Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ основы обучСния ΠΈ воспитания дошкольников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

К ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ экологичСского воспитания дошкольников относятся созданиС ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды Π² Π”ΠžΠ£, организация цикличСских наблюдСний, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, игровая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Богласно Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ классификации, описанной Π‘. Н. НиколаСвой Π² «ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ экологичСского воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста», условно выдСляСтся Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², комплСксноС использованиС ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ основы обучСния ΠΈ воспитания дошкольников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π”Π˜Π€Π€Π•Π Π•ΠΠ¦Π˜ΠΠ¦Π˜Π― ΠŸΠžΠΠ―Π’Π˜Π™ «ΠœΠ•Π’ΠžΠ”Π˜ΠšΠ˜» И «Π’Π•Π₯ΠΠžΠ›ΠžΠ“Π˜Π˜»

Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ изучСния Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π³Π»Π°Π²Ρ‹ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½:

Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ

  • β€’ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ понятий «ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ°» ΠΈ «ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ тСхнология»;
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΡŒ с ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ дошкольников;

ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ

  • β€’ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ понятия ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ трСбования ΠΊ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ воспитания ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ обучСния;
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΉ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ;

Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ

β€’ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ примСнСния ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ дошкольников, ΠΈΡ… ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ эффСктивности ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π² Π΄Π΅Ρ‚ском саду.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° (ΠΎΡ‚ Π³Ρ€Π΅Ρ‡. methodike — Π½Π°ΡƒΠΊΠ° хитрости; methodeia — коварство, Ρ…ΠΈΡ‚Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π»ΠΎΠ²ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ) Π² Π”Ρ€Π΅Π²Π½Π΅ΠΉ Π“Ρ€Π΅Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΠ»Π°ΡΡŒ ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. ПозднСС, Π² ΡΠΏΠΎΡ…Ρƒ ΠšΠ»Π°ΡΡΠΈΡ†ΠΈΠ·ΠΌΠ°, ΠΏΠΎΠ΄ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΎΠΉ стали ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ систСму Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΎ установлСнных ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. Π‘Π»ΠΎΠ²ΠΎ «ΠΌΠ΅Ρ‚одичСский» стало ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ «ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, составлСнный согласно ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌ».

НапримСр, понимая Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ занятий ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π² ΡΠΏΠΎΡ…Ρƒ Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½Π΅Π²Π΅ΠΊΠΎΠ²ΡŒΡ, ΠΈ, Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅, ВозроТдСния, Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊΠΈ стали ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-тСорСтичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹, Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΠ± ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°Ρ… построСния изобраТСния Π½Π° ΠΏΠ»ΠΎΡΠΊΠΎΡΡ‚ΠΈ (Π§. Π§Π΅Π½Π½ΠΈΠ½ΠΈ, Π›. ΠΠ»ΡŒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈ, Π›Π΅ΠΎΠ½Π°Ρ€Π΄ΠΎ Π΄Π° Π’ΠΈΠ½Ρ‡ΠΈ, Π”ΡŽΡ€Π΅Ρ€ ΠΈ Π΄Ρ€.). Π‘ XVII Π²., ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° появились Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ худоТСств, ΠΈ Π²ΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ XIX Π². ΡˆΠ»ΠΈΡ„ΠΎΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° прСподавания рисунка ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ творчСства. Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ XIX Π². Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ стали ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ вопросам ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ пСдагогичСского процСсса (П. П. Чистяков, Π”. Н. ΠšΠ°Ρ€Π΄ΠΎΠ²ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΈ Π΄Ρ€.). Π’ ΡΡ‚ΠΎ врСмя Π±Ρ‹Π»ΠΈ сформулированы основныС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ установки Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ развития ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ творчСства. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основных ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» пСдагогичСского руководства процСссом развития ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅.

  • 1. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ комплСкс Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π°Π΄ созданиСм изобраТСния Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ расчлСнСн Π½Π° ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ этапы, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° — ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ процСсс обучСния Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ соблюдалось постСпСнноС нарастаниС трудностСй ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Π°Ρ прСдыдущая ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ обучСния являлась ΠΎΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ для ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ.
  • 2. ΠŸΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этапов Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π°Π΄ созданиСм изобраТСния Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ясно ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π°Π»Π°ΡΡŒ взаимосвязь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ этапами, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ чувствовал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ это Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс.
  • 3. ВсякоС Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π·. По ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄Ρƒ Π΅Ρ‰Π΅ Π―. А. КомСнский писал: «Π‘ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ искусства ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ сочСтаниС синтСза ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°»[1].
  • 4. Π’Π΅ΡΡŒ процСсс Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π°Π΄ созданиСм изобраТСния Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π²Π΅ΡΡ‚ΠΈΡΡŒ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠΌ «ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ» ΠΈ «ΠΎΡ‚ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ снова ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ».

ΠŸΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ Π²Ρ‹ΡˆΠ»ΠΈ обоснованиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° (ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΡ… ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ) ΠΈ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠ΅ практичСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, связанного с Π΅Π³ΠΎ (ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΡ…) использованиСм. НапримСр, основой для построСния ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² экологичСского воспитания слуТат ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ.

  • 1. Π£Ρ‡Π΅Ρ‚ спСцифики содСрТания экологичСского воспитания, исходящСй ΠΈΠ· Π±ΠΈΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ с Π΅Π΅ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ понятиСм взаимосвязи ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹.
  • 2. ΠŸΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρƒ. Π­Ρ‚Π° систСматичСская, рСгулярно ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ насыщСна экологичСским содСрТаниСм, ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ воспитатСлСм, Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°.
  • 3. ΠžΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… ΡΠΎΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ воспитании.

К ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ экологичСского воспитания дошкольников относятся созданиС ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды Π² Π”ΠžΠ£, организация цикличСских наблюдСний, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, игровая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Богласно Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ классификации, описанной Π‘. Н. НиколаСвой Π² «ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ экологичСского воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста»[2], условно выдСляСтся Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², комплСксноС использованиС ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ уровня экологичСской воспитанности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ экологичСской направлСнности личности:

  • β€’ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ создания ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… условий ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ для ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… сущСств;
  • β€’ наблюдСниС (ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ чувствСнного познания ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹);
  • β€’ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹;
  • β€’ словСсно-Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄.

НСобходимо ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ (Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°) Π½Π΅ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ тСорСтичСскоС обоснованиС ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° — ΠΎΠ½Π° концСнтрируСтся Π½Π° Ρ‚СхничСской сторонС пСдагогичСского процСсса ΠΈ Ρ€Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ дСйствий ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°.

БСгодня ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, ΠΈΠ·Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ закономСрности, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹, прСдставлСнныС Π² ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ для Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρƒ. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ физичСского воспитания, экологичСского воспитания, развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, развития элСмСнтарных матСматичСских прСдставлСний ΠΈ Π΄Ρ€.

Π¦Π΅Π»ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ:

  • β€’ пСрвая опрСдСляСтся вопросом «Π·Π°Ρ‡Π΅ΠΌ?» (Ρ†Π΅Π»ΠΈ изучСния ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π² ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ΅, Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ этапС развития Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития общСства ΠΈ Ρ‚. Π΄.);
  • β€’ вторая — «Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ?» (ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ содСрТания курсов, составлСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌΠ° Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ (ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… стандартов, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ контроля, выявлСниС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΈΡ… ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ);
  • β€’ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ — «ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ?» (Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ², конструированиС занятий, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° мСтодичСских пособий для ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ², ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ оборудования ΠΈ ΠΏΡ€.);
  • β€’ чСтвСртая — «ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ Ρ‚Π°ΠΊ, Π° Π½Π΅ ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅?» (обоснованиС Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° содСрТания ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ, Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… систСм обучСния с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚ативности).

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ систСму закономСрностСй развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… этапах ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ этого ΠΎΠ½Π° строит систСмы ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… закономСрностСй, понятий, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, обоснованных Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅.

Π’Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ:

  • β€’ конкрСтизация ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°, Π΄ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ Π΄ΠΎ ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Π°Π»Π³ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ°, Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ³ΠΎ описания способа сущСствования;
  • β€’ фиксированная ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, приводящСй ΠΊ Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρƒ.

Π‘ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ описаны ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния двиТСниям, ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠΌΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ, обучСния Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ понятиС Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ пСдагогичСской Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ.

  • [1] КомСнский Π―. Π›. ДидактичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ (ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²ΠΊΠΈ ΠΈΠ· «Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΉΠ΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ»). Π‘ΠΎ Π²ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„. А. А. ΠšΡ€Π°ΡΠ½ΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ. М. :ГосударствСнноС ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-пСдагогичСскоС ΠΈΠ·Π΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ НАРКОМ ПРОБАРБЀБР, 1940.
  • [2] НиколаСва Π‘. Н. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° экологичСского воспитания дошкольников. М.: АкадСмия, 2001.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ