Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения с помощью внесудебного порядка разрешения споров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комиссия рассматривает жалобы (заявления) на решения комиссий по назначению ежемесячного пожизненного содержания, созданных при верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, Главном управлении обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, управлениях (отделах) Судебного департамента… Читать ещё >

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения с помощью внесудебного порядка разрешения споров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как указано в предыдущем параграфе, внесудебная защита прав граждан включает непосредственную, общественную и управленческую защиту. Нормативную базу внесудебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения составляют как нормативные правовые акты общего назначения, так и акты специального назначения.

Нормативным правовым актом общего назначения является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Большое значение имеет вопрос о сфере применения данного Закона. Взгляды ученых по этому вопросу неоднозначны. Так, по мнению некоторых ученых, из смысла ст. 33 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 указанного Закона явствует, что его положения не распространяются на порядок рассмотрения обращений в коммерческих организациях, негосударственных образовательных учреждениях и общественных объединениях, унитарных предприятиях, и что порядок рассмотрения обращений граждан в них регламентируется внутренними локальными нормативными актами либо законодательством РФ. В Комментарии к Конституции РФ указывается, что положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ распространяются на обращения граждан в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Со вторым мнением можно согласиться, так как в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ установленный этим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. С одной стороны, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866−1 относится к числу иных федеральных законов о порядке рассмотрения обращений граждан, с другой же стороны — в нем не в полном объеме регламентирован порядок подачи и рассмотрения жалоб.

К числу специальных нормативных правовых актов относятся акты по отдельным видам социального обеспечения. Это Закон о трудовых пенсиях (ст. 18), Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих (ст. 65), Закон о социальной помощи (ст. 9). В то же время ряд нормативных правовых актов по вопросам социального обеспечения либо включают отсылочные нормы, либо предусматривают лишь судебную защиту прав граждан, что противоречит Конституции РФ. К числу первых можно отнести Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (п. 86), а к числу вторых — Закон о ветеранах (ст. 27), Закон о социальной защите инвалидов (ст. 32) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 32).

Основной задачей органов, создаваемых для первичного разрешения спорных вопросов социального обеспечения, является защита прав граждан в рамках тех органов, учреждений и организаций, куда они обратились за предоставлением обеспечения. Как правило, речь идет о случаях, когда гражданин обращается за обеспечением к руководителю органа или организации, где он осуществляет трудовую деятельность или проходит военную или правоохранительную служб}' (непосредственная форма защиты).

Наиболее распространенным органом общественной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения, имеющим оформленный правовой статус, является комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию. Согласно Типовому положению об этой комиссии (уполномоченном) она образуется в организациях независимо от форм собственности, зарегистрированных в качестве страхователей в территориальных органах ФСС РФ, с числом работников более 100 человек. В организациях с числом работников более 1000 человек комиссии могут создаваться в структурных подразделениях. Если же число работников в организации менее 100 человек, функции комиссии может выполнять уполномоченный по социальному страхованию.

Члены комиссии избираются из числа представителей администрации страхователя (работники службы управления персоналом, финансово-экономической, юридической и бухгалтерской служб и др.), а также профсоюзной организации или трудового коллектива на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В таком же порядке избирается уполномоченный по социальному страхованию.

Положение о комиссии или уполномоченном разрабатывается в каждой организации-страхователе на основании Типового положения и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. В положении определяется число членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов (трудового коллектива), срок полномочий комиссии, порядок принятия ею решений и т. д.

Комиссия рассматривает спорные вопросы обеспечения пособиями, но социальному страхованию, возникшие между работниками и администрацией организации. Комиссия обязана в 10-дневный срок рассматривать заявления (жалобы) работников организации по вопросам социального страхования. Решения комиссии оформляются протоколом.

При возникновении спора между комиссией и администрацией организации-страхователя, а также в случаях неисполнения администрацией решений комиссии комиссия вправе обращаться в территориальный орган ФСС РФ. В свою очередь администрация страхователя или застрахованное лицо могут обжаловать решения комиссии в территориальный орган ФСС РФ.

Контроль над работой комиссии осуществляет территориальный орган ФСС РФ.

В отдельных государственных органах по их собственным решениям создаются внутренние структуры, предназначенные для разрешения спорных вопросов предоставления отдельных видов социального обеспечения. Так, приказом Генеральной прокуратуры РФ от 6 декабря 2002 г. № 72 утверждено Положение о комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения. Положение утверждено в соответствии с п. 1.5 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ, имеющим классные чины, и их семьям, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942. В данном пункте указано, что спорные вопросы назначения и выплаты пенсий, в том числе вопрос о зачете в выслугу лет отдельных периодов службы (работы, учебы), решаются комиссией Генеральной прокуратуры РФ, положение о которой утверждается Генеральным прокурором РФ.

Комиссия состоит из пяти человек. Персональный состав комиссии утверждается приказом Генерального прокурора РФ. Основными задачами комиссии являются: рассмотрение спорных вопросов, возникающих в процессе применения нормативных правовых актов об исчислении выслуги лет и назначении пенсий работникам прокуратуры и их семьям; формирование единой практики применения законодательства о пенсионном обеспечении прокуроров и следователей и их семей пенсионными службами прокуратур субъектов РФ. Комиссия рассматривает спорные вопросы назначения и перерасчета пенсий, исчисления выслуги лет и общего трудового стажа, исчисления сроков назначения или перерасчета пенсий и др.

Комиссия имеет право приглашать на свои заседания заинтересованных лиц, давать поручения отделу пенсионного обеспечения Управления кадров Генеральной прокуратуры РФ, запрашивать необходимые сведения, отменять или изменять свои решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Положение о комиссии регулирует и некоторые процессуальные вопросы се деятельности. Так, заседания комиссии проводятся по мере необходимости либо не реже одного раза в два месяца при наличии не менее трех членов комиссии. Время проведения заседания комиссии и круг лиц, подлежащих приглашению на заседание, определяет председатель комиссии. Подготовку материалов к заседанию комиссии осуществляет секретарь. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов право окончательного решения принадлежит председателю комиссии. Заседание комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель и секретарь комиссии. Заявителю направляется выписка из решения комиссии.

Принятые комиссией решения являются обязательными для исполнения всеми органами прокуратуры РФ. Решение комиссии может быть обжаловано Генеральному прокурору РФ либо в судебном порядке.

Комиссии по разрешению спорных вопросов в области пенсионного обеспечения работают и в других министерствах и ведомствах силового блока — Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСИН России, а также в судебной системе. Так, Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418, предусмотрено создание комиссий МВД, Главного управления внутренних дел (ГУВД), Управления внутренних дел (УВД) субъектов РФ по разрешению спорных вопросов по пенсионному обеспечению (п. 12.2.3). В ФСБ России действует комиссия по решению спорных вопросов (Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. № 302, п. 11). В системе ФСИН России споры по зачету в выслугу лет для назначения пенсии разных периодов службы, работы и учебы сотрудников рассматриваются комиссией территориального органа либо центральной аттестационной комиссией. Споры по установлению размеров сумм денежного довольствия для начисления пенсии разрешаются начальником территориального органа, а при различной подчиненности пенсионного органа и подразделения финансовой (экономической) службы — финансово-экономическим управлением ФСИН России. Эти положения закреплены в п. 13.1 и 13.2 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 258.

При возникновении спорных ситуаций по вопросам назначения ежемесячного пожизненного содержания судей эти вопросы выносятся на рассмотрение комиссии, которая состоит из представителей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Создание такой комиссии предусмотрено п. 7.2 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ 3, 9 и 29 июля 2003 г.

Положение о Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям утверждено Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ 1, 19 июля и 6 сентября 2004 г. Предметом рассмотрения Комиссии являются спорные вопросы, возникающие при назначении и выплате: ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, бывшим судьям и бывшим государственным арбитрам; ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% от ежемесячного пожизненного содержания судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать; ежемесячного возмещения в связи со смертью судьи нетрудоспособным членам семьи, находившимся на его иждивении.

Комиссия рассматривает жалобы (заявления) на решения комиссий по назначению ежемесячного пожизненного содержания, созданных при верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, Главном управлении обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах РФ (далее — Комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания). Кроме рассмотрения жалоб (заявлений), Комиссия может давать разъяснения по вопросам применения Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям. Комиссия дает разъяснения в связи с запросами, поступившими от судей федеральных судов, мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, бывших судей, их представителей. Запросы могут также поступать от председателей и членов комиссий по назначению ежемесячного пожизненного содержания, председателей федеральных судов общей юрисдикции, руководства Судебного департамента, начальников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, при которых созданы комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания, членов семей умершего судьи, находившихся на его иждивении, их представителей. Разъяснения Комиссии имеют рекомендательный характер.

В Положении о Комиссии определяется порядок ее формирования и работы. В состав Комиссии входят судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, государственные служащие указанных судов и государственные служащие Судебного департамента. Число членов Комиссии определяется в следующем порядке: от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — по три человека, от Судебного департамента — семь человек. Персональный состав членов Комиссии от каждого из указанных органов определяется, соответственно, Председателем Верховного Суда РФ, Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральным директором Судебного департамента. Состав Комиссии объявляется приказом Генерального директора Судебного департамента. Председателя, заместителя председателя и секретаря члены Комиссии избирают самостоятельно.

Жалоба (заявление) рассматривается в месячный срок, который исчисляется с момента регистрации.

Решение Комиссии принимается простым большинством голосов се членов, присутствующих на заседании. Члены Комиссии не вправе воздерживаться от голосования. При равенстве голосов решение Комиссии считается принятым в пользу лица, жалоба (заявление) которого рассматривается Комиссией.

Комиссия принимает одно из следующих решений: оставить решение комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания без изменения; отменить решение и направить документы на новое рассмотрение в комиссию, но назначению ежемесячного пожизненного содержания. Решение Комиссии об отмене решения и направлении документов на повое рассмотрение является обязательным для исполнения и вводится в действие приказами соответствующих должностных лиц в пятидневный срок со дня поступления (регистрации) решения Комиссии. В случае несогласия с решением Комиссии лицо, по жалобе (заявлению) которого вынесено данное решение, вправе обжаловать его в суд.

Соответствующие структуры создаются в органах ПФР. В Исполнительной дирекции ПФР создано Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей. На управляющих отделениями ПФР в субъектах РФ возложена обязанность по формированию подразделений по работе с обращениями граждан.

Постановлением Правления ПФР от 2 ноября 2007 г. № 275п утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей в Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР и Положение об организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации. В Инструкции содержатся общие положения, правовые нормы о приеме и регистрации письменных обращений граждан, сроках рассмотрения обращений граждан, организации рассмотрения обращений, контроле исполнения обращений, формировании дел по обращениям, а также о работе, но обобщению и анализу обращений. Положение об организации приема включает общие положения, нормы об организации приема граждан, приеме граждан первым заместителем, заместителями Председателя Правления ПФР, Исполнительным директором ПФР и его заместителями, приема граждан руководителями структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, их заместителями и иными лицами, наделенными необходимыми для этого полномочиями, по вопросам, относящимся к их компетенции.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения через управленческую форму опирается на более серьезную нормативную основу, предусматривающую соответствующую процессуальную деятельность этих органов и должностных лиц. Кроме того, указанный способ защиты имеет многолетнюю историю.

Основным средством защиты прав граждан в сфере социального обеспечения являются их обращения. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепил три вида обращений: предложение, заявление, жалоба. Данный Закон содержит определения понятий этих видов обращений (ст. 4).

В действующих нормативных правовых актах и специальной литературе подробно исследован порядок рассмотрения обращений граждан. Поэтому пашей задачей является лишь выявление особенностей, характерных для применения норм права социального обеспечения в процессе рассмотрения обращений в органах, учреждениях и организациях, осуществляющих социальное обеспечение граждан, а также в иных органах, рассматривающих обращения граждан по указанным вопросам. Речь идет о следующих основных учреждениях и органах: 1) вышестоящих учреждениях ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС; 2) вышестоящих органах и учреждениях социальной защиты населения; 3) вышестоящих органах военного управления и органах правоохранительной системы; 4) органах прокуратуры; 5) Уполномоченном по нравам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ; 6) Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ; 7) Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций.

Основная нагрузка по рассмотрению обращений граждан в системе ПФР приходится на отделения фонда по субъектам РФ. Они являются вышестоящими учреждениями по отношению к управлениям ПФР в городах и районах.

В системе социальной защиты населения спорные вопросы и жалобы рассматриваются органами социальной защиты населения субъектов РФ, а также Минздравсоцразвития России.

Положением о Министерстве социальной политики Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства области от 12 мая 2012 г., на это Министерство возложено рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним необходимых мер, ведение приема граждан. Эта работа осуществляется на основании актов как федерального, так и областного уровня. О нормативном правовом акте федерального уровняФедеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» — речь шла выше. К актам областного уровня следует отнести Регламент Министерства социальной защиты населения Свердловской области, утвержденный приказом заместителя председателя Правительства Свердловской области — Министра социальной защиты населения Свердловской области от 30 апреля 2010 г. № 196. В данном Регламенте порядку работы с обращениями граждан посвящена гл. 8 «Порядок работы с обращениями граждан» (п. 110−128). Вопросы обжалования действий (бездействия) должностных лиц изложены в гл. 5 Административного регламента от 14 декабря 2009 г. «Порядок и условия обжалования действий (бездействия) должностных лиц» (п. 39−44).

На федеральном уровне в системе социальной защиты населения обращения граждан рассматривает Минтруд России.

Работа с обращениями граждан в Минтруде России осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по исполнению государственной услуги «Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. № 6143н.

В соответствии с Порядком организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. № 906н, жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро медико-социальной экспертизы рассматривает главное бюро. В случае признания жалоб обоснованными главное бюро изменяет либо отменяет решения бюро. Кроме того, главное бюро проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро.

Жалобы граждан на решения главных бюро рассматривает Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. В случае признания жалоб обоснованными Федеральное бюро изменяет или отменяет решения главных бюро и проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро.

Существуют некоторые особенности обжалования заключений военно-врачебных комиссий.

Работа с обращениями граждан в Минздравсоцразвитии России осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. № 293н. Данный Административный регламент состоит из 43 пунктов, структурированных в пять разделов. Эти разделы посвящены общим положениям, требованиям к порядку исполнения государственной функции, административным процедурам, порядку и формам контроля над исполнением государственной функции, порядку обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе исполнения государственной функции.

В соответствии со ст. 65 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих споры по вопросам назначения и выплаты пенсий военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей, взыскание излишне выполненных сумм разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности. В Минобороны России таким органом является Комиссия Минобороны, состоящая из представителей структурных подразделений Министерства. В МВД России споры и жалобы разрешает Финансово-экономический департамент, в ФСБ России — Комиссия по спорным вопросам, в судебной системе — Комиссия, состоящая из представителей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Спорные вопросы пенсионного обеспечения в системе прокуратуры РФ разрешаются Комиссией Генеральной прокуратуры.

В системе ФСИН России споры по вопросам социального обеспечения рассматриваются различными органами. Споры, но исчислению выслуги лет в порядке обжалования рассматривает Центральная аттестационная комиссия, по исчислению денежного довольствия — Финансово-экономическое управление ФСИН, а иные споры — также Финансово-экономическое управление.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Порядок разрешения обращений граждан регулируется Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ, которая утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. № 3.

По каждому обращению в органе прокуратуры выполняется одно из следующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе. Обращения граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.

Если по жалобе принесен протест, предъявлен иск или использовано иное средство прокурорского реагирования, заявителю сообщается о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах рассмотрения.

В Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов и районов производится также прием граждан. Кроме того, в каждой прокуратуре устанавливается ящик для обращений и заявлений, который размещается в приемной или в доступном для заявителей месте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой