Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка нового класса изоляционных материалов для защиты от коррозии подземных газонефтепроводов, обладающих повышенной химической адгезией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ярким примером, подтверждающим это положение, например, являются материалы расследования аварий на магистральном газопроводе «Уренгой-Петровск», произошедших в апреле 2003 года на территории Республики Башкортостан. Эти аварии по всем признакам были подобны тем, которые происходят в последние годы на других магистральных газопроводах. Квалифицированная комиссия установила, что причиной разрушения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СИСТЕМА МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ
    • 1. 1. Основные характеристики и особенности системы газонефтепроводов
    • 1. 2. Стресс-коррозия металла как основной источник опасности на магистральных газопроводах
    • 1. 3. Коррозионные дефекты на магистральных нефтепроводах и проблемы изоляции труб
    • 1. 4. Актуальные задачи в области защиты от коррозии системы магистральных газонефтепроводов (выводы по главе)
  • 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ
    • 2. 1. Основные положения коррозии магистральных трубопроводов
    • 2. 2. Изоляционные материалы и их особенности
      • 2. 2. 1. Битумные изоляционные мастики
      • 2. 2. 2. Полимерные изоляционные ленты
      • 2. 2. 3. Покрытия на основе экструдированного полиэтилена
      • 2. 2. 4. Эпоксидное покрытие
      • 2. 2. 5. Полиуретановые материалы
    • 2. 3. Эксплуатационные характеристики изоляционных материалов
    • 2. 4. Требования к новым изоляционным материалам
  • Выводы по главе
  • 3. РАЗРАБОТКА НОВОГО АНТИКОРРОЗИОННОГО МАТЕРИАЛА «АСМОЛ»
    • 3. 1. «Асмол» — основа антикоррозионных материалов нового поколения
    • 3. 2. Выбор исходных материалов и технологии производства
    • 3. 3. Технология синтеза «Асмола» и некоторые его свойства
    • 3. 4. Химические превращения при получении «Асмола»
    • 3. 5. Спектроскопические исследования в инфракрасной области
    • 3. 6. Физико-химические свойства «Асмола»
  • Выводы по главе
  • 4. ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА «АСМОЛА»
    • 4. 1. Потенциометрические исследования защитных свойств
  • Асмола"
  • J 4.2. Исследования свойств покрытий из «Асмола» в воде и солевых растворах
    • 4. 3. Исследования поверхностно-активных свойств «Асмола»
    • 4. 4. Механизмы защитного действия «Асмола»
    • 4. 5. Токсические свойства «Асмола»
  • Выводы по главе
  • 5. НОВЫЕ ИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА ОСНОВЕ «АСМОЛА» И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ИХ НАНЕСЕНИЯ
    • 5. 1. Изоляционные материалы на основе «Асмола»
    • 5. 2. Технические средства для нанесения изоляционных материалов на основе «Асмола»
      • 5. 2. 1. Изоляция труб и секций в базовых условиях
      • 5. 2. 2. Изоляция трубопроводов при поточном ремонте
      • 5. 2. 3. Изоляция трубопроводов при выборочном ремонте
    • 5. 3. Совершенствование конструктивно-технологических свойств новых изоляционных материалов и изолировочных машин
  • Выводы по главе
  • 6. ВНЕДРЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВО новых изоляционных
  • МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ «АСМОЛА»
    • 6. 1. Испытания новых изоляционных материалов
      • 6. 1. 1. Лабораторные испытания изоляционных материалов
      • 6. 1. 2. Сертификационные испытания изоляционных материалов
      • 6. 1. 3. Испытания изоляционных материалов в производственных условиях
    • 6. 2. Разработка нормативно-технической документации
    • 6. 3. Получение разрешений на применение изоляционных материа
    • 6. 4. Перспективы применения изоляционных материалов на основе
  • Асмола"
  • Выводы по главе

Разработка нового класса изоляционных материалов для защиты от коррозии подземных газонефтепроводов, обладающих повышенной химической адгезией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В экономике нашей страны важное место занимает система магистральных газонефтепроводов. Она, как и все сложные организационно-технические системы, имеет свои особенности и проблемы.

Одной из главных особенностей системы является большая протяженность магистральных трубопроводов: нефтепроводов — около 50 тыс. км, газопроводов — 150 тыс. км, нефтепродуктопроводов — 20 тыс. км.

Условия эксплуатации нефтегазопроводов отличаются чрезвычайным разнообразием: вечная мерзлота, болота, леса, горы, пески, водные переходы, даже морские участки. Это требует применения различных подходов и технических решений на всех этапах: проектирования, строительства, эксплуатации, диагностики, ремонта. Материалы, используемые на этих трубопроводах (стали, сварочные материалы, изоляционные материалы), также должны соответствовать разнообразным условиям.

Важной особенностью является также значительный возраст большей части трубопроводов (который для многих из них превысил срок амортизации), изношенность оборудования, хронический недостаток средств на поддержание системы в безопасном состоянии.

Тысячекилометровые газопроводы диаметром 1420 мм с рабочим давлением 7,5 МПа, уложенные в 3−4 нитки в одном техническом коридоре, можно встретить только в России. Самые крупные аварии тоже происходили в нашей стране. Например, Улу-Телякская (Ашинская) катастрофа на про-дуктопроводе, транспортирующем широкие фракции легких углеводородов (ШФЛУ), в 1989 году унесла более 500 жизней.

Следующая особенность, относящаяся не только к трубопроводам, -сравнительно низкая культура и дисциплина производства на всех этапах, но в наибольшей степени — при строительстве трубопроводов. Допущенные при этом дефекты создают опасность и проблемы в течение всего срока эксплуатации трубопроводов. Риску подвергаются, главным образом, люди, проживающие и работающие в местах прохождения трубопроводов, проезжающие по дорогам, пересекающим трубопроводы, случайно оказавшиеся в опасной зоне. Можно привести много примеров, которые это подтверждают.

Трудноразрешимая проблема состоит в том, что поддерживать систему трубопроводов в работоспособном состоянии при вышеназванных условиях, одновременно обеспечивать безопасность в нормативных рамках (абсолютной безопасности невозможно достигнуть) и при этом не выходить за рамки имеющегося бюджета чрезвычайно сложно.

Для решения данной проблемы (или снижения ее остроты) необходимо детально проанализировать существующее состояние системы магистральных газонефтепроводов, выявить механизмы и закономерности происходящих явлений, сформулировать обоснованные выводы и принять правильные технические решения. Недостаточная изученность явлений и неправильные выводы приводят к неправильным техническим решениям и, как следствие, к потере средств и времени.

Изучению проблемы надежности и безопасности магистральных трубопроводов посвящено много исследований. Однако эта проблема актуальности не потеряла и, по всей видимости, не потеряет, пока существует трубопроводный транспорт таких энергоносителей, как газ и нефть.

Как известно, магистральные газонефтепроводы построены из стальных труб, главным образом, в подземном исполнении и поэтому подвергаются коррозии. Коррозия происходит как на внутренней, так и на наружной поверхности. Механизмы коррозии разнообразны, на их изучение направляются большие силы и средства во всем мире. Несмотря на заметные успехи, разработка эффективных способов защиты трубопроводов от коррозии остается чуть ли не главной задачей трубопроводного транспорта. Небрежное отношение к этой задаче ведет к авариям и значительным потерям, сокращению срока службы трубопроводов, нередко и к жертвам.

В настоящее время при строительстве новых магистральных трубопроводов применяют стальные трубы с заводской изоляцией. Однако такие трубы стали выпускать лишь с недавнего времени, не более 10 лет назад. Те трубопроводы, которые построены раньше (их не менее 90%), изолированы в полевых условиях. Есть такие магистральные нефтепродуктопроводы, на которых битумная изоляция существует больше 45 лет (например, Hi 111 «Альметьевск — Нижний Новгород»), хотя считается, что нормативный срок эксплуатации для этих видов покрытий составляет не более 15 лет.

Изоляционные покрытия на основе полимерных лент наносятся на трубопроводы, начиная с 60-х годов. Однако эта изоляция, нанесенная как в базовых, так и в полевых условиях, в том числе на трубопроводы больших диаметров, как оказалось, не даёт хороших результатов. Статистика отказов на магистральных газопроводах показывает, что более половины аварий с тяжелыми последствиями происходит по причине стресс-коррозии металла труб. Причина в том, что пленочное изоляционное покрытие, нанесенное в трассовых условиях, не соответствует своему назначению — изолировать трубопровод от грунтовых вод и конденсата. В настоящее время стало ясно, что существующие изоляционные материалы не могут обеспечивать длительную защиту трубопроводов от всех видов коррозии. Электрохимическая защита не может предотвратить стресс-коррозию.

Ярким примером, подтверждающим это положение, например, являются материалы расследования аварий на магистральном газопроводе «Уренгой-Петровск», произошедших в апреле 2003 года на территории Республики Башкортостан. Эти аварии по всем признакам были подобны тем, которые происходят в последние годы на других магистральных газопроводах. Квалифицированная комиссия установила, что причиной разрушения явилось коррозионное растрескивание под напряжением (КРН), по международной терминологии — стресс-коррозия (СК). Этот вид разрушения происходит при сочетании нескольких условий одновременно. Самые важные из них: большие растягивающие напряжения в стенке трубы (в осевом или кольцевом направлении), контакт металла трубы с активной (агрессивной) средой, природа (химический состав и структура) самого металла. На магистральных газопроводах все эти условия имеют место. Механические напряжения в стенках этих трубопроводов обычно в 1,5 — 2 раза выше, чем на нефтепроводах. Агрессивной средой является грунтовая вода, содержащая различные соли. Контакт с грунтовой водой возникает в местах отслоения пленочной изоляции от поверхности трубопровода из-за низкой адгезии или ее потери (рисунок 1.8). Катодный потенциал трубопровода, создаваемый для защиты от общей коррозии, на таких участках вносит свои особенности, в частности, способствует отслоению изоляции и создает предпосылки для выделения атомарного водорода и охрупчивания металла. Конкретные механизмы охрупчивания и растрескивания зависят от состава и структуры стали.

Если снизить защитный катодный потенциал трубы или убрать его совсем, то ускоряется общая и язвенная коррозия трубопровода. Снижение рабочих давлений на существующих газопроводах приведет к снижению кольцевых механических напряжений, следовательно, к снижению количества I аварий от КРН. Но при этом останутся перенапряженные участки трубопровода, вызванные изгибом труб (рисунок 1.2), поэтому полностью явление КРН исключить невозможно. Кроме того, снижение рабочих давлений приведет к снижению объемов поставок продукта и, как следствие, к экономическим потерям.

Если не принять срочных мер по предотвращению КРН, то вся система магистральных газопроводов придет в кризисное состояние в течение короткого времени — за период не более 10 лет. Затем начнутся такие же разрушения на магистральных нефтепроводах, в первую очередь, на самых важных транзитных высоконагруженных линиях.

Единственно возможный и реальный путь решения проблемы КРНисключить проникновение грунтовой воды под изоляцию. С помощью существующих изоляционных материалов, наносимых в полевых условиях, этого достичь пока не удается из-за недостаточной адгезии изоляционных материалов, несовершенной технологии их нанесения, низкого качества работ в полевых условиях, особенно на трубопроводах больших диаметров.

Таким образом, существует большая проблема, решение которой является целью настоящей диссертации — разработка новых изоляционных материалов, способных обеспечить защиту подземных газонефтепроводов от всех видов коррозии при длительной эксплуатации за счет использования химической природы адгезии, и технологий их нанесения на магистральные газонефтепроводы в полевых условиях.

Для достижения этой цели поставлены следующие основные задачи:

1) анализ состояния магистральных газонефтепроводов с точки зрения защищенности от коррозии, в том числе от стресс-коррозионного разрушения;

2) разработка требований к новым изоляционным материалам с учетом эксплуатационно-технических характеристик существующих изоляционных материалов и физико-химических процессов взаимодействия с металлом труб в условиях длительной эксплуатации;

3) синтез новых изоляционных материалов, отвечающих сформулированным требованиям и обеспечивающих длительную защиту от коррозии подземных газонефтепроводов за счет использования химической природы адгезии;

4) изучение физико-химических свойств и особенностей новых изоляционных материалов, исследование механизмов защиты от коррозии;

5) разработка технологии промышленного получения новых изоляционных материалов;

6) испытание новых изоляционных материалов и их внедрение в практику.

Основой для решения данных задач явились труды Института проблем транспорта энергоресурсов (Hi ПЭР), Института органической химии Уфимского научного центра РАН, Всесоюзного научно-исследовательского института по строительству трубопроводов (ВНИИСТ), Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина (РГУ), работы специалистов РАО «Газпром», ООО «Баштрансгаз», Челябинского отделения инженерно-технического центра ООО «Уралтрансгаз», ведущих специалистов Госгор-технадзора России, других научных центров, работы ведущих ученых: академика РАН Ю. Б. Монакова, академика АН РБ А. Г. Гумерова, профессоров: B.C. Колосницына, С. В. Пестрикова, Г. П. Гладышева, И. Г. Абдуллина, А.Г. Га-реева, О. И. Стеклова, Э. М. Ясина, В. В. Харионовского, кандидатов технических наук: Н. М. Черкасова, P.M. Аскарова, А. В. Мостового, С. П. Карпова и др.

Кроме того, в работе использованы и обобщены данные о фактическом техническом состоянии магистральных газонефтепроводов, содержащиеся в ежегодных докладах Госгортехнадзора России, результаты анализа причин аварий, диагностических обследований трубопроводов, лабораторных исследований и промышленных испытаний изоляционных материалов, имеющийся опыт замены изоляции магистральных трубопроводов. При исследованиях применены современные теоретические и экспериментальные методы, моделирование процессов взаимодействия изоляционных материалов с трубопроводом и грунтом, положения физико-химической механики материалов и электрохимии, лабораторные и промышленные испытания.

В процессе решения поставленных задач получены следующие результаты, представляющие научную новизну.

1. Установлено, что все имеющиеся изоляционные материалы, применяемые для изоляции трубопроводов в полевых условиях, основаны на их физическом взаимодействии с металлом и используют только барьерные свойства. Для надежной и длительной защиты подземных трубопроводов от коррозии (общей, язвенной, стресс-коррозии) требуется создание принципиально нового класса изоляционных материалов, использующих также химическое и электрохимическое взаимодействие с металлом трубопроводов.

2. Синтезирован новый антикоррозионный материал класса нефтепо-лимеров — асфальтосмолистый олигомер «Асмол», обладающий высокими защитными антикоррозионными свойствами, которыми не обладает ни один из известных изоляционных материалов, применявшихся на магистральных трубопроводах до настоящего времени. Установлено, что высокие защитные свойства нефтеполимера «Асмол» достигаются за счет химической природы его взаимодействия с металлом в условиях строительства и эксплуатации подземных нефтегазопроводов.

3. Изучены физико-химические свойства «Асмола», его состав и структура. Установлено, что «Асмол»: является новым веществом, отличающимся от исходных компонентов молекулярным составом, структурой, химическими и физическими свойстваминейтрален (рН равен 6,3−6,5), что свидетельствует о полном расходовании серной кислоты в реакции и образовании малорастворимых сульфокислотимеет характеристики, близкие к битумам, но отличается от них высокой адгезией к металлу за счет сил химической природыобладает ингибирующими свойствами благодаря наличию в своем составе азотсодержащих и других полярных групп, что затрудняет протекание коррозии даже в случае недостаточно качественной подготовки поверхности труб перед его нанесениемпрактически не отслаивается от металла при катодной защите благодаря высокой адгезии, сохраняющейся длительное время.

Установлено, что при нанесении «Асмола» на металлическую подложку его водопоглощение существенно ниже, чем в свободном состоянии, за счет действия сил химической природы на границе «металл-Асмол».

4. Установлено, что покрытия на основе «Асмола» способны противостоять стресс-коррозии труб за счет высоких защитных свойств и присутствия в их составе соединений, содержащих сульфокислотные и нейтральные высокодонорные функциональные группы, которые и обеспечивают высокую поверхностную активность. Сорбируясь на разнопотенциальных участках поверхности металла, они выравнивают её энергетическую неоднородность, что приводит к снижению величины разности потенциалов анодных и катодных участков и вызывает замедление или полное прекращение процесса электрохимической коррозии.

5. Опытным путем установлены оптимальные соотношения исходных реагентов для получения нефтеполимера «Асмол»: асфальт (битум) — 75−85%- тяжелая смола КОРД (кубовый остаток регенерации диметилформамида) -10−15%- серная кислота — до 10%, а также технологические параметры его получения в промышленном масштабе: на первом этапе температура (120 125) °С и равномерная подача серной кислотына второй стадии при температуре 150 °C — процесс синтезана третьей стадии — стабилизация продукта при (160−180) °С.

6. Установлено, что в процессе получения «Асмола» происходят как раздельное сульфирование и конденсация исходных компонентов композиции, так и их взаимодействие между собой с образованием более высокомолекулярного продукта. При этом серная кислота выполняет двоякую функцию: во-первых, катализирует полимеризацию исходных олигоизопренов и их конденсацию с компонентами нефтяных битумов (а также уплотнение нейтральных смол последних), во-вторых, участвует в реакциях сульфирования этих продуктов.

7. В результате промышленных испытаний и опытов найдена оптимальная конструкция изоляционного покрытия для трубопроводов больших диаметров на основе «Асмола» без использования армирующих материалов, состоящая из следующих элементов:

— праймер, обладающий высокими смачивающими свойствами и адгезией, способный к химическим превращениям продуктов коррозии, технологичный, безопасный, нетоксичный;

— мастичный слой, который дополнительно ко всем перечисленным выше свойствам имеет эластичность, обеспечивает стабильность свойств в течение всего срока эксплуатации изоляционного покрытия;

— обертка — пленочный термоусаживающийся материал, технологичный для нанесения на изолированный трубопровод, способный защитить антикоррозионный изолирующий слой от механического воздействия окружающей среды (грунта).

Новизна решений при изучении физико-химических и защитных свойств «Асмола», а также при получении и применении новых изоляционных материалов на основе «Асмола» подтверждена результатами лабораторных исследований, промышленных испытаний, десятью патентами на изобретения.

Практическая ценность работы заключается в следующем:

1. Разработан и внедрён в производство новый изоляционный материал с заданными свойствами «Асмол». Материал может полностью заменить битумы со значительным улучшением всех эксплуатационных свойств и применяться в качестве внешнего покрытия трубопроводов различного назначения, в том числе подземных магистральных газонефтепроводов большого диаметра. «Асмол» включен в ГОСТ Р 51 164−98 в качестве рекомендуемого изоляционного материала для защиты от коррозии магистральных трубопроводов.

2. На основе «Асмола» созданы современные изоляционные материалы для изоляции магистральных трубопроводов — лента изоляционная модифицированная «Лиам» и термоусаживающееся мастичное покрытие ПАЛТ, сравнимые по своим свойствам с изоляциями заводского исполнения, но приспособленные для нанесения в трассовых условиях.

На основе «Асмола» разработаны различные виды антикоррозионной продукции: лаки, эмали, шпатлевки, клеи, мастики, герметики, модифицирующие добавки.

3. На все разработанные новые антикоррозионные изоляционные материалы и конструкции на основе «Асмола», а также на технологии их нанесения разработана необходимая нормативно-техническая документациятехнические условия на их производство, а также руководящие документы на применение в базовых и трассовых условиях. Все документы согласованы с Госгортехнадзором России.

4. «Асмол» и лента «Лиам» успешно прошли испытания в производственных условиях. С 1995 года заизолировано более 500 км трубопроводов систем канализации, водоводов, газоснабжения, магистральных нефтепроводов, нефтепродукгопроводов, газопроводов всех диаметров, включая диаметр 1420 мм. За это время от производственных организаций получено большое количество отзывов, в которых отмечаются хорошие адгезионные и защитные свойства новых изоляционных материалов. Отрицательных отзывов не получено.

5. Экономический эффект от внедрения «Асмола» и ленты «Лиам» только в ООО «Баштрансгаз» и ООО «Пермтрансгаз» составляет более 1200 млн руб.

На защиту выносятся:

1) полученный впервые новый антикоррозионный материал класса нефтеполимеров — асфальтосмолистый олигомер — «Асмол», отличающийся от исходных компонентов молекулярным составом, структурой, химическими и физическими свойствами, обладающий высокими защитными свойствами за счет химической природы взаимодействия с поверхностью металла трубопроводов;

2) технология промышленного получения «Асмола», а также попутный положительный результат по утилизации крупнотоннажного отхода предприятий синтеза каучука;

3) результаты исследования физико-химических и защитных свойств «Асмола», указанные в пунктах по научной новизне и практической ценности, а также в выводах по разделам и работе в целом;

4) механизмы длительного защитного действия «Асмола» (защита от всех известных видов коррозии подземных газонефтепроводов, включая стресс-коррозию), основанные на физической и химической природе его взаимодействия с металлом трубопроводов;

5) новые материалы для изоляции магистральных трубопроводов, созданные на основе «Асмола»: лента изоляционная модифицированная «Лиам» и термоусаживающееся мастичное покрытие, сравнимые по своим свойствам с изоляцией заводского исполнения, но приспособленные для нанесения в трассовых условиях;

6) результаты лабораторных и промышленных испытаний новых изоляционных материалов на основе «Асмола», подтверждающие их высокие защитные свойства при применении в трассовых условиях;

7) положительный эффект по обеспечению безопасности магистральных газонефтепроводов от применения новых изоляционных материалов на основе «Асмола» в условиях длительной эксплуатации;

8) практические рекомендации, направленные на решение проблемы стресс-коррозии магистральных трубопроводов, состоящие в следующем:

— при строительстве новых трубопроводов или замене участков эксплуатирующихся трубопроводов использовать трубы с заводской изоляцией;

— все работы по изоляции или переизоляции трубопроводов или их участков в полевых условиях выполнять только с применением материалов на основе «Асмола».

Основные исследования в диссертационной работе выполнены в соответствии с государственной научно-технической программой «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных аварий и катастроф» (ГНТП «Безопасность»), принятой распоряжением Совета Министров СССР, № llllp от 12.07.90 г. по направлению «Безопасность сложных технических систем», межгосударственной научно-технической программой «Высоконадежный трубопроводный транспорт», утвержденной Правительствами Российской Федерации и Украины (1993 г.), комплексной программой «Разработка конструкции защитных покрытий с применением термопластичных материалов и технологии их нанесения в трассовых условиях при ремонте газопроводов большого диаметра в различных климатических условиях», утвержденной ОАО «Газпром» 10.07.2000 г., программой по опытно-промышленному опробованию технологий, материалов и оборудования для переизоляции участков газопроводов без отключения подачи газа покрытиями на основе лент с битумно-полимерным и асфальто-смолистым клеевь! мтафевьцяаЗШа!-2Й5<11:ую благодарность своему руководителю и коллеге к.т.н. Черкасову Николаю Михайловичу за многолетнюю совместную творческую работу и постоянную помощь, сотрудникам ГУП «ИПТЭР» и НИЦ «Поиск» за сотрудничество и полезные консультации, д. т. н., академику АН РБ Гумерову Асгату Галимьяновичу за содействие и доброжелательное отношение к данной работе.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. На 90% действующих магистральных газонефтепроводов России изоляционные покрытия не обеспечивают надежную защиту от коррозии и после 10−15 лет эксплуатации требуют замены. Используемые до настоящего времени изоляционные материалы имеют существенные недостатки при их нанесении в трассовых условиях и не решают проблемы защиты от коррозии и безопасности (слабая адгезия, низкая прочность, недолговечность). Если не принять решительных мер по созданию и внедрению новых поколений изоляционных материалов, пригодных для замены изоляции действующих магистральных трубопроводов, то трубопроводную систему (сначала газопроводов, затем нефтепроводов) ожидает кризисное состояние, характеризуемое массовыми разрушениями от коррозии (стресс-коррозия, язвенная и общая коррозия).

2. Имеющиеся в ассортименте изоляционные материалы обладают достаточно высокими характеристиками при нанесении в заводских условиях, но не обладают аналогичными свойствами при замене изоляции существующих трубопроводов в полевых условиях.

На основе комплексного анализа технического состояния систем магистральных трубопроводов, условий их эксплуатации, свойств существующих изоляционных материалов, причин и механизмов ряда разрушений газонефтепроводов разработаны требования к новым изоляционным материалам применительно к задачам восстановления изоляционного покрытия магистральных трубопроводов, находящихся длительное время в эксплуатации.

3. Синтезирован новый антикоррозионный материал класса нефтепо-лимеров — асфальтосмолистый олигомер — «Асмол», обладающий высокими защитными антикоррозионными свойствами за счет физического и химического взаимодействия с поверхностью металла подземных газонефтепроводов. Разработана технология получения «Асмола» в промышленных масштабах, обеспечивающая получение материала с заданными характеристиками.

4. Изучены физико-химические свойства «Асмола», его состав и структура на различных стадиях получения, и установлено, что это новое вещество, отличающееся от исходных компонентов молекулярным составом, структурой, химическими и физическими свойствами.

Асмол" имеет характеристики, близкие к битумам. Однако величина его адгезии к металлу значительно выше, чем у битумов и битумных мастик, что связано с различными механизмами взаимодействия с металлом битума и «Асмола»: адгезия битума осуществляется за счет сил физической природы, «Асмола» — благодаря наличию функциональных групп, т. е. за счет сил химической природы.

Наличие азотсодержащих полярных групп в составе «Асмола» придает ему ингибирующие свойства, благодаря которым предотвращается дальнейшее протекание коррозии в случаях недостаточно качественной подготовки поверхности труб.

Уникальными и ценными защитными свойствами «Асмола» являются высокая адгезия, практическое отсутствие катодного отслаивания, сохранение исходных характеристик длительное время.

Определен механизм водопоглощения «Асмола», связанный с его полярностью. Показан механизм растворения и комплексообразования продуктов коррозии с функциональными группами «Асмола».

5. Покрытия на основе «Асмола» способны противостоять стресс-коррозии труб за счет высоких защитных свойств и присутствия в составе «Асмола» соединений, содержащих сульфокислотные и нейтральные высо-кодонорные функциональные группы и обеспечивающих этому материалу высокую поверхностную активность. Сорбируясь на разнопотенциальных участках поверхности металла, они выравнивают её энергетическую неоднородность, что приводит к снижению величины разности потенциалов анодных и катодных участков и тем самым вызывает замедление или полное прекращение процесса электрохимической коррозии.

6. Для изоляции магистральных трубопроводов на основе «Асмола» созданы следующие новые изоляционные материалы: лента изоляционная модифицированная «Лиам» и термоусаживающееся мастичное покрытие, сравнимые по своим свойствам с изоляциями заводского исполнения, но приспособленные для нанесения в трассовых условиях.

На основе материала «Асмол» разработаны различные виды продукции для антикоррозионной обработки изделий: лаки, эмали, шпатлевки, клеи, мастики, герметики, модифицирующие добавки.

7. На все разработанные новые антикоррозионные изоляционные материалы и конструкции на основе «Асмола», а также на технологии их нанесения разработана необходимая нормативно-техническая документация.

Проведены сертификационные испытания всех новых изоляционных материалов на основе мастики «Асмол», по результатам которых эти материалы включены в ГОСТ Р 51 164, разработаны и согласованы с Госгортех-надзором России соответствующие технические условия на их производство, а также руководящие документы на применение в базовых и трассовых условиях.

8. «Асмол» и лента «Лиам» успешно прошли испытания в производственных условиях. С 1995 года заизолировано более 500 км трубопроводов систем канализации, водоводов, газоснабжения, магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов всех диаметров. За это время от производственных организаций получено большое количество отзывов, в которых отмечаются высокие адгезионные и защитные свойства новых изоляционных материалов. Экономический эффект от их внедрения только в ООО «Баштрансгаз» и ООО «Пермтрансгаз» составляет более 1200 млн руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. К механизму карбонатного растрескивания магистральных трубопроводов // Нефтяная промышленность. Серия «Борьба с коррозией и защита окружающей среды». -1988. -Вып. 8. -С. 5−9.
  2. И.Г., Гареев А. Г., Мостовой А. В. Коррозионно-механическая стойкость нефтегазовых трубопроводных систем. -Уфа: «Гилем», 1997. -176 с.
  3. И.Г., Гареев А. Г., Мостовой А. В. Диагностика коррозионного растрескивания трубопроводов. -Уфа: «Гилем», 2003. -100 с.
  4. И.Г., Гареев А. Г., Худяков М. А. и др. Коррозионное растрескивание магистральных нефтепроводов // Сб. научных трудов «Инновационные проблемы развития машиностроения в Башкортостане». -Уфа: «Гилем», 2003. -С. 150−161.
  5. М.З. О деятельности ООО «Баштрансгаз» по повышению состояния промышленной безопасности // Безопасность труда в промышленности. -2003. -№ 10. -С. 21−22.
  6. Безопасность трубопроводов при длительной эксплуатации / К.М. Гу-меров, И. Ф. Гладких, Н. М. Черкасов и др. -Челябинск: ЦНТИ, 2003. -327 с. (монография).
  7. Примечание курсивом выделены работы автора диссертации-
  8. Т.Г., Замилова Л. М., Кузьмина З. Ф., Рыженко И. Изучение состава паров, выделяющихся при нагреве битумов // Исследования в области охраны окружающей среды. Труды БашНИИ НП. -М., 1991. -С. 76.
  9. Л.И., Телегина К. А., Гимадеев М. И., Степанов А. И., Лев-ков А.А. // Материалы Всесоюзного совещания по вопросам гигиены труда и состояния здоровья рабочих нефтеперерабатывающих предприятий. -М., 1968. -с. 60.
  10. .И. Защитная способность изоляционных покрытий подземных трубопроводов. -М.: Недра, 1987. -201 с.
  11. .В. Методология повышения эффективности эксплуатации системы трубопроводного транспорта газа на стадии развития и реконструкции. Автореферат докт. техн. наук. М.: РГУ им. И. М. Губкина, 2003.
  12. .В. Методология повышения эффективности системы трубопроводного транспорта газа на стадии развития и реконструкции. -М.: Недра, 2003. -176 с.
  13. В.И., Воронина Т. С. Изоляционные покрытия подземных трубопроводов. -М.: ВНИИОЭНГ, 1990. 200 с.
  14. А.К., Черняев К. В., Шаммазов A.M. Обеспечение надежности функционирования системы нефтепроводов на основе технической диагностики. -Уфа: УГНТУ, 1998. -600 с.
  15. А.Г., Иванов И. А., Абдуллин И. Г. и др. Прогнозирование кор-розионно-механических разрушений магистральных трубопроводов. -М.: ИРЦ Газпром, 1997. 170 с.
  16. Гигиенические критерии состояния окружающей среды. 20. Некоторые нефтепродукты. -Женева, ВОЗ, 1968. — С. 114−151.
  17. И.Ф., Черкасов Н. М., Ибрагимов М. Ш., Петров А. П. Новый антикоррозионный материал «Асмол » // Трубопроводный транспорт нефти. -1998. -Ms 12. -С. 10−11.
  18. И.Ф., Крайкин В. А., Сигаева Н. Н., Ионова И. А., Монаков Ю. Б. Термические и молекулярные характеристики асфалътосмолистых олигомеров // Журнал прикладной химии. — 2001. Т. 74. -Вып. 5. -С. 850−853.
  19. И.Ф., Сигаева Н. Н., Широкова Е. А. Асфальтосмолистые оли-гомеры. Молекулярные и гидродинамические свойства антикоррозионного покрытия «Асмол «// Башкирский химический журнал. 2000. — Т. 7. -№ 2. -С. 46−48.
  20. И.Ф., Черкасов Н. М., Пестриков С. В. Новые антикоррозионные материалы на основе олигомера «Асмол » // 0тходы-2000. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. -Уфа, 2000. -С. 162−165.
  21. И.Ф., Колосницын B.C., Черкасов Н. М., Шеина Л. В., Карасева Е. В. Исследование набухаемости в воде и в водно-солевых растворах защитного покрытия «Асмол» // Журнал прикладной химии. -2003. -Т. 76, -Вып. 6, -С. 1030−1033.
  22. И.Ф., Черкасов Н. М., Козин ИВ., Гумеров КМ. Длительная безопасность магистральных трубопроводов и новые изоляционные материалы // Инжиниринг, инновации, инвестиции. Сборник научных трудов. Выпуск 2. -Челябинск, 2003. -С. 36−45.
  23. Государственный доклад о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов, рационального использования и охраны недр Российской Федерации в 2001 году. -М.: ГГТН РФ, 2002. -162 с.
  24. Государственный доклад о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов, рационального использования и охраны недр Российской Федерации в 2002 году. Сайт ГГТН РФ.
  25. ГОСТ 11 362. Нефтепродукты и смазочные материалы. Число нейтрализации. Метод потенциометрического титрования.
  26. ГОСТ 11 506. Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару.
  27. ГОСТ 11 507. Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу.
  28. ГОСТ 12.1.005. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
  29. ГОСТ 12.1.007. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
  30. ГОСТ 15 836. Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия.
  31. ГОСТ 21 822. Битумы нефтяные хрупкие. Технические условия.
  32. ГОСТ 3900. Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности.
  33. ГОСТ 4650. Пластмассы. Методы определения водопоглощения.
  34. ГОСТ Р 51 164. Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии.
  35. ГОСТ 5639. Стали и сплавы. Методы выявления и определения величины зерна.
  36. ГОСТ 5640. Сталь. Металлографический метод оценки микроструктуры листов и ленты.
  37. ГОСТ 5985. Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа.
  38. ГОСТ 6307. Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей.
  39. ГОСТ 6433.2. Материалы электроизоляционные твердые. Методы определения электрического сопротивления при постоянном напряжении.
  40. ГОСТ 6617. Битумы нефтяные строительные. Технические условия.
  41. ГОСТ 9548. Битумы нефтяные кровельные. Технические условия.
  42. ГОСТ 9812. Битумы нефтяные изоляционные. Технические условия.
  43. А.Г., Гладких И. Ф., Рамеев М. К., Загретдинова Н. М. Новый изоляционный материал // Нефтяное хозяйство. -1990, -№ 2, -С. 68−69.
  44. А.Г., Гумеров Р. С., Гумеров К. М. Безопасность длительно эксплуатируемых магистральных нефтепроводов. -М.: Недра, 2003. -310 с.
  45. К.М., Галяутдинов А. Б., Абдульманов A.M., Черкасов Н. М., Гладких И. Ф. Проблемы безопасности магистральных газопроводов // Инжиниринг, инновации, инвестиции. Сборник научных трудов. Выпуск 3. -Челябинск, 2003. -С. 45−56.
  46. Р.С., Лебеденко В. М., Рамеев М. К., Ибрагимов М. М. Опыт применения липких лент для антикоррозионной защиты нефтепроводов // Трубопроводный транспорт нефти. -1996. -№ 1. -С. 23.
  47. Гун Р. Б. Нефтяные битумы. -М.: Химия, 1989. -149 с.
  48. Асфальтосмолистые олигомеры. Применение и физико-химические свойства. -М: УНИИ, ГЭНефтехим, 1992. -72 с.
  49. А.Ф., Гольденберг A.M., Зайцев А. К., Волохов В. Я. Оборудование, технология и материалы для капитального ремонта магистральных газонефтепроводов // Потенциал. -2003. -№ 1−2. -С.114−119.
  50. И.В., Кершенбаум В. Я., Гладких И. Ф., Черкасов Н. М., Гумеров К. М., Галяутдинов А. Б. Проблемы безопасности трубопроводов и новые изоляционные материалы // Надежность и сертификация оборудования для нефти и газа. -2003. -№ 3. -С. 49−54.
  51. А.А. Изоляционные материалы для защиты магистральных трубопроводов от коррозии. -М.: Гостоптехиздат, 1962. 150 с.
  52. М.А., Васильева Р. В., Шкловский А. Я. Экспресс-метод определения группового состава нефтепродуктов, выкипающих выше 300 °C // Химия и технология топлив и масел. -1978. -№ 2. -С. 52−54.
  53. B.C., Гладких И. Ф., Черкасов Н. М., Деменева А. А., Шеина JI.B. Потенциометрический метод оценки защитных свойств полимерных покрытий // Защита металлов от коррозии. — 2000. -№ 1. —С. 21−25.
  54. B.C., Гладких И. Ф., Черкасов Н. М., Шеина JI.B. Потенциометрический метод оценки защитных свойств полимерных покрытий //Журнал прикладной химии. — 2003. -№ 6. -С. 966−968.
  55. Коррозионное растрескивание газопроводов. Атлас. Структурное состояние, характер разрушения / Сурков Ю. П., Рыбалко В. Г., Сычева Т. С. и др. -Екатеринбург, 1999. 70 с.
  56. В.А., Гладких И. Ф., Ионова И. А., Шумилова М. И. Асфалътос-молистые олигомеры. Термомеханический и термогравиметрический анализы //Башкирский химический журнал —2000. -Т. 7. -№ 2. —С. 42−45.
  57. Ю.В. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Трубопроводный транспорт нефти. -2000. -№ 9. -С. 10−17.
  58. Патент РФ № 2 003 919. Антикоррозионное покрытие / Гладких И. Ф., Рамеев М. К., Загретдинова Н. М., Мочалов А. А., Пестриков С. В., Доло-матов М.Ю., Юсупов Э. А., Штин И. В., Ситюк В. И. // Изобретения, полезные модели. -Бюл. № 43−44, 30.11.1993.
  59. Патент РФ № 2 067 719. Способ защиты внутренней поверхности трубопроводов /Агзамов Ф.А., Гладких И. Ф., Коржавина К. А., Назаренко Н. Л., Лещёв Н. Н., Чепурский В. Н. // Изобретения, полезные модели. I1. Бюл. № 28, 10.10.1996.
  60. Патент РФ № 2 074 224. Способ получения антикоррозионного материала /Гладких И.Ф., Пестриков С. В., Черкасов Н. М., Су баев И.У., Алексеев B.C. //Изобретения, полезные модели. -Бюл. № 6, 27.02.1997.
  61. Патент РФ № 2 131 079. Устройство для нанесения изоляционных мастик на трубопровод / Черкасов Н. М., Черняев В. Д., Кумылганов А. С., Дворников В. Л., Алексеев B.C., Гладких И. Ф., Субаев И. У., //Изобретения, полезные модели. -Бюл. № 19, 12.08.1999.
  62. Патент РФ № 2 138 884. Мастика для герметизации аккумулятора / Черкасов Н. М., Гладких И. Ф., Субаев И. У., Идиятуллин ИЗ., Пестриков С. В. //Изобретения, полезные модели. -Бюл. № 27, 27.09.1999.
  63. Патент РФ № 2 165 445. Способ извлечения нефти из нефтесодержа-щих шламов / Черкасов Н. М., Гладких И. Ф., Субаев НУ. //Изобретения, полезные модели. — Бюл. № 11, 20.04.2001.
  64. Патент РФ № 2 148 813 Способ определения защитных свойств полимерных покрытий / Колосницын B.C., Черкасов Н. М., Гладких И. Ф., Субаев И. У., Деменева А. А. // Изобретения, полезные модели. -Бюл. № 13, 10.05.2001.
  65. Патент РФ № 2 171 822. Антикоррозионный материал / Черкасов Н. М., Черняев В. Д., Гладких И. Ф., Пестриков С. В., Субаев И У., Колосницын B.C. //Изобретения, полезные модели. -Бюл. № 22, 10.08.2001.
  66. Патент РФ № 2 174 642. Способ нанесения изоляционных мастик на трубопровод / Черкасов Н. М., Гладких И. Ф., Субаев И. У, Суслов В А. // Изобретения, полезные модели. -Бюл. № 28, 10.10.2001.
  67. Патент № 2 189 520. Способ нанесения изоляционной ленты / Асадуллин М. З., Черкасов Н. М., Аскаров P.M., Файзуллин С. М., и др. -Бюл. № 26, 20.09.2002.
  68. Патент № 2 193 719. Изоляционная лента / Асадуллин М. З., Черкасов Н. М., Файзуллин С. М. и др. -Бюл. № 33, 27.11.2002.
  69. Патент РФ N.°2 199 051. Антикоррозионная изоляционная лента / Черкасов Н. М., Гладких И. Ф., Субаев И. У., Горбачева Р. И. //Изобретения, полезные модели. -Бюл. № 57, 20.02.2003.
  70. ПБ 03−246−98. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности.
  71. ПБ 08−624−03. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности.
  72. Ю.В., Спейт Дж. Г. Использование нефтяных остатков. С. Петербург: «Синтез», 1992. -292 с.
  73. Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах. Утверждены постановлением Правительства РФ от 25.12.98. № 1540.
  74. Ф. Количественный органический микроанализ. -М.: Госхим-издат, 1934. 203 с.
  75. Противокоррозионная изоляция труб в заводских условиях за рубежом. Сер. Борьба с коррозией и защита окружающей среды. М.: ВНИИОЭНГ, 1988. -53 с.
  76. С.Р., Монаков Ю. Б. Введение в физико-химию растворов полимеров. -М.: Наука, 1978. -328 с.
  77. РД 03−247−98. Положение о регистрации, оформлении и учете разрешений на изготовление и применение технических устройств в системе Госгортехнадзора России.
  78. РД 4859−1-ОП-16 802 026−97 Инструкция по опытному применению и нанесению мастичной композиции «Асмол» на наружную поверхность магистральных трубопроводов при капитальном ремонте и строительстве в полевых условиях.
  79. Рекомендации по применению мастики «Асмол» в антикоррозионных покрытиях различных конструкций. Москва, ВНИИСТ, 1998.
  80. Свидетельство РФ на полезную модель № 10 830. Антикоррозионная изоляционная лента / Черкасов Н. М., Гладких И. Ф., Субаев И У. // Изобретения, полезные модели. -Бюл. № 8, 16.08.1999.
  81. Свидетельство РФ на полезную модель № 13 685. Устройство для нанесения изоляционной мастики на трубопровод / Гладких И. Ф., Черкасов Н. М., Субаев И. У. // Изобретения, полезные модели. -Бюл. № 4, 19.02.2000.
  82. Т.К., Турковская Е. П., Михайлов Н. П., Чистяков А. И. Состояние проблемы стресс- коррозии в странах СНГ и за рубежом. Обзорная информация. Серия: Защита от коррозии оборудования в газовой промышленности. -М.: ИРЦ «Газпром», 1997. -99 с.
  83. СНиП 2.05.06−85 *. Магистральные нефтепроводы.
  84. Технологический регламент на производство мастичной композиции «Асмол». -Уфа, НИЦ «Поиск», 2000.
  85. ТИ 2257−011−16 802 026−2000 Техническая инструкция по нанесению изоляционного покрытия на основе ленты «Лиам «при изоляции труб в трассовых условиях при ремонте участка газопровода Ду 530 Магни-тогорск-Ишимбай.
  86. ТИ 5623−007−16 802 026−2000 Техническая инструкция по изоляции труб 1 420 мм в базовых условиях на изоляционной базе АОЗТ «Эколог».
  87. ТУ 4859−001−5 211 644−95 Покрытие на основе мастики «Асмол» длязащиты от коррозии подземных трубопроводов.
  88. ТУ 5623−002−5 111 644−96 с изменением 1. Мастичная композиция дляпротивокоррозионных покрытий «Асмол».
  89. ТУ 0258−015−16 802 026−99 Композиция мастичная асмольная клеящая МАК.
  90. ТУ2257−016−16 802 026−99 с изменением 1 Лента изоляционная «Лиам» для защиты подземных трубопроводов от коррозии.
  91. ТУ 2312−021−16 802 026−2000 Грунтовка асмольная
  92. ТУ 2256−022−16 802 026−2000 Покрытие на основе термоусаживаю-щейся ленты и мастики «Асмол» для изоляции наружной поверхности подземных газонефтепродуктопроводов. Покрытие ПАЛТ.
  93. ТУ 2245−023−16 802 026−2000 Покрытие на основе ленты ЛИАМ и тер-моусаживающейся ленты.
  94. Ф.Г., Галиуллин З. Т., Карпов С. В. и др. Обследование и ремонт магистральных газопроводов, подверженных КРН // Обзорная информация. Серия: Транспорт и подземное хранение газа. -М.: ИРЦ «Газпром», 2001. -61 с.
  95. Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  96. Федеральный закон № 68-ФЗ. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  97. А.З., Черкасов Н. М., Гладких И. Ф., Асадуллин М. З., Галяутдинов А. Б. Изоляционное покрытие «Асмол» // Газовая промышленность. -2001. -Nq 8. -С. 33−34.
  98. А.З., Черкасов Н. М., Гладких И. Ф., Асадуллин М. З., Галяутдинов А. Б. Изоляционное покрытие «Асмол» при ремонте газопроводов диаметром 1420 мм // Безопасность труда в промышленности. -2001. -N9 2. -С. 16−17.
  99. Н.М., Колосницын B.C., Гладких И. Ф., Деменева А. А. Исследования защитных свойств полиуретановых покрытий ПУ-1 и NORCO //Трубопроводный транспорт нефти. -1999. -№ 1. -С. 37−39.
  100. Н.М., Гладких И. Ф., Асадуллин М. З. и др. Новая комбинированная антикоррозионная лента ЛИАМ // Газовая промышленность.2002. -М 7. -С. 64−65.ф
  101. Н.М., Гладких И. Ф., Гумеров К. М., ИУ. Субаев. «Асмол» и новые изоляционные материалы для подземных трубопроводов. -Челябинск: ЦНТИ, 2004. -155 с. (в печати).
  102. К.В., Белкин А. А. Комплексный подход к проведению диагностики магистральных нефтепроводов // Трубопроводный транспорт нефти. -1999. -№ 6. -С. 24−30.
  103. Bradstrect R/В/ The Rjendalmethod for organic Nitrogen. Academic press. New Jork, London, 1965. -p. 239.
  104. I.F., Cherkasov N.M., Kraikin V.A., Sigaeva N.N., Ionova LA., Zaikov G.E., Monakov Yu. В. Heat- and thermostability of asphaltoresinous oligomers // Journal of the Balkan tribo logical association. -2001. -Vol. 7. -l3−4. -P. 147−155.
  105. Cherkasov N., Kolosnitsin V., Gladkykh I., Monakov Yu. Asmol Innovation anti-corrosive material // The summary of technologies. Russian technological review. -2001. -Ns 2 (6). -P. 28−30.
  106. Ekdonal E., Hogteidt A., Sillen L. G. Acta Chim. Scand. -1950. -№ 4. -P. 556.
  107. Jacques C.H., Hopfenberg H.B., Stannett V., Polymer Sci. And Technolol-ogy. -1974. -№ 6. P. 73.
  108. Norton J.D. Alyeska remedies TAPS' pipeline vibrations at Thompson Pass // Oil and Gas J. 1998. — Vol. 96. -1 22. — P. 58−64.
  109. National Energy Board. Report of the Inquiry. Stress Corrosion Cracking on Canadian Oil and Gas Pipelines / November, 1996, MN-2−95 (158 c).
  110. Parkins R.N. Environment Sensitive Cracking of High Pressure Pipelines in Contact with Carbon Dioxide — Containing Solution, OGA 1 G-18, Report 205,1992, -p. 61.
  111. Public Inquiry Concerning. Stress Corrosion Cracking on Canadion Oil and Gas Pipeling. MH-2−95 Report the Inquiry. November, 1996. National Energy Board.
  112. О.А. О напряженном состоянии мягких прослоек в сварных соединениях при растяжении (сжатии). В сб. № 33: Вопросы сварочного производства. Челябинск, ЧПИ, 1965.
  113. Н.С., Шахматов М. В., Ерофеев В. В. Несущая способность сварных соединений. Львов, Свит, 1991. — 184 с.
  114. И.В., Флорианович Г. М., Хорошилов А. В. Коррозия и защита от коррозии / Под ред. И. В. Семеновой М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2002. -336 с.
  115. Жук Н. П. Курс теории коррозии и защиты металлов. Учеб. пособие. -М.: Металлургия, 1976. -472 с.
  116. Киш JI. Кинетика электрохимического растворения металлов. М.: Мир, 1990. -972 с.
  117. Л.В. Коррозия и наводораживание углеродистых сталей в карбонатно-бикарбонатных средах // Коррозия: материалы, защита. 2004. № 3. С. 22−25.
  118. Розенталь Д. А, Таболина Л. С., Федосова В. А. Модификация свойств битумов полимерными добавками. Обзорная информация. Серия: Переработка нефти. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1988, 47 с.
  119. Р. Р. Усовершенствование метода защиты магистральных трубопроводов от коррозии в трассовых условиях на основе разработанных новых изоляционных материалов. Диссертация на соискание уч. ст. докт. техн. наук. Уфа, ИПТЭР, 2004 г.
  120. Дж. Битумные материалы, асфальты, смолы, пеки / Пер. с английского. М.: Химия, 1974.
  121. Г. И., Михайлов Н. В. Полимер-битумные изоляционные материалы. М.: Недра, 1967, с. 235.
  122. .Л., Стрижевский И. В., Шевелев Ф. А. Коррозия и защита коммунальных водопроводов. М.: Стройиздат, 1979, с. 398.
  123. Wrobewska L. Lasosowanie powlok asfaltwogumowych do ochrony raro-cigow przed korosia // Gas, Woda J. Tech. Sanit, 1971, № 1, c. 3−5.
  124. Р.Б., Гуревич И. Л. Производство нефтяных битумов. М., ГОСИНТИ, 1960, с. 91.
  125. А.А. Изоляционные материалы для защиты магистральных трубопроводов от коррозии. М., Гостоптехиздат, 1962, с. 150.
  126. И.М., Руденский А. В. Реологические свойства битумов. М., Высшая школа, 1967, с. 116.
  127. A.M., Глазков В. И., Котик В. Г. Зашита трубопроводов и резервуаров от коррозии. М.: Недра, 1975.
  128. С.А., Петров Н. А. Методика ускоренных испытаний на стойкость трубных сталей к КРН // Коррозия: материалы, защита. 2004. № 4. С. 38−42.
  129. М.К. Разработка технологии защиты магистральных нефтепроводов от почвенной коррозии с применением покрытия «Пластобит». Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Уфа, 1980. ц-.os-s/333 я
  130. Научно-исследовательский центр «Поиск» (г. Уфа)1. На правах рукописи1. Гладких Ирина Фаатовна
  131. РАЗРАБОТКА НОВОГО КЛАССА ИЗОЛЯЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ Д ЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ПОДЗЕМНЫХ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ, ОБЛАДАЮЩИХ ПОВЫШЕННОЙ1. ХИМИЧЕСКОЙ АДГЕЗИЕЙ
Заполнить форму текущей работой