Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выставка произведений декоративно-прикладного искусства: История и специфика экспонирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Труды по психологии восприятия посвящены как общим проблемам этой темы, так и более узким специализированным вопросам. Наряду с широко известными монографиями Д. Гибсона, Р. Арнхейма, Р. Грегори общим вопросам психологии восприятия посвящен сборник «Психология ощущений и восприятия» (1999), анализу цветовосприятиясборник «Психология цвета» (1996), а так же работы Н. В. Серова, Г. Э. Бреслава, П… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История, анализ и классификация современных художественных выставок
    • 1. 1. История формирования экспозиционных принципов
    • 1. 2. Анализ специфики и функций экспозиции как системы
    • 1. 3. Классификация современных экспозиций художественных выставок
  • Глава 2. Выставка произведений декоративно-прикладного искусства как объект художественного восприятия
    • 2. 1. Уровни художественного восприятия выставки
    • 2. 2. Восприятие экспозиции как визуально-пространственной структуры
    • 2. 3. Выставка произведений декоративно-прикладного искусства как объект искусствоведческого анализа
  • Глава 3. Экспозиционные свойства предметов декоративно-прикладного искусства
    • 3. 1. Произведения декоративно-прикладного искусства как выставочные объекты
    • 3. 2. Специфические свойства и выразительные особенности материалов декоративно-прикладного искусства
    • 3. 3. Факторы визуального восприятия предметов декоративно-прикладного искусства
  • Глава 4. Специфика выставок произведений декоративно-прикладного искусства
    • 4. 1. Систематизация специфических условий экспонирования f. произведений декоративно-прикладного искусства
    • 4. 2. Методика организации экспозиции произведений декоративно-прикладного искусства

Выставка произведений декоративно-прикладного искусства: История и специфика экспонирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В наш рациональный век стремительного развития новых информационных технологий человек становится обладателем значительного количества знаний и средств коммуникации. По подсчетам Ф. Дана, за последние 30 лет информационное поле увеличилось так же, как за предыдущие 5000 лет. Объем информации удваивается каждые 5 лет.1 Новые аудио видео компьютерные технологии в тысячи раз увеличивая познавательные возможности человечества, с безжалостной активностью внедряются во внутренний мир человека. Все больше постигая виртуальную реальность, удовлетворяя через нее свои эстетические потребности и потребность в общении, наш современник все дальше уходит от самого себя. Актуальная модель сознания современного человека перестает включать такие понятия, как «созерцание», «погружение», «вчувствование». В эпоху сверх скоростей изменяется пространственно-временная ситуация и возникают или могут возникнуть серьезные проблемы в области «экологии культуры». Этот термин ввел академик Д. С. Лихачев, который считал, что человек не только биологический организм, и созданная им культурная среда, включающая традиции, заложенные прежними поколениями, нуждается в бережном сохранении. «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни. В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй». Исторические перемены в разных сферах жизни поставили новые задачи перед теми институтами, которые непосредственно связаны с культурой.

1 Художественный музей в образовательном процессе. — СП б.: Специальная литература, 1998. — с.40.

2 Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. Письмо сорок первое. Память культуры. — М.: Детская литература, 1988, с. 205 — 207. и искусством. Социокультурные изменения решительно влияют на музеи, выставочные и концертные залы и т. д.

Художественный музей — это дом искусства, где живут художественные произведения, где их хранят и исследуют, где обеспечиваются коммуникативные связи между художником, его произведением и зрителем. В отличии от исторических, технических, краеведческих и других музеев, здесь каждый экспонат — самодостаточная вещь, экспонируемая ради нее самой, а не в качестве иллюстрации явлений и процессов природной или общественной жизни. Ценна ее «субъективная красота», а не «объективная типичность». 1.

Центральной проблемой современного музея является проблема обеспечения такой ситуации, в которой человек достигает эмпатического состояния и которая раскрывает его творческую зрительскую активность. В результате этого, в то время, «когда потрясены религия, наука и нравственность. и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя». Художественная выставка (музейная или галерейная, большая или камерная, групповая или персональная, ретроспективная или тематическая и т. д.) — одно из немногих мест, где в наше время возможен непосредственный контакт между художником, его произведением и зрителем. Любые другие средства коммуникации (телевидение, мультимедиа, художественные галереи в системе Интернета, художественные полиграфические издания и т. д.) предназначены одновременно для огромного числа людей и ни к кому не адресованы личностно, они показывают произведение опосредованным, пользуясь определенным языком интерпретации, присущим им.

1 Федоров-Давыдов Л. А. Принципы строительства художественных музеев. // Федоров-Давыдов А. Л. Русское и советское искусство. — М.: Искусство, 1975. — с.111.

2 Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. — СП б.: Азбука, 2001. — с.44.

Актуальность исследования.

Вопрос — как показать единственное в своем роде, самозначимое произведеиие не обществу вообще, а конкретному живому человеку, настроенному на встречу — актуален в наше время и может быть научно осмыслен как с точки зрения социальной психологии, так и с позиций искусствоведения по ряду причин.

1. В настоящее время недостаточно разработана теоретическая база для построения новой практики, необходимость которой, по нашему мнению, очевидна, так как в обществе изменилось соотношение реального и виртуального пространств восприятия. С появлением новых информационных технологий значительно уменьшилась доля стационарных музеев в сфере зрительских приоритетов, но возросло количество выставок. И если в постоянном музейном экспонировании выявлены научно обоснованные закономерности, то в условиях временных выставок они отсутствуют.

2. Накоплен достаточно большой опыт теоретической и практической деятельности в области психологии восприятия, теории искусства, проектирования, но он не систематизирован и не соотнесен с музейно-выставочными проблемами в современной художественной практике.

3. Изменились социальные нормы отношений между искусством и потребителем, между музеями и финансово-экономическими структурами. Повысилась роль галереи и выставки по отношению к традиционному музею. Для решения проблем их социальной востребованности и экономичности представляется необходимым научное обоснование художественной ценности этих форм предъявления искусства.

4. Традиционная классификация видов искусства утратила свое значение для большинства современных произведений, изменились и условия их показа. Например, графика вышла из плоскости в пространство, скульптура стала носителем живописного начала. Объекты, в которых определяющим является живописный или графический подход, порой невозможно вместить в рамки живописи или графики по материалу. Появляются инсталляции, движущиеся, светящиеся, звучащие, погибающие на глазах зрителя объекты. Многообразие художественных форм потребовало и обновления приемов пространственного решения их показа. Наконец, сама экспозиция стала пониматься как законченное самостоятельное синтетическое произведение искусства.

5. Обезличенность вещи в наш технический век стала проблемой психологического характера. И сейчас самоценность приобретает рукотворность вещи, ее «сделанность». Материальность предмета убеждает больше и ярче, чем представления о нем. Поэтому именно выставки произведений декоративно-прикладного искусства имеют большое значение, так как они раскрывают культуру предмета, противостоят расцветающему вокруг кичу. Создание связной системы со своей внутренней драматургией из предметов, различных по материалу, форме, размерам, цвету, содержанию, требует не только чутья экспозиционера и оригинальности его мышления, но и знания объективных законов восприятия вещи в контакте с окружающей ее средой. Практика показывает, что наиболее сложной по исполнению и наименее исследованной теоретически является работа по созданию экспозиций декоративно-прикладного искусства.

6. Характер экспозиции определяется мировоззрением и эстетическими предпочтениями конкретного общества. Изучение методов использования выставочного пространства тесно связано с философскими и психологическими взглядами, присущими определенной эпохе. Так, если в 1960;80-х годах экспозиции были ориентированны на вербально-опосредованное восприятие (интерпретацию), то сейчас, скорее, на визуальное (непосредственно зрительное) восприятие, а в будущем, возможно, на виртуальное. «Образ мыслей, с течением времени, оказывает все большее влияние на формирование новых способов показа.

Таким образом, зрительное восприятие и познание, в конечном счете, тесно переплетаются друг с другом, и подробное изучение первого способствует углубленному пониманию второго". 1 Тема бытования художественного произведения в искусственно созданной для этого среде и восприятия его зрителем как актуальна, так и неисчерпаема. В данном исследовании подробно рассматривается один из ракурсов этой темывыставки произведений декоративно-прикладного искусства в современной художественной практике, наиболее значимые факторы организации экспозиции.

Музейный опыт работы в Калининградской художественной галерее показывает, что наиболее сложной практически и наименее исследованной теоретически является работа по созданию экспозиций декоративно-прикладного искусства. Не имея научного обоснования и методического руководства по данному вопросу, сотрудники музея полагаются на интуицию и собственный вкус, что не всегда приводит к желаемому результату. Выбор экспонатов, их количество, определение внутренних связей между предметами, группировка объектов и размещение их в пространстве зала часто проблематичны из-за большого разнообразия материалов, цветов, фактур, размеров произведений декоративно-прикладного искусства. Традиционно выставки живописи и графики имеют меньше составляющих, и экспонаты организуют чаще всего лишь стены и щиты, сводя работу экспозиционеров к серии плоскостных композиций. Произведения декоративно-прикладного искусства, скульптура, объекты инсталляций требуют объемно-пространственного решения всего зала, включая плоскости стен как неотъемлемую часть. Как показывает практика, большее количество современных произведений тяготеет к пространственности. Даже такой, казалось бы, плоскостно-ориентированный вид искусства, как графика, выходит в пространство. Например, на VI и VII Международной биеннале графики стран Балтийского моря (2000, 2002) в Калининградской.

1 Дюбе Ф. Экспозиция как инструмент знания и инструмент показа. // Museum. — 1995. № 3. — с.5. художественной галерее многие графические произведения экспонировались в пространстве зала, совсем не были связаны с плоскостью стены. Наибольший интерес зрителей вызвала экспозиция Финляндии (2000), демонстрировавшая пограничные рубежи графики, графику как пространственный объект. Поэтому экспонирование плоских произведений в рамах и без них (традиционноживопись и графика) можно рассматривать как частный случай объемно-пространственной экспозиции. Создание связной системы со своей внутренней драматургией из предметов, различных по материалу, форме, размерам, цвету, содержанию, требует не только чутья экспозиционера и оригинальности его мышления, но и знания объективных законов восприятия вещи в контакте с окружающей ее средой. Практика, к сожалению, показала, что, например, большая часть выставок декоративно-прикладного искусства в Калининградской художественной галерее являла собой либо ярмарку вещей, как например, «Народные художественные промыслы» (2000), «Стекло и керамика России» (1999), либо кунсткамеру с бесконечными перечислениями естественнонаучных экспонатов в одинаковых витринах, как на выставке «Янтаря притягательный свет» (1996). Попытки найти неожиданное образное решение оканчивались тем, что антураж полностью поглощал произведения, они растворялись в среде, как например, на «Рождественской выставке керамики и стекла». (1996). Диалог между предметами получился в камерной выставке «Свет, свеча, светильник, человек» (1997) и в выставке «Формула моря» (1998), но не за счет оригинальности всей экспозиции, а за счет зрелищности доминанты аванэкспозиции, остальные произведения равномерно распределялись вдоль стен и на них. Подобные выставки всегда вызывают наибольшие трудности в составлении экспозиции. При этом практика и статистика посещаемости показывают, что выставки декоративно-прикладного искусства наиболее посещаемые. Они более зрелищные, поэтому вызывают больший зрительский интерес. Подчеркнуто выразительный характер вещи и ее функциональность обозначены сразу, что, по нашему мнению, можно в меньшей степени сказать о живописи и графике, требующих определенного знания языка искусства. Материальность предмета убеждает больше и ярче, чем представление о нем. Обезличенность вещи в наш технический век стала проблемой психологического характера. И сейчас самоценность приобретает сделанность вещи, ее рукотворность. Поэтому выставки произведений декоративно-прикладного искусства имеют большое значение, так как они раскрывают культуру предмета, противостоят расцветающему вокруг кичу. Степень разработанности темы.

В настоящее время выставочно-экспозиционная деятельность весьма активно развивается, о чем свидетельствует количество и многообразие современных художественных выставок. Широко рекламируются представленные на них произведения. Сам же феномен экспозиции художественной выставки как объект искусствоведческого анализа рассматривается лишь попутно. Причинами недостаточной исследованности специфики выставок произведений декоративно-прикладного искусства можно считать молодость выставочной экспозиции как вида искусства и определенное сходство с музейной экспозицией, от которой выставочная экспозиция постепенно дистанцируется.

Существует значительный опыт построения музейных экспозиций, он изучен, описан и успешно применяется. Но научно и практически мало разработан опыт создания выставок произведений декоративно-прикладного искусства. Музейные экспозиции декоративно-прикладного искусства обычно продуманы, с большей или меньшей степенью разработаны и незыблемы. Они снабжены специальными витринами, ограждениями открытых частей, аннотациями, этикетажем, — в общем, представляют целостный ансамбль, в силу трудоемкости сделанный один раз и навсегда. Исследованиями проблем использования музейного пространства занимаются специалисты Королевского музея Онтарио в Канаде, Архитектурной школы Бартлетта при Лондонском университете, существуют аспирантские программы по музееведению при Университете Лаваля в Квебеке и Университете искусств в Филадельфии. В Научно-исследовательском институте культурологии Российской академии наук успешно действует Лаборатория музейного проектирования. В.

Красноярске организована Биеннале экспозиций. Вопросами экспозиции занимается Кафедра музееведения и экскурсоведепия Санкт-Петербургского Университета культуры и искусства. Эти разработки выявляют внутреннюю логику экспозиций, определяют значение пространства, использование света, звука и других компонентов показа, выражают поиски и оригинальности, и творческого подхода дизайнера, указывают на пути взаимодействия с административными и финансово-экономическими структурами. Общие теоретические положения и конкретные рекомендации могут быть использованы в любой экспозиционной работе, но основной акцент в них поставлен именно на постоянной экспозиции музея любого профиля, специфика же художественного музея или временной художественной выставки не рассматривается как самостоятельная проблема.

Научные работы, раскрывающие различные аспекты интересующей темы, можно условно разделить на несколько групп: 1) труды, посвященные истории выставочной деятельности, 2) истории и практике музейных экспозиций, 3) специфике художественных выставок вообще, 4) творчеству художников-прикладников, 5) труды, освещающие вопросы психологии зрительного восприятия и 6) проблемы теории композиции.

1. Труды, посвященные истории выставок, прежде всего выставок промышленных, имеют большое значение в развитии экспозиционной практики. Это статьи 1940;60-х годов P.P. Кликса, Б. С. Виленского, Е. А. Розенблюма, К. И. Рождественского, М. Ф. Ладура, Б. И. Бродского, В. Г. Макаревича и других художников, работавших над экспозициями всемирных выставок, интервью о выставках 1920;30-х годов в журнале «Декоративное искусство СССР», раскрывающие опыт основателей отечественного экспозиционного искусства. Более общим вопросам оформления выставок посвящены статьи искусствоведов Я. А. Тугенхольда, Я. Лифшиц, И. М. Бибиковой, Ю. Д. Колпинского, А. К. Чекалова. В 1960 году, вышла книга Б. И. Бродского «Оформление выставок», в 1966 году — сборник «Искусство современной экспозиции», обобщающие вопросы оформления музеев и выставок. В 1970 году была опубликована книга К. И. Рождественского «Ансамбль и экспозиция», а в 1976 — книга И. В. Рязанцева «Искусство советского выставочного ансамбля». Эти книги до сих пор являются наиболее подробными из всех, освещающих историю и теорию советского выставочного ансамбля. В них систематизирован практический опыт и дан анализ экспозиций конкретных выставок, заложены основы теории советского выставочного ансамбля, составлен каталог кратких персоналий советских художников-экспозиционеров.

2. Труды, посвященные истории и практике музейных экспозиций, наиболее разработаны в научно-теоретическом плане. Поэтому опыт их по ряду вопросов может быть транслирован на художественные выставки. Ф. И. Шмит (1929), А.А. Федоров-Давыдов (1933) были одними из первых отечественных теоретиков, поставивших в ряду общих вопросов музейного дела вопрос об экспозиции. А. Б. Закс (1970), Е. А. Розенблюм (1974), P.P. Клике (1978) посвятили свои работы практическим вопросам построения экспозиции. Последователями коммуникационной теории в музееведении, разработанной в 1960;х годах канадцем Д. Ф. Камероном, стали современные исследователи М. Б. Гнедовский, В. Ю. Дукельский, терминологическим проблемам музееведения посвящены статьи Н. А. Никишина. Т. П. Калугина систематизировала исторические сведения и разработала типологию музейных экспозиций. М. Т. Майстровская уделила внимание экспозиционному дизайну. Лабораторией музейного проектирования Научно-исследовательского института культурологии Российской академии наук издан в электронном виде сборник статей «Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции» (1997). Проблемам экспозиции посвящены материалы I-IV Международной биеннале экспозиций в Красноярске, V Боголюбовских чтений в Саратовском художественном музее им. А. Радищева (1998), конференции «Экспозиция в художественном музее. Новые концепции.» (1994) в Тверской областной картинной галерее, конференции «Художественное восприятие и экспонирование произведений искусства» (2002) в.

Калининградской художественной галерее. Эти труды осветили вопросы построения музейных экспозиций, их типологии, дизайна, концепций и сценариев, их художественного восприятия.

3. Труды, посвященные общим вопросам функционирования художественных выставок и выставкам по отдельным видам декоративно-прикладного искусства, отличает конкретность темы и узкая специализация. На страницах журнала «Декоративное искусство СССР» в середине 1980;х — начале 1990х годов развернулась активная дискуссия о природе художественой выставки, привлекшая внимание многих художников и искусствоведов. Выставка — это «экспозиционный шум» или «нейтральная рама для экспонатов», это средство показа экспонатов или самостоятельное произведение искусства — эти вопросы обсуждали М. Коник, В. Юматов, Н. Василевская, К. Разлогов, А. Осмоловский, В. Думанян, С. Базазьянц и другие авторы. Статистические исследования зрительской аудитории, ее состава, предпочтений предпринял Д. Дондурей. О ленинградских художниках экспозиции писала Г. Габриэль. Характер демонстрируемых на выставках произведений декоративно-прикладного искусства исследовали в числе других М. Изотова, М. Аграновская, JI. Крамаренко и О. Кабанова. Имеется богатый фактический материал организации различных выставок больших и камерных, накоплен опыт музеев и выставочных залов, но он интерпретируется или в хронологическом контексте (в публикациях по выставочной деятельности конкретных институтов), или в описаниях экспонируемого материала (в каталогах выставок, критических статьях и эссе), или в дискуссиях о значении выставок. Специфика восприятия декоративно-прикладного искусства и методика его экспонирования остаются за рамками этих публикаций. Временная художественная выставка наименее изучена, хотя это — наиболее действенная, широко применяемая сегодня форма художественной жизни1.

1. 1 По данным Калининградской художественной галереи на ее площадях открывается примерно 30 -35выставок за год, в 2001 году их было 54 и только 3 — 5 из них включают предметы декоративно.

Сборник докладов научно-практической конференции «Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия» (1997) состоявшейся в Тверской областной картинной галерее, рассматривает вопросы выставочной политики, выставочной концепции, выставочного дизайна, что оказалось новым и наиболее близким теме данной диссертации.

4. Труды, посвященные природе декоративно-прикладного искусства, творчеству художников-прикладников, рассматривают вопросы, касающиеся непосредственно экспонируемого материала. Это, прежде всего, -знаменитая «История декоративно-прикладного искусства» А. Морана и чешская «Энциклопедии древностей», а так же периодические издания. Кроме специального журнала «Декоративное искусство СССР» в 1970;х годах стал выходить сборник «Советское декоративное искусство», посвященный как вопросам теории, так и обширной панораме произведений художников-прикладников. В нем публиковали свои статьи о различных видах декоративно-прикладного искусства Н. Н. Воронов, И. А. Крюкова, Н. С. Степанян, JI.B. Казакова и другие авторы. Интересную информацию представляет отдел «Хроника», где освещены основные симпозиумы, конференции, международные биеннале и триеннале. Описание отдельных произведений, выставок, тенденций и направлений представляет собой огромный уникальный эмпирический материал для анализа специфических экспозиционных возможностей декоративно-прикладного искусства.

Литература

посвященная технико-технологическим вопросам исполнения художественных произведений из стекла, металла, кости, камня, керамики, текстиля, немногочисленна, но предоставляет бесценные сведения для понимания особенностей качеств разных материалов и возможностей формообразования. Это — разработки Ф. С. Энтелиса, В. И. Савицкой, Г. Я. Федотова, В. Н. Домогацкого, И. В. Крестовского, Н. В. Одноралова. Сборник, изданный по материалам конференции «XX век. прикладного искусствапричина этого — специфика экспонатов и, связанная с ней сложность транспортировки и экспонирования.

Эпоха, человек, вещь", состоявшейся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в рамках VI научных чтений памяти В. М. Василенко (2000) среди философских и социокультурных проблем рассматривает так же вопрос презентации и интерпретация музейного экспоната, в данном случае произведения материально-художественного творчества.

5. Труды по психологии восприятия посвящены как общим проблемам этой темы, так и более узким специализированным вопросам. Наряду с широко известными монографиями Д. Гибсона, Р. Арнхейма, Р. Грегори общим вопросам психологии восприятия посвящен сборник «Психология ощущений и восприятия» (1999), анализу цветовосприятиясборник «Психология цвета» (1996), а так же работы Н. В. Серова, Г. Э. Бреслава, П. В. Яньшина. Информация по этим вопросам очень важна при работе над экспозицией, так как владение законами восприятия позволит не просто прогнозировать, но и направлять внимание зрителя. Неслучайно появление в разное время трудов по психологии восприятия искусства С. М. Эйзенштейна, Н. Н. Волкова, А. Моля, Г. О. Руубера, П. А. Кудина, С. М. Даниэля, O.JI. Некрасовой-Каратеевой и М. В. Осориной, B.C. Кузина, сборников «Художественное восприятие» (1971), «Творческий процесс и художественное восприятие» (1971), «Искусствознание и психология художественного творчества» (1988). В бюллетене «Техническая эстетика» активно рассматривались проблемы визуалього мышления в статьях А. Д. Логвиненко и В. В. Столина, В. П. Зинченко, вопросы восприятия композиции в исследованиях Б. Ф. Ломова, П. А. Кудина, А. А. Митькина, В. А. Ганзена и других. Большой интерес представляют сборники «Эстетические ценности предметно-пространственной среды» (1990) и «Архитектура и психология» (1993), посвященные вопросам психологии восприятия предметно-пространственной среды, а так же «Теория композиции как поэтика архитектуры» (2002).

6. Труды, посвященные проблемам формообразования и теории композиции немногочисленны, но важны для понимания структуры экспозиции. Исследования А. Гильдебранда, В. А. Фаворского, П. А. Флоренского, С.Н.Беляевой-Экземплярской, предпринятые в начале XX века, не потеряли своей актуальности. Принципам формообразования посвящен целый ряд статей в журнале «Техническая эстетика», в том числе работы Г. Ю. Сомова, JI.B. Марц. Исследователи А. П. Барышников и И. В. Лямин, В. Н. Козлов, О. В. Чернышов, А. В. Степанов, Ю. С. Сомов предложили свои методы работы над декоративной, формальной, объемно-пространственной композицией. Если рассматривать экспозицию как целостный объект, как самостоятельное произведение, то закономерно будет применение к ней тех же композиционных принципов и средств, что и к другим видам искусства.

Таким образом, следует отметить, что существует большое количество исследований, касающихся отдельных аспектов темы, но отсутствует междисциплинарное исследование, необходимое для научного понимания специфики экспозиций декоративно-прикладного искусства в условиях выставки.

Объект исследования — выставка произведений декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования — специфика экспонирования произведений декоративно-прикладного искусства на выставках.

Целью настоящего исследования является разрешение актуальных вопросов экспозиционной практики на основе объективных законов восприятия. Понимание того, как человек видит форму, фактуру, цвет в пространстве, как это помогает ему воссоздать целостный образ, что может мешать или содействовать в восприятии произведения, по нашему мнению дает возможность моделировать будущую экспозицию не на уровне интуиции, а на основе знаний.

Основная гипотеза данной работы: выставка декоративно-прикладного искусства является результатом особого творческого процесса, основанного на знании объективных законов восприятия визуальных характеристик экспонатов и направленного на создание наиболее благоприятных условий контакта художник — произведение — зритель.

Для достижения цели представляется необходимым осуществить последовательное решение следующих задач:

1.Анализ и обобщение информации по данной проблеме.

2.Классификация современных экспозиций, исследование процесса и уровней их восприятия.

З.Определение психофизиологических факторов восприятия экспонатов (их форм, материалов, технологических качеств, художественной образности и т. д.).

4.Выявление основных художественно-выразительных средств произведений декоративно-прикладного искусства и специфики их восприятия.

5.Систематизация специфических условий экспонирования произведений декоративно-прикладного искусства.

6.Разработка методов создания экспозиций декоративно-прикладного искусства.

Методология и методика исследования имеет комплексный характер. Методологической базой являются исследования психологии, искусствоведения, дизайна. В диссертации использованы два типа источников: теоретический и практический. Практическим является анализ современных выставок декоративно-прикладного искусства, в том числе опыт Калининградской художественной галереи, которая функционирует с 1988 года как государственный музей современного искусства, находится в особых геополитических условиях российского анклава и потому имеет свою специфику выставочной деятельности и связей с зарубежными партнерами. В качестве литературных источников были привлечены статьи в периодических изданиях, специальных сборниках, диссертации на правах рукописи, учебные пособия, монографии по вопросам психологии визуального восприятия, общей теории искусства, теории композиции, цветоведения, дизайна и музееведения.

Обширный материал обусловил методику исследования, которая включает в себя:

— изучение теоретических работ, рассматривающих отдельные аспекты данной проблемы — историю выставочной деятельности и формирования экспозиционных принципов, композицию художественного произведения, технико-технологические способы создания произведений декоративно-прикладного искусства, психологию художественного восприятия и восприятия элементарных форм, проектирование в сфере культуры,.

— использование приемов структурно-функционального и сравнительного анализа при рассмотрении современной организации экспозиционной среды,.

— анкетирование и опросы, применение элементов статистики при проведении экспериментов с группами зрителей,.

— использование теории композиции для обоснования экспозиционного проектирования.

Научная новизна исследования.

1. Новизна определяется выбором основного предмета изучения, которым стала экспозиция временной выставки произведений декоративно-прикладного искусства, рассматриваемая как самостоятельное художественное явление, как объект искусствоведческого анализа.

2. Предложена классификация выставочных экспозиций по организационному принципу с позиций визуальной коммуникации.

3. Систематизированы экспозиционные свойства материалов декоративно-прикладного искусства.

4. Систематизированы специфические условия экспонирования произведений декоративно-прикладного искусства.

5. Предложена методика организации экспозиции на основе закономерностей зрительного восприятия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают особыми материальными и визуальными характеристиками, поэтому являются специфическими экспозиционными объектами.

2. Особенности психологии восприятия визуальных характеристик экспонатов обуславливают принципы их экспонирования.

3. Комплекс экспозиционных условий, обоснованных закономерностями психологии восприятия, обеспечивает оптимальность коммуникации между художником, его произведением и зрителем.

Практическое значение.

Данные этого исследования могут иметь практическое значение для экспозиционно-выставочной и музейно-педагогической работы музеев и выставочных залов. Диссертация может являться методическим и справочным пособием как в непосредственном проектировании выставок, так и в подготовке иных программ, по-разному связанных с восприятием произведений искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в различных видах научно-теоретической деятельности, направленной на расширение диапазона знаний о специфике произведений декоративно-прикладного искусства и методах его презентации, а так же при подготовке учебного курса для обучения специалистов соответствующего профиля. Структура работы.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, содержащего выводы, библиографии и приложений.

Выводы.

1. Специфическими условиями экспонирования произведений декоративно-прикладного искусства следует считать взаимодействие пространства и формы, характеристику формы по степени ее активности и экспозиционную контактность материалов между собой.

2. Качества самого материала определяются тектоникой, текстурой и фактуройкачества, необходимые для экспозиции^ определяются визуальными характеристиками, то есть плотностью в световом потоке, ощущением веса и образной ассоциативностью.

3. Принципами классификации экспозиционных свойств материалов могут служить их плотность в световом потоке, визуальный вес и образная ассоциативность. Плотность в световом потоке зависит от фактуры материала, ощущение веса — от текстуры, образную ассоциативность прочтения вещи определяет тектоника.

4. Практически все материалы сопоставимы при определенных условиях относительно концепции экспозиции.

5. В пространстве выставочного зала выделяются зоны активного и пассивного восприятия. В соответствии с концепцией выставки степень активности экспозиции увеличится, если в активных зонах располагаются активные предметные формы. Если в активных зонах располагаются пассивные предметные формы, а активные формы в пассивных зонах, то экспозиция становится усредненной во всех точках средой.

6. Факторами, влияющими на активность экспоната, являются ассоциативная характеристика его формыколичество декора, его масса и удельный вес в восприятии предметавоздействие рядом стоящего экспоната (соотношение по материалу, ассоциативности формы и по размеру).

7. Процесс организации выставки включает несколько этапов: разработка концепции выставки, отбор экспонатов, составление тематико-экспозиционного плана, включающего организацию формальной композиции, художественную организацию пространства и объектов в соответствии с концепцией (деление пространства на зоны, определение доминант и организация ансамблей, света и информационного оснащения).

8. Пропорции произведений и пространства зала, ритм размещения работ и пауз между ними, уровень горизонта и угол наблюдения, движение зрителя являются элементами прочтения экспозиции. Задача экспозиционера организовать их таким образом, чтобы сложилось представление о целостности выставки, осматривать которую было бы возможно с наименьшими психическими затратами.

9. При визуальном членении пространства важно выделить зоны активного восприятия и паузы между ними для отдыха глаз в соответствии с закономерностями восприятия пропорций. Экспозиционный объем нужно пропорционировать, исходя из антропометрических величин.

10. Ритм в размещении произведений в экспозиции имеет большое значение для восприятия отдельной работы, для восприятия всего пространства зала, для определения маршрута, скорости, времени и активности всего просмотра. Ритм задает динамику ощущений, задача экспозиционера ее программировать в соответствии с концепцией выставки. Заданный ритм является средством гармонизации в композиции зала.

1. При экспонировании нужно исходить из характеристики и экспоната, и ансамбля в целом. Композиционные взаимосвязи при группировке объектов экспозиции формируются, исходя из закономерностей восприятия элементарной формы и фона. Замкнутость контуров, структурное сходство и пространственная близость влияют на величину связывающих сил.

2. Зрительная система экономит свою работу по анализу информации, бережет психическую энергию и стремится к психологическому комфорту. Дискомфорт в экспозиции вызывает отсутствие успокаивающей ясности композиционного построения, частая перестройка зрительного аппарата, неуравновешенная, разбалансированная композиция отдельных экспозиционных зон. Поэтому следует учитывать существование целого ряда закономерностей восприятия композиции в работе над экспозицией выставки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выставка произведений декоративно-прикладного искусства является специфическим средством коммуникации, она непосредственно преподносит зрителю рукотворное художественное произведение. Материализованная эиергия • творческого духа художника, заложенная в произведениях декоративно-прикладного искусства, раскрывается в экспозиции выставки. В эпоху появления виртуальной реальности, заполняющей информационное пространство человеческих коммуникаций, такая выставка остается живым источником и средой непосредственного общения и эстетического переживания. Изменившееся соотношение реального и виртуального пространств восприятия делает актуальным функционирование выставок произведений декоративно-прикладного искусства, а значит и научного осмысления всех проблем, с этим связанных.

В итоге данного исследования сделаны следующие выводы:

1. Экспозиция представляет собой единую систему, включающую в себя экспонат или экспонаты, особым образом структурированное пространство и элементы среды, обеспечивающие понятийную и образную целостность выставки. Она характеризуется своими дизайнерскими, эстетическими, информационными, художественными качествами, являясь одновременно средством показа произведений искусства и самостоятельным произведением искусства. Экспозиция осуществляет свои функции как средство коммуникации, информации и релаксации.

2. В настоящей работе предложена классификация экспозиций по организационному принципу с позиций визуальной коммуникации и выявлены следующие типы: сюжетно-образная, документально-информационная, творчески-деятельностная.

3. Выстраивать процесс наблюдения выставки зрителем необходимо, учитывая характер взаимодействия формы экспонатов и пространства, наличие в выставочном помещении активных и пассивных пространственных зон, зная закономерности восприятия пространства, времени и формы. На этом основании в работе выдвинуто предположение об изменении степени активности экспозиции от расположения активных предметных форм в активных или пассивных пространственных зонах экспозиции.

4. Рассматривая вопрос об ассоциативной характеристике формы, можно выделить типы, обозначающие спокойствие, волнение, беспокойство, агрессию. В таблицах «Зрительный эффект взаимодействия одноразмерных форм» и «Зрительный эффект взаимодействия двух форм разного размера» определены возможности создания ансамблей из предметов, различных по ассоциативности форм.

5. Систематизированные свойства, возможности и качества материалов произведений декоративно-прикладного искусства сведены в таблицу «Свойства материалов декоративно-прикладного искусства».

6. Качества самого материала произведений декоративно-прикладного искусства определяются тектоникой, текстурой и фактурой, а его экспозиционные качества определяются следующими визуальными характеристиками:

— плотностью в световом потоке,.

— ощущением веса,.

— образной ассоциативностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. VI квадринале декоративного искусства социалистических стран в Эрфурте.//Декоративное искусство СССР. 1987. № 3.-С. 10−15.
  2. .М. Психологические особенности зрительной деятельности школьников как фактор продуктивности познавательных процессов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2002. — 24 с.
  3. . Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. / Пер. с англ. Пеновой В.И.-М.: Мир, 1982.- 181 с.
  4. М. Гобелен и скульптура. Концепция, экспозиция, режиссура. // Декоративное искусство СССР. 1986. № 8. — С. 1 — 4.
  5. М. Декоративные жанры на XVII Молодежной. // Декоративное искусство СССР. 1987. № 5. — С. 5 — 8.
  6. М.А. Экспозиция в музее. Научно методическое пособие для студентов 3−4 курсов специальности «Музейное дело и охрана памятников». — СПб.: СПбГАК, 1997. — 24 с.
  7. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. / Под общ. ред. Кантора A.M. М.: Эллис Лак, 1997−736 с.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.
  9. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. -352 с.
  10. В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. — М.: Советский художник, 1987, 232 с.
  11. Ф. Экспозиция как театр. // Museum. 1995. № 3. — С. 14−20.
  12. С. Выставка болгарская, проблемы общие. // Декоративное искусство СССР. 1988. № 1.-С. 10- 13.
  13. О. Предметный мир традиционной народной культуры в современных условиях (культурологический аспект). // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. Сборник статей. / Сост. Соснина О. А. — М.: Новый индекс, 2001,-С. 111−121.
  14. А.П., Лямин И. В. Основы композиции. М.: Трудрезервиздат, 1951. — 190 с.
  15. Бегенау 3. Функция, форма, качество. / Пер. с нем. Дижура А., Субботина М. М. М.: Мир, 1969. — 168 с.
  16. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. / Репринтное изд. М.: Академия моды, 1996. -117 с.
  17. Д.К. К метафизике экспозиционного дизайна (Заметки музейного художника). // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998. — С. 18−30.
  18. С. Завод кремлевских звезд. История сульфидного стекла. // Декоративное искусство СССР. 1981. № 2. — С. 36 — 38.
  19. А., Островский Г. Внутреннее пространство стекла. // Декоративное искусство СССР. 1981. № 5. — С. 16 — 17.
  20. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага: Артия, 1982. -496 с.
  21. Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб.: Б.&- К., 2000.-212 с.
  22. Е.А. Конаковский фаянс. М.: Изобразительное искусство, 1978.-232 с.
  23. И.А. Малый художественный музей в контексте культуры второй половины XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 2001. — 27 с.
  24. Н. Кто будет это делать? // Декоративное искусство СССР. -1986. № 9.-С. 36−38.
  25. . В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. — М.: Советский художник, 1980.-С. 130- 143.
  26. С. Передвижные выставки. Двадцатилетний опыт работы. // Museum. 1986. № 152. — С. 14−20.
  27. В.В., Луизов А. В., Овчинников Б. В., Травникова Н. П. Эргономика зрительной деятельности человека. — Л.: Машиностроение, 1989.-112 с.
  28. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. Диссертация доктора педагогических наук. М., 1949. — 740 с.
  29. Н.Н. Исследования в области восприятия изображенного пространства. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1946. — 113 с.
  30. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. — 320 с.
  31. А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 1999. — 22 с.
  32. В. Материал в структуре художественного произведения. // Декоративное искусство СССР. 1984. № 8. — С. 20 -22.
  33. Н. Эволюция формы. // Декоративное искусство СССР. 1981. № 5.-С. 8- 15.
  34. Восприятие. Механизмы и модели. / Сб. статей под ред. Алексеенко Н. Ю. М.: Мир, 1974. — 367 с.
  35. Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998.-176 с.
  36. Г. Памяти Леонида Ляка. // Декоративное искусство СССР. -1987. № 3.- С. 38 -39.
  37. Г. Что нового у ленинградских художников экспозиции // Декоративное искусство СССР. 1985. № 9. — С. 13 -16.
  38. В.А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О гармонии в композиции. // Техническая эстетика. 1969. № 4. — С.1 — 3.
  39. С. Крупномасштабные выставки. // Museum. 1986. № 152. — С. 4−8.
  40. И.В. К учению о цвете (хроматика).// Психология цвета. / Сборник. Общ. ред. Удовик С. Л. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1996. — С. 281 -349.
  41. Д. Экологический подход к зрительному восприятию. / Пер с англ./Общ.ред. и вступ.ст. Логвиненко А. Д. М.: Прогресс, 1988. — 464 с.
  42. А. Проблема формы в изобразительном искусстве. -М.:МПИ, 1991.- 137 с.
  43. В.Д. Зрение и мышление. СПб.: Наука, 1993. -283 с.
  44. В.Д., Цуккерман И. И. Информация и зрение. М., Л.: Издательство АН СССР, 1961. — 183 с.
  45. М. Музейная выставка. // Советский музей. 1986. № 3. — С. 30−31.
  46. Гобелен на выставке и в интерьере. // Декоративное искусство СССР. — 1986. № 8.-С. 4- 11.
  47. О.Л. К вопросу о закономерностях гармонии художественной формы в пластическом искусстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2000. — 22 с.
  48. P.M., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы. М.: Наука, 1981. — 25 с.
  49. Н.Н. Психология инженерного труда. М.: Высшая школа, 1998. -333 с.
  50. Р. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. — 209 с.
  51. Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-271 с.
  52. В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. — 286 с.
  53. С.В. Сценографическое пространство и его построение О.А.Шейнисом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2000. — 31 с.
  54. С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. J1.: Искусство, 1990. — 223 с.
  55. В. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1987. — 237 с.
  56. Е.Е. Проблема взаимосвязи и технологии в прикладном искусстве. (Некоторые аспекты из истории художественного металла). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2000. — 29 с.
  57. В.Н. Теоретические работы, исследования, статьи, письма. / Сост. Домогацкая С. П. М.: Советский художник, 1984. — С. 97 — 223.
  58. Д.Б. Для кого выставки? // Декоративное искусство СССР.1984. № 11.-С. 27−33.
  59. Д.Б. Жизнь после выставки. // Декоративное искусство СССР. 1985. № 10. — С.44 — 47.
  60. Д.Б. Художественная выставка: реализованный проект. // Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации. / Сборник научных трудов. М.: НИИ культуры, 1988. — С. 25−42.
  61. В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. -Минск: Харвест, 1999. 448 с.
  62. Ф. Экспозиция как инструмент знания и инструмент показа. // Museum. 1995. № 3. — С. 4 — 5.
  63. Е.Д. Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2000. — 20 с.
  64. М.А. Ландшафтные экспозиции музеев мира. Л.: Наука, 1979. — 212 с.
  65. Г. Практическая эстетика. / Пер с нем. М.: Искусство, 1970. -320 с.
  66. Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2000. — 19 с.
  67. В.П., Ретанова Е. К проблеме визуального мышления. // Техническая эстетика. 1969. № 7. — С.2 — 5.
  68. P.M. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. — 442 с.
  69. М. Вещь в пространстве. // Декоративное искусство СССР.1985. № 2.-С. 30−31.
  70. М. Итоги «Одной композиции». // Декоративное искусство СССР. 1986. № 12.-С. 29−34.
  71. А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. М.: Советский художник, 1985. — 336 с.
  72. И. Л. Принципы формообразования интерьера православного храма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Новосибирск, 2000. — 24 с.
  73. Искусство ансамбля. Художественный предмет — интерьер — архитектура среда. / Сост и науч. ред. Некрасова М. А. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 464 с.
  74. Искусствознание и психология художественного творчества. /Сборник статей под ред. Зися А. Я. и Ярошевского М. Г. М.: Наука, 1988. — 151 с.
  75. М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. J1.: Художник РСФСР, 1961. — 160 с.
  76. JI. Спрос и предложения критерий оценки. // Декоративное искусство СССР. — 1986. № 2. — С. 17 — 19.
  77. JI. Цветосветопластика. // Декоративное искусство СССР. — 1981.№ 5.-С. 18−21.
  78. С. Триеннале молодых художников Прибалтики. // Декоративное искусство СССР. 1985. № 2. — С. 16 — 18.
  79. Т.П. Историко-типологическое исследование экспозиции художественного музея. Диссертация кандидата исторических наук. — М., 1991.- 157 с.
  80. В.В. Точка и линия на плоскости. / Сборник трудов. Сост. и вступ. ст. Даниэля С. М. СПб.: Азбука, 2001. — 560 с.
  81. A.M. Выставка в музее. // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998. -3 — 11 с.
  82. A.M. Музейная экспозиция как искусство. // Музейное дело и художественное образование. Материалы третьих, четвертых, пятых Боголюбовских чтений 1996, 1997, 1998. Саратов: Слово, 2000. — С. 151 -154.
  83. К. О творчестве Майта Сумматавета. Единство функционального метода и стиля. // Декоративное искусство СССР. 1987. № 6. — С. 10−13.
  84. В., Лукхард В. Свет в архитектуре. Свет и цвет как средства архитектурной выразительности. // Пер. с нем. Калиша В. Г. — М.: Госстройиздат, 1961. 182 с.
  85. Р. ВДНХ: эффективнее служить делу ускорения. // Декоративное искусство СССР. 1986. № 8. — С. 28 — 29.
  86. Г. Язык бытовых вещей. //Декоративное искусство СССР. — 1985. № 1.-С. 39−43.
  87. В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: / Учебник для вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-264 с.
  88. В.А. Фактура как средство художественной выразительности в учебной композиции. // Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. Сборник статей. Л.: ЛВХПУ им. В.Мухиной, 1973. -С. 88 -93.
  89. И. Первые всемирные выставки. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 9. — С. 22 — 26.
  90. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. / Сборник статей. Л.: ЛВХПУ им. В.Мухиной, 1973. — 96 с.
  91. М.А. Выставка как искусство. // Декоративное искусство СССР. -1986. № 9.-С. 36−38.
  92. Ю.И., Федоров М. В. Архитектура и особенности зрительного восприятия. М.: Гос. из-во по строит и арх., 1954. — 136 с.
  93. .Б. Проблемы психологии восприятия. — М.: Высшая школа, 1971.-320 с.
  94. М.А. К теории прикладного искусства. СПб.: Издательство СпбГУ, 2002. — 52 с.
  95. Л. Вторая выставка «московская керамика». Осмысление опыта. // Декоративное искусство СССР. 1984. № 9. — С. 32 — 37.
  96. Л. Стекло палитра художника. // Декоративное искусство СССР. — 1981.№ 2.-С. 39−42.
  97. И.А. О природе декоративного искусства. //Советское декоративное искусство 73/74. / Сборник статей. М.: Советский художник, 1975.-С. 19−25.
  98. П.А. Гармония композиционных средств в изобразительном искусстве. Диссертация доктора искусствоведения. СПб., 1994. — 429 с.
  99. П.А. Ритм и внимание в художественном конструировании. Экспериментальное исследование. Диссертация кандидата искусствоведения. Л., 1969. — 148 с.
  100. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. О восприятии элементарных ритмических композиций на плоскости. // Техническая эстетика. — 1969. № 8.-С. 10- 12.
  101. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 с.
  102. B.C. Психология. Учебник. М.: АГАР, 1997. — 304 с.
  103. Э. Куб сцены. // Декоративное искусство СССР. 1985. № 2. -С. 38−40.
  104. Э. Биеннале и крупномасштабные международные выставки. // Museum. 1986. № 152.-С. 9- 12.
  105. Ле Корбюзье. Декоративное искусство сегодня. 1925. // Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977. — С.53 — 57.
  106. Ле Корбюзье. Модулер.// Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977. — С.233 — 255.
  107. В.В. Практика современной экспозиции. М.: Плакат, 1989. — 191 с.
  108. А.Д., Столин В. В. Порождение предметного образа. // Техническая эстетика. 1974. № 8. — С. 15 — 18.
  109. А.В. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1989. — 256 с.
  110. М. Т. Методология экспонирования декоративно — прикладного искусства (тенденции формообразования). // XX век: Эпоха.
  111. Человек. Вещь. /Сборник статей. Сост. Соснина О. А. — М.: Новый индекс, 2001.-С. 221 -229.
  112. М.Т. Аспекты выставочного дизайна в экспозициях искусств //Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998. — С. 30 — 38.
  113. М.Т. Образ и пространство в экспозициях искусств.//Музейное дело и художественное образование. Материалы третьих, четвертых, пятых Боголюбовских чтений 1996, 1997, 1998. -Саратов: Слово, 2000. С. 136 — 150.
  114. М.Т. Художественно композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств: опыт обоснования концепции. Диссертация кандидата искусствоведения. — М., 1987. — 202 с.
  115. К. Моррис и судьбы декоративного искусства. // Декоративное искусство СССР. 1984. № 8. — С. 27 — 34.
  116. В.В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984.-161 с.
  117. Н.Я. Отечественное искусство на выставках за рубежом. — М.: Изобразительное искусство, 1980. 240 с.
  118. В.К. Парад всемирных выставок. М.: Знание, 1991. — 160 с.
  119. Ю.Н. Оптическое стекло в декоративно-прикладном искусстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1999. — 23 с.
  120. А.А., Перцева Т. Опыт экспериментального исследования восприятия несмысловых композиций. // Техническая эстетика. 1970. № 8.-С. 4−6.
  121. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
  122. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-351 с.
  123. Л. Пластическое пространство и художественное сознание. // Декоративное искусство СССР. 1981. № 5. — С. 22 — 25.
  124. Р. Понять значение пространства. // Museum. 1995. № 3. — С. 41 -45.
  125. А. История декоративно прикладного искусства./ Пер. с франц. -М.: Искусство, 1982. — 573 с.
  126. Ю. Композиция сценического пространства. — М.: Просвещение, 1981. 239 с.
  127. В.М., Кузнецов О. И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств). СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1994. — 80 с.
  128. Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. / Под ред. Майстровской М. Т., Никишина Н. А.,
  129. Полякова Т.П./ Серия электронных изданий MUSEUM PRO. Выпуск 4.0. -М.: Лаборатория музейного проектирования, Российский институт культурологии. 1997.
  130. Г. Ю. Два подхода к проектированию экспозиций. Пространство или время? // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998. — С. 131 — 137.
  131. А. Кузнечного дела секреты. // Советский музей. 1986. № 3. -С. 35 -38.
  132. А. Материал металл. О кузнечном деле. // Декоративное искусство СССР. — 1986. № 6. — С. 24 — 27.
  133. Некрасова-Каратеева О.Л. Философско-психологические аспекты детского рисования. // Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Выпуск VII. СПб.: ГРМ, 2002. — С. 34 — 50.
  134. Ю.А. Выставочный бум в Петербурге. Где и как организовывались экспозиции в дореволюционную пору. // Ленинградская панорама. 1983. № 2. — С. 32 — 35.
  135. Объемно пространственная композиция: Учебник для вузов. /Степанов А.В., Мальгин В. И., Иванова Г. И. и др. — М.: Стройиздат, 1993. — 256 с.
  136. Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М.: Советский художник, 1965. 184 с.
  137. Основы художественного ремесла./ Под ред. В. А. Бородулина.- М.: Просвещение, 1979. 320 с.
  138. А. Пути нашей керамики. Продолжение разговора. // Декоративное искусство СССР. 1984. № 5. — С. 24 — 25.
  139. К.А. Международные ярмарки и выставки. М.: Внешторгиздат, 1962.- 139 с.
  140. А.В. Ручная роспись изделий из стекла. Основные сведения и технические приемы. Л.: ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, ЛИСИ, 1987. — 77 с.
  141. И.Ю. Русское ювелирное искусство второй половины XX века. Основные художественные тенденции и направления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 2000.-28 с.
  142. В.М. Выставки художественные. // БСЭ, 3 издание, 5 том. -М., 1971.-С. 550−551.
  143. С. Структурируя прошлое: археологические экспозиции. // Museum.- 1995. № 3 (185).-С. 9- 13.
  144. С. Сценическое пространство О.Шлеммера. // Декоративное искусство СССР. 1990. № 4. — С.14 — 16.
  145. Н.Н. Скульптура и пространство. Проблема соотношения объема и пространственной среды. М.: Советский художник, 1982. — 199 с.
  146. Психология ощущений и восприятия./Сборник под редакцией Гиппенрейтер Ю. Б., Любимова В. В. и Михалевской М. Б. М.: ЧеРо, 1999.- 610 с. (Серия: Хрестоматия по психологии)
  147. Психология процессов художественного творчества. /Сборник статей под ред. Б. С. Мейлаха, Н. А. Хренова. Л.: Наука, 1980. — 285 с.
  148. Психология цвета. / Сборник. Пер с англ. Под ред Удовик С. Л. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1996. -352 с. (Серия: Актуальная психология).
  149. Психология. / Словарь под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1990−494 с.
  150. И.А. Проблемы экспозиционных решений временных выставок. // Музейное дело и художественное образование. Материалы третьих, четвертых, пятых Боголюбовских чтений 1996, 1997, 1998. -Саратов: Слово, 2000. С. 171−177.
  151. К. Выставка и художественный процесс. // Декоративное искусство СССР. 1986. № 6. — С. 30 — 32.
  152. С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. -М.: Советский художник, 1968. 272 с.
  153. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука — классика, 2001. — 3 20 с.
  154. .В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.-288 с.
  155. К.И. Ансамбль и экспозиция. Л.: Художник РСФСР, 1970.-232 с.
  156. Е. Уварова Н. Художник Рудольф Клике. // Декоративное искусство СССР. 1981. № 1. — С. 6 — 8.
  157. Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции. // Музейная экспозиция. Серия электронных изданий MUSEUM PRO. Выпуск 4.0.-М., 1997.
  158. Е.А. Просчеты наших экспозиций. // Декоративное искусство СССР. 1987. № 3. — С. 35 — 36.
  159. Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже. М.: Искусство, 1974. — 175 с.
  160. Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени.- М.: Искусство, 1971. 233 с.
  161. Р., Рацка X. История прикладного искусства нового времени. -М.: Искусство, 1971.- 223 с.
  162. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М.: Педагогика, 1980. — 1 кн. -311 е., 2 кн.-279 с. v
  163. Н.Г. Руководство по цветоведению. М.: Государственное научно-техническое издательство Министерства легкой промышленности СССР, 1956.-46 с.
  164. О. Невозможные фигуры. / Пер. со швед. Самуэльсон Е. — М.: Стройиздат, 1990. 127 с.
  165. Г. Э. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин: Валгус, 1985. — 344 с.
  166. Г. Э. О визуальном восприятии элементарных форм. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1971.-381 с.
  167. И.В. Искусство выставочной экспозиции. // Советское декоративное искусство 1917−1945. М.: Советский художник, 1984. — С. 58−75.
  168. И.В. Искусство советского выставочного ансамбля. 1917 —1970. М.: Советский художник, 1976, — 373 с.
  169. В.И. Превращения шпалеры. М.: ГАЛАРТ., 1995. — 86 с.
  170. В. Иосиф Михайлович Шошенский. // Декоративное искусство СССР. 1984.№ 7. -С. 44.
  171. И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. — М.: Советский художник, 1984.-304 с.
  172. М. О «функциональном» и «эстетическом». // Техническая эстетика. 1969. № 3. — С. 17 — 18.
  173. Д.М., Ревякин В. И. Выставки. // БСЭ, 3 издание. М., 1971. т. 5. -С. 547−548.
  174. Д.М., Клике P.P. Выставки всемирные. // БСЭ, 3 издание. М., 1971. т. 5.-С. 548−549.
  175. Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация- цвет- интеллект. СПб.: Речь, 2001. — 256 с.
  176. Н.В. Хроматизм мифа. Л.: Васильевский остров, 1990. — 352 с.
  177. Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. -СПб.: ФПБ-ТОО «БИОНТ», 1997. 64 с.
  178. П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства. // Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Наука, 1988.-С. 50−65.
  179. С. Детство вещи: вещность в обыденном сознании. // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. / Сборник статей. Сост. Соснина О. А. — М.: Новый индекс, 2001. С. 25 — 36.
  180. Г., Черенков А. Возможный путь в изучении композиции. // Техническая эстетика. 1969. № 10. — С. 9−11.
  181. Г. Ю. Гармонизация формообразующих линий. // Техническая эстетика. 1972. № 12.-С. 14- 17.
  182. Г. Ю. Организация фигур в предмете. // Техническая эстетика. — 1974. № 7.-С. 13- 17.
  183. Г. Ю. Предмет и его конфмгурации. // Техническая эстетика. —1974. № 3.-С. 21 -24.
  184. Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987. — 288 с.
  185. А.В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология. — М.: Стройиздат, 1993.-295 с.
  186. Г. П. Взаимодействие искусств. JI.: Художник РСФСР, 1973. — 180 с.
  187. Н.С. Новые тенденции в области формообразования. // Советское декоративное искусство 1973/74. М.: Советский художник, 1975. С. 191 — 198.
  188. Н.С. Пути продвижения авангардной пластической формы в советское искусство 1960-х годов. // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. / Сборник статей. Сост. Соснина О. А. М.: Новый индекс, 2001. — С. 148 -155.
  189. Н.С. Шедевры и поделки внутри «художественного процесса». // Декоративное искусство СССР. 1986. № 6. — С. 32 — 33.
  190. Д. Полное погружение: новая технология как источник новых впечатлений. // Museum. 1995. № 3. — С. 36 — 40.
  191. М. Использование звука в экспозиции. // Museum. 1995. № 3. — С. 25−28.
  192. .А. Культура и музей на пороге XXI века. //Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Выпуск VII. СПб.: ГРМ, 2002. — С. 6 — 15.
  193. Е.Г. Дизайн структурно-геометрических полей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. -М., 2001.-23 с.
  194. Т.З. Образы прошедшего сезона. // Декоративное искусство СССР. — 1988. № 5.-С. 26−30.
  195. А. В объективе дизайнера. // Декоративное искусство СССР.1985.№ 1.-С. 14−15.
  196. А. Образы прошедшего сезона. // Декоративное искусство СССР. 1986. № 1. — С. 27 — 34.
  197. А. Профессия — музейный художник. // Советский музей.1986. № 3.-С. 39−42.
  198. Творческий процесс и художественное восприятие. /Сборник статей под ред. Егорова Б. Ф. JI.: Наука, 1978. — 278 с.
  199. Н. Пространство вместо предмета. // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. / Сборник статей. Сост. Соснина О. А. М.: Новый индекс, 2001. — С. 62−64.
  200. С. Оптические иллюзии. // Пер. с англ. Любарского К. А. М.: Мир, 1967.- 127 с.
  201. В. Вещь среди вещей. Следы духовности: сакрализация через «стратегию поведения». Предметы и ритуал в культуре XX века. // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. / Сборник статей. Сост. Соснина О. А. М.: Новый индекс, 2001.-С. 9−24.
  202. В.Д. Авторская таписерия в контексте мирового художественного процесса 1960 1990. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. — М., 2000. — 43 с.
  203. Федоров-Давыдов А. А. Принципы строительства художественных музеев. 1929. // Федоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975.-С. 103 — 126.
  204. Г. Я. Дерево. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 192 с.
  205. Г. Я. Металл. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 176 с.
  206. Г. Я. Послушная глина: основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.- 141 с.
  207. Г., Бенльоч М. Интерактивные экспозиции: реакция посетителей. // Museum. 2001. № 2. — С. 53 — 59.
  208. А.Л. Музей как феномен социокультурного пространства российской провинции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Саранск, 2000. — 18 с.
  209. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. — 321 с.
  210. П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. — 333 с.
  211. Г., Ауэр К. Человек цвет — пространство. Прикладная цветопсихология. — М.: Стройиздат, 1973. — 117 с.
  212. К. Влиятельные музеи. / Пер с англ. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. — 196 с.
  213. Художественное восприятие. / Сборник статей под ред. Мейлаха Б. С. -Л.: Наука, 1971.-387 с.
  214. Художники о выставочной экспозиции. // Декоративное искусство СССР. 1975. № 11. — С. 20 — 26.
  215. XX век: Эпоха. Человек. Вещь. /Сборник статей. Сост. Соснина О. А. -М.: Новый индекс, 2001. 266 с.
  216. Г. Учение о цвете. Популярный очерк. М.: Строииздат, 1971. — 159 с.
  217. А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. — М.: Из-во Академии художеств СССР, 1962. 67 с.
  218. К. О новых формах выставочной работы в западно-европейских странах. // Искусство. 1987. № 5. — С. 42 — 44.
  219. О.В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна. Минск: Харвест, 1999. — 312 с.
  220. Н.А. Специфика экранного изображения и эволюция его восприятия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2002. — 33 с.
  221. И.И. Симметрия в природе. Л.: Недра, 1985. — 168 с.
  222. И.В. Анализ восприятия художественной перспективы. — СПб.: Скифия, 2001.-80 с.
  223. А.В. Проблема визуального восприятия в новой образовательной парадигме. // Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Выпуск VII. СПб.: ГРМ, 2002. — С. 28 — 33.
  224. И.Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. — 343 с.
  225. Л.М., Фокин С. В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. СПб.: СпецЛит, 2000.-160 с.
  226. С.М. Психологические вопросы искусства. /Под ред. Басина Е. Я. М.: Смысл, 2002. — 335 с.
  227. Ф.С. Формование и горячее декорирование стекла. — СПб.: Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт, 1992.— 141 с.
  228. М. Реалогия наука о вещах. // Декоративное искусство СССР. — 1985. № 6.-С. 21 -22, 44.
  229. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. / Под общ. Ред. Иконникова А. В., ВНИИ техн. Эстетики. М.: Стройиздат, 1990. — 335 с.
  230. В. Выставка в контексте искусства. // Декоративное искусство. — 1985. № 12.-С.31 -33.
  231. А. О семнадцатой выставке молодых художников Москвы. // Искусство. 1987. № 4. — С. 13 — 20.
  232. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-86 с.
  233. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971,-48 с.
  234. П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. -Самара: СамГПУ, 2000. 200 с.
  235. И.М. Советские ткани 1920−1930-х годов. JI.: Художник РСФСР, 1977.-277 с.
  236. Н.А. Художественная эмаль. Истоки и технология. //Сборник статей преподавателей и аспирантов. Методические пособия. Кафедра теории и истории архитектуры и искусств СПбГХПА. Выпуск 1. / Сост. Сперанская B.C. СПб.: Поиск, 1998.-С. 67−71.
  237. Классификация экспозиций по сущностно-дииамнческим характеристикам с позиций визуальной коммуникации1. Пассивносозерцательная
  238. Визуальная информация. Тин жспознцнн.1. Сюжет НО' образная
  239. Документально-информационная1. Це. ill исодержание
  240. Достижение эмоционального состояния, тема, сюжет.
  241. Достижение наибольшего информационного контакта, вещь и себе.1. Сотворчество зрителя. включение его в процесс искусства. Артефакт.1. Активно-созерцательная1. Интерактивная1. Формыорганизации
  242. Равновесие, равнозначность элемента и пространства.
  243. Активные, самодостаточные элементы, пассивное пространство.
  244. Создание среды для зрителя и его творческого акта.
  245. Пространство для активного вза и м о действия. Экспозиция как произведение искусства.1. Примеры1. Творческидеятельное? lisitl
  246. ЗОНЫ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСТАВОЧНОГО ЗАЛА
  247. Ассоциативный ряд предметных форм
Заполнить форму текущей работой