Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феноменология истерического характера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Истеричка привыкла бессознательно сексуализировать все отношения: чувственная энергия переполняет ее и ищет выхода. Поэтому ее поведение со стороны кажется странным, провокативным… Вот почему Александр Лоуэн пишет: «Истерический характер — это личность, склонная сексуализировать все несексуальные отношения, ей свойственна внушаемость, иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное… Читать ещё >

Феноменология истерического характера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оральный, анальный и мазохистский характеры отличаются слабым самосознанием, неполным ощущением своего Я. Основу Я — восприятия создает движение энергетического маятника. Он ограничен и не закреплен у носителей этих характеров в мозговом и генитальном функционировании. Таких людей иногда называют импульсивными в противоположность типам характеров, которым свойственна блокировка аффекта. Таков, частности, истерический характер.

В чем его зерно? О. Фенихель пишет так: Рассматривая механизмы истерии, следует иметь в виду, что ее особенности отражают конфликты между интенсивным страхом сексуальности и не менее интенсивным, но подавленным сексуальным влечением. Каким образом возникает отвержение чувственности, страх перед ней? Мы снова возвращаемся к детским переживаниям.

Что мы имеем в виду, когда говорим, что девочка любит отца? Если ребенок достиг генитальной стадии развития, то чувства девочки к отцу сексуально окрашены. Дело в том, что каждое чувство имеет два компонента — романтический и сексуальный. У ребенка оба эти слагаемые чувства не расщеплены. Это только взрослый человек, у которого эти компоненты разделены, осознает, что нравиться могут многие женщины или мужчины, но это вовсе не означает, что все эти люди должны стать сексуальными партнерами…

Однако ощущение девочки иное. Она по-настоящему, сексуально и романтически (причем слитно), любит своего отца. Но отец не может адекватно ответить на привязанность девочки, вот почему подсознательно она чувствует себя отвергнутой, оскорбленной в своих переживаниях. Этот психологический конфликт и оказывается истоком истерического характера.

Истеричка привыкла бессознательно сексуализировать все отношения: чувственная энергия переполняет ее и ищет выхода. Поэтому ее поведение со стороны кажется странным, провокативным… Вот почему Александр Лоуэн пишет: «Истерический характер — это личность, склонная сексуализировать все несексуальные отношения, ей свойственна внушаемость, иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное, драматизированное и театрализованное поведение и даже обман, вплоть до экстремальной формы — истерических фантазий»[1].

Предоставим слово В. Райху: «Самая выраженная ее особенность — это явно сексуальное поведение в сочетании со специфической телесной подвижностью, которая носит отчетливый оттенок сексуальности. Связь женской истерии с сексуальностью известна давно, женщин с такой структурой характера легко заметить по скрытому или неприкрытому кокетству походки, взгляда и речи» .

Истеричка подорвана инцестуозной привязанностью. И снова Райх: «Истерическому характеру свойственно сильное и неудовлетворенное сексуальное стремление, которое сдерживается генитальной тревожностью; он чувствует постоянное присутствие опасности. Изначальное инфантильное сексуальное стремление позже утилизируется, чтобы прочувствовать, как и прежде, природу и величину грозящих опасностей» .

Когда Фрейд начинал свою терапевтическую практику, флирт был в моде. Господствующая культура пыталась подавить чувственность. Сексуальность находила свое выражение в кокетстве. Складывалась определенная практика флирта. Запись в альбом, смелый комплимент, рассказанная история с подтекстом, пламенные взоры, выражающие страсть. Сейчас это не характерно для российской культуры. Конечно, можно изредка встретить в «Московском комсомольце» объявления вроде «Знакомства не для брака, флирт…». Внешние появления истерического характера под влиянием изменений в современной сексуальной морали стали иными. Но преобразилась ли структура либидо? Нет, она осталась неизменной…

Носительница истерического характера страшится не только сексуальных отношений. Ее испуг относится также и к эмоциональному компоненту. Она страшится сильной эмоциональной вовлеченности. Ощущая импульсы, ее гениталии дают согласие, но сердце отвечает отказом. Как только душа посылает в генитальный аппарат сильные чувствования, в нем рождается тревожность. Поэтому разряжается обычно только незначительное количество энергии. Любовь оказывается разведенной к двум полюсам: нежности и чувственности. Пока в подсознании женщины сохраняется инцестуозная привязанность, это расщепление неустранимо…

Напомним, что страх перед чувственностью присущ не только истерическому характеру. У «оральника», к примеру, противостояние сексуального влечения и страха выражено сильнее. Мазохист вообще может впасть в состояние паники под влиянием сексуальных импульсов. Желания мазохиста вполне осознанны, но сдержанны и подавлены. Иначе говоря, он не отдает себе отчета в том, что сдерживает свои сексуальные чувства. Мазохистское сжимание, скручивание и проталкивание, призванные добиться разрядки, сам мазохист не оценивает как способ преодолеть сопротивление. У истерички сексуальные влечения подавлены и в значительной мере бессознательны. Человек такой структуры будет удивлен, если указать ему на сексуальный смысл его поведения.

  • [1] Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., 2002. С. 140.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой