Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия гражданского воспитания учащихся: На примере школы русской национальной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема определяется противоречием, с одной стороны, между потребностью современного общества в социальной и активной личности и необходимостью в этой связи совершенствования процесса формирования гражданственности у школьников в условиях современной школы, а с другой — недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы гражданского воспитания школьников. Такое понимание… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И
  • ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Гражданственность как социально-педагогический феномен
    • 1. 2. Идеи гражданского воспитании в зарубежной педагогике
    • 1. 3. Особенности гражданского воспитания в отечественной педагогике
    • 1. 4. Концептуальное обоснование деятельности школы русской национальной культуры
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Модель гражданского воспитания школьников
    • 2. 2. Организация гражданского воспитания учащихся в процессе изучения предметов гуманитарного цикла
    • 2. 3. Место вариативных курсов в гражданском воспитании школьников
    • 2. 4. Влияние разработанной технологии гражданского воспитания на развитие личности учащихся
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия гражданского воспитания учащихся: На примере школы русской национальной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное социально-экономическое положение России выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельного и мыслящего гражданина, умеющего жить в условиях демократии.

Ведущая роль в воспитании гражданина принадлежит школе. В новых демократических условиях крайне важно своевременное возобновление содержания школьного воспитания в формировании гражданских качеств учащихся.

Система рыночных отношений требует формирования особого типа личности, характеризующегося гражданской культурой, гражданским сознанием и потребностями гражданской деятельности, чувством гражданского долга, патриотизмом, справедливостью, совестливостью. Воспитание гражданственности одно из условий подготовки людей, способных возродить общество и духовности нации и развить идею государственности, обращенную к человеку.

В современной педагогической практике наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласования целей государства, общества и личности. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в поиске путей воспитания гражданина. В то же время необходимо отметить, что процесс переоценки ценностей, поиск новых нравственных ориентиров обуславливает необходимость обращения к опыту отечественной школы, поиску тех основ воспитания, которые раскрывали сущность воспитания позиции личности, уважения к идеалам гуманизма, демократии, ценностного отношения к уникальности человеческой индивидуальности.

Большое внимание к проблеме формирования гражданственности школьников уделялось в трудах Я. А. Коменского, А. С. Макаренко К.Д.Ушинского, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, С. Г. Шацкого и др.

Социокультурная ситуация в России второй половины 90-х годов, характерезующаяся постепенным усилением поиска путей преодоления конфликтов, возможностей для конструктивного разрешения социально-политических, экономических и других противоречий, создала объективные предпосылки для перехода системы образования как подсистемы общества на новую, соответствующую современным реалиям парадигму воспитания, результатом которого должен стать иной тип личности, народа, свободный в своей жизнедеятельности и самореализации, обладающий набором личностных и социальных прав.

Для исследования проблемы воспитания гражданственности у учащихся большое значение имеют исследования О. И. Волжиной, Н. А. Головко, Р. Г. Гуровой, Л. В. Кузнецовой, Б. Т. Лихачева, А. Ф. Никитина, Я. В. Соколова, Г. Н. Филонова и др., в трудах которых раскрываются педагогические основы морально-политического воспитания учащихся, цели, задачи, методы, пути и средства воспитания необходимых качеств гражданина.

Изучению различных аспектов проблемы воспитания, гражданственности посвящены диссертационные исследования А. В. Беляева, А. С. Гаязова, Г. Я. Гревцевой, А. Г. Голева, И. М. Дуранова, Е. В. Известновой, В. И. Кожкарь, Е. И. Кокорина, Ю. А. Маринкина, И. Н. Руссу, Ю. В. Танюхина, Л. К. Фомичевой, Н. И. Шевченко, Г. А. Шингирей и др. Этими исследователями внесен существенный вклад в теорию и практику воспитания гражданственности школьников. Однако проблеме воспитания гражданственности у школьников посвящено недостаточное число теоретико-аналитических работ, что значительно затрудняет работу учителей и актуализирует проблему воспитания гражданственности в условиях общеобразовательной школы.

В центральной и местной печати дается информация о росте правонарушений среди несовершеннолетних, о взрывах жестокости в их среде.

Проведенный нами опрос свидетельствует о том, что у многих учащихся недостаточно четкое понимание гражданственности. Так, опрос 640 учащихся 8−11 классов г. Междуреченска Кемеровской области показал, что :

— понимают гражданственность как добросовестный труд на благо общества — 12,6% учащихся;

— рассматривают гражданственность как борьбу с теми, кто мешает нормально жить — 8,5% учащихся;

— сводят гражданственность к служению в рядах защитников России — 38,5% учащихся;

— рассматривают гражданственность как любовь к России -12,8% учащихся и т. д.

Таким образом, несмотря на широкий разброс мнений и односторонность понимания проблемы, в среднем 60% учащихся раскрывают содержание гражданственности на низком уровне сформированное&tradeпонятия. Вместе с тем 15,4% учащихся затрудняются охарактеризовать гражданственность, вычленить её сущность, определить назначение и место в жизни.

Ответы учащихся об участии в общественной жизни класса и ч школы свидетельствуют о низком уровне гражданской активности.

Только 25% учащихся дали положительный ответ об участии в общественной жизни класса, ушли от конкретного ответа 41% опрошенных- 65%-принимали участие в разовых акциях общественного характера, не относя их к гражданской деятельности. Это свидетельствует о недостаточной социальной активности учащихся.

Приведенные данные позволяют утверждать, что уровень сформированности гражданственности учащихся четко не выражается. Воспитание в школе неполно и односторонне, ориентировано в основном на произвольное познание, без опытного освоения действительности. Это воспитание фрагментарное, бессистемное, оно не стимулирует развитие личности.

В итоге у части школьников социальная активность не формируется как устойчивое гражданское качество.

Участие многих школьников в гражданской деятельности носит формальный характер, а некоторые учащиеся проявляют явное нежелание вообще участвовать в гражданской деятельности.

Проблема определяется противоречием, с одной стороны, между потребностью современного общества в социальной и активной личности и необходимостью в этой связи совершенствования процесса формирования гражданственности у школьников в условиях современной школы, а с другой — недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы гражданского воспитания школьников. Такое понимание проблемы предполагает: теоретическое обоснование ее необходимостиопределение теоретико-методологической стратегии, разработку методического обеспечения этой стратегиивыявление условий, способствующих эффективной реализации модели гражданского воспитания школьников.

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования «Педагогические условия гражданского воспитания учащихся» { на примере школы русской национальной культуры).

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующих эффективному гражданскому воспитанию школьников.

В соответствии с целью объектом нашего исследования является процесс гражданского воспитания школьников, предметом исследованияпроцесс гражданского воспитания школьников в условиях воспитательно-образовательной деятельности школы русской национальной культуры.

В основу исследования положена гипотеза: гражданское воспитание учащихся будет эффективным, если:

• оно рассматривается как часть целостного воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование гражданственности как интегративного качества личности, характеризующееся осознанием Отечества как социально и личностно-значимой ценности;

• разработана модель гражданского воспитания школьников в парадигме единства культуры гражданского достоинства и культуры социальной полезности, при реализации которой осуществляется гражданское воспитание школьников с учетом региональных особенностей и возможностей конкретного воспитательно-образовательного учреждения;

• выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, предусматривающие включение учащихся в различные виды деятельности, способствующие формированию опыта достижения успеха, проявлению творческой активности, основанной на независимой гражданской позиции.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Охарактеризовать состояние теории и практики гражданского воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики.

2.Разработать модель гражданского воспитания школьников.

3.Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному функционированию модели гражданского воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях.

4.Разработать научно-методические рекомендации по осуществлению гражданского воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях.

Методологическую основу исследования составили основные положения теории цивилизационного подхода к историческому прошлому и настоящему: познание социальных, культурно-исторических явлений и процессов в многообразии их объективных и субъективных проявлений, акцентированное внимание на процессах и результатах социальной и культурной интеграции, связей преемственности и эволюции культурыэволюции социальной жизни как движения от несвободы к свободе, управляемости и стихийности и жизнедеятельности личности как активного субъекта собственной жизни и члена социума.

Теоретической базой исследования явились теории социальной и педагогической интеграции, системного анализа педагогических явлений и процессов, теория ведущей роли деятельности и многофакторного характера развития личности, ее взаимодействие с окружающей средой, теория формирования ценностных ориентации, социально-психологической позиции личности как системы ведущих отношений, теория социальной значимости и личностного смысла.

Названные теоретико-методологические основания позволили рассматривать феномен гражданственности в единстве трех аспектов: в социально-правовом — как характеристику гражданского общества, в психолого-педагогическимкак интегративное личностное образование и в социально-педагогическом — как цель воспитания и образования.

Источники исследования: документы и правовые акты в области образования и воспитания, программно-методические материалы, труды, педагогический опыт классиков отечественной и зарубежной педагогики, монографии, научные исследования по теории и практике гражданского воспитанияпериодические издания, посвященные социально-политическим, правовым, психолого-педагогическим и методическим вопросам гражданского воспитанияматериалы научно-практических конференций, совещаний, семинаровличный педагогический опыт.

В ходе исследования применялся комплекс теоретических, эмпирических и статистических методов: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование, ретроспективный, исто-рико-педагогический (сравнительно-исторический анализ, противопоставление, констатирующее сравнение), систематизация, экстраполяция, различные виды опроса, анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса, диагностирование, экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты), шкалирование, планирование, ранжирование, графическая и схематическая интерпретация.

Базой исследования являлась школа русской национальной культуры № 22 г Междуреченска Кемеровской области.

Обследованием было охвачено 640 учащихся 8−11 классов, 110 учителей, около 200 родителей, 128 выпускников школы русской национальной культуры. Всего 1078 человек.

Исследование проводилось в 4 этапа (1989;2000 гг.).

На первом этапе исследования (1989;1990 гг.) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования. Была определена актуальность, научная новизна, практическая значимость исследования, а также структура диссертационного исследования.

В практическом плане осуществлялся констатирующий этап эксперимента, в процессе которого велось наблюдение за воспитательно-образовательным процессом, проводились беседы с учителями и учащимися, с родителями с целью поиска наиболее эффективных форм гражданского воспитания у школьников, выявления возможностей реализации воспитательных функций школы русской национальной культуры. За время констатирующего эксперимента было посещено и проанализировано 163 учебных занятия, 120 внеклассных мероприятий и др.

На втором этапе исследования (1990;1993 гг.) уточнялись гипотеза и теоретические положения, разрабатывалась модель гражданского воспитания школьников в условиях школы русской национальной культуры: определялись педагогические условия, способствующие гражданского воспитанию школьников.

В практическом плане осуществлялся пробный педагогический эксперимент, в задание которого входило изучение представлений о сущности гражданского воспитанияпервичная апробация экспериментальных программ и планов, выделение педагогических условий, методов гражданского воспитания школьников в воспитательно-образовательном процессе школы русской национальной культуры. Выявлялись возможности различных образовательных предметов в гражданском воспитании у школьников.

На третьем этапе исследования (1993;1998 гг.) осуществлялся расширенный педагогический эксперимент, апробировались экспериментальные программы и планы, проверялась модель гражданского воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях, углублялись теоретические положения, анализировались результаты экспериментальной деятельности.

На четвертом этапе исследования (1996;2000 гг.) осуществлен контрольный эксперимент с целью формулировки окончательных выводов по всему проведенному исследованию в целом. Обобщались результаты исследования, осуществлялось их внедрение в практику работы образовательных учреждений Кемеровской областиразрабатывались научно-методические рекомендации по реализации гражданского воспитания школьниковподготавливались публикации, оформлялись результаты педагогических исследований.

Эффективности разработки проблем способствовал практический опыт соискателя в качестве учителя истории, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора школы.

Научная новизна исследования заключается в:

— определении стратегии гражданского воспитания школьников, развертывающаяся в логике движения от культуры гражданского достоинства к культуре социальной полезности;

— выявлении новейших достижений отечественного и зарубежного опыта гражданского воспитания и определении возможностей для их творческого использования в современной отечественной педагогике.

— разработке и экспериментальной проверке модели гражданского воспитания школьников (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, критерии) и характеристики условий повышения его эффективности (роль регионального компонента, характер организации взаимодействия личности и коллектива, характер управления внутренними и внешними факторами формирования опыта успеха и т. д.);

Теоретическая значимость исследования заключается: в уточнении определения и конкретизации сущности понятий «гражданское воспитание», «гражданственность» у школьников как интегративного качества личностив разработке уровней воспитания гражданских качеств школьниковв определении критериев сформированности гражданственности у школьников.

На защиту выносятся:

Гражданственность" - интегративное качество личности, характеризующееся по следующим аспектам: а) мировоззренческому (знания, убеждения, идеалы и др.) — б) поведенческому (нормы, направленность, установки, поступки и др.) — в) оценочному (качественное состояние нравственного, политического, правового, самосознаниястиля мышленияпознавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и др.) — г) культурному (культура чувств, отношений, поведенияформы, содержание и характер самодеятельного творчества и др.). Оно определяется осознанием Отечества как социально и личностно-значимой ценности, что позволяет рассматривать гражданственность как высшую форму проявления уважительного отношения к отечественной культуре.

• Модель гражданского воспитания школьников, основанная на идее формирования личности в парадигме двух культур — гражданского достоинства и социальной полезности, на признании индивидуальности как социально-психологической основы гражданского достоинства, в условиях многоуровневой системы формирования гражданственности.

• Педагогические условия, способствующие гражданскому воспитанию школьников в общеобразовательной школенеобходимости разработки модели гражданского воспитанияорганизации гражданского воспитания учащихся в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, вариативных курсов, исследование влияния разработанных технологий гражданского воспитания на развитие личности учащихся.

• Критерии сформированности гражданственности у школьников: познавательный (наличие интереса к проблемам гражданственности, потребности в знаниях, стремления изучить социально-политические, правовые, морально-этические, экономические, экологические и др. знания) — эмоциональный (положительное отношение к проблемам гражданственности, любви к Родине, социальная активность, общественная направленность и др.) — деятельностный (активная гражданская позиция в овладении социально-политическими, правовыми, морально-этическими, экономическими, экологическими и др. знаниями) — волевой (наличие волевых усилий при осуществлении гражданского воспитания и др.). Критерии сформированности гражданственности характеризуют мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству.

Практическая значимость исследования состоит в реализации выявленных педагогических условий эффективного гражданского воспитания школьников и критериев сформированности гражданственности у школьников, для чего разработаны программы, методические рекомендации и т. д.

Достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической науки, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализамподтверждением верности выдвинутой гипотезы, результатами исследования, позитивными изменениями в деятельности школы по гражданскому воспитанию школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на международной сессии по правам человека (Москва, 1995 год), на международном семинаре по гражданскому воспитанию (Анапа, 1994 год), на научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге (1994, 1996, 1998 гг.), Челябинске (1995 г.), на республиканских, региональных, областных конференциях в городах Кемерово (1993;2000 гг), Новокузнецк (1999,2000 гг), Междуреченск (1999, 2000 гг.) и семинарах в Кемеровском областном институте усовершенствования учителей, в Новокузнецком институте повышения квалификации, в ФПК КемГУ и др.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по второй главе.

1. Разработка критериев гражданского воспитания осуществляется с позиции диалектического решения вопроса о природе гражданских качеств, которое не отрицает как их объективности, так и их связи с субъектом. При этом необходимо исходить из того, что если по своему источнику эти качества объективны, то по способу своего актуального существования они представляют собой реальное единство субъективного и объективного.

2. На уровне личности ценностное сознание актуализируется в форме системы ценностных ориентаций как совокупности ориента-ционных установок на определенные общественные ценности, рассматриваемые личностью как свои собственные.

3.Процесс формирования гражданских качеств личности является эффективным, если он включает в себя когнитивный компонент (знания), эмоционально личностный компонент (переживание своего отношения к данным знаниям), практически-действенный компонент (потребность поступать определенным образом в соответствии с формирующимся убеждением). Таким образом, гражданское воспитание состоит не только в формировании знаний, а и в развитии внутренней позиции гражданина.

4. Индивидуализация гражданского воспитания старшеклассников осуществляется с постоянной опорой на их собственный со-цио-культурный опыт, на основе поэтапного формирования категориальной и сценарной репрезентации информации.

5. Технология формирования гражданских убеждений у старшеклассников осуществляется не только на учебном материале, ориентированном на структуру и средства нашего знания о мире, что характерно для сегодняшней практики обучения, но и на сам предметный мир.

6. Развитие гражданских качеств личности осуществляется в рамках цивилизационного подхода, предполагающего опору в процессе воспитания на психологию русского народа, российский менталитет, включающий в себя безразличие к собственному быту, терпеливость, неторопливость, способность мобилизоваться и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ социокультурной ситуации в России на этапе строительства правового государства и демократического общества, поиска путей выхода из кризиса, изучение зарубежного и отечественного опыта социального воспитания убеждают, что актуализация в российском обществе, отечественной педагогической науке задачи создания адекватной сегодняшним реалиям системы гражданского воспитания имеет объективно необходимый, исторически закономерный и педагогически целесообразный характер.

Выявлены признаки гражданского общества, его роль в саморегуляции взаимодействия между личностью и государством, углублены знания о сущности гражданственности как социально-педагогическом феномене.

Уточнено понятие гражданственности как социально-педагогического феномена. Гражданственность как интегративное личностное образование представляет собой социально-политическую, профессиональную готовность личности к реализации частных и социально-значимых целей в соответствии с принятыми в обществе принципами, нормами.

Исследование позволило прийти к выводу, что под гражданским воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью растущей личности по овладению социально-политическим, морально-этическим опытом. Целью гражданского воспитания, как важнейшей части общего, является формирование готовности молодого человека к овладению культурой гражданского достоинства и культурой социальной полезностик деятельности, направленной на достижение личных и социально значимых интересов в условиях демократического общества и правового государства, мировой социальной и культурной интеграции, создание, с учетом выявленных закономерностей и принципов, условий для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей личности как субъекта социальной деятельности.

Результаты, экспериментальной работы подтвердили наше предположение, что среди многообразия внешних и внутренних факторов наиболее важное значение для повышения эффективности процесса гражданского воспитания имеют методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания учащихся, соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива, применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих учащимся занять положение субъекта социальной деятельности, психологически обоснованная работа со школьниками, разработка технологии формирования опыта жизненного успеха, применение новых подходов к подготовке учителя, к организации и проведению гражданского воспитания в школе.

Эксперимент показал, что осуществление гражданского воспитания учащихся будет наиболее эффективным если воспитательно-образовательный процесс будет организован с учетом, того, что:

•индивидуализация гражданского воспитания учащихся осуществляется с учетом их собственного социокультурного опыта и соответствующих ему «житейских» понятий на основе поэтапного формирования категориальной и сценарной репрезентации информации;

•технологии формирования гражданских убеждений у учащихся реализуются с опорой не только на учебный материал, ориентированный на структуру и средства нашего знания о мире, что характерно для сегодняшних технологий обучения, но и на сам предметный мир;

•развитие гражданских качеств личности осуществляется в рамках цивилизационного подхода, предполагающего опору в процессе воспитания на «культурный код» нации, к которому, в частности, относятся глубинная психология русского народа, российский менталитет, включающий в себя безразличие к собственному быту, терпеливость, неторопливость, способность мобилизоваться в экстремальных ситуациях;

• гражданское воспитание учащихся будет эффективным лишь в том случае, если будет обеспечивать развитие у учащихся гражданских убеждений, которые включают в себя когнитивный компонент (знания), эмоционально-личностный компонент (пережи-вание своего отношения к данным знаниям), практически действенный компонент (потребность поступать определенным образом в соответствии с формирующимися убеждениями).

Установлено, что реализация разработанной технологии гражданского воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности способствовала развитию у них внутренней позиции гражданина.

Таким образом, система и процесс гражданского воспитания школьников, как показало исследование, должны строится на следующих социально-педагогических основах:

• наличие государственной концепции и программы гражданского воспитания, идеологическую основу которых составляют идеи гуманизма и классического либерализма;

•достаточный уровень развития демократического общества, способного к полноценному выполнению своих воспитательных функций, являющегося гарантом необратимости процессов гуманизации и демократизации в системе образования;

•организация деятельности по гражданскому воспитанию в парадигме единства культуры гражданского достоинства и культуры социальной полезности;

•достаточный уровень материально-технического, финансового, кадрового, научно-методического обеспечения;

• наличие прочных вертикальных и горизонтальных связей между образовательно-воспитательными учреждениями и другими социальными институтами;

•подготовленность педагогических кадров к организации и проведению учебной и внеучебной работы по гражданскому воспитанию учащейся молодежи;

•творческий подход к отбору содержания и использованию форм гражданского воспитания, системе критериев оценки эффективности формирования гражданственности.

Исследование позволило выявить, что реализация модели гражданского воспитания школьников обеспечила позитивную динамику роста гражданских качеств школьника, что подтвердило справедливость выдвинутой нами гипотезы.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует развития и уточнения.

Дальнейшее развитие и углубление проблемы может быть связано с исследованием путей и средств интеграции педагогической средыразработкой стандартов гражданского воспитания, обеспечивающих вхождение гражданина в федеральное и мировое гражданское пространствопоиском новых возможностей для внедрения достижений зарубежного опытасовершенствованием механизмов управления процессом гражданского воспитания и образования молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. АН. Системное познание мира: Методологические проблемы, 1985. 263 с.
  3. С.С. Право и наша жизнь. М.: Юридическая лит., 1987.-222 с.
  4. Д.Аллак Ж. Вклад в будущее: Приоритет образования.-М.: 1993. -С.56−80.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1980. Т.1- 230 е.- Т.2 — 287 с.
  6. А.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М.: Наука, 1974. — 395 с.
  7. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993. — 606 с.
  8. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 397 с.
  9. Ю.Ахиезер А. С. Россия как большое общество// Вопросы философии, 1994. № 1. — С. 3−19.
  10. П.Базарова Т. С. Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества: Дис.. канд. пед.наук. М., 1992. — 156 с.
  11. Базовая культура личности: Теоретические и методологические проблемы//Под ред. О. С. Газмана М.:АПН ССР, 1989.-150 с.
  12. М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. — .438 с.
  13. М.А. О категории «цивилизация»// Новая и новейшая история. 1990. — № 5 — С. 25−40.
  14. Э. Политическая культура демократии// Российская Федерация, 1995, — № 5.-С.59−62.
  15. B.C. Словарь нового педагогического мышления.-Екатеринбург: Свердловский ОИУУ, 1992. 93 с.
  16. B.C. Теория педагогической интеграции как методологическое значение//Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Вып.2. — Свердловск: Сведл.инж.пед.инс-т, 1991. — С.5−13.
  17. В.Г. Письмо к Гоголю// Избранные сочинения. М.: Гослитиздат, 1948. — С.312−317.
  18. В.Г. Рассуждения. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей// Избранные сочинения. М.: Худож.лит., 1982. — С.137−148.
  19. А.С. Ситуация успеха: Как ее создать? Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  20. А.С. Теория и практика витагенного обучения с голо-графическим методом проекций: материалы лекций. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 1997. — 15 с.
  21. А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дисс.. д-ра пед.наук.- Ставрополь, 1997. 3 11 с.
  22. В.П. Основы теории педагогических систем.-Воронеж: Изд-во Воронеж.гос.ун-та, 1977. 304 с.
  23. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышления социолога.- М.: Педагогика, 1988. 254 с.
  24. B.C. Две культуры. Диалог культур: Опыт определения// Вопросы философии. 1989. — № 6 .- С. 31−42
  25. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования// Педагогика. 1994. — № 5. — С.3−10.
  26. Блауберг И В. Философско-методологические проблемы системного исследования: Автореферат, дисс. .д-ра философ, наук. -М., 1983. 40 с.
  27. П.П. Гражданское или человеческое воспитание?// Свободное воспитание и свободная школа. 1918. — № 4. — С.79−92 с.
  28. А.А. Психология личности.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-188 с.
  29. Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. М.:3нание, 1979. — 39 с.
  30. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. Сов. Энциклопедия. М., 1991. — Т.1. — 863 с.
  31. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности//Опыт разработки концепции воспитания: В 2-х ч. Ростов-на Дону: Ростов. ОИУУ, — 4.1. 1993. — С. 1 1−42.
  32. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук. М., 1991. — 32 с.
  33. Н.Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающее обучение//Антология педагогической мысли России: Вторая половина XIX- нач. XX вв./ Сост.П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — С.246−254.
  34. Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Якутск, 1995. — 18 с.
  35. М. Избранное. Образование общества. М.: Юрист, 1994, — 704 с.
  36. О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающих поколений: Историко-педагогический аспект: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. — 184 с.
  37. Воробьев Г Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
  38. Воспитание гражданина в советской школе/ Под ред Г. Н. Филонова. Педагогика, 1990. — 176 с.
  39. Воспитание патриотизма в русском юношестве// Педагогический сборник. 1915.- № 4. — С.469−471.
  40. Всемирная декларация. Положение детей в мире на 1991 год,-Женева, 1991. 87 с.
  41. Всеобщая декларация прав человека// Аргументы и факты.-1989, — № 49.
  42. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика. М.: Дело, 1991. — 320 с.
  43. .З. Цель и сущность гражданского воспитания// Воспитание гражданина в советской школе/ Под ред Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990. — С.29−35.
  44. .Л. Современная буржуазная школа. М.:3нание, 1984. — 80 с.
  45. Гаджиев К С. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования//Вопросы философии. -1991 .-№ 7. С.19−35.
  46. О.С. Общественное гражданское воспитание: Взгляд в будущее//Советская педагогика. 1990. — № 7. — С.38−44.
  47. А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф. дисс.. д-ра пед.наук. Челябинск, 1996. — 40 с.
  48. Ге Франсуа. История образования и воспитания, — М., 1912. -670 с.
  49. А.И. Избранные философские произведения: В 2-х т. -М.: ОГИЗ, 1948. Т.2. — 479 с.
  50. У. Школа без неудачников/Общ.ред и предисловие
  51. B.Я.Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.
  52. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сборник/ Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М., 1990. — 495 с.
  53. И.Ф. Русская культура в русской современной школе.-С-Пб., 1998. 15 с.
  54. Т.И. Светочи России. Русский национальный пантеон. С-Пб., 1996. — 294 с.
  55. Гражданское образование и воспитание. Концепция и программа (основные направления). Ставрополь, 1997. — 16 с.
  56. А.Ю., Вентцель К. Н. О связи семейного воспитания с общественным//Гуманистическая направленность педагогики в России (до октября 1917 г.): тезисы докл. на межвуз. конференции (май 1994 г.). Пятигорск: Пятигорск, ин-т. ин. яз., 1994,1. C.71−72
  57. Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 208 с.
  58. В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа: Учебное пособие. Ставрополь: Став-роп. КИУУ, 1994. — 184 с.
  59. Р.Г. Социологические проблемы воспитания М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  60. Н.Я. Россия и Европа/ Сост. С. А. Вайгачева. -М.:Книга, 1991. 573 г.
  61. М.И. История русской педагогики: В 3-х частях. Изд. 2-е, испр. М., 1910. — 4.2 (18 век). — 627 с.
  62. А.Н. Зарубежная школа: История и современность: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. открыт ун-та, 1992. — 177 с.
  63. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности// Вопросы философии. 1990.-№ 3. — C.3I-45.
  64. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. — 241 с.
  65. И.А. Гражданственность как качество лично-сти//Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Урал. Гос. ун-та, 1986, — С.30−40.
  66. Н.А. Становление и развитие ассоциированных школ ЮНЕСКО. Историко-педагогический аспект: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 26 с.
  67. Дж. Школа и общество. М.: Госиздат., 1924. — 174 с.
  68. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 164 с.
  69. Е.Н. Человек и общество: Дидактический материал: В 4-х частях. М.: Центр инноваций в педагогике, 1993. -Ч.4.-154 с. 73.3инченко В. П. Наука необходимая часть культуры?// Вопросы философии. — 1990. — № 1. — С.35−50.
  70. Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. — 196 с.
  71. B.C. Формирование личности школьника: Целостный подход. М.: Просвещение, 1984 .- 184 с.
  72. М.В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство//Полис. 1992. — № 1−2. — С, 193 201.
  73. Интегральная индивидуальность: Структура и функции: Межвуз. сб. науч. Тр. Пятигорск: Пятигорск. Ин-т ин. яз., 1994. — 148 с.
  74. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс/Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 224 с.
  75. История политических и правовых учений: Древний мир/ Отв.ред. В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1985. — 349 с.
  76. П.Ф. История русской педагогики. Пг., 1915. — 746 с.
  77. П.Ф. О разнообразии и единстве общеобразовательных курсов// Антология педагогической мысли России (вторая пол. 19 нач. XX вв)/Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. -С.222−232.
  78. Н.М. О любви к отечеству и народной гордости// Антология педагогической мысли России (первая пол 19 в. до реформы 60-х гг)/Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. -С.59−61
  79. Р. Уроки гражданственности//Народное образование. -1983. № 7. — С.52−54.
  80. . Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы/ Под.ред. И. В. Лисицына. М.: Экономика, 1992. — 368 с.
  81. Д. Как завоевать друзей. Свердловск: Ср-Урал, кн. изд-во, 1990. — 147 с.
  82. Г. Основные вопросы школьной организации. -М., 1911. 260 с.
  83. Г. Избранные сочинения: Гражданское воспитание. Характер и его воспитание. Трудовая школа./ Под ред. М. М. Рубинштейна. М., 1915. — 322 с.
  84. В.П. Гражданственность как качество личности в социалистическом обществе//Ученые записки Горьковского пед. ин-та. Вып. 109. — Горький, 1971. — С.3−12.
  85. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256 с.
  86. Ю.И. Воспитание учащихся в школе ФРГ: Основные концепции и тенденции. М.: Педагогика, 1975. — 128 с.
  87. В.И. Педагогические основы воспитания гражданственности у старшеклассников: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1975. 18 с.
  88. В.И. Формирование гражданского облика старшеклассника. Кишинев: Штница, 1985. — 1 12 с.
  89. Е.И. Гражданский облик выпускника советской школы: Автореф, дис.. канд. пед.наук. Новосибирск, 1973. — 19 с.
  90. И.В. Педагогические цивилизации и их парадигмы// Педагогика. 1995. — № 6. — С.84−89.
  91. Кон И. С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1982, — 207 с.
  92. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи М.: Знание, 1987. — 63 с.
  93. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 271 с.
  94. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  95. Конвенция о правах ребенка//Яковлев Ю. Ваши права, дети. -М.: Междунар. Отн., 1992. С.100−124.
  96. Концепции и проект программы курса «Граждановедение"// Преподавание истории в школе. 1990. — № 3. — С.130−146.101 .Концепция воспитания учащейся молодежи в современном об-ществе//Народное образование. 1991. — № 1. — С.65−70.
  97. Г. Б. Всемирная история педагогики: Цивилизацион-ный подход //Педагогика. 1995. — № 3. — С.23−29.
  98. Н.П. Педагогические условия создания и развития русской национальной школы: дисс.. канд.пед.наук. М.- 1998. — 157 с.
  99. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Книга для учителя. Самара.: Изд-во Самарск. ун-та, 1994.-103 с.
  100. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск.пед.ун-та, 1994.-64 с.
  101. Ю.А. Долгий путь к демократии и гражданскому обществу//Полис. 1991. — № 5−6 .- С.97−105.
  102. М.Ю. Педагогика А.С.Макаренко: Какой она видится в конце XX столетия?//Педагогика. 1996. — № 1. — С.61−68.
  103. Краткий педагогический словарь пропагандиста/Под.ред.М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова. Изд. 2-е, доп. идораб. М.: Политиздат, 1988. — 361 с.
  104. Краткий словарь по социологии/Под ред Д. М. Гвишиани., Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  105. А. Кризис образования в современном мире: Системный анализ/Под ред. Г. Е. Скорова. М.: Прогресс, 1970. — 261 с.
  106. Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. — 134 с.
  107. В.М. Модели мира и образ человека: Критический анализ идей Римского клуба. М.: Политиздат, 1988. — 225 с.
  108. . Вопросы воспитания в связи с вой-ной//Педагогический сборник, 1916. № 2. С.86−97.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полит-«# издат, 1977. — 304 с.
  110. .Т. Воспитание: Необходимость и свобо-да//Педагогика, 1994. № 2. — С.35−40.11 8. Лихачев Д. С. О национальном характере русских/УВопросы философии. 1990. — № 4. — С.3−6.
  111. Т.Н. Эмпирические и теоретические основы общинного образования: На основе анализа опыта США//Вестник Ставропольского пед. ун-та 1995. Вып.З. — С.97−108.
  112. А.С. Воспитание гражданина/Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с. 121 .Максимова В. Путь к социальной зрелости//Народное образование. 1994. — № 7. — С.36−40.
  113. З.А., Вульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов. Просвещение, 1975.-263 с.
  114. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988.-144 с.
  115. А.П. Краткая история педагогики: В культурном освещении.-СПб, 1912.-187 с.
  116. Ю.Л. Лаборатория и парламент//Преподавание истории в школе. 1994, — № 4. — С.8−15.
  117. B.C. Связь социально-типического и индивидуального в личности.//Уч.зап.Пермского пед. ин-та.Т.48. Вып.4.-Пермь, 1967.-117 с.
  118. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.:Педагогика, 1986.-253 с.
  119. Мид М. Культура и мир детства/ Общ.ред. И. С. Кона.-М.:Наука, 1988.-429 с.
  120. Миллер-Красовский Н. А. Основное значение воспитания.-СПб., 1859.-143 с.
  121. Митрохин J1.H. Протестантизм как феномен европейской куль-туры//Протестантизм: Словарь атеиста/Под общей ред. Л. Н. Митрохина. М.: Политиздат, 1990. — С.6−28
  122. Молодежь в современном мире: Проблемы и суждения: материалы круглого стола//Вопросы философии. 1990. — № 5. -С.12−32.
  123. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика: Опыт экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  124. П. История педагогики: В 2-х ч. М.: Мир, 1911. — 4.2. -372 с.
  125. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-79 с.
  126. Мусин-Пушкин А.А. О космополитизме нашей шко-лы//Антология педагогической мысли России (вторая половина XIX нач. XX вв.)/Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — с. 476−480.
  127. В.П. Гражданское воспитание школьников// Преподавание истории в школе, 1990.-№ 2.-С. 1 40−145.
  128. А.Ф. Воспитание школьников в духе прав челове-ка//Педагогика, 1992.-№ 2.-С.6−10.
  129. Никитин А. Ф. Единство нравственного и гражданского воспи-тания//Советская педагогика, 1990.-№ 2.-С.32−37.
  130. А.Ф., Соколов Я. В. Изменение подходов к гражданскому воспитанию//Воспитание гражданина в советской школе/Под ред. Г. Н. Филонова.-М.:Педагогика, 1 990.-С.44−60.
  131. А.К. Формирование гражданской активности старшеклассников с учетом особенностей семьи: дисс.. канд. пед. наук, — М., 1 992.-126 с.
  132. В.М. Как воспитывать гражданскую активность: книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 109 с.
  133. Общее среднее образование России: Сб. нормативных документов (1994−1995).-Новая школа, 1994.-256 с.
  134. А.В. Гражданское общество: Прошлое, настоящее, будущее//Социально-политические науки. 1991. № 12.-С.40−48.146,Ортега-и-Гассет X. Старая и новая политика//Полис, 1992.№ 3.-С.133−142.
  135. Основные принципы единой трудовой школы//Хрестоматия по истории советской школы и педагогики/Под ред. А. Н. Алексеева, Н. П. Щербова.-М.: Просвещение, 1972.-С.71−81.
  136. В.И. Социальная зрелость выпускника школы.-М.: Знание, 1985.-80 с.
  137. О.П. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук.-М., 1994.-208 с.
  138. В.И. США: Взаимодействие общины и школы: Критический анализ.-Красноярск: Красноярск, гос. ун-т, 1985.-1111 51. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.'Политиздат, 1982.-255 с.
  139. А.В. Психология о каждом из нас.-М.:Изд-во Рос. откр. ун-та, 1992.-332 с.
  140. А. Человеческие качества/Под общ. ред. Д. М. Гвишиани.-М.:Прогресс, 1980.-302 с.
  141. В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности,М.: Педагогика, 1985.-1 56 с.
  142. Д.И. Наша университетская наука//Антология педагогической мысли России (вторая пол. XIX нач. XX вв.)/Сост. П. А. Лебедев.-М., 1990.-С. 134−147.
  143. В.У. Творчество у истоков гражданственности: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1989.-174 с.
  144. Политика капиталистических стран в области образования/Под ред. 3.А.Мальковой, Г. Г. Гофмана, Б. Л. Вульфсона.-М.: Педагогика, 1983.-207 с.
  145. В.П. Формирование готовности будущего учителя к правовому воспитанию школьников: Автореф.. канд. пед. наук.-М., 1991.-17 с.
  146. Психология: Словарь/Под.общей ред. А. В. Петровского. 2-е изд. испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  147. Равкин З. И Современные проблемы историко-педагогических исследований// Педагогика, 1994.-№ 1.-С. 89−96.
  148. А.Н. Проект гражданского Уложения//Полное собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3.-М.-JI. Гослитиздат, 1952.-С. 1 7 1 -245.
  149. Развитие, социализация и воспитание личности: Материалы науч.-практ. конф.:В 3-х частях.-Ставрополь, 1993.-Ч.1 .-176 е.- Ч.3.-128 с.
  150. В.В. Сумерки просвещения/Сост. В. Н. Щербаков,-М.Педагогика, 1990.-624 с.
  151. Е.В. Гражданское воспитание учащихся в контексте гуманизации образования: Дисс.. канд. пед.наук.-Сочи, 1998,-125 с.
  152. М.М. Общественное или семейное воспитание. -М., 1916.-120 с.
  153. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2-х Т.Т.2.-М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  154. В.М. Гармонизация свободы и дисципли-ны//Советская педагогика, 1990.-№ 8.-С.24−30.
  155. И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед.наук.-Кишинев., 1976.-17 с.
  156. Е.М. Важный документ ООН//Педагогика, 1992. № 1−2.-С. 3−6.
  157. М. Наука и религия: По-прежнему война?//Вопросы философии, 1991.-№ 2.-С. 36−57.
  158. Н.В. Педагогическая система как интегративное понятие// Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Вып.3.-Екатеринбург: Свердл.инж.-пед. ин-т., 1992.-С.23−37.
  159. А.С., Яковлева Н. М. Формирование правовой культуры будущего учителя: Учеб.пос. к спецкурсу.-Челябинск:Челяб.гос.пед.ин-т, 1990, — 83 с.
  160. Т. Экзистенционализм это гуманизм. — М.: Мысль, 1981.-302 с.
  161. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования.-М.:Педагогика, 1986.-1 12 с.
  162. В.Д. Социальная педагогика: История и современность. Екаринбург: Изд-во Урал. Гос. ун-та, 1993.-128 с.
  163. В.Д. Трава на асфальте: Избр. пед. статьи (1963−1995 гг.).-Екатеринбург. Ин-т развития регионального образования, 1996.-187 с.
  164. В.К. Воспитание гражданственности у учащихся старших классов средней образовательной школы в процессе изучения основ наук гуманитарного цикла: Автореф. дисс.. канд. пед.наук.-Киев, 1987.-18 с.
  165. A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс: дисс. .канд. пед.наук.-Казань, 1 991 193 с.
  166. Сироткин Л, Ю. Теория и практика формирования социально устойчивой личности: дисс.. д-ра пед. наук.-Казань, 1993.-323 с.
  167. Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989.-186 с.
  168. Ф.Ф. Воспитать патриота, достойного гражданина// Советская педагогика, 1986.№ 5.-С.31 -34.
  169. Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд.-М.Политиздат, 1989.-447 с.
  170. В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века.-М.: Учпедгиз, 1963.-312 с.
  171. М.И. Психологические проблемы личности школьника и ее формирование: Уч. пособие. Киров: Киров. пед. ин-т, 1990.-76 с.
  172. В.Г., Бачков Б. Н. Рождение граждани-на//Социально-политические науки, 1 990.№ 8.-С.43−48.
  173. В.Г. Проблемы формирования гражданского общества // Социально-политические науки, 1991 .-№ 4.-С.9−16.
  174. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.-432 с. 191 .Современная западная философия: Словарь .- М.: Политиздат, 1991. 415 с.
  175. Я.В. «Граждановедение»: Этап становления// Преподавание истории в школе, 1994.-№ 3.-С.49−52.
  176. П. История педагогических систем. СПб., 1913.-708 с.
  177. Я.В., Корольков Е. С. Граждановедение: Пособие для учащихся 5−9 классов, их родителей и учителей: В 2-х частях. 2-е изд., испр. и доп. М., 1992. 4.2. — 96 с.
  178. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  179. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения/Сост. А. Т. Губко.-М.: Педагогика, 1991, — 240 с.
  180. Сорока-Росинский ВН. Путь российской национальной шко-лы//Педагогические сочинения/Сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991, — С.57−1 16.
  181. Сорока-Росинский В. Н. Национальное и героическое воспита-ние//Педагогические сочинения/Сост. А. Т. Губко, — М.: Педагогика, 1991.- С. 125−135.
  182. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования// Под ред. В. Д. Семенова. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1989.-148 с.
  183. Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр./ Под общ. ред В. Д. Семенова и др. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1986. — 194 с. 201 .Стандарты образования: Обсуждение вариантов//Преподавание истории в школе, 1994.№ 4.-С.49−51.
  184. В. Заметки о русской школе//Антология педагогической мысли России: Вторая половина XIX—XX вв./Сост. П. А. Лебедев.-М.: Педагогика, 1990.-С.79−83.
  185. И.Л. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечиванию памяти павших в годы войны: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995, — 17 с.
  186. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-336 с.
  187. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989.-288 с.
  188. И.М. Гражданственность личности: Автореф. дисс. .канд. философ, наук. М., 1984.-19 с.
  189. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1982.-159 с.
  190. Н.М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания// Советская педагогика, 1 989.-№ 1 .-С. 18−24.
  191. Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственность старшеклассников: Дисс.. канд.пед.наук.-СПб, 1997.-157 с.
  192. В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе// Вопросы философии, 1990.-№ 12.-С. 3−15.
  193. Е.В. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федера-ции//Начальная школа, 1996.-№ 9.-С.3−5.
  194. А.Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб.: Про-гресс-Ювента, 1995.-478 с.
  195. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. Т.1/ Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Огиз, 1935. — 1562 с.
  196. Н.А., Саломаткин А. С. Воспитание правовой культуры будущих учителей: ХХУ1 1 съезд КПСС и проблемы развития советской социологии// Шестые уральские социологические чтения. Тез. Докл.-Челябинск, 1986. Т.2- С. 113−116.
  197. Ю.С. Сущностные признаки и паспортные характеристики интегративного процесса//Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Вып. 2,-Свердловск: Свердлов, инж.-пед. ин-т, 1991, — С.13−23.
  198. П.П. Социально-культурный комплекс: Опыт, проблем ы.-М.: Политиздат, 1983.-1 10 с.
  199. К.Д. О народности в общественном воспитании// Избранные педагогические сочинения, — М.:Учпедгиз, 1945,-С.53−69.
  200. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании// Избранные педагогические сочинения.-М.:Учпедгиз, 1945.-С.106−146.
  201. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значение/Избранные педагогические сочинения.-М.:Учпедгиз.-1945.-С.87−105.
  202. Ф.Р. Обновление социализма и современная стратегия воспитания личности//Воспитание гражданина в школе/ Под.ред. Г. Н. Филонова.-М.:Педагогика, 1 990.-С.6−17.
  203. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества.-М.:Педагогика, 1990.-160 с.
  204. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-222 с.
  205. Ю.Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников//Педагогика, 1 993 .-№ 4.-С.26−30.
  206. Ф.А. Школа в системе социальных факто-ров//Педагогика, 1995.-№ 2.-С.79−83.
  207. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений.-М, 1995.
  208. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  209. И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989,559 с.
  210. М. Время и бытие: Ст. и вступление. М.: Республика, 1993.-445 с.
  211. Ф.А. Дорога к рабству// Вопросы философии, 1990.-№ 12.-С. 103−149.
  212. Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи.-Киев-Одесса:Высш.школа, 1978.-134 с.
  213. С. Новейшие педагогические течения на Западе// Интернациональные проблемы социальные педагогики: Сб.ст. М., 1920.-СПб 2-й.-С.122−128.
  214. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/Под.ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994.-64 с.
  215. А.Н. Воспитание гражданской ответственности у старшеклассников в школе с продленным днем: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1988.-18 с.
  216. Н.П. Формирование гражданской позиции у школьника// Начальное образование, 1987.-С.4−1 7.
  217. М. деятельность ЮНЕСКО по воспитанию в духе мира и разоружения// Советская педагогика, 1986.-№ 5.-С. 119−122.
  218. С. Гражданин своей школы// Семья и школа, 1982,-№ 4.-С.4−5
  219. С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: Историко-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984.-240 с.
  220. Н.Г. Об умственных и нравственных условиях общественного и личного процесса// Антология педагогическоймысли России (вторая пол. XIX нач. XX вв.)/ Сост. П. А. Лебедев.-М.: Педагогика, 1990.-С. 129−132.
  221. М.П. Педагогические основы процесса воспитания гражданской зрелости старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1980.-16 с.
  222. С.Т. Изучение жизни и участие в ней// Избр. пед. соч.: В 2-х т М.: Педагогика, 1980.-Т. 1 .-304 е.- Т.2.-414 с.
  223. С.Т. Школа и строительство жизни// Избр. пед. соч. В 2-х Т. М.: Педагогика, 1980.-Т.2.-С. 122−151.
  224. А. Благоговение перед жизнью/ Под. ред. А. А. Гусейнова, М. Г. Селезнева. М.: Прогресс, 1991−572 с.
  225. Швецова Л И. Воспитание гражданственности ключевая задача комсомола и школы//Советская педагогика, 1984.№ 10.-С.З-10.
  226. В.М. Социально-психологические аспекты гражданского воспитания// Воспитание гражданина в советской школе/ Под ред. Г. Н. Филонова.-М.: Педагогика, 1990.-С. 60−70.
  227. ШепельВ.М. Что определяет гражданское самочувствие народа?// Советская педагогика, 1990.-№ 6.-С.3−10.
  228. Т.А. Осознание старшеклассниками гражданских прав и обязанностей как условие нравственного формирования личности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1980.-18 с.
  229. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: Состояние и перспективы/ Под ред. В. А. Сластенина.-М.Ставрополь: Ставр. пед. ин-т, 1991.-206 с.
  230. Г. И. Новые подходы к проблеме воспитания в условиях демократизации общества// Формирование личности школьника и студента в условиях гуманизации и демократизации образования: Сб. науч. тр. в 2-х ч.-Волгоград: Перемена, 1992.-Ч.2.-С. 13−19.
  231. О. Закат Европы.-Новосибирск: Наука, 1993, — 591 с.
  232. А. Индивидуализм, личность// 50/50: Опыт словаря нового мышления/ Под ред М. Ферро, Ю. А. Афанасьева.-М.: Политиздат, 1989.-2 15 с.
  233. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки.-М.: Наука, 1978.-391 с.
  234. В.А. Социальный тип личности// Коммунист, 1988.-№ 10.-С.88−107.
  235. А.К. Тоталитаризм и независимая культура// Вопросы философии, 1991.-№ 1.-С.16−25.
  236. М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80−90 гг. XX века: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Ставрополь, 1997.-27 с.
  237. И.П., Шишкин Д. П. Циклическая концепция развития общества и будущего России// Циклические процессы в природе и обществе: тез. Докладов. Вып. 2-й.-Ставрополь: Ставрополь. Ун-т, 1994.-С.104.
  238. Ю. Ваши права. М.: Международные, отношения, 1992. — 128 с.
  239. Д.С. Воспитание гражданской сознательности и активности у старшеклассников средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1969.-16с.
  240. Д.С. Место правового воспитания в формировании гражданской направленности // Ученые записки Владимирск. Гос. пед. ин-та, 1971. Т.35. Вып.5.-С.58−72.
  241. В.А. Обучение как процесс управления. J1.: ЛГУ, 1988.-159 с.
  242. Ф.М. Учебно-познавательная деятельность как средство формирования гражданской активности подростков: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1988, — 201 с.
  243. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
  244. Award Wining Education Catalog. Des Moines: An official Publication of Des Moines. Area Community College, 1991−1993.- 76 p.
  245. Boycon R. The crisis in Education L.-1975.
  246. Foundations of Lifeloni Education. Ed. By F.Dave. UNESCO. 1976.
  247. Jackson bears T.J. The Concept of Cultural Hegemony: Problems and Possibilities//American Historical Review. 1985.№ 90.
  248. Smelser neil J. The politics of Ambivalence: Diversiti in the Research universities//Daedalus. V. 122. № 4. Fall. 1993. Cambridge. U.S.A. P. 37−54.
  249. The Encyclopedia of Abuse, 1989. № 4. 312.
  250. Toffler A. Der Zukunftsschock, Bern, 1970. 233.
Заполнить форму текущей работой