Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Аутсорсинг функций кадрового менеджмента и его эволюция в современных условиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные технологии, знания и опыт находятся, как правило, в руках специалистов, которые с выгодой для себя и клиента предоставляют необходимые услуги компаниям на условиях аутсорсинга. Так удобно для обеих сторон, так как каждая из них может сосредоточить собственные ресурсы на развитии своих сильных сторон и перспективных направлений деятельности. Это приводит к существенному сокращению… Читать ещё >

Аутсорсинг функций кадрового менеджмента и его эволюция в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • принципы развития и закономерности функционирования организации;
  • • теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;
  • • основные бизнес-процессы в организации;
  • • бизнес-процессы в управлении персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;

уметь

  • • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выделять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию и ее персонал;
  • • принимать участие в разработке программ осуществления организационных изменений в части вопросов управления персоналом и оценивать их эффективность;

владеть

  • • методами реализации основных управленческих функций в сфере управления персоналом;
  • • современными технологиями управления персоналом.

Причины возникновения аутсорсинга

Новая парадигма управления опирается на взгляд на организацию как открытую систему, центральной проблемой которой становится гибкость и адаптивность к изменениям внешней среды. В теории и на практике стали разрабатываться и реализовываться подходы, направленные на решение этой проблемы: концепция ключевой компетентности, реинжиниринг бизнеспроцессов, управление знаниями, обучающаяся организация, теория альянсов и партнерств и др. Специалисты справедливо считают, что эти и ряд иных современных экономических теорий (теория зависимости от ресурсов, теория транзакционных издержек, теория агентских отношений, теория отношений и обмена, теория заинтересованных сторон, теория границ компании, теория контрактов, теория социального обмена и др.) могут дать объяснение причин появления феномена «аутсорсинг» .

Современное развитие менеджмента в настоящее время характеризуется внедрением в его практику принципов процессного управления, что в свою очередь послужило толчком к возникновению и интенсивному развитию аутсорсинга бизнес-процессов как методологии, которая дополняет уже успешно существующие и применяющие различные подходы к совершенствованию бизнес-процессов.

Как уже было отмечено, аутсорсинг (от англ. outsourcing — внешний источник) — это передача определенных функций (как правило, непрофильных для предприятия-заказчика) внешним исполнителям — аутсорсерам, подрядчикам или субподрядчикам, специалистам сторонней фирмы; передача компанией определенных бизнес-процессов[1] или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

Современный бизнес невозможно представить без аутсорсинга. Для этого существуют как минимум две причины.

Большинство современных компаний стремится к использованию всех новейших достижений науки, техники и технологии, чтобы выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, наилучшим образом отвечающую потребностям покупателей.

Современные технологии, знания и опыт находятся, как правило, в руках специалистов, которые с выгодой для себя и клиента предоставляют необходимые услуги компаниям на условиях аутсорсинга. Так удобно для обеих сторон, так как каждая из них может сосредоточить собственные ресурсы на развитии своих сильных сторон и перспективных направлений деятельности. Это приводит к существенному сокращению расходов на производство конечного продукта, поскольку каждая сторона выполняет именно ту работу, которую лучше всего умеет делать, не прикладывая дополнительных усилий и не вкладывая дополнительных средств в освоение новых видов деятельности. Наконец, это соответствует интересам потребителей, так как они получают продукт наилучшего качества по доступной цене.

Особенностью функционирования предприятий в советское время было то, что они не только производили основную продукцию, но и содержали многочисленные вспомогательные производства — транспортные, строительные, пищевые и даже сельскохозяйственные. Кроме этого существовала сфера так называемого «соцкультбыта», т. е. подразделений, выполнявших социальные функции, необходимые для обеспечения жизни работников и членов их семей. Предприятия содержали больницы, санатории, детские оздоровительные лагеря и т. п. Но главное — многие крупные предприятия имели собственный жилой фонд, т. е. дома, которые они содержали за свой счет. Порой численность работников вспомогательных и социальных подразделений превышала численность работников основного производства, а средства, вложенные в эти подразделения, были сопоставимы со средствами, вложенными в основное производство. Все это снижало эффективность функционирования предприятий. Попытки изменить ситуацию делались неоднократно, но безуспешно. С переходом к рыночной экономике предприятия и организации стали искать новые подходы к решению этой ситуации.

Рыночные реформы обусловили реорганизацию практически всех хозяйствующих субъектов в России в течение последних 20 лет. Отдельные предприятия только изменили свою организационно-правовую форму, но бо? льшая часть претерпела серьезные изменения, связанные с дроблением, разделом, объединением и т. п. Практически все эти трансформации делались в интересах собственников и предпринимателей, получивших власть над предприятиями и организациями. Они оптимизировали бизнес, выводя непрофильные подразделения за пределы своих компаний, перекраивали структуру и правовые статусы, чтобы избежать лишних, с их точки зрения, налогов, делились активами в рамках бизнес-групп или, наоборот, присваивали себе новые мощности. Так в российской практике появилось и получило широкое распространение такое явление, как аутсорсинг.

Анализ показывает, что в настоящее время сформировались и используются на практике два типа моделей управления организациями: модели, ориентированные на использование внутренних ресурсов организации, и модели, ориентированные на привлечение внешних ресурсов. Первый тип — модели, базирующиеся на концептуальных основах классических научных школ и направлений менеджмента. Второй тип представлен аутсорсинговой моделью. Она предполагает разную глубину «вторжения» аутсорсинговой компании (аутсорсера, провайдера, исполнителя) в деятельность компании-клиента. Аутсорсинговая фирма — организация (индивидуальный предприниматель), которая специализируется в области выполнения конкретных видов работ (услуг), обладает соответствующими знаниями, опытом, ресурсами для выполнения работ на договорной основе. Специализированные компании могут быть полностью сторонними, независимыми, а могут выделиться из материнской компании с передачей активов вновь образуемой дочерней фирме. Эта форма аутсорсинга получила в настоящее время распространение в России в силу ряда обстоятельств: отсутствия доверия к аутсорсинговым фирмам, работающим на отечественном рынке; опасения утечки конфиденциальной информации. Однако, как показывает практика, не во всех случаях такой подход дает желаемый результат: основной бизнес первое время действительно демонстрирует рост производительности труда, но промышленный бизнес, как правило, представляет низкорентабельное, убыточное, технически отсталое подразделение, которое требует крупных единовременных капиталовложений для выравнивания стартовых условий по отношению к действующим на рынке конкурентам.

По мнению Роберта Монзки (Robert М. Monczka) из Мичиганского университета, существует семь перспективных тенденций, влияющих на стратегию внедрения аутсорсинга (табл. 8.1)[2].

Таблица 8.1. Тенденции, влияющие на стратегию введения аутсорсинга.

Тенденция

Стратегия

Глобализация.

Интеграция стратегии обеспечения/обслуживания клиента.

Совместное с ключевыми поставщиками поддержание конкурентоспособности в вопросах качества, стоимости, доставки, времени и т. д.

Модификация структуры/каналов снабженческой базы.

Информационные технологии.

Глобальная стратегическая цепь.

Связь с важными поставщиками с помощью электронных средств связи.

Учет требований внешнего клиента.

Интеграция базы снабжения в цепь снабжения внешнего клиента.

Технология процесса/производства.

Союзы стратегических поставщиков с ведущими в отрасли поставщиками технологии.

Возрастание сложности работы.

Необходимость создания обширной базы обеспечения/стратегий поиска источника и точных критериев оценки эффективности.

Юридические вопросы/защита окружающей среды.

Решение вопросов защиты окружающей среды наряду с вопросами снабжения.

Пересмотр/.

модификация.

Пересмотр внешних процессов.

Модификация устаревших моделей использования внешних источников снабжения.

В мировой практике прослеживаются определенные тенденции эволюции аутсорсинга. Основные этапы развития практического аутсорсинга и факторы, оказавшие влияние на формирование рынка услуг аутсорсинга, показаны в табл. 8.2.

Таблица 8.2. Эволюция практического аутсорсинга.

Период

Процессы, стимулирующие и характеризующие развитие практического аутсорсинга

Начало XX в.

Привлечение организациями специализированных фирм для решения юридических проблем.

1920−1930;е гг.

Применение метода кооперации узкоспециализированных производств в автомобилестроении.

1950;е гг.

Развитие процессов экономической интеграции в «послевоенном» экономическом пространстве.

1960−1970;е гг.

Формирование нового сектора бизнеса — услуги в области IT-технологий. Широкое использование аутсорсинга как метода производственной кооперации в промышленности.

1970−1980;е гг.

Рост объемов рынка аутсорсинга в юридической и банковской сферах, управлении финансами, /'/'-технологий, промышленности, государственном управлении. Развитие гибких производств. Широкое распространение аутсорсинга вспомогательных и обслуживающих видов деятельности.

1980−1990;е гг.

Формирование глобальных информационных сетей. Формирование рынка on-line-сервиса. Формирование рынка офшорного программирования. Формирование рынка логистических услуг. Распространение концепций TQM (Total quality management — всеобщее управление качеством) и BPR (Business process reengineering — реинжиниринг бизнес-процессов) в практике менеджмента. Распространение систем F.RP (Enterprise resource planning — планирование ресурсов предприятия) и CRM (Customer relationship management — система управления взаимоотношениями с клиентами) в промышленности. Масштабный экспорт higt-tech-технологий в страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, развитие международного производственного аутсорсинга.

Конец XX — начало XXI в.

Развитие глобальных информационных сетей и широкое промышленное использование услуг в области ГГ и телекоммуникаций.

Повсеместное внедрение единых международных стандартов качества.

Практическое использование принципов процессного управления.

Внедрение принципов модульной архитектуры продукта в массовом производстве.

Развитие логистического сервиса и сопутствующих информационных и коммуникационных технологий. Переход к аутсорсингу бизнес-процессов.

Переход к 100%-му производственному аутсорсингу ряда крупных производителей.

Глобальный аутсорсинг.

Формирование сетевых производственных структур. Реализация крупных проектов в сфере -аутсорсинга промышленными корпорациями и крупными банками. Развитие электронной коммерции.

Появление виртуальных корпораций.

  • [1] Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных функций и видов производственной деятельности, направленных на получение конкретного результата.
  • [2] Monczka R. М. Purchasing 2000: Building the Infrastructure // NAPM. Annual International Purchasing and Materials Managements Conference Proceedings. 1994. P. 240.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой