Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитательный потенциал современного детского общественного движения: На примере малого города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют теория активности личности в процессе ее развития (C.J1. Рубинштейн, Л. И. Божович, A.B. Петровский, В.А. Петровский), концепции социальной деятельности и воспитательных возможностей детской общественной организации в формировании личности (Н.Ф. Басов, М. В. Богуславский, A.B. Волохов, М. Е. Кульпединова, P.A. Литвак, К. Д. Радина, М. И. Рожков, Т… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
    • 1. 1. Детское общественное движение как социально — педагогическое явление
    • 1. 2. Понятие воспитательного потенциала детского общественного движения
    • 1. 3. Специфика воспитательного потенциала неформальных объединений детей, подростков и молодежи
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ
    • 2. 1. Диагностика воспитательного потенциала современного детского общественного объединения
    • 2. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению потребности участия детей, подростков и молодежи в детском общественном объединении
    • 2. 3. Проектирование деятельности детского общественного движения, направленного на активизацию воспитательного потенциала детского общественного объединения в условиях малого города
  • Выводы по второй главе

Воспитательный потенциал современного детского общественного движения: На примере малого города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы воспитательного потенциала современного детского общественного движения обусловлена политическими, социально-экономическими, организационными преобразованиями, происходящими в обществе, которые влекут за собой значительные перемены в деятельности детских общественных объединений и организаций. Изменилось не только отношение общества к детскому движению, но и отношение детей к различным формам и видам деятельности, которые предлагают им взрослые, которые значимы и доступны самим детям, подросткам и молодежи. Подверглись значительным изменениям и ценностные ориентации современных детей и подростков.

За последние годы состояние детского движения в России существенно изменилось. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина в октябре 1990 году на X Всесоюзном слете была реорганизована в Союз пионерских организаций (Федерацию детских организаций (СПО (ФДО)). В принятых документах СПО (ФДО) заявил о себе как о добровольном, самодеятельном, самоуправляемом общественном объединении детей, подростков и взрослых, ориентированном на идеалы гуманного и демократического общества. Союз (Федерация) провозгласил независимость от каких-либо политических партий и движений. В СПО (ФДО) было введено членство взрослых, обновлена организационная структура и символика.

Одновременно с обновлением традиционных структур возникло и продолжает рождаться множество других детских, подростковых и молодежных организаций и объединений. В ряде регионов развиваются скаутские объединения, а также, разнообразные по форме и содержанию деятельности сообщества детей, подростков и молодежи, в том числе и национального, религиозного характера. Самоопределяются в качестве организованных самостоятельных объединений и организаций миротворческие, правозащитные, патриотические, экологические, милосерднические, спортивные и другие ассоциации.

Заметную роль в детском движении играют объединения, возникающие стихийно, которые способствуют удовлетворению базовых потребностей человека в самоутверждении и общении. Такие объединения получили название неформальных. Их диапазон колеблется от небольших групп до массовых движений, охватывающих несколько регионов. Эти объединения имеют различные ценности и устремления: как конструктивные с точки зрения общественного обновления, так и увлеченные каким-либо делом (творческим, спортивным и др.), однако именно неформальные объединения нередко становятся на путь противоправной деятельности, способствуют усилению криминогенной обстановки в обществе.

Исследователи проблемы детского общественного движения С. П. Афанасьева, Л. Г. Диханова, Г. М. Иващенко, Т. Г. Курганова, М. Е. Кульпединова, Д. Н. Лебедев подчеркивают, что современный этап его развития сложен и противоречив. Противоречия касаются как внешних, так и внутренних условий жизнедеятельности детского общественного объединения. Одной из наиболее актуальных проблем деятельности детских организаций и объединений является определение и осознание их воспитательного потенциала, понимание и учитывание динамики отношений к ним самих детей, подростков, юношей и девушек.

В исследованиях И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. Н. Лутошкина, Л. И. Новиковой, Л. И. Уманского и др. по проблемам коллектива и его влияния на личность ребенка доказана необходимость и важность включения воспитанника в систему коллективных отношений, возникающих в процессе совместной деятельности детей, подростков и молодежи. Такая включенность приводит к существенным личностным изменениям, способствует коррекции мотивов деятельности, образования, социально-ценностной мотивации и пр.

Функционируя как открытая социально-педагогическая система в структуре единого культурно-образовательного пространства, детские общественные объединения и организации концентрируют внимание на развитии и поддержании мотивации детей к познанию и творчеству, содействуют их саморазвитию и самоопределению, формируют самостоятельность в осуществлении различных видов деятельности, обеспечивают включенность детей в социальные отношения. Детские общественные объединения и организации способствуют формированию общей культуры растущего человека, адаптации его к жизни в обществе, выявлению и реализации его потенциальных возможностей.

Необходимость формирования у личности социальной активности рассмотрена в работах A.B. Зосимовского, П. В. Конаныхина, A.B. Мудрика, Т. Н. Мальковской, Л. Ф. Спирина и др. Результаты исследований процессов социализации ребенка в деятельности детских объединений и организаций, проводимые A.B. Волоховым и М. И. Рожковым, подвели к пониманию необходимости формирования активности личности как стремления к участию в социальных отношениях, а в будущем — в экономическом, политическом и духовном обновлении общества.

Проблемы детских объединений и организаций на протяжении всей истории их существования изучались учеными в различных направлениях:

— с позиции развития интересов самого подростка — педагогами О. С. Газманом, Э. Ш. Камалдиновой, Н. К. Крупской, К. Д. Радиной, И. А. Филипповой, психологами Л. С. Выготского, А. Г. Ковалева, И. С. Кона;

— с позиции влияния социальной среды на развитие личностиВ.Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, Г. М. Иващенко, А. Н. Кирпичником, P.A. Литвак;

— с позиции формирования готовности личности к социальной деятельности в детском общественном объединении и организации.

Н.Ф. Басовым, Б. З. Вульфовым, A.A. Дергачом, М. Е. Кульпединовой, Э. С. Соколовой, Е. В. Титовым, Б. Е. Ширвиндтом и др.

Обозначенные направления исследований имеют важное теоретическое и практическое значение для уточнения и обогащения понятий «детское общественное движение», «детское общественное объединение», «детская общественная организация», их основных функций, однако никто из ученых не изучал проблемы воспитательного потенциала детского общественного движения.

Вместе с тем существует противоречие между потребностью общества в социально активных, самореализующихся, мотивированных на позитивно направленную деятельность гражданах и недостаточностью методического обеспечения подготовки таковых в современных детских общественных объединениях.

Проблема исследования заключается в выявлении воспитательного потенциала детского общественного движения (на примере малого города) в целом и отдельно детского общественного объединения.

Актуальность проблемы и выявленное противоречие обусловили выбор темы исследования: «Воспитательный потенциал современного детского общественного движения (на примере малого города)».

Объект исследования: детское общественное движение как педагогический феномен.

Предмет исследования: воспитательный потенциал детского общественного движения.

Цель исследования: выявить воспитательный потенциал детского общественного движения как совокупности детских общественных объединений и детских общественных организаций и разработать программу, направленную на его активизацию в условиях малого города.

Гипотеза исследования: Если включение детей, подростков и молодежи в детские общественные объединения осуществляется через личностно и социально значимую творческую деятельность, спроектированную через деятельность детского общественного объединения, то воспитательный потенциал детского общественного движения обеспечивает развитие социальной активности, самореализации и будет способствовать инициированию позитивно направленной самостоятельной деятельности участников детского общественного объединения.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1.Раскрыть понятия «детское общественное движение», «детское общественное объединение», «детская общественная организация» и «неформальное объединение», «воспитательный потенциал детского общественного движения».

2.Выявить структуру воспитательного потенциала детского общественного объединения и его отличие от воспитательного потенциала неформального объединения детей, подростков и молодежи.

3.Исследовать социальную активность и выявить потребности участия детей, подростков и молодежи в деятельности детского общественного объединения.

4.Разработать программу организации деятельности детского общественного движения, направленную на активизацию воспитательного потенциала детского общественного объединения в условиях малого города.

Методологическую основу исследования составляют теория активности личности в процессе ее развития (C.J1. Рубинштейн, Л. И. Божович, A.B. Петровский, В.А. Петровский), концепции социальной деятельности и воспитательных возможностей детской общественной организации в формировании личности (Н.Ф. Басов, М. В. Богуславский, A.B. Волохов, М. Е. Кульпединова, P.A. Литвак, К. Д. Радина, М. И. Рожков, Т. В. Трухачева и др.), социально — педагогические концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (В.Г. Бочарова, Л. С. Выготский, С. Т. Шацкий, Г. Н. Филонов, Т.Ф. Яркина), идеи самореализации личности в социальных отношениях (Б.З. Вульфов, И. С. Кон, A.B. Мудрик и др.), положения о значимости социальной деятельности в формировании личности (Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Исследование выполнялось в контексте личностно-деятельностного подхода (Л.И. Божович, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, И. С. Якиманская и др.).

Методы исследования. В работе использовались теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение психолого-педагогических фактов, а также эмпирические методы: наблюдение, опросные (анкетирование, интервьюирование), изучение документации, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, проектирование деятельности.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• Определена сущность и структура воспитательного потенциала применительно к педагогической категории «детское общественное движение», проанализированы составляющие воспитательного потенциала: самореализация, социальная активность и позитивно направленная деятельность в контексте взаимосвязанных категорий «возможное» и «действительное».

• Определены критерии воспитательного потенциала детского общественного движения: социальная активность, самореализация и позитивно направленная деятельность.

• Выявлены пути активизации воспитательного потенциала детского общественного движения через проектирование его деятельности.

• Определены отличия воспитательного потенциала детского общественного объединения как структурной единицы детского общественного движения и неформального объединения детей, подростков и молодежи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• Теоретически обосновано положение о детском общественном движении как эффективном факторе педагогического влияния на саморазвитие и самореализацию детей, подростков и молодежи.

• Проанализированы, соотнесены друг с другом понятия «детское общественное движение», «детское общественное объединение», «детская общественная организация» и «неформальное объединение».

• Дана характеристика форм и методов педагогического влияния на развитие социально-ценностной мотивации детей и подростков средствами деятельности детского общественного объединения.

Практическая значимость исследования:

• Разработана программа деятельности детских общественных объединений, направленная на активизацию воспитательного потенциала детского общественного объединения.

• Составлены методические рекомендации по применению проектирования для активизации воспитательного потенциала детского общественного объединения.

Полученные результаты ориентируют социальных педагогов и организаторов детского общественного движения на дифференцированный подход к вовлечению детей, подростков и молодежи в детские общественные объединения. Материалы исследования могут быть использованы при разработке концепций развития и программы деятельности детского общественного объединения и организации, а также в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации социальных педагогов и организаторов деятельности детского общественного движения.

Базой исследования являлись средние общеобразовательные школы № 2, № 3, № 4 г. Тары, детские общественные объединения г. Тары.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1998 — 1999 гг.) была определена тема исследования, и проведено ее теоретическое обоснование, выявлено состояние исследуемой проблемы в теории и передовом педагогическом опыте. Определены методологические и методические подходы к изучению проблемы, выдвинута гипотеза исследования.

На втором этапе (1999 — 2002 гг.) изучалась деятельность детских общественных объединений, планировалась и осуществлялась опытно-экспериментальная работа по активизации воспитательного потенциала детского общественного объединения.

На третьем этапе (2002 — 2003 гг.) осуществлялась корректировка результатов опытно-экспериментальной работы, проводилась систематизация, обобщение и оформление результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась: последовательным использованием научной методологии и комплекса современных методов познаниянепротиворечивостью исходных теоретико-методологических позицийкомплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследованияцеленаправленным анализом опыта работы и обобщения результатов опытно-экспериментальной работыпроведением автором повторных экспериментов.

Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялась: на научно — практической конференции «Проблемы современного образования и методы активизации учебного процесса на рубеже веков» (Тара, 2000) — научно — практической конференции «Проблемы и перспективы развития высшего педагогического образования в начале XXI века» (Тара, 2002) — в работе секции «Проблемы подготовки специалистов в условиях модернизации образования» на научно — практической конференции «История, проблемы и перспективы развития сельского хозяйства в условиях рыночных отношений» (Тара, 2003) — научно — практической конференции.

Проблемы модернизации образования на современном этапе" (Тара, 2003) — в публикациях «Детские общественные объединения как пространство личностной самореализации детей и подростков», «Детское общественное движение как социально-педагогическое явление», «Воспитательный потенциал детского общественного движения», «Педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями" — в выступлениях соискателя на заседаниях кафедр педагогики и психологии, социальной педагогики, на методологических семинарах факультета педагогики и психологии филиала ОмГПУ в г. Тарематериалы исследования использовались в курсе лекций и на семинарских занятиях для студентов, а также во время работы на курсах повышения квалификации учителей и ППС.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Воспитательный потенциал детского общественного движения задает реальные структурные условия для осознания личностью целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем, актуализации развития личных интересов, потребностей, возможностейобеспечения позитивной личностно-значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного, межвозрастного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений детского объединения. Структура воспитательного потенциала содержит следующие компоненты: социальная активность, самореализация личности и позитивно направленная деятельность детей, подростков и молодежи.

2. Активизация воспитательного потенциала детского общественного движения выражается в проектировании деятельности детского общественного объединения как структурной единицы детского общественного движения. Проектирование деятельности детского общественного движения осуществляется поэтапно с использованием форм и методов, направленных на активизацию творческой деятельности детей, подростков и молодежи.

3. Критериями воспитательного потенциала детского общественного движения являются: социальная активность детей, подростков и молодежи, самореализация и позитивно направленная деятельность.

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложения.

Выводы по второй главе.

По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

1. Воспитательный потенциал детских общественных объединений инициирует социальную активность детей, подростков и молодежиспособствует развитию коммуникативности личностивлияет на организаторские склонностиобеспечивает самореализацию детей, подростков и молодежиразвивает мотивацию включенности в детское общественное объединениеобеспечивает позитивно направленную деятельность.

2. Дети, подростки и молодежь испытывают насущную потребность объединяться вместе, иметь свои детские общественные объединения, в которых в качестве равноправного члена будет входить взрослый.

3. Деятельность детских общественных объединений необходимо строить в соответствии с социально — значимыми целями, на основе проектирования позитивно направленной личностно и социально значимой деятельности, мотивируя детей, подростков и молодежь на включенность в объединения.

4. Для активизации воспитательного потенциала детского общественного движения используется проектирование деятельности, позволяющее учесть все стороны и направления деятельности детей, подростков и молодежи, взаимодействия детей и подростков с взрослыми.

5. Проектирование деятельности, направленной на активизацию воспитательного потенциала предоставляет возможности: а) создания долговременной программыб) апробации программыв) коррекции программы.

6. В ходе исследования и реализации программы по активизации воспитательного потенциала детского общественного объединения были разработаны и апробированы методические рекомендации по применению проектирования. Рекомендации адресованы организаторам, руководителям и лидерам детских общественных формирований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема воспитательного потенциала современного детского общественного движения является приоритетной в обществе и государстве, которые стоят на пороге восстановления детского общественного движения под чутким педагогическим контролем с определением позитивных целей, с меньшей, чем прежде, политической направленностью.

Цель исследования, состоящая в выявлении воспитательного потенциала детского общественного движения как совокупности детских общественных объединений и детских общественных организаций и разработке программы, направленной на его активизацию в условиях малого города, реализована через теоретическое осмысление проблемы и опытно-экспериментальную работу.

Задачи, поставленные в начале исследования, решены.

Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать выводы:

1. Детское общественное движение как социально-педагогическое явление представляет собой совместные действия детей, подростков и молодежи, объединяющихся в различного рода формирования для изменения своего положения в обществе, для саморазвития, самореализации, образования и общения, для участия в изменении самого общества и окружающей их жизни. Оно предоставляет детям, подросткам и молодежи право поиска и выбора приемлемого и привлекательного для них по целям и специфики деятельности детское общественное объединение и организацию.

2. Воспитательный потенциал детского общественного движения имеет свою структуру, которая состоит из совокупности компонентов: социальная активность, самореализация и позитивно направленная деятельность.

3. Критериями воспитательного потенциала детского общественного движения, детского общественного объединения, детской общественной организации являются: социальная активность (показатели: проявления коммуникативных и организаторских склонностей и склонности к собственно социальной активности) — самореализация (показатель мотивация включенности в детское общественное объединение) — позитивно направленная деятельность.

4. Наряду с детскими общественными объединениями в нашем обществе функционируют неформальные объединения, которые представляют собой определенное культурное течение, созданное на основе общности взглядов, симпатий и интересов, отличающихся от общественных отсутствием официальной, государственной регистрации, наличием общегрупповой символики. Формальные детские общественные объединения (зарегистрированные, получившие общественный статус и признание) в отличии от неформальных имеют высокий тип развития внутриколлективных процессов, определенные особенности межличностного взаимодействия, что позволяет прогнозировать положительный воспитательный результат. Воспитательный потенциал неформальных объединений может иметь либо позитивный, либо негативный характер.

5. Современное детское общественное движение способствует развитию личности, удовлетворяет потребностям детей, подростков и молодежи в общении со сверстниками, предоставляет разнообразие сочетаний, отвечающих интересам современных детей и подростков форм занятий социально-значимого содержания, способствует воспитанию социальной активности, повышению уровня коммуникативноорганизаторской деятельности, мотивируют детей и подростков на включенность в объединение для реализации позитивно направленной деятельности.

6. В деятельности детских общественных объединений необходимо участие взрослого, но не как руководителя, а как «равноправного члена объединения, который делает все вместе с ребятами», выполняет роль старшего друга, который вовремя сможет понять, выслушать, оказать помощь и поддержку.

7. Для активизации воспитательного потенциала детского общественного движения используется проектирование деятельности детей, подростков и молодежи в детских общественных объединениях и организациях. Проектирование способствует увеличению численности членов детского общественного объединения из тех, кто не входил ни в одно детское общественное формирование и возможно из тех, кто был членом неформального объединения.

8. Методические рекомендации помогут организаторам, лидерам, взрослым, входящим в состав детского общественного объединения использовать проектирование в практической деятельности.

Исследование может быть продолжено в следующих направлениях:

— разработка социально-педагогической технологии организации детского общественного объединения и организации;

— сравнительный анализ воспитательного потенциала детских общественных объединений, отличающихся по направленности деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-педагогические проблемы. М., 1990. — 346с.
  4. Ю.П. Искусство любить детей. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 176с.
  5. Алиева J1.B. Педагогика пионерского поручения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 127с.
  6. Ш. А. Искусство сотрудничать // Учит.газ. — 1988. — 3 сент.
  7. .Г. Человек как предмет познания. М.: Изд-во КГУ, 1968. — 334с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238с.
  9. H.A. Личность, окружающая среда, общение. Л., 1991. — 54с.
  10. Е. Самые беззащитные. Проблемы социальной защиты детей. // Клуб 1993 — № 5−6. — С. 24−28.
  11. И. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — 608с.
  12. Г. С. Социальная активность (проблемы субъекта и объекта в социальной практике). М.: Политиздат, 1974. — 119с.
  13. H.A. Неформальные объединения: (Генезис и перспективы. Регион, аспект): Дис. канд. социол. наук. Тюмень, 1991. -207с.
  14. Н.Ф. Проблемы истории создания пионерской организации в СССР.-М., 1975.-24с.
  15. Н.Ф. Вопросы историографии изучения проблем социальной позиции и роли взрослых в детском движении России. // Сб. Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений. Кострома, 1994. — С.22−25.
  16. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993. — 342с.
  17. И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. — М.: Информпечать, 2000. 336с.
  18. И.П. Социально психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей. — М., 1984. -289с.
  19. С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика, 1992. №№ 7,8. — С.23−27.
  20. В.Г. Общение как искусство. JL, 1990. — 187с.
  21. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во: Деловая книга, 1996. — 344с.
  22. H.A. Русская идея. // Вопросы философии. 1990. — № 2. -С.107−114.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Психология человеческой судьбы.: Перевод с английского. Общ.ред. М. С. Мацковского. М.: Педагогика, 1988. -400с.
  24. Бестужев-Лада И. В. Какая ты, молодежь? М.: Московский рабочий, 1988.- 109с.
  25. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века. М.: Педагогика, 1988 -179с.
  26. П.П. Избранные психологические и педагогические сочинения. Т.1. М.: Педагогика, 1979. — 400с.
  27. Ю. Криминологические аспекты теории малых социальных групп.-М., 1987.-231с.
  28. Ю., Юстицкий В. Неформальная группа: что это такое? // Молодой Коммунист. 1987. — № 6. — С.61- 68.
  29. A.A., Малькова З. А., Новикова Л. И., Караковский В. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991.-98с.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1986. — 464с.
  31. A.B. Роскошь человеческого общения. — М., 1998. — 113с.
  32. A.B. Воображение и творчество. // Научное творчество. — М., 1968. -С.341−356.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216с.
  34. Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 160с.
  35. Р. Мир начинается с меня. Тула, 1993. — 78с.
  36. В мире подростка. / Под ред. A.A. Бодалева. — М., 1980. — 348с.
  37. Ю.Г., Добреньков В. И., Казария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов — н/Д.: Феникс, 2001.-576с.
  38. В.ф. Неформальные объединения молодежи. М., 1988. — 67с.
  39. A.B. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях. Дис.. д-ра пед. наук. — Ярославль, 1999.-467с.
  40. A.B., Рожков М. И. и др. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. М.: НПЦ СПО-ФДО, 1991.-70с.
  41. В.В. Технология воспитания. М.: Школьная Пресса, 2000. -96с.
  42. Воспитательная деятельность пионерской организации. / Под ред. Б. Е. Ширвиндта. М.: Педагогика, 1982. — 256с.
  43. Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации. / Под ред. М. М. Ященко. М.: Педагогика, 1978. — 272с.
  44. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. // Дошкольное воспитание. 1991. — № 6. — с.2−5.
  45. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -16с.
  46. .З. Важнейшие аспекты исследования воспитательного взаимодействия: о формировании активной идейно-нравственной позиции школьников. // Советская педагогика. 1983. — № 5. — С.68−72.
  47. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995. -112с.
  48. JT.C. Развитие высших психических функций. М., 1960. -406с.
  49. Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995. — 125с.
  50. A.A., Никандров П. Ф. Русская Философия 1Х-Х1Хвв. — JL, 1989.-547с.
  51. Г. Философия духа. Соч. Т.З. М., 195 6. — 487с.
  52. Э. Красные скауты или юные пионеры. / Миронов Н. Хрестоматия по детскому движению. М.: Пролетарий, 1925. — 325с.
  53. С.С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: опыт разработки и внедрения: Монография. Омск: изд-во ОмГПУ, 2001. — 170с.
  54. Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. // Советская педагогика. 1983. — № 5. — С.81−87.
  55. П. Песня в общении молодежи. / На материале сов. рок-групп. — М.: Знание, 1988.-54с.
  56. И.Г. Этапы пионерского пути. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  57. A.B., Кузин О. С. Неформалы: кто есть кто? М.: Мысль, 1990. -108с.
  58. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. — М.: Педагогика, 1981.- 176с.
  59. А. Год за годом: Из летописи детского коммунистического движения в СССР 1917−1981 гг.-М.: Молодая гвардия, 1981.-314с.
  60. В.В. Личности надо «выделяться». // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. — С. 109−143.
  61. Декларация прав ребенка: ООН 1959 г. // Начальная школа. Прил. К «Первое сентября». 1995. -№ 20. — С.2.
  62. И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1989. 207с.
  63. Л. Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979. — 285с.
  64. Дети ради детей (социальная защита детей в деятельности детских организаций). М.: НПЦ СПО-ФДО, 1996. — 70с.
  65. Детские и молодежные общественные объединения России. Справочник. М., 1995. — 113с.
  66. Диалектика социальной инициативы. Минск: Беларусь, 1986. — 112с.
  67. В.М. Народное образование в социальной политике развитого социалистического общества. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, С.57−59.
  68. Г. Школьникам — о правах человека. // Народное образование. 1990. — № 8. — С.89−92.
  69. П.Т. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М., 1987.-94с.
  70. В.И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова O.A., Строков Ю. П. Основы социальной педагогики. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160с.
  71. Закон о правах ребенка. // Семья. 1991. — № 32. — С.8−9.
  72. И.Д. Творческий поиск, передовой опыт, новаторство. // Советская педагогика. 1989. — № 11. — С. 13−22.
  73. B.B. Психология детства. М.: Академия, 1996. — 347с.
  74. В.А. Социальная служба помощи детям и молодежи: Пути развития. // Воспитание школьников. — 1993. № 4. — С.9−13.
  75. В.Г. Коллектив и личность. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. 120с.
  76. В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами. М.: Просвещение, 1991. — 128с.
  77. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. 208с.
  78. Н.С. Неформальное молодежное движение как социально — политическое явление: Дис. .канд. полит, наук. Одесса, 1992. — 139с.
  79. Л.П. Учителю о пионерском звене. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. 208с.
  80. Г. М., Кульпединова М. Е. Детское движение: реалии и возможности. // Педагогика. 1992. — № 11−12. — С. 14−18.
  81. Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга. / Сост. A.A. Данилков, Н. С. Данилкова. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. — 144с.
  82. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 144с.
  83. История Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина в хронике дат и событий. / Под общ. ред. В. К. Криворученко. — В 2-х частях. М.: Молодая гвардия, 1985. — 248с.
  84. Э.А. Социальному становлению детей нужна защита. // Народное образование. 1993. — № 5. — С.40−43.
  85. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190с.
  86. Кан-Калик В.А., Котельников H.H., Павлов М. П. Единство учебного, научного и воспитательного процессов как педагогическая основаформирования личности специалиста. // Единство учебного, научного и воспитательного процесса в вузе. М., 1985. — С.138−148.
  87. В.А. Воспитай гражданина (Записки директора школы). -М.: Московский рабочий, 1987. 144с.
  88. Е.К. Формирование социально-активной позиции подростков в условиях временного детского коллектива. НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. — 1990. — 234с.
  89. С.С. Взаимосвязь деятельности и общения в детском общественном объединении.: Дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1996. -228с.
  90. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1989. — 407с.
  91. А. Критерий реальная самодеятельность. // Вожатый, 1987, № 11, С.38−39.
  92. А.Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников.- М.: Знание, 1984. 80с.
  93. Классному руководителю о работе с пионерами старшего возраста / Под ред. З. А. Ходоровской. м.: Просвещение, 1986.
  94. А.Г. Личность, ее структура и направленность.// Общая психология: учебник для пединститутов. / Под ред. В. В. Богоявленского.- 2-е изд., дополн. М.: Просвещение, 1973. — С.53−76.
  95. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. — Л., 1957, тт. 1,2.
  96. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. 144с.
  97. Н.А. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения.: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 153с.
  98. Коменский Я.А., JIokk Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1987. -413с.
  99. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. — 285с.
  100. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — 378с.
  101. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 312с.
  102. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -207с.
  103. Конвенция о правах ребенка. // Воспитание школьников. 1994. — № 4. -С.63−64.
  104. Н.И. Логический словарь. -М.: Наука, 1971. -467с.
  105. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. М., 1993. -48с.
  106. Е.Ю. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение. -М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. 224с.
  107. .И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. — М., 1986.-208с.
  108. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. — М.: Политиздат, 1990.- 493с.
  109. А.И. Социология. М.: ПБОЮ // Григорян А. Ф., 2001. -536с.
  110. Краткий словарь по социологии. / Под общ. ред. Д. М. Гвилиани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. Политиздат, 1989. — 479с.
  111. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 326с.
  112. Н.К. Будьте общественниками / Письмо пионерам // Пед. соч. в 6-ти т., Т.6, М.: Педагогика, 1980. С.328−329.
  113. H.K. Воспитаем хороших общественников: Речь на совещании делегатов I Всесоюзного слета пионеров / Пед. соч. в 6-ти т., Т.4, М.: Педагогика, 1980. С.87−91.
  114. Г. М. По пути Макаренко: Из опыта работы Мамлютской санаторной школы-интерната. Алма-Ата: Мектеп, 1982. — 88с.
  115. В.А. Большие заботы маленьких граждан. М.: Молодая гвардия, 1990.-238с.
  116. В.Н., Нерсесянц B.C. и др. Социальные отклонения. М.: Юрид. лит., 1989.-419с.
  117. A.A. Раздумья о будущем. М.: просвещение, 1989. — 119с.
  118. Т.Г. Подготовка учителя к педагогическому взаимодействию с детскими и юношескими организациями.: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1991.-181с.
  119. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллинн: Валгус, 1980.-288с.
  120. В.Т. Молодежь в условиях кризиса. / Народное образование.1994. № 5. — С.21−35.
  121. В.Т. Неформальные группировки среди молодежи: Причины возникновения и методы работы с ними. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 246с.
  122. В.Т. О чем спорят старшеклассники. М.: Педагогика, 1990.- 192с.
  123. P.A. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в условиях: Монография / Челяб. гос. пед. ун-т, ЧИРПО Челябинск, 1996. — 138с.
  124. А. Детский вопрос. // Наш современник. 1995. — № 9. — С. 194 202.
  125. .Т. Правовое воспитание. // Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1993. — С.277−283.
  126. А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. М.: Просвещение, 1978. — 159с.
  127. Ю.Л. Некоторые аспекты педагогической техники учителя в наследии A.C. Макаренко. // Сов. педагогика, 1980. № 3. — С.108−111.
  128. В.Н. Интерпретация мотивов нравственного поведения как психологическая характеристика социально активной личности старшего школьника: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Иркутск, 1992.-27с.
  129. A.C. Коллектив и воспитание личности. / Сост. и авт. вступ. Статьи В. В. Кумарин. — М.: Педагогика, 1972. 334с.
  130. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л., 1973. — 175с.
  131. Г. И. Интегративный характер мирового научно-технического прогресса. // Интеграционные процессы в современном мире и социальный прогресс. / Под ред. М. А. Розова. М.: МГУ, 1989. — 214с.
  132. А. Самоактуализация (Психология личности. Тесты). — М., 1989. 228с.
  133. Методы системного педагогического исследования. / под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. — 172с.
  134. М.И. Дети душа нации (Что же происходит с культурой детства и юности сегодня?). // Педагогика. — 1995. — № 5. — С.3−11.
  135. Т. О социологии малых групп. // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972. — С.82−92.
  136. М. Социальная активность как социологическая категория. / Социологические исследования. 1985. — № 2. — С.161−166.
  137. В.К. К вопросу о субъектах социальной работы. М.: Вестник социальной работы, РГСИ, 1993. — № 1. — С. 19−21.
  138. Модные игры для взрослых детей: Сборник. / Сост. Ю. Бычков. — М.: Знание, 1988.- 178с.
  139. Молодежное и детское движение в России. — М., 1994. — 119с.
  140. Молодежь России: тенденции, перспективы. / Под ред. И. М. Ильинского, A.B. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993. — 224с.
  141. Н.И. Проблема критериев эффективности воспитания школьников. // Сов. педагогика. 1987. — № 2. — С.61−70.
  142. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984. — 167с.
  143. A.B. Социализация и «смутное время». М., 1991. — 80с.
  144. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 184с.
  145. Ф.А. Основы социальной педагогики. — М.: Академический прект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 416с.
  146. Т.К. Диалог как форма оптимизации педагогического процесса. // Сов. педагогика. 1989. — № 10. — С.74−78.
  147. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. / Под ред. JI.A. Регуш. — СПб.: Союз, 1998.-144с.
  148. P.C., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. -М.: Педагогика, 1988. — 144с.
  149. P.C., Макаревич В. Н. Методика изучения склонности личности к проявлению «сверхнормативной деятельности» // Психол. журнал. — 1988. № 5 -С.137−145.
  150. P.C. Психология: Учебное пособие для учащихся педучилищ, студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1990. — 301с.
  151. Несторонний взгляд. Выпуск 2. М., 1992. — 183с.
  152. Неформалы: Кто они? Куда они зовут? / Под общ. ред. В. А. Печенова. -М.: Политиздат, 1990. 203с.
  153. Неформалы: Социальные инициативы: Сборник / Сост. С. Н. Юшенков -М.: Моск. рабочий, 1990. 240с.
  154. Неформальная Россия: О «неформальных» политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост. В. Березовский, Н. Кротов. — М.: Мол. Гвардия, 1990. — 125с.
  155. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня. а завтра? Сб. статей. М., 1988. — 167с.
  156. Неформальные объединения молодежи и идеологическая борьба: Сб. обзоров. -М., 1988. 159с.
  157. И.Н. Продуктивность социально — психологической компетентности организатора детского движения: Автореферат дисс. Канд.пед.наук. М. 1992.-24с.
  158. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М.: Знание, 1988.-80с.
  159. Г. Второе рождение. О воспитании в повседневной жизни. — М.: Педагогика, 1981.-204с.
  160. Нормативно-правовые документы по вопросам охраны прав детей. // Вестник образования. 1995. — № 8. — С.2−88.
  161. Образование в России: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийского семинара. — М., 1992. — декабрь.
  162. В.М. Педагогические основы формирования социально-правового опыта подростков. М., 1989. — 18с.
  163. Оказание социально-психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в условиях кризисного стационара. Методическое пособие. / Сост. Н. В. Белякова, Н. Ф. Бочарова, Н. Б. Гребенникова, Т. В. Солодовникова. Омск, 2001. — 88с.
  164. Д.В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. — М.: Педагогика, 1990.-245с.
  165. С.И. Словарь русского языка. М., 1960. — 898с.1660 президентской программе «Дети России» 18 августа 1994 г. // Педагогический вестник. — 1994. сентябрь. — № 4. — СЛ.
  166. Опыт разработки концепции воспитания. Ростов-на-Дону, 1993. -4.1,2.
  167. О работе государственных органов по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями (сборник материалов и документов). — М., 1995.-128с.
  168. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост.Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. 704с.
  169. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей). // Российская газета. 1995. — 21 сентября. — с.3−5.
  170. Откровенный разговор о наших детях: Результаты социологического исследования «Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки» / Под ред. Э. С. Соколовой. М., 1990. — 96с.
  171. Педагогическое наследие. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. / Сост. А. Ф. Смирнов. — М.: Педагогика. 1987.-399с.
  172. Педагогический коллектив и пионерская дружина. / Под ред. Г. М. Иващенко, Л. П. Ивановой. М.: Просвещение, 1987. — 127с.
  173. В.И. Социальная зрелость выпускника школы. — М.: Знание, 1985.-80с.
  174. Перестройка воспитания детей и учащейся молодежи в условиях революционного обновления общества. -М.: Изд-во МАИ, 1990. — 120с.
  175. Перечень нормативно-правовых документов, вышедших в 1991—1993 гг. по вопросам социальной защиты детей и учащейся молодежи. // Вестник образования. 1993. — № 8. — С.66−72.
  176. И.Г. Избранные педагогические произведения в 3-х т. Т.1. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 720с.
  177. А. У черты законности. // Аргументы и факты. — 1980. № 44. — С.3−4.
  178. В.И. О педагогическом эксперименте в изучении процессов воспитания. // Советская педагогика. — 1974. № 9. — С.20−22.
  179. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255с.
  180. Пионерская дружина: Из опыта работы дружины им. В. И. Даниловича школы № 428 г. Москвы. / Под ред. Г. М. Иващенко, Л. П. Ивановой, Б. Е. Ширвиндта / Сер. «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». -М.: Педагогика, 1982. 78с.
  181. С.И. Молодежные группы и объединения: Причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988. — 416с.
  182. Н.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высш. школа, 1973. -256с.
  183. Н.М., Яковлева И. В. Диагностика и формирование коммуникативных качеств. // Социальные и психологические проблемы личности. Л.: ЛГУ, 1989. — С.76−86.
  184. Н.Ю. Педагогика сотрудничества. -М.: Наука, 1982. 150с.
  185. Преступность «впадает в детство». // Молодежь: Цифры. Факты. Мнения. 1995. — № 1. — С.97−100.
  186. Преступность одолеем сообща. Отчет Министерства внутренних дел перед гражданами России. // Российская газета. 1994. — 11 марта.
  187. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. — 257с.
  188. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. М.: Педагогика, 1973. — 319с.
  189. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. Сборник научных трудов. М., 1988. — 523с.
  190. Психология. Словарь. / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  191. В.Т. Истоки возрождения России: Единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. — Спб., 1993.-112с.
  192. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н, Смирнова, Н. О. Гордеева, JI.M. Балабанова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.- 640с.
  193. Разумная организация жизни личности: Проблемы воспитания и саморегулирования. — Киев, 1989. 147с.
  194. Реформирование Россииб мифы и реальность (1989−1994). М., 1994. -384с.
  195. В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1−11-х классов. Ярославль, 2003. — 224с.
  196. М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. -Казань: Татарское книжное изд-во, 1987. 119с.
  197. М.И., Волохов A.B. Детские организации: возможности выбора. М: НПЦ СПО-ФДО, 1996. — 111с.
  198. А.Я. Пионерская организация, общественность, семья: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. — М.: Просвещение. 1982.— 142с.
  199. А.Н. Из истории молодежных движений. // Татьянин день. — М., 1992.-№ 1−6.-С. 12−17.
  200. СЛ. Проблемы общей психологии. / Отв.ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. — 416с.
  201. Л.И., Арет А. Я. Самовоспитание школьников. М., 1976. -214с.
  202. Е.М. Нужен национальный механизм защиты детства. / Российский детский фонд. НИИ детства. // Народное образование.1994.-№ 5.-С. 5−6.
  203. С.Н. Беглецы: Проблемы воспитания детей и подростков. — М., 1992.-165с.
  204. A.B. Формирование готовности педагога к организации деятельности детских общественных объединений.: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 189с.
  205. O.A. Деятельность молодежных организаций Западной Сибири по созданию новой системы образования в 20-е годы. Омск, 1988.- 182.
  206. Г. П. Воспитание современного школьника : Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 167с.
  207. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М.: Педагогика, 1986. 103с.
  208. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Авт. сост. JI.B. Мардахаев. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 368с.
  209. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136с.
  210. Социология: словарь-справочник. / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1990.- 627с.
  211. Социальная защита молодежи. Дайджест по материалам периодической печати. / Комитет РФ по делам молодежи, РПОБ. Информационно-библиографический отдел по проблемам молодежи. М., 1993. — 63с.
  212. Социальный педагог: подготовка и деятельность. Челябинск, 1994. -146с.
  213. Социальная педагогика: Курс лекций. / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 416с.
  214. Социальная служба помощи детям и молодежи. // Народное образование. 1991. — № 8. — С.86−87.
  215. Социальная служба для подростков и молодежи. — М.: Институт молодежи, 1993.- 191с.
  216. Социально-экономическое положение детей в России. / Информационно-аналитический обзор Департамента проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения РФ. // Народное образование. 1993. -№ 5. — С.8−13.
  217. Социально-юридический словарь. / Под ред. Г. В. Мухаметзяновой. — М., 1995.-96с.
  218. Социология / Под ред. Г. В. Осипова, Ю. П. Коваленко. — М.: Мысль, 1990.-446с.
  219. Л.Ф., Конаныхин П. В. Общественно-политическое воспитание учащихся. -М.: Просвещение, 1974. -238с.
  220. . Разговор с матерью: Книга о воспитании: Пер. С англ. — М. Политиздат, 1990. -589с.
  221. И. И. Механизм формирования и развития социальной активности.: Дис.. канд. социол. наук. — Куйбышев, 1974. 196с.
  222. В.Г. Психология трудных школьников. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. 336с.
  223. И.Ю. «Неформальные» молодежные объединения. Опыт экспозиции. // Социологические исследования. 1987. — № 5. — С. 5- 9.
  224. Г. С. Социально-значимые инициативы в пионерской организации как средство формирования самодеятельности детей и подростков. / ВКШ при ЦК ВЖСМ, 1990. 21с.
  225. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Политиздат, 1973. — 206с.
  226. В.А. Рождение гражданина. М., 1979. — 315с.
  227. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. — 272с.
  228. В.А. Методика воспитания коллектива. М.:. Просвещение, 1981.- 192с.
  229. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. -Казань, 1991.-23с.
  230. В.П. Лицом к молодежи. Мн.: Нар. асвета, 1990. — 213с.
  231. А.Е. Педагогическая профилактика групповых правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1979. — 24с.
  232. C.B. Ура, каникулы! Библиотека вожатого. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 128с.
  233. Е.В., Трухачева Т. В. Они и мы (О концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций). М.: Просвещение, 1993. — 64с.
  234. A.B. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991. -162с.
  235. М. Молодые неформалы: кто они? // Аргументы и факты. -1988. -№ 31.- ЗОиюля 5 августа.
  236. .В. Формирование национального самосознания детей в полиэтническом обществе. // Регионология. 1995. — № 1. — С. 54−61.
  237. Н.Ф. Социальная активность личности. Дисс.. канд. социол. наук. Томск, 1972. — 210с.
  238. Указ Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1969. Президентская программа «Дети России». // Российская газета. 1994. — 27 августа. -С.4.
  239. Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980. — 206с.
  240. Л.И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. М.: Молодая гвардия, 1984. — 97с.
  241. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В.2-х т. — М.: Изд-во АПН СССР, 1974.
  242. Федеральный закон об общественных объединениях. — М.: НПЦ СПО — ФДО, 1999.-21с.
  243. Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка. // Советская педагогика. 1989. — № 5. — С. 71−77.
  244. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. — 249с.
  245. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. -208с.
  246. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. — М.: педагогика, 1990. — 160с.
  247. Философская энциклопедия в 5 т. Т. 1. — М.: Сов. Энциклопедия, 1960. -698с.
  248. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. — М.: Просвещение, 1989. 448с.
  249. И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. 160с.
  250. Э. Искусство любви. Минск, 1990. — 194с.
  251. А.Г. Социология воспитания (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990. -220с.
  252. С.Е. Взрослеть в делах. М.: Знание, 1980. — 96с.
  253. О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков.: Дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 182с.
  254. М.В. Методика и технология работы социального педагога. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. 272с.
  255. В.Б., Тимченко A.B., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инатрументарий. Ростов — н/Д.: изд-во «Феникс», 2002. -688с.
  256. С.Б. Воспитание социальной ответственности у учащихся в деятельности общественных организаций ПТУ. / НИИ общих проблем воспитания АПН СИР. 1991. — 75с.
  257. В.Ф. точка опоры: об экспериментальной методике преподавания. — М.: Педагогика, 1987. — 157с.
  258. С.Т. Бодрая жизнь. // Избр. пед. соч. в 2-х т. — М., 1980. Т.1. -749с.
  259. С.Т. Работа для будущего. М.:. Просвещение, 1989. — 224с.
  260. . Больше внимания «Детям России»: о ходе выполнения президентской программы. — Президент. Контроль: Информ. бюллетень. 1995. — № 5. — С.26−30.
  261. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Московский рабочий, 1987. — 239с.
  262. К.И. Проблема человека как субъекта социального развития. / Социологические проблемы личности. — М.: Изд-во МГУ, 1967. С.24−32.
  263. З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. М.: Просвещение, 1977. — 224с.
  264. А.П. Общественная активность пионеров: Из опыта пионерской организации Латвии. Рига: Звайгзне, 1979. — 149с.
  265. Т.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи. М., 1997. — 259с.
  266. Л.Н. Формирование активной гражданской позиции старших пионеров в общественно-полезном труде. / ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1989. -114с.
  267. Экология и дети (региональная программа организации деятельности детских экологических объединений). М.: НПЦ СПО-ФДО, 1993. -53с.
  268. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития. // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С.7−13.
  269. Юнг К. Г. Конфликты детской души: Собр. Соч. Т.2. / Пер. с нем. Т. Ребенко, Е. Рязановой. Отв. ред. В. М. Бакусев. М.: Канон, 1995. — 334с.
  270. В.А. Социальный тип личности. // Коммунист. 1988. — № 10. — С.96−104.
  271. Я и мы (программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям). М.: НПЦ СПО-ФДО, 1996.-95с.
  272. О.Н. Экологическое движение: Социологическое изучение гражданских инициатив и акций протеста. // Социологические исследования. 1989. — № 6. — С.26−37.
  273. Kohlberg L. The development of Children Orientations towards a moral Order. Chicago, 1963. — 276 p.
  274. Nuttin Y.R. Future time perspective and motivation. — L. U. Press, 1985. -235 p.
Заполнить форму текущей работой