Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная поддержка безработных граждан

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимосвязанные положения п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года… Читать ещё >

Социальная поддержка безработных граждан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие, основания предоставления и виды мер социальной поддержки безработных

Частью социальной политики государства является политика в сфере занятости. Она имеет целью создание такой ситуации на рынке труда, при которой спрос на труд и его предложение реализовывались бы в кратчайшие сроки, и при этом заинтересованные субъекты имели бы возможность свободного выбора контрагента в своих будущих отношениях. Однако в условиях рыночной экономики эта цель достигается не всегда, и часть граждан в какой-то период времени не имеет возможности реализовать свою способность к труду приемлемым для них способом, т. е. не имеет работы и заработка. Отсутствие работы при признании гражданина безработным является одной из причин трудной жизненной ситуации, для преодоления которой государство предоставляет безработным ряд специальных мер социальной поддержки.

Статистические данные

По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень безработицы в России в среднем за 2014 г. составил 5,2% от общего числа экономически активного населения. Средняя продолжительность поиска работы в 2014 г. составила для женщин 7,5 месяцев, для мужчин — 7,2 месяца[1].

Социальная поддержка безработных — это система мер, принимаемых государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы.

Размышления

Законодательство о занятости использует термин «социальная поддержка» в узком смысле, применяя его для обозначения одного из видов государственных гарантий реализации гражданами права на труд, вся совокупность которых именуется государственной поддержкой. При этом к видам мер социальной поддержки закон относит исключительно денежные выплаты. На наш взгляд, социальная поддержка, направленная на преодоление трудной жизненной ситуации, должна иметь целью прежде всего поиск работы, что и будет способом выхода из трудной ситуации, а не только предоставление средств к существованию в период отсутствия работы. Именно поэтому мы и используем термин «социальная поддержка» в широком смысле.

Основанием предоставления мер социальной поддержки является прежде всего признание гражданина безработным.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Это определение содержится в п. 1 ст. 3 Закона о занятости. Условия, которые должны быть соблюдены для признания гражданина безработным, можно разделить на четыре группы (рис. 12.1).

Условия, необходимые для признания гражданина безработным.

Рис. 12.1. Условия, необходимые для признания гражданина безработным

Отсутствие работы и заработка означает, что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых, указанных в ст. 2 Закона о занятости. При этом временное отсутствие заработка при условии занятия теми видами деятельности, которые перечислены в указанной статье (например, временное отсутствие заработной платы в связи с задержкой ее выплаты работодателем, отсутствие дохода от предпринимательской деятельности или от фермерского хозяйства, отсутствие дивидендов от организации, учредителем которой гражданин является, и т. п.), хоть и приводит к трудной жизненной ситуации, но не дает оснований для признания гражданина безработным.

Трудоспособность, указанную в определении, следует понимать как отсутствие препятствий для осуществления трудовой деятельности, т. е. достижение указанного в законе возраста (16 лет), отсутствие реализованного права на пенсию по старости или за выслугу лет, отсутствие инвалидности, в результате которой лицо признано неспособным к любой трудовой деятельности либо ему противопоказано осуществление любой трудовой деятельности. Иными, не связанными с трудоспособностью, препятствиями для признания лица безработным являются отбывание исправительных работ или лишение свободы как вида уголовного наказания.

Готовность гражданина приступить к работе не следует понимать формально, эго не просто обращение в органы занятости, а активное участие в поиске работы. Законодательство о занятости связывает готовность приступить к работе с отсутствием необоснованного отказа от трудоустройства, именно поэтому при повторном отказе от подходящей работы или при неявке без уважительных причин для получения направления на работу гражданин не может быть зарегистрирован в качестве безработного.

Порядок регистрации в качестве безработного установлен ст. 3 Закона о занятости и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственным учреждением службы занятости населения только по месту жительства гражданина при предъявлении следующих документов:

  • — паспорт или документ, его заменяющий;
  • — трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
  • — документы об образовании, о квалификации, об обучении, ученых степенях и ученых званиях;
  • — справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
  • — для инвалидов — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее — индивидуальная программа реабилитации).

Важно запомнить!

Перечень документов, необходимых для принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным, является исчерпывающим и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию.

Судебная практика

Взаимосвязанные положения п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы[2].

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления гражданином всех необходимых документов. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

В соответствии с и. 2 ст. 6 Закона о занятости законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ[3].

Признание гражданина Российской Федерации безработным дает ему право на ряд мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством о занятости. Эти меры с точки зрения цели их предоставления можно разделить на следующие виды (рис. 12.2).

Виды мер социальной поддержки.

Рис. 12.2. Виды мер социальной поддержки.

Важно запомнить!

Все меры государственной поддержки предоставляются безработным гражданам на безвозмездной основе.

Рассмотрим эти меры более подробно.

  • [1] Труд и занятость в России. 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. С. 18, 92; Федеральная служба государственной статистики: [офиц. сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/trud 15. pdf (дата обращения: 31.03.2016).
  • [2] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 № 24-П.
  • [3] См. также: Статьи 13—13.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовомположении иностранных граждан в Российской Федерации»; ст. 327.1—327.7 ТК РФ; ст. 97Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой