в детском возрасте.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные идеи, разработанные в философской, психологической, социологической и педагогической литературе:

— системный подход в образовании (С. И. Архангельский, В. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, Л. И. Новикова и др.);

— деятельностный подход в образовании (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

— культуротворческой подход в образовании (А. П. Валицкая, В. Т. Кудрявцев и др.).

Теоретическая основа исследования:

— положения общей психологии о специфике общения как психологической категории (Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др.);

— теоретические основы общения детей со взрослыми и сверстниками (В.Н. Белкина, М. И. Лисина, Т. А. Репина и др.);

— психологические и педагогические теории игры (А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.);

— положения музыкальной педагогики и психологии о природе музыкальной деятельности (Н.А. Ветлугина, Е. В. Назайкииский, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов и др.);

— теории музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, К. Орф);

— положения о сущности педагогической диагностики (К. Ингенкамп, Е. Г. Юдина).

В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и интерпретация эмпирического материала по проблеме формирования коммуникативных умений у детейэмпирические — наблюдение, анкета, беседа, тест, метод экспертных оценок, праксиметрические методы (анализ деятельности детей) — экспериментметоды математической статистики.

База исследования. Исследование проводилось на базе образовательных учреждений г. Ростова Ярославской области: в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях № 13, № 23, № 8, Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Ярославской области «Ростовский педагогический колледж», Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детской школе искусств г. Ростова. Всего в эксперименте были задействованы 259 человек: 165 детей, 86 родителей, 8 педагогов.

Исследование проводилось в три этапа:

1-й этап (2008;2009 гг.) — поисково-аналитический', определение научно-теоретической базы исследования и составление библиографииизучение, анализ и обобщение литературы по изучаемой проблемеобоснование темы, определение научного аппарата, основных направлений исследованияразработка модели формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности.

2-й этап (2009;2012 гг.) — опытно-экспергшентальиыт определение диагностического инструментария и изучение уровня сформированное&tradeкоммуникативных умений у детей 5−7 летразработка, реализация и коррекция дополнительной образовательной программы музыкально-игровой деятельности, направленной на формирование коммуникативных умений у детей 5−7 лет.

3-й этап (2012;2013 гг.) — обобщающий: анализ и обобщение результатов исследования, оформление диссертационной работы, апробация и публикация результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточнена структура коммуникативных умений и определено содержание компонентов коммуникативных умений у детей 5−7 лет, включающее совместное присвоение информации участниками общения с использованием различных коммуникативных средств (информационно-коммуникативный компонент), взаимную регуляцию поведения и действий участников общения (регуляционно-поведенческий компонент), восприятие участниками общения друг друга, связанное со взаимным сопереживанием (эмоционально-перцептивный компонент);

— разработана модель формирования коммуникативных умений у детей в музыкально-игровой деятельности, основанная на деятелыюстном и культуротворческом подходе и предполагающая реализацию комплекса педагогических принципов (сотрудничества, творчества и успеха, гуманистической направленности, интеграции);

— выявлены и обоснованы педагогические средства формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности, в качестве которых выступают дополнительная образовательная программа музыкально-игровой деятельности, комплексы коммуникативных и музыкально-развивающих игр, педагогический мониторинг;

— определена совокупность педагогических условий, позволяющих эффективно использовать педагогические средства в процессе формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности: коллективность игр на основе добровольного участия детейотсутствие соревновательности в играхрефлексивный характер игровой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— полученные в ходе исследования результаты дополняют общепедагогические представления о значимости для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста игровой деятельности в становлении, развитии коммуникативной сферы и преодоления трудностей в общении со сверстниками;

— уточнено понятие музыкально-игровой деятельности за счет расширения представлений о ее возможностях, благодаря которым ребенок может совершенствовать свой коммуникативный опыт посредством мотивированного, эмоционально насыщенного общения взрослого с детьми и детей друг с другом, использующего все коммуникативные средствавыявлены взаимосвязь и взаимовлияние музыкально-игровой сферы детей 57 лет и сферы общения;

— на основе выделения структурных компонентов коммуникативных умений у детей определены критерии, показатели и уровни их сформированное&tradeв процессе специально организованной музыкально-игровой деятельности;

— теоретически обоснован и структурирован психолого-педагогический комплекс методов изучения уровня развития компонентов коммуникативных умений детей 5−7 лет.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— на основе ведущих идей и положений диссертационного исследования разработана дополнительная образовательная программа музыкально-игровой деятельности для детей 5−7 лет «С музыкой играем и общаемся», направленная на формирование коммуникативных умений;

— выделены этапы реализации программы, при этом обозначены прогнозируемые результаты работы по каждому из этапов;

— составлены комплексы коммуникативных и музыкальноразвивающих игр, направленных на формирование компонентов коммуникативных умений у детейразработана программа педагогического мониторинга, позволяющего выявить эффективность формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет при реализации образовательной программы музыкально-игровой деятельности;

— на основе результатов исследования разработаны материалы для ряда курсов студентов педагогического колледжа («Дополнительная подготовка в области коррекционно-развивающего обучения», «Психология игры» и др.).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена непротиворечивостью теоретических позиций, рассматривающих проблему в психолого-педагогическом, социальном, философском аспектахприменением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования, достоверностью экспериментальных данных, применением статистических методовширокой базой исследования, проверкой результатов в различных условиях функционирования дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Личный вклад автора в исследование заключается в разработке концепции исследованияв получении научных результатов, выражающихся в уточнении понятия «музыкально-игровая деятельность», структурно-содержательных характеристик коммуникативных умений у детей 5−7 летв обосновании модели формирования коммуникативных умений у детей в музыкально-игровой деятельностив разработке структуры эмпирического исследования по проблеме формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности, его проведении и интерпретации полученных данныхво внедрении результатов исследования в деятельность образовательных учрежденийв публикации основных результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов диссертационной работы.

Результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы и современные образовательные технологии» (Тамбов, 2013), «Актуальные вопросы современного образования» (Ставрополь, 2013), «Обучение и воспитание: методики и практики 2012/2013 учебного года» (Новосибирск, 2013) — межвузовских и внутривузовских научно-практических конференциях в Ярославле: «Чтения Ушинского» (2006, 2008, 2011, 2012), «Биологическое и географическое образование в современной школе» (2005), «Формирование профессиональных компетенций педагога в условиях непрерывного образования» (2011) — научно-практических конференциях ассоциации «Непрерывное образование Ярославской области» (2005, 2006, 2008, 2011) — областных методических семинарах преподавателей дополнительного образования (2012, 2013).

Обсуждение итогов реализации авторской программы «С музыкой играем и общаемся» происходило на заседаниях методического объединения музыкальных руководителей Ростовского муниципального района, методического совета СПО ЯО Ростовского педагогического колледжа и МОУ ДОД Детской школы искусств г. Ростова, кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

Материалы опытно-экспериментальной работы (комплексы коммуникативных и музыкально-развивающих игр, сценарии занятий и др.) использовались при разработке дополнительных образовательных программ в Ярославской области.

Теоретические и практические результаты исследования представлены в 16 научных и методических публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понимая коммуникативные умения детей как сложные и осознанные действия, помогающие строить свое поведение в ситуации общения, мы выделяем в структуре коммуникативных умений детей 5−7 лет три компонента: информационно-коммуникативный (совместное постижение информации участниками общения с использованием различных коммуникативных средств) — регуляционно-поведенческий (взаимная регуляция поведения и действий участников общения) — эмоционально-перцептивный (восприятие участниками общения друг друга, связанное со взаимным сопереживанием).

2. Специально организованная музыкально-игровая деятельность, в силу своих полихудожественных коммуникативных особенностей, обладает возможностями для формирования всех компонентов коммуникативных умений у детей: ведет к ролевому общению, где используется весь спектр средств общения (информационно-коммуникативный компонент) — обеспечивает согласованность игровых музыкальных действий (регуляционно-поведенческий компонент) — окрашивает игру совместными переживаниями (эмоционально-перцептивный компонент).

3. Модель формирования коммуникативных умений у детей в музыкально-игровой деятельности опирается на идеи деятельностного и культуротворческого подхода. Структурные компоненты моделиконцептуальный, организационно-технологический, содержательный, результативныйподводят к определению основных средств и условий формирования коммуникативных умений у детей в музыкально-игровой деятельности и дают возможность использовать модель в качестве основы для организации педагогического процесса.

4. Основными педагогическими средствами формирования коммуникативных умений в музыкально-игровой деятельности являются дополнительная образовательная программа музыкально-игровой деятельности, основанная на принципах сотрудничества, творчества и успеха, гуманистической направленности, интеграции, реализуемая на групповых занятияхкомплекс коммуникативных и музыкально-развивающих игр, обладающих вариативностью, ориентированных на развитие каждого компонента коммуникативных уменийпедагогический мониторинг, выступающий в качестве средства контроля и коррекции процесса формирования коммуникативных умений у детей, содержанием этапов которого является исследование показателей сформированности компонентов коммуникативных умений.

5. Эффективность использования педагогических средств в процессе формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий, реализуемых педагогом: коллективность игр на основе добровольного участия детейотсутствие соревновательности в играхрефлексивный характер игровой деятельности.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 164 страницах, общий объем текста 185 страниц. В тексте представлено 2 таблицы, 26 рисунков-диаграмм, 1 схема-рисунок. Список используемой литературы включает 240 наименований, из них 15 на английском языке.

Выводы по главе II:

1. В процессе проведения диагностического этапа исследования у детей контрольных и экспериментальных групп был выявлен определенный уровень сформированное&tradeкоммуникативных умений: на начало исследования они имели преимущественно средний уровень их сформированное&trade-, с достаточно большим количеством детей, демонстрирующих значительные пробелы в коммуникативной сфере.

Результаты диагностического этапа привели к выводам, что для достижения требуемого уровня сформированности коммуникативных умений, преодоления проблем в общении детей данного возраста необходимо организовать целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, обладающую коммуникативно-развивающими возможностями. В условиях нашего исследования такой деятельностью явилась музыкально-игровая деятельность, реализуемая в рамках дополнительной образовательной программы.

2. На формирующем этапе исследования была реализована авторская дополнительная образовательная программа музыкально-игровой деятельности «С музыкой играем и общаемся», ориентированная на формирование коммуникативных умений и развитие музыкальных способностей у детей 5−7 лет. Структурными компонентами программы, выступающими также в качестве педагогических средств формирования коммуникативных умений, явились: комплексы коммуникативных и музыкально-развивающих игр, педагогический мониторинг. При реализации программы музыкально-игровой деятельности были соблюдены следующие педагогические условия: коллективность игр на основе добровольного участия детей, рефлексивный характер игровой деятельности, отсутствие соревновательности в играх.

3. Проведенный контрольный этап опытно-экспериментальной работы, а также последовавший за ним сравнительный анализ результатов экспериментальных и контрольной групп на контрольном и констатирующем этапах выявил существенные качественные изменения в уровне сформированное&tradeкоммуникативных умений у детей 5−7 лет, включенных в реализацию дополнительной образовательной программы музыкально-игровой деятельности: дети стали более инициативны в общении, легко вступая в этот процесс не только со сверстниками, но и со взрослыми людьмиболее внимательными к партнерам по общению, способными понять намерения другого человекастали стремиться получить информацию, соблюдая правила общения, употребляя вежливые словаих средства общения стали отличаться большей правильностью и выразительностьювступая во взаимодействие со сверстниками, дети стали охотно брать на себя функцию инициатора и организатора совместной деятельности, откликаясь на встречные предложения сверстниковпроявляли отзывчивость, оказывая помощь и принимая помощь другихпри выходе из конфликтных ситуаций чаще прибегали к гуманным способам их разрешения, используя различные алгоритмы действийдети не только стали правильно определять эмоциональное состояние сверстника, но и выражать свое сопереживание другимдемонстрировали понимание оценивания себя другими людьми, объясняя причины той или иной оценкиотличались умением определять положительные качества сверстников и давать им соответствующую оценку, независящую от мнения других.

Заключение

.

В настоящем диссертационном исследовании, на основании обозначенной научной проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, основные гипотезы, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе дано обобщение научно-теоретических данных исследований процесса общения в детском возрасте. Представлены основные авторские направления в осмыслении сущности коммуникативных умений и варианты их структурного анализа, определены компоненты, показатели сформированное&tradeкоммуникативных умений у детей 5−7 лет, проанализированы особенности формирования и развития коммуникативной сферы в этом возрасте. Раскрыты определения основных понятий (общение, коммуникативные умения, музыкально-игровая деятельность). Раскрыта коммуникативно-развивающая роль музыкально-игровой деятельности. Разработана модель формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности.

Во второй главе раскрывается содержание проведенного эмпирического исследования, выявляющего эффективность процесса формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности. С этой целью рассматриваются психолого-педагогические диагностические процедуры, используемые для изучения сформированности комплекса коммуникативных умений у детей 5−7 лет, описывается процесс реализации авторской дополнительной образовательной программы музыкально-игровой деятельности, направленной на формирование коммуникативных умений у детей, а также предлагаются основные результаты исследования.

Таким образом, можно сформулировать основные выводы, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования проблемы формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет в музыкально-игровой деятельности:

1. Одним из ведущих направлений исследований по проблеме общения детей 5−7 лет является изучение коммуникативных уменийсложных и осознанных коммуникативных действий, помогающих детям строить свое поведение в ситуации общения, обладающих трехкомпонентной структурой: информационно-коммуникативный, регуляционно-поведенческий, эмоционально-перцептивный компоненты. Констатирующее исследование показателей сформированное&tradeкоммуникативных умений у детей 5−7 лет указывает на недостаточный уровень сформированное&tradeкоммуникативных умений у детей в этом возрасте.

2. Для достижения требуемого уровня сформированное&tradeкоммуникативных умений, преодоления проблем в общении у детей необходимо организовать целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, способствующую созданию полноценной коммуникативной среды. В условиях нашего исследования в данном качестве выбрана музыкально-игровая деятельность — разновидность коммуникативной полихудожественной деятельности, в которой музыка с помощью игры обогащается элементами других видов искусства, помогая детям освоить оптимальные способы общения с художественными образами и друг с другом.

3. Комплексной и структурной основой специально организованной детской музыкально-игровой деятельности в нашем исследовании является модель, в которой выделены концептуальный, содержательный, организационно-технологический, результативный структурные компоненты процесса формирования коммуникативных умений у детей 5−7 лет. В качестве ведущего средства формирования коммуникативных умений выступает дополнительная образовательная программа, основанная на принципах сотрудничества, творчества и успеха, гуманистической направленности, интеграцииреализуемая на групповых занятиях. Содержание программы включает вариативные комплексы коммуникативных и музыкально-развивающих игр, ориентированных на развитие каждого компонента коммуникативных умений, и педагогический мониторинг, этапы которого обеспечивают исследование показателей сформированности компонентов коммуникативных умений.

4. Апробация выявленных педагогических средств на формирующем этапе исследования продемонстрировала их высокий коммуникативно-развивающий потенциал и возможность для использования в современном педагогическом процессе при соблюдении совокупности педагогических условий: коллективности игр на основе добровольного участия детей, отсутствия соревновательности в играх, рефлексивного характера игровой деятельности.

Таким образом, поставленные в начале исследования задачи были решены, выдвинутая гипотеза подтверждена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Б. Теория музыкального образования Текст. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Академия, 2004. — 336 с.
  2. , Н. Н., Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет Текст. / Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова // Воспитание, обучение и психологическое развитие. -М., 1977.
  3. , И. Н. Программа «Уроки общения для детей 6−10 лет «Я и мы» Текст. / И. Н. Агафонова. СПб, СПбГУПМ, 2003.- 70 с.
  4. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ Текст. / Зарубина Ю. Г., Константинова И. С., Бондарь Т. А., Попова М. Г. М.: Теревинф, 2009. — 56 с.
  5. , Б. Б. Педагогическая психология: Учебное пособие в схемах и таблицах Текст. / Б. Б. Айсмонтас. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  6. , Л. Игровое сольфеджио. В помощь педагогам и родителям. Ноты. / Л. Алексеева.— М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. 48 с.
  7. , Ю. Б. Музыка и её воспитательная функция Текст. / Ю. Б. Алиев // Домашнее воспитание. 1998. — № 4. — С.57−61.
  8. , Ш. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Текст. / Ш. Амонашвили Минск, Университетское, 1990. — 560 с.
  9. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2010. — 368 с.
  10. , М. Первые шаги в музыке Текст. / М. Андрееева, Е. Конорова. -М.: Советский композитор, 1991.
  11. , М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению Текст. / М. Андросова // Дошкольное воспитание 2007. — № 3.
  12. , Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников Ноты. / Г. И. Анисимова. Ярославль: Академия развития, 2005. — 96 с.
  13. , А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей Текст. / А. Г. Арушанова. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 128 с.
  14. , Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б. В. Асафьев. М.: Музыка, 1973. — 142 с.
  15. , Б. В. Избранные труды Текст. / Б. В. Асафьев. М., 1957. -т.5.
  16. , Б. В. О хоровом искусстве Текст. / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1980.-215 с.
  17. , В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем Текст. // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1982. — С.26−46.
  18. , Л. А. Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования Текст. / Л. А. Аухадеева. Казань: КГУ, 2006.- 164 с.
  19. , Т. И. Роль игры в социокультурном развитии ребенка Текст. // Игра и дошкольник. / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 194 с.
  20. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  21. , В. А. Образование. Деятельность. Личность: моногр. / В. А. Беликов и др. -М.: Академия Естествознание, 2010. 340 с.
  22. , В. Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: Учебное пособие Текст. / В. Н. Белкина. Ярославль: ЯГПУ, 2004. — 201с. -С.24−50.
  23. , В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей со сверстниками: Монография Текст. / В. Н. Белкина. Ярославль: ЯГПУ, 2006.-305 с.
  24. , М. В. Формирование коммуникативных умений у студентов начальных классов педвузов средствами иностранного языка: дис.. канд. пед. наук Текст. / М. В. Белянина. М., 1996. — 16 с.
  25. , В. М. Избранные работы по социальной психологии Текст. / В. М. Бехтерев. М.: Наука, 1994. — 400с.
  26. , О. С. Азбука нравственности: пособие для родителей Текст. / О. С. Богданова. М.: Педагогика, 1985. — 72 с.
  27. , А. А. Психология общения. Избранные психологические труды Текст. / А. А. Бодалев. Москва — Воронеж, 1996. — 256 с.
  28. , Л. И. Этап формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. — № 4- 1979. — № 2, 4.
  29. Большая психологическая энциклопедия Текст.: более 5000 психол. терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др. М.: Эксмо, 2007. — 542 с.:
  30. Большая советская энциклопедия Текст. / Под ред. Б. А. Введенского. М.: Большая советская энциклопедия, 1956. Т. 44. — С. 661. — С. 225.
  31. , М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства) Текст. М., 1991. -125с. — С. 117.
  32. , О. В. Музыка и диалог: учебно-методическое пособие Текст. / О. В Бочкарева. Ярославль: ЯГПУ, 1999, — С. 5, 41.
  33. , Р. С. Готовим детей к школе: кн. для воспитателя дет. сада Текст. / Р. С. Буре.- М.: Просвещение, 1987. 96 с.
  34. , А. И. Театр всевозможного. Вып. 1. От игры до спектакля: Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности для детейдошкольного и младшего школьного возраста Текст. / А. И. Буренина. СПб.: ЛОИРО, 2002.- 114 с.
  35. , Л. П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. — М.: Мысль, 1978.-216 с.
  36. , Т. С. С песенкой по лесенке Ноты. / Т. С. Бырченко. М.: Советский композитор, 1984. — 1112 с.
  37. , А. П. Новая школа России: культуротворческая модель Текст. / А. П. Валицкая. СПб.: РГПУ, 2005. — 146 с.
  38. , Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: дис.. канд. психол. наук Текст. / Г. С. Васильев М., 1977. — 26 с.
  39. , Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн Текст. / Т. Вендрова. // Искусство в школе. — 1997. — № 1. -С. 61−65.
  40. , О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: дис.. канд. пед. наук Текст. / О. А. Веселкова- Омский гос. пед. ун-т. Омск, 2000. — 12 с.
  41. , И. В. Об эмоциях и их выражении Текст. / И. В. Витт. // Вопросы психологии. 1964.-№ 3.-С. 151.
  42. , Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизации в сфере воспитания Текст. / Г. Н. Волков. Чебоксары, 1993. — 148 с.
  43. , Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. Заведений Текст. / Г. Н. Волков. М.: Академия, 1999. — 168 с.
  44. , А. И. Психология общения Текст. / А. И. Волкова. — Ростов-н/Д: Феникс, 2007.- С.50−51
  45. , В. И. Педагогика в схемах: учеб. Пособие Текст. / В. И. Волынкин. -Ростов-н/Д: Феникс, 2007.-283 с. С. 130−131.
  46. , Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Текст. / Л. С. Выготский. // Вопросы психологии. 1966. — № 6.
  47. , Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  48. , Г. П. Эстетика в системе философского знания Текст. / Г. П. Выжлецов. Л.: изд-во Ленинград, ун-та, 1984. — 176 с.
  49. , Л. Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями Текст. / Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева. СПб.: Детство-пресс, 2007. — 32 с.
  50. , О. С. Роль игры в формировании личности школьника Текст. / О. С. Газман // М.: Сов. педагогика. 1982. — № 9. — С. 60−64.
  51. , Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до семи лет Текст. / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. -М.: Иптор, 1996.-160 с.
  52. , Д. Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей Текст. / Годовикова Д. Б. // Дошкольное воспитание. 1977. — № 9. -С.44−48.
  53. , Е. В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей Ноты. / Е. В. Горбина. Ярославль: Академия развития- Владимир: ВКТ, 2008.-48с.
  54. , Л. С. Вокально-артикуляционные упражнения в детском саду Ноты. / Л. С. Горохова. Архангельск: ГОУ СПО «Арх. пед. колледж», 2009.-46 с.
  55. , В. А. Психология общения Текст. / В. А. Горянина, А. В. Морозов. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  56. , О. В., Смирнова Е. О. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей Текст. / О. В. Гундарева, Е. О. Смирнова. // Психологическая наука и образование. -2002. -№ 3. -С. 24−34.
  57. , М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы Текст. / М. А. Давыдова. М.: Вако, 2006.-216 с.
  58. , М. Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-Человек» как предметное содержание их подготовки: дис.. канд. пед. наук Текст. / М. Е. Дашкин. М., 1999. — 134 с.
  59. , А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения Текст. / А. Б. Добрович. -М.: Просвещение, 1987. 287 с.
  60. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой Текст. / Ават.-сост. Т. Ю. Амосова. -М.: Рипол-классик, 2005. 64 с.
  61. , В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг Текст. / В. Емельянов. — СПб.: Лань, 1997. 192 с.
  62. , Ю. Н. Теория функционирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции Текст. / Ю. Н. Емельянов. -Л., 1991.-С.38.
  63. , Е. С. Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста в музыкально-игровой деятельности Текст. / Е. С. Железнова // Искусство и образование. -2010. — № 1 (63).
  64. Жуков, 10. М. Коммуникативный тренинг Текст. / Ю. М. Жуков. — М.: Гардарики, 2003. — 223 с.
  65. , В. Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребенка Текст. / В. Загвоздкин. СПб.-М. — Деметра — народное образование -ИД Карапуз — 2005. — 160 с.
  66. И. А. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи Текст. / И. А. Залысина, Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 31.
  67. , А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры Текст. / А. В. Запорожец. // Дошкольное воспитание. 1965. -№ 10.
  68. , А. В. Развитие общения у дошкольников Текст. / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. -М.: Мысль, 1998. 112 с.
  69. , М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2−7 лет Текст. / М. Б. Зацепина. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 89 с.
  70. Заюнчковская, 3. Проблема семантических связей пластики телодвижений по отношению к языку: дис. .канд. филолог, наук Текст. / 3. Заюнчковская М., 1992.
  71. , А. Н. Мы играем, сочиняем! Музыкальное воспитание детей 5−7 лет Текст. А. Н. Зимина. — М.: Ювента, 2002. — 144с.
  72. , В. П. Человеческая деятельность познание — искусство Текст. / В. П. Иванов. — Киев: Наукова думка, 1977. — 324 с.
  73. , Э. Воображение и творчество ребенка Текст. / Э.Иванова. // Дошкольное воспитание. -1987. -№ 9.
  74. , Ю. А. Речевой хор (организация речевого хора и методика работы с ним) Текст. / Ю. А. Ивановский. Ростов-н/Д: Феникс, 2002.-44 с.
  75. Игра в развитии ребенка Текст. / С. Л. Новоселова. М., 2000.
  76. , Е. П. Психология общения и межличностных отношений Текст. / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
  77. , К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингенкамп-пер. с нем. М.: Педагогика. — 1991. — 240 с.
  78. Инновационные модели школ: Учебно-методическое пособие Текст. / Под общей ред. 3. Г. Найденовой и С. А. Лисицына. СПб.: ЛОИРО, 2003. — 170 с.
  79. , В. И. Шкалограммный и факторный анализ коммуникабельности личности студента Текст. / В. И. Кабрин. // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. -Томск, 1985.-С. 75−99.
  80. М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  81. , М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исслед. внутреннего строения мира искусств Текст. / М. С. Каган. Л.: Искусство. Ленинград, отд-ние, 1972.-440 с.
  82. , Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. Практикум по психодиагностике Текст. / Р. Р. Калинина. СПб.: Речь, 2003. -143 с.
  83. , С. В. Функциональная ассиметрия мозга и музыкальное искусство Текст. / С. В. Камышникова. // Музыкальная психология и психотерапия — № 2 2010.
  84. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  85. , В. Звуки скажут больше, чем слова Текст. / В. Каневский. // Искусство в школе. — 1997. — № 1. С. 43−45.
  86. , М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду Текст. / М. Ю. Каратушина. М.: Скрипторий 2003, 2010.- 176 с.
  87. , С. Н. Игра и нравственное развитие Текст. / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. — М.: МГУ, 1986. 142 с.
  88. , С.С. Интерактивные методы обучения педагогике Текст. / С. С. Кашлев. Минск: Вышэйшая школа, 2004. — 176 с.
  89. , Н. Ю. Хоровая театрализация как форма художественной коммуникации Текст. / Н. Ю. Киреева // Искусство и образование. 2009. — № 6(62).-С. 118.
  90. , Д. К. Музыкальное восприятие Текст. / Д. К. Кирнадская. -М.: Кимос-Ард, 1997. 157 с. — С.383.
  91. , Н. В. Общение. Дети 5−7 лет Текст. / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. Ярославль: Академия развития, 2006. — 160 с.
  92. , Я. Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности Текст. / Я. Л. Коломонский, Б. П. Жизневский. // Вопросы психологии. № 2. — 1980. — С. 37−42.
  93. , Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников Текст. / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. М.: Просвещение, 1986.-141 с.
  94. , Н. М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя: дис.. .канд. пед. наук Текст. / Н. М. Косова. М., 1988. — 258 с.
  95. , Э. А. Функциональная ассиметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие Текст. / Э. А. Костандов. М.: Наука, 1983. -171с.
  96. , Э. П. Музыкально-дидактические игры Текст. / Э. П. Костина. Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 212 с.
  97. , В. К. Роль совместной деятельности в формировании познавательного интереса дошкольников Текст. /В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич. // Вопросы психологии. 1991- № 2. — С.50
  98. , Е. Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями Текст. / Е. Н. Котышева. СПб.: Речь: М: Сфера, 2010.-2010.- 112 с.
  99. , А. Д. О контактах со сверстниками А. Д. Кошелева // Дошкольное воспитание Текст. -№ 11 1990. — С. 40−46.
  100. , Е. Е. Готовность к школе Текст. / Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов. // Дошкольное воспитание. 1991. — № 7. — С. 81 -84.
  101. Краткий психологический словарь Текст. / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского- ред.-составитель JI. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-н/Д: Феникс, 1998. 512 с.
  102. , В. Т. Феномен детской креативности электронный ресурс. // материал с сайта http: // toviech.ru
  103. , Н. Г. Двигательное творчество детей на музыкальных занятиях ДОУ Текст. / Н. Г. Куприна. // Начальная школа плюс До и После. -2004. -№ 10.
  104. , Н. Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребенка Текст. Н. Г. Куприна. // Начальная школа плюс До и После. 2003. -№ 10.
  105. , Н. Г. Художественный образ как воспитательное средство народной педагогики Текст. / Н. Г. Куприна, Т. Б. Нечаева. // Образование и наука.-2009.-№ 4(61).
  106. , В. А. Невербальное поведение : (Социально-перцептивный подход) Текст. / В. А. Лабунская Ростов: изд-во Ростов, ун-та, 1986.- 135 с.
  107. , А. А. Психология общения. 3-е изд. Текст. / А. А. Леонтьев — М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  108. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Искусство, 1970.
  109. , А. Н. Язык и деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды Москва Текст. / А. Н. Леонтьев. — Воронеж, 2004. 220с.
  110. , И. Музыкальные игры для детей Ноты. / И. Лепко. -Ленинград: Советский композитор, 1984. -76 с.
  111. , М. И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  112. , М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст. / М. И. Лисина // Под ред. А. Г. Рузской. М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 384 с.
  113. , Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида Текст. / Б. Ф. Лосмов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. — 1976. — С. 85.
  114. , А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. Музыка как предмет логики, электронный ресурс. // http://coollib.net/b/233 220/read.
  115. Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста Текст. / Н. И. Льговская. М.: Айрис-пресс, 2007. — 128 с.
  116. , И. В.Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса Текст. / И. В. Маврина. // Психологическая наука и образование. 2005. — № 2.
  117. , Е. Д. Скворушка Текст. / Е. Д. Макшанцева. М.: Аркти, 1998.- 104 с.
  118. , В. Ш. Педагог и культура Текст. / В. Ш. Масленников, В. П. Юдин. Казань: КГУ, 1994. — 111 с.
  119. , В. В. Музыкальное произведение и музыкальный язык / В. В. Медушевский. // Спутник учителя музыки Текст. / Сост. Т. В. Челышева. М., 1993.
  120. , В. В. Художественная картина мира в музыке / В. В. Медушевский. // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения Текст. Л., 1987. — С. 82−99.
  121. , Д. В. Воспитателю о детской игре Текст. Д. В. Менджерицкая // под ред. Т. А. Марковой. -М.: Просвещение, 1982. 128 с.
  122. , И. В. С музыкой растем, граем и поем: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста Ноты. И. В. Меньших. Ростов н/Д: Феникс, 2007.-57 с.
  123. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие Текст. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1989. —С.31−33.
  124. , Н. Я. и др. Взаимодействие взрослого с детьми в игре Текст. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. 1993. -№ 3.
  125. , М. А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов Текст. / М. А. Михайлова. Ярославль: Академия развития, 2008. — 240 с.
  126. , М. А. Особенности психоэмоционального воздействия музыки на ребенка Текст. / М. А. Михайлова. // Материалы международной научно-практической конференции. Ярославль: ЯГПУ, 2006.
  127. , JT. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: дис.. канд. пед. наук Текст. / Л. Р. Мунирова.-М., 1991.-С. 21.
  128. , А. В. Общение как фактор воспитания школьников: дис.. д-ра пед. наук / А. В. Мудрик. — Москва, 1980. — 414с.
  129. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду Текст. / сост. Е. Раевская, С. Руднева, Г. Соболева, 3. Ушакова, В. Царькова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-221 с.
  130. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. / В. С. Мухина. М.: Академия, 1999. — 456 с.
  131. , Е. В. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988. — 254 с.
  132. , Е. В. О психологии музыкального восприятия. Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 384 с.
  133. , С. В. Об эффективности оздоровления средствами музыки Текст. / С. В. Назарова. // Специалист. 2007. — № 1.
  134. , В. А. Растем играя Текст. / В. А. Недоспасова. М.: Просвещение, 2003. — 205 с.
  135. , Р. С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Текст. / Р. С. Немов. М.: Владос, 2000. — 686 с.
  136. , А. И. Сказка, ее бытование и носители Текст. / А. И. Никифоров. // Русская фольклористика. Хрестоматия / сост. Минц С. И., Померанцева Э. В. М., 1971. — 415 с.
  137. , Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста Текст. / Т. Никифорова.// Дошкольное воспитание. 2007. — № 3
  138. , О. Н. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии Текст. / О. Н. Овчар, В. Г. Колягина. М.: «Гном и Д», 2005. — 80 с.
  139. , Т. С. Логопедические распевки Ноты. / Т. С. Овчинникова. СПб: Каро, 2006. — 61 с.
  140. , Е. Б. Коммуникативные умения в структуре деятельности студента в период педагогической практики: дисс. канд. пед. наук Текст. / Е. Б. Орлова. Минск, 1991. — 172 с.
  141. , М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором Текст. / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  142. , М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей Текст. / М. А. Панфилова. М.: «Гном и Д», 2008. — 160 с.
  143. , Б. Д. Анатомия общения Текст. / Б. Д. Парыгин. — СПб: изд. Михайлова, 1999. — 301 с.
  144. Педагогическая диагностика компетептностей дошкольников. Для работы с детьми 5−7 лет Текст. / Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Кузина А. Ю., Груздова И. В. — под ред. О. В. Дыбипой. М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 64 с.
  145. Педагогический словарь Текст. М., 2005. — С. 45.
  146. , В. А. Музыкальные занятия с малышами Текст. / В. А. Петрова.-М.: Просвещение, 1993.- 191 с.
  147. , Е. А. Визуальная психосемиотика общения. Монография Текст. /Е. А. Петрова. М: «Гном-пресс», 1999. — 176 с.
  148. , JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / JLA. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  149. Пиз, А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам) Текст. / А. Пиз. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 107 с.
  150. , Н. Р. Развитие движений и музыкально-ритмические занятия Текст. / II. Р. Повалинская, М. К. Файда, С. Г. Симонова. // Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. -М.: Просвещение, 1968.
  151. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки Текст. / Сост. H. Н. Доломанова. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 112 с.
  152. , Н. «Игровая позиция — важнейшее качество личности дошкольника Текст. / Н. Поддъяков. // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 8, С. 66−70.
  153. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. и доп Текст. -М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  154. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведения / Д. К. Кинарская, И. И. Кияшенко, К. В. Тарасова и др.- под ред. Г. М. Цыпина Текст. М.: Академия, 2003. — 363 с.
  155. Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы Текст. / под. ред. Б. Г. Юдина, Е. Г. Юдиной. М., Институт человека РАН, 2003. — 164 с.
  156. , И. Логика музыкального мышления Текст. / И. Пясковский.-Киев: МузичнаУкраина, 1987. 179 с.
  157. , О. П. Музыкальное воспитание дошкольников Текст.: учеб. для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова и др. М.: Академия, 1998. — 240 с.
  158. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Текст. / под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
  159. , Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада : монография Текст. / Т. А. Репина М.: Педагогика, 1988 — 232 с.
  160. , Г. Творческая деятельность школьников в системе музыкального воспитания: дис. докт. пед. наук Текст. / Г. Ригина. -М., 1992.
  161. , Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет / Т. А. Рокитянская. Ярославль: Академия развития, 2006. — 128 с.
  162. , А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка Текст. / А. А. Рояк. М.: Педагогика, 1988. — 120 с.
  163. , А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада Текст. / А. А. Рояк // Дошкольное воспитание. 1977. — № 2.
  164. , А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками Текст. / А. Г. Рузская. М.: Педагогика, 1989. — 215 с.
  165. , Е. А. Слово и музыка Текст. / Е. А. Ручьеская. Л.: изд-во Государственное музыкальное издательство. — 56 с.
  166. , Е. Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности: дис.. канд. пед. наук. Текст. / Е. Г. Савина. 2005. — 28с.
  167. , П. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы Текст. / Н. В. Самоукина. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. — 209 с.
  168. , Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  169. , Е. В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений студентов педвуза: дис. канд. наук Текст. / Е. В. Семенова. М., 1984. — 230 с.
  170. , Т. В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстникам и взрослыми: Методические рекомендации Текст. /Е. В. Сенько-Л.: изд-во РГПУ, 1991. 160 с.
  171. , Д. В. Воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д. В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
  172. , Е. О. Исследование общения дошкольников со сверстниками Текст. / Е. О. Смирнова, Т. В. Гуськова // Вопросы психологии. -1988. № 2. -167 с. // Материалы сайта www.voppsy.ru
  173. , Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция Текст. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Владос, 2005. — 158 с.
  174. , Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст. / Е. О. Смирнова. М.: Академия, 2000. — 160 с.
  175. , А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников Текст. / А. Л. Солдатченко. Магнитогорск, 2001. — 186 с.
  176. , О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей Текст. / О. В. Солнцева. СПб.: Речь- М.: Сфера, 2010.-176 с.
  177. А. С. Нарушение игровой деятельности Текст. / А. С. Спиваковская. -М.: МГУ, 1980. 131 с.
  178. , Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения Текст. / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 68−78.
  179. , Н. Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Г. Суворова Текст. // Учитель (Россия). 2000. — № 1. — С. 25−27.
  180. , В. А. Сто советов учителю Текст. / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. школа, 1984. — 253 с.
  181. , К. С. Собр. Соч. Текст. / К. С. Станиславский М., 1959.-Т.6.
  182. , Г. П. Теория и практика работы с детским хором Текст. / Г. П. Стулова. М.: Владос, 2002. — 176 с.
  183. , О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР / О. С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т- Ин-т спец. образования. Екатеринбург, 2007. — № 8. — С. 52−59.
  184. , Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей Текст. / Г. С. Тарасов // Музыкальная психология и психотерапия. 2008. — № 3.
  185. , Д. В. Общеучебные умения: очарование очевидного Текст. / Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщиков. Челябинск: Челяб. ЦНТИ, 1996.-86 с.
  186. , Б. М. Психология музыкальных способностей. Избр. труды: В 2 т. / Текст. / Б. М. Теплов. M., 1985. — Т. 1.
  187. , С. В. Организация коммуникативного пространства на основе доверительных отношений в системе «педагоги-дети-родители»: Монография Текст. / С. В. Теряева. Нижневартовск: Нижневарт. гуманит. ун-т, 2010.-77 с.
  188. , Н. А. Методика использование русских народных игр в ДОУ. Учебно-методическое пособие Текст. / Н. А. Тимошкина. М., Центр педагогического образования, 2008. — 64 с.
  189. , В. А. Классификация коммуникативных умений студентов электронный ресурс. // Знание. Понимание. Умения. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/TishchenkoVA/.
  190. , Л. В. Содержание, функции коммуникации как системного педагогического процесса электронный ресурс. // http://www.jourclub.rU/6/992/l/
  191. , Т. Э. Речевые игры и упражнения в концепции Карла Орфа Текст. / Т. Э. Тютюнникова. // Дошкольное воспитание. 1998. — № 9.
  192. , Т. Э. Снова о наболевшем Текст. / Т. Э. Тютюнникова. // Музыкальный руководитель. 2008. — № 1
  193. , Г. А. Практикум по детской психологии Текст. / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Владос, 1995.-291 с.
  194. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада Текст. / сост. В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. -М, 1993.-191 с.
  195. , К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Текст. / К. Д. Ушинский- Под ред. А. И. Пискунова. —- М.: Педагогика, 1974.
  196. , Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития Текст. / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. -2010. — № 7. -С. 3−11.
  197. , П. В. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие Текст. / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. -СПб: Лань, 2000.-224 с.
  198. , А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности Текст. / А. У. Хараш // в сб.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — с. 21—32.
  199. Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе» Текст. / Составитель: И. В. Маврина. — М.: МГЛУ, 2004. 184 с.
  200. , Н. Типология эмоций в музыке Текст. / Н. Холопова. //Художественный тип человека. Комплексные исследования / Науч. ред.
  201. В.Морозов, А. С. Соколов. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 1994. С. 66−85.
  202. Художественное творчество и ребенок Текст. / Под ред. Н. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972.
  203. , Г. А. Введение в школьную жизнь Текст. / Г. А. Цукерман. М.: Московский центр качества образования, 2010.-120 с.
  204. , С. И. Речевая деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития: дисс. канд. пед. наук Текст. / С. И. Чаплинская.- СПб., 2002. 281 с.
  205. , М. И. Психогимнастика Текст. / М. И. Чистякова 2-е изд. — М.: Владос, 1990. -160 с.
  206. Шанская, J1. Развитие речевого голоса у дошкольников Текст. / JI. Шанская-М., 1986.-е. 30.
  207. , Н. И. Социальная психология в образовании Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1995. — 544 с.
  208. , Б. И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. Методическое пособие Текст. / Б. И. Шеломов. — СПб.: Композитор, 2010.-256 с.
  209. , С. А. Игры учащихся — феномен культуры Текст. / С. А. Шмаков. М.: Новая школа, 1994 — 239 е.- С. 65
  210. , А. Музыка как способ человеческого общения: дис.. канд. философ, наук Текст. / А. Щербакова. М., 1986.
  211. , Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет Текст. / Д. Эйнон — М.: Педагогика-Пресс, 1995.-190 с.
  212. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: Сб. / Сост. и общ. ред. Л. А. Баренбойма. Москва: Советский композитор, 1978. -367 с.
  213. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с:
  214. , Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин М.: Владос, 1999.-360 с.
  215. Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству Текст. / Е. И. Юдина М.: Аквариум, 1997. — 272 с.
  216. , П. М. Психология художественного восприятия Текст. / П. М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. — 87 с. — С.38.
  217. , С. Г. Особенности моральных требований и оценок сверстников у дошкольников Текст. / С. Г. Якобсон, Р. А. Курбатов. // Вопросы психологии. 1983. -№ 4. — С.39.
  218. Andrews D., Krantz М. The effects of reinforced cooperative experience on friendship patterns of preschool children // Gen. Psychol. 1982 — № 140 — P. 197 205.
  219. Bar-Tal D., Raviv A., Goldberg M. Helping behavior among preschool children. An observational study // Child Devel. 1982. — V.53 — P.396−402.
  220. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1979.
  221. Bruner J.S. Child’s talk: learning to use language. Oxford, England: Oxford University Press, 1983.
  222. Crick N.R., Werner N.E., Casas J.F., O’Brien K.M., Nelson D.A., and Grotpeter J.K. Childhood aggression and gender. A new look at an old problem. -Nebraska Symposium on Motivation, 1999. P.75−141.
  223. Galen B.R., and Underwood M.K. A developmental investigation of social aggression among children. Developmental Psychology. 1997 — P.589−600.
  224. Hinde R.A., Easton D.F., Metier R.E., Tampin A. Natere and determination of preschooler’s differential behavior to adults and peers // Brit. J. of Devel Psychol. -1983 -№ 1. -P.3−19.
  225. Ingram, Mr Gordon P.D. Children’s Reporting of Peers’Behaviour: a thesissubmitted for the degree of PhD. Institute of Cognition and Culture school of History and Anthropology Queen' University Belfast, 2009. — 285p.
  226. John E. Sadler. Concepts in Primary Education. — London. 1974.
  227. Lee L. C. Toward a cognitive theory of interpersonal development: Importance of peers // Lewis and Rosenblum (eds.) Friendship and peer relations. N. Y» 1975.
  228. Piaget J. The moral judgment of the children. N.Y.: Free Press, 1965.
  229. Ross M., Sells S., Golden M. Social adjustment and personality development in children. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1972.
  230. Sperber D., Wilson D. Relevance. Communication and cognition. -Oxford: Blackwell, 1996.
  231. Tirassa, Maurizzio and Bosco, Francesca M. On the nature and role of indersubjectivity in communication 2008.
  232. Tomasello M., and Vaish A. Origins of human cooperation and morality. // Annual Review of Psychology. 2013. — № 64. — P.231
Заполнить форму текущей работой