Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитание детей в домашнем, общественно-полезном и производственном труде принадлежит лучшим традициям бурятского народа. Это показывает проведенное наблюдение, анализ опыта, встречи с ремесленниками занимающимися шорничеством, плетением, поделками из дерева, бисера. Но на современном этапе развития общества, часто не используется прогрессивный опыт трудовых традиций бурятского народа, имеющий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ БУРЯТСКОГО ЭТНОСА
    • 1. 1. Нравственный потенциал народной педагогики бурятского этноса
    • 1. 2. Труд как фактор формирования нравственных качеств детей в народной педагогике бурятского народа
  • ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Методы и организационные формы воспитания нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций этноса
    • 2. 2. Уровни и показатели сформированности нравственных качеств младших школьников по результатам опытно-экспериментальной работы

Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования:

В современных социально-экономических условиях идет тенденция к суверенизации национальных республик РФ, предъявляются все возрастающие требования к раскрытию духовного потенциала того или иного этноса. В связи с этим возрастает роль нравственного воспитания детей с использованием народных традиций,.

В настоящее время происходит взаимообогащение традиций, обогащение их интернациональными элементами. Изменилось представление о национальных традициях как о чем-то, фиксирующем только моменты отличия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции, выражающиеся в национальной форме, еще не исчерпали своих прогрессивных возможностей и с успехом могут быть использованы в современной школе.

Национальные традиции в известной степени отражают историю самой нации, условия ее жизни и быта. Они воплощают в себе определенный жизненный опыт, фиксируют результаты жизненных наблюдений. Кроме того, в традициях закрепляется образ жизни людей. Все это в концентрированном виде находит отражение в национальном характере, поскольку наиболее устоявшиеся национальные традиции становятся частью духовного облика человека той или иной национальности.

Традиции и обычаи при условии их соблюдения из поколения в поколение превращаются в прочные основы поведения. Но современное состояние национальных культур, своеобразие исторического развития бурятской, как и многих других наций, требуют вмешательства в целях его сохранения школьного воспитания.

Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, школа призвана формировать у детей конкретные нравственные качества: трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, гуманизм, чувство коллективизма, чувство долга, точность.

Основным средством формирования указанных качеств являются трудовые традиции этноса. Обилие информации, воспитание в соответствующей среде, многовековая жизненная практика показала, что дети должны овладевать различными трудовыми умениями и приемами и переносить их на любой вид деятельности в современном мире, свойственными данному народу, так как учащиеся успешно воспитываются и обучаются на предшествующих и настоящих примерах производственной деятельности народа.

Опыт показал, что незнание национальных особенностей этноса, его психологии, традиций, пренебрежительное отношение к его прошлому означает разрушение связи между поколениями.

Воспитание детей в домашнем, общественно-полезном и производственном труде принадлежит лучшим традициям бурятского народа. Это показывает проведенное наблюдение, анализ опыта, встречи с ремесленниками занимающимися шорничеством, плетением, поделками из дерева, бисера. Но на современном этапе развития общества, часто не используется прогрессивный опыт трудовых традиций бурятского народа, имеющий огромный потенциал, который можно применить в процессе воспитания младших школьников и как следствие возникает большой процент маргиналов, людей оторванных от культуры народа, не знающих цели и цены жизни, алкоголизм, наркомания, табако курение стали иметь место и среди детей младшего школьного возраста. Поэтому использование народных традиций в современной практике обучения и воспитания является настоятельной необходимостью.

Одним из элементов трудового воспитания бурятской педагогики включенным в трудовые традиции этноса является устное народное творчество. В эпосах, сказках, песнях, загадках, пословицах поговорках и многовековых народно-педагогических изречениях воспевается труд как ковых народно-педагогических изречениях воспевается труд-как главная цель и как важнейшее средство формирования личности учащихся. Тема труда, трудовое воспитание и обучение, сохранение и приумножение трудовых традиций старшего поколения занимает одно из ведущих мест во всех жанрах народного фольклора.

Педагогические народные традиции должны быть переданы ненавязчиво, иносказательно, с подтекстом, решающим серьезные вопросы национального плана. Необходимо правильно оперировать народными методами (зубшоолгэ, магталга, сайшаалга, заалбар, хараал), верно использовать элементы трудовых традиций в содержании учебных предметов. Проведенный анализ состояния учебно-воспитательной работы показывает недостаточную разработанность данной проблемы.

Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной необходимостью научной разработки трудовых традиций бурятского народа и их использования в учебно-воспитательной работе школ и его недостаточной изученностью.

Идея воспитания детей на народных традициях не только пропагандировалась, но и внедрялась в жизнь великими: педагогами как Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн и другими.

Великие мыслители XIX в. Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др., выражая свои идеи по поводу воспитания и обучения, выдвигали прогрессивные взгляды по вопросам народного воспитания, принимали во внимание использование народных традиций в воспитательной деятельности.

Дидактическое обоснование связи между трудовым воспитанием и развитием личности детей дано в работах П. Р. Атутова, А. К. Бешенкова, Ф. И. Иващенко, В. А. Поляковатворческое развитие — в работах П. Н. Андрианова, Н. И. Бабкинаэкономические вопросы воспитания — в работах И.А.

Сасовойсвязи между воспитанием и обучением рассматривал В. М. Казакевич.

Большой вклад в изучение развития личности детей внесли известные ученые-психологи: Л. И. Божович, С. Н. Иконникова, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, С. М. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, В. Э. Чудновский, Р.Д. Санжае-ва и др.

Прогрессивные традиции народной педагогики были затронуты З. Г. Нигматовым, С. Исаевым, В. И. Баймурзиной, Г. Бицония, А. Алиевым, М. Садыковым и другими. Все они писали о народных традициях своего этноса, каждый из которых обладает своими отличными от других характерными особенностями.

Определенный вклад в решение вопросов изучения народного творчества, выявления прогрессивных традиций, разработки путей использования их в учебно-воспитательном процессе внесли и бурятские ученые. С. С. Танхасаева затронула народные бурятские традиции в практике воспитания в семье и в сельской школе, Ж. Д. Доржиева рассматривала трудовое воспитание средствами народного фольклора, К. Д. Басаева изучал историю брака и семьи у бурят, Э. Ш. Анганова посвятила свое исследование нравственному воспитанию детей на основе бурятских народных традиций. Анализ указанных работ, изучение опыта работы учителей, показывают, что недостаточно определены роль и место трудовых традиций этноса в формировании нравственных качеств младших школьников.

Учитывая актуальность названной выше проблемы и недостаточную ее разработанность в педагогической теории и практике была определена тема нашего исследования: «Трудовые традиции бурятского народа как средство формирования нравственных качеств младших школьников».

Цель исследования: Раскрытие педагогических условий эффективности использования трудовых традиций бурятского народа в формировании нравственных качеств младших школьников.

Объект исследования: Трудовое воспитание в формировании личности детей в народной педагогике.

Предмет исследования: Формирование нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций бурятского народа.

Гипотеза исследования: Формирование нравственных качеств младших школьников будет успешным если:

— выявлены роль и место труда в развитии личности детей в народной педагогике бурятского народа;

— выявлены методы и средства использования содержания трудового воспитания народной педагогики бурят для формирования нравственных качеств младших школьников;

— выработаны показатели сформированности нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций этноса.

Задачи исследования:

1. Выявить специфические особенности народных традиций бурятского этноса.

2. Определить педагогический потенциал трудовых традиций бурятского народа в воспитании нравственных качеств младших школьников.

3. Провести дидактический анализ методов и форм воспитания нравственных качеств младших школьников на основе трудовых традиций этноса.

4. Выявить показатели сформированности нравственных качеств младших школьников.

5. Разработать методические рекомендации по использованию трудовых традиций бурятского народа для формирования нравственных качеств младших школьников.

Методологическими основами исследования являкугся: концепция определяющей роли труда, трудовой деятельности во всестороннем развитии личности, теория познания, принцип единства теории и практики, психолого-педагогические положения о деятельностной сущности личности, системный подход, фундаментальная теория поэтапного формирования умственных действий.

Методы исследования: анализ литературных источников и диссертационных исследованийобобщение опыта национальных школ и бурятской семьи по использованию труда в целях формирования нравственных качеств младших школьникованкетирование, интервьюирование, беседапедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), обработка и оценка результатов исследования.

Исследование проводилось в 3 этапа:

На первом этапе проводился анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме диссертационного исследованияизучался опыт учебно-воспитательного процесса в школах республики Бурятияодновременно проводилась подготовка к проведению опытно-экспериментальной работыбыл проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе обобщался полученный материалпроводилась опытно-экспериментальная работа, определялись основные направления использования народных идей и опыта трудовых традиций бурятского этноса в нравственном воспитании младших школьниковразрабатывались методические рекомендации.

На третьем этапе проводился анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, обработка полученных данных, литературное оформление диссертационного исследования.

Достоверность результатов после апробации обеспечивалась совокупностью использованных методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованияподтверждается обоснованностью его выводовцеленаправленным анализом педагогической практики, результатами опытно-экспериментальной работы в ряде школ РБ.

Научная новизна исследования заключается:

— в выявлении методов, приемов, средств, обеспечивающих эффективность воспитательных мероприятий, связанных с использованием народных традиций, отраженных в бурятском народном творчестве;

— в определении конкретного содержания положительных традиций бурятского народа, способных оказать нравственное и трудовое воздействие на младших школьников;

— в разработке методических рекомендаций по использованию трудовых традиций бурят для формирования нравственных качеств младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении специфических особенностей народных традиций бурятского этносав определении педагогического потенциала трудовых традиций бурятского народа, его воздействие на воспитание нравственных качеств учащихся в начальных классах школ РБв обосновании комплекса методов педагогического воздействия на воспитание нравственных качеств младших школьников в учебной, внеклассной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных положений и выводов исследования в деятельности сельской и городской школы РБ, особенно в практике подготовки школьников к жизни и труду, формировании социально значимых духовных и личностных качествразработкой методической рекомендации по использованию трудовых традиций этноса в программе начальной школы.

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение в лаборатории обучения учащихся технологии и отделе трудовой подготовки ИОСО РАО, на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов ИОСО РАО, на методических совещаниях ряда школ г. Улан-Удэ. Методические рекомендации используются в практике работы школ №№ 8, 37 г. Улан-Удэ, Бурятского института повышения квалификации работников образования.

Основные положения выносимые на защиту могут быть сформулированы в виде следующих тезисов:

— Наряду с возрастными, индивидуальными и психологическими особенностями в процессе нравственного воспитания следует учитывать и национальные особенности учащихся.

— Прогрессивные идеи и традиции бурятской народной педагогики являются своеобразной системой воспитательных воздействий, сложившихся в течение всей истории этноса, которая способствовала формированию нравственных качеств детей.

— Эффективность овладения детьми нравственными национальными ценностями определяется непосредственным приобщением школьников к исходным трудовым традициям, изучением фольклора и усвоением традиционного стиля межличностных отношений.

— Комплекс педагогических условий нравственного воспитания младших школьников с использованием трудовых традиций бурятского народа способствует эффективности нравственного воспитания младших школьни ков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Нравственное воспитание занимает одно из центральных мест в процессе воспитания младших школьников. В нашем исследовании подчеркнуто, что личность ребенка выступает объектом и субъектом этого процесса. Объектом воспитания является прежде всего социально значимые качества и опыт личности ребенка. Во взаимосвязи с возрастными особенностями они способствуют нравственному становлению личности. Поэтому нравственное воспитание является ведущим аспектом процесса воспитания будущего гражданина нашего общества.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует не мало способов и средств формирования нравственной воспитанности младших школьников. Одним из них являются народные традиции. В нашем исследовании мы изучили трудовые традиции бурятского народа, показали пути и средства формирования нравственных качеств учащихся. Традицииэто исторически сложившиеся моральные нормы, механизм обеспечивающий стабильность этнической культуре, формы передачи опыта общественных отношений от поколения к поколению. Эффективность воспитательных возможностей бурятских народных традиций определяется нравственным содержанием, связью с современным миром, особенностями их влияния на духовный мир младшего школьника в данном регионе. Традиции, моральные нормы усваиваются в младшем школьном возрасте на много эффективнее, так как этот возраст является наиболее сензитивным, ведь именно тогда происходит формирование нравственных понятий и представлений, отношений и поступков.

В своем исследовании мы показали, что уже в дошкольном возрасте имеются предпосылки для целенаправленного осуществления нравственного воспитания младших школьников с использованием традиций бурятского народа, нами были выделены тенденции развития нравственного воспитания, которые сводятся к последовательному расширению, обогащению и углублению нравственных чувств и интересов, развитию мотивации и росту практических умений и навыков, позволяющих овладевать нравственными знаниями, удовлетворять свои интересы и потребности.

В последующие годы в начальных классах основная нравственная работа связана с формированием у учащихся умений и навыков учебной деятельности, правильных взаимоотношений в детском коллективе. Школьники приобщаются к общественной жизни класса, в большей степени формируется культура поведения, дети участвуют в общественно полезном труде и самообслуживании.

На каждом новом году обучения работа по воспитанию нравственности постоянно должна решать задачи: расширения, углубления, систематизирования знаний о моральных нормахразвития умения справедливо оценивать свои и чужие поступкиформирования отрицательного отношения к негативным общественным явлениямформирования и развития привычек, умений и навыков нравственного поведения.

В диссертации мы определили задачи, содержание нравственного воспитания на бурятских народных традициях применительно к младшему школьному возрасту, показали возможности учебного процесса, семейного и внеклассного воспитания в нравственном обогащении учащихся. Нравственное воспитание младших школьников должно опираться на некоторые положения: нравственный облик школьника необходимо формировать с учетом изменившихся условий развития современного обществанравственное воспитание необходимо осуществлять с той точки зрения, что ребенок выступает не только как объект, но и как участник воепитания. Для этого ему необходимо получить возможность самостоятельного выбора в повседневной жизни. Сначала это может быть выбор действия, поступка, затем последовательно формируется осознанная нравственная самостоятельность. Такие категории как совесть, долг, честь, достоинство становятся мотивами всего поведения младших школьников.

Исходить из неповторимости личности ребенка, его индивидуальности, обеспечивать оптимальное развитие каждого ученика.

Система нравственного воспитания должна носить развивающий характер. формирование нравственной самостоятельности должно осуществляться в условиях деятельности для накопления опыта и развития.

В опытно-экспериментальной работе мы предприняли попытку определить уровни нравственной воспитанности младших школьников, воспитание нравственных качеств осуществлялось с помощью методов бурятской народной педагогики, так как именно они позволяют использовать различные способы психологического воздействия на развивающуюся личность школьника. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сделать вывод, что эффективность использования народных традиций бурятской педагогики определяется рядом условий: прежде всего — специальной подготовкой педагогических кадровкомплексным использованием средств народной педагогике в учебной и внеклассной работе, с привлечением родителей учащихсяосуществлением связи нравственного воспитания опирающегося на народные традиции, со всей воспитательной работой.

Нравственное воспитание в рамках нашего исследования осуществлялось с помощью различных средств, ведущими из которых являлись традиции бурятского народа, так как именно они позволяют использовать различные способы психологического воздействия на сознание, чувства, мышление, волю, внимание младшего школьника.

Наше исследование показало, что для успешного формирования нравственных качеств необходимо практическое участие младших школьников в труде на благо людей, это способствует осознанию нравственной ценности такой деятельности, расширяет опыт учащихся, формирует положительное отношение к людям, обществу в целом.

Педагогическая работа в данном направлении будет успешной, если такой труд детей действительно полезен обществу, ее следует организовать так, чтобы она носила осознанный, систематический характер. При этом необходимо учитывать следующие условия: в общественно полезной работе должны участвовать все без исключения (учащиеся, учителя, технический персонал), она должна быть посильной, необходимо применять ранее приобретенные знания и трудовые умения.

Следующее частное условие эффективности — стиль отношений между учителем и учащимися. Отношения, складывающиеся на уроке, во вне-учебное время помогают увидеть моральную сторону каждого поступка ученика, чтобы вовремя заметить и постараться исправить отрицательные черты характера, помочь в нравственном становлении личности. Реализация этого условия выступает одним из стимулов проявления нравственных качеств личности, так как в силу подражательности младших школьников и большого авторитета для них учителя, учащиеся перенимают нравственные качества, поведение и переносят этот способ общения на окружающих людей.

Воспитание нравственных качеств детей с помощью средств и методов трудовых традиций бурятского этноса должно осуществляться прежде всего в учебном процессе. Систематическое ознакомление учащихся с народными традициями может проходить на каждом уроке при использовании учителями методических рекомендаций разработанных в ходе нашего исследования.

Использование элементов трудовых традиций бурятского народа в учебном процессе, в общественно полезной деятельности, педагогически целесообразное сочетание игры и труда, последовательное формирование на этой основе социально ценных традиций детского коллектива, оказание помощи родителям в формировании народных традиций в семье ведут, при реализации указанных условий к постепенному формированию у младших школьников качеств. В которых воплощаются нравственные принципы и идеалы, лежащие в основе традиций бурятского народа.

Выявленные в ходе исследования условия эффективности нравственного воспитания младших школьников неразрывно связаны между собой. Их необходимо реализовывать лишь в единстве, иначе не соблюдение одного из них вызовет затруднения или даже не возможность реализации других, что приведет к снижению результатов нравственного воспитания. Это и послужило экспериментальным обоснованием для выводов, сделанных в нашем исследовании.

Исследование, проведенное нами, не исчерпывает всех проблем нравственного воспитания младших школьников с использованием трудовых традиций бурятского этноса. Некоторые аспекты, например, такие как: связь школы и семьи требуют дальнейшей разработки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Л. Культ гори буддизм в Бурятии (Эволюция верований и культов селенгинских бурят) / АН СССР, Сиб. отд. Бурят, ин-та обществ, наук. — М.: Наука, 1992. — 139 с.
  2. С. Н. Историческое единство человека и взаимное влияние исторического единства культур: Автореф. дисс. на соиск. ученой степ. канд. филос. наук -Л.:ЛГУ, 1967. 31 с.
  3. Ю. П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1979. -255 с.
  4. Азбука нравственного воспитания // Под ред. И. А. Каирова и O.E. Богдановой.-3-е изд. -М.: Просвещение, 1979.-318 с.
  5. В. Б. Традиции и духовность // Человек и культурно историческая традиция. Тверь, 1991.-С. 4−12.
  6. А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека.-Махачкала, 1968.-290 с.
  7. Алиева С. А Основы процесса нравственного воспитания и развития подростков: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-Баку, 1981.-22 с.
  8. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение. — 1968, с. 23.
  9. Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Улан-Уде, 1995.- 160 с.
  10. Е. К. Союз с природой. М.: Знание, 1985.-80 с.
  11. П.Н. Содержание и методы внеклассной работы с учащимися различных возрастных групп по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству. -М., 1986.
  12. Р. Г. Природа морали. // Вопросы философии, 1989. № 12. С. 7−9.
  13. Л. М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии, 1983. № 11.- С. 2−7.
  14. Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности М., 1978.-221 с.
  15. П.Р. Связь обучения с жизнью и трудом учащихся. М., 1963.-224с.
  16. П.Р. Связь производительного труда школьников с обучением.-М, 1958.-29 с.
  17. Н. И. Реализация задач политехнического образования . Методические рекомендации.-М., 1985.-21 с
  18. В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань. — 1992. — 16 с.
  19. Н. Народная педагогика Востока —/Народное творчество, 1991. № 6.-С. 5−7.
  20. С. П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ.: Бурят, кн. изд-во, 1959.-180 с.
  21. С. П. Родословные предания и легенды бурят, в 2-х ч. Улан-Удэ.: Бурят, кн. изд-во., 1970. ч.1−363 с.
  22. В. Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей Улан-Удэ.: Бурят, кн. изд-во, 1071.-28 с.
  23. Е. В. Традиционные формулы и элементы малых жанров в бурятской волшебной сказке // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989.-154 с.
  24. С. С. Бурятские сказки о животных. Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во. 1974.-192 с.
  25. К. Ю. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991.-192 с.
  26. И. Б. Буряты на рубеже IXX—XX вв.. Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период.: Историко-этнографический очерк. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во. 1992.-73 с.
  27. X. М. Прогрессивные идеи и опыт Карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Казань: Каз. гос. пед. ин-т, 1992.17 с.
  28. А.К. Трудовое обучение в школьных мастерских. М.: Учпедгиз, 1963. 188 с.
  29. В. А. Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание: Филос.-этич. основы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.-141 с.
  30. Н. А. Самопознание (Опыт филос. автобиографии)-М.: Книга, 1991.-445 с.
  31. В. П. Стандартизация образования, основные идеи и понятия. // Педагогика, 1993. № 5.-С 16−25 с.
  32. В. А. Некоторые особенности проведения педагогических исследований // Теория и практика педагогического эксперимента. Куйбышев: Куйбышев, гос. пед. ин-т, 1974. С 14.
  33. Д. Т. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1975. -175 с.
  34. . П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971.-347 с.
  35. П. Л. Избранные пед. и психолог, соч-я в 2-х томах., Т 1.-М.: Педагогика, 1979.-304 с.
  36. В. А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.-64 с.
  37. О. С. Нравственное воспитание младших школьников: Дисс. канд. пед наук. М., 1975. — С. 18.
  38. А. А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения. // Вопросы психологии. 1989.-№ 6.-С 74−77.
  39. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исследование. М.: Просвещение, 1968 — 464 с.
  40. Н. И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Просвещение, 1981.-223 с.
  41. Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории. М.: Педагогика, 1979−224 с.
  42. Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук. М., 1980,39 с.
  43. В. Г. Об исследовании процесса взаимодействия школы и социальной среды: обзор информ. М., 1983.-48 с.
  44. . С. Психологические аспекты нравственного развития личности // Знание. 1977. — № 6.-64 с.
  45. Ю. С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных воздействий: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М.: 1992.-17 с.
  46. Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. — М:1. Мысль, 1990.-391 с.
  47. Ю. Г. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.-283 с.
  48. В. В Как сохранить общечеловеческие ценности. М.: Знание, 1990.-15 с.
  49. Л. С., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 1993.136 с.
  50. Бурятские народные традиции: Программа нравственного воспитания для 2−11 классов общеобразовательной школы /Сост. Э. Ш. Анганова. -Улан-Удэ: Изд-во: «Бэлиг», 1996.-24 с.
  51. Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем: методич. рекомендации в двух частях. Сыктывкар, 1993.-132 с.
  52. Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: изд-во. -1989. 255 с.
  53. Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990.-139 с.
  54. Г. П. и др. Новое и традиционное в быту туркменской сельской семьи. Ашхабад, 1989.-232 с.
  55. Васильева 3. И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности (5−8 классы) Л, 1973. -135 с.
  56. Л. С. Формирование культуры общения учащихся бурятской школы на народных традициях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1995.-20 с.
  57. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. Заметкижурналиста. М.: Педагогика, 1983.-137 с.
  58. Введение в философию: учебник для вузов в 2ч. (И. Т. Фролов, Э. А. Паб-Оглы, С. С. Апфеева и др.) ч. 2.-М.: Политиздат, 1989.-559 с.
  59. Г. С. Народная педагогика: отрывки и наброски. Иркутск: Изд. Вост-Сиб. отд. Рус. геог. общества, 1926.-30 с.
  60. К. Основания этики. // Вопросы Философии, 1991. № 1,-С. 29.
  61. Г. Н. Возродим национальную школу. // Учит, газета, 1990. № 16.-С.4.
  62. Г. Н. Прогнозируя развитие личности: // Сов. педагогика, 1989.-№ 12.-С. 116−118.
  63. Г. Н. Сказки и рассказы бабушки. Для детей. / Пер. с чувашек. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. — 22 с.
  64. Г. Н. Созвездия земли: сборник. Чебоксары, Чувашкниго-издат., 1979.-446 с.
  65. Г. Н. У народа есть все. // Учительская газета. 1992.-№ 15.-С. 21.
  66. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Очерки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958.-264 с.
  67. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1966.-341 с.
  68. Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. чл.-кор. АПН СССР, проф. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974.-375 с.
  69. Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: Ценности, культуры и морали. М.: Изд-во МГУ, 1992.-117 с.
  70. Л. Б. Нравственность и этикет. М.: Знание, 1976.-63 с.
  71. Вопросы воспитания. Системный подход: Сб. ст. / Под обш. ред.
  72. Л.И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981.-136 с.
  73. Вопросы диагностики и прогнозирования в воспитании учащихся. -Красноярск, 1979. Вып. 1.-183 с.
  74. Вопросы нравственного воспитания в национальной школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. И. Перфильевской, X. X. Янбулатова. М.: б/и, 1981.103 с.
  75. Воспитательная система школы Проблемы и поиски. / В. М. Басова и др. М.: Знание, 1989.-770 с.
  76. Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934,-324 с.
  77. Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  78. Г. Ф. Мудрые заповеди бурятской национальной педагогики / Нач. школа, 1995, № 10.
  79. А. Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания. В азербайджанских сказках и пословицах.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Баку, 1957.-20 с.
  80. К. М. Традиционная обрядность монгольских народов. -Новосибирск: Наука, 1992.-157 с.
  81. Н. А. Моральные нормы и личность. М.: Знание, 1976.64 с.
  82. Н. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. Л.: ЛГПИ, 1988.-85 с.
  83. М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1988.-271 с.
  84. Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: ЛГУ, 1989.-495 с.
  85. А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-350 с.
  86. А. А. Введение в этику. М.: МГУ, 1985.-208 с.
  87. Гэсэр. Бурят, народный героический эпос: Пер. В. Солоухина. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд., 1986.-397 с.
  88. В. В. Соотношения понятий формирования и развития психики. // Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1966.-С. 37−39.
  89. В. В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.-С.180−205.
  90. И. Л. Формирование нравственных отношений школьников в многонациональной школе. СПб., 1991.-71 с.
  91. А. В. Развитие прогрессивных идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XVII века.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Минск, 1983.-16 с.
  92. Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики 1918 -1977 годы: Проблемы, тенденции, перспективы. М.: АПН СССР, НИИ НП, 1981.-90 с.
  93. . И. Эмоция, как ценность. М.: Политиздат, 1978.-272 с.
  94. Н. Б. Особенности воспитательной работы в начальный классах сельской национальной (нерусской) школы. Дисс. канд. пед. наук. — Москва, 1981.-228 с.
  95. . Д. Народные традиции трудового воспитания детей у бурят. / на материалах нар. педагогики /: Автореф. дисс. на соиск. уч степ, канд. пед. наук. Фрунзе, 1981.-16 с.
  96. О. Г. Моральное сознание и его структура. // Вопросыфилософии, 1972. № 2. — С. 35.
  97. Ц. А. Зерцало мудрости. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966.-372 с.
  98. Т. Д. Прогрессивный опыт бурятской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников: Автореферат дисс.-Улан-Удэ, 1997.
  99. Единство нравственного сознания и поведения младших школьников.-М.: 1990.-50 с.
  100. И. Идеи нравственного воспитания о казахском устном народном поэтическом творчестве: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук, Ташкент, 1973. 17 с.
  101. Р.И. Соединение обучения с производительным трудом как средство воспитания социальной активности старшеклассников: (на материале сел. школ): Дисс. канд. пед наук. -М., 1989. 161 с.
  102. Г. JI. Категории и символика традиционной культуры монголов.-М.: Наука, 1988.-194 с.
  103. М. Г. методика использования опыта народной педагогики в практике современной школы. // В помощь учителю.-Нальчик, 1989.-79 с.
  104. Зак А. 3. Диагностика мышления детей в 6−12 лет.-М.:Формизм, 1993.-48 с.
  105. Закон об образовании РФ. // Учит, газета. 1992. № 28.
  106. Замбалова «Багша» / Нач. школа, 1990, № 12.
  107. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  108. . В. Теория личности в зарубежной психологии: Учеб. пособие для студентов.-М.: МГУ, 1982.-128 с.
  109. А.В. Возрастные особенности нравственного развитиядете // Сов. педагогика, 1973. № 10. — С. 21.
  110. И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.-М.: 1988.-128 с.
  111. Ф. И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1987,-92 с.
  112. А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.-М.: Педагогика, 1991.-252 с.
  113. С.Н. Нравственный идеал и его отношение к действительности. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд.фил. наук. -JI., 1963. -19 с.
  114. М. С. О духовном опыте категориального анализа // Вопросы Философии. 1985.- № 9.-С. 96−97.
  115. . А. Формирование узбекской народной педагогики,-Ташкент: Мехнат, 1992.-192 с.
  116. В.М. Основы методики трудового обучения /Под ред.
  117. B.А. Полякова. -М.: Прос., 1983. 192с.
  118. В. А. Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: Междунар. науч. практ. конф.: Тез. докл. и выступления: в 2-х ч., 1ч., М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993.1. C. 5−7.
  119. Е.А. Научный семинар по психологии труда и производственного обучения. Казань, 1961. — 64с.
  120. JI. Н. Социологический аспект изучения культуры. // Учебно-воспитательный коллектив и его Среда. Свердловск, 1980. -С. 3−9.
  121. Кон И. С. Этнография детства. // Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983. — 232 с.
  122. Н. И. Запад и Восток. М.: Наука, 1966. — 519 с.
  123. Н. А., Медынский Е. П., Шабаева М. Ф. История педагогики. Учеб. для студ. пед. ин-ов. 5-ое изд. доп. и пераб. — М.: Просвещение, 1982.-221 с.
  124. А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань, 1971. -С. 48.
  125. В. В. и др. Междисциплинарные исследования в педагогике.-М., 1994.-228 с.
  126. Н.К. Совместное обучение. Педагогическое сочинения, т. 1.-М., 1957.-С. 145.
  127. Н. Н., Крутова О. Н. Общечеловеческое и классовое в морали. Новые горизонты этических исследований. // Философские науки, 1989. -№ 2.-С. 11−14.
  128. Т. А. Массовое сознание старшеклассников: мифы и реальность. // Сов. педагогика, 1990. -№ 11. С. 15−21.
  129. Е. Н. Традиционный фольклор бурят. Улан-Удэ, 1980. -159 с.
  130. Культура и быт народов Бурятии: Этнограф, сб., вып. 4.-Улан-Удэ, 1965.- 169 с.
  131. Культурные традиции народов Сибири, Л.: Наука, 1986. 260 с.
  132. А. Т. Системное исследование процесса воспитания: подход, предмет, методы. М.: б/и, 1983. — 88 с.
  133. Ю. 3. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогики и их использование в современной практике. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Казань, 1984. — 17 с.
  134. Ламаизм в Бурятии, XVIII начало XX века. Новосибирск, 1983. -100 с.
  135. А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., т. 1. -М.: Педагогика, 1983. 391 с.
  136. Н. Д. Психологические особенности младших школьников. -М.: АПН РСФСР, 1955.-35 с.
  137. . Т. Цели воспитания личности. // Сов. педагогика, 1991.-№ 4,-С. 68.
  138. И. Пословицы и поговорки бурятского народа. Улан-Уде, 1960. — 45 с.
  139. А. С. Собрание сочинений в 4-х томах, Т. 4.,-М.: Правда, 1987.- 573 с.
  140. М. К., Зинченко В. П. Изучение высших психических функций и категория бессознательного. // Вопросы философии, 1991. — № 10.-С. 17.
  141. И. Роль положительного примера в нравственном воспитание: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Баку: Элм, 1970. -24 с.
  142. Г. Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях молодежи. Улан-Уде. — 1997. — С. 6.
  143. К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. // Соч. 2-ое изд., Т. — 20,-486 с.
  144. Марксистская этика / Под ред. А. И. Титаренко. М: Политиздат, 1980.- 135 с.
  145. Марьенко И, С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985,-78 с.
  146. Материалы круглого стола. «Культура. Нравственность. Политика» // Вопросы философии. № 11. — С. 14.
  147. Материалы круглого стола. Культура. Нравственность. Религия // Вопросы философии, 1989. № 11. — С. 30−33.
  148. Э. Бытовые традиции в современных условиях. Улан
  149. Удэ. Бурятское книж. изд-во, 1970. 35 с.
  150. М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика. 1984. — 144 с.
  151. Н. И. Истоки высокой нравственности. // Сов. педагогика, 1980. -№ 11.-С. 19.
  152. Ш. А. Народная педагогика Дагестана: (словесные средства воспитания) Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. 112 с.
  153. Ш. А. Народная педагогика Дагестана: (содержание, формы и методы воспитания) Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. — 123 с.
  154. Т. М. Анимистические представления бурят // Природа и человек в шаманизме монгольских народов. — Новосибирск: Наука, 1983. С. 5−9.
  155. Т. Н. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII век). Новосибирск: Наука, 1980. — 320 с.
  156. Г. Ц. Общие основы педагогики. Улан-Удэ, 1990. — 86 с.
  157. Г. Ц. Теория и методика воспитательной работы. Улан-Удэ, 1993.- 115 с.
  158. Н. И. Воспитать человека. -М., 1989. 158 с.
  159. Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методология. /Опыт экспериментального исследования / М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  160. Морохоева 3. П. Личность в культурах Востока и Запада: к расстановке проблемы. Новосибирск: Наука., 1994. — 198 с.
  161. А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М.: Знание, 1983,-№ 8. 96 с.
  162. О. Д. Национальные традиции воспитания у монголоя-зычных народов // Педагогика. 1994. — № 1.-е. 41−46.
  163. В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  164. А. С. Культура как предмет исторического исследования
  165. Методологические проблемы изучения культуры. Л., 1978. — С. 85−87.
  166. А. С. Об этнографическом изучении культуры: источниковедческий аспект // Сов. этнография, 1987. № 4. — С. 85−87 с.
  167. С. Д. Молонов Г. Ц. Развитие регионально-национальной системы образования в Бурятии. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994.- 128 с.
  168. С. Д. Национально-региональная система образования: теории и практика. Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 1996. — 240 с.
  169. Н. Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М., 1984. — 43 с.
  170. Л. И. Школа и среда. // Системный подход в воспитании: сб. нуч. трудов НИИ АПН СССР. М., 1979. — С. 17−21.
  171. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М.: Педагогика, 1996. — С. 20.
  172. В. С. Мировоззрение как явление духовной жизни общества.-Л., 1978.- 132 с.
  173. А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов (1718 вв). Л.: ОГИ, 1937. — 344 с.
  174. А. П. Межэтническое восприятия и понимание людьми друг друга: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. док. психол. наук. -Якутск. -1988.-32 с.
  175. А. П. Проблемы народной педагогики. // Сов. педагогика. -1991.-№ 1.-С. 154−155.
  176. М. Н. Методическая система начального обучения математике в национальной школе (Республика Бурятия): Автореф. дисс.. доктора. пед. наук. Улан-Удэ, 1995. — 45 с.
  177. Педагогическая энциклопедия. Т. 1.,-М.: Сов. энциклопедия, 1968. -Т. 1.-306 с.
  178. И. Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / Под ред. В. А. Ротенберга, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. -334 е.- Т. 2.-416 с.
  179. В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьника: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1982. — 43 с.
  180. К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников. Дис. на соиск. учен. степ. док. пед. наук. -Ашхабад, 1991.-450 с.
  181. Ю. П., Почебут JT. Г. Этническая и социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 1993. — 109 с.
  182. В. Д. Традиции и общества: Опыт филосовско-социол. ис-след. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  183. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996. — 626 с.
  184. П. К. Народная педагогика удмуртов // Просвещение в Боткинской области, 1929. № 4,5.- С. 67−77.
  185. В.А. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах: Пособие для преподавателей и мастеров. М.: Просвещение, 1979.- 207 с.
  186. С. Д. Школа: Поиск в пути: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  187. А. В. Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. М.: Геогр. отд-е общ-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1895. — 296 с.
  188. А. В. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях. М.: Посредник, 1905. — 60 с.
  189. Проблема методологии педагогики и методике исследований. /Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырев. М.: Педагогика,-1971. — 349 с.
  190. Психологический словарь. М.: Педагогика,-447 с.
  191. Ю. Б., Малое село Бурятии: школа, интеллектуальное и физическое развитие детей. Улан-Удэ, 1993. — 80 с.
  192. Н.К. Избранное. М.: Сов. Россия, 1979. — 382 с.
  193. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. — 688с.
  194. Ю. А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1980.- 18 с.
  195. Л. И. Нравственное воспитание подростков. Киев: Знания УССР, 1980.-48 с.
  196. . Ж. Педагогические сочинения: В 2-х тт. М.: Педагогика. 1981. — Т. 1. — 653 е., Т. 2. — 833 с.
  197. О.И. Беседы о нравственном воспитании детей. Красноярск, 1962, — 112 с.
  198. С. Р. Воспитание подростков в семье и в школе на народных трудовых традициях (на материале Агинского Бурятского национального округа Читинской области): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-М., 1975.-32 с.
  199. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Автореф. дисс. д-ра. псих. наук. — Новосибирск, 1997. -40с.
  200. И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. М.: АПО, 1996. — 64 с.
  201. И.А. Нравственное воспитание детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. И.
  202. Н. Н. О деятельностном подходе в обучении или о том чему и как учить младших школьников. // Начальная шкала. -1990. № 9. С. 8−10.
  203. А. К. К вопросу о формировании нравственных идеаловстаршеклассников. // Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. -М., 1979.-60 с.
  204. Словарь иностранных слов /Под ред. Лехина И. В. и Петрова Ф. Н. -М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1954. 856 с.
  205. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гулейнова, И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  206. В. М. Социология нравственного воспитания. М.: Политиздат, 1986,-240 с.
  207. Соколов 3. И. Понятие, сущность и осн. функции культуры: уч. пособие. -Л.: 1989.-77 с.
  208. Э. С., Лихачев В. М. Идеалы и ценности современных детей: опыт изучения // Сов. педагогика, 1990. № 9. — С. 47−53.
  209. А. А., Абаев Н. В. Без корня прекрасных цветов не бывает // Молодежь Бурятии, 1992 г. 25 янв.
  210. И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.
  211. В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду.-М., 1959.-67 с.
  212. В. А. Мудрая власть коллектива. М., 1975. — 198 с.
  213. Р. П. Иерархия общинных обрядов в Бурятии-вторая половина начала XX века // Традиционная обрядность монгольских народов. -Новосибирск: Наука, 1988. С. 9.
  214. С. С Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1979. С. 182.
  215. С. С. Народная педагогика и преемственность национальной культуры // Проблемы возрождения национальной культуры.: тез. науч. практ. конф. 28 июня — 3 июля 1993 г. — Улан-Удэ, 1993. — С. 8−10.
  216. А. И. Мораль как особый способ усвоения мира // Социальная сущность и функции нравственности, М., 1975. С. 6.
  217. В. А. Мораль: познание и действие. М.: Молодая гвардия, 1987.-234 с.
  218. В. И. Общественное сознание: социальная природа, функции, формы // Общественное сознание и его формы / Под общ. ред. В. И. Толстых.-М., 1966. С. 10−69.
  219. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Д.: Наука, 1978.-253 с.
  220. И. Е. Игры народов СССР: сборник // сост. JI. В. Былеева, В. М. Григорьев.- М.: Физкультура и спорт, 1985. 269 с.
  221. А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. — 175 с.
  222. И. С. Монгольский мир: человеческое лицо истории. Улан-Удэ: НП КФ Гэсэр, 1992. 77 с.
  223. Р. А. Образ детства и особенности социализации детей в традиционной бурятской культуре // Философия и история культуры: национальный аспект. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992. — С. 115−132.
  224. К. Д. Соч. Т. 2. С. 122−124.
  225. Д.И. Общественно полезный труд одно из важнейших средств нравственного воспитания учащихся. — Душанбе, 1964. — 126с.
  226. М.П. Очерки бурятской афористической поэзии. Улан-Удэ, 1959.-77 с.
  227. Я. И. Народная педагогика. 1966. — 35 с.
  228. М. Н. Собр. соч. Т. 1. С. 88.
  229. М. Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (на материале Чувашской республики): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1993. — 17 с.
  230. . Н. Нравственный идеал Хакасской народной педагогики: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1977. — 23 с.
  231. П. А. Об изучении вопросов нравственного воспитания русской народной педагогики // Вопросы нравственного воспитания. Красноярск, 1959. — Вып. 2. — 336−342 с.
  232. Е. Л. Народная педагогика, историографические и теоретические проблемы: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1988.- 14 с.
  233. . X. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961. — 11 с.
  234. ЦТ АДА. Фонд Сиб. приказа. ИЛ 87−89.
  235. О. П. Мораль и этическая теория. М., 1974. — 166 с.
  236. А. Б. Традиции как средство воспитания нравственных привычек у учащихся // Культура и быт народов Бурятии / Этнографический сборник. Вып. 4. — Улан-Удэ, 1995. — С. 60−70.
  237. Человек нового мира: проблемы воспитания / Под ред. Е. Ф. Сули-мова, В. П. Коломийца. М.: МГУ, 1989. — 20 с.
  238. Ш. Б. Кто мы бурят-монголы? Бурят, кн. изд-во, 1992.-30 с.
  239. Ш. Б. Чужда ли бурятам цивилизация? // Бурятия. 1992.-№ 17.-С. 2.
  240. А. О. Взаимосвязь традиций с некоторыми формами и элементами общественного сознания. Фрунзе, 1971. — 72 с.
  241. В.Э. О нравственной устойчивости и ее формировании у подростков. М.: Знание, 1979. — 40с.
  242. Н. О. Бурятское народное поэтическое творчество. -Иркутск, 1975.-234 с.
  243. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 307 с.
  244. А. И. Уроки этической грамматики. // Воспитание школьников, 1990.-№ 1.-С. 13−15.
  245. Р. А. Художественная концепция человека в этических произведениях. Улан-Удэ, 1981. — 37 с.
  246. М. И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика,-1990. — 143 с.
  247. И. А. Идеи умственного и нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Тбилиси, 1970. 22 с.
  248. X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение.: Кнопка, для учителя: пер. с нем. М., 1986. — 78 с.
  249. H. Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986.-45 с.
  250. H. Е. Нравственное воспитание школьников. // Воспитание школьников, 1990,-№ 1.-С. 13.
  251. H. Е., Фринанцева Н. С. Классный час и его организация. -М.: Просвещение, 1981. 158 с.
  252. Этническая история и культурно бытовые традиции в Бурятии / Михайлов Т. М., Нимаев В. И., Рассадин. Улан-Удэ, 1984. — 77 с.
  253. Этнические и историко-культурные связи монгольских народов / редколлегия Г. Н. Заянтуева, Т. М. Михайлов, Д. Д. Нимаев. Улан-Удэ, 1983.-77 с.
  254. Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. / Отв. ред. Гуревич И. С. М.: Наука, 1987. 66 с.
  255. В. А. Личность и ее ценностные ориентации // Информ. бюллетень,-М.: ИКСИ АН СССР, 1969.-№ 4. Вып. 1. С. 7−11.
  256. А. Н. Перестройка и нравственность. // Реализм знамя перестройки. М.: Политиздат, 1990. — 237 с.
  257. Т.В. Методическая система использования текстов по народ. Педагогике / Начальная школа, 1998.-№ 1.-51 с.
  258. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -М.: Просвещение, 1986. 156 с.
Заполнить форму текущей работой