Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Романы Р. Олдингтона 1930-х гг.: Проблема жизненных установок героя, формы раскрытия авторского сознания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вспомним, что в свое время Олдингтон был широко известен в нашей стране, его книги выдержали не одно издание в США, роман «Все людивраги» хотели даже экранизировать. Не случайно и то, что творческий расцвет писателя приходится именно на 1930;е гг., когда для большинства людей насущной была потребность в вере. По словам И. В. Кабановой, которая ссылается на зарубежных литературоведов и приводит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Р. Олдингтон после «Смерти героя»: первая ступень поисков (роман «Дочь полковника»)
    • 1. «Смерть героя»: критический пафос романа и проблема идеала
    • 2. Судьба Джорджи Смизерс: проблема обстоятельств и скрытых ««» ^п
  • Ж*1.3ИС±1ПЫЛ ViMJl.^ I
    • 2. 1. Роман «Дочь полковника»: образ главной героини, особенности сюжета и конфликта и их роль в раскрытии авторской позиции
    • 2. 2. Жанровое своеобразие романа «Дочь полковника»
    • 2. 3. Формы раскрытия внутреннего мира героини и особенности субъектной организации в романе «Дочь полковника»
  • Глава вторая. Авторский идеал и проблема жизнестроительства в романах «Все люда- враги» и «Женщины должны работать»
    • 1. Проблема жизненных ориентиров в романах английских писателей
  • 1920−30-х гг
    • 2. Роман «Все люди — враги» как програмное произведение писателя
      • 2. 1. Роман «Все люди — враги» в свете критических суждений: замысел произведения и этико-философский смысл названия
      • 2. 2. Образ Энтони Кларендона и проблема авторского идеала
      • 2. 3. Особенности сюжетно- композиционной организации романа
      • 2. 4. Автор и герой: особенности субъектной организации романа
      • 2. 5. Жанровое своеобразие романа
    • 3. Образ Этты Морисон в романе Р. Олдингтона «Женщины должны работать»: противоречивость автора или героини?
  • Глава третья. Проблема героя и его мировосприятия в романах «Сущий рай» и «Отвергнутый гость»
    • 1. Крис Хейлин и его идейная программа: авторские pro и contra
      • 1. 1. Роман «Сущий рай» в свете критических суждений
      • 1. 2. Крис Хейлин и его «концепция жизни»
      • 1. 3. Сюжетный план как проверка героя действием
      • 1. 4. Автор и герой: особенности субъектной организации романа
    • 2. Роман «Отвергнутый гость»: поражение героя

Романы Р. Олдингтона 1930-х гг.: Проблема жизненных установок героя, формы раскрытия авторского сознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Литературная карьера Ричарда Олдингтона (1892−1962) началась в 1910;е гг. Впервые широкому кругу читателей он стал известен благодаря публикации его стихотворений в сборнике «Имажист» («Des Imagist», 1914), составленном Э. Паундом и Т. С. Элиотом.

Однако по-настоящему талант Олдингтона проявляется после первой мировой войны. Писатель заявляет о себе не только как поэт, признанный главой английских имажистов, но и как литературный критик, серьезный исследователь, автор рассказов, романист, переводчик, биограф. В 1924 году выходят сразу два сборника его статей «Литературные исследования и рецензии» («Literary Studies and Reviews») и «Литературные рецензии» («Literary Reviews»). Известно, что Олдингтон первым в Англии пишет о М. Прусте, он рецензирует «Улисса» Дж. Джойса (1921).

В 1920;30-е гг. он также пишет биографии Вольтера (1925) и Ч. Уотертона (1934), обращается к творчеству Д. Г. Лоуренса (1927) и Реми де Гурмона (1928). Параллельно он переводит произведения Боккаччо^ Шадерло де Лакло, Сирано де Бержерака, Реми де Гурмона, Еврипида, Мелеагра и др.

В течение одного десятилетия с 1929 по 1939 Олдингтон создает семь романов: «Смерть героя» («Death of, а Него», 1929), «Дочь полковника» («Colonel's Daughter», 1931), «Все люди — враги» («All Men are Enemies», 1933), «Женщины должны работать» («Women Must Work,» 1934), «Сущий рай» («Very Heaven», 1937), «Семеро против Ривза» («Seven against Reeves», 1938), «Отвергнутый гость» («Rejected Guest»,! 939). В это же время он публикует два сборника рассказов «Дороги к славе» («Roads to Glory», 1930) и «Кроткие ответы» («Quiet Answers», 1932) и лучшие свои поэмы «Сон в Люксембургском саду» («А Dream in the Luxembourg», 1930), «Съеденное сердце» («The Eaten Heart», 1933), «Поиски жизни» («Life Quest», 1935) и «Кристальный мир» («The Crystal World», 1937).

Уже первый роман «Смерть героя» приносит Олдингтону широкую известность не только на родине, но и за рубежом. Вот что о нем пишет Ч.-П.Сноу в 1938 году: «Книги его переведены более, чем в десяти странах, а читают их во всем мире. Он по праву принадлежит к немногим современным английским писателям, имеющим поистине мировую славу».1 М. В. Урнов подчеркивает, что в Советском Союзе в 1930;е гг. Олдингтон был едва ли не самым читаемым современным английским писателем. По словам исследователя, появляясь на русском языке, его романы находили живой отклик на страницах литературно-критических изданий того времени, становились причиной бурных дискуссий.

Тем не менее, судьба писателя в критике сложилась не просто. В настоящее время Олдингтон причислен к писателям второго плана- «малый классик» — так назвал его в своей монографии «Ричард Олдингтон» (1977) Р. Ю. Смит. Поражает, насколько мало внимания уделялось творчеству Олдингтона в западном литературоведении. Эту ситуацию очень верно описал Б. Бергонци: «. его роман „Смерть героя“ <.> вызвал интерес в 1929 году, но после Олдингтон был в целом забыт».3 Следует также отметить, что первые издания некоторых его романов появлялись сначала в США и только потом в Великобритании, а автобиография Олдингтона так и не была опубликована на родине писателя. В числе немногих зарубежных исследований творчества Олдингтона можно назвать брошюру Т. Макгриви («Richard Aldington: an Englishman», 1931), эссе Ч.-П.Сноу («Richard Aldington», 1938), монографии Н. Т. Гейтса («The Poetry of Richard Aldington», 1974) и Р. Ю. Смита («Richard Aldington», 1977) и сборник докладов конференции в Рединге, посвященной творчеству писателя («Richard Aldington: Papers from the Reading Conference», 1987). Следует также упомянуть сборник статей под редакцией А. Кершо («Richard Aldington: An Intimate Portrait», 1965), который содержит воспоминания людей, знавших Олдингтона, и который дает представление о нем не только как о писателе, но и как о человеке. Р. Ю. Смит называет также диссертации С. Розенталя («The Fiction of Richard Aldington», 1967) и С. Б. Китгереджа («The Literary Career of Richard Aldington», 1976)/ В монографиях английских ученых, посвященных в целом английской литературе 1920;30-х гг., Олдингтон упоминается как поэт-имажист или как писатель военного поколенияего роман «Смерть героя» рассматривается в ряду других романов о первой мировой войне. Нередко Олдингтон интересен для исследователей в силу близкого знакомства с Э. Паундом, Т. С. Элиотом, Д. Г. Лоуренсом и другими известными писателями.

Следует отметить, что для английских литературоведов Олдингтон остается, прежде всего, поэтом. Стихотворения и поэмы считаются вершиной его творчества. Б монографии Р. Ю. Смита поэтическим произведениям писателя уделяется гораздо больше внимания, чем его романам. То же происходит и в эссе Ч.-П.Сноу, который замечает: «Из всего творчества Олдингтона именно стихи представляются мне наиболее совершенным созданием"/.

Основные направления в изучении творчества Олдингтона исследователями советского времени были обозначены в работах Д. Г. Жантиевой и Н. П. Михальской (соответственно разделы в книгах «Английский роман XX века. 1918;1939» (1965) и «Пути развития английского романа 1920;30-х годов» (1966)), а также М. В. Урнова и Г. Э. Ионкис.

М.В.Урнов является автором единственной в нашей стране небольшой монографии, посвященной английскому писателю — «Ричард Олдингтон» (1968) — его статья вошла в академическое издание трехтомной «Истории английской литературы» (1958). Почти все издания романов Олдингтона на русском языке сопровождаются его предисловиями. М. В. Урнов также принимал участие в конференции в Рединге, о которой мы упоминали выше.

В монографии ученого (как и в его статье в «Истории английской литературы») творчество Олдингтона рассматривается в хронологической последовательности, выявляются самые общие тенденции его развития. Немногие биографические факты попадают в поле зрения М. В. Урнова постольку, поскольку они находят отражение в творчестве Олдингтона. Это особенно ощущается в анализе романа «Смерть героя», занимающего центральное место в исследовании, когда ученый останавливается на истории написания этого произведения. Следует отметить, что М. В. Урнов обращается только к прозаическим произведениям английского писателя, главным образом, к его романам и рассказам. Он подробно рассматривает романы «Смерть героя», «Все люди — враги», «Сущий рай» и «Семеро против Ривза», который определяет как «роман о знакомых" — бегло характеризует «Дочь полковника» и почти не касается романов «Женщины должны работать» и «Отвергнутый гость», уделяя им несколько строк.

Исследования Г. Э. Ионкис, автора первой кандидатской диссертации по творчеству Олдингтона («Ричард Олдингтон — романист», 1964), интересны стремлением к более точному анализу, ко все большему проникновению в творчество писателя как художественной индивидуальности. Более подробно, чем М. В. Урнов, она останавливается на проблемах жанрового своеобразия, эмоциональной окраске произведений.

В своей диссертации исследователь так же придерживается хронологического принципа в освещении творчества Олдингтонацентральное место так же принадлежит роману «Смерть героя». Вместе с тем, Г. Э. Ионкис обращается и к анализу поэзии Олдингтона, его ранним стихотворениям, обнаруживая в них мотивы, которые прозвучат и в его романах. В отдельной главе рассматриваются и сатирические тенденции в произведениях, писателя.

Подробнее позиции Г. Э. Ионкис и М. В. Урнова, как и взгляды на творчество Олдингтона других отечественных и зарубежных исследователей, будут освещены далее при анализе каждого романа писателя.).

В целом произведения Олдингтона изучались неравномерно. Как для российских, так и для зарубежных литературоведов он до сих пор остается автором одного романа — «Смерть героя». Именно это произведение традиционно признается главным творением писателя, в то время как другие его романы рассматриваются постольку, поскольку в них раскрывается тема и проблематика, характерные для «Смерти героя». А такие романы Олдингтона, как «Женщины должны работать» и «Отвергнутый гость», как мы уже говорили ранее, нередко остаются и вовсе без внимания.

Можно говорить о том, что в критике советского периода четко обозначились две тенденции в изучении творчества английского писателя. Прежде всего, Олдингтон рассматривался как писатель, отстаивающий реалистические принципы в противовес модернизму. Это особенно ощущается в монографии Д. Г. Жантиевой, которая, анализируя романы Олдингтона, постоянно сопоставляет их с произведениями писателеймодернистов, и чаще всего с Д. Г. Лоуренсом. Исследователь приводит высказывания самого Олдингтона, которые свидетельствуют о его критическом отношении к Дж. Джойсу, Э. Паунду, Т. С. Элиоту. В свою очередь, Н. П. Михальская акцентирует внимание на том, что в своих произведениях писатель в отличие от модернистов создает цельные характеры в их обусловленности средой и исторической ситуацией, обращается к острым проблемам современности.

Вторая тенденция в оценке Олдингтона-романиста, тесно связанная с первой, состоит в том, что писатель воспринимался, главным образом, как критик буржуазного общества, как обличитель его пороков, ханжеской морали и фальшивых ценностей.

Безусловно, подобный взгляд на творчество Олдингтона был вполне обоснован. Общий критический настрой его произведений, особенно первых двух романов, не вызывает сомнений. Писатель, действительно, высоко оценивая талант Джойса, дал в рецензии нелицеприятный отзыв на роман.

Улисс", а после первой мировой войны скептически относился к творчеству Элиота и Паунда. Однако со временем, эти две обозначенные нами тенденции претерпели чрезмерную идеологизацию. Само противопоставление реализма и модернизма обнаружило свою ущербность и сильно упростило картину литературной жизни Великобритании 1920;30-х гг., что отразилось в оценках творчества отдельных писателей. Более того, в работах исследователей, которые шли вслед за упомянутыми выше крупными отечественными учеными, стало укрепляться упрощенное, стереотипное представление об Олдингтоне — «прогрессивном писателе», «противостоящем разрушительным тенденциям модернизма». Сравнение романа «Смерть героя» с произведениями Э. Хемингуэя и Э.-М.Ремарка, отнесение его романов к литературе «потерянного поколения», мысль об идейной эволюции писателя и его героя в конце 1930;х гг. в сторону радикальных настроений и преодоление им «буржуазной ограниченности» в романе «Сущий рай» стали общепринятыми штампами.0.

Наличие этих штампов, с одной стороны, а с другой — точка зрения западных литературоведов на Олдингтона как на писателя второго ряда привели к утрате интереса исследовательской мысли к его творчеству в последнее десятилетие.7.

А между тем, в трудах и отечественных, и зарубежных исследователей обнаруживается целый ряд любопытных наблюдений, заставляющих думать, что как творческая индивидуальность Олдингтон не так прост и оценка его до сих пор не исчерпана.

Некоторые из ученых убеждены, что Олдингтон обладает особой способностью видеть и передавать красоту окружающего мира. Т. Макгриви восхищается мастерством писателя, сумевшего не хуже Д. Г. Лоуренса о запечатлеть английский пейзаж.0 Д. Г. Жантиева называет эту способность особым «даром большого художника».9 В эссе Ч.-П.Сноу эта мысль развивается в несколько ином направлении. Он говорит о том, что в произведениях Олдингтона ощущается течение самой жизни. По его мнению, как никто другой он «стремится к разнообразию впечатлений», будь то.

10 ощущение радости или страдания.

Вспомним, что в свое время Олдингтон был широко известен в нашей стране, его книги выдержали не одно издание в США, роман «Все людивраги» хотели даже экранизировать. Не случайно и то, что творческий расцвет писателя приходится именно на 1930;е гг., когда для большинства людей насущной была потребность в вере. По словам И. В. Кабановой, которая ссылается на зарубежных литературоведов и приводит высказывания Дж. Оруэлла, эта потребность реализовывалась по-разному — в обращении к марксизму или католицизму.11 Можно говорить о том, что произведения Олдингтона в этом смысле отвечали духу времени, отвечали потребностям определенного круга читателей. Хотелось бы подчеркнуть, что Олдингтон не только отрицал и критиковал, в своих романах он также утверждал веру в человека, в изначальную красоту его души. Уже в предисловии к роману «Смерть героя» он писал: «Я верю в людей, верю в некую изначально присущую им честность и чувство товарищества."12.

Известно, что первая мировая война стала поворотным моментом в жизни Олдингтона, как и в жизни многих других писателей, принимавших в ней участие. Поклонение красоте в его ранних стихотворениях обретает в 1920;30-е гг. форму «положительной программы», по определению Ч.-П.Сноу, «жизненного кредо».13 Война для Олдингтона явилась тем событием, которое сделало очевидным несовершенство человеческого общества вообще и английского общества в частности, когда система общественных отношений строится на лжи, лицемерии и ханжестве. Однако за гневными обличениями, иронией и сарказмом в романах писателя стоит попытка создать свой собственный идеал полноценной жизни, «кристальный мир» красоты и гармонии.

На первый взгляд, Олдингтон проповедует банальные истины. Он.

разделяет две тесно связанные стороны жизни каждого человека. Одна из них внешняя, общественная, подчиненная правилам и установлениям, другаявнутренняя, личная. Именно эта вторая сторона, по мнению Олдингтона, должна определять жизнь человека в целом. Отстаивание писателем приоритета внутреннего мира личности, его рассуждения о необходимости следовать чувствам и инстинктам позволили исследователям сравнивать его, правда, довольно бегло, с Д. Г. Лоуренсом и намекать на вторичность Олдингтона по отношению к автору «Любовника леди Чаттерли» (1928).

Олдингтона и Лоуренса связывали особые отношения. Их дружбу не смогла нарушить даже взаимная обида, когда Лоуренс изобразил Олдингтона в «Жезле Аарона» (1922), а тот в свою очередь нарисовал злую карикатуру на Лоуренса в «Смерти героя». Олдингтон всегда восхищался талантом Лоуренса. Не случайно он посвятил ему две монографиивспоминая беркширские годы своей жизни, Олдингтон в основном пишет о пребывании у него Лоуренса. В литературоведении не существует единого мнения по этому вопросу. Ф. Суиннертон, П. Квин говорят об отзвуках Лоуренса.14 Т. Макгриви отстаивает самостоятельность Олдингтона.15 В нашей стране о влиянии Лоуренса пишет М. В. Урнов, который усматривает его в чрезмерном интересе Олдингтона к психологии и к вопросу взаимоотношения полов.10 В свою очередь, Д. Г. Жантиева делает акцент на их различии, пытаясь доказать, что культ внесоциального в человеке в целом не свойственен для творчества Олдингтона.17.

В нашу задачу не входит выяснение степени влияния Лоуренса на мировоззрение Олдингтона. В данном вопросе мы придерживаемся точки зрения Ч.-П.Сноу, который считал, что «.витализм Олдингтона иного свойства, в основе своей он остался таким же, даже если бы Олдингтон вовсе.

1Я не знал Лоуренса". Свои взгляды сам писатель излагает в предисловии к роману «Все люди — враги». Идея «полной прекрасной жизни» противостоит внешней, общественной жизни человека, исключая любое его участие в ней.

Отрицая социальное, Олдингтон, в первую очередь, отрицает общественные предрассудки и правила приличия, которые мешают внутренней жизни, внутреннему совершенствованию человека. Но «жизнь чувств, жизнь глубоких инстинктивных сил» не подразумевает возвращение к естественному, природному состоянию. Олдингтон считает, что «.truly civilized mail does not ruthlessly suppress the gifts of his instincts and senses, but by refining and governing them creates a web of living hours» («.по-настоящему цивилизованный человек не подавляет безжалостно дарованные ему инстинкты и чувства, но управляя ими и совершенствуя их, создает сложный узор жизни»).19.

В основе мировоззрения писателя, его положительной программы лежит особое чувственное мировосприятие, соединяющее в себе духовное и земное. В понимании Олдингтона жизнь есть нечто большее, чем погоня за деньгами, славой, карьерой, служение идее. Настоящая жизнь подразумевает участие в ней всех человеческих чувств и ощущений — слуха, зрения, осязания, вкуса, когда, открывая красоту своей души, человек познает красоту окружающего мира. Такая жизнь не нуждается в оправдании, она само достаю чна.

Важным компонентом олдингтоновского идеала гармоничной жизни является любовь. За рассуждениями о разумных отношениях полов, свободной любви исследователи не всегда видят тот смысл, который придает этому чувству Олдингтон. В отличие от того же Лоуренса, который акцентирует плотское, земное начало, Олдингтону удается передать гармонию души и тела. Художественным воплощением олдингтоновского идеала стал роман «Все люди — враги». На это первым указал Ч.-П.Сноу, который увидел в нем выражение «жизненного кредо» писателя. Возможно, он единственный из исследователей, кто сумел понять, что лежит в основе мировосприятия Олдингтона. Размышляя о природе «горечи» и «резкости» романов писателя, он видит их причину в несоответствии идеала и реальности. Олдингтон остро осознает, что мир совсем не похож на тот, каким бы он хотел его видеть: «Романтический идеал и его отрицание- «прекрасная полная жизнь» и ее отсутствие по причине человеческой тупостивосторг и чистота приятия и горечь от духовного безобразия и враждебности — в этом Олдингтон"20 По мнению Сноу, «болезненное осознание идеала и его отрицания» делают книги Олдингтона «в основе своей трагичными"/1.

Сноу не анализирует в подробностях романы Олдингтона, уделяя некоторым из них буквально несколько строк. Однако в своем эссе он решает не менее важную задачу, пытаясь «понять, как же все-таки следует рассматривать его творчество».22.

Нельзя сказать, что в исследованиях ученых советского времени вопросу об идеале в творчестве Олдингтона вовсе не уделяли внимания. Обычно о нем упоминали применительно к роману «Все люди — враги», но, в первую очередь, всегда указывалось на принципиально неверное направление поисков писателя, на уязвимость олдингтоновского идеала, подчеркивался и подвергался критике его индивидуалистический характер и оторванность от общественной жизни.

В настоящей работе делается попытка рассмотреть романы Олдингтона, включая те, что были уже изучены («Смерть героя», «Дочь полковника», «Все люди — враги», «Сущий рай»), а также те, что не получили подробной оценки («Женщины должны работать», «Отвергнутый гость»), с точки зрения отстаиваемого писателем идеала, тех жизненных установок, которые определяют судьбу его героев. Эти установки также требуют более подробного анализа, в том числе, принимая во внимание их художественную реализацию в ткани романов.

Такой подход к произведениям Олдингтона обусловлен стремлением представить более широкий взгляд на писателя, чем уже сложившийся в отечественном литературоведении. Попытка уточнения этого взгляда * совпадает с общими тенденциями современной науки — дать более обширную картину литературного развития в XX веке, в том числе и в период 1930;х гг. Характерной приметой этой тенденции стали исследования последних лет. Это докторские диссертации й.В.Кабановой «Проблема жанра в английской прозе 1930;х гг.» (2001) и В. С. Рабиновича «Олдос Хаксли: эволюция творчества» (1999).

В своем исследовании И. В. Кабанова обращается к творчеству малоизученных в нашей стране писателей. Однако наиболее значимо то, что, анализируя общественную и культурную атмосферу Великобритании 1930;х гг., она характеризует саму эпоху, эстетические и идейные искания писателей в плане, выходящем за пределы традиционного представления о политизированных, «бурных», «красных тридцатых».

В своей диссертации В. С. Рабинович, отдавая дань сложившимся представлениям о Хаксли как о сатирике, уделяет большое внимание развитию философской мысли писателя и проблеме положительной программы в его творчестве. (Обращение писателей к поискам положительной программы, как мы попытаемся показать ниже, было одной из заметных примет времени.) Следует отметить, что повышается интерес и к художественному своеобразию произведений, к детальному анализу структуры романов. Примером в данном случае могут служить кандидатские диссертации Г. В. Яновской и А. А. Колотова, посвященные творчеству В. Вульф, и Л. И. Сероменко, которая обращается к новеллистике Э. М. Форстера.23.

Цель настоящего диссертационного исследования:

— рассмотреть романы Р. Олдингтона 1930;х годов с точки зрения утверждения в них авторекою идеала, ею жизненных установок в противовес отвергаемой им действительности;

— выявить художественные пути и средства реализации авторскою замысла, сосредоточив внимание на отношениях автора и героя и субъектных и внесубъектных формах раскрытия авторской позиции;

— дать ответ на вопрос об идейной эволюции писателя и его мироо гношения.

Для достижения этой цели диссертант ставит перед собой следующие задачи:

— показать, как наряду с утверждением положительного идеала «от противного» автор стремится утвердить его как основу жизненных установок, жизнестроительства героев,.

— выявить разные типы героев в романах Олдингтона с точки зрения их характеров, жизненных исканий и их соответствия авторскому идеалу;

— показать роль сюжета и композиции, системы образов и жанрового своеобразия в раскрытии авторской позиции в каждом из рассматриваемых романов;

— особо остановиться на субъектной организации текста, в частности роли несобственно-прямой речи, позволяющей более четко выявить.

А.*Г.Т7 ЛТГТЛТТТТЛ ЛТ-.тЛЛЛ Х^ Т1/>*ГУ?Л Т— ЛТ" .Л 1 Т, ТТГ>ТГ,~.ТТТТТ Ti в" X ГЛТПТТЛПТ.'Л" f ишОшшиъ oiitupa в. iopwiu и wu ®щил.ппшм jcianwDft.

В основе исследования лежат принципы культурно-исторического и сравнительно-исторического, а также биографического методов. Практиковался и подход к романам Олдингтона в свете проблемы автора, позволяющей рассматривать произведение как целостное явление, в тесной взаимосвязи формы и содержания. Теоретическим основанием такого подхода является учение об авторе М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Б. О. Кормана, Н. Т. Рымаря, а также работы, посвященные проблеме повествовательной формы, С. Н. Фшпошкиной, А. А. Андриевской,.

Н.А.Кожевниковой и др.

В данной работе анализу подвергаются следующие романы английского писателя: «Дочь полковника», «Все люди — враги», «Женщины должны работать», «Сущий рай» и «Отвергнутый гость». Роман «Смерть героя» привлекается к исследованию, но, принимая во внимание его.

16 изученность, в самом кратком варианте. За рамками диссертационной работы остается роман «Семеро против Ривза», содержание которого не связано с поставленной проблемой.

Заключение

.

1. Aldington R. Life for the Life’s Sake. — P.411.

2. Михальская Н. П. Указ. соч. — С. 203.

3. Ионкис Г. Э. Олдингтон и английская романтическая традиция / Г. Э. Ионкис // Литературный процесс и творческая индивидуальность. -Кишинев, 1999. — С. 144−159.

4. Урнов М. В. Ричард Олдингтон. — С. 54.

5. Ионкис Г. Э. Комментарии [к роман}' Р. Олдингтона «Сущий рай"]. — С. 558.

6. Aldington R. Women Must Work. — P. 164.

7. Wilkinson D. The Curios Reader. Aldington’s Berkshire Years / D. Wilkinson // Richard Aldington: Papers from Reading Conference. — Reading, 1987. — P. 6775.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Единственная любовь Казановы / Р.Олдингтон. — Ростов-на-Дону: Гермес. 1994.
  2. Р. Прощайте, воспоминания. Рассказы / Р.Олдингтон. М.: Прогресс, 1961.
  3. Олдингтон P. P.JI. Стивенсон: Портрет бунтаря / Р.Олдингтон. М.: Книга, 1985.
  4. Aldington R. All Men are Enemies / R.Aldington. Garden city, 1933.
  5. Aldington R. Collected poems. 1915 1923 / R.Aldington. — L., 1933.
  6. Aldington R. Colonel’s Daughter / R.Aldington. L., 1931.
  7. Aldington R. Death of a Hero / R.Aldington. -N. Y., 1929.
  8. Aldington R. D.H. Lawrence ! R.Aldington. L., 1930.
  9. Aldington R. Ezra Pound and T.S. Eliot. A Lecture / R.Aldington. N.Y., 1965.
  10. Aldington R. Jane Austen / R.Aldington. Passadena, 1948.
  11. Aldington R. Life for the Life’s Sake: A Book of Reminiscences / R.Aldington.- N.Y., 1941.
  12. Aldington R. Literary Reviews / R.Aldington. L., 1924.
  13. Aldington R. Literary Studies and Reviews / R.Aldington. N.Y., 1924.
  14. Aldington R. Pinorman / R.Aldington. L., 1954.
  15. Aldington R. Portrait of a Rebel. The Life and the Work of R.L. Stevenson / R.Aldington. L., 1957.
  16. Aldington R. Rejected Guest / R.Aldington. N. Y., 1939.
  17. Aldington R. Roads to Glory / R.Aldington. N.Y., 1931.
  18. Aldington R. The Romance of Casanova / R.Aldington. N.Y., 1964.
  19. Aldington R. Seven Against Reeves / R. Aldington Harmondworth, 1950.
  20. Aldington R. Very Heaven / R.Aldington. L., 1938.
  21. Aldington R. Voltaire / R.Aldington. L., 1934.
  22. Aldington R. Women Must Work /R.Aldington. L., 1934.
  23. A Passionate Prodigality. Letters to Alan Bird from Richard Aldington / Ed. by M.J. Benkovitz. N.Y., 1975.
  24. Во И. Мерзкая плоть / И. Во // Избранное: Сб. М.: Прогресс. — 1974. -С. 21 — 181.
  25. Во И. Пригоршня праха / И.Во. М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  26. Дж. Конец главы / Дж. Голсуорси. Ташкент, 1990.
  27. Дж. Сага о Форсайтах: в 2 тт. / Дж. Голсуорси. М.: Худож. литерат., 1973.
  28. Г. Сила и слава / Г. Грин // Собр. соч.: в 6 тт. Т.2.- М.: Худож. литерат., 1993.-С. 7−213.
  29. Г. Стамбульский экспресс / Г. Грин. Л.: Лениздат, 1989.
  30. Д.Г. Любовник леди Чаттерли / Д. Г. Лоуренс. М.: Книжная палата, 1991.
  31. У.С. Узорный покров / У. С. Моэм /У Избр. произв.: в 2 тт. М.: Радуга, 1985. — Т. 1. — С. 209 — 377.
  32. Ремарк Э.-М. На западном фронте без перемен. Три товарища / Э. М. Ремарк. -М.: Правда, 1985.
  33. Wells Н. The World of William Clissold / H.Wells. б.г.
  34. О. Жёлтый Кром / О.Хаксли. М.: Худож. литерат., 1987.
  35. О. О дивный новый мир. Через много лет умирает лебедь / О.Хаксли. СПб.: Амфора, 1999.
  36. О. Шутовской хоровод / О.Хаксли. СПб.: Амфора, 1999.
  37. Э. Прощай, оружие / Э.Хемингуэй. М.: Худож. литерат., 1977.
  38. У. Традиция и мечта. Критический обзор английской прозы с 20х годов до сегодняшнего дня / У.Аллен. М.: Прогресс, 1977. — С. 21 — 163.
  39. А.А. Несобственно-прямая речь в художественной прозе Луи Арагона / А. А. Андриевская. Киев, 1967.
  40. Г. В. Современный английский роман / Г. В. Аникин. -Свердловск, 1971.
  41. Э.А. Поэтика лирической прозы 1960 1970 годов / Э. А. Бальбуров. — Новосибирск: Наука, 1989.
  42. М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-С. 188−236.
  43. М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979.
  44. Л.К. О стилистическом своеобразии романа Л. Олдингтона «Смерть героя» / Л. К. Бобылева. Владивосток, 1979.
  45. Л.К. Сказ в английском романе: С. Моэм, Р. Олдингтон, Гр. Грин / Л. К. Бобылева. Владивосток, 1979.
  46. М.В. Синтаксис авторской речи в романе Р. Олдингтона «Смерть героя»: Автореф. дисс. канд. филол. наук / М. Б. Борщевская. -Львов, 1972.
  47. В.В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. -М.: Высшая школа, 1971.
  48. В.Н. Марксизм и философия языка: (Основные проблемы социологического метода в науке о языке) / В. Н. Волошинов. Л.: Прибой, 1929.
  49. О.Л. Документально-художественные биографии в творчестве Р. Олдингтона: книги о писателях: Дисс. канд. филол. наук / О. Л. Гиль. -СПб., 1996.
  50. Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург Л.: Худож. литерат., 1977.
  51. Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор персонаж в художественном тексте / Е.АГончарова. — Томск, 1984.
  52. В. Идеи времени и формы времени / В.Днепров. -Л.: Сов. писатель, 1980.
  53. В. Черты романа XX века / В.Днепров. Л.: Сов. писатель, 1965.
  54. И.Г. Проблематика и художественное своеобразие советского социально-психологического романа / И. Г. Добрицкая. Минск, 1987.
  55. Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали / Е. С. Добин. -Л.: Сов. писатель, 1981.
  56. К. А. Интерпретация текста / К. А. Долинин. М.: Просвещение, 1985.
  57. З.Б. Соотношение авторской речи и речи персонажа как лингвопоэтическая проблема: Автореф. дисс. канд. филол. наук / З. Б. Ешмамбетова. М., 1984.
  58. И.А. К вопросу о внутрижанровой сущности и типологии романа /' И. А. Жаборюк. Одесса, 1987.
  59. Жанровое разнообразие современной прозы Запада / Под ред. Д. В. Затонского Киев, 1989.
  60. Д.Г. Английский роман XX века. 1918 1939 / Д. Г. Жантиева — М.: Наука, 1965.
  61. Д.Г. Предисловие / Д. Г. Жантиева // Aldington R. Short Stories. М.: Progress, 1967. — С. 3 — 11.
  62. Н.Ю. Английский психологический роман XX века / Н. Ю. Жлуктенко. Киев: Высшая шк., 1988.
  63. Д.В. Искусство романа и XX век / Д. В. Затонский. М.: Худож. литерат., 1973.
  64. Г. Э. Английская поэзия XX века: (1917 1945) / Г. Э. Ионкис. -М.: Высшая школа, 1980.
  65. Г. Э. Интеллектуальный герой Р. Олдингтона / Г. Э. Ионкис // Уч. зап. / МГПИ М., 1964. — № 218. — С. 347 — 365.
  66. Г. Э. Комментарии к роману Р. Олдингтона «Все люди -враги». / Г. Э. Ионкис // Олдингтон Р. Собр. Соч.: в 4 тт. М., 1988 — 1989. -Т. З.-С. 485−491.
  67. Г. Э. Комментарии к роману Р. Олдингтона «Сущий рай». / Г. Э. Ионкис // Олдингтон Р. Собр. соч.: в 4 тт. Т. 4. — С. 556 — 561.
  68. Г. Э. Р. Олдингтон в борьбе за реализм / Г. Э. Ионкис //' Уч. зап. / МГПИ М., 1963. — № 203. — С. 135 — 148.
  69. Г. Э. Ричард Олдингтон-романист: Дисс. канд. филол. наук / Г. Э. Ионкис. М., 1964.
  70. Г. Э. Особенности сатирического метода Р. Олдингтона / Г. Э. Ионкис /У Уч. зап. / МГПИ М., 1966. — Т. 245. — С. 273 — 284.
  71. И.В. Английский роман тридцатых годов / И. В. Кабанова. -Саратов, 1999.
  72. И.В. Проблема жанра в английской прозе 1930-х годов: Автореф. дисс. докт. филол. наук/Й.В.Кабановой. М., 2001.
  73. З.И. Французский роман XX века: (Годы 20 30-е. Проблема жанра) / З. И. Кирнозе. — Горький, 1977.
  74. М.П. Лиризм как вид пафоса: Автореф. дисс.. канд. филол. наук / М. П. Князева. Киев, 1987.
  75. А.А. Художественная структура романов В. Вульф 1920 -начала 1930-х годов: Автореф. дисс.. канд. филол. наук / А. А. Колотов. -М., 2000.
  76. .О. Практикум по изучению художественного произведения / Б. О. Корман. Ижевск, 1977.
  77. В.А. Интерпретация текста / В. А. Кухаренко. М.: Просвещение, 1978.
  78. Н.С. Немецкий роман 1918 1945 годов (эволюция жанра) / Н. С. Лейтес. — Пермь, 1975.
  79. Н.С. О типологической классификации жанровых форм прогрессивного немецкого романа 1933 1945 годов / Н. С. Лейтес /У Уч. зап. / Пермский гос. ун-т. — Пермь, 1968. — № 188. — С. 58 — 81.
  80. Н.С. Роман как художественная система / Н. С. Лейтес. Пермь, 1985.
  81. В.А. Авторская позиция в эпическом произведении / В. А. Лимерова. Сыктывкар, 1995.
  82. Q.M. К проблеме сатирических мотивов в романах Р.Олдингтона / О. М. Лисова // Вопросы филологии и методики преподавания германских и романских языков. Воронеж, 1974.
  83. И.И. К проблеме фзтжции авторского модального плана в художественном тексте: Стрзтстура авторских отступлений в романе Р. Олдингтона «Смерть героя» / И. И. Малыхина. Благовещенск, 1988.
  84. Map Н. И. Ричард Олдингтон / Н. И. Мар /У Map Н. И. Пятьдесят интервью. М., 1964. — С. 488 — 514.
  85. Д. Предисловие к роман}' «Дочь полковника». / Д. Мирский /У Олдингтон Р. Дочь полковника. М., 1935. — С. 3 — 12.
  86. Н.Н. Р. Олдингтон и имажис-ты / Н. Н. Михайлов /У Уч. зап. / МОПИ- М., 1968, — Т. 220. Вып. 11 — С. 162 — 176.
  87. Н.Н. сочетание лирического и эпического в романе «Смерть героя» Р. Олдингтона / Н. Н. Михайлов //' Уч. зап. / МОПИ М., 1968. — Вып. Н. — С. 152 — 161.
  88. Н.П., Аникин Г. В. Английский роман XX века / Н. П. Михальская, Г. В .Аникин. М.: Высшая шк., 1982.
  89. Н.П. Коментарии к роману Р. Олдингтона «Дочь полковника». / Н. П. Михальская // Олдингтон Р. / Собр. соч.: в 4 тт. М., 1989. — Т. 2. — С. 504 — 507.
  90. Н.П. Пути развития английского романа 1920 Зи-х годов. Утрата и поиски героя / Н. П. Михальская. — М.: Высшая шк., 1966.
  91. Д.М. Ричард Олдингтон в Ленинграде / Д. М. Молдавский /У Нева 1963. — № 5. — С. 164 — 167.
  92. Т.Л. Зарубежный роман сегодня / Т. Л. Мотылева. М.: Сов. писатель, 1966.
  93. В.В. О языке художественной прозы / В. В. Одинцов. М.: Наука, 1973.
  94. Пар невская Е. М. Ричард Олдингтон: Библиографический указатель / Б. М. Парчевская. М.: Книга, i965.
  95. Е.Д. О некоторых лексико-стилистических особенностях романа Р. Олдингтона «Смерть героя» / Е. Д. Педаш /7 Исследования по германской филологии. Кишинёв, 1975. — С. 51 — 58.
  96. А.И. Писатели «потерянного поколения» в 20 30-ые годы (к проблеме «автор и герой» в творчестве Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона, Э.-М. Ремарка): Дисс. канд. филол. наук / А. И. Петрушкин. — Пермь, 1972.
  97. А.П. Сутций рай (по поводу романа Р. Олдингтона «Сзтций рай») /' А. П. Платонов /7 Платонов А. П. Размышления читателя. М.: Современник, 1980. — С. 164 -181.
  98. И.А. Лирический компонент прозы Б.К. Зайцева: Автореф. дисс. канд. филол. наук / И. А. Полуэктова. Воронеж, 2000.
  99. B.C. Олдос Хаксли: Эволюция творчества / В. С. Рабинович. -Екатеринбург, 1998.
  100. .Г. Творчество Флобера / Б. Г. Реизов. М.: Гослитиздат, 1955.
  101. Ричард Олдингтон: Методические рекомендации к вечеру, посвященному 80-летию писателя. М., 1972.
  102. М.В. Теоретические аспекты изучения романа на современном этапе / М. В. Романенко. М., 1992.
  103. Н.Т. Введение в теорию романа / Н. Т. Рымарь. Воронеж, 1989.
  104. Н.Т. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы / Н. Т. Рымарь. Воронеж, 1978.
  105. Н.Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности /Н.Т.Рымарь, В. П. Скобелев. -Воронеж, 1994.
  106. Л.И. Новеллистика Эдварда Моргана Форстера: греко-италийские образы и мотивы: Автореф. дисс. канд. филол. наук / Л. И. Сероменко. Москва, 2001.
  107. Сноу Ч.-П. Ричард Олдингтон /' Ч.-П.Сноу // Сноу Ч.-П. Портреты и размышления. Эссе. Интервью. Выступления. М.: Прогресс, 1985. — С. 24 -37.
  108. Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория / Л. А. Соколова. Томск, 1968.
  109. Т.Г. Английский морской роман XIX XX веков / Т. Г. Струкова. — Воронеж, 2000. — С. 3 — 26.
  110. Т.М., Крамчанина О. М. Английская интеллектуальная проза / Т. Н. Тимошенкова, О. М. Крамчанина. Харьков, 1999.
  111. М.В. Об авторе и его герое: Предисловие к роману Р. Олдингтона «Все люди враги». / М. В. Урнов // Олдингтон Р. Все люди -враги. -М.: Правда, 1983. — С. 3 -16.
  112. М.В. Позиция творческого мужества / М. В. Урнов /7 Олдингтон Р. Семеро против Ривза. М.: Худож. литерат., 1968. — С. 3 -20.
  113. М.В. Предисловие /М.В.Урнов // Олдингтон Р. Смерть героя. -М.: Правда, 1988. С. 3 -16.
  114. М.В. Ричард Олдингтон / М. В .Урнов. М.: Высшая шк., 1968.
  115. М.В. Ричард Олдингтон и его книги / М. В. Урнов // Олдингтон Р. Собр. соч.: в 4 тт. М., 1988. — Т. 1. — С. 5 — 29.
  116. М.В. Судьба Стивенсона / М. В. Урнов // Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет Бунтаря. М.: Книга, 1985. — С. 6 — 33.
  117. С.Н. Авторское сознание и проблемы повествовательной формы в английском романе 50 70-х годов XX века: Дисс.. докт. филол. наук / С. Н. Фшпошкина. — Москва, 1992.
  118. С.Н. Герой и проблемы нравственной ориентации в современном английском романе / С. Н. Филюшкина // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986. — С. 91 — 99.
  119. С.Н. Современный английский роман (формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники) / С. Н. Филюшкина. Воронеж, 1988.
  120. Л.В. Художественная деталь У Л.В.Чернец И Русская словесность. 1997. — № 6. — С. 74 — 80.
  121. Н.Р. Ритмическая организация авторских отступлений в романе Р. Олдингтона «Смерть героя» У Н. Р. Шайхутдинова. Горький, 1980.
  122. М.Н. Аналитизм и полифонизм во французской прозе (стили Стендаля и Бальзака) У М. Н. Эпштейн /У Типология стилистического развития XIX века. М.: Наука, 1977. — С. 230 — 266.
  123. А.Я. Внутрижанровая типология романа и пути её изучения: Автореф. дисс. доктора филол. наук / А. Я. Эсалнек. IvL, 1986.
  124. А. О лирическом начале в прозе / А. Эльяшевич /У Звезда. -1961.-№ 8-С. 189−202.
  125. Г. В. «Миссис Дэллоуэй» В. Вульф: структура повествования: Автореф. дисс. канд. филол. наук /' Г. В. Яновская. Новгород, 2001.
  126. Allen W. The English Literature. A Critical History / W.Allen. -Harmonds worth, 1963.
  127. Allen W. English Novel / W. Allen L, 1954.
  128. Alien W. The Novel Today / W.Alien. L., 1964.
  129. Alien W. Tradition and Dream. The English and American Novel from the 20s to Our Time / W.Aiien. L., 1964.
  130. Barlow A. Answers to My Murdered Self Aldington’s postwar poetry / A. Barlow // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. — Reading, 1987.-P. 22−31.
  131. Beach J.W. The Twentieth Century Novel: Studies in Technique / J.W.Beach. -N.Y. -L., 1932.
  132. Bergonzi B. Heroes Twilight / B.Bergonzi. N. Y., 1965.
  133. Bergonzi B. The Turn of a Century / Bergonzi. L., 1973.
  134. Bradbery N. The Colonel’s Daughter as Polemic Fiction / N. Bradbury /У Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. — P. 13 -21.
  135. Burgess A. English Literature / A.Burgess. L., 1974.
  136. Collins A.S. English Literature of 20th Century / A.S.Collins. L" 1956.
  137. Critiques and Essays on Modern Fiction. N.Y., 1952.
  138. Cunningham V. British Writers of the Thirties / V.Cunningham. Oxford, 1988.
  139. Daiches D. The Novel and the Modern World / D.Daiches. Chicago, 1947.
  140. Daiches D. The Present Age after 1920 / D.Daiches. L., 1958.
  141. Doyle Ch. R. Aldington and T.S. Eliot / Ch.R.Doyle // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987.
  142. Evans B.I. English Literature between the wars / B.I.Evans. L., 1948.
  143. O’Faolain S. The Vanishing Hero / S. O’Faolain. L., 1956.
  144. Forster E.M. The Development of English Novel between 1918 1939 / E.M.Forster. — Giasgo, 1945.
  145. Fowler A. Kinds of Literature: An Introduction to the Theory of Genres and Modes / A.Fowier. Cambridge, 1982.
  146. Fox Су Aldington and Wyndham Lewis Allies Against the Fool-Farm / Cy Fox /7 Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. — Reading, 1987.-P. 83−97.
  147. Fraser G.S. The Modern Writer and His Age / G.S.Fraser. L, 1953.
  148. Friedman N. Form and meaning in Fiction / N.Friedman. The Athens, 1975.
  149. Frierson W.C. The English Novel in Transition / W.C.Frierson. Norman, 1 л л л
  150. Gates N.T. The Poetry of R. Aldington / N.T.Gates University Park, 1974.
  151. Gates N.T. The Road of Reading / N.T.Gates /7 Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. — P. 32- 38.
  152. Hughes G. The Rebel Imagism and the Imagists. A Study in the Modern Poetry / G.Hughes. — L., 1960.
  153. Kettle A. Introduction to the English Novel / A.Kettle. L., 1954.
  154. Kunitz S.L. Twentieth Century Authors. A Biographical Dictionary of Modern Literature / S.L.Runitz, N.Y., 1955.
  155. Loofbourow J. Theories and the Forms of Fiction / J.Loofbourow. L., 1964.
  156. Lubbock P. The Craft of Fiction / P.Lubbock. L., 1939.
  157. McGreery Th. Richard Aldington: An Englishman / Th.McGreevy. L., 1931.
  158. The Modern Age. The Pelican Guide to English Literature i Ed by B. Ford. -L., 1961.
  159. Moor T. S. Some soldier poets / T. S .Moor. N. Y., 1920.
  160. Morris J.A. The Modernist Context of Aldington’s poetry / J.A.Morris // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. — P. 49- 60.
  161. Quinn P. Aldington’s Minor Novels / P. Quinn // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. — P. 106- 121.
  162. Rashid A! Mohammed. Aldington as Biographer / A1 Mohammed Rashid // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. — P. 76- 82.
  163. Ridgway Ch. Aldington and The First World War / Ch. Ridgway // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. — P. 1- 12.
  164. Richard Aldington: An Intimate Portrait. / Ed. By A. Kershow. -Edvardsville, 1965.
  165. Routh H.V. English Literature and Ideas in the 20th Century / H.V.Routh. -L., 1948.
  166. Schwartz D.R. The Transition of the English Novel, 1890 1930 / D.R.Schwartz. — L., 1989.
  167. Scott-Games R.A. Fifty Years of English Literature, 1900 1950 / R.A.Scott-Games. — L., 1956.
  168. Smith R.E. Richard Aldington / R.E.Smith. Boston, 1977.
  169. Snow P.C. Richard Aldington / Ch.P.Snow. L., 1938.
  170. Stansy P., Abraham W. Journey to the Frontier /' P.Stansy. L., 1966.
  171. Stanzel F. Narrative Situations in the Novel. Tom Jones, Moby Dick, The Ambassadors, Ulysses / F.Stanzel. L., 1971.
  172. Swinnerton F. The Georgian Literary Scene / F.Swinnerton. L., 1938.
  173. Symons J. The Thirties. A Dream Revolved / J.Symons. L., 1960.
  174. Temple F.J. Homage to Richard Aldington / F.J.Temple // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. — P.61- 66.
  175. Tindall W.Y. Forces in Modern British Literature. 1885 1946 / W.Y. Tindall — N.Y., 1947.
  176. Ward A.C. Twentieth Century English Literature, 1900 1960 / A.C.Ward. -L., 1964.
  177. West A. Crisis and Criticism / A. West. L., i 937.167
  178. Wilkinson D. The Curious Reader. R. Aldington’s Berkshire Years / D. Wilkinson // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. -Reading, 1987.-P. 67−75.
  179. Winter R. Aldington, Modernism and Soviet Criticism / R. Winter // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. — P. 96 — 105.
  180. Woodlock G. The Writer and Politics / G.Woodlock. L., 1948.
Заполнить форму текущей работой