Понятие и виды управленческих решений
Цикличность в деятельности органов внутренних дел выражается, в частности, в организации работы по раскрытию преступлений. Эта деятельность является предметом многих решений. Так, вопросы, касающиеся раскрытия, расследования преступлений и их профилактики неоднократно рассматривается на разных уровнях управления. Тем не менее проблема совершенствования раскрытия преступлений вновь изучается… Читать ещё >
Понятие и виды управленческих решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Совокупность процедур по выработке, принятию и организации выполнения управленческих решений характеризуется циклическим характером процесса управления. Под управленческим циклом понимается повторяющаяся совокупность последовательно осуществляемых управленческих функций (учет, анализ, планирование и др.), которые проявляются в осуществлении повседневного руководства в форме операций управления. При реализации этих операций субъект управления решает различные предметные задачи. Та или иная задача управления не может быть решена «раз и навсегда», так как задачи управления постоянно модифицируются. Вместе с тем управленческий цикл можно представить как периодическое разрешение схожих по содержанию и направленности социальных проблем со сравнительно незначительными изменениями.
Цикличность в деятельности органов внутренних дел выражается, в частности, в организации работы по раскрытию преступлений. Эта деятельность является предметом многих решений. Так, вопросы, касающиеся раскрытия, расследования преступлений и их профилактики неоднократно рассматривается на разных уровнях управления. Тем не менее проблема совершенствования раскрытия преступлений вновь изучается, и принимаются новые управленческие решения. Такой подход позволяет совершенствовать данное направление деятельности. Вопросы организации общественного порядка, защиты жизни, здоровья и имущества также носят цикличный характер.
Выработка и принятие решения — важнейшая составляющая управленческого цикла. Эта часть управленческой деятельности в теории управления определяется как функция, которая включает в себя разработку алгоритма действий на определенный период времени в форме решения руководителя. От реализации данной функции во многом зависит эффективность управления в целом, так как здесь устанавливаются приоритеты целей, выбор варианта действий и т. д.
Процесс выработки и принятия решения присущ только социальным системам, где в качестве субъекта управления выступает человек. Объективная необходимость данного процесса обусловлена тем, что человек в социальной системе:
- • действует организованно и сознательно;
- • управляет в соответствии с объективно возникающими потребностями и интересами;
- • осуществляет выбор определенного варианта действия;
- • обладает активизирующей и организующей силой.
Управленческое решение представляет собой программу (план) действий, выраженную в форме предписания, содержащего постановку целей, определяющего пути их достижения, трудовые и материальные ресурсы, а также формы организационной деятельности. Основаниями для принятия управленческого решения могут быть:
- • соответствующее указание вышестоящего субъекта управления;
- • выявленные отклонения в деятельности подчиненных структур;
- • отмена действия или внесение изменений в принятое решение;
- • существенное изменение внешних условий деятельности объекта управления;
- • изменение ресурсного обеспечения и прочие обстоятельства.
Усложнение социальных проблем, увеличение числа факторов, подлежащих учету при их исследовании, а также возрастание объема анализируемой при этом информации обусловливают возникновение обязательного требования — научного обоснования управленческих решений. В соответствии с данным требованием при решении сложных задач в органах внутренних дел привлекаются как практические работники, так и другие специалисты в области социологии, экономики, математики, психологии и т. д.
В науке социального управления сложились два основных подхода к проблемам принятия управленческих решений: теоретического и прикладного характера.
Подход теоретического характера подразумевает рассмотрение процесса принятия управленческих решений с позиции философии, логики, права, теории социального управления и других наук. В данном подходе основное внимание уделяется методологическому аспекту, который предполагает изучение методов научного обоснования разработки управленческих решений.
Подход прикладного характера заключается в решении задач оптимизации управленческих решений в сфере хозяйствования, финансовой деятельности, обеспечения правопорядка и охватывает другие практические сферы деятельности.
Если первое направление исследует преимущественно проблему совершенствования выработки решений с привлечением современных научных методов, то второе отражает прагматический интерес отдельных организаций, ведомств, министерств к совершенствованию целенаправленной организационной деятельности. Оба подхода не исключают, а взаимно дополняют друг друга, так как они исследуют различные стороны одной и той же проблемы.
Теорией и практикой выработаны общие требования, которым должны удовлетворять управленческие решения независимо от их вида и области применения. Разумеется, что этим требованиям должны отвечать и управленческие решения, принимаемые в органах внутренних дел.
- 1. Обоснованность решений ставит обязательным требованием многосторонний анализ разрешаемой проблемы, а также выбор соответствующих мер и средств ее реализации. Выполнение этого требования предполагает помимо прочего соответствие любых управленческих решений нормам закона.
- 2. Комплексность решения предполагает, с одной стороны, рассмотрение и использование имеющихся сил и средств в их взаимодействии; а с другой — включение в систему действий по принятию управленческих решений различных организационных вопросов, с решением которых будет связано исполнение поставленных задач.
- 3. Системность решения предполагает рассматривать данное решение как единство взаимосвязанных и взаимно обусловленных мер, направленных на решение социальных проблем. В этом случае учитываются соподчиненность, преемственность решений данного органа управления и планомерность достижения общесистемных целей.
- 4. Своевременность принятия решения заключается в обязательном учете времени, которое обеспечивает реализацию поставленных задач. При этом недопустимы как поспешность, так и запаздывание в принятии решения, а также нереальность или неопределенность сроков его исполнения.
- 5. Конкретность решения согласуется с требованием своевременности, поскольку предусматривает календарные сроки исполнения конкретных действий, а также ответственность исполнителя и порядок осуществления контроля за исполнением. Соблюдение требования конкретности обеспечивает организующее начало управленческого решения.
- 6. Компетентность решения заключается в сочетании и неразрывном единстве правомочности субъекта управления издавать те или иные акты управления и обязанности объекта управления принимать к исполнению предписанные действия, меры.
- 7. Доступность и логичность решения заключается в том, что объект управления имеет возможность ознакомиться с решением, а форма доведения обеспечивает правильное его восприятие. При этом поставленные в решении задачи должны логично согласовываться с методами и средствами их выполнения.
Управленческое решение в органах внутренних дел — это волеизъявление субъекта управления, которое принято в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами и соответствующей процедурой, обладающее организующим, регулирующим государственно-властным характером и направленное на разрешение вопросов (дел) и ситуаций, возникающих в деятельности органов внутренних дел.
Управленческие решения отличаются разнообразием видов и назначения, поэтому регулярно вводятся типовые процедуры их подготовки и принятия. Системность ведомственных актов управления, а также назначение отдельных видов (названий) документов и их формы определяются Государственной системой документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Особое значение здесь имеют Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Для МВД России регламентированы основные правила подготовки ведомственных актов управления, которые издаются во исполнение решений высших органов власти и управления, либо по их поручению, либо по собственной инициативе в пределах компетенции министерства. Необходимо учитывать, что часть ведомственных актов издается во исполнение законов, указов президента и постановлений Правительства Российской Федерации. Неменьшая часть массива ведомственных актов издается при реализации полномочий министерства: решение кадровых вопросов, вопросов хозяйственной деятельности в целях совершенствования собственной системы и структуры и другие внутриорганизационные вопросы. При этом ориентация на законы и иные нормативные акты высшей юридической силы должна соблюдаться неукоснительно, а последовательность принятия ведомственных актов должна быть системной, т. е. обеспечивать своевременную замену устаревших положений, ликвидацию правовых пробелов новыми положениями.
Вся совокупность управленческих решений, которые могут издавать уполномоченные субъекты, определяется в виде нормативных правовых актов МВД России. При этом министерство предлагает для внутриведомственного применения ограниченный перечень видов нормативных правовых актов: директивы, приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы. Кроме них, для внутриорганизационных целей предлагаются протоколы, акты и заключения. Перечень видов управленческих решений ограничен. В то же время в практических целях используются и другие виды документационных решений: планы работы, письменные резолюции, указания, договоры и т. д. В целом вопрос об упорядочении применения и унификации отдельных видов управленческих решений в системе органов внутренних дел остается до конца не решенным.
В теории социального управления проблемы документационного обеспечения управления выделились в самостоятельную научную дисциплину — делопроизводство. Одновременно акты управления и их системность изучаются в административном праве. Поэтому существует общетеоретический подход для разграничения управленческих решений, изучение которого помогает уточнить сущность и предназначение отдельных актов управления (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Классификация управленческих решений.
С научной точки зрения классификация управленческих решений может быть произведена следующим образом.
- 1. По юридическим свойствам:
- • нормативные решения, которые содержат в себе нормы права. Эти решения принимаются с целью регулирования однотипных управленческих отношений. При этом следует иметь в виду, что нормотворческая компетенция различных органов внутренних дел неодинакова, ее объем устанавливается в зависимости от места в иерархической системе управления, а также от функций органа внутренних дел;
- • общезначимые решения, не содержащие в себе норм права, хотя разрешают проблемы управления, имеющие общее значение, например решения о создании, преобразовании или ликвидации того или иного подразделения в системе органов внутренних дел. Как правило, на основе этих управленческих решений могут приниматься нормативные решения, например утверждение положения о вновь образованном подразделении. В последующем на их основе принимаются индивидуальные решения, в частности приказы о назначении должностных лиц;
- • индивидуальные решения, призванные решать конкретные вопросы управления. Они принимаются на основе нормативных или общезначимых решений. Это наиболее распространенный вид управленческих решений. Должностные лица любого органа внутренних дел в том или ином объеме обладают правом принятия тех или иных индивидуальных решений;
- • смешанные решения, которые могут содержать в себе как нормы права, так и нормы общего, а также индивидуального характера. Такие решения принимаются по комплексным вопросам управления.
- 2. По сроку действия:
- • оперативные (текущие),
- • среднесрочные (квартал, полугодие, год),
- • долгосрочные (период более года).
По этому же критерию управленческие решения подразделяются:
- • на стратегические решения, которые касаются узловых (генеральных) проблем, они действуют в течение длительного времени и принимаются для разрешения перспективных задач;
- • тактические решения, связанные с осуществлением текущих (оперативных) задач.
- 3. По содержанию управленческих решений:
- • предписывающие;
- • уполномочивающие;
- • запрещающие:
- • разрешающие.
Как правило, в решениях субъекта управления данный признак носит смешанный характер.
- 4. По функциям управления:
- • плановые;
- • финансовые;
- • хозяйственные;
- • контрольные.
Данный признак четче выражен в низовых структурах управления, где управление приобретает более предметный характер. С повышением уровня управления он становится менее выраженным.
- 5. По форме выражения:
- • организационные (устав, положение, инструкция и т. д.), которые принимаются по наиболее принципиальным, основополагающим вопросам управления и по этим причинам иногда называются учредительными;
- • распорядительные (директива, решение, приказ, распоряжение, план и т. п.), направленные на решение, как правило, предметных задач, но по значению могущие совпадать с организационными решениями (например, директива, приказ);
- • общесистемного значения — в целом по МВД России;
- • межрегионального и регионального значения — уровень компетенции федеральных округов и субъектов Федерации — уровень республик, краев, областей и др.;
- • местного значения — уровень компетенции территориального органа МВД России на районном уровне;
- • локального значения — уровень компетенции субъекта управления в структуре территориального органа МВД России.
По форме выделяют также:
- • письменные управленческие решения,
- • устные управленческие решения,
- • конклюдентные решения.
Наиболее распространенными формами управленческих решений в системе управления органами внутренних дел являются:
- • директива — содержит нормативные предписания ориентирующего характера, определяющие перспективы развития системы министерства, а также основные направления ее деятельности;
- • приказ — издается по наиболее важным вопросам функционирования системы МВД, включая создание, реорганизацию, ликвидацию органов и учреждений, входящих в систему органов внутренних дел, определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений деятельности, прохождения службы;
- • положение и наставление — регламентируют деятельность конкретных подсистем органов внутренних дел. В положении определяются порядок образования, полномочия, организация работы и порядок действий органов и учреждений, их структурных подразделений. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации;
- • инструкция — регулирует (как и правила, и устав) основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкция содержит нормы, устанавливающие, кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности;
- • правила — устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности;
- • устав —это кодифицированный нормативный правовый акт (свод правил), содержащим систематизированное изложение норм, регламентирующих тот или иной вид деятельности либо правовой статус хозяйствующих субъектов, относящихся к системе министерства.
Поскольку деятельность органов внутренних дел регулируется системой законодательных и иных нормативных правовых актов, акты управления следует рассматривать как важнейшие, но не единственные средства реализации управленческих решений. Известная самостоятельность экономических, организационных, воспитательных и иных средств управления позволяет применять недокументированные формы управленческих решений. Их умелое сочетание с правовой формой предопределяет эффективность управления органами внутренних дел в целом.