Способы изменения организационной культуры
Ритуалы — регулярные определенные действия и процедуры, непосредственно связанные с производственной деятельностью сотрудников, но организация и проведение которых не связаны с использованием формально установленных правил. Целенаправленные осознанные управленческие действия по изменению тех или иных культурных переменных называются способами изменения организационной культуры. К этим способам… Читать ещё >
Способы изменения организационной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целенаправленные осознанные управленческие действия по изменению тех или иных культурных переменных называются способами изменения организационной культуры. К этим способам относятся следующие.
Информация — предоставление члену организации определенных сведений.
Коммуникация — создание специальных процедур и правил, регулирующих процессы коммуникации и распространения информации в организации, включая процедуры личного общения (в частности, специальная организация контактов и общения между разными группами работников).
Ролевое моделирование — ролевое поведение представителей высшего руководства, выступающее в качестве образца для подражания для остальных членов организации.
Правила — официальное установление формальных правил, регулирующих те или иные процедуры в организации.
Структура — изменение структуры организации, системы руководства и подчинения, перераспределение производственных функций.
Ресурсы — распределение и перераспределение ограниченных ресурсов между подразделениями.
Обучение — организация процесса обучения сотрудников, включая проведение специальных тренингов и других активных форм обучения.
Контроль — фокусирование процессов контроля и оценки со стороны руководства на отдельных сторонах деятельности и взаимоотношений членов организации.
Среда — проектирование изменений предметной среды организации: производственных помещений, оборудования, мебели, интерьера и т. п.
Поощрение и наказание — изменение системы поощрения и наказания сотрудников, их должностного продвижения, а также критериев подбора, продвижения, поощрения и наказания сотрудников.
Участие — привлечение членов организации к участию в принятии решений.
Наставничество — прикрепление к новым или рядовым сотрудникам организации опытных работников или руководителей в целях оказания индивидуальной помощи и воспитания.
Праздники — организация и проведение различных праздников в коллективе организации.
Ритуалы — регулярные определенные действия и процедуры, непосредственно связанные с производственной деятельностью сотрудников, но организация и проведение которых не связаны с использованием формально установленных правил.
Каждый из этих способов представляет собой реальное и символическое действие одновременно, поскольку в организации любые действия символичны. Однако в некоторых действиях преобладает реальная составляющая, в других — символическая. Комплекс способов изменения ОК надо выбирать с таким расчетом, чтобы символическая составляющая не была преобладающей.
В табл. 6.4 представлены основные способы изменения существующей ОК.
Таблица 6.4.
Основные способы и формы изменения ОК.
№. п/п. | Управляемая культурная переменная. | Способ изменения. | Влияние на изменения характеристики ОК. |
1-А. Мягкость | |||
1-А.1. | Руководители выступают в роли наставников и воспитателей подчиненных. | Ролевое моделирование, контроль, наставничество, обучение, философия. | Полностью симметричное. |
1-А.2. | Руководители наказывают подчиненных только в исключительных случаях. | Правила, ролевое моделирование. | То же. |
1-А.З. | Поддержка демократического стиля руководства. | Ролевое моделирование, контроль, поощрение и наказание. | То же. |
1-А.4. | Работнику, допустившему ошибку, предоставляется возможность оправдаться. | Правила, ролевое моделирование, контроль. | То же. |
1-А.5. | Поручая работу человеку, заботятся о ее соответствии его способностям и интересам. | Ролевое моделирование, контроль, обучение, философия. | Частично симметричное. |
1-А.6. | Все конфликты выявляются и по возможности разрешаются. | Ролевое моделирование, контроль, коммуникации. | То же. |
№. п/п. | Управляемая культурная переменная. | Способ изменения. | Влияние на изменения характеристики ОК. |
1-А.7. | Постоянное изучение проблем, интересов и самочувствия работников. | Правила, коммуникация, контроль, ролевое моделирование. | Несимметричное. (2). |
1-Б. Жесткость | |||
1-Б.1. | 11оддержка автократического стиля руководства. | Ролевое моделирование, контроль, поощрение и наказание. | Полностью симметричное. |
1-Б.2. | Определение перечня ненужных работ и функций. | Правила, коммуникации, информация. | То же. |
1-Б.З. | Работник, допустивший ошибку или упущение, автоматически наказывается. | Правила, контроль, ролевое моделирование. | Частично симметричное. |
2-А. Малая дистанция власти | |||
2-А.1. | Работники могут легко получить доступ к первому руководителю. | Правила, ролевое моделирование, ритуалы. | Полностью симметричное. |
2-А.2. | Рядовые работники могут дискутировать со своими руководителями. | Ролевое моделирование, контроль, философия. | То же. |
2-А.З. | Исполнители принимают решение самостоятельно. | Правила, ролевое моделирование, поощрение и наказание, философия. | То же. |
2-А.4. | Уменьшение различий в положении и льготах работников, занимающих разные должности. | Правила, ролевое моделирование, поощрение, среда. | То же. |
2-А.5. | Руководители чаще принимают решения на местах, чем в своих кабинетах. | Ролевое моделирование, правила, контроль, ритуалы. | То же. |
№. п/п. | Управляемая культурная переменная. | Способ изменения. | Влияние на изменения характеристики ОК. |
2-А.6. | Предоставление права последней подписи возможно более низкому уровню управления. | Правила. | То же. |
2-Б. Большая дистанция власти | |||
2-Б.1. | Все решения согласуются с руководством. | Правила, контроль. | Полностью симметричное. |
2-Б.2. | Руководителям не возражают. | Ролевое моделирование, контроль, поощрение и наказание. | То же. |
2-Б.З. | К первому руководителю трудно попасть. | Правила. | Полностью симметричное. |
2-Б.4. | Заметные различия в правах и положении работников, занимающих разные должности. | Правила, поощрение и наказание, ресурсы, среда. | То же. |
3-А. Коллект ивизм | |||
3-А.1. | Развитие неформальных, дружеских отношений между работниками. | Ролевое моделирование, праздники, ритуалы, философия. | То же. |
3-А.2. | Коллектив приходит на помощь тому, у кого есть проблемы и трудности. | Ролевое моделирование, контроль, философия. | То же. |
З-А.З. | Развитие практики коллективного принятия решений. | Правила, ролевое моделирование, ритуалы. | Частично симметричное. |
3-А.4. | Развитие бригадных форм организации труда. | Правила, поощрение и наказание. | Частично симметричное. |
3-А.5. | Развитие взаимопомощи среди сотрудников. | Ролевое моделирование, контроль, поощрение и наказание, ритуалы, философия. | Полностью симметричное. |
№. п/п. | Управляемая культурная переменная. | Способ изменения. | Влияние на изменения характеристики ОК. |
3-А.6. | Развитие социального контроля за поведением работников. | Контроль, философия, коммуникация, поощрение. | То же. |
3-А.7. | Важнейшие вопросы жизни и работы организации обсуждаются на общих собраниях. | Правила, ритуалы. | Частично симметричное. |
3-А.8. | За поведение каждого работника отвечает весь коллектив подразделения. | Правила, ритуалы, контроль, поощрение и наказание. | Полностью симметричное. |
3-Б. Индивидуализм | |||
3-Б.1. | Борьба с неформальными отношениями в организации. | Ролевое моделирование, контроль, философия. | То же. |
4-А. Формальноеть | |||
4-А.1. | Работников наказывают за нарушение правил и предписаний. | Правила, контроль, ролевое моделирование. | Частично симметричное. |
4-А.2. | Поиск виновных во всех случаях, когда в работе возникли упущения. | Правила, контроль, ролевое моделирование, поощрение и наказание. | То же. |
4-А.З. | Настороженное отношение к новым и рискованным решениям. | Правила, контроль, коммуникации, ролевое моделирование. | Полностью симметричное. |
4-А.4. | Установление регулярности в отчетности всех работников и оценка их работы. | Правила, контроль. | Частично симметричное. |
4-А.5. | Установление четких количественных критериев оценки работы каждого члена организации. | Правила. | Несимметричное. (1). |
№. п/п. | Управляемая культурная переменная. | Способ изменения. | Влияние на изменения характеристики ОК. |
4-Б. Творчество | |||
4-Б.1. | Наказание работника прежде всего за неэффективность в работе. | Правила, контроль, поощрение и наказание. | Полностью симметричное. |
4-Б.2. | Поиск при возникновении ошибки в работе — источника этой ошибки. | Правила, контроль, ролевое моделирование, коммуникация. | Частично симметричное. |
4-Б.З. | Развитие активности и инициативы работников. | Ролевое моделирование, коммуникация, контроль, поощрение. | Полностью симметричное. |
4-Б.4. | Поддержка квалифицированных и способных работников. | Поощрение и наказание, контроль. | То же. |
4-Б.5. | 11оддержка смелых и неожиданных решений. | Ролевое моделирование, контроль, поощрение и наказание. | Полностью симметричное. |
4-Б.6. | Использование при принятии решений мнения экспертов, а не начальников. | Правила, коммуникация, контроль, ролевое моделирование. | То же. |
4-Б.7. | Превращения процесса обучения в повышение эффективности. | Контроль, поощрение и наказание, обучение. | Несимметричное. (1). |
4-Б.8. | Установление оплаты труда работников в зависимости от фактически выполненной работы, а не от оклада. | Правила, контроль. | Частично симметричное. |
4-Б.9. | Знание всеми членами организации ее краткосрочных и долгосрочных планов. | Коммуникация, информация. | Несимметричное. (2). |
№. п/п. | Управляемая культурная переменная. | Способ изменения. | Влияние на изменения характеристики ОК. |
4-Б.10. | Введениевезде, где это только возможно, гибкого рабочего графика. | Правила. | Полностью симметричное. |
4-Б.11. | Участие исполнителей в планировании своей работы. | Правила, коммуникация. | То же. |
5-А. Внутренняя ориентация | |||
5-А.1. | Калькуляция цен в зависимости от произведенных затрат. | Правила, контроль. | То же. |
5-А.2. | Установление порядка работы, удобного для работников и руководства. | Правила. | Несимметричное. (1). |
5-Б. Внешняя ориентация | |||
5-Б.1. | Изучение рынка и основных конкурентов. | Правила, контроль, коммуникация, информация. | Полностью симметричное. |
5-Б.2. | Установление цен в зависимости от конкурентов. | Правила, контроль, информация. | То же. |
5-Б.З. | Разработка ассортимента продукции в зависимости от спроса. | Правила, контроль, коммуникация, информация. | Полностью симметричное. |
5-Б.4. | Установление порядка работы, удобного для клиентов. | Правила, контроль, коммуникация. | То же. |
5-Б.5. | Забота об имидже организации. | Правила, контроль, ролевое моделирование, среда, обучение, коммуникация. | Частично симметричное. |
5-Б.6. | Введениетщательного учета затрат во всех подразделениях и на всех операциях. | Правила, контроль, информация, поощрение и наказание. | То же. |
№. п/п. | Управляемая культурная переменная. | Способ изменения. | Влияние на изменения характеристики ОК. |
6-А. Стремление к определенности | |||
6-А.1. | Четкое разделение прав и обязанностей. | Правила, контроль. | Полностью симметричное. |
6-А.2. | Предоставление информации исключительно только тем, кому она предназначена. | Правила, контроль, коммуникация. | То же. |
6-А.З. | Вес работы и процедуры тщательно планируются. | Правила, контроль, коммуникация. | То же. |
6-А.4. | Решения принимаются только после того, как вся информация будет собрана. | Ролевое моделирование, правила, контроль, коммуникация. | То же. |
6-Б. Стремление к неопределенности | |||
6-Б.1. | Практика выдвижения молодых и перспективных работников. | Ролевое моделирование, поощрение и наказание, контроль. | Частично симметричное. |
6-Б.2. | Доступность информации для всех, кто в ней нуждается. | Правила, контроль, коммуникация, информация. | Полностью симметричное. |
6-Б.З. | Практика создания временных групп, состоящих из работников разных подразделений. | Ролевое моделирование, контроль, коммуникация, философия, наставничество. | Частичное симметричное. |