Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государство (Российская Федерация и субъекты Российской Федерации) как субъект финансового права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К числу суверенных прав Российской Федерации относятся прежде всего ее материальные бюджетные права. Это следует из ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, а также из ряда статьей БК РФ, перечисляющих нрава Российской Федерации на федеральный бюджет. К материальным бюджетным правам Российской Федерации относятся: а) право на собственный бюджет; б… Читать ещё >

Государство (Российская Федерация и субъекты Российской Федерации) как субъект финансового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российская Федерация и субъекты РФ являются преобладающими в ряду субъектов финансового права. По классификации субъектов финансового права они относятся к публично-правовым образованиям. Российская Федерация в целом и субъекты РФ представляют собой государство. Поэтому их общие характеристики в качестве субъектов финансового права в значительной мере производны от характеристик государства. В связи с этим государство можно рассматривать как обобщенный субъект финансового права.

Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции РФ, НК РФ, Б К РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других актах.

Компетенция государства в области финансовой деятельности выражается чаще всего в его суверенных правах в этой области, к которым, в частности, относятся: право на установление налогов; утверждение бюджетов (федерального и субъектов РФ) и др. Следовательно, государство, будучи субъектом финансового права, чаще всего выступает как властвующий субъект, т. е. суверен. Однако одновременно государство часто выступает в качестве государства-собственника, т. е. казны[1]. Это обусловлено тем, что суверенные права государства в области финансовой деятельности затрагивают прежде всего бюджет, государственные внебюджетные фонды, являющиеся составной частью казны. Казна же в соответствии со ст. 214 ГК РФ есть государственная собственность.

Понятие «государство-казна» не нашло пока должной разработки в юридической науке, хотя некоторые замечания об этой категории имеются[2]. Исходя из содержания п. 4 ст. 214 ГК РФ под казной Российской Федерации или субъекта РФ следует понимать право на владение, пользование и распоряжение средствами соответствующего бюджета и иным государственным имуществом, не закрепленным за государственными предприятиями и учреждениями. К «иному государственному имуществу» как раз и могут быть отнесены средства государственных внебюджетных фондов.

К числу суверенных прав Российской Федерации относятся прежде всего ее материальные бюджетные права. Это следует из ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, а также из ряда статьей БК РФ, перечисляющих нрава Российской Федерации на федеральный бюджет. К материальным бюджетным правам Российской Федерации относятся: а) право на собственный бюджет; б) право на получение бюджетных доходов и зачисление их в данный бюджет; в) право на использование бюджетных средств; г) право на распределение бюджетных доходов между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; д) право на образование и использование в рамках бюджета специальных фондов[3]. Эти права зафиксированы в ст. 69, 84, 96.6, 96.10,131−133 БК РФ и др. Суверенные права Российской Федерации на собственный бюджет есть одновременно и право государственной собственности, так как согласно ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета составляют государственную казну.

Поэтому Российская Федерация, являясь субъектом материальных бюджетных прав, выступает одновременно как государство-суверен и государство-казна.

Исходя из ст. 71 Конституции РФ к суверенным правам Российской Федерации в сфере финансовой деятельности следует относить не только материальные бюджетные права, но и процессуальные. Эти права неразрывны между собой.

Права Российской Федерации на получение, распределение, использование бюджетных доходов определены, ограничены и т. д. ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, который и является результатом реализации процессуальных бюджетных прав Российской Федерации на рассмотрение, утверждение федерального бюджета. А. В. Мицкевич и Р. О. Халфина, занимавшиеся проблемами государства как субъекта права, подчеркивали, что в праве на утверждение бюджета и отчета о его исполнении находит выражение государственный суверенитет. В связи с этим Российская Федерация в целом является субъектом права на рассмотрение и утверждение бюджета, а также отчета о его исполнении.

Помимо отмеченного, Российская Федерация в целом должна признаваться субъектом финансового права в отношении права на установление федеральных налогов и сборов. В этих случаях она реализует свои суверенные нрава, что следует из ст. 71, 72 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральные налоги и сборы.

Российская Федерация в целом должна рассматриваться как субъект финансового права и в случае взимания федеральных налогов и сборов. Право государства на взимание налогов и сборов не зафиксировано в Конституции РФ. О его существовании можно сделать вывод из анализа ст. 1, 2 НК РФ, указывающих, что «настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет…» (п. 2 ст. 1), а «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, но установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации…» (п. 1 ст. 2). Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать их уплаты от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты. Право Российской Федерации на взимание налогов и сборов производно от ее суверенного права на их установление и также является суверенным. Право взимания налогов закреплено в конституциях ряда развитых стран. Например, согласно Конституции Французской Республики (1958 г.) взимание налогов является прерогативой государства в лице Парламента, который устанавливает «тарифы и способы взимания всякого рода налогов» (ст. 34), а также дает Правительству разрешение на взимание налогов (ст. 47). По Конституции США Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги (разд. 8, поправка XVI).

Помимо всего отмеченного Российская Федерация в целом является субъектом финансового права в отношении права денежной эмиссии. Денежная эмиссия согласно ст. 71 Конституции РФ — суверенное право РФ. Кроме того, денежная эмиссия — составная часть финансовой деятельности государства, ибо последняя опирается на денежную систему.

Российская Федерация в целом является субъектом финансового права и в сфере государственного кредита. Это непосредственно следует из ст. 97 БК РФ. К финансовым правам РФ, по крайней мере, следует отнести: право на выпуск государственных ценных бумаг и определение порядка их выпуска, обращения и погашения; право на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств за счет средств федерального бюджета. При этом названные права Российской Федерации не являются ее суверенными правами, ибо право РФ на выпуск государственных ценных бумаг не представляет ничего исключительного и может быть сравнимо с любым другим правом субъекта гражданского оборота. Вместе с тем право Российской Федерации на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств за счет средств федерального бюджета (казны) производно от права государственной собственности. Поэтому в данном случае, являясь субъектом финансового права, Российская Федерация выступает как собственник, т. е. казна.

Российская Федерация в целом является субъектом финансового права и в случае возложения на нее финансовоправовой ответственности за излишнее взыскание налогов и сборов, пеней, поступающих в федеральный бюджет, а также в случае несвоевременного возврата излишне уплаченных налогоплательщиком налогов. В этом случае Российская Федерация несет финансово-правовую ответственность своей казной в виде процентов на сумму излишне взысканного или несвоевременно возвращенного налога согласно п. 10 ст. 78 и п. 5 ст. 79 НК РФ. Данная ответственность является финансово-правовой, поскольку, во-первых, реализуется за счет средств государственной казны, которая находится в собственности РФ. Во-вторых, она возникает из объективно-противоправного деяния налогового органа как уполномоченного государством органа, которое выражено в излишнем взыскании налога в сравнении с тем, что установлено в НК РФ.

Субъектом финансового права является не только Российская Федерация, но и субъекты РФ, которые наделены компетенцией в сфере финансовой деятельности государства (Российской Федерации в целом), реализуют суверенные права государства в этой сфере и за которыми согласно ст. 214 ГК РФ закреплено право государственной собственности на бюджетные средства[4]. Аналогично федеральному уровню субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении материальных бюджетных нрав, а также прав на рассмотрение и утверждение бюджета. Кроме того, субъекты РФ являются субъектами финансового права в межбюджетных отношениях, т. е. в отношениях с муниципальными образованиями (ст. 135 БК РФ). Это отношения по предоставлению и получению дотаций, субвенций, субсидий и т. д. Наконец, субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении прав на установление региональных налогов и сборов, а также ряда прав в сфере государственного кредита, аналогичных правам Российской Федерации.

Такой вывод явно следует из ПК РФ, конституций и уставов субъектов РФ, а также иного финансового законодательства. Так, в конституциях и уставах субъектов РФ закрепляется право субъектов РФ на собственный бюджет; в конституциях и уставах субъектов РФ, в ст. 12 НК РФ — право субъектов РФ на установление региональных налогов и сборов. Кроме этого, в соответствии со ст. 99 БК РФ субъекты РФ имеют право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.

Субъекты РФ являются субъектами финансового права также при излишнем взыскании налогов и сборов. В этом случае они несут финансово-правовую ответственность своей казной в виде процентов на сумму излишне взысканного налога согласно п. 4 ст. 79 НК РФ.

Российская Федерация и субъекты РФ, будучи субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоотношения. В этом случае они становятся субъектами соответствующих финансовых правоотношений и выступают в лице определенных государственных органов.

  • [1] На это обстоятельство обращали внимание многие ученые. См.: Ровинский Е. Л. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 144; Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 138, 167−169.
  • [2] См.: Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 241; Гражданское право. СПб., 1996. С. 159; Репинский С. Ю. Имущественная ответственность государства за вред, причиненный предпринимателям. СПб., 2002. С. 198−217.
  • [3] См.: Финансовое право: учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. М., 1996. С. 124.
  • [4] В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П обращено внимание на то, что статус субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как самостоятельных участников (субъектов) бюджетных правоотношений обусловлен осуществлением ими правомочия собственника в отношении денежных средств. В последующем КС РФ фактически отказался от этой позиции в Постановлении от 15.12.2006 № 10-П «Но делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (см.: Российская Газета. 2006. 21 дек.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой