Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Надежда на общественное воспитание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная социальная педагогика базируется на серьезной научной основе. База знаний в социальной работе — это сплав того, что наработано непосредственно в данной области, и того, что позаимствовано из других дисциплин. Социальная работа многое взяла из философии, этики, юриспруденции, социологии, психологии. Понятия о поведении индивидов, социальных группах, моделях семьи, власти и авторитета… Читать ещё >

Надежда на общественное воспитание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние десятилетия в мировой педагогике укрепляется мнение о замене школьного воспитания общественным. Под общественным (социальным) понимается воспитание, осуществляемое в системе «человек — человек», т. е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденные для этой цели общественные институты — организации, объединения, ассоциации, клубы, общества, фонды, корпоративные объединения, движения и т. д.

Иногда понятие общественного воспитания сужается до отдельного направления воспитательной деятельности, например в семье, в других же случаях оно охватывает всю общественную воспитательную систему, подчиняя себе и школьное воспитание. Есть попытки сводить общественное воспитание к благотворительной деятельности, работе с так называемыми группами риска, решению воспитательных проблем различных возрастных групп и слоев населения, пожилых людей и т. д.

Социальное воспитание обретает особую остроту в кризисные периоды развития общества и служит средством самозащиты людей. Когда государственное воспитание начинает давать сбои, когда нарушается нормальный ритм жизни, включается механизм саморегуляции общества. Точно по таким же законам действует и человек, когда ему не на кого надеяться, неоткуда ждать помощи. Саморегуляция — великий механизм, предотвращающий худшее развитие событий.

Мы только что констатировали большие проблемы с воспитанием, выяснили, что школе нельзя ожидать действенной помощи ни от семьи, ни от церкви. А дальше что? Гибель? Her, ничего подобного не произойдет. Общество, люди найдут в себе силы возродить нормальную жизнь и дадут достойный ответ возникшим проблемам.

Одна из альтернатив — общественное воспитание. Оно уже действовало в нашей стране. Подавленное как буржуазный пережиток в 1920;х гг., социальное воспитание снова возвращается, робко нащупывая себе дорогу в действующей, но инерции государственной системе. Сегодня оно большей частью сосредоточено на помощи социальным аутсайдерам — брошенным детям, неполноценным и инвалидам, одиноким, малоимущим и другим категориям населения. Школа тоже в зоне риска.

В развитых странах мощная система общественного воспитания серьезно влияет на формирование важнейших качеств у подрастающих поколений. Только в обществе и средствами общественного влияния могут быть сформированы у людей те качества, которые ни школа, ни семья в отдельности сформировать не могут — гражданственность, патриотизм, социальная активность, ответственность и т. д. Школа и семья в данном случае являются помощниками и выполняют то, что принято называть «социальным заказом». Здесь, как видим, социальное воспитание приобретает иную направленность.

Проблемы общественного воспитания изучает социальная педагогика (от лат. socium — общество), предметом которой являются закономерности влияния социальной среды на формирование личности. В частности исследуется влияние семьи, неформальных объединений, средств массовой информации, церкви. Внимательно присматривается социальная педагогика к группам риска, которые составляют люди, волею судеб оказавшиеся в сложных и критических условиях — безработные, бомжи, наркоманы, пьяницы, проститутки, преступники, больные, вышедшие из мест заключения, попавшие в преступные группы и запрещенные религиозные секты и т. д. Этим людям особенно нужна квалифицированная педагогическая помощь. Социальная педагогика изучает также особенности процессов воспитания в зрелом и пожилом возрасте, в условиях трансформации человеческих отношений под прессингом рыночных отношений, жесткой конкурентной борьбы. Интересуют ее и проблемы деловой карьеры, женского воспитания, удовлетворения работой, организации досуга. Социальная педагогика ищет пути активного сотрудничества с церковью в духовном возвышении людей.

Практическая организация общественного воспитания выделилась в развитых странах в профессиональное занятие и получила на Западе название «социальная работа». Поскольку опыт социального воспитания в России утерян, а возрождающаяся социальная педагогика пока не может указать правильный путь его развития, есть смысл ознакомиться с зарубежным опытом социальной работы.

Социальная работа — принятое во всем мире понятие, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, система гуманитарных услуг нуждающимся. Однако только в нашем веке социальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специальной подготовки.

Социальная работа — это еще и систематические мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить неудачное приспособление человека к обществу. Она отличается от филантропии, благотворительности и похожих видов деятельности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи.

Наиболее эффективна та помощь, которая оказывается не разрозненными одиночками, а мощными профессиональными организациями (коммерческими и некоммерческими), поддерживаемыми государством и общественным мнением. Социальная помощь — это показатель высокой культуры и цивилизованности общества. Как правило, она встречает сочувствие и уважение всего населения, поэтому пользуется высочайшим авторитетом. Хотя известно, что оплата труда социальных работников не очень велика, а поступающих на отделения социальной педагогики в учебных заведениях не так много.

Работу социального педагога с одинаковым правом можно называть религиозным долгом, социальным призванием, профессией и бизнесом. Чем занимается социальный педагог?

В своей практической деятельности первые социальные работники западных стран охватывали широкий круг проблем — от обучения иммигрантов английскому языку до оказания помощи в приобретении навыков, необходимых для получения работы в индустриальном обществе. Они стремились уничтожить социальную несправедливость, особенно в отношении женщин и детей, и подключить науку к делу помощи бедным. Предполагали, что только ученые смогут объяснить истинные причины пауперизма, а научная методика поможет эффективно решить конкретные проблемы.

Термин «практическая социальная работа» используется с 1970;х гг. Прежде этой работе давались разные определения: с точки зрения методологии — работа с клиентом, работа с труппами, в общинах; с точки зрения ее направленности — социальное обеспечение детей, семейные услуги, медицинская социальная работа, психиатрическая работа в исправительных учреждениях; в зависимости от контингента или проблемных групп — работа с бедняками, инвалидами, душевнобольными или умственно отсталыми, с детьми, лишенными ухода, алкоголиками. Наряду с такими узкими специализированными подходами формировался и более широкий взгляд.

Социальные работники сталкиваются с широким кругом проблем: алкоголизм, нарушение прав собственности, плохое обращение с детьми, супружеские конфликты, психические и физические заболевания, бродяжничество, изоляция от общества, отсев школьников, побеги детей. Специализация по группам проблем необходима, так как она позволяет специалисту получить более глубокую подготовку. Сферы социальной заботы социальных работников — неблагополучные семьи; дети с различными нарушениями; инвалиды; одинокие и душевнобольные люди; вернувшиеся из мест заключения и т. д. Школьные учителя должны тесно сотрудничать с социальными педагогами.

Социальный педагог — связующее звено между школой и семьей Ключевым фактором в понимании специфики социальной работы явилась публикация в 1917 г. книги «Социальный диалог» М. Ричмонд. В этом классическом труде написано: «Хороший социальный работник занимается не тем, что вытаскивает людей из нищеты; он думает о том, что бы такое сделать, чтобы вовсе избавиться от нищеты». После М. Ричмонд парадигма «изучение, диагноз, лечение» стала главной в социальной работе.

В одном из первых крупных трудов, посвященных методологическому обоснованию социальной работы, Ф. Карпф перечислил все дис;

циплины, на которые она должна опираться в своем развитии: биология, экономика, медицина, психиатрия, социология, статистика, антропология, педагогика, социальная психология. С тех пор этот список мало в чем изменился.

В 1970;е гг. доминирующим стал системный, или комплексный, подход, согласно которому от социального работника требовалась не узкая специализация в одной области (что часто делало его беспомощным), а универсализм, умение сочетать разные методы и области. Возросло значение педагогики, социологии и теории систем. Необходимость в обл>единении возникала по мере того, как внутри социальной работы росло число узких специализаций. Одновременно с этим происходили важные изменения внутри дисциплины: появилась потребность в методической культуре, знании конкретных технологий социальной работы.

Сегодняшняя социальная педагогика представляет собой мощную научную и практическую индустрию, в которой заняты миллионы людей во всем мире. Социальная работа — термин, некогда объединявший представителей многих профессий и ставший сегодня названием особой профессии и научной дисциплины, использующей комплексный (по существу педагогический) подход.

Выше было отмечено, что потребность в таком подходе возрастает в кризисные периоды, особенно во время спада экономики. Это наблюдалось перед Первой мировой войной, во время великой американской депрессии 1930;х гг., после октябрьского переворота в России, когда социальные проблемы затрагивали огромные массы людей. С помощью комплексного подхода социальным работникам удавалось справиться сразу со множеством человеческих проблем. В периоды стабилизации торжествуют консервативные идеи, потребность в социальных службах уменьшается, что очень ярко прослеживается на опыте нашей страны.

Современное общество переживает экономические и технические потрясения. Внедряются новые технологии, высвобождающие огромные массы людей. Уровень безработицы в стране очень высокий и будет, по прогнозам, еще выше. Сегодня наше общество напоминает пирамиду, основную часть которой заполняют бедные, незначительную — люди со средним доходом и совсем маленькую — богатые.

У нас, как и на Западе, опросы показывают, что люди по-разному понимают создавшееся положение. Так, 60% американских студентов считают, что ответственность за тех, кто нуждается или пострадал (престарелые, инвалиды, безработные), несут семьи или местные власти, а 40% полагают, что если общественные программы будут слишком щедрыми, эго приведет к тому, что семьи перестанут брать на себя ответственность за своих зависимых членов. Как утверждают 38% студентов, социальным работникам следует отказаться от своей исторической обязанности заботиться о бедных и заброшенных, а 28% респондентов твердо заявляют, что частный сектор лучше государственного оснащен всем необходимым для решения социальных проблем. Примерно так же отвечают на вопрос о том, кто должен заботиться о незащищенных слоях общества, и наши студенты.

Во всем мире осуществляется очень серьезное обучение работников социальных служб. Оно отражает специфику национальных систем образования, которые в разных странах сильно различаются между собой. Пет единого, универсального образца в деле воспитания социальных работников, даже в пределах одной страны. Различные модели обучения мирно уживаются.

В Японии, например, существует достаточно широкий выбор программ подготовки социальных педагогов: два года обучения в местном колледже, четыре года студенческих занятий в колледже или университете (самый распространенный вариант) и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. В Индонезии, которая унаследовала голландскую модель, предусматриваются самые различные уровни обучения — от курсов среднего образования до университетских программ для студентов.

В Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Греции, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии и Швейцарии в университетах существуют специальные отделения для подготовки социальных работников. Обучение продолжительностью три-четыре года рассматривается как специализированная подготовка. Выпускник получает диплом или степень социального работника. В Англии подготовка социальных педагогов предусмотрена в университетах, колледжах с продвинутым образованием. Современные программы предусматривают четырехгодичные курсы на звание бакалавра, одногодичную аспирантуру, двухгодичные курсы для незакончивших полный курс университета и для них же — трехгодичные курсы. Выпускники получают квалификационные степени, дипломы и сертификаты.

Более 400 университетов и колледжей США предлагают программы по социальной работе, тысячи общественных и частных здравоохранительных и попечительских организаций тратят миллиарды долларов для найма профессиональных социальных работников. В большинстве штатов приняты законы, регулирующие практику социальной работы, которой придан статус сферы гражданского обслуживания. Работников регистрируют, им выдают удостоверения или разрешение (лицензирование). Несколько штатов наделили социальных работников правами торговцев, а страховые компании рассматривают их как квалифицированных поставщиков услуг. Многие федеральные организации, такие, как Управление по делам детей, молодежи и семьи и Национальный институт психиатрии, признают социальную работу профессией в своих договорных и дотационных документах. Растет число корпораций, нанимающих социальных работников для оказания услуг в рамках социальных программ. Хотя необходимость профессиональной подготовки и официальных документов, удостоверяющих наличие знаний, признаны всеми, большинство из тех, кто оказывает социальные услуги населению, не являются социальными работниками в строгом смысле. Они не обучались в профессиональной школе и не входят в Национальную ассоциацию работников социального обеспечения (далее — НЛРСО) — ведущую профессиональную лигу США. Это специалисты начальных уровней, которых готовят к оказанию непосредственных услуг индивидам, семьям и группам. Специалисты продвинутого уровня оказывают услуги в опосредованной форме. Это может быть административная деятельность, исследования и разработка политики социальной работы. Таким образом, специалист продвинутого уровня должен обладать как глубиной, так и широтой мышления, а не узкотехническими навыками и умениями.

В 1970;х гг. НАРСО приняла шестиуровневую шкалу профессиональной квалификации, которая включает как допрофессиональный, так и профессиональный уровни и основывается на непрерывной системе обучения. Известно, что некоторые задачи, выполняемые социальными работниками, не требуют высшего образования, а для других необходимо не только высшее образование, но и докторантская подготовка. Шкала включает два класса допрофессионального уровня: помощник в области социальной работы (диплом средней школы) и специалист системы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарных наук или студенту, специализирующемуся в социальных услугах по программе бакалавра). На профессиональном уровне приняты четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики).

Обследование НАРСО показало, что наибольший рост социальных работников отмечен в области ухода за людьми с задержкой умственного развития — с 1,7 до 3,2%. Зарегистрирован рост в области услуг для детей и молодежи, а также услуг, предоставляемых семьям. В других сферах произошло сокращение, например, в области общественной помощи — с 8,2 до 1,0%. Пострадали также юридическая помощь преступникам и школы социальной работы. Сократилось предоставление социальных услуг тем группам, которые сегодня вызывают меньше сочувствия, чем прежде: беднякам и преступникам.

Современная социальная педагогика базируется на серьезной научной основе. База знаний в социальной работе — это сплав того, что наработано непосредственно в данной области, и того, что позаимствовано из других дисциплин. Социальная работа многое взяла из философии, этики, юриспруденции, социологии, психологии. Понятия о поведении индивидов, социальных группах, моделях семьи, власти и авторитета, соседстве и общественной жизни, социализации и субкультурах, стратификации и социальном расслоении, поведении сложных структур и разнообразии культурных систем социальные работники позаимствовали из психологии и социологии. Однако методика практической работы с клиентами и группами формируется в решающей степени под влиянием педагогики, психологии и медицины.

В начале XX в., когда социальная работа еще только становилась на ноги, наблюдался перекос в сторону увлечения психологией. В целом психоанализ, психиатрия и психология оказались основными источниками понятий и взглядов для практики социальной работы. Следствием явилась господствующая по сей день ориентация на индивида.

Сегодня растет понимание того, что социальная работа должна быть научно обоснованной. Повышается престиж научных исследований в профессии, проводятся специальные конференции, на которых обсуждается эффективность использования теории на практике. В США издаются два научных журнала по вопросам социальной работы. Возрос удельный вес научных статей в журналах по общим вопросам социальной работы. Продолжает расти число ученых с докторскими степенями, а вместе с ним и число диссертационных исследований, расширяется круг профессионалов, владеющих усовершенствованной методикой научных изысканий.

В России и странах Содружества Независимых Государств становление социального воспитания происходит на старых традициях государственной системы. Создаются службы занятости, учреждения, но делам семьи и молодежи, опеки инвалидов и престарелых, приюты для бездомных детей и подобные институты, но все это государственные учреждения, функционирующие под эгидой соответствующих министерств и на бюджетные деньги. Общественной инициативы, движущей эти процессы в других странах, пока не чувствуется, несмотря на то, что реформы продолжаются уже два десятка лет и есть определенная необходимость в организации социальной помощи людям.

Фактически сегодня мы преодолеваем лишь первую ступень создания отечественной системы общественной поддержки детей и молодежи. Для ее развития необходимо обратиться к мировому опыту создания негосударственных социальных служб. Начата подготовка специалистов, но социальной работе в университетах. Социальные службы уже оказывают действенную помощь семье и обществу в воспитании особенных детей и подростков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой