Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные учения русского зарубежья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За публикацию в самиздате своего романа о лагерной жизни «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) Солженицын был обвинен в антисоветской деятельности и измене Родине. В феврале 1974 г. он был арестован и на следующий день выслан из Советского Союза в ФРГ. Двадцать лет писатель прожил в эмиграции, преимущественно в США, и вернулся в Россию в 1994 г. в начале демократических реформ. Солженицын был одним из самых… Читать ещё >

Социальные учения русского зарубежья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из ярких социальных теоретиков первой половины XX в. был Питирим Сорокин (1889—1968), который служил секретарем у председателя Временного правительства А. Ф. Керенского, а позже занимал должность профессора в Петроградском университете. В 1922 г. он покинул Россию и до конца жизни занимался наукой в эмиграции (США). Мировую известность Сорокин получил как один из основателей теории социальной мобильности и социальной стратификации.

Историю он воспринимал как постоянную смену различных типов культур. У каждой из них особая система ценностей, воплощенная в социальных институтах, индивидуальном и общественном мировоззрении. Основными характеристиками конкретной культурно-исторической системы являются: представления о реальности, об основных потребностях человека, методах познания реальности и удовлетворения потребностей.

В истории человечества Сорокин выделяет три основных типа культуры.

  • 1. Чувственная. Преобладает чувственное восприятие мира и отношение к действительности.
  • 2. Рациональная (идеальная). Преобладает рациональное познание и отношение к действительности.
  • 3. Идеалистическая (интуитивная). Господствует интуитивное постижение бытия и идеалистическое отношение к действительности.

Питирим Сорокин полагал, что современная чувственная культура вступает в период своего окончательного кризиса, причина которого состоит в активном развитии материалистической науки. Выход из него возможен через становление новой культуры интуитивного или идеалистического типа.

В отличие от марксистов, он считал социальное неравенство совершенно неизбежным явлением в обществе. Оно не мешает достижению общественной стабильности, если существует возможность свободных массовых переходов индивидов из одной социальной группы (класса) в другую, а также возможность удовлетворения их основных физических и духовных потребностей (в пище, жилье, одежде, самосохранении, свободе, творчестве, самовыражении).

Такие переходы в социологии стали называть социальной мобильностью. Обществу с высокой социальной мобильностью, как правило, революционные потрясения не угрожают. Однако там, где социальная мобильность существенно ограничена, возникает риск социальных напряжений и разрушительных трансформаций, т. е. экономических конфликтов, политических переворотов и радикальных смен государственной власти.

Во второй половине XX в. наиболее крупными представителями русской социальной мысли за рубежом были выдающийся писатель, публицист и общественный деятель Александр Солженицын (1918—2008) и популярный советский философ-логик, социолог и писатель Александр Зиновьев (1922—2006). Судьбы их оказались чрезвычайно похожи.

За публикацию в самиздате своего романа о лагерной жизни «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) Солженицын был обвинен в антисоветской деятельности и измене Родине. В феврале 1974 г. он был арестован и на следующий день выслан из Советского Союза в ФРГ. Двадцать лет писатель прожил в эмиграции, преимущественно в США, и вернулся в Россию в 1994 г. в начале демократических реформ. Солженицын был одним из самых ярких диссидентов и в литературных произведениях остро обнажал пороки тоталитарного советского общества.

Заведующий кафедрой логики Московского государственного университета Александр Зиновьев диссидентом себя не считал, хотя его отношение к советской социальной системе было во многом созвучно критичной позиции писателя Солженицына. Красной чертой в отношениях с властью явился выход в Швейцарии его известной книги «Зияющие высоты» (1976), в которой он с иронией и сарказмом описал повседневную жизнь в Советском Союзе.

Эта книга была признана антисоветской и крайне опасной политической сатирой, и вскоре вольнодумствующий философ Зиновьев был выслан в ФРГ. Там он прожил более 20 лет, занимаясь преподавательской и научной деятельностью в Мюнхенском университете. Жизнь на Западе кардинально изменила мировоззрение мыслителя-эмигранта, и в 1999 г. он вернулся на Родину с совершенно другими убеждениями.

До эмиграции в литературных работах Зиновьев едко критиковал и высмеивал изъяны советского строя и коммунистической идеологии. Однако реформы периода перестройки заставили его переосмыслить свои убеждения. Вопреки всеобщему либеральному ликованию и рыночным иллюзиям, он с глубоким сожалением воспринял крушение Советского Союза. В эмиграции он глубоко ощутил пороки западной цивилизации с ее разрушительным либерализмом, безграничным потреблением и бесконечным стремлением к финансовому успеху.

В итоговой фундаментальной работе «На пути к сверхобществу» (2000) Александр Зиновьев выделяет две магистральные линии развития современной цивилизации («человейника»): советскую (реальный коммунизм) и западную либеральную (западнизм). В основе первой линии находились отношения коммунального типа, т. е. принципы тесного социального взаимодействия. Основу второй составили преимущественно отношения делового типа, т. е. рыночная экономика с ее стремлением к прибыли.

В конце XX в., с сожалением писал Зиновьев, более активный западнизм победил реальный коммунизм. Таким образом, развивающийся переход к сверхобществу, или глобальному «человейнику», в котором растворяются и исчезают все некогда существовавшие исторические общества и культуры, осуществляется по западной либеральной схеме развития. В конечном счете это означает неизбежное приближение мирового господства сверхобщества западного типа.

Драматические последствия крушения советской цивилизации и мрачные тени однополярного политического мира не позволили русскому философу ясно разглядеть реальную сложность и противоречивость процессов исторического развития человечества. Спустя несколько лет после смерти Александра Зиновьева в мире стало нарастать понимание, что абсолютное лидерство и безграничное господство западного общества является надуманным и усиленно насаждаемым политическим мифом. На глазах он теряет силу по мере стремительного возрождения иных центров мировой культуры и экономической жизни — в России и евразийском пространстве, на Востоке и в Южной Америке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой