Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История органов и учреждений юстиции и судебно власти советского времени

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На законодательном уровне революционные трибуналы были учреждены также декретом ВЦИК 20 ноября 1919 г., который утвердил Положение о революционных военных трибуналах. Следующим положением, принятым 4 мая 1920 г., учреждались трибуналы при Реввоенсовете республики, при Реввоенсоветах Красной армии и Красного флота, а также в частях армии и флота. В их ведении были не только контрреволюционные… Читать ещё >

История органов и учреждений юстиции и судебно власти советского времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Третий раздел книги охватывает период развития отечественного суда и юстиции в советское время. Здесь необходимо выделить знаковый этап создания советского суда, образования всей системы, подведомственной советам, народным комиссариатам юстиции и внутренних дел, продолжавшийся с октября 1917 г. до конца 1920;х гг., годы наибольшего проявления репрессивной сущности советской системы — с 1930 по 1941 г. Отдельно стоит рассмотреть период Великой Отечественной войны 1941−1945 гг., а также послевоенный, в котором четко выделяется время сталинского режима 1945−1953 гг., называемое апогеем тоталитаризма, и период постепенной либерализации советской системы в 1853—1991 гг.

Как и в предыдущих рубриках, третий раздел книги ориентирует студентов и магистрантов на самостоятельную работу и углубленный анализ проблематики, обозначенной в пособии, что в сумме с использованием библиографического аппарата позволит читателям выйти за пределы рамок данного курса и восполнить историко-правовые знания по актуальным проблемам истории суда и юстиции России.

Необходимо сразу оговориться, что структура изложения в третьем разделе будет несколько отличаться от плана, по которому строились предыдущие темы учебного пособия. Это объясняется спецификой советской системы органов и учреждений юстиции, особенностями советской судебной системы.

Органы и учреждения юстиции советского государства с 1917 по 1920;е годы

После изучения данной главы студенты должны:

знать

  • • как проходили изменения в общественном строе, какими событиями сопровождался слом старого госаппарата;
  • • историю становления советского суда;
  • • историю суда в районах, охваченных так называемым «белым движением» или неподконтрольных советской власти;
  • • кодификацию советского права;
  • • основные черты советского суда по Конституции СССР 1924 г.;

уметь

  • • назвать органы и учреждения юстиции советского государства 1917−1920;х гг.;
  • • объяснить роль НКЮ в организации советских судов и исполнения наказаний;
  • • перечислить и охарактеризовать звенья советской судебной системы;
  • • анализировать особенности советского права и процесса.

Во время Октябрьской революции 1917 г. и последующей Гражданской войны рухнула вся система Российской государственности, начался слом и существующей структуры судебных органов. В революционном хаосе, захватившем страну, правосудие подменялось вседозволенностью людей, обладавших властью и оружием, а право — политикой, революционной необходимостью и моралью, часто несовместимой с общепринятыми нормами цивилизованного мира. Сначала исключением, а затем и повседневной практикой стали массовые расстрелы, внесудебные расправы, погромы, экспроприации и прочие беззакония. Фраза «без суда и следствия» даже не резала слух современников и воспринималась как неотъемлемая составляющая революции. Красный, так же как и белый террор в то время поглотил миллионы человеческих жизней, оставил людей без семьи, крова, свободы, без надежды на будущее, раскидал миллионы соотечественников в эмиграцию по всему миру.

Охрана революционного порядка сразу после победы Октябрьской революции 1917 г. была первоначально возложена на Петроградский ВРК — Военно-революционный комитет (упразднен в декабре 1917 г.), который осуществлял вооруженную охрану города, арестовал министров временного правительства, разогнал предпарламент. Специальных судебных органов еще не было, и судебные функции возлагались на Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению от 28 октября 1917 г. была создана Рабочекрестьянская милиция. Она находилась в ведении местных Советов и в то же время подчинялась НКВД.

Советская милиция была единственным органом, сохранившимся с периода Февральской революции. Она боролась с заметно усилившимся в то время криминалом, и ее сил для наведения элементарного порядка явно не хватало. Поэтому при Совете народных комиссаров 7 (20) декабря 1917 г. была образована Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Первоначально на ВЧК возлагалось пресечение политических преступлений против новой власти и предание виновных суду Военнореволюционного трибунала. Затем ВЧК получила неограниченные полномочия: от ареста и следствия до вынесения приговора и его исполнения, была выведена из-под государственного контроля и согласовывала свои действия лишь с ЦК РКП (б). Пятого сентября 1918 г. вышло постановление СНК «О красном терроре», а затем еще ряд актов, по которым ВЧК окончательно становилась карательно-репрессивным органом по самым различным делам, начиная от политических (контрреволюции) до экономических (спекуляции).

Дальнейшая тенденция развития ВЧК говорит о ее эволюции не только как репрессивно-судебного, но и следственного органа, обладавшего разветвленной структурой. Из Положения «О Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности» от 28 октября 1918 г. видно, что ВЧК не только формировала структуру по всей стране (губернские, уездные, транспортные, фронтовые, армейские ЧК), но обладала весьма широкими полномочиями в расследовании соответствующих преступлений. В декрете СНК «Социалистическое отечество в опасности!» от 21 февраля 1918 г., в постановлении СНК «О красном терроре», в инструкциях ВЧК был предусмотрен и расстрел на месте без суда и следствия. При этом следствие велось упрощенно. Следователи ВЧК отчитывались на специально созданных судебных заседаниях, где зачитывали итоговый следственный документ, который выносился на голосование.

При отсутствии единодушного решения дело направлялось в вышестоящую инстанцию ВЧК (если предлагался, как мера наказания, расстрел). По другому виду наказаний (тюрьма, лагерь, ссылка, взятие заложником) окончательное решение принималось на месте. Таким образом, только в 1918 г. было репрессировано более 30 тыс. человек, а расстреляно, в том числе без суда, более 6 тыс. Только с формированием системы революционных трибуналов и народных судов в 1919 г. у ВЧК изъяли право вынесения приговоров, но за ЧК сохранилось право применения наказания в прифронтовых местностях, объявленных на военном положении за преступления, связанные с контрреволюционной деятельностью и бандитизмом. То есть карательно-репрессивная сущность ВЧК не изменилась даже после принятия решения ВЦИК от 6 февраля 1922 г. о реорганизации ВЧК в Государственное политическое управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел с сужением его компетенции.

Ограничение полномочий ГПУ было связано с отсутствием необходимости дублирующего карательно-репрессивного органа, завершением формирования советской судебной системы и в связи с судебной реформой 1922 г. После того как IX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного политического управления при НКВД уже в 1923 г. создается единый общесоюзный орган — Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. В его систему входили ОГПУ СССР, ГПУ союзных республик, политотделы при исполкомах Советов и особые отделы в Красной Армии и на транспорте. При ОГПУ создается Главное управление милиции, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. В составе ОГПУ была образована также судебная коллегия, т. е. в нем соединена и правоохранительная и судебная деятельность. Судебная коллегия ОГПУ существовала до постановления ЦИК СССР о ее упразднении 10 июля 1934 г. и образования Наркомата внутренних дел СССР, где были учреждены коллегии в составе трех судей — печально известные «тройки» .

Для рассмотрения особо опасных для советской власти политических преступлений в период становления советской судебной системы создавались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали под контролем Народного комиссариата юстиции (Наркомюста). Революционные трибуналы учреждались по Декрету о суде № 1 от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. как чрезвычайные временные карательные органы в борьбе с контрреволюцией и первоначально руководствовались в своей деятельности Инструкцией Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 г. Здесь определялись компетенции трибуналов, содержались процессуальные нормы, а также перечень составов преступлений и виды наказаний.

Далее революционные трибуналы завершают стадию своего юридического оформления при ВЦИК согласно постановлениям Президиума ВЦИК, СНК, НКЮ от 16 июня 1918 г. В их компетенции остаются наиболее значимые дела о преступлениях против революции и советской власти. В борьбе с контрреволюцией, саботажем, другими тяжкими преступлениями против завоеваний советской власти ревтрибуналы были бесконтрольны, а налагаемые ими наказания были не ниже обозначенных в законах революционного времени. Хотя смертная казнь как наказание не предусматривалась в советских законах того времени, постановление НКЮ РСФСР от 16 июня 1918 г. было воспринято как руководство к действию и ревтрибуналы с июля 1918 г. стали широко применять смертную казнь, особенно в связи с политикой красного террора.

На законодательном уровне революционные трибуналы были учреждены также декретом ВЦИК 20 ноября 1919 г., который утвердил Положение о революционных военных трибуналах. Следующим положением, принятым 4 мая 1920 г., учреждались трибуналы при Реввоенсовете республики, при Реввоенсоветах Красной армии и Красного флота, а также в частях армии и флота. В их ведении были не только контрреволюционные политические преступления, но и экономические (например, спекуляция), уголовные дела (например, взяточничество). Кассационной инстанцией определялся Кассационный трибунал ВЦИК, членом которого был председатель ревтрибунала Реввоенсовета республики. В трибунал также входили члены коллегии из Наркомюста, члены ревтрибуналов Реввоенсоветов армии и флота. Председатель Кассационного ревтрибунала избирался из членов ВЦИК. Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении революционных трибуналов» учреждался Верховный трибунал при ВЦИК, являвшийся судом первой инстанции по делам особой важности, а также единым кассационным органом.

Таким образом, с созданием новой советской судебной системы были упразднены все прежние органы юстиции: окружные суды, Судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов. Была приостановлена деятельность мировых судов. Нововведения первоначально закреплялись тремя декретами о советском суде.

" Декретом о суде № 1″ СНК от 22 ноября 1917 г. была окончательно ликвидирована дореволюционная система общего и военного суда. Взамен учреждались выборные народные суды, состоявшие из профессионального председателя и двух народных заседателей, представлявших общественность. Они объединялись в одну коллегию, избирались местными советами. Провозглашалась исходя из революционной ситуации сменяемость судей. Кассационными инстанциями определялись съезды судей — уездные и столичные. Местные народные суды решали все гражданские дела по искам, не превышающим 300 руб. и уголовные дела с наказанием в пределах двух лет лишения свободы.

" Декрет о суде № 2″, принятый 7 марта (22 февраля) 1918 г., учреждал окружные суды, в их составе определялись коллегии из трех постоянных членов и четырех народных заседателей для решения гражданских дел. Коллегии, состоявшие из председателя и двенадцати народных заседателей, выносили решения по уголовным делам, основываясь на доказательствах факта преступления и назначая меру наказания, исходя из революционной законности. Вводился кассационный порядок обжалования, апелляционный порядок обжалования решений и приговоров суда отменялся. Особое внимание в декрете уделялось реализации правосознания трудящихся классов в форме их участия в общественном обвинении и в общественной защите, для чего создавались соответствующие коллегии при Советах. В общем, окружные суды представляли собой первую инстанцию, а областные — вторую. Всероссийский центральный исполнительный комитет как высший законодательный орган был вправе отменить любое решение народного суда. Таким образом, «Декрет о суде № 2» наметил некоторые шаги по дальнейшему совершенствованию советской судебной системы, однако процесс остался незавершенным и получил развитие в последующем.

" Декрет о суде № 3″ СНК от 20 июля 1918 г. внес изменения в подсудность народных судов. В их ведении остались уголовные дела, за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях (убийство, разбой, бандитизм, изнасилование, взяточничество, спекуляция, фальшивомонетничество). Кассационной инстанцией определялся учреждаемый по декрету Кассационный народный суд в Москве. Он состоял из гражданского и уголовного отделений. В составе суда по представлению Народного комиссариата юстиции ВЦИК утверждал председателя суда, его заместителя, восемь членов суда, выдвинутых окружными народными судами и Советами местных народных судей.

Создаваемые суды руководствовались декретами советской власти, правилами судебных уставов 1864 г. (если они не были отменены советской властью). При этом в постановлении ВЦИК от 30 ноября 1918 г. оговаривалось, что ссылки в приговорах и решениях на законы свергнутых властей запрещаются.

Вехой в становлении единой советской судебной системы стало Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. В соответствии с этим документом народные суды комплектовались с участием советов и их исполкомов, определявших количество народных заседателей с судьей во главе. Народные суды, исходя из их территориального расположения и вида подсудности, соответственно полномочиям, занимались административными, уголовными и гражданскими делами.

В общем, первыми итогами становления советской судебной системы стали революционные трибуналы и общие (народные) суды. Если революционные трибуналы рассматривали политические дела и приравненные к ним наиболее тяжкие преступления экономического и военного характера, то народные суды заменили собой систему досоветского общего суда и института мировых судей.

В истории судебных и внесудебных репрессий, незаконных преследований нашла свое трагическое отражение политика красного и белого террора.

Все политические режимы, установившиеся в России в годы гражданской войны, использовали преимущественно насильственные методы организации и осуществления власти. Террор служил средством для удержания власти всеми конфликтующими сторонами (большевиками, белым движением, приверженцами Учредительного собрания), стал естественным проявлением классовой борьбы и первоначально носил индивидуальный характер. Переход к массовому террору связывают с распоряжением командующего Добровольческой армией генерала Л. Корнилова в январе 1918 г. — пленных в боях с красными не брать. Впоследствии жестокую карательную политику по отношению не только к противнику, но и к сочувствующему местному населению (рабочим, крестьянам) проводили Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, казачьи атаманы, т. е. впервые Россия столкнулась с белым, а затем уже с красным террором.

Большевики обосновывали введение террора необходимостью защиты завоеваний революции. В Красной Армии также действовали распоряжения «пленных не брать». Зимой 1918 г. безопасность Советской республики обеспечивалась путем изоляции классовых врагов в концентрационных лагерях. Декретом СНК «Социалистическое отечество в опасности!» от 21 февраля 1918 г. официально вводится смертная казнь, отмененная до этого Вторым съездом Советов 25−26 октября 1917 г. Декрет предусматривал мобилизацию всех работоспособных членов «буржуазного класса» для рытья окопов, сопротивляющихся же надлежало расстреливать без суда. После убийства Володарского Ленин призывает к проведению массового красного террора в Петрограде.

Сложившаяся ситуация была использована для исключения из состава ВЦИК и местных Советов правых эсеров и меньшевиков как «стремящихся низвергнуть власть Советов». После убийства Урицкого и покушения на Ленина 5 сентября 1918 г. Совнарком принял Декрет о красном терроре. Данное постановление придавало законодательную основу фактически проводимому большевиками террору и превращало массовый террор, внесудебные расправы в государственную политику. Согласно декрету расстрелу без решения суда подлежали лица, так или иначе причастные к мятежам и террору, что давало широкие полномочия карательным органам. В революционном правосознании людей, в классовой идеологии большевиков закрепилась аксиома правомерности внесудебных преследований. Не удивительно, что эта мысль получила тенденцию в советской правовой доктрине, секретных директивах, партийных решениях и на законодательном уровне в последующем, после окончания Гражданской войны.

Пока же, в феврале 1919 г., декрет ВЦИК разрешил брать заложников из крестьян, которые подлежали расстрелу в случае невыполнения даже таких работ, как уборка снега. Успехи Красной Армии в 1920 г., вмешательство мирового сообщества с требованиями прекратить террор, правда, несколько ослабили террор как белый, так и красный. Декрет от 17 января 1920 г. отменил расстрел, но предусмотрел возвращение к политике террора в случае оказания поддержки мятежникам со стороны Антанты. Наметилась определенная тенденция применять наказание только по решению суда.

Непрерывная эскалация террора в годы Гражданской войны изменила понимание законности в обществе. Карательные органы руководствовались не законом, а политической целесообразностью. В. И. Ленин сформулировал принцип: «польза революции, польза рабочего класса — вот высший закон». Классовый принцип при осуществлении террора расширил возможности применения внесудебных репрессий. Для лишения свободы достаточно было подозрения в сочувствии контрреволюции и соответствующего административного решения. Поэтому распространение получили заложничество, концентрационные лагеря, массовые расстрелы для устрашения населения, пытки. Для осуществления политики террора противоборствующие силы создавали свои карательные органы: контрразведку, поезда и «баржи смерти». Хотя с 1920—1921 гг. и происходит ослабление террора, но революционный зародыш тоталитаризма уже укоренился в советском обществе и государстве, получил свое дальнейшее развитие.

Сама система, где судебная власть отрицалась, а судебные полномочия получали силовые структуры (или же они сами себя ими наделяли) с молчаливого согласия власти, не могла эволюционировать к правосудию и к справедливости. Например, советская власть передала функции борьбы с контрреволюцией созданной 7 декабря 1917 г. Всероссийской чрезвычайной комиссии при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Председателем ее стал Ф. Э. Дзержинский. Сейчас на него, во многом справедливо, возлагают ответственность за репрессии. Но, как показывают документы, ставшие доступными в наше время, к массовым репрессиям, начавшимся в 1917 г., напрямую причастны многие политические деятели как из большевиков, так и из их непримиримых противников. В итоге наша страна перенесла в XX столетии величайшую трагедию, значение, глубина которой до сих пор не осознаны, реальная оценка которой еще не дана. Одним из виновников внесудебных репрессий справедливо называют ВЧК. Действительно, в феврале 1918 г. ВЧК приобретает широкие полномочия для подавления врагов революции: право внесудебного рассмотрения дел с применением расстрела.

Фактически в годы Гражданской войны никому не подчинявшаяся ВЧК подменила собой и следственные, и судебные органы. Она самостоятельно проводила следствие и выносила приговор. Местные ЧК и Советы выносили решения о наказаниях, просто исходя из революционной целесообразности. Так, ВЧК обладала правом репрессивных мер не только по делам, связанным с контрреволюционной или антисоветской деятельностью, что для этой организации было характерно, но и по некоторым хозяйственным преступлениям, например воровству и грабежам на транспорте. Дело в том, что в условиях разрухи транспорт имел стратегическое значение, и воровство топлива (уголь и т. д.) усугубляло ситуацию коллапса экономики, поэтому команды ВЧК отлавливали лиц, промышлявших воровством на транспорте и подвергали наказаниям вплоть до расстрела на месте преступления без суда и следствия.

Другой общеизвестный факт — в 1918 г. была расстреляна царская семья. Если даже не учитывать моральной, этической составляющей этого бесчеловечного деяния, ведь не было и законного решения суда, соответствующего даже революционным нормам и правилам военного времени. Просто Екатеринодарский совет не мог позволить, чтобы Николая II и его семью освободили белые, находившиеся на подступах к городу. Семья Романовых была расстреляна, а большевики, зная о том, что совершили злодеяние, уничтожили следы преступления. Аналогичных решений советов или сомнительных органов власти, наделивших себя разными полномочиями, было множество. Дворян, капиталистов, других представителей эксплуататорского класса, офицеров расстреливали или заключали под стражу лица, называвшие себя большевиками, эсерами, анархистами. Злодеяния сопровождались экспроприациями по принципу «грабь награбленное». Совершавшие такие действия лица имели на это мандаты или действовали без дающих на то разрешение каких-либо документов.

Уже в 1920 г. членам ЦК стало понятно, что методы репрессий необходимо ослабить, но в условиях революционного террора, угара Гражданской войны реализовать данное решение было нереально. Хотя 18 марта 1920 г. ВЦИК и отменил право ВЧК применять внесудебные репрессии, органы госбезопасности продолжали осуществлять репрессии, ссылаясь на секретные директивы ЦК. Впрочем, ВЧК была упразднена декретом ВЦИК 8 февраля 1922 г., но репрессивная сущность ОГПУ в составе НКВД не изжила себя, а в последующем даже прочно утвердилась, внесудебные преследования не прекращались.

Для удержания власти советский режим использовал массовые репрессии. Возникшая экономическая и политическая система, основанная на внеэкономическом принуждении и непрерывной мобилизации, могла существовать только в условиях постоянной угрозы извне и изнутри. Обоснованием репрессий стала идея об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, требовавшая беспощадного уничтожения врагов. В этих условиях тоталитарный террор был объективно неизбежен, и он только усилился субъективными аспектами, связанными с личностью И. В. Сталина. Материалы судебных дел, например о партии эсеров, затем Шахтинского процесса 1928 г. свидетельствуют о том, что были привлечены к уголовной ответственности по 58-й и другим статьям УК за контрреволюционную или антисоветскую деятельность и терроризм лица либо вообще невиновные в этих преступлениях, либо совершившие деяния, нанесшие ущерб в области экономики вследствие халатности и разгильдяйства, превышения полномочий.

Чекистами будто была раскрыта многочисленная антисоветская организация, более ста человек, члены которой по решению суда понесли различные наказания от расстрела до лишения свободы на различные сроки. Таких громких дел в условиях нэпа было много. В материалах уголовных дел фигурировали, как правило, нэпманы (предприниматели), советские или партийные работники (бюрократия), зарубежные менеджеры или специалисты. С точки зрения И. В. Сталина и советской терминологии, все они были классово-чуждыми элементами, а их действия экономического характера (с точки зрения власти и закона — противоправные) признавались антисоветскими, контрреволюционными. Поэтому становится понятной логика большевистских вождей, искренне полагавших, что по мере строительства коммунизма должно усиливаться сопротивление враждебных классов. Кроме того, под этим основанием легко было свернуть нэп и расправиться с целым слоем советских граждан, названных нэпманами.

Гражданская война и последующие репрессии 1920;х гг. привели к огромным человеческим жертвам (более 30 млн погибших в мировой и гражданской войнах, свыше 2 млн эмигрантов), а по косвенным статистическим данным, сопоставляющим переписи населения 1914 и 1939 гг., потери были на порядок выше. Произошло кардинальное упрощение социальной структуры: были уничтожены интеллигенция, буржуазия, помещики, качественно ухудшился рабочий класс (кадровых рабочих осталось не более 700 тыс.). Вместе с тем в годы Гражданской войны вырос советский бюрократический аппарат, он в три раза превосходил царский.

Во главе огромной страны оказалась большевистская партия, образовательный уровень которой был ниже образовательного уровня общества. Гражданская война изменила общественную психологию: насилие стало нормой жизни, и эта социальная установка только усиливалась. В результате революционных потрясений структура общества приблизилась к восточной, раннегосударственной: основную массу населения стали составлять крестьяне, пролетариат сократился в своей численности, а над трудящимися классами ширился и набирал силу партийный и советский бюрократический аппарат. В итоге вместе с социализмом в советской стране строилось тоталитарное государство, в котором не могло быть место справедливой судебной системе, тождественной правосудию.

В названной тематике периода Гражданской войны и последующих событий отдельно необходимо обозначить также историю суда в районах, охваченных так называемым «белым движением» или неподконтрольных советской власти. К весне -лету 1918 г., когда сложились сильные политически и хорошо организованные антисоветские очаги, поддержанные извне антибольшевистские силы сгруппировались в неоднородное по составу белое движение, основу которого составили офицеры старой армии. В ходе начавшейся Гражданской войны под контроль «белых» попали обширные районы Сибири, Поволжья, Дона, Северного Кавказа, Крыма, Северо-Западного края, Туркестана и другие регионы.

Судебная система на территории, подконтрольной белому движению, сохраняла прежний, дореволюционный порядок, измененный в условиях Гражданской войны. Остановимся кратко на действиях белогвардейцев на Юге и Востоке России. Так, приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России А. И. Деникина в марте 1920 г. было введено Положение об управлении областями, занимаемыми вооруженными силами Юга России. Наряду с утверждением членов военного командования оно устанавливало должности государственного контролера, начальника гражданского управления (ведающего в том числе вопросами юстиции). Это должностное лицо входило в Совет, имеющий характер совещательного органа при Главнокомандующем. Последнему подчинялись казачьи части и органы самоуправления, до 1920 г. имевшие довольно широкую автономию, в том числе судебную.

Правосудие на территории, контролируемой вооруженными силами Юга России, осуществлялось военно-полевыми судами, корпусными и военно-судными комиссиями при начальниках гарнизонов (в составе председателя и пяти членов). Комиссии подчинялись главному прокурору, военно-полевые суды — войсковым начальникам. Несколько позднее в состав корпусных и гарнизонных комиссий с правом совещательного голоса были включены по два представителя от крестьянской волости. Предварительное следствие проводилось одним из членов комиссии, тем самым следствие и судопроизводство смешивались. При рассмотрении дел военно-судные комиссии руководствовались правилами о военно-полевых судах. Приговоры утверждались военными начальниками. В случае несогласия последних с приговором дело передавалось в корпусной или военно-окружной суд.

На Северном Кавказе, в Средней Азии в годы Гражданской войны учреждались поддерживаемые Советами шариатские суды, суды аксакалов, а на крайнем севере — тундровые суды. Но белая власть их не признавала, а после 1920 г. и советская власть стала подобные суды закрывать, и к 1929 г. они были ликвидированы повсеместно. Шариатские суды, суды аксакалов, тундровые суды, действовавшие на Кавказе, в Средней Азии и на севере страны как местные и понимавшиеся (хотя и с некоторой условностью) на заре советской власти как разновидность народных судов, постепенно упразднялись в течение всех 1920;х гг. по мере упрочения советской власти и успехов государственного строительства. Большевики объясняли отказ от шариатских судов тем, что кадии являлись классово чуждыми элементами по отношению к простым мусульманам, были сторонниками эксплуататорских классов, плохо знали исламское право или трактовали его в угоду затаившимся контрреволюционным элементам. Параллельно демонстрировались преимущества советского народного суда, действовавшего на Кавказе наряду с шариатскими судами. Так же и на севере страны местные суды упразднялись по схожим причинам.

Примеры деятельности судов, не подчинявшихся советской власти, можно найти и в истории Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Комуч, другие белые правительства в зоне иностранной интервенции в правосудии опирались на гражданские и военные суды, оставшиеся от прежней эпохи, или учреждали свои карательные и судебные учреждения.

Противники советской власти, организовавшие белый террор на территории страны, потерпели поражение. Народ в своей массе не поддерживал белые власти, симпатизировал красным, что в итоге предопределило победу большевиков.

На этом историческом фоне после окончания Гражданской войны становление судебной системы вступает в завершающую фазу. В 1922—1924 гг. была осуществлена судебная реформа.

31 октября 1922 г. Положение о судоустройстве РСФСР явилось началом новой судебной реформы (реализовывалось с 1 января 1923 г.). В РСФСР создавалась единая своеобразная судебная система, не признававшая независимую судебную власть, как и систему разделения властей. Советская судебная система состояла из четырех звеньев: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный Суд РСФСР и его коллегии.

Наряду с единой системой народных судов РСФСФ создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии. Специальные суды учреждались и действовали на основании ряда положений, наказов и других актов 1922—1924 гг. Среди них важнейшими были Положение о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г., Наказ Верховному Суду СССР, утвержденный Положением ЦИК СССР от 14 июля 1924 г. Позднее были приняты Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г. (с дополнениями 1928−1930 гг.), Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29 октября 1929 г. Названный акт.

1929 г. вместе с соответствующими главами Конституции СССР 1924 г. и Конституциями союзных республик завершают правовое оформление советского суда в 1920;е гг.

Арбитражные комиссии, созданные в 1922 г. в ходе судебной реформы, были, по сути, своеобразным советским специальным арбитражным судом. Они учреждались в губерниях для разрешения имущественных споров между хозяйствующими субъектами, т. е. государственными и иными учреждениями и предприятиями при областных экономических совещаниях. Система арбитража возглавлялась Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны (СТО) как органе, подотчетном ЦИК и осуществлявшем общее управление народным хозяйством совместно с СНК. Таким образом, арбитражный суд оказался в прямом подчинении государственных исполнительных органов.

В систему судебных органов вносились изменения в соответствии с административно-территориальным делением СССР. Создавались региональные суды, в их числе был учрежденный в 1925 г. Северокавказский суд.

Становление судебной системы сопровождалось появлением советских кодексов. В 1918—1919 гг. предпринимались первые попытки кодификации (были приняты Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, Кодекс законов о труде, Руководящие начала по уголовному праву), но в условиях войны кодификационные работы не завершились.

Проведение «новой экономической политики» потребовало установить во всех областях жизни более четкие начала законопорядка, основанные не только на революционных социальных нормах, большевистской доктрине правосознания, но и на утвержденном властью законе. Еще в 1918 г. были приняты трудовое и семейное законодательства, в послевоенное время в результате советской кодификации появились девять кодексов: Уголовный 1922 г., Гражданский 1922 г., Земельный 1922 г., Уголовно-процессуальный 1923 г., Гражданско-процессуальный 1923 г., Лесной 1923 г., Кодекс законов о труде 1922 г., а также Исправительно-трудовой кодекс 1924 г., Брачно-семейный кодекс 1926 г. 29 октября 1924 г. были приняты Основы судоустройства СССР (а в 1926 г. — Положение о судоустройстве РСФСР), сразу вслед за ними 31 октября 1924 г. — Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик. Эти законы являлись наиболее значимыми в совершенствовании правового регулирования и функционирования советской судебной системы.

После окончания Гражданской войны репрессивная сущность советской власти нашла себе оправдание в новых обстоятельствах. Считалось, что по мере укрепления новой власти и строительства коммунизма сопротивление противников Советского государства («врагов народа») будет только усиливаться. Поэтому советская судебная система отражала сущность тоталитарного государства, и развитие материального и процессуального права, естественно, шло в русле его укрепления. Тенденцией стало усиление позиций военных судов, которые наделялись все более широкими полномочиями, исходили также из политических решений исполнительной власти (ЦИК, НКЮ), партийных решений, например, ЦК ВКП (б), или личных решений Сталина, его окружения.

Само право понималось как возведенная в абсолют воля господствующего класса, справедливость отождествлялась с нормами революционной морали и целесообразности. В связи с этим нет ничего удивительного, что УК РСФСР 1922 г. допускал применение уголовного закона по аналогии и возможность придания обратной силы уголовному закону, усиливающему наказание за совершенное ранее преступление.

В процессе работы над гражданским законодательством В. И. Ленин настаивал на отречении от всего, что связано с частной собственностью, учением о ней. Многие институты частного права определялись тогда как реакционные, буржуазные. В семейном праве опека и попечительство признавались скрытой формой эксплуатации в семье, сама семья в некоторых ультралевых публикациях считалась пережитком эксплуататорского государства, коммунистические утопии даже предполагали перейти от семьи к общине или свободному союзу мужчины и женщины.

Аналогичные тенденции коснулись и процессуального права. Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г. исходил из упрощения процесса в советском суде по сравнению с процессуальным правом досоветского времени. Некоторые институты (мировой суд, присяжные заседатели, присяжные поверенные) были упразднены. 28 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. Нарком юстиции возглавил прокуратуру, являясь прокурором республики, т. е. прокуратура вошла в состав НКЮ. Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре 1922 г.

Еще одним органом, подменившим суд в условиях советского тоталитаризма, стала правящая партия большевиков — РСДРП (б), РКП (б), ВКП (б). Ее многочисленные директивы 1918−1921 гг. говорят о прямом партийном вмешательстве во все государственные дела, судебные в том числе. Секретные и официально изданные документы свидетельствуют о расстрелах, высылке из страны, уголовных преследованиях, санкционированных по прямому указанию ЦК и ее членов. В условиях белого и красного террора, беззаконий, репрессий это объяснялось современниками реалиями Гражданской войны, смуты. Но в послевоенный период тенденция внесудебных преследований со стороны партии большевиков не ослабла. Например, с 1921 г. ЦК РКП (б) обязал суды направлять в партийные комитеты на местах дела, в которых фигурируют члены партии.

Документы 1922−1923 гг. запрещали партийным защитникам в суде (адвокатам) представлять интересы лиц, особенно коммунистов, обвиняемых в государственных и экономических преступлениях, таких как взяточничество, спекуляция и др. А в 1926 г. над большевиками, совершившими преступление или проступок, суд надлежало проводить в порядке показательных процессов. Уместно добавить, что для всего советского времени характерно было проведение по месту работы показательных, даже несудебных процессов, носящих в том числе воспитательный характер.

Наконец, согласно перечисленным актам, вводились жесткие требования к работникам суда и органам советской юстиции. Как правило, все руководящие и судейские должности были выборными на один год, кроме исключений процессуального характера. Вводились квоты, определяющие классовый состав органов юстиции и суда. Около 50% состава отдавалось кандидатам пролетарского происхождения, другая половина распределялась между крестьянами, красноармейцами и краснофлотцами.

Специального юридического образования для народных судей не требовалось, но в духе того времени приветствовались революционное правосознание, честность, неподкупность и другие личностные качества. В некоторых случаях решающими факторами оказывались стаж работы в советских органах, в том числе в юстиции, хорошая репутация, рекомендации. Негласно отдавалось предпочтение партийным претендентам. Не могли избираться в народный суд и занимать должности в юстиции лица, опорочившие себя на службе или в быту, бывшие контрреволюционеры и приравнивавшиеся к ним выходцы из эксплуататорских классов (за исключением положительно зарекомендовавших себя большевиков, среди которых, кстати, было немало принадлежавших до революции как раз таким классам, в том числе и В. И. Ленин).

Итогом развития права в период становления советской судебной системы стало принятие Конституции. В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. определялась судебная власть страны до принятия новой Конституции 1936 г. и соответствующих административной 1937 г. и судебной 1938 г. реформ.

Конституция 1924 г. устанавливала в качестве одного из предметов, подлежащих ведению верховных органов власти СССР организацию судоустройства и судопроизводства.

Глава седьмая Конституции СССР 1924 г. О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик определяла в ст. 43, что в целях утверждения революционной законности на территории СССР при Центральном Исполнительном Комитете СССР учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относилось:

  • а) дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • б) рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению Прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  • в) дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  • г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
  • д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Статья 44 определяла состав Верховного Суда СССР, деятельность которого осуществлялась в форме: а) пленарных заседаний; б) Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; в) Военной и Военно-транспортной коллегий. В пленарном заседании участвовали 11 членов, в том числе председатель Верховного Суда и его заместитель, четыре председателя пленарных заседаний верховных судов союзных республик и один представитель ОГПУ СССР, причем председатель, его заместитель и остальные пять членов назначались Президиумом ЦИК СССР (ст. 45).

В ст. 46 Конституции СССР 1924 г. определялось, что прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель назначаются президиумом ЦИК СССР. В обязанности прокурора входила дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховным Судом СССР, поддержание обвинения на заседании Суда и в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда СССР опротестование их в Президиуме ЦИК СССР. Согласно ст. 47 направление указанных в ст. 43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда происходило исключительно по инициативе ЦИК, его Президиума, прокурора Верховного Суда СССР, прокуроров союзных республик и ОГПУ СССР.

Пленарные заседания Верховного Суда Союза образовывали специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК и СНК СССР. Оговаривалось, что принятие Верховным Судом к своему производству этих дел могло иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК или его Президиума (ст. 48).

В 1929 г. компетенция Верховного Суда была значительно расширена: он стал обладать правом законодательной инициативы, усилились его надзорные функции, он получил право разъяснения законодательства по предложениям и запросам ЦИК и СНК.

Кроме судебной структуры, в гл. 9 говорится об Объединенном Государственном Политическом Управлении, органе внесудебной расправы, имевшем в СССР в 1920—1950;х гг. широкие полномочия и своей правоприменительной, карательной сущностью подменявшем суд. Согласно ст. 61 ОГПУ имело целью объединить революционные усилия союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, учреждалось при СНК СССР, и председатель ОГПУ входил в СНК с правом совещательного голоса.

В соответствии со ст. 62 в ОГПУ определялась следующая иерархия: ОГПУ СССР руководит работой местных органов ГПУ через своих уполномоченных при Советах народных комиссаров союзных республик, действующих на основании специального положения, утвержденного в законодательном порядке. При этом по ст. 63 надзор за закономерностью действий ОГПУ осуществлял прокурор Верховного Суда СССР на основе специального постановления ЦИК СССР.

Обозначенная структура дополнялась по ст. 67 Конституции СССР комиссариатом юстиции. В статье говорилось, что центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы — советы народных комиссаров в составе председателя СНК, заместителей председателя народного комиссара внутренних дел, народного комиссара юстиции.

Логичным продолжением репрессивной судебной системы было развитие столь же репрессивной системы исполнения наказаний. 11 июня 1929 г. СНК СССР принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных». Согласно этому акту содержание всех заключенных, осужденных более чем на трехлетний срок, переходило в ведение ОГПУ, в системе которого было создано Главное управление лагерей. Имевшиеся уже тогда Исправительно-трудовые лагеря (ИТУ) передавались из НКВД в ГУЛАГ. На исправительную систему возлагалась организация в качестве воспитательной меры труда заключенных в эксплуатации природных богатств страны, поскольку основной задачей советского уголовного закона было не наказание, а исправление, в данном случае участием в полезной деятельности. Но по сути благородная цель перевоспитания была подменена бесчеловечным использованием рабского, бесплатного, тяжкого труда.

На основании вышеизложенного видно, что в 1917—1920 гг. сформировалась и получила импульс для дальнейшего развития советская судебная система. Впервые в мире появился народный суд, советский по своему оформлению, положительно отличавшийся своей выборностью и заложенными в его суть демократическими принципами. Однако в силу сложившихся обстоятельств, исходивших из объективных причин и субъективных факторов, изложенных в данной теме, советский суд не способствовал решению задач становления правосудия, защиты прав и свобод человека и гражданина. Названная тенденция генезиса советского суда как репрессивного органа при официальной политике террора привели к становлению и упрочению тоталитарного государства 1930;х гг. и последующего времени.

Адвокатура в Советской России подверглась сильным гонениям. Великая октябрьская социалистическая революция 1917 г. и последовавшая за ней диктатура пролетариата привели к уничтожению так называемой «буржуазной» адвокатуры и ее лучших традиций. Многие адвокаты были ликвидированы физически как представители враждебного пролетариату класса, другие оказались в концлагерях, третьи — оставшиеся на свободе — лишены права выступать в судах, немногим удалось эмигрировать за границу. Численность адвокатов в России сократилось с 13 тыс. в 1917 г. до 650 человек в 1921 г. Для возобновления деятельности адвокатуры при губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Таким образом, обвинение и защита оказались в едином органе — Народном комиссариате юстиции.

В соответствии с «Декретом о суде № 1» 1917 г. упразднялся институт адвокатуры. Представительствовать в суде было разрешено любому обладающему гражданскими правами лицу. Инструкция о революционных трибуналах от 19 декабря 1917 г. является первым официальным актом новой власти, который содержал попытку создания новой — советской адвокатуры. В 1918 г. принимается Положение о народном суде РСФСР, в соответствии с которым при Советах рабочих и крестьянских депутатов учреждаются коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. В 1918 г. Декретом № 2 учреждаются коллегии правозаступников как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты.

В 1920 г. Совнарком издает постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием», согласно которому в трехдневный срок после опубликования данного постановления указанные лица обязаны зарегистрироваться в подотделах учета и распределения рабочей силы по месту жительства. Лица же, не зарегистрированные в указанный срок, считались дезертирами и карались судом. В 1920 г. ВЦИК разработал дополнения к Положению о народном суде РСФСР, направленные против адвокатуры. Вскоре была предложена для обсуждения реформа, касающаяся адвокатуры. Народный комиссариат юстиции в 1922 г. принял Положение о коллегии защитников, в соответствии с которым данные коллегии образовывались в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью возлагался на суд, исполком и прокуратуру.

Значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами — членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 г. свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях. Партия большевиков начала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь установить таким образом контроль над деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и вступали в коллегию лишь для того, чтобы занять руководящие посты. С конца 1927 г. комиссариатами юстиции стало поощряться образование трудовых коллективов в коллегиях защитников, но насильственные попытки коллективизировать адвокатуру не привели к успеху. Так, институт адвокатуры эволюционировал в общей канве развития советского тоталитаризма.

Советский нотариат претерпел следующие изменения. После Октябрьской революции и «Декрета о суде № 1» были отменены все судебные институты следователей прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. О нотариате в документе ничего не было сказано. В 1918 г. СНК принял Постановление об отмене старого Положения о нотариальной части и ввел новое, объявившее о муниципализации нотариальных контор. Выполнение нотариальных функций СНК возложил на местные Советы. Так появились нотариальные отделы, которые возглавляли так называемые народные нотариусы. Но в конце 1918 г. и эти отделы были ликвидированы, их функции были переданы другим отделам и народным судьям, а где это было необходимо — создавались нотариальные столы.

Первый документ, регулировавший советский нотариат, — Положение о государственном нотариате от 4 октября 1922 г. Согласно нормативным актам, принятым в 20-е гг. XX в. (прежде всего по Постановлению ЦИК СССР от 14 мая 1926 г. «Об общих принципах организации государственного нотариата»), нотариат подчинялся судебным органам союзных республик. В Положении от 20 июня 1930 г. «О государственном нотариате РСФСР» и в Нотариальном положении УССР от 25 июля 1928 г. эта норма осталась без изменений. С 1929 г. возобладала установка на ликвидацию нотариата в рамках компании «упрощения и улучшения» деятельности органов юстиции. В РСФСР этим непосредственно занималось организационно-инструкторское управление НКЮ РСФСР (Положение о НКЮ 1929 г.).

Таким образом, по мере продолжения строительства советского государства, укрепления социалистического права судебная власть, органы и учреждения юстиции становились все более специфичными, характерными для социалистического строя. Последующая история внесет в суд и юстицию еще более разительные отличия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой