Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Виды чтения. 
Культура речи. 
Научная речь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучающее чтение — это чтение углубленное, вдумчивое, оно предполагает максимально полное и точное освоение содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях. Такой вид чтения может применяться для последующего пересказа, обсуждения, использования в теоретических и практических целях. Читающий должен как можно полнее понять содержание текста. Этим обусловлено… Читать ещё >

Виды чтения. Культура речи. Научная речь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обучение чтению осуществляется для конкретных практических целей. Быстрота чтения влияет на автоматизм обработки воспринимаемого материала. Главными чертами зрелого чтения являются высокая скорость чтения вслух и про себя, а также гибкость, под которой подразумевается умение читать с разной скоростью в зависимости от ситуации. Существенное значение при чтении имеет то, с какой целью оно осуществляется: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. От этого зависит установка на степень полноты и точности читаемого. Эти факторы обусловили выделение трех видов чтения: просмотрового, ознакомительного и изучающего[1].

Под просмотровым чтением понимается такое, при котором ставится задача получить самое общее представление о содержании текста. Просмотровое чтение научного текста в одних случаях используется, например, при знакомстве с оглавлением учебника, учебного пособия, монографии, сборника статей. В других случаях такой вид чтения требуется, чтобы понять, о чем тот или иной научный текст. В этом случае достаточно прочитать заголовки и отдельные абзацы, предложения. Минимальная скорость просмотрового чтения 400—500 слов в минуту.

Чтобы научиться просмотровому чтению, надо уметь находить нужную информацию в тексте, понимать общее содержание и достаточно быстро читать. Тексты и задания к ним следует строить так, чтобы обучающиеся могли читать их с максимальной скоростью и понимать прочитанное, не пользуясь словарем. Для этого перед прочтением выполняются задания на усвоение новых слов, на правильное интонирование предложений и скорость их чтения, на выделение слов, несущих в предложении смысловую нагрузку. Перед прочтением текста дается установка на его понимание, например:

Прочитайте текст, постарайтесь понять его содержание.

Задания, требующие просмотрового чтения научного текста, могут быть такого плана:

Определите, о чем (о ком) говорится в тексте. Назовите и аргументируйте стиль высказывания. Назовите явления (процессы), рассматриваемые в тексте. Найдите в тексте места, являющиеся ответами на следующие вопросы.

Если предлагается текст-рассуждение, где высказываются разные научные гипотезы, то возможны следующие задания:

Назовите гипотезы, высказанные в тексте. Определите, какая из них является верной. Или: Объясните, почему ни одна из гипотез не смогла стать теорией. Опираясь на текст, подтвердите или опровергните фактами из текста следующие положения…

Общее усвоение содержания можно проверить, предложив ответить «да» или «нет» на заранее приготовленные преподавателем вопросы или выписать номера абзацев к предложенному плану. Возможна форма проверки в виде тестовых заданий, когда, например, предлагается закончить предложения, выбрав один из трех предложенных вариантов их концовки. Например:

Муссонами называются ветры, которые дуют а) с моря, б) с суши на море, в) из степей.

Ознакомительное чтение связано с выделением той части текста, которая касается предъявления и решения основной коммуникативной задачи или ознакомлением с содержанием каждой из частей текста в самом общем виде. Цель ознакомительного чтения — поиск нужной информации без установки на воспроизведение или запоминание. От читателя требуется понимание общей линии содержания, целостное восприятие текста. Текст прочитывается в этом случае в быстром темпе целиком (сплошное чтение). Минимальная скорость такого чтения — 125 слов в минуту, степень понимания прочитанного составляет 75%. Тексты и задания к ним строятся так, чтобы их можно было читать с максимальной скоростью и понимать прочитанное, не пользуясь словарем. Незнакомые слова текста объясняются перед прочтением текста.

Такой вид чтения используется, когда необходимо озаглавить текст, определить тему, основную мысль, стиль высказывания, выделить основные его части. К приемам ознакомительного чтения относятся: выделение главного и второстепенного в тексте, определение ключевых слов, несущих основную информацию текста, актуализация таких пунктов задания, которые связаны с решением какой-то частной учебной задачи и др. Перед чтением текста важно дать установку на восприятие текста, например:

Прочитайте заглавие, абзацы №№, объясните название параграфа, проиллюстрировав его примерами из прочитанных абзацев; изложите сжато содержание абзаца, текста.

Полезны упражнения, в основе которых задания, помогающие извлекать информацию, опускать в ответах несущественное:

Кратко сформулируйте основную мысль текста; прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них (сравните смысл); подчеркните слова, которые могут быть опущены.

После ознакомительного чтения при переходе к научному текстурассуждению могут быть такие, например, задания:

Назовите научное явление, которое рассматривается в тексте; перечислите основные характеристики рассматриваемого в тексте научного явления; назовите научную гипотезу, выдвинутую в тексте; определите, в чем новизна данной научной теории; объясните, какая из выдвинутых гипотез является верной; аргументируйте, почему ни одна из гипотез, с которыми вы познакомились, не смогла стать теорией и др.

Задания могут строиться и таким образом:

Найдите в тексте места, являющиеся ответом на следующие вопросы; найдите в тексте места, опровергающие следующие положения; на карточке напишите номер вопроса и свой ответ («да» или «нет») и т. п.

Поскольку задания основаны на умении быстро ориентироваться в тексте, видеть в нем главное, ценность их проявляется только тогда, когда они выполняются быстро и четко.

Изучающее чтение — это чтение углубленное, вдумчивое, оно предполагает максимально полное и точное освоение содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях. Такой вид чтения может применяться для последующего пересказа, обсуждения, использования в теоретических и практических целях. Читающий должен как можно полнее понять содержание текста. Этим обусловлено медленное прочтение, с полным внутренним проговариванием текста, частыми остановками для обдумывания, с выяснением непонятных слов и возвращением к неясным местам. Одним из требований к изучающему чтению является обучение читающих приемам включения в готовый текст.

  • [1] См. об этом: Фоломкина С. К. Методика обучения чтению на английском языкев школе: автореф. дис… канд. наук. М., 1974.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой