Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Т. С. Элиот: «Бесплодная земля»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэма — бессюжетна. Сопряженность между частями не логичная, а чисто ассоциативная. Действующие лица — условны и намечены эскизно. Как и Джеймс Джойс, автор «Улисса», увидевшего свет почти одновременно с «Бесплодной землей», Элиот положил в основу произведения символикомифологический принцип. Афористический заголовок поэмы подчеркивает значимость всеиронизывающего образа, вырастающего до символа… Читать ещё >

Т. С. Элиот: «Бесплодная земля» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы — полые люди. Мы пугала, а не люди, Склоняемся вместе, Труха в голове.

Т. С. Элиот

Т. С. Элиот: путь к славе. Поэт, драматург, критик, культуролог, при жизни стяжавший статус живого классика, Т. С. Элиот (1886—1965) по праву признан центральной фигурой англо-американской поэзии XX в. Реформатор англоязычного стиха и критики, он в равной мере принадлежит обеим литературам (как Генри Джеймс); его рассматривают в курсах и английской, и американской литературы.

Он родился в США, его английские предки, переселившиеся в Америку, жили в Новой Англии, старейшем культурном очаге страны, давшей немало выдающихся представителей национальной культуры. В семье культивировались жесткие пуританские традици, высокие нравственные требования и культ самодисциплины. Поэт учился в Гарварде, питомнике американской аристократии (там же, где и его радикальный антипод Джон Рид), потом во Франции (Сорбонна), наконец в Англии. К началу 1910;х гг. относятся его первые поэтические опыты.

На формирование Т. С. Элиота оказали влияние три его старших современника. Это профессор Гарварда Ирвинг Бэббит (1865—1933), впоследствии один из лидеров литературно-эстетической группы «Новый гуманизм», сторонник элитарного «высоколобого» искусства, основанного на четких принципах классики. Оно противопоставляло себя натурализму, «вульгарности» современной литературы. Другой наставник — Т. Э. Хьюм (1883—1917), поэт, эссеист, «философ-любитель», был теоретиком имажизма, поборником «жесткой, бесстрастной образности». Третьим был Эзра Паунд — выдающийся поэт, эрудит, экспериментатор, чья концепция точного слова импонировала Т. С. Элиоту.

В 1914 г. Т. С. Элиот уехал из Америки в Европу. Спустя год переезжает в Англию, где продолжает образование в Оксфорде; затем занимается преподаванием, служит консультантом на фирме, работает в банке. Первая мировая война, в которой он не принял непосредственного участия, была для него потрясением, как и для многих мыслителей Запада, свидетельством кризиса культуры; это ощущение получило глубокое выражение в его творчестве. Славу Т. С. Элиоту приносит поэма «Бесплодная земля» (1922). Авторитет Т. С. Элиота в поэтическом мире закрепляет его поэма «Полые люди» (1925). В 1927 г. Элиот принимает британское подданство. Он вызывает всеобщее поклонение, особенно в среде художественной и интеллектуальной элиты.

В 1948 г. четвертый гражданин Великобритании (после Р. Киплинга, Б. Шоу, Дж. Голсуорси), Т. С. Элиот удостоен Нобелевской премии по литературе за «выдающийся новаторский вклад в современную поэзию».

Критик и теоретик. В многожанровом наследии Т. С. Элиота, поэтаинтеллектуала, особенно значимы труды, в которых он предстает как критик-новатор. Его книги критической прозы и эстетики «Священный лес» (1920), «Назначение поэзии и назначение критики» (1933), «О поэтах и поэзии» (1957) и др. во многих своих тезисах получили статус хрестоматийных. Фрагменты из них непременно присутствуют в антологиях эстетической мысли. Высокопрофессиональные с точки зрения литературоведческого анализа, они являют собой высокие образцы писательской критики, что и сделало Элиота одним из законодателей художественного вкуса в англоязычных художественных кругах.

Эстетическая программа Т. С. Элиота имела несколько литературных и философских истоков: это английские поэты-метафизики, творившие в начале XVII в., в послешекспировскую эпоху. Вершиной «метафизической» поэзии оставался для него Джон Донн. Затем — французские символисты, прежде всего Маларме, Лафорг. Наконец, английская классическая поэзия XVIII века (А. Поуп).

Концентрированное выражение эстетики Т. С. Элиота — статья «Традиция и индивидуальный талант» (1917). В ней он подчеркивает неотторжимую роль традиции в словесном искусстве. «Значение писателя определяется тем, насколько глубоко опирается он на творения ушедших художников и поэтов». При этом Т. С. Элиот настаивает на «деперсонализации» поэзии, т. е. освобождении от эмоций, ее предельной рассудочности. Он сторонник стихов «головных», но это не значит, что стихотворец — холоден, бездушен. Свои чувства он передает не прямо, а опосредованным образом — с помощью ритма, игры слов, метафор, символов. Объявив себя классицистом в литературе, Т. С. Элиот выступал против неупорядоченного субъективизма и эмоциональных всплесков неприемлемого для него романтизма. Многие принципы Элиота послужили фундаментом так называемой новой критики — влиятельного течения англо-американского литературоведения. В основе ее лежал принцип анализа текста как самоценного словесного единства вне исторического контекста и иных факторов. Свою эстетическую программу Т. С. Элиот, роялист в политике и англо-католик в религии, рассматривал как направленную против «опасностей радикализма и материализма».

Стихи о Пруфроке. Поэт-эрудит, склонный к оригинальной и сложной манере, Элиот заявил о себе сборником «Пруфрок и другие наблюдения» (1917). Ключевым для сборника стало стихотворение «Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока». Фрагментарное, но структуре и непростое по замыслу, оно — яркий пример методологии Элиота, его пессимистического мировидения, вызванного ощущением неодолимого упадка цивилизации, бессилия человека и краха духовных ценностей как следствия разрушительной мировой войны.

С первых строк стихотворения возникает сложный образ мира как средоточия всеобщего горя, что прямо ассоциируется с даитовским «Адом». Эта тональность подчеркивается фигурой Пруфрока, робкого, охваченного тревогой, нерешительного человека, страдающего от безответной любви и сознания собственного бессилия. Он то уподобляется Лазарю, восставшему из гроба, то отождествляет себя с Гамлетом, то с шекспировским шутом.

Нет! Я не Гамлет и не мог им стать, Я из друзей и слуг его…

Услужливый, почтительный придворный, Благонамеренный, витиеватый, Напыщенный, немного туповатый, По временам, пожалуй, смехотворный —.

По временам, пожалуй, шут.

(Пер. А. Сергеева).

Элиот — поэт, ориентированный на высокообразованного читателя. Стихотворение «Пруфрок» (как и позднее поэма «Бесплодная земля») насыщено многочисленными ссылками, скрытыми цитатами, аллюзиями, намеками, парафразами, вбирающими в свою орбиту богатейший пласт мировой мифологии, культуры и литературы.

Поэма «Бесплодная земля». Примерно по тому же принципу, но более масштабно выстроено и самое знаменитое сочинение Т. С. Элиота — поэма «Бесплодная земля» (1922). Это классика поэзии XX в. Она — уникальна по содержанию и художественному строю, оригинальным образом аккумулируя чувства разочарования, осознания всеобщего хаоса, исчерпанности самих жизненных ресурсов. Поэма созвучна мироощущению «потерянного поколения», что сделало Элиота одним из первых его литературных провозвестников. Но она должна пониматься в более широком, «метафизическом» ключе. Она — о трагическом уделе человечества. Поэма объемом в 433 строки состоит из пяти частей: первая — «Похороны мертвого»; вторая — «Игра в шахматы»; третья — «Огненная проповедь»; четвертая — «Смерть от воды»; пятая — «Что говорил гром».

Поэма — бессюжетна. Сопряженность между частями не логичная, а чисто ассоциативная. Действующие лица — условны и намечены эскизно. Как и Джеймс Джойс, автор «Улисса», увидевшего свет почти одновременно с «Бесплодной землей», Элиот положил в основу произведения символикомифологический принцип. Афористический заголовок поэмы подчеркивает значимость всеиронизывающего образа, вырастающего до символа всей современной цивилизации. А она видится поэту пораженной неизлечимым недугом. В основе поэмы — миф о Святом Граале — мистическом сосуде, насыщающем людей и дающем им жизненную энергию.

Это чаша, с которой Христос на Тайной вечере обходил своих учеников. Хранительницами чаши Грааля были девы, обесчещенные королем Артуром и его рыцарями, за что виновного постигло божественное возмездие: короля покинула детородная сила, земля его была поражена бесплодием, чаша же исчезла. Рыцарь, который найдет чашу и ответит на магические вопросы, избавит короля от бесплодия, страну — от проклятия и вернет земле ее животворную силу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой