Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие, функции, источники и объекты интеллектуальных прав, смежных с авторскими (смежных прав)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующим весьма популярным объектом смежных прав является фонограмма, т. е. любая, но исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков: песни, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов деревьев, трав, ветра или морских волн, а также отображений этих исполнений или иных звуков. Не является фонограммой только звуковая запись, включенная в аудиовизуальное… Читать ещё >

Понятие, функции, источники и объекты интеллектуальных прав, смежных с авторскими (смежных прав) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Установленная сравнительно недавно в Российской Федерации охрана прав, смежных с авторскими, постоянно расширяется[1]. И это понятно. Гениальность музыкальных произведений Чайковского, Глинки, Бетховена и многих других великих композиторов не была бы по достоинству оценена любителями классической музыки без адекватного дарования таких виртуозных исполнителей, как музыканты М. Ростропович и С. Рихтер, дирижер Г. Рождественский, певцы Ф. Шаляпин и Л. Паваротти. В наше время развитие музыкальной, сценической и иной культуры уже немыслимо без фонограмм, радио-, телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания. Функционирующие в данной области права получили наименование смежных, т. е. сопряженных, сопредельных с авторскими правами. За рубежом они также обычно называются «соседствующими», «родственными» и т. п. правами (neighbouring lights, droit voisin, verwandte Schuturechte).

Статья 1303 ГК смежными правами называет интеллектуальные нрава на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщения в эфир или по кабелю радиои телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания). Наряду с этими традиционными правами в число смежных прав включены два новых вида. Это право на содержание базы данных и право на произведение науки, литературы и искусства, впервые обнародованное после его перехода в общественное достояние (ст. 1282).

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, вещаний организаций эфирного и кабельного вещания, содержания баз данных, впервые обнародованных произведений (перешедших в общественное достояние), установлению режима их использования, наделению исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, изготовителей баз данных и публикаторов произведений личными неимущественными и исключительными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняет те же функции, что и авторское право в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Вследствие этого согласно п. 3 ст. 1303 ГК «смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав»[2].

Сходны также источники смежных и авторских прав. К отношениям в сфере смежных прав применяются нормы гл. 69 ГК, регламентирующие отношения и в области авторских прав.

Поскольку Российская Федерация ратифицировала Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений и Всемирную конвенцию об авторском праве, предусматривающие взаимную охрану обладателей авторских и смежных прав в странах — участницах обеих Конвенций, а также учитывая, что в части четвертой ГК нашли отражение основные положения этих Конвенций о смежных правах, следует признать, что как российские правообладатели в других странах-участницах, так и зарубежные правообладатели в России в одинаковой мере пользуются национальными режимами охраны своих смежных прав.

Вместе с тем смежные права регулируются специальной гл. 71 ГК, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (г. Женева, 29 октября 1971 г.) и Конвенцией об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (г. Рим, 26 октября 1961 г.).

В общей форме круг смежных прав включает прежде всего исключительное право на исполнения, фонограммы, вещания и т. п., а также целый ряд личных неимущественных прав, число и содержание которых зависят от вида объектов смежных прав. При этом следует отметить два важных отличия структуры гл. 71 ГК, посвященной смежным правам, от структуры гл. 70 ГК, регулирующей авторское право.

Во-первых, в гл. 71 четко прослеживается деление института смежных прав на своеобразные общую (ст. 1303—1312) и особенную части (ст. 1313—1344). В особенной регламентируются отдельные виды смежных прав, такие как права на исполнение (ст. 1313—1321), право на фонограмму (ст. 1322—1328), право организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 1329—1332), право изготовителя базы данных (ст. 1333—1336) и право публикатора на произведение пауки, литературы или искусства (ст. 1337−1344).

Во-вторых, в отличие от авторского права, в котором личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и др.) регламентированы в нескольких статьях (ст. 1265—1269), применимых к различным объектам авторских прав, регламентация личных неимущественных смежных прав осуществляется в указанных выше статьях ГК применительно к отдельным видам смежных прав.

11а первом месте в ряду объектов смежных прав стоят исполнения как результаты интеллектуальной деятельности, известной с незапамятных времен и явившейся главным стимулятором самостоятельной правовой охраны всех видов объектов смежных прав. Объектами смежных прав выступают несколько видов исполнений: исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, а также постановки режиссеров — постановщиков спектаклей.

В соответствии с этим под исполнением можно понимать представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, «в живом виде», «живьем») или с помощью технических средств (телеи радиовещания, эфирного, кабельного телевидения и т. п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Иными словами, чтобы исполнить, к примеру, театральную пьесу, актерам надо сыграть (изобразить, представить и т. п.) роли ее героев. При этом, если по ходу спектакля героями пьесы окажутся играющие актеры, т. е. театральные исполнители, исполнители пьесы одновременно должны в своем исполнении изобразить и их игру. Постановкой признается одна из форм исполнения. Поэтому понятием исполнения охватывается также и постановка определенных произведений. При этом важно подчеркнуть, что непременным условием охраноспособности исполнения является его выражение в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств, прежде всего таких как звуко-, видеозапись или их сочетание, вещания в эфир или по кабелю (ст. 1313—1321).

Следующим весьма популярным объектом смежных прав является фонограмма, т. е. любая, но исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков: песни, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов деревьев, трав, ветра или морских волн, а также отображений этих исполнений или иных звуков. Не является фонограммой только звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение (ст. 1322—1328). При этом под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305).

Не менее распространенными объектами смежных прав служат сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, созданных: а) самой вещательной организацией либо б) за счет ее средств по ее заказу другой организацией (ст. 1329—1332).

Базы данных служат в первую очередь охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности, т. е. разновидностью интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1225 ГК), и одновременно разновидностью одного из составных произведений, охраняемых авторским правом (п. 2 ст. 1260 ГК). В качестве объектов смежных прав базы данных фигурируют в и. 1 сг. 1304 ГК лишь в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов, составляющих их содержание. Как известно, подобное пиратское использование содержания многих баз данных, в том числе связанных с нс подлежащими разглашению сведениями персонального характера (о телефонах, адресах граждан, их недвижимости и т. п.), приобрело в последнее время широкие масштабы. Это и явилось одним из мотивов распространения на содержание баз данных режима смежно-правовой охраны.

Сходные, но не совпадающие мотивы лежат также в основе включения в круг объектов смежных прав произведений науки, литературы и искусства, обнародованных после их перехода в общественное достояние в соответствии со ст. 1282 ГК. Подобные произведения охраняются по нормам ст. 1337—1344 ГК лишь в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав, точно так же как и авторских прав (согласно п. 4 ст. 1259 ГК), не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется демократизм и привлекательность смежных прав.

Участие Российской Федерации в международных конвенциях, связанных со смежными правами, делает необходимым также установление вытекающих из этого участия правил об охране па российской территории смежных прав иностранных субъектов. Статья 1304 ГК предусматривает осуществление предоставления на территории РФ охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами РФ в отношении лишь тех исполнений, фонограмм и сообщений передач организаций эфирного и кабельного вещания, которые не перешли в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты. Одновременно предусмотрено, что указанные объекты не являются перешедшими в общественное достояние вследствие истечения срока действия исключительного права на них, установленного ГК.

  • [1] О становлении данных прав в нашей стране подробнее см.: Зенин И. А. Зарождениеи развитие смежных прав в Российской Федерации // Право интеллектуальной собственности. 2013. № 1.
  • [2] Включение данной нормы в ст. 1303 ГК было научно обосновано. См.: Стремецкая Н. Л. Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав: авто-реф. дис… канд. юрид. наук. М., 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой