Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предотвращение милитаризации космического пространства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сторонники подхода «невоенного использования космоса» исходят из того, что космос неправомерно использовать в любых военных целях. По их мнению, необходимо ориентироваться на положения Договора об Антарктике 1959 г., текст которого использовался при написании проекта Договора по космосу 1967 г. В соответствии со ст. 1 Договора об Антарктике 1959 г. «Антарктика используется только в мирных целях… Читать ещё >

Предотвращение милитаризации космического пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ограничение военного использования космоса по действующему международному праву

Решение вопроса о недопустимости применения оружия в космическом пространстве является одной из наиболее актуальных и первостепенных задач, стоящих перед мировым сообществом с самого начала космической эры. Усилия, направленные на реализацию политических интересов государств путем использования в военно-стратегических целях космоса, напрямую зависят от необходимости укрепления международного правопорядка и поддержания международного мира и безопасности посредством соблюдения норм и принципов современного международного права.

Проблеме нейтрализации космоса в отечественной науке международного права особое внимание уделяли такие ученые, как: Г. П. Жуков, В. С. Всрещетин, Ю. М. Колосов, Е. О. Коровин, И. И. Котляров, М. Н. Лысенко, Ю. Н. Малеев, А. В. Яковенко и др. Под нейтрализацией в международном космическом праве понимается установление в космическом пространстве международно-правового режима, который исключал бы ведение в космическом пространстве боевых операций, поражение объектов противника на Земле и в воздушном пространстве с помощью оружия космического базирования, поражение объектов с помощью оружия наземного, морского и воздушного базирования, пролет через это пространство боевых ракет одного государства для нанесения удара по наземным военным объектам противника[1].

В рамках исследования вопроса о предотвращении военного использования космического пространства нельзя оставить без внимания целый ряд основных международно-правовых актов в этой области, а именно: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор о космосе); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Несмотря на более чем пятидесятилетнюю историю использования космического пространства, какая-либо общая теория милитаризация космоса в настоящее время отсутствует, что объясняется нс только различными подходами в доктрине международного права к данной проблематике, по рядом политических и технологических факторов. Проблема отсутствия единого глубокого международно-правового обоснования недопустимости милитаризации космического пространства тесно связана с историей освоения космоса, особую роль в котором сыграло противостояние СССР и США. Еще в период «холодной войны» в рамках советско-американского диалога 1957;1958 гг. по вопросу о создании режима ракетного нераспространения основным «камнем преткновения» при осуществлении контроля за запуском ракет в космос явилась проблема разграничения мирных (космических) и военных технологий. При этом и на сегодняшний день пет четкой границы между такими понятиями, как «милитаризация космоса», «размещение оружия в космосе», «военное использование космоса», а само представление о космическом пространстве как о театре военных действий нс оспаривается большинством военных школ крупнейших космических держав[2].

Таким образом, одной из наиболее актуальных задач в деле разрешения вопроса полного запрещения военного использования космического пространства является прогрессивное развитие международного космического права в целом, что в условиях обширной сферы неоговоренной военной деятельности в космосе обусловлено возрастающей возможностью появления оружия в космической среде.

Профессор Ю. Н. Малеев констатирует, что в отечественной доктрине международного права в определенной степени устойчивым является мнение о неправомерности использования космического пространства в военных целях[3]. С другой стороны, несостоятельность попыток международно-правового обоснования возможности применения вооруженной силы в космосе западными политиками и юристами также нашли свое отражение в научных трудах отечественных ученых[4].

При этом следует особо отметить, что встречающиеся в современной науке международного космического права мнения относительно существования в международном праве положений об использовании космоса исключительно в мирных целях представляют собой не более чем цель на будущее, но никак не устоявшийся принцип[5]. Здесь, на наш взгляд, необходимо указать на тот факт, что между понятиями «мирная цель» и «использование в мирных целях» существует определенное различие. «Мирная цель» — это намерение действовать мирно, тогда как «использование в мирных целях» — это фактически мирное действие. В случае же утверждения принципа использования космического пространства в мирных целях будег усгановлен запрет на любое военное использование космического пространства.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.[6], являющийся основным инструментом в деле государств по использованию и исследованию космоса, не определяет понятие «исследование и использование в мирных целях».

На сегодняшний день существуют два основных подхода к определению этого понятия: «невоенное использование космоса»[7] и «неагрессивное использование космоса»[8].

С тем чтобы определить, какой из двух подходов применить к понятию «исследование и использование космического пространства в мирных целях», следует ориентироваться на правила толкования, установленные ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г, в соответствии с которой договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

Для целей толкования договора контекст охватывает, кроме текста, включая преамбулу и приложения, любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора, а также любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора и принятый другими участниками в качестве документа, относящегося к договору.

При этом в соответствии со ст. 33 Венской конвенции 1969 г. возможно обращение к дополнительным средствам толкования, в том числе к подготовленным материалам и к обстоятельствам заключения договора, чтобы подтвердить значение, вытекающее из применения ст. 31.

Сторонники подхода «невоенного использования космоса» исходят из того, что космос неправомерно использовать в любых военных целях. По их мнению, необходимо ориентироваться на положения Договора об Антарктике 1959 г., текст которого использовался при написании проекта Договора по космосу 1967 г. В соответствии со ст. 1 Договора об Антарктике 1959 г. «Антарктика используется только в мирных целях; запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия». Таким образом, но мнению ряда ученых, положение об «использовании в мирных целях», закрепленное в Договоре об Антарктике 1959 г., означает «использование в невоенных целях». Так как ст. 31 Венской конвенции о праве международных договоров указывает, что договор должен толковаться в соответствии с «обычным значением которое следует придать терминам договора в их контексте», ст. IV Договора по космосу 1967 г. следует толковать в свете ст. I Договора об Антарктике 1959 г.

Статья IV Договора по космосу 1967 г. проводит различие между правовыми режимами в отношении использования Луны и других небесных тел и космического пространства, в частности, ибо космическое пространство свободно от использования лишь ядерного оружия и оружия массового уничтожения, в то время как Луна и другие небесные тела используются всеми государствами исключительно в мирных целях1. Таким образом, толковать положение «использование в мирных целях» как «использование в невоенных целях» можно лишь в отношении правового режима, установленного на Луне и других небесных телах, но отнюдь не в отношении космического пространства. Более того, подход «невоенного использования космоса» не нашел своего отражения в практике космических держав. США, которые изначально придерживались позиции «невоенного использования космоса» в эпоху зарождения космической эры, вскоре поменяли ее на доктрину.

1 См.: Cheng В. The 1967 Outer Space Treaty: thirtieth anniversary // Air and Space Law (4/5). — 1998. — P.156.

«неагрессивного использования космоса»[9]. СССР, поддерживая подход к «невоенному использованию космоса», на практике использовал разведывательные спутники военного назначения[10]. При этом концепция «невоенного использования космоса» рассматривалась не только при подготовке проекта Договора 1967 г., но в рамках переговорного процесса по принятию самого Договора, в ходе которого Индия предлагала распространить действие положения об «использовании исключительно в мирных целях» нс только на Луну и другие небесные тела, что подчеркнуто в ст. IV (2), но и на все космическое пространство. Предложение Индии было отклонено[11].

Концепция «неагрессивного использования космоса» предполагает подход, в соответствии с которым военная деятельность в космосе ограничена ст. 2 (4) Устава ООН, устанавливающей запрет на применение силы и угрозы силой. Данный подход активно поддерживают США. В соответствии с этой позицией, государства придерживаются пассивного использования в военных целях космоса, например, в разведывательных целях или с тем, чтобы осуществлять контроль над вооружением. Этот подход к использованию космоса представляется сторонникам данной концепции правомерным. Однако пока на практике данная позиция поддерживается рядом государств, полная нейтрализация космического пространства практически нсрсализусма[12]. Как справедливо отмечал Манфред Ляхе: «Если мирное использование космоса подразумевает исключительно запрет агрессивного использования космического пространства, должно быть ссылок на международное право и Устав ООН достаточно»[13]. Таким образом, вывод Манфреда Ляхса прямо указывает на целесообразность решения вопроса о том, какие уже действующие механизмы международного права могут быть применены для разрешения проблемы использования космического пространства в военных целях.

Проблемы полного запрещения использования космоса военных целях напрямую связаны с недопущением развертывания гонки вооружений в космическом пространстве и уже на протяжении нескольких десятилетий являются предметом дипломатических переговоров на сессиях ГА ООН. В этой связи следует упомянуть ряд предложений государств по данной проблематике.

Так, в 1979 г. Италией на рассмотрение Комитета ООН по разоружению был внесен проект, озаглавленный «Дополнительный протокол к Договору 1967 г. … с целью предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве», в основу которого была заложена идея использования космического пространства исключительно в мирных целях и воздержания от любых мер военного или другого враждебного характера в космосе. Кроме того, в 1981 и 1983 гг. СССР представило проект Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода и проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли, которые и в настоящее время находятся на рассмотрении Конференции ООН по разоружению.

Еще в 1981 г. Конференции по разоружению рекомендовала рассмотреть вопрос о заключении многостороннего соглашения или соглашений, направленных на предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве во всех ее аспектах. Уже в 1985 г. в рамках Конференции по разоружению было принято решение о создании специального комитета в целях разрешения проблемы запрещения гонки вооружений в космосе.

С момента начала своей работы Комитет рассматривал предложения как всеобъемлющего характера, гак и по конкретным аспектам проблемы предотвращения гонки вооружений в космосе. К числу первых можно отнести представленный 2 августа 1988 г. Венесуэлой документ «Предлагаемые поправки к Договору по космосу», целью которого было распространить указанный в ст. IV запрет на все виды космического оружия или системы такого оружия, включая запрещение любой разработки, производства, хранения и применения такого оружия, а также принятие протокола о создании механизма контроля за глобальным запретом на космическое оружие. Развернутое предложение аналогичного характера было представлено в 1989 г. на Конференции делегацией Перу.

Исходя из того, что в настоящее время гонка вооружений в космосе не ведется, но существуют планы различных государств по использованию космического пространства в военных целях, имеется реальная возможность разработки многостороннего соглашения о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве.

Неизбежность более эффективного международного сотрудничества государств в вопросах военного использования космического пространства обусловлена необходимостью противостояния целому ряду угроз в сфере как национальной, так и международной безопасности, что требует принципиально новых договоренностей, не запрещающих, а наоборот, поощряющих сотрудничество в совместном использовании военно-космических систем, не боевого, а информационного характера в целях укрепления взаимного доверия и международно-правовой системы противодействия глобальным вызовам.

Проблема ограничения военного использования космоса берет свое начало еще с первых шагов международного сообщества по освоению космического пространства. Общая заинтересованность человечества в мирном использовании космоса на протяжении всей космической эры положила начало предотвращению распространения гонки вооружений в космическом пространстве как в рамках ООН в целом, так и в рамках Конференции по разоружению в частности.

Следует отмстить, что международное космическое право устанавливает частичный запрет на милитаризацию космического пространства и полностью димилитаризоваппый режим Луны и других небесных тел. Так, в соответствии с п. 1 ст. IV Договора по космосу 1967 г. государства — участники Договора приняли на себя обязательства «нс выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или другим оружием массового уничтожения и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Общепризнанное толкование понятия «оружие массового уничтожения» позволяет сделать вывод о том, что данный термин охватывает такие виды оружия, как ядерное, химическое, биологическое и другие виды вооружений, сравнимые с ним как по разрушительному, так и по поражающему действию, включая ге, которые могут быть созданы в будущем. При этом запрет на размещение в космосе оружия массового уничтожения распространяется также на объекты, совершающие частично орбитальный полет.

В контексте изучения вопроса о запрете на использование оружия массового уничтожения в космосе нельзя не принять во внимание Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., который содержит обязательство государств-участпиков не производить испытательные и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве.

Особое значение для целей исследования проблемы ограничения использования оружия в космосе имеет Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., государстваучастники которой приняли на себя обязательства не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государсгву-участнику. Статья II Конвенции 1977 г. распространяет действие данного Договора и на космическое пространство.

В части запрета на размещение в космосе оружия массового уничтожения, Договор по космосу 1967 г. является достаточно эффективным средством предотвращения гонки вооружения в космическом пространстве. Пунк 2 сг. IV Договора 1967 г. прямо указывает, что Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Примерный перечень видов деятельности на Луне и других небесных телах включает создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. При этом нс запрещается использование военного персонала для научных исследований или какихлибо иных мирных целей, включая использование любого оборудования или средства, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.

Следует отмстить, что ряд ограничений на военное использование космического пространства закреплен в двусторонних соглашениях о контроле над вооружениями. Примером тому может служить Договор, заключенный между Советским Союзом и Соединенными Штатами, об ограничении систем противоракетной обороны, принятый в 1992 г., в соответствии с которым стороны приняли на себя обязательства не создавать, не развертывать и не испытывать системы противоракетной обороны или компоненты космического базирования. В качестве еще одного примера можно указать Договор между СССР и США об ограничении стратегических вооружений 1979 г., не вступивший в силу, но фактически исполнявшийся двумя сторонами, который установил запрет па частично орбитальные ракеты, т. е. ракеты, следующие не по орбитальной траектории, а выводимые на орбиту и сводимые с нее в целях нанесения удара по объекту на Земле.

В рамках исследуемой проблемы нельзя обойти вниманием тот факт, что современные вооруженные силы целого ряда государств включают в себя спутники самого различного назначения, не являющиеся сами по себе оружием, но способствующие поддержанию стабильности в международных отношениях. Такие спутники используются, как правило, в целях оповещения о ракетном нападении, сбора информации, военной связи, навигации, картографирования, метеорологии и т. д. Вместе с тем, современное международное космическое право предусматривает возможность применения спутников космической разведки в качестве средств контроля за соблюдением обязательств по ограничению и сокращению вооружений.

Особое внимание ограничению использования вооружения в космическом пространстве уделяет сегодня и Генеральная Ассамблея ООН, в повестке дня ежегодных сессий которой значится вопрос о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве, а также проблема реализации мер по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности, что является важным условием исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Вместе с тем необходимо указать, что до настоящего времени гарантии предотвращения использования оружия в космическом пространстве отсутствуют. Как справедливо указывает Г. П. Жуков, «в условиях растущей неопределенности в отношении стратегических возможностей и намерений космических держав возрастает значение устранения договорно-правового вакуума в отношении космических вооружений»[14]. Современное международное космическое право не содержит запрета на размещение оружия в космическом пространстве, нс являющегося оружием массового уничтожения. При этом такое оружие, будучи размещенным в космическом пространстве, имея глобальную зону действия и высокую готовность к применению, предоставляло бы возможность прямого выведения из строя как космических, гак и наземных объектов. Сама по себе возможность выведения оружия в космическое пространство нарушает климат взаимного доверия государств в деле мирного освоения космоса и способствует усилению напряженности в международных отношениях, что порождает риск нового витка гонки вооружений как на Земле, так и в космическом пространстве.

  • [1] См.: Международное космическое право / под ред. Г. П. Жукова, Ю. М. Колосова. — М" 1999. — С. 199,208.
  • [2] См.: Балуев Д. Г. Проблема милитаризации космического пространства. Россия и международная безопасность в космосе / отв. ред. А.А. Коко-шин; науч. ред. А. Д. Богатуров. — М: КРАСАНД, 2013. — С. 98.
  • [3] См.: Малеев Ю. Н. Военное использование космоса в интересах международной безопасности // Актуальные проблемы современного международного права: материалы межвузовской научно-практической конференции / отв. ред. А. Я. Капустин, А. Х. Абашидзе. — М.: Изд-во РУДН, 2005,—С. 29.
  • [4] См.: Верещетин В. С. Несостоятельность американских правовыхконцепций применения силы в космическом пространстве // Американский империализм — нарушитель международного права. — М., 1985. —С. 43−56.
  • [5] См.: Международное космическое право / под ред. Г. П. Жукова, Ю. М. Колосова. — М" 1999. — С. 199,200.
  • [6] Договор о принципах деятельности государств по исследованию ииспользованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1966 г. 101 государство (включая Россию, США и Китай) подписало и ратифицировало данный договор.
  • [7] См.: Markoff M.G. Disarmament and peaceful purposes provisions inthe 1967 Outer Space Treaty // Journal of Space Law. — 1976. — P.4; Vlasic I.A. Disarmament decade, outer space and international law // Annual Air andSpace Law. — 1981. — P.26.
  • [8] Cm.: Dembling and Arons. The evolution of outer space treaty // Journalof Air Law and Commerce. — 1967. — P. 419; Meyer A. Interpretation of theterm peaceful in the light of the space treaty // Zaitschrifft fur Luft-undWeltraum. — 1969. — P. 28.
  • [9] US Senate commentary on aeronautical and space sciences, documentson international aspects of the exploration and use of outer space 1954;1962.88lh Cong. T' Session.
  • [10] Cm.: Cheng B. The commercial development of space: the need for newtreaties I I Journal of Space Law. — 1991. — P. 17.
  • [11] U.N. doc. A/AC. 105/PV.3 (Mar. 20. 1962).
  • [12] Tronchetti Fabio. Developing a European-Chinese/Russian Approach tothe Issue of Non-Weaponization of Outer Space: a Feasible Goal? // Report ofthe 53 rd Colloquium on the Law of Outer Space. — Prague, Czech Republic.2010, —P.193.
  • [13]? Lachs M. The international law of outer space. Receuil de Cours. —1964, —P. 89.
  • [14] Жуков Г. П. Международное космическое право и вызовы XXI столетия. — М.: РУДН, 2011. — С. 23.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой