Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творческий потенциал российского студенчества: социально — философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В эпоху перехода к информационному обществу образование во всем мире становится важнейшей и определяющей сферой общественной жизни, решающим фактором общественного прогресса. В современных условиях высшее образование из обособленного сегмента образования, завершающего звена традиционной системы образования превращается в мощный инструмент решения проблем, с которыми столкнулось человечество… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСТВА
    • 1. 1. Методологические аспекты исследования творческого потенциала студенчества
    • 1. 2. Творческий потенциал российского студенчества в условиях глобализации
  • ГЛАВА 2. ПУТР1 ФОРМИРОВАНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 1. Взаимосвязь гуманизации высшего образования и творческого потенциала студенчества
    • 2. 2. Особенности формирования и актуализации творческого потенциала студенчества в процессе научно-исследовательской работы

Творческий потенциал российского студенчества: социально — философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование творческого потенциала российского студенчества, путей его формирования и актуализации приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, когда реформирование главных социальных институтов — экономических, политических, институтов науки, культуры, образования и др. — требует от системы высшего образования подготовки нового типа специалистов: творческих, самостоятельно мыслящих, умеющих принимать ответственные решения. В условиях, когда коренные качественные изменения в общественной и государственной жизни России, начавшиеся в 90-е годы XX века, поставили каждого человека перед необходимостью проявлять инициативу, утверждать себя действием, творить самого себя и окружающий мир, изменились требования к качествам и умениям, которыми должны обладать выпускники высшей школы. Российским специалистам — инженерам, врачам, менеджерам, учителям — в их практической деятельности часто приходится сталкиваться с проблемами и ситуациями, от которых далеки западные специалисты и которые не вставали перед российскими выпускниками вузов еще несколько десятилетий назад. Соответственно, изменяются требования к тем качествам и умениям, которыми они должны обладать. Если 20−25 лет назад достаточно было иметь высокий уровень теоретических знаний, логическое мышление и умение ими пользоваться на практике в условиях стабильной, не подверженной изменениям системы управления плановой экономикой, то приход рыночных отношений предъявил к молодым специалистом несколько иные требования, вывел на первое место творчество, изобретательность, способность к инновациям, умение выявлять и решать проблемы.

Проблема формирования творческого потенциала российского студенчества приобретает новое значение в условиях глобального, мирового кризиса, который разрушает экономические, духовные, политические основания жизнедеятельности российского общества. Объективная логика изменяющихся условий жизнедеятельности общества требует вовлечения в процессы антикризисных мероприятий специалистов-профессионалов, способных к осуществлению творческой, преобразовательной деятельности. В этой связи актуализируются потребности общества в воспитании самостоятельной личности, умеющей нестандартно мыслить, принимать новые решения и нести за них ответственность.

Таким образом, мы понимаем, что для полноценного формирования и актуализации творческого потенциала студенчества недостаточно одного усвоения готовых знаний и выработки соответствующих навыков в процессе обучения. Это предполагает изменение как целей, задач, содержания высшего образования, так и методов формирования будущих специалистов-профессионалов.

Изучение современного состояния творческого потенциала студенчества должно стать основой для разработки целей и задач высшей школы на этом важном этапе жизни общества.

Проблема изучения творческого потенциала современного российского студенчества обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, потребностью в осмыслении необходимости раскрытия и повышения творческого потенциала студенчества и определения путей реализации этой сложной задачи.

Во-вторых, отсутствием четко обоснованных подходов к выявлению путей формирования творческого потенциала современного российского студенчества.

В-третьих, неготовностью современного российского общества и системы образования использовать существующие знания, наработки, опыт для наиболее полного раскрытия творческого потенциала студенчества.

В-четвертых, недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса.

Степень научной разработанности проблемы. Для осмысления проблемы формирования творческого потенциала российского студенчества существенное значение имеют исследования философов, социологов по проблеме творчества, творческого потенциала личности, высшего образования и студенчества, осуществленные в истории философии, а также исследования современных ученых. Их можно разделить на два блока.

I блок — работы, посвященные различным аспектам проблемы творчества. Общетеоретические и философские подходы к изучению творчества, творческого потенциала личности, представлены в работах Платона, Гераклита, Аристотеля, Р. Декарта, Д. Локка, Г. В. Лейбница, в трудах представителей немецкой классической философии И. Канта, И. Фихте, Ф. В. Шеллинга, В. Ф. Гегеля. Важная роль в анализе проблемы принадлежит учению К. Маркса о сущностных силах человека. Значительный вклад в разработку проблем творчества внесли русские философы 19-начала 20 в. -В.Г.Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Бердяев, Вл. Соловьев, С. Н. Булгаков.1.

Необходимо отметить, что в отечественной науке в начале 20 века проблемы творчества исследовались в основном в рамках изучения одаренности и гениальности (М.А.Блох, С. О. Грузенберг, П. Энгельмейер и др.)." В работах этих авторов изучалась творческая активность человека в.

1 См., напр.: Плагон. Соч. в 3-х томах. Том 2 — М., 1970 — С. 135. Гераклит//Фрагмент ранних греческих философов. —М., 1989. часть 1. — С.23. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Том 1.-М., 1975;С.402- Локк Джон. Соч. в 3-х томах. Том 1, 1985. — С.451- Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн.Н.//Соч.: В 4 т. М., 1983 Т.2. ФихтеИ.Г. Несколько лекций о назначении ученогоНазначение человека, — Минск, 1998.-480 е.- Шеллинг Ф. В. Система трансцендентального идеализма.Л.:Соцэкгиз, 1936; Гегель Г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук», вЗ-х томах-М., 1974. -Том 1. -С.403- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.42, с. 163−169- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.46, 4.1. С.483−484- Соловьев B.C. «Оправдание добра. Нравственная философия». — М., 1989. С.247- Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии)-М., 1991, с. 219.

2Блох М. А. Творчество в науке и технике.- Пг, 1920 .- 61с. — Грузенберг С. О.

Введение

в психологию и теорию творчества. Минск, 1923; Грузенберг С. О. Гений и творчество. М., 1924; Энгельмейер П. К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. СПб, 1911. 164 с. отдельных областях деятельности, творчество рассматривалось как сплав одаренности и трудолюбия.

В 30−70 годы исследования велись преимущественно в рамках психологии, исследования способностей и условий их целенаправленного формирования. Это работы Л. С. Выготского, Э. А. Голубевой, А. Н. Лука, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. 1.

Комплексные исследования творчества в нашей стране начались с 1963 г, когда в Ленинграде состоялся 1-й симпозиум по проблемам творчества. В 1974 г. состоялся всесоюзный семинар по методологическим проблемам творчества, где впервые рассматривались положения общей теории творчества. Затем на базе некоторых ВУЗов были созданы секции теории и методологии творчества. В 1985 г. решением Президиума ФО СССР была создана Всесоюзная секция по проблемам методологии и теории творчества.

Разработанная за эти годы теория творчества, являющаяся составной частью философии, раскрывает сущность творчества, его структуру, закономерности и логику, его социальное значение и место в жизни общества, показывает социальную обусловленность творчества и пути его оптимизации. Изучение творчества философскими науками позволило обогатить проблематику философии и дать новое освещение ряду фундаментальных философских проблем. В русле указанной традиции было дано содержательное осмысление различных граней проблемы творчествадостаточно назвать работы Г. С. Батищева, Э. В. Ильенкова, B.C. Библера, Г. Я. Буша, М. С. Кагана, Б. М. Кедрова, Н. П. Французовой 2.

Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте .- М.: Просвещение, 1991.234 с. — Пономарев Я. А. Психология творчесгва.-М., 1976.-С.18. его-жеТворчество как источник развития. В кн.: Методологические проблемы научно-технического творчества. -Рига, 1988.-468с. И др.

2 См., напр.:Ильенков Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении.-М.: РОССПЭН, 1997. 464с.- Каган М. С. Философия культуры, СПб., 1996; Батищев Г. С. Диалектический характер творческого отношения человека к миру. Дис. в форме научного доклада на соиск. ст. д.ф.н. М., 1989.

Проблеме творчества значительное внимание уделяют такие ученые как В. Ф. Овчинников, А. Т. Шумилин, Н. П. Французова, Г. Я. Буш, В. Н. Сагатовский, А. Н. Лощилин В.Ф., Овчинников, В. Т Кудрявцев, С. Н. Семенов, В. Т. Николко и др.1.

За последние три десятилетия был опубликован ряд монографий и сборников, специально посвященных изучению различных вопросов творчества — его сущности и содержания, творческого мышления, творческой активности сознания, методикам эвристики." Вышли монографии Б. В. Новикова, B.C. Швырёва, Г. С. Батищева., В. А. Яковлева, В. А. Цапок, А. Т. Шумилина, В. Н. Николко, С. Н Семенова, А. Н. Лощилина, А. И. Столетова и др.

II блок работ — исследования, посвященные социально-философским проблемам высшей школы и с1>денчества.

Учеными нашей страны многочисленные проблемы высшей школы и студенчества разрабатываются довольно активно. В последние несколько.

1 См.: Шумилин А.Т.О структуре теории творчества / попытка обзора основных тем теории творчества/. В сб.: Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987; Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. М., 1989; Буш Г. Я. Диалоги и творчество.-Рига, 1985; Семенов С. Н. Развитие 1Ворческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы — Уфа: Гилем, — 1998 и др.

2 См.: Диалектика и теория творчества/ Под ред. С. С. Гольденрихта и A.M. Коршунова. — М&bdquo- 1987. Творческая активность сознания: Межвуз. Сб. науч. тр .-Л., 1986; Научно-технический прогресс и творчество/1 Всесоюзная научно-практическая конференция/-М., 1987; Научно-техническое творчество: проблемы эврилогии. Сб.докладов.-Рига 1987; Пути повышения эффективности научно-технического творчества молодежи: Межвуз. Сб. науч.тр.-Уфа, 1986, Теория и методология творчества: итоги и перспективы.-М., 2001.-140с., Философия творчества./Под общей редакцией А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой.- М.:РФО, 2002. 144 с. и др.

3 Батищев, Г. С.

Введение

в диалектику творчества / Г. С. Батищев. — Спб.: Изд-во РХГИ, 1997. — 1997. — 464 е.- Лощилин, А. Н. Философские основания теории творчества / А. Н. Лощилин. — М., 1998, с. — Семенов. С. Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы) / С. Н. Семенов. — Уфа: Гилем, 1998; Семенов, С. Н. Творческое мышление (сущность, механизмы, пути оптимизации) / С. Н. Семенов. — Уфа, 2005, 142 е.- Шумилин, А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. — М, 1989; Столетов А. И. Онтология творчества/ А. И. Столетов.- Уфа: Вагант, 2008 и др. десятилетий появился ряд работ, в которых нашли отражение результаты исследований различных сторон жизни студенчества: социальные источники пополнения различных отрядов специалистов, тенденции изменения социального состава студенчества и пути его регулирования, жизненные планы и ценности ориентации, учебная и общественная деятельность, бюджет времени и быт, факторы оказывающие влияние на выбор профессии в сфере высококвалифицированного труда, проблемы перемещений в связи с получением высшего образования. Можно назвать таких авторов, как Лисовский А. В., М. Х. Титма, М. Н. Руткевич, В. Н Шубкин, Л. Я. Рубина, С. Н. Иконникова, Ф. С. Файзуллин, Б. С. Галимов, С. М. Поздяева, Д. А. Нуриев, О. М. Иванова, А. В. Лукьянов, М. Н. Сулейманов, Р. М. Байгильдин,.

A.М.Багаутдинов, А. Б. Курлов, И. В. Фролова и др.1 Социальный облик студенчества в условиях трансформирующегося и нестабильного российского общества описан в работах Ю. Р. Вишневского, В. Т. Шапко, Ю. Г. Волкова,.

B.И. Добренькова, В. Волова, В. А. Сибирева, Н. А. Головина, М. Р. Радовеля, Д. М .Азаматова, С. М. Поздяевой и других авторов.2.

Роль молодого поколения России в процессе общественного воспроизводства в условиях интеграции России в международное пространство освещается в работах Рахматуллиной З. Я., Лапина Н. И.,.

1 См., напр.: Иконникова С. Н. Эскиз к портрету современного студенчества // Образование и молодежная политика в современной России. — СПб: Изд. — во СПб. ун-та — 2002. — С. 195 — 197- Гузаиров М. Б., Ильясов Б. Г. и др. Проблемы построения виртуальнвх образовательных систем. -Уфа, 2001.-139с. Курлов А. Б., Файзуллин Ф. С., Сулейманов М. Н. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки.-Москва-Уфа, 1990. 145с.- Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья: Социологические исследования.- СПб.2003.-368с.- Курлов А. Б., Лязина Ю. А. Социальные перемещения молодежи в студенчество. Уфа, 2000.-С — Галимов, Б. С. Влияние различных типов духовности на становление духовной культуры // V Садыковские чтения: Сборник научных статей/ Б. С. Галимов, А. М. Багаутдинов. — Уфа: РИО БашГУ. — 2009. — С.4 — 8.

2 См., напр.: Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Студент 90-х — социокультурная динамика // Социологические исследования — 2000 — № 12 — С.56−63- Азаматов Д. М., Мазов Н.ГО. Система образования в трансформирующемся обществе: проблемы, противоречия, перспективы. — Уфа, 2004. 116с. и др.

Дудченко О.Н., Беляевой JT.A., Бондаренко О. В., Мытиль А. В., Марченко Т. А., Щербаковой Л. И. и других.1.

В то же время, мы выяснили, что на сегодняшний день среди ученых-философов нет единства во взглядах на определение сущностной характеристики и основных признаков творчества. Вероятно, это в значительной мере объясняется глобальностью и сложностью проблемы, требующей комплексности в ее исследовании. Вместе с тем, содержание понятия творческий потенциал российского студенчества, его объем и структура в философской литературе раскрыты недостаточно, до сих пор в литературе нет работ, в которых бы давался анализ творческого потенциала российского студенчества в его целостности, социальный и социально-психологический механизмы его формирования, развития и реализации, объективные условия и субъективные факторы, детерминирующие этот процесс. Наличие социального заказа, с одной стороны, и недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы, с другой, предопределили необходимость и целесообразность осуществления данного исследования.

Объект исследования — российское студенчество.

Предмет исследования — творческий потенциал российского студенчества.

Цель исследования — пути формирования и актуализации творческого потенциала российского студенчества.

1 См., напр.: Беляева JI.A. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования — 2001 — № 6 — С. 44−53- Дудченко О. Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования — 1995 -№ 6 — С. 110−120- Бондаренко О. В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного развития. — Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998. Рахматуллина, З. Я. Современный мир: глобализация, диалог культур и проблемы национальной идентичности // Проблемы социокультурного бытия и идея диалога: глобальное, национальное, духовное измерения: Материалы научной конференции. — Уфа: РИЦ БашГУ. — 2009. С.4−8.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие взаимосвязанные задачи исследования:

• рассмотреть методологические аспекты исследования творческого потенциала студенчества;

• доказать влияние процессов глобализации на российское студенчество;

• раскрыть роль профориентации в формировании и актуализации творческого потенциала студенчества;

• выявить воздействие научно-исследовательской работы современного российского студенчества на формирование и актуализацию его творческого потенциала;

• исследовать проблему гуманизации высшего образования и ее влияния на творческий потенциал российского студенчества;

• проанализировать накопленный в нашей стране опыт обучения студенчества методам творчества и обосновать необходимость такого обучения для актуализации творческого потенциала студенчества.

Методологическим основанием анализа формирования и актуализации творческого потенциала российского студенчества являются социокультурный, аксиологический и системно-деятельностный подходы. В диссертации использованы фундаментальные философские принципы объективности, всеобщей связи и развития, анализа и синтеза, единства логического и исторического.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

— выявлено понимание творческого потенциала студенчества как качества, характеризующего возможность данной социальной группы при наличии определенной цели актуализировать свои задатки и способности, создавая в различных видах деятельности новые элементы материального мира и духовной культуры.

— доказана положительная роль воздействия глобализации на развитие творческого потенциала студенчества как наиболее активной, подвижной части общества.

— раскрыта роль гуманизации высшего образования в современной России как одного из путей формирования и актуализации творческого потенциала современного российского студенчества.

— уточнено определение гуманизации высшего образования как метода научного воспитания и обучения, при котором в центре внимания оказывается человек, и гуманитаризации как формы организации высшего образования. Обосновано, что гуманитаризация выступает как организация деятельности вуза, направленная на формирование гуманистического мировоззрения, профессиональных и гуманистических ценностей будущих специалистов.

— доказана роль научно-исследовательской работы как действенного средства развития творческого потенциала студенчества, закрепляющего теоретические знания, дающего возможность приобретения исследовательских навыков в процессе социально-полезной деятельности по решению практических и научно-теоретических задач.

— обоснована возможность и необходимость обучения студенчества технологиям творческой деятельности (системный анализ, ТРИЗ, АРИЗ, ФСА и т. д.) с целью актуализации его творческого потенциала.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации заключается в осмыслении концептуальных оснований социальной деятельности, существенным результатом которой является актуализация творческих социальных сил студенчества в конкретных результатах ее жизнедеятельности (учебной, научной, научно-практической). Конкретизация понятия «творческий потенциал студенчества» позволяет определить его место в системе социально-философских категорий. Намечены пути дальнейшего развития такого направления социальной философии как философия творчества.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что использование ее результатов может применяться в организации образовательного процесса в вузе: выводы диссертации могут быть применены в профориентационной работе в школе и вузе, организации самостоятельной и научной работы студентов, использоваться при составлении учебных планов и программ. Полученные в ходе нашего исследования и анализа опыта профориентационной работы передовых вузов страны данные позволяют нам выявить мотивацию поступления в те или иные вузыуровень осведомленности абитуриентов о будущем вузе и получаемой специальности, о требованиях, предъявляемых к студентамстепень удовлетворенности выборомпроблемы, связанные с недостаточно хорошей работой системы профориентациидать практические рекомендации по ее качественному улучшению.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертации апробировались на научных и научно-практических конференциях, в том числе, международных: «Роль науки в ускорении научно-технического прогресса» (г. Уфа, 1996 г.) — «Научно-технический прогресс и творчество» (г. Москва, 1997 г.) — «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (г. Пенза, 2005 г.) — «Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив» (г .Пенза, 2006 г.) — всероссийских конференциях: «Искусство, наука, техника» (г. Уфа, 1990 г.) — «Методологические вопросы труда и профессии» (г. Уфа, 1990 г.) — «Обновление общества — проблемы и перспективы» (г. Уфа, 1990 г.) — «Методологические проблемы труда и профессии» (г. Уфа, 1990 г.) — «Проблемы и перспективы российской экономики» (г. Уфа, 2005 г.) — «Социальные проблемы регионов. Пути их решения «(г. Пенза, 2006 г.) — «Актуальные проблемы теории и практики массовых коммуникаций» (г.Уфа, 2009 г.) — «Состояние и перспективы развития торговли, бизнеса и малого предпринимательства» (г. Уфа, 2005 г.) — на республиканской научно-практической конференции «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» (г. Уфа, 2005 г.) — и др. Основные положения и результаты исследования отражены в 16 публикациях общим объемом 8,2 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 210 наименований. Общий объем работы — 150 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В эпоху перехода к информационному обществу образование во всем мире становится важнейшей и определяющей сферой общественной жизни, решающим фактором общественного прогресса. В современных условиях высшее образование из обособленного сегмента образования, завершающего звена традиционной системы образования превращается в мощный инструмент решения проблем, с которыми столкнулось человечество в первом десятилетии нового тысячелетия. Финансовый, экономический, энергетический кризис, упадок духовности, нравственности, частичная утрата идеалов и ценностных ориентиров, — все эти проблемы не миновали и Россию. В этих условиях сама жизнь требует решительного поворота к признанию, что решение этих проблем во многом определяется наличием специалистов: компетентных, конкурентоспособных, способных к саморазвитию, умеющих нестандартно мыслить и творчески решать любые задачи. Таких специалистов должна сегодня готовить высшая школа.

Перед диссертантом встала идея — проанализировать сущность творческого потенциала современного российского студенчества, показать пути его формирования. Это обусловило выбор предмета исследованиятворческий потенциал российского студенчества. Проведенное исследование позволило получить ряд результатов по таким вопросам, как содержание понятия и критерии творчества, сущность творческого потенциала личности, объективные условия и субъективные факторы, детерминирующие процесс его формирования, сферы, в которых функционирует, влияние профориентации на формирование творческого потенциала российского студенчества, роль НИРС в формировании творческого потенциала и т. д.

Все это дало возможность, по мнению автора, достичь той цели, которая была поставлена во введении — дать социально-философский анализ творческого потенциала современного российского студенчества и путей его формирования и актуализации. Для достижения этой цели там же были сформулированы и основные задачи исследования, которые получили свое разрешение в соответствующих разделах работы и привели к следующим обобщающим выводам:

1. Анализ историко-философской мысли по диссертационной проблематике позволяет выделить несколько периодов представлений о творчестве и сделать выводы о том, несмотря на то, что каждому времени присущи свои представления о творчестве и творческом потенциале личности все исследователи определяют творчество как создание нового. Новизна — первый, классообразующий признак творчества.

2. Наше понимание творчества исходит из того, что теория творчества — новый, быстро развивающийся раздел философии. Исходным моментом в исследовании проблем творчества является категория «развития», так как общим механизмом возникновения нового в любой сфере действительности является развитие. Анализ процесса общего развития дает основания для утверждения, что родовой человек всегда творческий, действующий, преобразующий природу и собственное человеческое бытие. Следовательно, каждому конкретному человеку, нормально развитому в психологическом отношении, присущи определенные творческие способности, хотя уровень их развития у отдельных индивидов неодинаков и направленность различна.

3. Наше исследование показало, что необходимо различать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения, творчество определяется его конечным продуктом — научным открытием или новизной научного поиска, решением новой задачи и т. д. С субъективной точки зрения, творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не облагает новизной и ценностью. Субъект творчества может не делать никакого объективно нового открытия, решаемая задача была новой лишь для него. То есть, существуют объективно и субъективно новое, — вещи, их связи и свойства могут быть новыми для их создателя, но давно известными обществу (такое новое можно назвать субъективно новым) или для всего человечества объективно новое). Также необходимо различать существенно новое (то, что возникает, создается впервые и не имело аналогов в прошлом) и новое по времени (тот предмет или явление, возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета или явления такого же качества, в силу чего этот новый предмет или явление представляет собой еще один, «очередной» экземпляр такого же качества, и каждый позднейший будет новым лишь по времени).

Таким образом, можно говорить о многозначности категории «нового».

4. Также мы выяснили, что творчество общества и творчество личностипонятия, полностью не совпадающие. Диалектическое единство субъекта и объекта, обнаружение противоречия, целесообразность его преодоления для изменения или совершенствования объекта — это сущностные признаки творчества. Они с необходимостью присущи как творчеству личности, так и творчеству общества. Вместе с тем, важные признаки творчества обществановое и социально значимое — для творчества личности имеют определенное значение, но безусловными не являются.

5. Из всего вышесказанного следует наше понимание творчества: это целенаправленная человеческая деятельность, проявление высших потенций человека, направленные на создание качественно новых результатов путем разрешения объективных противоречий действительности.

6. Далее, в ходе диссертационного исследования нами были проанализированы основные концептуальные подходы к формированию творческого потенциала личности: эмпирический, способностный, развивающий, деятельностный. Была доказана роль диалектики социального и индивидуального в детерминации творческого потенциала.

7. Для классификации элементов творческого потенциала личности нами выделены сферы, в пределах которых функционирует творческий потенциал (социальная, индивидуальная, личностная и природная). Они пересекаются и взаимодействуют, вместе с тем, выделение этих сфер может служить основанием для классификации элементов творческого потенциала, в которых отражается специфика каждой из данных сфер. Выявлен механизм формирования способностей как интеграции элементов структуры творческого потенциала личности для осуществления определенной деятельности.

8. В диссертационной работе нами выделены различные типы творческого потенциала личности: по уровню — высший, средний, низкийпо виду — практический, теоретическийпо типу — научный, художественный, — по форме — индивидуально-личностный, социально-классовыйпо носителютворческий потенциал студента, рабочего, инженера и т. д.

9. Проведенный нами анализ позволяет предложить определение творческого потенциала личности: мы понимаем под творческим потенциалом личности качество, характеризующее возможность социального субъекта при наличии определенной цели актуализировать свои задатки и способности, создавая в различных видах деятельности новые элементы материального мира и духовной культуры.

Соответственно, творческий потенциал студенчества — это качество, характеризующее возможность данной социальной группы при наличии определенной цели актуализировать свои задатки и способности, создавая в различных видах деятельности новые элементы материального мира и духовной культуры.

10. Доказана роль воздействия глобализации на развитие творческого потенциала студенчества как наиболее активной, подвижной части общества. Показана необходимость дальнейшего изучения и корректировки влияния этих процессов на студенчество в связи с тем, что эта проблема является новой и малоизученной, необходимо дальнейшее изучение различных ее аспектов.

И. Доказано влияние системы профориентации на выявление и развитие творческого потенциала студенчества. Были выделены структурные элементы системы профориентации: деятельность школы, колледжей, учителей, школьных психологовусилия кабинетов профориентациивлияние родителей.

— участие семьи в выборе профессииработа вузов по отбору и привлечению «своего студента». Основываясь на данных нашего исследования и анализе опыта профориентационной работы передовых вузов страны нами были выявлены мотивация поступления в те или иные вузы, уровень осведомленности о будущем вузе и получаемой специальности, о требованиях, предъявляемых к студентам, степень удовлетворенности выбором, проблемы, связанные с недостаточно хорошей работой системы профориентации и даны практические рекомендации по ее качественному улучшению.

12. Дано определение научно-исследовательской работы студенчества, выделены ее функции, задачи, этапы, критерии эффективности. Выявлена роль научно-исследовательской работы в развитии и реализации творческого потенциала студенчества. Даны рекомендации по улучшению постановки НИРС в вузах.

13. Раскрыта роль гуманизации высшего образования как одного из путей и ведущих принципов формирования и развития творческих потенций студенчества. Обосновано наше понимание гуманизации и гуманитаризации высшего образования и определены этапы (фактологически-описательный и диалектико-интеграционный), по которым они должны проводиться.

15. На основе анализа многолетнего опыта существования в учебных заведениях страны программ по обучению различным методам творчества (ТРИЗ, АРИЗ, системный анализ, ФСА, и т. д.), мы выявили проблемы, связанные с реализацией этих задач и доказали возможность и необходимость обучения приемам творчества студенчества с целью повышения его творческого потенциала.

Важной составной частью диссертационной работы являлось проведение социологического исследования, результаты которого подтвердили правомерность выдвинутых гипотез.

Результаты и выводы нашли отражение в разработке программно-методических документов, которые могут использоваться в организации образовательного процесса в вузе. С этой точки зрения исследование имело практико-ориентированную направленность.

Изложенные в диссертации выводы, положения и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение данной проблемы. Накопленный теоретический и практический опыт в этой области требует дальнейшего изучения. Основные выводы диссертации отражают необходимость разработки проблемы творческого потенциала студенчества и целесообразности дальнейшего углубленного изучения данной проблематики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированная система поиска новых технических решении. Интеллект. Астрахань, 1994. — 86 с.
  2. , Д.М. Система образования в трансформирующемся обществе: проблемы, противоречия, перспективы / Д. М. Азаматов, Н. Ю. Мазов Уфа, 2004.- 116 с.
  3. , П.В. Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: Высшая школа, 1991. — 181с.
  4. , Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. Минск: Беларусь, 1994. — 479 с.
  5. , Г. С. Найти идею / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Изд-во Наука, 1986.-209 с.
  6. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Том 1 / Аристотель. М., 1975 — с. 402.
  7. , A.M. Нравственная культура студенчества в условиях обновления российского общества / А. М. Багаутдинов.- Уфа: БГУ, 1998. 149с.
  8. , P.M. «Самопознание» Н.А.Бердяева и проблема творчества как потребности // Философский космос России. Памяти Н. А. Бердяева — Уфа: РИЦБашГУ.- 1998.-С. 106- 110.
  9. В.В., Лагунов Г. В. и др. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. В. З-х ч. Ч.2./В.В.Балашов, Г. В. Лагунов и др.- М.:ГУУю-2002.-344 с.
  10. , Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. Спб.: Изд-во РХГИ, 1997. — 1997. — 464 с.
  11. , А. Что мешает студенту учиться? / А. Беляев // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 54−57.
  12. , Jl.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования 2001 — № 6 — С. 44−53.
  13. , В.Д. Концепция применения ТРИЗ в высшей школе / В. Д. Бердоносов // Творческие технологии в реформировании образовательной системы Россиию Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2001. — С. 10−35.
  14. , Н. О назначении человека / Н. Бердяев // Путь в философию: Антология. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — С. 285−302.
  15. , Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. — Т. 1. / Н. А. Бердяев. — М.: Искусство, 1994. — 542 с.
  16. , B.C. Культура. Диалог культур / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 28−32.
  17. , М.В. Творчество в науке и технике / М. В. Блох.- Пг, 1920 .- 61 с.
  18. , И. Что привлекает студентов в учебном процессе? / И. Бутенко //Alma mater.- 2000. -№ 1. С. 21−25.
  19. Буш, Г. Я. Диалогическая теория творчества. В сб. Методологические проблемы научно-технического творчества / Г. Я. Буш. Рига, 1988.— С.11−13.
  20. , В.Г. Методологическая культура студентов: постановка проблемы, анализ путей ее решения / В. Г. Вдовиченко // Вопросы общественных наук. Киев: Лыбедь, 1990. — С. 86−92.
  21. , В. Чтобы повысить эффективность НИРС / В. Веселов // Вестник высшей школы. — 1990. — № 2. — С. 12−14.
  22. , Х.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ / Х. С. Вильданов, Ф. С. Файзуллин. Уфа: БГУ, 2002. — 178 с.
  23. , Ю.Р. Студент 90-х — социокультурная динамика / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2000. № 12.-С. 56−63.
  24. , Б.С. Основы профессиональной ориентации / Б. С. Волков.— М., 2007.-333 с.
  25. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности / Тезисы докладов на межвузовской конференции. М.: МГПИ, 1994. — 211 с.
  26. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
  27. Высшая школа России: разнообразие форм, ресурсы, перспективы. -Материалы круглого стола. // Социологические исследования — 2006. — № 8. — с. 104−105.
  28. , А.И. Университеты в региональных и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии / А.Галаган. М.: НИИВО, 1994.-280 с.
  29. , Б.С. Влияние различных типов духовности на становление духовной культуры // V Садыковские чтения: Сборник научных статей/ Б. С. Галимов, А. М. Багаутдинов. Уфа: РИО БашГУ. — 2009. — С.4 — 8.
  30. , Б.С. Философский анализ развития нового / Б. С. Галимов // Материалы научной конференции, посвященной 40-летию Башкирского государственного университета. — Уфа, БГУ, 1997. — С. 5−14.
  31. , В.П. Учебно-познавательная активность и профессиональные планы студентов: динамика изменения за два десятилетия / В. П. Гарькин, И. Е. Столярова //Сборник научных трудов.- Самара, 2001.-С.40−48.
  32. , Г. В. «Энциклопедия философских наук» в 3-х томах / Г. В. Гегель -М., 1974.-Том 1.- 452 с.
  33. Гераклит//Фрагмент ранних греческих философов / Гераклит. — М., 1989. часть 1. — 575 с.
  34. , О.В. Социальные ожидания и ценностные ориентации студентов в вузе (на примере ТГПУ) / О. В. Герасимов // Международный конгресс «Наука, образование, культура на рубеже тысячелетий». Томск, 2000. — Т. 6.- С. 90 -97.
  35. , Д.М. Обновление духовной деятельности в обновляющемся обществе/ Д. М. Гилязетдинов, Ф. А. Гайсин, А. К. Матисов.1. Уфа: Знание, 1992. 130 с.
  36. Глобализация: человеческое измерение. М: МГИМО (Университет), РОССМЭН, 2002. — 112 с.
  37. , Г. А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования. / Г. А. Глотова. Екатеринбург: УрГУ, 1992. — 128 с.
  38. , В.И. Человек Культура — Творчество / В. И. Григорьев -Природа: гармония или конфликт?- М.: Изд-во университета Дружбы народов, 1991.- 181 с.
  39. , С.О. Введение в психологию и теорию творчества/ С. О. Грузенберг. Минск, 1923, — 224с.
  40. Грузенберг, С. О. Гений и творчество/С.О.Грузенберг.—М., 1924.- 180с.
  41. , М.Б., Ильясов, Б.Г. и др. Проблемы построения виртуальных образовательных систем / М. Б. Гузаиров, Б. Г. Ильясов и др. —Уфа, 2001.- 139 с.
  42. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов .-М.:ИНТОР, 1996.- 234 с.
  43. , Е.В. Социальная природа творческого мышления / Е. В. Дмитриев. Минск: Наука и техника, 1989. — 96 с.
  44. , В.И. Общество, высшая школа, молодежь / В. И. Добрынина. М.: НИИВО, 1995. — 184 с.
  45. , О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. / О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский. М.: Высшая школа, 1990.- 191 с.
  46. , О.Н., Мытиль, А.В. Социальная идентификация и адаптация личности / О. Н. Дудченко, А. В. Мытиль // Социологические исследования -1995-№ 6-С. 110−120.
  47. , JT.H. Ценностная ориентация молодых специалистов / Л. Н. Евменова // Профессиональная ориентация молодежи в условиях рыночной экономики. Красноярск, 1994. — С. 79−81.
  48. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 192 с.
  49. , А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / А. С. Запесоцкий .- С. Пб, 1996. 322с.
  50. , А.Н. О единстве инструментов ТРИЗ / А. Н. Захаров // Технологии творчества. 1999. — № 1. — С. 19−38.
  51. , М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии): Монография / М. М. Зиновкина.- М.: МГИУ, 1996. -283 с.
  52. , М.М. Творчество и образовательные стандарты / М. М. Зиновкина // Творческие технологии в реформировании образовательной системы России. Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2001. — С. 36−38.
  53. , Б.Л. Первый семинар для разработчиков ТРИЗ Петрозаводск-80 / Б. Л. Злотин // Журнал ТРИЗ. — 1997. — № 1. — С. 19−25.
  54. , Р. Социальные доминанты формирования творческой личности студента / Р. Зобов, В. Келасьев, Б. Тихонов, Т. Трапезникова // Вестник высшее школы. Alma mater.- 2007. № 9. — С. 21−26.
  55. , Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / Ю. А. Зубок. М., 1998. — С. 142.
  56. , Г. И. Миниалгоритм формулирования задач из производственно-технологической проблемной ситуации АВИЗ-2000 / Г. И. Иванов // Творчество во имя достойной жизни. — Петрозаводск: МАТРИЗ, 2000. — С. 6061.
  57. , О.М. Факторы здоровья человека. Социально-философский анализ / О. М. Иванова.- Уфа: РИО БашГУ, 2006. 292 с.
  58. , С.Н. Эскиз к портрету современного студенчества // Образование и молодежная политика в современной России / С. И. Иконникова. СПб: Изд-во СПб. ун-та — 2002. — С. 195−197.
  59. , И.В. ТРИЗ овеществленный усилитель умственных способностей / И. В. Илловайский // Творчество во имя достойной жизни: Тезисы докладов научно-практической конференции, 16−17 августа. -Петрозаводск: МАТРИЗ, 2000. — С. 61−63.
  60. , Э.В. Учитесь мыслить смолоду / Э. В. Ильенков. — М.: Наука, 1977.-64 с.
  61. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в вузе: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни. Казань, 1996. — 116 с.
  62. Интеграция университетов России в общемировую систему университетского образования и науки / Ред. кол.: А. Н. Тихонов и др. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 277 с.
  63. , В.Г. Научное творчество / В. Г. Иоффе. М.: ИНИОН, 1989. -с.428.
  64. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи / М. С. Каган. Л., 1991. — 384 с.
  65. , М.С. Что должно быть в основе?// Вестник высшей школы. -1990.-№ 5.-С.17−20.
  66. , Т.А. Новые информационные технологии в сфере образования: Методологические проблемы разработки и внедрения / Т. А. Калугина. Саратов: Изд-во, Гос. УНЦ «Колледж», 2000. — 320 с.
  67. , И. Сочинения. В 8-ми томах. Т. 5 / И.Кант. — М.: Чоро, 1994. -414 с.
  68. , Н. В. Вселенная образования: давно осознанная необходимость и склонность к учению // Вестник высшей школы. 2008. № 8. — С.7 — 8.
  69. , М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М.Кастельс. М.: ГУВШЭ, 2000. — 371 с.
  70. , Б.М. О теории научного открытия. Научное творчество./ Б. М. Кедров. М., 1969.- 297 с.
  71. , Б.М. Некоторые черты творческой личности истинного ученого / Б. М. Кедров // Социальные и социально-психологические аспекты повышения эффективности науки. М., 1982. — С. 21−36.
  72. , Б.М. О процессах научного творчества / Б. М. Кедров // Художественное и научное творчество / Под ред. Б. С. Мейлаха. Д.: Наука, 1972.-С. 37−53.
  73. , А. Системный подход к подготовке студентов / А. Ковалев, В. Минеев // Alma mater. 1992. — № 1. — С. 19−24.
  74. , Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода / Т. В. Ковалева // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С. 142−146.
  75. , В.А. Организация творческого мышления / В. А. Коваленко // Вопросы философии. 2002. — № 8.- с. 78 — 88.
  76. , JI.H. Социология культуры / Л. Н. Коган. Екатеринбург, 1992.-237 с.
  77. , Л.Н. Человек и его судьба / Л. Н. Коган. М., 1988. — 280 с.
  78. , Д.М. Теория творчества / Д. М. Комский. Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1993. — 78 с.
  79. , Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе / Д. Л. Константиновский. М., 1999. — 344 с.
  80. , П. Творчески развитая личность и высшее образование / П. Кравчук // Вестник высшей школы. 1992. — № 4−6. — С. 20−22.
  81. Краткая философская энциклопедия. М.: АО Издательская группа Прогресс, 1994. — 575 с.
  82. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. -М., 1988.-364 с.
  83. , В. Готовить элиту технологического прорыва / В. Кремень, Ю. Таран, Г. Пигоров // Творчество во имя достойной жизни: Доклад на науч.-практ. конф., 11−12 июля 2001 г. Великий Новгород, 2001. — С. 17−20.
  84. Кто и куда стремится вести Россию? Авторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. М., 2001. — 398 с.
  85. , В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991.-80 с.
  86. , А.Ф. Единство наук: основания и перспективы / А. Ф. Кудряшев. Свердловск: изд-во Урал, ун-та, 1988. — 184 с.
  87. , А.Ф. О стратегических задачах университетского образования// Методика преподавания социально гуманитарных дисциплин в ВУЗах: Материалы научной конференции. -Уфа:РИЦ БашГУ-2006.- С. 195 200.
  88. , Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования НИИ РАО. -Бийск, 1994.-248 с.
  89. , А.Б. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки. / А. Б. Курлов, Ф. С. Файзуллин, М. Н. Сулейманов. -Москва Уфа, 1990. -145 с.
  90. , А.Б. Качество инженерной подготовки как проблема социологического исследования / А. Б. Курлов. Уфа: Изд-во УАИ, 1992. -132 с.
  91. , А.Б. Социальные перемещения молодежи и студенчество / А. Б. Курлов, Ю. А. Лязина. Уфа, 2000. — 179 с.
  92. , В.А. Осторожно, творчество! / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 1994. — № 7−8. — С. 72−81.
  93. , И.С. Интеллектуальная культура специалиста: Что это такое? / И. С. Ладенко // Наука в Сибири. 1985. — № 6. — С. 48−61.
  94. Лейбниц, Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн.П.//Соч.: В 4 т. / Г. В. Лейбниц. М., 1983 Т.2. 460 с.
  95. , В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / В. Т. Лисовский. СПб, 2000. — 302 с.
  96. , В.В. Технологии творчества: теоретические основы, моделирование, практика реализации в профессиональном образовании/ В. В. Лихолетов. Челябинск: Изд-во ЮУУрГУ, 2001. — 288 с.
  97. , В.В., Лопатина, Л.Е. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М., 2004 .- 775 с.
  98. , А.Н. Философские основания теории творчества / А. Н. Лощилин. М., 1998, — 181 с.
  99. , А.В. Последнее основание гуманитаризации в высшей технической школе // Гуманитаризация высшей технической школы: сущность и основные направления: Материалы научной конференции. — Уфа: РИО УГНТУ. 1995, — С. 25 — 27.
  100. , А.В. Философия. Предвидение. Духовность / А. В. Лукьянов.-Уфа, 1993.-269 с.
  101. , В.Я. Обучение творчеству новый этап развития современного образования / В. Я. Ляудис // Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. — М.: НПО «Поиск», 1992. — С. 10−27.
  102. , Г. Об общих принципах построения алгоритма творческого процесса / Г. Магерамов // Технологии творчества. 1998. — № 3. — С. 48−52.
  103. , М.К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардашвили // О человеческом в человеке / Под ред. И. Г. Фролова. -М., 1991.-280 с.
  104. К. Немецкая идеология // К. Маркс, Ф.Энгельс.-Соч. Т.3.-630 с.
  105. К. Экономические рукописи1857−1859 годов // К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. — Изд. 2-е Т. 46. — Ч. 1.- 559 с.
  106. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 46. — Ч. 2.- 618 с.
  107. Материалы «круглого стола»: образование как фактор социальной дифференциации и мобильности // Социологические исследования. — 2003. -№ 5.-С. 89−100.
  108. Материалы исследования Регионального общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ) «Современное состояние Интернета и тенденции развития1' hnp://\ w w.rambler.ru/db/rumetrica/othcrstat.html.
  109. , H.H. и др. НИРС как составляющая системы формирования компетенции специалиста./ Н. Н. Матушкин и др.//Вестник высшей школы.-2007. № 5.- С. 5 7.
  110. , Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н. Ф. Наумова // Социологический журнал. 1995. — № 2. — С. 68−75.
  111. Научно-технический прогресс и творчество // Всесоюзная научно-практическая конференция. М., 1987. — 214 с.
  112. Научно-техническое творчество: проблемы эврилогии // Сб. докладов. -Рига 1987.-246 с.
  113. Наше главное преимущество фундаментальные знания // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 2 — С. 3 — 4.
  114. Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. — Казань, 1985. — 302 с.
  115. , Д.А. Актуальные вопросы преподавания философских проблем конкретных дисциплин / Д.А.Нуриев// Методика преподавания социально — гуманитарных дисциплин в ВУЗах: Материалы научной конференции. Уфа: РИЦ БашГУ. — 2006. — С.220 — 222.
  116. Общество Высшая школа — Молодежь / Под ред. В. И. Добрыниной.-М., 1995. — 184 с.
  117. Основные итоги Всесоюзного смотра-конкурса на лучшую организацию НИРС. М., 1999-вып.З. — С.30.
  118. , В.В. Неравенство в доступе к ресурсам образования и информационные технологии / В. В .Печенкин // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия: Материалы международного семинара. Саратов, 2001. — С. 102−106.
  119. , Г. С. и др. Интенсификация инженерного образования / Г. С. Пигоров.-Петрозаводск, 2000. -141 с.
  120. , Г. С. Интенсификация инженерного творчества: Потребности, методы, формы организации / Г. С. Пигоров. М.: Профиздат, 1989. — 192 с.
  121. , К.С. Философские аспекты научно-технического творчества / К. С. Пигров. М.: Знание, 1987. — 1987. — 64 с.
  122. , A.M. Функциональный анализ изобретательских ситуаций / А. М. Пиняев // Журнал ТРИЗ. 1990. — № 11. — С. 30−35
  123. , Г. Л. Творческий потенциал молодого рабочего: состояние и пути реализации в производственном коллективе/ Г. Л. Пихтовников. — М., 1989.- 114 с.
  124. Платон. Избранные диалоги / Платон. М., 1965. — 442 с.
  125. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий / Пер. с греческого / Платон. М.: Мысль, 1999. — 656 с.
  126. , С.М. Активные формы обучения на семинарских занятиях по философии / С. М. Поздяева // Специфика философии и проблемы ее преподавания в техническом вузе: Материалы научной конференции — Уфа: РИО УГНТУ. 1994. — С.90 — 93.
  127. , С.М. Социальная антропология / С. М. Поздяева. -Уфа, 2004.216 с.
  128. , С.М. Союз философии и науки как фактор повышения качества высшего образования / С. М. Поздяева // Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в ВУЗах: Материалы научной конференции. Уфа: РИЦ БашГУ. — 2006. — С.227−229.
  129. , Н.Е. Что происходит с гуманитарным образованием? / Н. Е. Покровский // Социологические исследования. 2006. № 12. — С.97- 99.
  130. Попов, J1. Студенческая аудитория в динамике жизни / Л. Попов // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 34−36.
  131. , К. Открытое общество и его враги. Т. 2 / К.Поппер. — М., 1992. — 528 с.
  132. Программа развития ООН. Доклад о развитии человека за 1999 год. Глобализация с человеческим лицом. Нью-Йорк-Оксфорд, 1999. — 366 с.
  133. , Ж.Б. Студенты в начале и конце XX века. Опыт сравнительной характеристики / Ж. Б. Пузанова. — Социс. 2001. — № 7. — С. 136−139.
  134. Пути повышения эффективности научно-технического творчества молодежи // Межвуз. сб. науч. тр. — Уфа, 1986 .- 204 с.
  135. , С.Л. Принцип творческой самодеятельности / //Вопросы психологии.-1986.№ 4.- С. 101 -104.
  136. , М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М. Н. Руткевич. М., 1988. — 169 с.
  137. , В.Н. Что такое гуманитарное развитие общества / В. Н. Сагатовский // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. — С. 65−83.
  138. , В.А. Высшее образование в России. Доступность. Качество.
  139. Конкурентоспособность / В. А. Садовничий // Высшее образование сегодня. -2006. № 6.-С. 9−11.
  140. , В.А. Наше главное преимущество фундаментальные знания./ В. А. Садовничий //Высшее образование сегодня. — 2007.№ 2 — С.7−9.
  141. , Г. Г. Человек эпохи глобализации/ Г. Г. Салихов.- М.: Наука, 2008. 560с.
  142. , Н.А. Любить науку смолоду / Н.А.Семенов// Вестник высшей школы. (AM). 2005. № 9. — С. 8 — 10.
  143. , С.Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы) / С. Н. Семенов. — Уфа: Гилем, 1998.- 172 с.
  144. , С.Н. Творческое мышление (сущность, механизмы, пути оптимизации) / С. Н. Семенов. Уфа, 2005. — 142 с.
  145. , С.Н. Философско-методологическая концепция творческого мышления / С. Н. Семенов // Философская мысль. 2002. — № 1−2. — С. 3−12.
  146. Семь преимуществ российского образования // http: www.plekhanov.ru/rus/7adv.htm
  147. , Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: Монография / Г. Н. Сериков. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 664 с.
  148. , Г. И. От «честных купцов» к. / Г. И. Скоморохов // Высшее образование в России//. 1994. № 1- С. 13−21.
  149. Словарь иностранных слов. М, 1984. — С. 395.
  150. , С. Технологии в образовании / С. Смирнов // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 110−116.
  151. Современная западная социология: Словарь. М., Политиздат. — 1998. -322 с.
  152. Современные образовательные стратегии и духовое развитие личности // Материалы конференции 23 марта. 1996. — Томск. Ч. 1, 2. — 135 с.
  153. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования / Науч. Ред. Е. В. Ткаченко. Свердловск: СИПИ, 1990. — 128 с.
  154. , B.C. Сочинения в 2-х томах./ В. С. Соловьев. М.: ТТ. 1,2.1989. — 688 е., 735 с.
  155. Г. Г. Педагогические особенности гуманитаризации технического образования в вузе.//Вестник высшей школы 2008. № 1.- С. 1417.
  156. Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике / Под ред. Дж.М.Гилязетдинова. Уфа, 1995. — С. 135.
  157. , B.C. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Гардарика, 1996. — 400 с.
  158. А.И. Онтология творчества/ А. И. Столетов.- Уфа: Вагант, 2008. 208 с.
  159. М.Н. Образование: ракурсы и грани. //Вестник высшей школы.2008. № 6. С. 13 — 14.
  160. , А.И. Мониторинг источников формирования содержания высшего образования / А. И. Субетто. М.: Кострома, 1996. — 242 с.
  161. , Л.Б. Философия и методология науки / Л. Б. Султанова.- Уфа: РИЦ БашГУ, — 188с.
  162. , М.Х. Молодое поколение / М. Х. Титма, Саар Э. А. М., 1986. -254 с.
  163. , В.Н. О методологии устойчивого развития / В. Н. Турченко // Гуманитарные науки в Сибири. 1998 — № 1. — С. 44−48.
  164. , М.В. Высшая школа современной России: тенденции и прогнозы / М. В. Ушакова. Социально-гуманитарное знание. —2003. — № 4. -С. 166−179.
  165. Файзуллин А. Ф. Особенности формирования эстетической культуры современного студенчества./ А. Ф. Файзуллин .-Уфа. 2000, — 139 с.
  166. , Ф.С. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки / Ф. С. Файзуллин, М. Н. Сулейманов, А. Б. Курлов. М., 1990. — 145 с.
  167. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/regl/b0713/ iss WWW. exe/Stg/d02/07−44.htm
  168. Философия творчества. / Под общей редакцией А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой.-М.: РФО, 2002.- 144 с.
  169. И. Г. Несколько лекций о назначении ученого- Назначение человека / И. Г. Фихте .- Минск, 1998. 480 с.
  170. , П.А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. М.: Прогресс, 1990. — Кн. 1−2. — 490 с.
  171. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка. — М: 2003. Изд-во «Весь мир». — 192 с.
  172. , Н.П. Общественно-историческая сущность и творческая активность сознания / Н. П. Французова. М.: Мысль, 1983. — 79 с.
  173. , И.В., Лукманова Р. Х. Классический текст в преподавании философии // Проблемы повышения качества учебно-методической работы в ВУЗе: опыт и инновации: Сборник научных трудов. Выпуск II Уфа: РИО РУНМУ МО РБ, 2009. — С.30 — 38.
  174. , А.Г. Социология воспитания // А. Г. Харчев. М.: Политиздат, 1990.-222 с.
  175. , Т.В. Трудовой потенциал работников производственной сферы в условиях трансформации ценностей общества / Т. В .Хлопова // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 3. — С. 314−323.
  176. , А.В. Отечественные предпосылки философии виртуального образования / А. В. Хуторской. 1998. -http://www.eidos.teehno.ru/books/ virt edu ru.html.
  177. , В.М. Проект «Изобретающая машина» Интеллектуальная среда поддержки инженерной деятельности / В. М. Цуриков // Журнал ТРИЗ. -1991.-№ 1.-С. 17−34.
  178. , В.Н. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К.Уильяме. М: Наука. — 2001. — 230 с.
  179. , В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, М&bdquo- 2000. — 115 с.
  180. , И.Г. Воспроизведение и творчество, алгоритмизация и эвристика в обучении. /И.Г.Шабаев. Петрозаводск: КГПИ, 1996. -102 с.
  181. Шафранов-Куцев, Г. Ф. О тенденциях регионализации высшего образования / Г. Ф.Шафранов-Куцев // Образование в Сибири. 1998. № 1. — С. 52−54.
  182. , А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. -Кн. 1. / А. В. Шевырев. — Белгород: Крестьянское дело, 1995. — 210 с.
  183. Ширяев, J1.A. Концепция образования исторически нового типа: Методологический аспект: Препринт /Л.А.Ширяев. Уфа: УГАТУ, 1997. — 50 с.
  184. , Л.А. Социально-философские проблемы оптимизации научно-технического творчества / Л. А. Ширяев .- Свердловск: Изд-во Уральского унта, 1990.- 178 с.
  185. , Б.В. Функциональный подход в моделировании мыслительного процесса: наработка и коррекция / Б. В. Шмаков // Опыт применения современных методов и средств обучения- в ЧГТУ. Челябинск: ЧГТУ, 1997. С. 18−27.
  186. .В. и др. Вепольный анализ технических систем / Б. В. Шмаков и др. Челябинск, 1989. — 176 с.
  187. , А.Т. О структуре теории творчества / попытка обзора основных тем теории творчества / А. Т. Шумилин // В сб.: Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987.- С. 7 14.
  188. , А.Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. — М, 1989.- 198 с.
  189. , П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений / П. К. Энгельмейер.- СПб, 1911.- 164 с .
  190. , А.Г. Московское студенчество в период реформирования российского общества / А. Г. Эфендиев, О. М. Дудина // Социс. — 1997. № 9. -С. 41−55.
  191. , В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен / В. А. Ядов // Социальная идентификация личности. Кн. 2.-М., 1994.-456 с.
  192. , В.Н. Образование как встреча культур / В. Н. Ярская // Культура, власть, идентичность. Саратов, 1999. — С. 265−276.
  193. JI.B. Философские основания теории и методологии творчества: Тез. докл.Межд.конф.'Теория и методологи творчества: итоги и перспективы"-М., 2001.- с.7- П.
  194. Celeste, М. Brody and James Wallace. Ethnical and social issues in professional education / M.Celeste. NY. — 278 p.
  195. Ethnics in Practice // Edited by Kenneth R. Andrews, 1989. — Boston. — 294 P
  196. M.C.D.Naughton, Moral vision an introduction to ethnics / M.C.D.Naughton. Oxford: NY Blackwell, 1988. — 214 p.
  197. Merton, R.K. Social Theory and Social Structure / R.K.Merton. NY, 1957. -360 p.
  198. Moral philosophy. Second Enlarged Edition / D.D.Ralhnel. Oxford, 1994. -230 p.
  199. Power, J.E. Philosophy of Education. Studies in Philosophies, Schooling and Educational Policies / J.E.Power. New Jersey, 1982.
  200. Soviet youth culture / Ed. By Riordan J. London: Macmillan, 1989. — 280 p.
  201. Stuhr, J. John. Classical American philosophy / J. John Stuhr. 1987. — New York — 475 p.
Заполнить форму текущей работой