Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функции оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако выполнение вышеуказанных задач, возложенных на оперативные подразделения ФСИН РФ, существенным образом осложняется тем, что в настоящее время ни один нормативный акт, регулирующий вопросы оперативно-розыскной деятельности, не определяет ее функции, в то время как в общей теории права они традиционно рассматриваются в качестве основных (главных) направлений деятельности, в которых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
    • 1. Понятие и виды функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России
    • 2. Проблемы нормативно-правового регулирования реализации функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России и пути их возможного разрешения
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы
    • 2. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в местах лишения свободы
    • 3. Оперативно-розыскное обеспечение безопасности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы

Функции оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие в последние годы глубокие преобразования во всех сферах общественной жизни России сопровождается таким отрицательным явлением как рост преступности, который негативно влияет на социально-психологический и политический климат в стране, подрывает веру в способность государства обеспечить защиту граждан от преступных посягательств. Поэтому научно обоснованный подход к разрешению этих проблем приобретает крайне важное значение. К их числу относятся и вопросы оперативно-розыскной деятельности (ОРД) оперативными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН РФ), которая осуществляется для обеспечения безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лицвыявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказаниярозыска осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений (ИУ), а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободысодействия в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Закрепление этих задач в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ обусловлено, прежде всего, наличием такого явления как пенитенциарная преступность, которая характеризуется такими свойствами как масштабность, особая опасность и жестокость1. Осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы в силу различных причин совершают убийства, допускают причинение вреда здоровью различной степени тяжести, совершают побеги, нападения на охрану, преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, предпринимают попытки дезорганизации работы ИУ. Зачастую такие деяния тщательно подготавливаются,.

1 См.: Kapneif II И Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С. 285. совершаются тайно, а действующие нормы криминальной субкультуры способствуют уничтожению следов, сокрытию доказательств и нейтрализации свидетелей.

В таких условиях выявление, предупреждение и раскрытие пенитенциарных преступлений одними уголовно-процессуальными средствами становится практически невозможным. Поэтому значительная нагрузка ложится на оперативные подразделения ФСИН РФ, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности в полном объеме.

Однако выполнение вышеуказанных задач, возложенных на оперативные подразделения ФСИН РФ, существенным образом осложняется тем, что в настоящее время ни один нормативный акт, регулирующий вопросы оперативно-розыскной деятельности, не определяет ее функции, в то время как в общей теории права они традиционно рассматриваются в качестве основных (главных) направлений деятельности, в которых выражается их сущность и назначение, обусловленные стоящими перед этой деятельностью задачами. Отсутствие в отечественной специальной литературе исследований, посвященных выяснению понятия, сущности и особенностей реализации функций оперативно-розыскной деятельности является не только «белым пятном» в теории ОРД, но и крайне отрицательно сказывается на правоприменительной практике, поскольку неисследованность вопросов, связанных с определением понятия «функция оперативно-розыскной деятельности», ее содержания, значения и особенностей реализации создает порой непреодолимые препятствия для качественного и эффективного выполнения задач, стоящих перед оперативными подразделениями правоохранительных органов, в том числе и Федеральной службы исполнения наказания России.

Степень научной разработанности темы. Проблематика функций оперативно-розыскной деятельности в УИС исследовалась в трудах Е.И. Тем-нова, С. А. Комарова, М. П. Мелентьева, В. Н. Синюкова, А. Е. Сухарева, а также в работах Л. П. Барнашовой, М. Н. Колосовой, других авторов.

Изменение условий осуществления оперативно-розыскной деятельности в ИУ влечет изменения задач, стоящих перед ней, а это, в свою очередь, приводит к возникновению, изменению или исчезновению тех или иных функций ОРД в УИС.

Изучением некоторых аспектов функций ОРД в УИС ФСИН России занимаются такие видные ученые как К. К. Горяинов, В. Г. Бобров, В. М. Атмажитов, П. К. Синилов, И. А. Илимов, B.C. Овчинский, К. В. Сурков. Авторы указали на актуальность и значение функций для теории оперативно-розыскной деятельности, определили их структуру, взаимоотношения с целями, задачами ОРД на современном этапе.

Однако до настоящего времени проблема функций ОРД применительно к оперативным подразделениям уголовно-исполнительной системы как одного из субъектов ОРД изучалась еще недостаточно, несоразмерно ее теоретико-прикладной значимости.

Недостаточная разработанность целого ряда вопросов, связанных с определением сущности и содержания такой категории как функции оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе РФ, и большая практическая значимость их реализации для решения задач, возложенных на оперативные подразделения ФСИН РФ, свидетельствуют об актуальности темы исследования, что и обусловило ее выбор.

Предметом исследования является комплекс теоретических проблем, касающийся определения понятия и содержания функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе РФ, особенностей их нормативно-правового закрепления, а также круг вопросов, возникающий при их практической реализации оперативными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний России.

Объектом исследования являются разработки в области теории оперативно-розыскной деятельности, нормативно-правовая регламентация функций оперативно-розыскной деятельности, деятельность оперативных подразделений ФСИН РФ по реализации этих функций, а также специфические условия, в которых она осуществляется.

Цель исследования заключается в выяснении понятия, сущности, видов функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России, определении особенностей их нормативно-правового закрепления и реализации в деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— определить понятие, сущность и содержание такой категории как функция оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России;

— определить виды функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России;

— рассмотреть классификации функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России в зависимости от критериев их систематизации;

— изучить особенности нормативно-правового закрепления функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России, выявлены противоречия и пробелы в законодательных и ведомственных актах, определяющих порядок их реализации;

— установить правовые, организационные и тактические особенности реализации отдельных функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России;

— сформулировать рекомендации по повышению эффективности деятельности оперативных подразделений ФСИН РФ, направленной на реализацию функций ОРД в уголовно-исполнительной системе России;

— выработать рекомендации по совершенствованию нормативной базы, определяющей порядок и особенности реализации функций ОРД в уголовно-исполнительной системе РФ.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс России, федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года, «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ, международные правовые акты, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты Федеральной службы исполнения наказаний России и других правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Методологическую основу исследования составили: всеобщий метод познания, отражающий диалектическую связь теории и практики, а также частные научные методы: исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический, методы логики, психологии.

В работе над диссертацией автор опирался на современные достижения социальной философии, социологии права, а также отраслевых юридических наук: уголовного и уголовно-процессуального права, оперативно-розыскной деятельности, криминалистики и криминологии.

Методической основой исследования по теме диссертации явились работы ученых-представителей науки оперативно-розыскной деятельности и практиков: В. М. Атмажитова, В. И. Алексеева, С. А. Бажанова, Е. Н. Белоуса, В. Г. Боброва, В. И. Быстрых, О. А. Вагина, Н. Н. Васильева, Н. Н. Гаврилова, Д. В. Гребельского, К. К. Горяинова, В. В. Гриба, Л. И. Гурова, В. В. Дедюхина, В. В. Зайцева, А. П. Исиченко, Ю. В. Калинина, Ю. Ф. Кваши, В. П. Кувалдина, Н. И. Кулагина, А. И. Лантуха, В. А. Лукашова, И. И. Лыгалова, О. М. Наливайченко, С. С. Овчинского, В. В. Пахомова, Н. К. Потоцкого, Ю. С. Пулатова, С. А. Рожкова, B.C. Разинкина, В. Г. Самойлова, В. В. Сергеева, Г. К. Синилова, К. В. Суркова, Э. А. Татаревского, А. Б. Утевского, А. Ю. Шумилова, Д. В. Якубовского, Н. М. Якушина и других.

Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения и обобщения материалов 118 уголовных дел о преступлениях, совершенных осужденными в местах лишения свободы, рассмотренных судами первой инстанции г. г. Москвы, Владимира, Твери, Саратова, республики Мордовия, соответствующих им оперативно-розыскных материалов, отражающих действия сотрудников оперативных подразделений ФСИН РФ в соответствующих криминальных ситуациях. Наряду с этим были проанализированы данные, сосредоточенные в 164 делах оперативной проверки, а также в картотеках и иных накопителях оперативно-розыскной информации, а также использованы результаты анкетирования 122 сотрудников оперативных подразделений ФСИН РФ.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили анализ и обобщение научной литературы, систематизация и дополнение имеющегося материала по проблемам определения функций ОРД в подразделениях УИС РФ.

В работе использованы труды как современных отечественных ученых, так и работы советского периода в области изучения проблем права, теории ОРД как области научных знаний, призванных вооружать практику борьбы с преступностью системой научных выводов и рекомендаций, необходимых для эффективной организации и осуществления оперативных мероприятий. Эти аспекты отмечены в трудах: К. К. Горяинова, B.C. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова, В. М. Атмажитова, В. Г. Боброва, В. И. Баскова, A.M. Ефремова, А. С. Овчинского, С. С. Овчинского, С. В. Степашина.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые на монографическом уровне с учетом современного законодательства, определяющего основания и порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, проведено комплексное исследование проблем, связанных с изучением такой правовой категории как «функция ОРД», что позволило в определенной степени восполнить существенный пробел в теории оперативно-розыскной деятельности. Опираясь на теоретические положения, представилось возможным не только выяснить и определить понятие и сущность функций оперативно-розыскной деятельности, но и определить их виды и особенности реализации в практической деятельности оперативных аппаратов органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторская формулировка понятия функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России, под которыми следует понимать обусловленные социальной сущностью российской уголовно-исполнительной системы и предусмотренные федеральным законодательством отдельные направления оперативно-розыскной деятельности, осуществляемые оперативными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний РФ, реализуемые при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ней.

2. Существенными свойствами функций оперативно-розыскной деятельности, в том числе в уголовно-исполнительной системе России являются: а) функции ОРД-это основные направления ее воздействия на состояние общественных отношений, в том числе складывающиеся в УИС РФб) функции ОРД выражают ее сущность и социальное назначениев) функции характеризуются непрерывностью, длительностью воздействия на общественные отношения, имеющие постоянный характерг) функции выражают наиболее существенные, основные черты оперативно-розыскной деятельности и направлены на осуществление задач, стоящих перед ней.

3. Функциями оперативно-розыскной деятельности в УИС РФ являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, подготавливаемых и совершаемых в местах лишения свободы, на иных объектах и в органах уголовно-исполнительной системы России, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) выявление, предупреждение и пресечение готовящихся и совершаемых в местах лишения свободы нарушений установленного порядка содержания и отбывания наказания;

3) розыск в установленном порядке лиц, совершивших побег из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;

4) выявление в период содержания и отбывания наказания в местах лишения свободы лиц, намеревающихся после освобождения продолжить противоправную деятельность;

5) обеспечение в пределах своей компетенции личной безопасности сотрудников и персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей, осужденных, иных лиц, находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям уголовно-исполнительной системы, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье и имущество которых совершаются преступные посягательства;

6) обеспечение собственной безопасности, а также сохранности собственности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

7) оказание помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении, пресечении, предупреждении и раскрытии преступлений, подготавливаемых и совершенных осужденными и лицами, содержащимися под стражей, до прибытия в учреждения уголовно-исполнительной системы, а также преступлений, подготавливаемых и совершенных иными лицами, оставшихся нераскрытыми;

8) добывание информации о событиях, действиях и лицах, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

4. Недопустимость разделения функций ОРД на основные и дополнительные, поскольку они представляют собой главные, основные направления деятельности, выражающие ее сущность и социальное назначение.

5. Реализация функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России, направленных на решение стоящих перед ней задач, значительно осложняется наличием существенных, на наш взгляд, расхождений между целями и задачами оперативно-розыскной деятельности, определенных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1и 2) с аналогичными задачами этой же деятельности, осуществляемой в исправительных учреждениях (ст. 84 УИК РФ). Для устранения этих противоречий необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство, регулирующее вопросы оперативно-розыскной деятельности.

6. Описание особенностей реализации отдельных функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе РФ, в том числе, предупреждения нарушений режима отбывания наказания осужденными и оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы.

7. Обеспечение собственной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, личной безопасности осужденных и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей в настоящее время следует относить к числу приоритетных функций оперативно-розыскной деятельности подразделений УИС.

8. Авторское определение собственной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей, под которой следует понимать комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты УИС представителей криминальной средыпредотвращения утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную и иную, охраняемую федеральным законом, тайнувыявлению фактов совершения должностных преступлений и правонарушений сотрудниками УИСа также по осуществлению защиты сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

9. В целях надлежащего обеспечения реализации права осужденного на личную безопасность, а также обеспечения собственной безопасности учреждений и органов УИС РФ, и общественной безопасности в случаях побегов из-под стражи необходимо внесение изменений в содержание статей 13, 83 и 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования определяется сформулированными и обоснованными в диссертации выводами и предложениями, которые вносят определенный вклад в развитие науки оперативно-розыскной деятельности, в частности, существенно дополняют теоретические положения, связанные с определением понятия, содержания, сущности, видов, функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России, особенностей их правового регулирования и реализации в практической деятельности оперативных подразделений ФСИН РФ, а также могут быть использованы в дальнейших теоретических разработках проблем оперативно-розыскной деятельности.

Вместе с тем, диссертация содержит комплекс практических рекомендаций, которые могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по проблемам совершенствования процесса реализации функций ОРД в уголовно-исполнительной системе России, разработке методологических основ теории оперативно-розыскной деятельности, в нормотворческом процессе, а также при преподавании курса оперативно-розыскной деятельности в высших и среднеснециальных образовательных учреждений юридического профиля. Наряду с этим практическая значимость исследования определяется возможностью применения многих выводов, предложений и рекомендаций, содержащихся в диссертации, в практической деятельности оперативных аппаратов УИС России, в том числе при проведении режимных и оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, были доложены и обсуждены на кафедре оперативно-розыскной деятельности Владимирского юридического института ФСИН России.

Результаты и положения диссертационного исследования нашли отражение в 5 научных статьях автора, общим объемом 2,1 пл. Материалы проведенного исследования используются в учебном процессе при преподавании курса оперативно-розыскной деятельности на кафедре оперативно-розыскной деятельности Владимирского юридического института ФСИН России.

Структура диссертации предопределена целью и задачами проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет делать следующие выводы и дать практические рекомендации:

1. Понятие «функция оперативно-розыскной деятельности», являясь одним из фундаментальных в теории ОРД, характеризует, применительно к теме данного диссертационного исследования, деятельную сторону оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. При этом оно является весьма сложным. Однако многие вопросы, связанные с определением этого понятия, его сущности, содержания, особенностей нормативно-правового закрепления функций ОРД в уголовно-исполнительной системе России остаются практически нерешенными.

2. Анализ разработанного в философии определения понятия «функции» как внешнего проявления свойств какой-либо деятельности (в данном случае, оперативно-розыскной, осуществляемой в уголовно-исполнительной системе) в определенной системе отношений, позволил выделить следующие существенные признаки и свойства функций оперативно-розыскной деятельности: а) функции ОРД — это основные направления ее воздействия на состояние общественных отношений, в том числе складывающиеся в УИС РФб) функции ОРД выражают ее сущность и социальное назначениев) функции характеризуются непрерывностью, длительностью воздействия на общественные отношения, имеющие постоянный характерг) функции выражают наиболее существенные, основные черты оперативно-розыскной деятельности и направлены на осуществление задач, стоящих перед ней.

3. Поскольку в специальной литературе, посвященной проблемам оперативно-розыскной деятельности, фактически не высказывались мнения в отношении понятия «функция оперативно-розыскной деятельности», для его определения и выяснения существенных черт возникла необходимость обратиться к отдельным положениям теории государства и права, в которой наиболее распространено понимание функции как основного (главного) направления деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение органа, ее осуществляющей. С учетом этого предложено авторское определение функций оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе России, под которыми следует понимать обусловленные социальной сущностью российской уголовно-исполнительной системы и предусмотренные федеральным законодательством отдельные направления оперативно-розыскной деятельности, осуществляемые оперативными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний РФ, реализуемые при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ней.

4. Анализ действующего законодательства и специальной литературы позволил прийти к выводу, что к функциям оперативно-розыскной деятельности в УИС необходимо отнести:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, подготавливаемых и совершаемых в местах лишения свободы, на иных объектах и в органах уголовно-исполнительной системы России, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ч. 1 ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, п. 4 ч. 2 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);

2) выявление, предупреждение и пресечение готовящихся и совершаемых в местах лишения свободы нарушений установленного порядка содержания и отбывания наказания (ч. 1 ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации);

3) розыск в установленном порядке лиц, совершивших побег из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы (ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ч. 1 ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации);

4) выявление в период содержания и отбывания наказания в местах лишения свободы лиц, намеревающихся после освобождения продолжить противоправную деятельность (ч. 1 ст. 2 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);

5) обеспечение в пределах своей компетенции личной безопасности сотрудников и персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей, осужденных, иных лиц, находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям уголовно-исполнительной системы, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество которых совершаются преступные посягательства (ч. 6 ст. 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 5, п. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» ч. 1 ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации);

6) обеспечение собственной безопасности, а также сохранности собственности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (п. 5 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);

7) оказание помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении, пресечении, предупреждении и раскрытии преступлений, подготавливаемых и совершенных осужденными и лицами, содержащимися под стражей, до прибытия в учреждения уголовно-исполнительной системы, а также преступлений, подготавливаемых и совершенных иными лицами, оставшихся нераскрытыми (ч. 1 ст. 2, ч. 5 ст. 13 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ч. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»);

8) добывание информации о событиях, действиях и лицах, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

5. Рассматривая функцию как главное, основное направление деятельности, выражающее ее сущность и социальное назначение, считаем необоснованным и некорректным допускаемое некоторыми учеными и практиками разделение функций ОРД на основные и дополнительные.

6. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, позволил прийти к выводу, что ни один из них даже не содержит упоминания о функциях ОРД, что, безусловно, является серьезным препятствием для их практической реализации в деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний России.

7. Реализация функций ОРД в УИС, направленных на решение стоящих перед ней задач, значительно осложняется наличием существенных, на наш взгляд, расхождений между целями и задачами оперативно-розыскной деятельности, определенных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1и 2) с аналогичными задачами этой же деятельности, осуществляемой в исправительных учреждениях (ст. 84 УИК РФ). Так, ст. 2 Закона «Об ОРД» в отличие от ст. 84 УИК РФ не предусматривает задачи выявления, предупреждения и раскрытия нарушений установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы. В связи с этим представляется целесообразным внести изменения в ст. 2 Закона «Об ОРД», дополнив ее задачей поддержания режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством в местах лишения свободы.

8. Система оперативных подразделений УИС, круг их дифференцированных полномочий, особенности осуществления оперативнорозыскных мероприятий в среде осужденных создает острую необходимость в создании комплексного ведомственного нормативно-правового акта, определяющего основы организации и тактики оперативно-розыскной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

9. Полагаем, что функция оперативно-розыскного предупрежденя преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы, направлена на: 1) обеспечение надежной охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, их размещения в точном соответствии с законом, исключающих возможность совершения ими новых антиобщественных поступков- 2) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка и осуществление мер по их устранению (общая профилактика) — 3) установление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, выбор и принятие мер по оказанию на них необходимого предупредительного и воспитательного воздействия (индивидуальная профилактика).

10. Анализ ведомтвенных нормативных актов позволил прийти к выводу, что для реализации функции оперативно-розыскного предупрежденя преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы, оперативные подразделения ФСИН РФ: 1) осуществляют сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди подучетных лиц (т.е. лиц, подлежащих постановке и поставленных на профилактический учет), обеспечивают оперативный контроль за их поведениемсвоевременно доводят до руководства исправительных учреждений, а, при необходимости, до оперативного дежурного и сотрудников заинтересованных служб информацию об оперативной обстановке на объектах исправительного учреждения- 2) при поступлении рапортов сотрудников исправительных учреждений о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности изложенных в них сведений- 3) выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения- 4) совместно с другими службами принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди осужденных- 5) выявляют и пресекают неслужебные связи работников исправительных учреждений, а также других лиц с осужденными, каналы поступления к ним предметов, запрещенных к использованию в исправительных учреждениях- 6} совместно с другими службами проводят работу по склонению к отказу от противоправных намерений и действий осужденных, выявлению лиц, ранее совершивших преступления, которые остались нераскрытыми- 7) ведут учет преступлений.

11. Объектами оперативно-розыскной профилактики в местах лишения свободы должны быть осужденные: 1) склонные к употреблению и употребляющие спиртные напитки либо наркотические средства, психотропные вещества или сильнодействующие препараты, их изготовители и распространители- 2) уклоняющиеся от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения у психиатра- 3) замеченные в изготовлении, хранении и передаче запрещенных предметов- 4) организующие и активно участвующие в азартных играх- 5) высказывающие угрозы и проявляющие индивидуальное или групповое неповиновение законным требованиям администрации, его организаторы и подстрекатели- 6) склонные к мужеложству или лесбиянству- 7) «воры в законе», иные преступные «авторитеты" — 8) лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, организаторы групповых эксцессов- 9) намеревающиеся, готовящиеся совершать побег и ранее совершавшие побеги- 10) отбывающие наказание за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, массовые беспорядки- 11) осужденные за участие в преступном сообществе (преступной организации) — 12) осужденные за вымогательство- 13) склонные к нападению на представителей администрации учреждения- 14) имеющие психические расстройства, чреватые опасностью причинения существенного вреда собственному здоровью или здоровью других лиц- 15) занимающиеся поборами и притесняющие других осужденных.

12. Отправным моментом реализации функции оперативно-розыскного предупреждения преступлений осужденными в местах лишения свободы является оперативно-профилактический поиск, под которым следует понимать выявление лиц и фактов, представляющих оперативно-профилактический интерес, к числу которых относятся:

1) события латентных правонарушений, о фактах которых в соответствии с нормами криминальной субкультуры к официальным властям обращаться запрещено;

2) лица, замышляющие или подготавливающие преступления, в том числе уже состоящие на профилактическом учете как склонные к совершению преступлений;

3) осужденные, пострадавшие от преступных и иных противоправных посягательств;

4) вещи, предметы и документы, имеющие значение для выявления и предупреждения пенитенциарных преступлений.

13. Опеределены особенности реализации функций предупреждения наиболее распространенных в местах лишения свободы видов преступлений: убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, незаконного оборота наркотических средств, побегов из исправительных учреждений УИС, а также уголовно-наказуемых деяний против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

14. Для эффективной реализации функции оперативно-розыскного предупреждения преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы сотрудникам оперативных подразделений УИС целесообразно наряду с оперативно-розыскной максимально полно использовать информацию, содержащуюся в: 1) отчетности о состоянии преступности и дисциплины- 2) материалах ведомственных и прокурорских проверок деятельности исправительных учреждений- 3) материалах служебных проверок, предварительного следствия по уголовным делам о фактах допущенных правонарушений- 4) представлениях органов прокуратуры и частных определениях судов- 5) переписке лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, и сведениях, полученных на личном приеме- 6) медицинской документации- 7) данных о результатах несения службы по охране и надзору- 8) рекомендациях психологов.

15. Анализ специальной литературы и правоприменительной практики позволил определить существенные особенности реализации функции оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы, которые обусловлены целым рядом объективных и субъективных факторов. Так, эффективность оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в местах лишения свободы, во многом обусловлена криминологической характеристикой осужденныхорганизационными и методическими недостатками в деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системынедостаточно высоким уровнем профессиональной подготовки оперативных работников, что нередко не позволяет им правильно оценить возникшую криминальную ситуацию и своевременно принять верное оперативное решение, а также степенью противодействия со стороны осужденных и других заинтересованных лиц раскрытию преступления.

16. Реализация функции оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы, осуществляется в специфических условиях, которые, как правило, значительно осложняют деятельность оперативных подразделений УИС, а именно: 1) преступления совершаются в среде осужденных, и потерпевшими являются сами осужденные (лишь в ряде случаев в качестве ноюриеыьих могут быть сотрудники) — 2) криминальные традиции осужденных создают препятствия для выявления свидетелей и установления осужденных, совершивших преступление- 3) осужденные обладают криминальным опытом, умеют избирать способы сокрытия преступлений- 4) осведомленность преступников о формах и методах деятельности оперативных аппаратов УИС- 5) использование осужденными организованной системы распространения слухов и ложной информации для противодействия раскрытию преступления- 6) недостаточно надежная изоляции осужденных, подозреваемых в совершении преступлений, что приводит к обмену информацией с осужденными, заинтересованными в нераскрытии преступления- 7) неиспользование оперативными аппаратами всего комплекса оперативно-розыскных возможностей в среде осужденных- 9) непринятие мер по проведению комплекса оперативнорозыскных, режимных и воспитательных мероприятий, направленных на выявление осужденных, совершивших преступление, причастных к нему, имеющих информацию, относящуюся к преступлению, а также обнаружение вещественных доказательств- 10) отсутствие четко отлаженной системы взаимодействия с другими субъектами, но обеспечению процесса раскрытия преступления.

17. Реализация функции оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы, представляет собой сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, и включающую в себя: а) получение информации о факте совершения преступленияб) обнаружение места совершения преступленияв) обнаружение жертвы преступленияг) осуществление первоначальных мероприятий по раскрытию преступленияд) осмотр места совершения преступления, обнаружение вещественных доказательстве) проведение режимных мероприятийж) сбор первоначальной информацииз) оценка криминального событияи) планирование процесса раскрытия преступленияк) выдвижение версий о совершенном преступлениил) отработка версийм) оперативно-розыскное обеспечение раскрытия преступлениян) взаимодействие оперативного аппарата с субъектами, осуществляющими расследование преступленияо) задержание подозреваемых в совершении преступления, их изоляциюп) агентурное обеспечение в местах содержания подозреваемых в совершении преступленияр) выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления.

18. Определены особенности раскрытия оперативными подразделениями ФСИН РФ преступлений конкретных видов, совершаемых в местах лишения свободы, в том числе, убийствумышленного причинения тяжкого вреда здоровьюнезаконного оборота наркотических средствпреступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

19. Проведенный нами обзорный анализ состояния правопорядка в исправительных учреждениях УИН РФ позволил прийти к выводу, что обеспечение собственной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, личной безопасности осужденных и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей в настоящее время следует относить к числу приоритетных функций оперативно-розыскной деятельности подразделений УИС.

20. Применение положений ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в том виде, в каком они сформулированы законодателем на данный момент, не позволяет, по нашему мнению, надлежащим образом обеспечить реализацию права осужденного на личную безопасность, т.к. в ч. 2 данной статьи обязанность должностного лица по обеспечению безопасности осужденного поставлена в зависимость от наличия заявления последнего, которое к тому же должно содержать «просьбу об обеспечении личной безопасности», при этом форма обращения осужденного законом не конкретизирована, а в соответствии с частью 3 только начальник учреждения УИС вправе принять решение о переводе осужденного в безопасное место или иным образом обеспечить безопасность последнего.

С учетом этого представляется необходимым внести изменения в ст. 13 УИК РФ, изложив ее в следующей редакции:

1. Осужденные имеют право на личную безопасность.

2. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы с просьбой об обеспечении личной безопасности. Заявление об обеспечении безопасности осужденного может быть сделано в устном tutu письменном виде. По результатам рассмотрения заявления, а также по собственной инициативе указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности этого осужденного.

3. Начальник учреждения, а также иное уполномоченное должностное лицо органа, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного".

21. Представляется, что оперативно-розыскная деятельность по обеспечению собственной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, личной безопасности осужденных и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, а также персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей должна включать в себя следующие этапы: 1) сбор информации о лицах, создающих угрозу безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, личной безопасности осужденных и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, а также персонала уголовно-исполнительной системы- 2) наблюдение с целью сбора данных о лицах, представляющих оперативный интерес, с целью своевременного обнаружения их преступных замыслов или противоправной активности- 3) реализация добытой информации для сдерживания лиц от реализации преступных или иных противоправных намерений или подготовительных к преступлению действийразобщения или саморазложения преступных сообществ, создающих угрозу безопасности указанным объектампереориентации сообщества лиц, потенциально склонных к криминальной активности, на иные ценностинейтрализации обстоятельств, благоприятствующих возникновению угрозы безопасности, выявленных в процессе разведывательно-поисковой работы.

22. Для сбора данных о лицах, представляющих оперативный интерес, с целью своевременного обнаружения их преступных замыслов или противоправной активности особое значение приобретает правильно организованное оперативно-розыскное наблюдение, под которым следует понимать получение информации об объекте путем визуального, слухового, электронного, радиолокационного и иных способов контроля, осуществляемого в помещениях, транспорте и на открытой местности. Такая возможность использования технических средств контроля предусмотрена ст. 83 УИК РФ, в соответствии с которой «Администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных».

Представляется, что эта законодательная формулировка должна быть существенно расширена путем дополнительного уточнения целей и задач, для решения которых используются технические средства контроля. По нашему мнению, в ч.1 ст. 83 УИК РФ необходимо внести изменения, изложив ее в следующей редакции: «1. Администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, в целях получения необходимой информации о поведении осужденных, обеспечения собственной безопасности учреждений и органов уголовноисполнительной системы, личной безопасности осужденных и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, а также персоналауголовно-испоштельной системы».

23. Системный анализ имеющихся в литературе определений позволил сформулировать определение собственной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также персонала уголовно-исполнительной системы и членов их семей, под которой, по нашему мнению, следует понимать комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты УИС представителей криминальной средыпредотвращения утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную и иную, охраняемую федеральным законом, тайнувыявлению фактов совершения должностных преступлений и правонарушений сотрудниками УИСа также по осуществлению защиты сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

24. Актуальность осуществления оперативно-розыскной деятельности как в исправительных учреждениях, так и в органах уголовно-исполнительной системы и за их пределами обусловлена необходимостью обеспечения не только их собственной безопасности, но и общественной безопасности в случаях побегов из-под стражи, а также необходимостью борьбы с коррупцией.

Поэтому представляется целесообразным внести изменения в ст. 84 УИК РФ, изложив ее в следующей редакции:

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение собственной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, личной безопасности осужденных и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей', выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказаниярозыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказаниясодействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

2. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции".

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон РФ от 21.07.1993 № 5473−1 // «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, N33, ст. 1316.
  3. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон // Рос. газ. 1995. 18 авг.40 содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федер. закон // Рос. газ. 1995. 20 июля.
  4. Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации: федер. закон от 12 апр. 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. 15. С. 1269.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 25. — Ст. 2954,2955.
  6. Уголовно-исполнительной кодекс Российской Федерации // Рос. газ. 1997. 16 янв.
  7. Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306.
  8. О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 мая 2003 г. № 547.
  9. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 авг. 1999 г. № 954.
  10. О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Рос. газ. 2004. 12 марта.
  11. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13 окт. 2004 № 1313 // Рос. газ. 2004. 19 окт.
  12. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13 окт. 2004 № 1314.210 некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 21 марта 2005 г. № 317.
  13. Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 окт. 1998 г.
  14. Приказ ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России и СВР России от 13 мая 1998 года № 175/226/336/201/286/410/56.
  15. Об утверждении Инструкции о взаимодействии между МВД РФ, МЮ РФ, ГТК РФ, ФПС РФ, ФМС РФ при осуществлении федерального розыска и обмена информацией: приказ МВД РФ, МЮ РФ, ГТК РФ, ФПС РФ, ФМС РФ от 21 декабря 1999 г.
  16. О совершенствовании работы по розыску лиц, совершивших побег из учреждений УИС или уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы: Приказ МВД РФ и МЮ РФ от 19 июля 2002 г.
  17. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 14 окт. 2005 г. № 189.
  18. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 3 нояб. 2005 г. № 205.
  19. Учебники, учебные пособия и сборники научных трудов
  20. А.И., Синшов Г. К. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1973.
  21. В.М. Тюремная община: «вехи» истории. Историко-публицистическое повествование. М., 1993.
  22. В.Г., Лукашов В. А., Смирнов С. А. Введение в курс «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». М., 1990.
  23. О.А. Предмет и пределы ведомственного нормативного правового регулирования ОРД В УИС // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе: Сб. статей — НИИ ФСИН России .-М., 2005.
  24. К.К. Некоторые направления оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе: Сб. статей- НИИ ФСИН России. М., 2005.
  25. Д.В. Об использовании теоретического наследия Ф.Э. Дзержинского в совершенствовании оперативно-розыскной деятельности и профессиональной подготовке кадров уголовного розыска Совершенствование деятельности уголовного розыска: Материалы
  26. Всесоюзной научно-практической конференции 1−3 июня 1978 г.- ВШ МВД СССР.-Омск, 1979.
  27. Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1977.
  28. В.В. Становление и развитие организации борьбы с преступностью в ИТУ : Учеб. пособие. М., 1984.
  29. Декабристы рассказывают.: Историко-архивное исследование. -М., 1975.
  30. А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003.
  31. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России.-М., 1968.
  32. М. Основы пенитенциарной политики. -М.--JI., 1927.
  33. История сыска в России: В 2 кн. Кн. 1 / Авт.-сост. П. А. Кошель. -Минск, 1996.
  34. В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. — Т. 6.
  35. О.Г. Оперативно-розыскная деятельность: историко-правовой и психологический анализ: Учеб.-метод. пособие. Владимир, 2003.
  36. С.А. Общая теория государства и права. М, 1999.
  37. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (с приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда, но правам человека): Вступ. ст. В. Д. Зорькина. М., 2006.
  38. А.В. К вопросу о правовом статусе ОРД в ФСИН России // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе: Сб. статей- НИИ ФСИН России. М., 2005.
  39. Ф.М. Полицейские и провокаторы: политический сыск в России. 1649−1917.-СПб., 1992.-С. 104, 105.
  40. А.Д. Тюрьма и ссылка в императорской России. Исследования и архивные находки. М., 1995.
  41. А.Г. О правовом регулировании и правоотношениях в оперативно-розыскной деятельности // Проблемы теории и практики в оперативно-розыскной деятельности в современных условиях: Межвуз. сб. науч. трудов. М., 1993.
  42. Р.С., Малыгин А. Я., Епифанов А. Е. История отечественных органов внутренних дел. М., 2005.
  43. Новая редакция оперативно-розыскного закона России: Открытый проект: Науч.-справ. пособие / Авт.-сост. А. Ю. Шумилов. М., 2004.
  44. С.С. Оперативно-розыскная информация : учеб. / Под ред. А. С. Овчинского и B.C. Овчинского. М., 2000.
  45. С.И. Словарь русского языка / Под ред. НЛО. Шведовой. -20-е изд., стереотип. М., 1989.
  46. Оперативно-розыскная деятельность: Учеб. / Под ред. К. К. Горяинова, B.C. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001.
  47. В.И. Уголовный сыск в России XVIH-XIX веках // История органов внутренних дел: Сб. научн. трудов- ВНИИ МВД России. -М., 2000.
  48. В.Р. Сущность правовых основ оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1981.
  49. Г. К. Основы оперативно-розыскной деятельности советской милиции.-М., 1981.
  50. К.В. Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск. СПб., 1996.
  51. Теория оперативно-розыскной деятельности: учеб. / Под ред. К. К. Горяинова, B.C. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2006.
  52. Теория государства и права: учеб. / Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999.
  53. Тюремное дело: Учеб. пособие по чекистской работе. М., 1939.
  54. Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности: Учеб.-практич. пособие. М., 2005.
  55. П.Е. Охранники, агенты, палачи. М., 1992.
  56. Монографии, лекции, статьи70. Атлшжитов В. М. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности: Материалы к лекции.-М., 1998.1.Атмажитов В. М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. М., 2003.
  57. В.М., Бобров В. Г. Современное состояние и основные направления развития теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Научный доклад. М., 2001.
  58. В.В., Детков М. Г. Тюрьмы НКВД-МВД СССР в карательной системе Советского государства. М., 2000.
  59. В.А. История одного лагеря (Вятлаг). М., 2001.
  60. Блинов Б.II. О необходимости развития разведывательных и контрразведывательных функций в деятельности аппаратов ГУОП МВД
  61. России // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью: Материалы науч.-практ. конф. Вып. 2. М., 1994.
  62. И.Т. Пути совершенствования оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Оперативно-розыскная работа: Бюл. BI1ИИ МВД СССР. 1980. -№ 111.
  63. Н.Н., Билоус Е. Н. Некоторые вопросы совершенствования оперативно-розыскной деятельности уголовно-исполнительной системы // Вестник оперативного работника УИС. 2004. -№ 1.
  64. И.И., Саитбаев Т. Р. Оперативно-розыскная деятельность как функция органов внутренних дел в борьбе с преступностью // Проблемы повышения эффективности деятельности ОРА ОВД в современных условиях: Сб. науч. тр.- КВШ МВД СССР. Киев, 1985.
  65. В.Т. Система оперативных аппаратов ИТУ, их задачи, функции и компетенция: Лекция. -М., 1982.
  66. В.И., Гончаров Н. Ф. Организация розыска преступников в России в IX—XX вв.. (историко-правовое исследование). Домодедово, 1997. -Ч. 1.
  67. А.Ф. Полицейский сыск и кружок петрашевцев. -Киев, 1976.
  68. S3. Возный А. Ф. Уголовно-правовые и этические проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1980.
  69. Всемирная история шпионажа. История тайной дипломатии и разведывательной деятельности секретных служб мира / Авт.-сост. М. И. Умнов. М., 2000.
  70. С.С., Хомколов В. П. Сущность, задачи и принципы ОРД ОВД в свете закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»: Лекция. Домодедово, 1993.-25 с.
  71. Н.П. О разграничении отдельных оперативно-розыскных функций между оперативными подразделениями органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступностью на Северном Кавказе: Материалы науч.-практ. конф. Нальчик, 1998.-С. 16.
  72. Д.В. Сущность и социальное значение раскрытия преступлений оперативно-розыскными аппаратами органов внутренних дел: Лекция — Академия МВД СССР. М., 1981.-32 с.
  73. Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел — РИО Академии МВД СССР. М., 1977. — 172 с.
  74. Р.Б., Климов И. А. О совершенствовании правового регулирования оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскная работа: Бюл. ВНИИ МВД СССР.- 1977.-№ 1.
  75. А. Искусство разведки. М., 1992.91 .Детков М. Г. Научное и организационно-правовое обеспечение исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в Российском государстве: исторический аспект и современность. М., 1998.
  76. М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 1999.
  77. В.И. Актуальные вопросы формирования теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Моногр. -М.: МЮИ МВД России, 1998. 186 с.
  78. В.И. Основы методологии теории оперативно-розыскной деятельности: Моногр. М., 2001.
  79. В.И. Уголовный сыск. История вопроса (XI начало XX вв.): Лекция. — Владимир, 2003.
  80. А.П., Бажанов С. А. К проблеме правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в УИС // Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе: Сб. статей. -М.: НИИ ФСИН России, 2005.
  81. Калинкович J1. IL Сущность, правовые и организационные основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Учеб. пособие. -Мн., МВШ МВД СССР, 1988.-95 с.
  82. И.А. Оперативно-розыскная деятельность как процесс познания: Моногр.-М., 1994.
  83. О.Г. Оперативно-розыскная психология: Курс лекций. -Рязань, 1998.
  84. О.Г. Теоретические и прикладные проблемы применения психологических знаний в агентурной работе: Моногр. Рязань, 2000.
  85. С.И. Развитие советских исправительно-трудовых учреждений в 60-х-80-х годах. М., 1990.
  86. С.А., Курбатова Г. В. «Воры в законе»: на рубеже веков. Лекция. Рязань, 2003.
  87. В.А. К вопросу о понятии раскрытия преступления // Теория и практика раскрытия преступлений оперативно-розыскными аппаратами ОВД: Труды Академии МВД СССР. М., 1986. С. 10.
  88. В.А. Оперативно-розыскная деятельность: проблемы и пути совершенствования // Проблемы теории и практики в оперативно-розыскной деятельности в современных условиях: Межвуз. сб. науч. трудов- МВШМ РФ.-М., 1993. С. 21.
  89. Л.П., Сирица И. В. Спецслужбы монархической России. Краснодар, 2003.
  90. В.А. О создании сети передачи оперативно-значимой информации ФСИН России // Вестник оперативного работника УИС. -2006. -№ 3.
  91. А.А. Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Кн. 2. (1941−1991 гг.)-Ростов н/Д, 1999.
  92. Е.А. Об одной стороне судебной контрреформы в России // Сов. государство и право. 1983. -№ 9.
  93. И.В. Соч. М., 1952. Т. 11.
  94. Н.Г. Тайный сыск России. От жандармов до чекистов. М., 2005.
  95. А.Е. Ответы на вопросы практиков. // Научно-практический журнал «Оперативник (сыщик)». 2005. -№ 1(2). — С. 19.
  96. А.Ю. Проблемы законодательного ре1упирования оперативно-розыскной деятельности в России: моногр.-М., 1997.
  97. Диссертации и авторефераты
  98. Д.А. Взаимодействие оперативных подразделений исправительных колоний Минюста России и органов внутренних дел в борьбе с экономическими преступлениями: Дис. канд. юрид. наук. М., 2003.
  99. В.В. Сыскная полиция в механизме Российского государства (теоретический и историко-правовой аспект): Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1998.
  100. В.И. Методология теории оперативно-розыскной деятельности (по материалам органов внутренних дел): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1999. — 51 с.
  101. Д.В. Оперативно-розыскные меры по предупреждению побегов осужденных из исправительных колоний: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2004.
  102. П.И. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями в сфере агропромышленного комплекса: вопросы теории и практики: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 2000.
  103. Ю.Ф. Теория и практика оперативно-розыскной деятельности в системе ИТУ: Дисд-ра юрид. наук. М., 1995.
  104. А.Л. Информационное обеспечение деятельности аппаратов БХСС ГОРОВД: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1990.
  105. А.В. Оперативно-режимное обеспечение отбывания наказания ВИЧ-инфицированными осужденными в исправительных колониях Минюста России: Дисканд. юрид. наук. Владимир, 2005.
  106. В.В. Полиция дореволюционной России и противоправные явления в области общественной нравственности: Дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  107. А.О. Уголовный сыск в дореволюционной России (историко-нравовой аспект): Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1997.
Заполнить форму текущей работой