Основы административного права и административного процесса
Отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства. Административное судопроизводство — это рассмотрение судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права. Внеаппаратные, т. е. взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями… Читать ещё >
Основы административного права и административного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
знать
- • нормативно-правовые основы административного законодательства;
- • систему административных наказаний;
- • классификацию и правила рассмотрения обращений граждан;
уметь
- • оперировать основными понятиями административного права и административного процесса;
- • анализировать и применять административно-правовые нормы, административно-правовые отношения;
владеть
• навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими административные правовые отношения, их правильного применения в практической деятельности.
Понятие, предмет и структура административного права
Административное право, наряду с конституционным, гражданским и уголовным, является одной из основных, базовых отраслей правовой системы Российской Федерации.
Предмет административного права — это «система общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности публичной администрации по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров (если они не стали предметом регулирования других отраслей права), а также при осуществлении административного судопроизводства»[1].
Все административно-правовые отношения можно разделить на три вида[2]:
- 1) внутриаппаратные, когда соответствующие юридические нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них, а также взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;
- 2) внеаппаратные, т. е. взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, а также с гражданами;
- 3) отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства. Административное судопроизводство — это рассмотрение судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права.
Источники административного права как форма выражения, способ закрепления норм административного права это все известные правовой науке источники, начиная от Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и заканчивая правовыми актами органов местного самоуправления и локальными правовыми актами организаций.
Основными нормативными документами, регламентирующими административно-правовые отношения, являются Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ). В систему административного законодательства включены и другие правовые акты, регулирующие различные отношения в сфере государственного управления.
Структура КоАП РФ представлена на рис. 5.1.
Функции административного права:
- • создание условий для эффективной деятельности всей системы государственных органов;
- • обеспечение граждан, их объединений и организаций возможностью использовать свои права и свободы, реализация которых связана с функционированием государственной исполнительной власти;
- • защита граждан и общества от нарушений их прав и свобод со стороны государственных и иных органов.
К средствам административно-правового регулирования относятся предписание, запрет и дозволение.
Предписание — это установление для субъектов административного права жестко регламентированных прав и обязанностей. Непосредственное выражение предписания находят в определении нормами административного права задач и функций органа исполнительной власти, прав и обязанностей должностных лиц этого органа, в установлении определенного порядка действий в соответствующих условиях и надлежащим образом.
Запрет — установление для субъектов административного права правовых запретов и санкций за их нарушение. В частности, запрещается направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются; применение административного ареста к военнослужащим и др.
Дозволение — установление для субъектов административного права возможности выбора вариантов реализации прав и обязанностей; юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных административно-правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Система административного права представляет собой его внутреннее строение, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, первичным из которых является норма административного права. Нормы административного права объединены в административно-правовые институты, которые, в свою очередь, объединяются в части (Общую и Особенную), а из этих частей состоит отрасль административного права.
Общая часть административного права включает в себя следующие его правовые институты:
- • административно-правовой статус субъектов административного права (индивидуальных и коллективных);
- • формы (правовые и неправовые) и методы (убеждение и принуждение) государственного управления;
- • государственная служба;
- • административное принуждение (меры предупреждения, пресечения, обеспечения, ответственности);
- • способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении (контроль, надзор, обжалование и оспаривание действий и решений органов государственного управления и их должностных лиц);
- • специальные административно-правовые режимы.
Особенную часть административного права образуют административно-правовые институты, регулирующие организацию и реализацию государственного управления в следующих сферах и отраслях:
- 1) межотраслевой сфере;
- 2) административно-политической;
- 3) социально-культурной;
- 4) производственно-хозяйственной.
Перечисленные административно-правовые институты условно можно разделить на два типа:
- а) позитивные (регулятивные), регламентирующие административное правотворчество и правоприменение путем добровольного, осознанного выполнения субъектами административного права своих обязанностей, соблюдения установленных запретов, надлежащего порядка использования субъективных прав;
- б) охранительные (деликтные), регламентирующие деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по применению мер административного принуждения для принудительного выполнения субъектами административного права своих обязанностей, соблюдения запретов, привлечения к юридической ответственности за несоблюдение установленного порядка использования прав или выполнения обязанностей.