Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диалектико-материалистическая картина мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Другими атрибутами материи материализм признает пространство и время. Если движение материи выступает в качестве способа, то пространство и время рассматриваются как формы существования материи. Пространство и время рядом философов трактовались как относительно самостоятельные характеристики материального мира или априорные формы сознания (И. Кант). Диалектический материализм рассматривает… Читать ещё >

Диалектико-материалистическая картина мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диалектико-материалистическая картина мироздания продолжила традицию материалистического монизма. Это значит, что она признает в качестве основы бытия материю. В домарксистском материализме господствовал субстратный подход к понятию материи. Материя отождествлялась либо с какими-либо конкретными «первокирпичиками», из которых построено все здание мироздания (корпускулами, атомами, веществом, энергией), либо делалась попытка отыскать некую единообразную материю, которая существует наряду с конкретными вещами.

Для философии марксизма важно было выработать такое понимание материи, которое характеризовало бы ее любые формы. Энгельс в работе «Диалектика природы» подчеркивал, что материя — это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов. Энгельс писал, что философы и естествоиспытатели, ставя перед собой цель отыскать материю как таковую, поступали точно таким же образом, как если бы они вместо груш, вишен, яблок желали видеть плод как таковой. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных бесконечно многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний, но все их многообразие, включая их связи и взаимодействия, составляет материальную действительность (табл. 1).

Классическое для философского материализма определение материи сформулировал В. И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Он оторвал понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней. Единственное свойство материи, с которым связана философия, — это свойство объективной реальности, т. е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждого конкретного человека и человечества в целом.

Таблица 1

Уровни организации живой и неживой материи.

Живая материя.

Неживая материя.

НК (ДНК, РНК).

Элементарные частицы.

Белки.

Атомы.

Многоклеточные организмы.

Молекулы.

Популяции.

Макротела.

Биоценозы.

Планеты.

Человеческое общество.

Планетные системы.

Биосфера (Вернадский) — сфера единства живого и неживого.

Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество.

Атрибутами материи выступают движение, пространство и время. Диалектический материализм рассматривает движение как способ существования материи. В мире нет и не может быть движения без материи, как и материи без движения. Покой же рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент (сторона) движения. Характеристика покоя всегда связана с конкретными предметами, которые фиксируются нами как находящиеся в состоянии неизменности. Это состояние может быть зарегистрировано только в определенной системе координат.

Движение как абсолютный способ существования материи находится в бесконечно многообразных видах и формах. Эти виды и формы являются объектом изучения конкретных естественных и гуманитарных наук. Философия рассматривает движение как изменение вообще. Следовательно, рассматривая движение как способ существования материи, диалектический материализм утверждает, что источник движения следует искать не вне материи, а в ней самой. Мир, Вселенная при таком подходе представляется как саморазвивающаяся целостность.

Другими атрибутами материи материализм признает пространство и время. Если движение материи выступает в качестве способа, то пространство и время рассматриваются как формы существования материи. Пространство и время рядом философов трактовались как относительно самостоятельные характеристики материального мира или априорные формы сознания (И. Кант). Диалектический материализм рассматривает пространство и время как объективные формы существования материи. Понятие «пространство» отражает порядок сосуществования материальных образований. Время отражает порядок изменений, происходящих в материальных образованиях.

Пространство и время имеют общие и специфические свойства.

Общие: объективность, материальность.

Специфические: время — последовательность, одномерность, необратимость: пространство — конфигурация, трехмерность, обратимость.

Естественнонаучной предпосылкой формирования диалектического материализма, как отмечали его создатели, послужили три великих открытия.

Закон сохранения энергии, который утверждает неуничтожимость энергии, ее переход из одного вида в другой (Максвелл).

Открытие клеточного строения живых тел, доказывающее, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных, микроорганизмов (Шлейден, Шванн).

Теория эволюции Чарльза Дарвина, обосновавшая мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также положение о естественном происхождении в процессе этой эволюции человека.

Эти открытия способствовали утверждению идеи о материальном монизме, которая вскоре получила, как считают материалисты, дополнительное естественнонаучное обоснование. Когда химики синтезировали мочевину, находящуюся только в живых организмах, то показали, что при всей глубине различий живого и неживого между ними нет непроходимой пропасти. Живое может возникать из неживого. Другим, не менее важным выводом из этих открытий, было признание принципа всеобщности эволюции и развития и, следовательно, истолкование единства мира как саморазвивающейся системы.

Общие свойства пространства и времени (материализм). Объективность пространства и времени, их независимость от человека, бесконечность, вечность, неисчерпаемость, их непрерывность и прерывность (табл. 2).

Таблица 2

Специфические свойства пространства и времени.

Пространство.

Время.

Протяженность, конфигурация, расположенность, подвижность сосуществующих друг с другом реальных предметов. Трехмерность: наличие трех измерений (длина, высота, ширина).

Обратимость пространства, возможность движения в нем в прямом направлении: вправо — влево, вперед — назад, вверх — вниз.

Длительность и последовательность происходящих событий — форма проявления объективности времени. Одномерность времени — наличие у него одной длительности. Необратимость времени — возможность движения в нем только в одном направлении: от прошлого через настоящее к будущему.

Иной подход к этим проблемам в философии И. Канта, где пространство и время — врожденные, априорные формы подхода к действительности.

Пространство и время — субъективная, врожденная форма внутреннего чувства. Пространство — внешнее созерцание. Время — внутреннее созерцание.

В медицине понятие длительности дает представление о времени. В организме человека это представление — результат колебаний температуры тела за сутки, меняющаяся активность клеток разных органов, смена состояний сна.

За счет этих «биологических часов» в медико-биологических системах запускаются реакции, обеспечивающие их приспособление к будущим событиям.

Биологические ритмы генетически запрограммированы и позволяют биологической системе адаптироваться к среде. Сведения о «приливах и отливах» могут подсказать, какое время дня благоприятно для принятия лекарств. Депрессии у больных всегда цикличны.

Марксизм утверждает, что время объективно, а И. Кант — что оно субъективно. Вопрос открыт.

Пространственная организация медико-биологических систем характеризуется асимметрией (асимметрия сердца, асимметрия молекул).

Энгельс в «Диалектике природы», обобщив достижения естественных наук, создает свою классификацию форм движения материи. Он выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Классификация этих форм Энгельсом производится по трем основным принципам.

Каждая форма движения связана с определенным материальным носителем: механическое — движение тел, физическое — атомов, химическое — молекул, биологическое — белков, социальное — индивидов и социальных общностей.

Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются друг от друга по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения. Особая форма движения живой материи — самоорганизация. На базе биологической формы движения возникла социальная.

При определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга.

Дальнейшее развитие естествознания заставило вносить изменения в классификацию форм движения материи (табл. 3).

Таблица 3

Основные формы движения материи.

Механическая.

Пространственное перемещение тел относительно друг друга.

Физическая.

Процессы в недрах звезд и планет, взаимодействия, взаимопревращения элементарных частиц, электромагнитные явления, тепловые колебания молекул, свет.

Окончание табл. 3

Механическая.

Пространственное перемещение тел относительно друг друга.

Биологическая.

Процессы формирования и жизнедеятельности живых организмов — растений, животных, человека.

Химическая.

Взаимодействие молекул, атомов, электронных оболочек, химические соединения.

Социальная.

Возникновение, развитие и жизнедеятельность человеческого общества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой