Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальный потенциал детства и детского здоровья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отношение к здоровью и благосостоянию детей в современном обществе омрачено политическим, социальным и моральным лицемерием. Жизни и здоровью детей угрожают бесчисленные социальные, политические и экономические силы. Сегодня в России дети занимают в человеческой иерархии недостойно низкий статус. Охваченная шоковой терапией, социальными и экономическими реформами страна забыла о своем будущем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДЕТИ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. ДЕТСТВО В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯХ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
    • 1. 2. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСТВА КАК ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА. 1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ
    • 2. 1. НАУЧНО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЯ
    • 2. 2. ЗДОРОВЬЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
    • 2. 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ Ф ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Социальный потенциал детства и детского здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья новых поколений — важнейшая задача любого социума. В трансформирующемся обществе эта задача превращается в актуальную и краеугольную социальную проблему его выживания и безопасности. Здоровье подрастающих поколений характеризует уровень и направленность социальной энергии, инновационного потенциала общества не только в ближайшей перспективе, но и в отдаленном будущем.

Сегодня о детстве и детях, детском физическом и моральном здоровье говорят и пишут с различных позиций. Из-за быстрых демографических, экономических, социально-философских, политических, технологических, медицинских, образовательных и иных изменений понятие детского здоровья получает зачастую новую интерпретацию — как фактор национальной безопасности. Учитывая изменения, навязанные человечеству глобализацией и параллельным размыванием границ между культурами, а также усиливающееся осознание эксплуатации и угнетения, которым подвергаются дети, появление нового взгляда на детское здоровье является с социально-^ философской точки зрения общественно-историческим феноменом. В современном обществе осмысление места детей, их здоровья не может не сопровождаться моральными усилиями, направленными на борьбу с такими угрозами детству, как голод, болезни, война, заброшенность, детское рабство, наркомания, сексуальная и экономическая эксплуатация, физическое и психологическое насилие над детьми. Очевидно, что современное видение детства и детского здоровья в обществе является ответом на социально-политическую и культурно-историческую ситуации, заключающуюся в нарастании быстрых и тревожных изменений в институциональной, политиче-^ ской и общественной жизни.

Отношение к здоровью и благосостоянию детей в современном обществе омрачено политическим, социальным и моральным лицемерием. Жизни и здоровью детей угрожают бесчисленные социальные, политические и экономические силы. Сегодня в России дети занимают в человеческой иерархии недостойно низкий статус. Охваченная шоковой терапией, социальными и экономическими реформами страна забыла о своем будущем — о детях. Взрослые и дети отдалены друг от друга разделяющей идеологией, которая транслируется через все институты — политические, социальные, информационные и культурные. Сейчас назрела настоятельная потребность сделать эти институты по отношению к детям источниками интеграции и силы, а не институтами унижения, деградации и господства. Детство находится в осо-^ бенно уязвимом положении, окруженное такими социальными силами, как жестокие политические репрессии, геноцид, голод на фоне изобилия, деградация окружающей среды, моральный и духовный упадок, продолжающееся распространение разрушительных вооружений, наркотиков и воинствующий эгоцентризм, которые вместе взятые подрывают усилия по формированию здорового в физическом и моральном плане человека, способного защитить себя, свою семью, свою родину.

Здоровье детей властно напоминает о потенциале нации, о надежде людей сделать будущее наших детей достойным. Только это будущее даст ^ возможность выбраться из нынешнего социально-экономического кризиса и культурной деградации. В современной России, где происходят перемены, постоянная переоценка опыта, отбрасывание старых доктрин и адаптация к новым, единственной надеждой в будущей цивилизации является создание здорового детства как фактора, способствующего национальной безопасности, а учитывая современную ситуацию, и как фактора, способствующего спасению нации. Поэтому положение детей, их здоровье привлекают к себе все больше внимания всех структур современного общества. Общественность обоснованно выражает озабоченность здоровьем, образованием и нрав-№ ственным благополучием подрастающего поколения.

В условиях технологических шоков, информационных стрессов, экологической напряженности дети, с одной стороны, наиболее уязвимая часть на.

0 ции, с другой, — самая юная. Они обладают адаптивными способностями, необходимыми для реакции и действий в культурном жизненном цикле человека, что часто недоступно взрослым. На фоне резких технологических, биотехнологических, социальных, политических и культурных изменений, которые сочетаются так, что ставится под угрозу само существование и выживание нации, цель оздоровления детского населения — вопрос будущего нации, страны, а по большому счету — всего мира. Физически и нравственно здоровые дети — залог сохранения нации, ее благополучной и безопасной жизни.

Оздоровление детского населения страны — целостный процесс качест-(4″ венных изменений сущностных характеристик здорового образа жизни детей, как социально-демократической группы, обладающей уникальными перспективными качествами создавать и укреплять национальную безопасность.

Социологические исследования, проводимые отечественными и зарубежными учеными в течение последнего десятилетия, обнаруживают ряд новых, главным образом, негативных тенденций в развитии социальных характеристик здоровья детей и подростков. Исследователи обоснованно связывают их с социально-экономическими и политическими трансформациями общества, распространяющимися на все возрастные группы детского населе-^ ния.

Процесс модернизации общества, все больше приобретающий национальные черты, воспроизводит риски, оказывающие заметное влияние на физическое и социальное здоровье детей, их облик как будущего нации. Отмечается продолжающаяся тенденция разрушения многих традиционных ценностей, поддерживающих здоровый образ жизни. Все это происходит на фоне дискредитации общественных критериев развития. В современных условиях постоянной социальной напряженности подобная тенденция способствует усилению негативных факторов, препятствующих как физическому, так <Ми нравственному оздоровлению детского населения, разрушению природного человеческого потенциала, заложенного в детях.

Детское население (от рождения до 18 лет) не является саморазвивающейся системой. Оно всеми сторонами своего существования и развития включено во все многообразие общественных структур и отношений. Оно воспроизводит и обновляет общество, становясь его частью. Без детей воспроизводство общества невозможно. От качественных и количественных характеристик детского населения зависит будущее общества, будущее нации.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема здоровья притягивала к себе внимание философов на протяжении многих веков. Содержание научных рефлексий менялось под влиянием социально-(4' экономических, социокультурных факторов. Но в различные эпохи результаты изучения этой проблемы являлись индикатором представлений о сущности и предназначении человека.

Философы и врачи Древней Греции рассматривали здоровье как результат равновесия — противоположных субстанций человеческого тела (Платон), душевных и телесных свойств (Аристотель), биологических жидкостей в организме (Гиппократ). Ценным вкладом в теорию здоровья явились идеи целостности организма, установления внутренней и внешней гармонии, определенности самочувствия условиями жизни. ^ Новым этапом в развитии модели здоровья явились труды Абу Али.

Ибн Сины (Авиценны). Не только для раннего средневековья это был серьезный шаг в понимании сущности здоровьямногие его идеи актуальны в настоящее время. К ним следует отнести учение о степенях здоровьяописание состояний, при которых действия индивида наиболее полноценны, а также условий сохранности здоровья.

Открытия эпохи Возрождения подготовили почву для дальнейшей разработки представлений об уровнях здоровья, их соотношении и детерминированности. Ф. Бэкон провозгласил ценностное отношение к здоровью и самопознание (себя, своего организма) как лучший способ его сохранения. Эти идеи поддерживал математик, философ и физиолог Декарт.

Принципиально новые концепции появились в XVIII—XIX вв.еках. Разработанные до этого теории вписывались строго лишь в «горизонтальный» гештальт: здоровое тело, целостность и самодостаточность организма, градация состояний «здоровье — болезнь». Ламетри предложил «вертикальный» образ, включив духовные источники в структуру компенсации и развития здоровья. Диалектический подход Гегеля привел к включению в модель здоровья кроме целостного организма с его органами и системами способности устанавливать равновесие между «самостью организма» и внешней средой. Отсутствие равновесия, действия индивида, неадекватные раздражениям, по мнению Гегеля, становились причинами нездоровья.

Первые специальные исследования вопросов здоровья подрастающих поколений появились в конце XIX века. До этого дети и подростки рассматривались в совокупности с другими носителями здоровья, в контексте общих условий жизни. Период с конца XIX века до настоящего времени можно разделить на четыре этапа, различающиеся по характеру и интенсивности исследований здоровья подрастающих поколений.

Первый этап — с конца XIX века до начала 30-х годов — ознаменован появлением первых работ в России, посвященных здоровью детского населения (В.Бехтерев, Э. Бок).1 С позиций детской физиологии, неврологии и психологии были обобщены данные об особенностях поведения детей, их заболеваниях и условиях сохранности здоровья.

Социальные условия и механизмы поддержания самочувствия индивидов нашли отражение в социологической науке рубежа XIX и XX веков в л трудах Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм исследовал институт образования, механизм его воздействия на подрастающие поколения.

Здоровое общество нуждается в здоровых поколениях и формирует их через стабильные «институты воспитания» и новые идеи. Отсутствие идей.

1 Бехтерев В. Личность и условия ее развития и здоровья. Спб., 1905; Бок Э. О сохранении здоровья и развитии умственных сил ребенка в школе. Спб., 1872.

2 Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. -М., 1995; Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. — М., 1994; Дюркгейм Э. Социология образования. — М., 1996. порождает нормативный вакуум — аномию социального института и общества. Теория Дюркгейма об аномии стала еще одним вкладом в изучение социального воздействия на самочувствие индивидов. Социолог установил зависимость между социальными переломами и психическим равновесием граждан: потрясения в жизни общества ослабляют силу влияния коллективного сознания на эмоциональное состояние, ценности индивидов, что ведет к снижению психического равновесия и росту числа самоубийств.

На разных этапах трансформации общества, согласно Дюркгейму, прослеживается как частичное ослабление социальных (групповых) норм, так и полное их отсутствие. Сильнее других нормативная нестабильность, слабая ценностная интеграция общества влияют на новые поколения. Сделанный вывод еще раз подчеркивал необходимость трансформации института образования вместе с изменением общества ради согласованного влияния на молодых граждан, в том числе, на их здоровье.

Второй этап — разработки выдвинутой проблемы длился с начала 30-х — до конца 50-х годов. В этот период впервые отечественные физиологи осуществили комплекс замеров состояния физического здоровья детей до 14 лет.

Указанный период ознаменован появлением фундаментальных трудов Л.С.Выготского1 по педологии, возрастной психологии и дефектологии. Соединение в исследованиях методов разных наук позволило автору получить оригинальные обобщения о развитии нормальных и аномальных детей, о взаимоотношениях отдельных сторон личности и психики, о влиянии школьной среды на становление новых поколений и компенсацию отклонений в их здоровье.

Щей и исследования 50-х подготовили в последующие годы победу гуманистического направления в развитии общего образования западных стран.

1 Выготский Л. С. Вопросы детской возрастной психологии // Собр. соч. в 6-ти т. — T.4. — М., 1984; Выготский Л. С. К вопросу о компенсаторных процессах умственно отсталого ребенка // Собр. соч. в 6-ти т. — T.5. -М. 1983; Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собр. соч. в 6-ти т. — T.5. -М., 1983; Выготский Л. С. Лекции по педологии. — Ижевск, 1996.

Третий этап — с начала 60-х годов до конца 80-х. В СССР возобновились систематические исследования здоровья детей, прежде всего силами медицинских специалистов (А.В.Аболенская, Ю. Е. Вельтищев, С. М. Громбах, М.М.Хананашвили).1 Они отмечали стабилизацию физического и психического развития детей в 60-е — 70-е годы: снизилась частота инфекций, уме-нишилась заболеваемость туберкулезом, стабилизировались весоростовые показатели. С середины 80-х годов происходит нарастание отрицательных показателей в здоровье детского населения: увеличение вирусных инфекций, аллергических заболеваний, информационных неврозов, повышение удельного веса хронически больных детей.

Несомненной заслугой медицины в исследовании здоровья новых поколений явилось накопление обширных баз данных, содержащих количественную информацию по территориальным, возрастным, тендерным группам. Однако за констатацией фактов и тенденций изменения уровня здоровья на задний план отходила информация о распространенных в сфере здоровья типах поведения, изменении социальных условий и образа жизни различных групп населения. Кроме того, под влиянием медицины в отечественной науке и обыденном сознании закрепилось редуцированное представление о здоровье, исходящее из признания лишь биологических компонентов (физического и психического состояния организма), имеющих некий «материальный субстрат» и обладающих способностью к адаптации (Р.М.Баевский, Д. Д. Венедиктов, В. П. Казначеев, А.Г.Щедрина). По сложившейся традиции уровень здоровья было принято оценивать по доле присутствующих в нем явлений от болезни (негативным характеристикам): частоте заболеваний, ухудшению функционального состояния, утрате активности, преобладанию негативных эмоций. Распространенный подход показывал только одну сто.

1 Аболенская А. В. Адаптационные возможности организма и состояние здоровья детей. -М., 1986; Вельти-щев Ю. Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. — М., 1985; Громбах С. М. О структуре учебного года в школе // Советская педагогика. — 1975. — № 6- Громбах С. М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков. Вестник АМН СССР. — 1981. — № 1- Хананашвили M.M. Информационные неврозы. — М., 1978. рону изменения здоровья — его утрату, а потому предпринятые обобщения данных не могли претендовать на всю полноту информации.

Четвертый этап — с конца 80-х годов XX столетия и является самым насыщенным в изучении проблем здоровья. Открытия в молекулярной биологии, связанные с геномом человека, и одновременно обширные наблюдения за образом жизни, структурой народонаселения, характером и динамикой заболеваемости жителей разных стран способствовали признанию сложной природы здоровья, а также появлению многоуровневых моделей этого явления (Н.А.Амосов, Б. С. Братусь, В. М. Димов, К. Купер, Л. М. Митина, Е. Т. Фадеев, T.N.Allison, L. Breslow, J.E.Enstron).1 Переход к широкому взгляду на здоровье способствовал появлению работ, раскрывающих взаимодействие медицины и социальных наук, привлечение нелечебных методов в здравоохранении (И.М.Воронцов, Е. А. Голощапов, Ф. С. Файзуллин, Г. И. Царегородцев, О. П. Щепин, M.G.Field, M. Koivusalo, D. Mechanic, E. Ollila). Появились труды социологов, социальных философов и публицистов, посвященные влиянию различных факторов на здоровье взрослых и детейособое место среди них заняли исследования экономических, социокультурных детерминант в условиях трансформации общества (И.В.Корхова, Н. В. Казакова, А. Б. Курлов, Ю. П. Лисицын, Е. Б. Мезенцева, Е. Н. Песоцкая, А. П. Скрипник, Н.М.Римашевская).3.

Кардинальное изменение уровня и условий жизни российских граждан подтолкнули социологов к исследованию поведения различных слоев населения в сфере здоровья. Появились работы, освещавшие положение здоровья.

1 Димов В. М. Здоровье как социальная проблема // Социально-гуманитарные знания. — 1999.-№бМитина Л. М. Концепция профессионального долголетия // Директор школы. — 1988.-№ 5- Фадеев Е. Т. НТР и проблема здоровья человека // Здоровье и экология человека. М., 1991; Allison T.N. Measuring health status with local data // Procedings of the Public Health Confer on Records and statistic.-№ 7., 1993. и др.

2 Голощапов E.A. Социальные проблемы здоровья и пути их решения. — Самара, 1992; Методология и социология педиатрии. — Спб., 1991; Изуткин A.M., Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Социология медицины. — Киев, 1991; Экология, образ жизни, здоровье. — Уфа, 1997; Koivusalo М., Ollila Е. Making a Healthy World. -Helsinki, 1997.

3 Корхова И. В., Мезенцева Е. Б. Условия жизни и здоровье // Народное благосостояние. — M., 1991; Лисицын Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни // Здравоохранение РФ. — 1998.-№ 3- Казакова H.B. Русская публицистика в социально-философском осмыслении приоритетных глобальных проблем. — Саранск, 2001; Курлов А. Б.

Введение

в методологию управления социальными процессами и системами. — Уфа, 1995; Пе-соцкая Е.Н. Природно-биологические факторы социальной активности: (Философский анализ). — Саранск, 1999; Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. — М, 1992. в изменившейся системе ценностей, трансформацию типов самосохрани-тельного поведения среди мужчин и женщин, граждан с высоким и низким социальным статусом (А.В.Баранов, Л. А. Гегель, И. В. Журавлева, Н.Л.Руси-нова, Н. М. Федорова, Э. А. Фомин, Л.С.Шилова).1.

Трансформация российского общества и связанное с ней изменение условий жизни семьи дали толчок новым социально-философским исследованиям этого института. В центре внимания оказались вопросы материальной обеспеченности, формирования новых отношений между детьми и родителями, выполнения семьей своих ведущих функций — репродуктивной, хозяйственно-бытовой, воспитательной, досуговой, психологической. Новые работы способствовали уточнению социально-экономических условий формирования здоровья подрастающего поколения (Ю.А. Гаспарян, С. И. Голод, И. Ф. Дементьева, В.В. Елизаров).

Подводя итог анализу изученности проблемы, необходимо выделить следующие моменты:

— до сих пор незавершенна целостная концепция здоровья в широком понимании, включающая физические, психические и духовные компоненты, а также соответствующая этой концепции классификация признаков и показателей;

— в исследовании проблем здоровья подрастающих поколений преобладает естественнонаучный метод, не позволяющий отследить надбиологи-ческие, социальные составляющие, а также соединить количественные и качественные характеристики, собрать обобщенный образ самочувствия типичных представителей новых поколений.

1 Баранов А. В. О социальной парадигме здоровья // Петербургская социология. — 1997.-№ 1- Гегель Л. А. Палитра молодежного сознания: нравственный аспект // Молодежь 97. — М., 1997; Отношение наследия к здоровью. -М., 1993; Русинова Н. Л. Социально-статусные группы: различия в субъективном здоровье // Петербургская социология. — 1997.-№ 1- Фомин Э. А., Федоров Н. М. Стратегии в отношении здоровья // Социс. -1999. -№ 11- Шилова Л. С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения // Социс. -1999.-№ 11.

2 Гаспарян Ю. А. Семья на пороге XXI века: Социологические проблемы. — Спб., 1999; Голод С. И. Семья и брак. — Спб., 1998; Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. -2001. — № 11- Елизаров В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социс. — 1998. № 2.

Здоровье детского населения изучаются представителями разных наук. Каждая наука внесла свой вклад в познание этого сложного и многоаспектного феномена. Однако ни одна из них не обладает монопольным правом на осмысление проблем и закономерностей изменения здоровья новых поколений в условиях трансформации общества и его институтов. По своим подходам, методам, категориальному аппарату ближе всех к предмету исследования находятся социология и социальная философия. Специфическое положение этих дисциплин среди других наук характеризуется «природной междис-циплинарностью». Многие ветви социально-философской науки родились и функционируют на стыке с другими науками: философия общества, социология личности, философская антропология, социология образования, социология медицины, тендерная социология, социология молодежи. Это позволяет учесть достижения широкого научного корпуса ученых для объяснения количественных и качественных закономерностей динамики здоровья детей в меняющемся обществе. В то же время при изучении выдвинутой проблемы социология и социальная философия охватывают такой спектр вопросов и ставят такие задачи, которые в других науках остаются без внимания. Игнорирование этих вопросов и задач делает невозможным понимание социального механизма сохранения и улучшения здоровья подрастающих поколений.

Основная гипотеза исследования. Потеря здоровья (физического, психического и духовного) детей и подростков вследствие обвального ухудшения жизни современного общества ведет к уничтожению генофонда нации и представляет угрозу национальной безопасности страны.

Объект исследования: состояние здоровья детей и подростков как потенциал развития и фактор национальной безопасности.

Предмет исследования: социальные процессы, способствующие оздоровлению детского населения, укреплению его адаптивных способностей.

Цель и задачи исследования

заключается в разработке концептуальных основ феноменов социального потенциала детства и детского здоровья как факторов национальной безопасности в трансформирующемся обществе, а также системы их показателей, определении путей оздоровления детского населения.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие исследовательские задачи:

— теоретически обосновать концепцию здоровья в широком понимании этого явления;

— проанализировать тенденции эскалации и определить пути локализации негативных социальных факторов, нарушающих здоровье;

— определить пути оздоровления детского населения, составляющего человеческий потенциал будущего страны;

— уточнить определение здоровья, как социально-философского феномена;

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: диалектический подход к анализу физического, психического и нравственного здоровья детей и подростков, осмысливаемого в его взаимосвязи с настоящим и будущим обществаобщесоциологические принципы: развития и всеобщей связи, единства анализа и синтеза, объективности и историзма, системности и детерминизма.

Теоретической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы общесоциологических, философских теорий развития, современных концепций оздоровления детского населения и формирования здорового образа жизнисоциологии детей и подростков. При разработке концептуальных подходов к исследованию здоровья как человеческого потенциала нации автор опирался на определение особого статуса детей и подростков как изначального продукта воспроизводства социальной структуры, социального развития и укрепления нации.

Теоретический фундамент исследования проблем здоровья подрастающих поколений и их взаимосвязи с социальными условиями сложился как в рамках самой социальной философии, так и в смежных науках. К нему нужно отнести:

— социально-философские теории социальных изменений, сочетающие макрои микроуровни анализа социальных явлений (теория «трансформационного процесса» и изменения человеческого потенциала обществатеория «социологических подходов» к исследованию социальных изменевиц^ально-философские теории взаимосвязи социальных изменений и поведения индивидов (теория аномии Э. Дюркгеймаконцепция равновесия между акцентируемыми целями и институциональными способами поведения К. Мертона);

— теории ценностей и их изменения в трансформируемом обществе, способствующие познанию надбиологических (духовных) структур здоровья (концепция «связей социальных идеалов и ценностей» Э. Дюркгеймаположения о духовном и доминирующем стержне личноститеория «стремления к смыслу» В. Франкла);

— теоретические концепции здоровья и влияния социальной среды, ее институционализированных форм на коррекцию личности (концепция социального взаимодействия индивидов, взаимопроникновения культуры и социальности П. Сорокина).

Эмпирическую базу исследования составляют данные Государственного комитета России по статистике, Комитета государственной статистики Республики Мордовия, материалы различных государственных и общественных организаций, занимающихся проблемами организации социальной защиты детского населения.

Научная новизна диссертационного исследования определяется прежде всего самим концептуальным подходом к изучению социального потенциала детства и детского здоровья, основанным на конкретно-*>, социологическом анализе социальных групп. Научная разработка такого подхода опирается на теорию развития с учетом условий социальных трансформаций современного общества.

В соответствии с этим в работе получены следующие результаты, имеющие научную новизну:

— разработана концепция здоровья в широком понимании этого явления как многоаспектного сложного феномена, соединяющего разнопорядковые элементы биологического и социального характера. Суть концепции состоит: 1) в выделении в структуре здоровья относительно самостоятельных систем качеств и свойств — соматической, психической и духовной, каждая из которых обладает своей природой и механизмом развития, динамикой и причинами изменения- 2) в представлении целостного образа здоровья как результата взаимопроникновения элементов и достижения баланса — внутреннего (для расширения ресурсов отдельных компонентов здоровья, достижения оптимального состояния всего комплекса) и внешнего (для установления равновесия с социальной средой, полноценной социальной деятельности) — 3) в определении интегративных свойств здоровья через функциональность, работоспособность и адаптивность индивида (группы, общности).

— обоснована концепция качественной классификации критериев и показателей ведущих компонентов здоровья, каждый из которых представлен в виде целостной системы, открытой для взаимодействия с другими системами и элементами.

— обоснованы тенденции эскалации и факторы негативного воздействия на оздоровление детского населения, определены пути их локализации.

— сформулированы новые подходы к определению здоровья, как социально-философского феномена;

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изучение детского здоровья актуализирует проблему здоровья не только как источника формирования человеческого потенциала, но социальной, политической стабильности и национальной безопасности.

2. Отрицательная динамика процесса социально-экономического реформирования в стране не позволяет реализовать задачи в области социальной политики и защиты прав и здоровья детей. Состояние здоровья детского населения в современном обществе находится на низком уровне, с тенденцией к ухудшению, увеличению числа детей, относящихся к группам высокого медико-социального риска, что представляет серьезную угрозу демографическому положению России и как следствие национальной безопасности страны. Решение этих проблем возможно только в рамках общего позитивного социально-экономического развития страны. Необходимо обеспечить доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохраненияперераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения, каковыми в первую очередь являются дети. Существует устойчивая взаимосвязь между качеством здоровья детей и факторами риска, обусловленными ухудшающимися социально-экономическими условиями.

3. С гражданской точки зрения необходимо официально признать подростков группой риска и соответственно к ним относиться. Все сказанное не отменяет необходимости в самых срочных мерах по принятию законодательных документов, препятствующих распространению беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних, социального сиротства, а также потреблению детьми сигарет, алкоголя и наркотиков. Это те важные шаги, которые должно сделать государство навстречу здоровью детей и подростков.

4. Все многообразие объективных и субъективных препятствий, возникающих в процессе оздоровления детей и подростков, рассматриваемых как человеческий потенциал национальной безопасности, сводится к следующим типам: 1) связанные с неравенством социального статуса- 2) с характером взаимодействия с социальными институтами- 3) с социокультурными особенностями и региональными условиями проживания и воспитания детей и подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в создании целостной концепции здоровья как показателя социально-адаптивного потенциала общества и социальных групп.

Исследование данной проблематики имеет очень важное практическое значение. Оно заключается в том, что достаточно большой арсенал расширения сферы деятельности различных структур, занимающихся проблемами семьи и детей, осуществляют межведомственные координации для решения проблем здоровья детей.

Апробация работы. Концептуальные положения и принципы диссертационного исследования апробированы при участии автора в работе научных конференций, проводимых в Мордовском Государственном университете им. Н. П. Огарева в 2003;2005 гг.

Основное содержание исследования отражено в опубликованных автором статьях и тезисах.

Структура диссертации продиктована логикой решения поставленных задач. Она состоит из введения, двух глав (по три параграфа), заключения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная работа позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, здоровье подростка имеет существенную социальную специфику, суть которой в том, что самооценка здоровья и его реальное состояние связаны у подростка не только с фактическими заболеваниями, сколько с жизненными обстоятельствами — взаимоотношениями с родителями, сверстниками, гормональной перестройкой организма, удовлетворенностью жизнью и пр., а также с социокультурными нормами общества. В интегрированном виде выводы, •f вытекающие из проведенной работы, можно сформулировать в следующем виде:

1. Состояние здоровья детского населения в современном обществе находится на низком уровне, с тенденцией к ухудшению, увеличению числа детей, относящихся к группам высокого медико-социального риска, что представляет серьезную угрозу демографическому положению государству и как следствие национальной безопасности страны.

2. Существует устойчивая взаимосвязь между качеством здоровья детей и факторами риска, обусловленными ухудшающимися социальноэкономическими условиями.

3. Для улучшения здоровья детского населения требуется безотлагательная реализация комплекса мер политического, медико-социального, экономического характера со стороны федеральных органов власти, местного самоуправления, практического здравоохранения.

Забота о здоровье подростка должна включать, в первую очередь, внимание к его психологическому благополучию, социальной идентификации и адаптации к требованиям общества.

Для обеспечения национальной безопасности, сохранения России как ' суверенного многонационального государства необходима реализация государственной политики защиты прав и интересов детей, развитие которой должно осуществляться в следующих направлениях:

1. Увеличение доли ресурсов, выделяемых на поддержку материнства и детства, в т. ч. увеличение размеров финансовых средств в бюджетах всех уровней на финансирование социальных выплат на детей, федеральных и региональных целевых программ социальной поддержки семьи и детей, охраны здоровья, развития образования, культуры, физической культуры и отдыха детейувеличение нормативов государственных расходов на содержание и воспитание детей в дошкольных учреждениях, школах, центрах социального обслуживания семьи и детей, государственных интернатных учреждениях, исправительных учреждениях для детей и других учреждениях для детей.

2. Формирование системы адресной государственной социальной поддержки детей, обеспечение приоритета интересов детей, находящихся в трудных жизненных условиях. Для чего необходимо осуществлять профилактику бедности за счет перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся семей с детьмипрофилактику семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ликвидации детской безнадзорности как социального явленияпрофилактику детской наркомании, алкоголизма, проституции, развитие медико-социальной реабилитации таких детей.

3. Оказание содействия в трудоустройстве родителей из малообеспеченных семей, в том числе на основе квотирования рабочих мест и контрактной системы помощи малообеспеченным семьям (встречные обязательства клиента по трудоустройству, участию в общественных работах, в программах социально-психологической реабилитации).

Увеличение размеров материальной помощи малообеспеченным семьям с детьми на основе учета нуждаемости, в том числе неполным семьям, семьям с детьми-инвалидами и детьми с тяжелыми формами хронических заболеваний, студенческими семьями с детьми, семьям военнослужащих срочной службы, многодетным семьям, семьям беженцев и вынужденных переселенцев с детьми, семьям с детьми — жертвам техногенных и природных катастроф, вооруженных конфликтов, терроризма.

4. Обеспечение интересов и прав детей в российском законодательстве по вопросам социальной политики: юридические гарантии получения бесплатного среднего образования, духовного, физического и культурного развития каждого ребенка не ниже минимальных государственных стандартовправовые меры по обеспечению доступности для каждого ребенка качественного образования, здравоохранения, жилья и других условий жизнедеятельности в ходе реформирования отраслей социальной сферы, предусмотренного Правительством Российской Федерации в Программе социального развития и модернизации экономики Российской Федерации на ближайшую и длительную перспективуобеспечение защиты интересов несовершеннолетних в сфере труда, занятости, оплаты труда, а также гарантий безопасности и охраны труда, включая безопасные условия труда и рациональные режимы труда и отдыха.

5. Правовое обеспечение защиты детей. При этом наряду с учреждением в Российской Федерации института Уполномоченного по правам ребенка, необходимо: создание ювенальной юстицииюридическая защита детей от насилия в семье и обществе, включая сексуальное, от принуждения к попрошайничеству, противоправным действиям, алкоголизму, наркомании.

6. Формирование и развитие системы медицинского, санитарно-гигиенического, правового просвещения населения (детей и родителей), повышение уровня информированности правосознания.

Главная задача в обеспечении социальными гарантиями, способствующими формированию здорового образа жизни всего населения Российской Федерации, оздоровлению детского населения, защите материнства и детства.

Важнейшим инструментом при этом должен быть бюджет страны, позволяющий формировать оптимальную для детей, семей с детьми, одиноких матерей социальную политику, базирующуюся в свою очередь на эффективной экономике.

Особого внимания требует создание и развитие механизмов независимого контроля за положением детей, их здоровьем, а также укрепление сотрудничества государства с общественными организациями, усиление межведомственной координации на федеральном и региональном уровнях.

Условием улучшения положения детей, их оздоровления является успешное развитие социально-экономической сферы страны, выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся устойчиво расту-^ щей экономикой, эффективным государством, стабильными социальными и политическими отношениями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательно-нормативная база:
  2. Конвенция ООН о правах ребенка, от 20 ноября 1989 г.
  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст.5909- 2000. № 2. Ст. 170.
  4. Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000—2004 гг. и план мероприятий по ее реализации // Планирование семьи. 2000. — № 2.
  5. Медико-социальная хартия Российской Федерации / Под ред. Комарова Г. А. 2-е изд., стер. — М., 2001.
  6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: ФЗ от 24 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802- 2000. № 30. Ст. 3121.
  7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: ФЗ от 24 июня 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
  8. Отдых и оздоровление детей и подростков: Сборник нормативных документов. — М., 2002.
  9. О федеральных целевых программах по улучшению положения детей: Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 37. Ст. 3715.
  10. Президентская программа «Дети России», утверждена Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. № 1696
  11. Республиканская комплексная целевая программа «Дети Мордовии» на 2003−2006 годы. Саранск, 2003. — 117 с.
  12. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16- 1997. № 46. Ст.52 443- 1998. № 26. Ст. 3014- 2000. № 2. Ст. 153.
  13. А.В. Адаптационные возможности организма и состояние здоровья детей. — М.: Медицина, 1996. 119 с.
  14. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки. — Кн. 1. Ташкент: ФАН, 1981.-550 с.
  15. Адо А. Д. Вопросы общей нозологии. М.: Медицина, 1985. — 237 с.
  16. Ф.А. Устойчивое развитие: состояние, модель, стратегия / Мордов. пед. ин-т. Саранск, 1998. 298 с.
  17. Актуальные проблемы современного детства. М.: НИИ детства РДФ, 1993.- 116 с.
  18. Н.М. Здоровье и счастье ребенка. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  19. Н.М. Раздумья о здоровье. -М.: Физкультура и спорт, 1987.-63 с.
  20. Н.М. Страна детства. М., 1990. — 57−58 с.
  21. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Сборник статей / Отв. ред. А. А. Маркосян. М.: АПН РСФСР, 1958. — 510 с.
  22. С.И. Детерминизм и медицина здоровья: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. философ, наук. СПб., 1993. — 32 с.
  23. И.И. Детские проблемы Российской Федерации на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор / Общ. ред. Наумкиной Л. В. М.: НТЦ Развитие, 2000.
  24. А.П. Гены. Человек. Общество. М.: Знание, 1993. — 67 с.
  25. Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. — М.: Прогресс, 1977. 334 с. 216−244.
  26. P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации // Вестник АМН СССР. 1989. — № 8. — 73−78 с.
  27. P.M. Прогнозирование состояний на грани норм и патологий. М., 1979. — 37 с.
  28. А.А. Здоровье детей России: Научные и организационные приоритеты // Вестник Росс. АМН. 1999. — № 9. — 40−42 с.
  29. М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1995.- 140 с.
  30. М.С. Демографические факторы здоровья. М.: Финансы и статистика, 1984. — 313 с.
  31. В.А. Число детей в семье. М., 1975. 8 с.
  32. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 393с.
  33. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные проблемы общества. Опыт систематизации. — М.: Наука, 1984.-271 с.
  34. В. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., 1905.
  35. А. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 1999. -432 с.
  36. Бок Э. О сохранении здоровья и развитии умственных сил ребенка в школе. СПб., 1872.
  37. А.В. Ценности семьи в структуре жизненной ориентации // Демографическая политика в региональном разрезе. М., 1988.
  38. Е.Б. Политика, дети и рынок // Социологические исследования. 1993. — № 2. — 70−75 с.
  39. И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990.-208 с.
  40. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987. — 123 с.
  41. И.И. Философско-методологические аспекты здоровья // Вопросы философии. 1982. — № 2. — 48−53 с.
  42. Т.Н. Сознание в современном мире. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. — 80 с.
  43. Т.Н. Уникальность человека и проблема одиночества. // Человек в контексте выбора путей цивилизационного развития. Ульяновск: Изд-во Ульян, гос. тех. ун-та, 1998. — 12−18 с.
  44. Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.: Мысль, 1971. — 48 с.
  45. О.В., Журавлева Е. В. Здоровый образ жизни -стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. — 1999. -№ 2.-23−32 с.
  46. Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. М., 1985-
  47. Д.Д. Общественное здоровье: пути, оценки и прогнозирования // Общественные науки и здравоохранение. М.: Наука, 1987.-62−78 с.
  48. Н., Бодряков В. О детском незнании и информационной защите // Директор школы. 1997. — спецвып. № 2. — 55−59 с.
  49. А.Г. Два исторических типа демографического поведения // Соц. ис. 1997. № 6. 87 с.
  50. А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. 2-е изд. испр., доп. М., 2000.
  51. В.П. Здоровье здоровых. Введение в санологию. Киев: Здоровье, 1991.-245 с.
  52. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд., 1974.376 с.
  53. Н.М. К обоснованию некоторых общеметодологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии // Методология и социология педиатрии. СПб.: СПб ПМИ, 1991.-5−26 с.
  54. Л.С. Вопросы детской возрастной психологии // Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. — М., 1984-
  55. Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах умственно отсталого ребенка // Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. — М., 1983-
  56. Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. — М., 1983-
  57. JI.C. Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
  58. Г. В. Философия природы // Энциклопедия философских наук. Т.2. — М.: Мысль, 1975. — 695 с.
  59. Д.М. Трансформация российского общества и молодежь. Уфа: БГУ, 2000. — 146 с.
  60. Гиппократ. Избранные книги. -М.: Биомедгиз, 1936. 210 с.
  61. С.И. Стабильность семьи: социальный и демографическйй аспекты. JI., 1989.
  62. Е.А. Социальные проблемы здоровья и пути их решения. Самара, 1992-
  63. В.Д. Клиническая социология // Социс. 1994. — № 5. — 5260 с.
  64. JI.A., Чертыхина Э. С. Экспертная оценка гипотез при изучении перспектив развития образов жизни // Социологические исследования. 1983 — № 2 — 64−74 с.
  65. М.А. Воспитание человека. -М.: Молодая гвардия, 1991.
  66. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение РФ. 2000. — № 5. — 3−15 с.
  67. Г. Д. Национальные образы мира, общие вопросы. — М.: Советский писатель, 1988.
  68. С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник АМН СССР. 1981. — № 1. — 29−34 с.
  69. С.М. О структуре учебного года в школе // Советская педагогика. 1975. — № 6.
  70. И.А., Полевский В. А. Принципы индивидуальной оценки и коррекции количества здоровья и качества жизни // Научно-методические материалы для службы ЗОЖ. М.: Медицина, 1991. — 28−59 с.
  71. Н.П. Особенности детского возраста. СПб., 1906.
  72. Г. К. Математические грани здоровья. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992. — 111с.
  73. .И., Рудаева Е. Г., Звягина Е. В. Состояние здоровья детей и подростков в регионе экологического неблагополучия // Здравоохранение РФ.-1998.-№ 6.-43−44 с.
  74. Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950.547 с.
  75. И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. 2001. — № 11. — 108−113 с.
  76. И.Ф. Социальные проблемы сиротства. М. — Наука.1994.
  77. Детские проблемы Российской Федерации на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор / Под общ. ред. JI.B. Наумкиной. М.: НТЦ Развитие, 2000.
  78. Детство: Идеальное и настоящее. Новосибирск, 1994. — 189 с.
  79. Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений, этносоциологический анализ. Москва. РОССПЭН 2001. — 67−75 с.
  80. В.М. Здоровье как социальная проблема // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 6.
  81. Для детей России // Социальное обеспечение. 1995. — № 2. — 34−37с.
  82. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М.: Народное образование, 1996.
  83. Н.П. Биологическое и социальное в развитии человека. -М.: Наука, 1977.-397 с.
  84. Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Мысль, 1994.-339 с.
  85. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.-352 с.
  86. В.Г., Щепин О. П. Медицина и общество. М., 1983. — 22 с.
  87. Естественное движение населения в Республике Мордовия за январь 2004 года. Бюллетень № 907 (1). Ком. гос. статистики РМ. — Саранск, февраль, 2004. 4 с.
  88. Загрязнение окружающей среды и здоровья населения в промышленных центрах России. — М.: Интерсоцэкофонд, 1993. — 17 с.
  89. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социс. 2001. — № 8. — 3−11 с.
  90. Здоровье детей и подростков как фактор национальной безопасности: Материалы Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения (1995−1996 гг.). М., 1996.
  91. Здоровье детей России / Под ред. А. А. Баранова. М., 1999.
  92. Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М.: Прогресс, 1989. — 128 с.
  93. Г. Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития. М.: Прометей, 1999. 200 с.
  94. Д.И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. 1995. — № 2. — 5−12 с.
  95. A.M., Петленко В. П. Царегородцев Г. И. Социология медицины. Киев: Здоровья, 1981. — 184 с.
  96. Н.В. Русская публицистика в социально-философском осмыслении приоритетных глобальных проблем / Научн. ред. проф. Д. Е. Фролов: Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. — 136−137 с.
  97. В.П. Некоторые проблемы хронических заболеваний // Вестник АМН СССР. 1975. — № 10. — 3 с.
  98. В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. 144 с.
  99. З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985.309 с.
  100. П. Л. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1981. —476 с.
  101. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 222 с.
  102. В.Е. Психология пола и детей. Л., 1986.
  103. Комитет государственной статистики Республики Мордовия. Аналитическая записка № 780. «О преступности в Республике Мордовия». г. Саранск февраль 2004. 2−8 с.
  104. Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  105. А. А. Формирование социальной активности личности на современном этапе (Опыт социологического анализа): Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.09. /М.В. Ломоносова. М., 1989. -50 с.
  106. Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — 53−64 с.
  107. С.Э. Социальная философия. М.: Владос, 1998. -380−405 с.
  108. Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. -М.: Интерпрайс, 1995. 56−59 с.
  109. Е.Н. Некоторые актуальные методологические проблемы исследования здоровья // Здоровье и экология человека: Философские и методологические аспекты. М.: Наука, 1986. — 71−84 с.
  110. В.Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. М.: Республика, 2002.
  111. .О. Сочинения. -М.: Мысль, 1983. 524 с.
  112. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 584 с.
  113. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  114. Ю. П. Сахно А.В. Здоровье человека — социальная ценность. М.: Мысль, 1988. — 270 с.
  115. Е.М. Плач о детстве / В кн. Положение детей в России. — М., 1993.
  116. Е.М. Дети и их права / В кн. Права ребенка. М., 1992.
  117. Медицина и биология как социально-гуманитарные науки // Социс.- 1991. -№ 1.-63−69 с.
  118. Н.Б. Детский труд // Социологические исследования. -1997.-№ 5.-76−84 с.
  119. Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. — 1992.-№ 2.-118−124 с.
  120. Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия. Статистические данные по семьям с детьми, попадающих под обслуживание отделов социальной, управлений защиты населения на 01.01.2004 г.
  121. Л.М. Концепция профессионального долголетия // Директор школы. 1998. — № 5. — 31−36 с.
  122. С. А. и др. Факторы, формирующие здоровье подростков-школьников, проживающих в условиях малого города // Здравоохранение РФ. 1998. — № 1. — 37−40 с.
  123. К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. 448 с.
  124. Мордовия: Стат. ежегодник / Федер. служба гос. статистики, Ком. гос. статистики РМ. Саранск, 2004. — 304 с.
  125. И.Б. О здоровье населения в современной России // Социс. 1998. -№ 11.-117−123 с.
  126. М.И. Методологические подходы к построению дефиниции здоровья // Здоровье и функциональные возможности человека. -М.: Наука, 1985.-307−315 с.
  127. Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — 30−36 с.
  128. С. Детская помощь в России. Вестник благотворительности. № 4, 1993.
  129. О положении детей в РФ. Государственный доклад 1997. М.: Синергия, 1998.
  130. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. — 122 с.
  131. Л.Е. Психологический мир женщины. М.: Знание, 1989.
  132. Отношение населения к здоровью. М.: ИС РАН, 1993. 211с.
  133. Отношение человека к здоровью и продолжительность жизни. М.: ИС АН СССР, 1989.- 186 с.
  134. Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. М.: Из-во Моск. ун-та, 1994. — 471−490 с.
  135. В.П., Сержантов В. Ф. Проблема человека в теории медицины. Киев: Здоровья, 1984. — 168 с.
  136. Платон. Федр // Сочинения в 3-х томах. Т.2. — М.: Мысль, 1970.157−222 с.
  137. Положение детей в мире. 2000 г. / ЮНИСЕФ. Женева, 2000.
  138. Л. Сергеева Г. Кто и как может помочь детям // Человек и труд, 1993, № 8. 45−49 с.
  139. М.П. Социальные и объективные требования детей и подростков.
  140. Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. — М, 2004. 99 с.
  141. Е.М. Состояние детей в СССР: состояние, проблемы, прогнозы. // М.: Институт молодежи, 1991. 4 с.
  142. Е.М. Актуальные проблемы положения детей в обществе / В ст. Актуальные проблемы современного детства. М., 1992.
  143. Е.М. (общ. ред.) / Актуальные проблемы современного детства. М., 1998.
  144. Л.И. Семьеведение: Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 196 с.
  145. Н.С. Социальная философия: Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — 208 с.
  146. Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию «здоровье» // Школа здоровья. 1998. — № 1. 7−16 с.
  147. А.Б. Сколько детей надо иметь в семье, чтобы население не стало уменьшаться? — М., 1983.
  148. А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992.-351 с.
  149. Н. Социология. -М.: Феникс, 1994. 687 с.
  150. И.Н. Человек: философское понимание и объяснение // Современная наука: познание человека. -М.: 1988. 15−31 с.
  151. Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. Гос. Ун-та, 1996. — 191 с.
  152. Ю.Г. Физическое здоровье школьников Севера // Школа здоровья. 1996. — № 1. — 5−13 с.
  153. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  154. Социальная защита семьи детей (зарубежный опыт). М.: 1992. 96с.
  155. Социология в России. М., 1999. — 487 с.
  156. А.Д. О значении и принципах подхода к определению понятий «здоровье» и «болезнь» // Здравоохранение РФ. 1985. № 10. — 8−11 с.
  157. М.И., Сазанюк З. И. Гимназия глазами медиков // Частная школа. 1995. — № 6. — 133−138 с.
  158. А.И. Основы регионологии / НИИ Регионологии. —л>
  159. Саранск: Б.И., 1996. 120 с.
  160. Тенденции состояния здоровья населения // Население СССР за 70 лет. М., 1988.-139−142 с.
  161. П.Д. Проблемы комплексного подхода к феномену здоровья // Комплексные исследования: предмет, метод, задачи. М., 1989. -56 с.
  162. Н.А., Стволинская Н. С. Генетика человека. М.: Владос, 2001.-96 с.
  163. Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формыорганизации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. дис. докт. мед. наук. Н. Новгород, 1994. — 43 с.
  164. Е.П. НТР и проблема здоровья человека (философский аспект) // Здоровье и экология человека: Философские и методологические аспекты. -М.: Наука, 1986. 19−28 с.
  165. Философия образования для XX века. М.: «Логос», 1992. — 207 с.
  166. Э.А., Федорова Н. М. Стратегии в отношении здоровья // Социс. 1999. — № 11. — 35−36 с.• 167. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 336с.
  167. М.М. Информационные неврозы. М., 1978.
  168. А.Г. Социология воспитания (о некоторых проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990. — 220 с.
  169. Ю.М. О научном подходе к пропаганде знаний. М.: Знание, 1980.-95 с.
  170. Э.К. Молекулярная этногенетика народов Волго-Уральского региона. Уфа: БГУ, 2001. — 244 с.
  171. Ч ' 172. Царегородцев Г. И. Социально-гигиенические проблемы научнотехнического прогресса // Диагностика в науках о природе и человеке: Человек, общество и природа в век НТР. М.: Наука, 1983. — 408−413 с.
  172. Г. И., Щепин О. П. Медицина и общество. М.: Медицина, 1983. 287 с.
  173. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. — М.: Из-во «Права человека», 2000. — 464 с.
  174. В.Ф. Основы философии современности: К итогам XX века. М.: Флинта, 1998. — 272 с.
  175. Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения // Социс. 2000. — № 11. — 134−135 с.
  176. Г. А. Здоровье человека: философско-методический анализ: Автореф. дисс. уч. степ. канд. философ, наук. Саратов, 1994. — 33 с.
  177. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. —272 с.
  178. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск: Наука, 1989.-136 с.
  179. Экология, здоровье, образ жизни. Уфа, 1997. — 13−17с.
  180. Экология и здоровье детей / Под ред. М. Я. Студеникина, А. А. Ефимовой. М.: Медицина, 1998.
  181. Этнические стереотипы поведения. М.: Наука, 1998.
  182. Г. А. Общая теория жизни. М., 1988. — 256 с.
  183. Н.Н. Некоторые методологические аспекты профилактической педиатрии // Социология и педиатрия. СПб.: Изд-во СПб МИ, 1991.-58−65 с.
  184. Allison T.N. Measuring health status with local data // Procedings of the Publik Health Confer on Records and statistic. № 7., 1993. и др.
  185. Barth Richard P. Social and cognitive treatment of children and adolescents. S.-Francisco, 1986.
  186. Dugguette N. Donald, liberty and low years in child protection // Meffer Ray E.
  187. Hobbs., Lavalette M., McKechnic J/ The emerging problem of child labour//Critical social policy. Harlow, 1992. Vol.12, iss. 34. p. 93−105.
  188. Meier A. Soziologie des Bildungswesens. Berlin, 1974. — 224 s.
  189. Noddings, Nel. Philosophy of Education: Dimensions of Philosophy. -Westview Press, 1995.-360 p.
  190. Parsons T. The Social System. Glencoe: The Free Press, 1951. — 3281. P
  191. Polalov. V. The erosion of childhood. Chicago. 1982.
  192. Schorr B. Lisbeth. Within our reach. New-York, 1988.
  193. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1981. — 3 75 p.
Заполнить форму текущей работой