Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система наказаний. 
Римское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопреки формальному провозглашению при империи равенства всех свободных перед законом, на практике уголовное право приобретало сословный характер. Наказания все в большей мере стали определяться сословной принадлежностью виновного. На представителей высших сословий за ряд преступлений накладывались более мягкие наказания (D., 48.19). В то же время было обычным лиц низших сословий присуждать… Читать ещё >

Система наказаний. Римское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что касается наказаний, то они делились на две категории: тяжелые (capitalia) — смертная казнь, изгнание, ссылка в рудники; прочие — денежные штрафы и телесные наказания.

Смертная казнь совершалась различными способами: отсечение головы мечом; закалывание мечом; повешение; утопление в море или реке. Совершивших убийство кровных близких родственников секли римскими розгами, зашивали в мешок вместе с собакой, петухом и змеей, а затем сбрасывали с Тарпейской скалы. Весталок, нарушивших обет девственности, закапывали живьем в землю.

Рабов казнили различными способами, в том числе путем сбрасывания с Тарпейской скалы. В императорский период появляются новые, формы казни: сжигание заживо, распятие на кресте, отдача диким зверям на растерзание на арене Колизея. Правда, были императорские указы, запрещавшие применять смертную казнь мучительными способами. Но этот запрет не имел силу. Смертная казнь сопровождалась конфискацией имущества.

Телесные же наказания — битье розгами, палками, бичевание — применялись в период империи только к рабам и лицам низших сословий. В древности по Законам XII таблиц, «дневного вора подвергали телесному наказанию, а затем отдавали потерпевшему».

В период республики существовал такой вид наказания, как «удаление в изгнание», позднее оно было заменено ссылкой (deportatio) — каторга, а также высылкой (relegatio). Имущество депортированного конфисковывалось. Он лишался права римского гражданства и становился уголовный рабом (servus роепе). Местом пожизненной или срочной ссылки были острова. Особенно тяжелой была ссылка на рудники, сопряженная с каторжными работами. Различались работы внутри самого рудника: in metallum (в оковах) и работа вне рудника, в частности плавка руды, ее сортировка, а также вспомогательные работы, чаще применяемые по отношению к женщинам. Суровым наказанием было присуждение к отдаче в гладиаторы, а также отдача для ловли диких зверей и битвы с ними на аренах цирков[1].

Ослабление влияния религии на права отразилось в уголовном праве таким образом, что наказывались лишь наиболее дерзкие преступления против религии, да и то преимущественно в административном, а не судебном порядке (считалось, что боги сами должны защищать себя).

Наказания рабов были связаны с их низким статусным положением — их считали вещами (говорящее орудие труда). В древности и позже наказание раба осуществлялось домовладыкой. К рабам применялись такие наказания как распятие на кресте, сожжение, четвертование, отдача на растерзание диким зверям, телесные и калечащие наказания.

В классический период очевидной становится тенденция ограничения государством самоуправства и крайних проявлений жестокости домовладык. Так, запрещалось без постановления суда отдавать рабов в цирк для сражения со зверями (D., 46.1.1−2). Устанавливается, что раба нельзя считать беглым, если он придет в убежище или туда, куда являются просящие, чтобы их продали, ибо они «делают то, что дозволено» (D., 21.1.17.12). Юрист I в. н.э. Лабеон, имея в виду рабов, замечает, что владельцу следует с умеренностью пользоваться своим движимым имуществом, дабы не испортить его своим диким и свирепым общением (D., 7. 1. 15. 3).

Более определенно высказывается по этому поводу Гай в своих Институциях: «В настоящее время ни римским гражданам, ни каким-либо другим людям, находящимся под управлением римского народа, не дозволено безмерно и беспричинно свирепствовать против своих рабов».

Если признавалась чрезмерной жестокость обращения с рабами, ищущими убежища в храмах и у статуй императоров, то владельцы этих рабов обязывались к их продаже. «Никому, кто находится под римским владычеством, не позволено свирепствовать в отношении рабов сверх меры и без причины, признанной законом… Кто без причины убьет своего раба, наказывается не в меньшей степени, как если бы он убил чужого раба» (D., 1.6.1.2). «Нужно, чтобы власть хозяев над их рабами была неограниченна… но для хозяев важно, чтобы отказывалось в помощи против свирепости» (D., 1. 6. 2).

Слабо выраженная тенденция смягчения наказаний наблюдалась и в отношении к свободным. Так, на короткое время в поздней Республике отменяется смертная казнь за убийство родителей, но при Помпее и она была заменена изгнанием с лишением прав гражданства и конфискацией имущества.

Выделение классического состояния римского уголовного права представляется трудным и во многом условным (в отличие от цивилистики). Если все же допустимо говорить о римском классическом уголовном праве, то под этим следует понимать то техническое совершенствование уголовного права, которое вопреки крайним противоречиям его применения все же способно было оказывать положительное действие на сохранение правопорядка и законности в общества.

В уголовном праве сохранились некоторые черты неразвитого состояния. Например, по-прежнему отсутствовал систематический перечень преступлений и наказаний. Такое положение, естественно, расширяло рамки усмотрения судей при определении наказания. И в развитом состоянии в уголовном праве не признавались преступления, совершенные сообществом; каждый участник группы нес ответственность лишь за свое собственное поведение. Преступным могло считаться только активное действие, бездействие не признавалось преступным (это появится в постклассическом праве).

Реакционная тенденция в уголовном праве усиливается на следующем (постклассическом) этапе развития.

В постклассическом праве уголовное право приобретает ярко выраженный реакционный характер. В связи с обострением внутренних противоречий и напряженностью социальнополитической борьбы резко усиливается карательная деятельность государства. Реакционные изменения в области уголовного права проявлялись возрастанием жестокости и произвола в наложении наказаний. Некоторые императоры (Калигула, Нерон и др.) совершали столь опасные деяния, несовместимые с понятием вменяемости и психической нормальности, что отражало моральное разложение римского общества. В отличии от раннего римского права жестокость наказаний коренилась не в связи права с божественными законами, а непосредственно в воззрениях: «пусть ненавидят, лишь бы боялись». Устрашение опять повторяется среди целей наказания. Также и в этом проявляется закон отрицания отрицания — повторяется жестокость наказаний, но уже на новой основе и с иным значением.

Изменения в уголовном праве выразились и в дальнейшем расширении круга деяний, квалифицируемых как преступления.

Чрезвычайно широким и весьма расплывчатым был состав такого преступления, как «оскорбление величества». Смертная казнь даже грозила за оскорбление статуи императора (D., 48.4.5. 6). Причем ответственности подлежали и дети преступника. Понятие государственной измены в Дигестах было сформулировано в столь общих и туманных выражениях, что давало самый широкий простор произволу (D., 48. 4.1−2).

В связи с огромным размахом коррупции чиновников большое значение приобретают такие составы преступлений как взяточничество, вымогательство, хищение казенных денег, публичное насилие (D., 48.10.1—33; 11.1—9; 13.1—14).

Вооруженные нападения на виллы знати рассматривались как публичное насилие и каралось смертной казнью (D., 48. 6. 1). В период империи частым видом наказания становится смертная казнь. Теперь и на римских граждан распространяются членовредительские наказания, а также наиболее мучительные виды смертной казни — распятие на кресте, сожжение живьем, истязание до смерти, отдача диким зверям на растерзание. Широкий размах приобретает конфискация имущества, с помощью которой пополняется государственная казна. Ради конфискации имущества, в исключение из общего правила, уголовные преступления возбуждались и после смерти обвиняемого. Дело доходило до того, что богатые граждане, не дожидаясь регрессий, сами передавали, завещали свое имущество императорам.

Особенно жестокими были наказания, применявшиеся к рабам. Раб подлежал сожжению даже в том случае, если он лишь замышлял убийство господина или отказался подать помощь и не спас своего господина (D., 48.19.28.11; 29.5.14).Свидетельские показания рабов в суде получались под пыткой, и судья не нес ответственности, если во время пытки раб умирал (D., 48.18.17).

Вопреки формальному провозглашению при империи равенства всех свободных перед законом, на практике уголовное право приобретало сословный характер. Наказания все в большей мере стали определяться сословной принадлежностью виновного. На представителей высших сословий за ряд преступлений накладывались более мягкие наказания (D., 48.19). В то же время было обычным лиц низших сословий присуждать к телесным наказаниям, работе на рудниках, наиболее жестоким видам смертной казни. За такие преступления, как грабеж, насилие, захват чужих владений и т. д., для «высших» наказанием была ссылка (иногда с конфискацией части имущества), а для «низших» — принудительные работы на рудниках. «Высшие», в том числе и солдаты, имели привилегию быть казненными мечом, тогда как не солдаты и не знатные за те же преступления подлежали казни путем сожжения, закапывания живьем в землю, отдавались на растерзание диким зверям, подвергались распятию на кресте (D., 48.19;47.9.12).

Еще одна характерная черта позднего римского уголовного права — его укрепляющаяся связь с новой религией — христианством, ставшим государственной религией, что характеризовалось ростом числа религиозных преступлений, поскольку древние языческие традиции по-прежнему были основой мировоззрения римлян, особенно в сельской местности. Законодательств постклассического права и юстиниановского периода боролось с еретическими движениями также и с помощью норм уголовного права. За принадлежность к секте манихеев была назначена смертная казнь. Codex Юстиниана требует гнать, стирать с лица земли их «нечестивые капища», искоренять самое их имя, предавать позорной и мучительной смерти этих «проклятых богом безумцев».

Происходили и позитивные изменения в праве. Систематизировались нормы уголовного права, уточнялись некоторые правовые понятия и составы преступлений, полнее разрабатывается понятие вины. Одно из отличий юрисгов-классиков от постклассических юристов состоит в том, что первые акцент делали на объективной стороне деяния, тогда как вторые тщательно исследовали его внутренние мотивы. Ограничивается применение таких наказаний как распятие на кресте, клеймение, отдача на растерзание диким зверям. Вместе с упорядочением норм уголовного права в Своде законов Юстиниана эти изменения имели известное положительное значение.

  • [1] Гладиатор также превращался в уголовного раба. Аусиквентис — т. е.гладиаторы, преданные до смерти. В Риме считали, что кровь гладиаторовизлечивает эпилепсию. В период республики число пар гладиаторов (а их исчисляли «парами») было 300. При Тиберии — 75 пар. Практиковалась борьбабез правил — панкратион. Гладиаторы различались по «профилю»: ретиарии (легкое вооружеггие — сеть, кинжал, трезубец); сикутеры (большой щит, шлем, доспехи на правой руке, меч или копье); венаторы (борьба с дикимизверями); таурарии (бои с быками, были запрещены Феодосием в 392 г.).Колизей вмещал 70 тысяч человек и гладиаторские бои были излюбленнымзрелищем римлян.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой