Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика организационных структур управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют также вторичные (или вспомогательные) модели органических структур. Вспомогательными они названы потому, что способствуют повышению эффективности функционирования основных моделей. В то же время вторичные модели немного сложнее основных: в них информация всегда может вернуться к отправителю по каналу, отличному от того, по которому отправлялась, причем точка возврата может не быть… Читать ещё >

Характеристика организационных структур управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшая проблема менеджмента любого предприятия или организации заключается в формировании рациональной организационной структуры управления.

Для создания рациональной структуры управления в силу сложности, многоаспектности, а также больших объемов работы каждой организации необходимо разделение груда. Процесс разделения труда носит горизонтальный и вертикальный характер.

Разделение труда горизонтального характера обусловлено наличием внутри каждой организации руководителя отдельного структурного (функционального) подразделения, например:

  • — заместитель по маркетингу;
  • — заместитель по финансам;
  • — заместитель по науке;
  • — заместитель по персоналу и т. д.

Действия всех руководителей должны быть скоординированы.

Разделение труда по вертикали (вертикальный характер) обусловлен определенной иерархией уровней управления (рис. 3.1).

Характеристика организационных структур управления.[1][2]

  • — сбор необходимой информации для высшего звена управления;
  • — доведение до младшего руководства решений высших начальников;
  • — оценка и анализ производственно-экономических показателей деятельности;
  • — поддержка своими решениями продвижения новых идей и разработок.

Руководители среднего звена должны:

  • — уметь с помощью информационных технологий анализировать производственно-экономические показатели деятельности организации;
  • — знать научную методологию процессов управления и принятия решений в организации;
  • — владеть различными методами в сфере психологии управления;
  • — уметь эффективно использовать систему мотивации груда.

Основная характеристика данного уровня управления заключается в том, что среднее звено управления в определенной степени является информационно-аналитическим центром, так как, с одной стороны, на данном уровне анализируется деятельность руководителей низового звена управления, с другой — предоставляется необходимая информация, которая может использоваться высшим руководством в процессе стратегического планирования деятельности организации.

3. Высшее звено (top management). Высшее звено управления представлено такими должностями, как президент компании, вице-президент, генеральный директор и его заместители.

В основные задачи высшего руководства входят текущее и стратегическое планирование деятельности организации, управление деятельностью, контроль всех действий, происходящих на предприятии.

К специфическим требованиям данного звена управления можно отнести:

  • — гибкость в процессе принятия решений;
  • — учет факторов макросреды при планировании деятельности организации;
  • — умение предвидеть наступление определенных событий, основанное не только на профессиональном опыте, но и на собственной интуиции;
  • — способность к новаторству;
  • — умение быстро адаптироваться к переменам.

Согласно структуре затрат времени руководители высшего звена занимают:

  • — на встречи и заседания — 59%;
  • — работу с документацией и почтой — 22%;
  • — незапланированные встречи и переговоры — 10%;
  • — телефонные переговоры — 6%;
  • — поездки и осмотры объектов — 3% рабочего времени.

Вертикальное и горизонтальное разделение труда находит выражение в формировании организационной структуры управления (ОСУ).

Успешное функционирование и развитие всякой системы управления в существенной степени зависит от научной аргументированности ее организационной структуры управления.

На разнообразие организационных структур управления оказывают влияние многие объективные факторы и условия: размеры производственной деятельности предприятия (мелкое, среднее, крупное); производственный профиль организации (единичное, серийное или массовое производство); функции управления и т. п.

Под организационной структурой управления понимается состав и формы связей единиц и звеньев, выполняющих функции управления предприятием. Другими словами, это состав (специализация), согласованность и иерархичность обособленных структурных подразделений, а также отдельных должностей.

Структуру организации составляет множество видов отношений и связей. Многообразие организационных связей порождает многообразие структур, существующих в организации. В организациях имеют место быть следующие организационные структуры (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Виды структур в организациях.

Вид организационной структуры.

Характеристика.

Организационная структура.

Отражение иерархичности взаимосвязанных и согласованных единиц управления.

Функциональная структура.

Характеристика разделения груда в организации по функциональному признаку.

Ролевая структура.

Характеристика участия трудового коллектива в производственном творческом процессе по поведенческим и коммуникационным ролям.

Социальная структура.

Характеристика персонала организации на основе социальных факторов (возраст, пол, образование, семейное положение, национальность, профессия и т. д.).

Штатная структура.

Определение состава структурных подразделений и перечня должностей, а также установление размера должностного оклада и фонда заработной платы.

К элементам ОСУ относятся:

  • 1) звено управления — элемент (единица) управления, в качестве которого выступает структурное подразделение или отдельный специалист1;
  • 2) уровень управления — совокупность управленческих звеньев, которая образует определенную ступень в процессе управления, носящую вертикальный характер;
  • 3) ступень (уровень) управления — уровень управления при рассмотрении системы в масштабе микроструктуры, т. е. при персонифицированном управлении[3][4];
  • 4) аппарат управления — организованная на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей), объединенных в органы, подразделения, службы управления, на которые возложено выполнение определенных функций управления[5];
  • 5) структурное подразделение — самостоятельная, официально выделенная часть организации с установленным количеством работников, наделенных определенными полномочиями и несущих определенную ответственность за выполнение поставленных задач;
  • 6) функциональное структурное подразделение — самостоятельная, официально выделенная часть организации с установленным количеством работников, выполняющих определенные функции управления (планирование, учет, контроль, финансирование и т. д.);
  • 7) производственное структурное подразделение — самостоятельная, официально выделенная часть организации с установленным количеством работников, выполняющих задачи оперативного управления производством продукции.

При определении оптимальной оргструктуры предприятия следует придерживаться следующих принципов.

  • 1. Принцип гибкости. Характеризуется способностью быстрого реагирования на происходящие в организации изменения.
  • 2. Принцип централизации. Заключается в концентрации функциональных обязанностей работников.
  • 3. Принцип специализации. Означает сосредоточение в каждом структурном подразделении определенных управленческих функций.
  • 4. Принцип нормоуправляемости. Предполагает наличие рационального числа подчиненных, приходящихся на каждого руководителя.
  • 5. Принцип единства прав и ответственности. Характеризуется соответствием прав и ответственности сотрудников.
  • 6. Принцип распределения полномочий. Означает процесс предоставления работникам определенных прав и обязанностей в соответствии с занимаемой должностью.
  • 7. Принцип экономичности. Заключается в минимизации управленческих затрат на содержание аппарата управления.

Организационная структура в современной экономике — это иерархия власти или доступа к информации. Кроме того, организация представляет собой процесс создания определенной структуры организации, которая дает коллективу возможность эффективно совместно работать для достижения его целей.

Важно запомнить!

Соотношение рационального числа подчиненных на каждого руководителя:

  • — высшее звено управления — 4—8 подчиненных;
  • — среднее звено управления — 8—20 подчиненных;
  • — низовое звено управления — 20—40 подчиненных.

Организация как процесс подразумевает деление фирмы на подразделения и перераспределение полномочий и ответственности (делегирование)1.

Для того чтобы организация была устойчивой, должны выполняться следующие требования'.

  • — наличие цели в иерархии;
  • — полномочия и ответственность распределяются на основные компетентности;
  • — ответственность понимается как обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение или последствия решения;
  • — иерархия власти закреплена формально, при этом власть руководства должна поддерживаться другими формами власти, кроме традиционной;
  • — в организации существует система нематериального стимулирования труда и удовлетворение потребностей высшего порядка;
  • — полномочия предоставляются должности, а не лицу, ее занимающему, и имеют ограничения (корпоративная культура, традиции, финансы, производственная необходимость и др.);
  • — объем полномочий соответствует объему ответственности.

Полномочия бывают линейными (подчинение сверху вниз) и штабными.

(подчинение на одном уровне власти). У каждой группы полномочий есть достоинства и недостатки (табл. 3.2).

Таблица 32

Сравнение типов полномочий.

Тип полномочий.

Достоинства.

Недостатки.

Линейные.

Высокая скорость принятия решений по упрощенной процедуре, высокое самосознание руководства (внутренняя ответственность за дело), устойчивость управляемой системы, отсутствие большого количества шумов в коммуникациях (относительная чистота информации), прозрачность системы управления для коллектива, определенность.

Низкое качество принимаемых решений из-за малого количества альтернатив, отсутствие и нежелание инициативы, вынужденное выполнение одним лицом стратегических и тактических функций, рост числа ошибок и недочетов, отсутствие единства с коллективом (вакуум власти), усталость и перегрузки, зависимость от людей, имеющих недостающие руководителю знания и навыки, развитие самомнения.

Штабные.

Рост качества принимаемых управленческих решений, повышение степени нестандартности и адаптивности решений к реальным условиям, рост ответственности за локальные решения, рост самосознания людей, укрепление комфортного морально-психологического климата в коллективе.

Увеличение количества времени и ресурсов для принятия и реализации коллективных решений, рост числа локальных ошибок персонала, распыление власти и ответственности, местничество, появление большого количества шумов в коммуникациях, усложнение процесса принятия решений, возникновение психологических иф, дробление целей и интересов.

1 См.: Мес.коп М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997.

Из таблицы видно, что линейные и штабные полномочия эффективны при решении различных задач и в одной и той же ситуации не могут иметь одновременно одинаковое значение.

Помимо общепринятой классификации полномочий (линейные и штабные), их можно классифицировать следующим образом (рис. 3.2).

Управленческие полномочия.

Рис. 3.2. Управленческие полномочия Схематично распределение полномочий представлено на рис. 3.3.

Способы распределения полномочий.

Рис. 33. Способы распределения полномочий:

—Общий объем полномочий:—Границы полномочий высшего уровня;

…— Границы полномочий среднего уровня;————Границы полномочий низового уровня Для эффективного распределения полномочий необходимо учитывать определенные факторы и условия, которые представлены на рис. 3.4—3.5.

Факторы, определяющие масштабы полномочий на том или ином.

Рис. 3.4. Факторы, определяющие масштабы полномочий на том или ином.

уровне управления.

Условия эффективного распределения полномочий.

Рис. 33. Условия эффективного распределения полномочий.

Это важно!

Традиционная ошибка руководства заключается в том, что, делегируя полномочия, руководитель полагает, что ответственность имманентно присуща исполнителю. Однако полномочия он отдает человеку, а ответственность закреплена за должностью. В должностных инструкциях практически нет понятия конкретной ответственности, особенно для людей, имеющих значительную творческую составляющую в работе. Это дает основание исполнителю «сбросить» с себя ответственность. Его идентификация с образом ответственного исполнителя не происходит. А виноват в этом руководитель, не заостривший внимания исполнителя на объеме ответственности, сопровождающем получение определенных полномочий, и на необходимом качестве их осуществления как единственном критерии эффективного делегирования и выполнения задания вообще.

Как было сказано выше, многообразие организационных структур можно разделить на две группы: иерархические (бюрократические) и органические {адаптивные).

1. Иерархические (бюрократические) организационные структуры.

Подобного вида структуры управления преобладают в большинстве российских организаций. К этой группе относятся такие виды организационных структур, как: линейная, функциональная, линейно-функциональная и дивизиональная (штабная).

Линейная структура управления (рис. 3.6). При такой структуре каждый руководитель руководит нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Основная трудность — высокие требования к руководителю. Основное достоинство — простота и понятность.

Линейная структура управления.

Рис. 3.6. Линейная структура управления:

Д — директор; Рук. — руководители подразделений; И — исполнители.

Функциональная структура управления (рис. 3.7). Руководители отвечают только за деятельность подразделений, которые имеют четкую функциональную направленность. Достоинства — высокое качество функциональных решений. Недостаток — размытость ответственности в тех случаях, когда исполнитель получает указания со стороны руководителей нескольких функциональных направлений, слабая координация деятельности нескольких функциональных подразделений.

Функциональная структура управления.

Рис. 3.7. Функциональная структура управления:

Д — директор; ФН — функциональные начальники; И — исполнители.

Линейно-функциональная структура управления (рис. 3.8). Руководство подразделением осуществляется и линейным, и функциональным руководителями. Линейные руководители создают штаб для управления функциональными службами. При этом линейный руководитель имеет всю полноту власти над всеми функциональными подразделениями. Достоинство — высокая управляемость подразделения. Недостаток — бюрократизация и сложные согласования принимаемых решений.

Линейно-функциональная структура управления.

Рис. 3.8. Линейно-функциональная структура управления:

Д — директор; ФП — функциональные подразделения; ОП — основные производственные подразделения.

Дивизиональная структура управления (рис. 3.9). В этом типе у организации существуют филиалы, которые выделяются по региональному, продуктовому или потребительскому признаку. Соответственно, подразделения делятся, но направлениям: территориальному, но работе с конкретным продуктом или с определенной аудиторией. Все функциональные службы, занятые в филиале, подчиняются одному руководителю. Достоинство — концентрация на ключевых направлениях деятельности филиала. Недостатки — бюрократизация и рост управленческих расходов.

Дивизиональная структура управления.

Рис. 3.9. Дивизиональная структура управления.

2. Органические (адаптивные) структуры управления. В противоположность традиционным бюрократическим управленческие структуры органического типа способны быстро перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. К такому типу структур можно отнести матричную структуру управления.

Матричная структура управления (рис. 3.10). Деятельность предприятий связана с осуществлением проекта. Команда, которая работает над проектом, набирается из функциональных подразделений и имеет двойное подчинение, с одной стороны, функциональному руководителю, с другой — руководителю проекта. Функциональные руководители заняты созданием возможностей для выполнения проектов. Руководители проектов ориентируются на успешное выполнение проектов. Достоинство — возможность быстрого перестроения и переориентации деятельности предприятия. Недостаток — большая сложность координации деятельности специалистов, занятых на проекте.

Матричная структура управления, ориентированная на продукт.

Рис. 3.10. Матричная структура управления, ориентированная на продукт.

Также выделяется такой тип организационной структуры, как множественная, или смешанная. В этом случае организация использует разные типы организационных структур на разных уровнях организационной иерархии и в разных ситуациях.

Специалисты по персоналу должны учитывать это многообразие при осуществлении различных функций по управлению персоналом (в первую очередь при расстановке персонала).

Для современных организаций более эффективными являются адаптивные (органические) структуры — временные рабочие группы, обладающие самостоятельностью, мобильностью и гибкостью, что характерно для российских организаций. Ярким примером такой группы является команда.

При такой организации бизнеса характер деятельности определяют конкретные специфические черты, присущие рабочим группам как организационным единицам, а именно:

  • — такие группы имеют спецназначение, которое не относится к выполнению общих функций;
  • — данным группам делегируются определенные особые полномочия, которые влекут за собой определенную ответственность;
  • — рабочие группы имеют собственные ресурсы и относительную самостоятельность в процессе принятия решений;
  • — продуктом деятельности таких групп, как правило, является информация, следовательно, данные группы нуждаются в отлаженных сетях формальных коммуникаций.

Общий принцип построения системы временных взаимодействующих групп определяет переход по мере необходимости полной власти (включая распоряжение финансами фирмы) от одного лица в группе к другому. По каждому конкретному вопросу есть наиболее компетентный специалист. Именно он должен управлять процессами выработки, принятия и реализации решений и распоряжаться ресурсами организации. Остальные специалисты и работники временно становятся его подчиненными. Таким образом, каждый раз возникает различная микроиерархия, возглавляемая разными людьми. Так как они понимают взаимосвязь задач в ходе бизнес-процесса, то стараются экономить ресурсы и выбирать наиболее эффективные решения, в реализации которых все принимают одинаково активное участие.

При традиционном управлении переход власти от руководителя к другому лицу в организации практически неосуществим и нежелателен в силу особенностей линейных полномочий.

В случае традиционной организации формальные коммуникации разных уровней не пересекаются (линейны), а значит, передача власти невозможна из-за наличия иерархии.

Остановимся на составляющих процесса создания взаимодействующих рабочих групп. Он включает следующие элементы: временные организационные группы; коммуникационные каналы между группами и организационными единицами; коммуникационные сети.

Коммуникации, связывающие несколько групп и (или) работников, составляют коммуникационную сеть. Она состоит из разнообразных каналов и в зависимости от функционального назначения групп может быть первичной (главной) и вторичной (вспомогательной). Каждый тип коммуникационной сети порождает определенную организационную структуру.

Перечислим основные отличительные признаки органических структур.

  • 1. Структура модели позволяет быстрее действовать. Инструкции и информацию из центра можно отправить по всем направлениям одновременно, приводя в движение всю модель.
  • 2. В моделях очень сильны связи между работниками.
  • 3. Формальные и неформальные каналы естественно совмещаются, что препятствует искажению информации и возникновению скрытого недовольства и конфликтов. Кроме того, основные потоки информации идут от центра и к центру, давая возможность лидеру контролировать образование неформальных каналов.
  • 4. Модели могут тяготеть к высокой степени фильтрации информации. При умелом, опытном и чутком руководителе фильтрация принимает характер ограждения членов группы от негативного информационного воздействия извне.
  • 5. Число каналов в моделях кажется безграничным, однако оно подчиняется закону численной эффективности групп (пять — восемь человек) из-за избытка информации, требующей обработки в центре.
  • 6. Работе группы может недоставать целенаправленности.
  • 7. Лидер может противодействовать передаче власти на основе компетентности из опасения потерять авторитет. Любое проявление силы в моделях разрушает их.
  • 8. В моделях существует благоприятный морально-психологический климат, обеспечивающийся равенством между профессионализмом и силовыми уровнями личности (тип темперамента).
  • 9. Если группа не признает в качестве лидера ее формального руководителя, то могут начаться борьба за власть и влияние, а также построение неформальной группы, что приведет к снижению эффективности решения задач и ухудшению психологического климата в группе и организации.
  • 10. Неритмичность творческой работы группы в моделях может входить в противоречие с индивидуальными циклами работоспособности отдельных ее членов. То же самое может происходить и во взаимодействии группы и организации в целом.

В графическом изображении таких моделей учитываются следующие факторы.

  • 1. Руководитель в моделях — одно лицо. Постоянных заместителей и других посредников между ним и подчиненными не имеется.
  • 2. Коммуникационные каналы во всех случаях двусторонние.
  • 3. Перекрестные коммуникации между равноправными участниками структур на рисунках не обозначены, чтобы не усложнять модели.

На рис. 3.11 изображены основные модели организационных структур. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Выбор той или иной модели зависит от общей модели конкретной ситуации, желаемых результагов и субъектов, составляющих группы и модели, а также от специфических для каждой организации факторов.

Основные модели организационных структур «Звезда».

Рис. 3.11. Основные модели организационных структур «Звезда»

"Колесо", или «Звезда». 1. В подчинении одного руководителя (или лидера группы) находятся несколько работников. Централизация силовых линий.

  • 2. Качественная работа модели в большей степени зависит от способности центра самостоятельно или коллективно принимать решения на основе входящей и исходящей информации.
  • 3. В данной модели основное значение имеет выбор руководителя (лидера).

«Круг». 1. Характеристикой модели является разделение или отсутствие формального лидерства. В данном случае лидер — человек, который контролирует деятельность группы в зависимости от конкретного случая. Поэтому эта модель лидера не имеет. Но это не означает, что в нем отсутствуют силовые линии или целенаправленное воздействие.

  • 2. По сравнению с моделью «Звезда» в «Круге» более благоприятный морально-психологический климат, который повышается за счет равенства между профессионализмом и силовыми уровнями личности (тип темперамента). Каждый член группы чувствует себя полноправным участником процесса достижения общих целей, в котором подчинение выполняется посредством собственного желания. Силовые линии равномерно распределены.
  • 3. В «Круге» работники больше увлечены выполнением стоящих задач, чем в любой другой модели.
  • 4. Эта модель быстрее поддается усовершенствованию. Раз проблема касается всех и каждого, то эффективность ее решения можно значительно повысить общими усилиями.
  • 5. В «Круге» лидер воспитывается, так как все способности на виду. Человек заинтересован показать себя с более выгодной стороны.
  • 6. Данная модель направлена на совершенствование творческой работы, поскольку при равномерном сотрудничестве творческие порывы властью не ограничиваются, более того, они с помощью коллективного мнения направляются в нужное русло.
  • 7. Фильтрация информации в структуре практически отсутствует, так как обычно в состав «Круга» входят сотрудники, решающие одни задачи и не преследующие своих узкоспециальных целей (не имеются в виду личные цели). Кроме того, в модели отсутствует роль цензора.
  • 8. В «Круге» качество информации значительно выше, чем в других моделях. Это связано с большим количеством контрольных точек (членов группы) и индивидуальным пониманием поступающей из разных источников информации, которую можно оценивать и сравнивать с пониманием ее другим членом группы без ограничений, а также с доверием друг к другу.
  • 9. «Круг» менее устойчив, чем «Звезда», так как его деятельность зависит главным образом от поставленных целей и выбранных путей их достижения. Преследование личных целей всегда дисбалансирует модель.
  • 10. Общий энтузиазм может быть основан на проявлениях консервативности и постоянных сомнений у отдельных членов группы, так как игнорирует или преуменьшает трудности. «Сначала сделать, а потом искать причины провала» — характерная точка зрения для чрезмерного (или просто достаточно сильного) энтузиазма. Для некоторых ситуаций она единственно правильное решение, для большинства же других — просто опасна.
  • 11. При возможном выигрыше в гибкости может пострадать стабильность деятельности организации, поскольку при слабости формальных полномочий нет возможности остановиться в поиске и обработке новых альтернатив решения появляющихся проблем. В данном случае требуется волевое решение руководителя, даже если таковое ущемит интересы группы.
  • 12. Отсутствие фильтрации в каналах в некоторых ситуациях может приводить к избытку информации, который не менее вреден, чем ее недостаток, так как запутывает даже готовые решения.
  • 13. Ни организационную структуру в целом, ни коммуникационную систему невозможно усилить с помощью данной модели: она способствует только выработке нестандартных решений.

«Цепь». Как и «Звезда», «Цепь» — сильная и устойчивая структура при условии, что четко определены власть и ответственность. Если она наиболее полно соответствует виду деятельности организации, то при выборе данной структуры возникает минимум неофициальных взаимодействий.

«Шпора». 1. Как и «Звезда», «Шпора» является моделью с открытой коммуникационной системой. Это трехуровневая модель: первый уровень — руководитель группы или в небольшой компании; второй уровень — второй руководитель группы, находящийся в подчинении высшего руководителя, но наделенный большими полномочиями; третий уровень — подчиненные обоих руководителей.

  • 2. В «Шпоре» руководитель наделен большим объемом полномочий. Он несет ответственность за всю группу (и организацию).
  • 3. Окончательные решения высшего руководителя зависят от промежуточных действий второго руководителя. Силовая линия, связывающая их, имеет двустороннюю направленность.

Выгода и сила позиции второго руководителя заключается в следующем:

  • — внутреннюю информацию он получает в больших объемах и быстрее, чем его непосредственное руководство;
  • — имеется возможность быстрого обучения, независимо от личных или деловых качеств;
  • — являясь определенного рода фильтром, появляется возможность контроля над коммуникационной системой организационной структуры;

даже если данная позиция не будет входить в формальную организационную структуру, в силу неофициальное™ власти с ней будут считаться все сотрудники.

  • 4. Власть в модели сконцентрирована в точке «посредник», и пользоваться ею можно в интересах любого члена группы, что не исключает возникновения конфликтов.
  • 5. Если установить канал между двумя (или несколькими) людьми в точках «посредники», то основные положительные характеристики модели утрачиваются, так как возникает «коллективный управляющий», способный перевернуть иерархию власти в организации. Структура требует, чтобы человек в точке «посредник» оставался в полной изоляции, не имея никаких формальных каналов связи с коллегами такого же уровня, чтобы не возникала угроза создания неформальной системы управления организацией в этих точках.

Существуют также вторичные (или вспомогательные) модели органических структур. Вспомогательными они названы потому, что способствуют повышению эффективности функционирования основных моделей. В то же время вторичные модели немного сложнее основных: в них информация всегда может вернуться к отправителю по каналу, отличному от того, по которому отправлялась, причем точка возврата может не быть исходной, так как информация часто поступает в модель извне. Вторичные модели информационно замкнуты.

«Дом». Представляет собой полностью замкнутую модель, в которой каждый член группы имеет возможность связи (не обязательно пользоваться установленной цепочкой команд) с любой точкой по нескольким каналам. В данной модели несколько кругов коммуникаций:

  • — большой, который объединяет всю группу;
  • — малый верхний — от руководителя к подчиненным ближнего уровня;
  • — малый нижний, объединяющий подчиненных всех уровней.

«Дом» возникает, когда руководитель решает усилить или ускорить работу групп, объединив подчиненных каждого уровня в группу по предварительной обработке информации перед ее передачей по линии. Если это получается, подчиненные могут обойтись без влияния руководителя и сформировать неформальный канал. В процессе работы над проблемами он становится формальным и появляется коммуникационный перекресток. Это зародыш самонастраивающегося, самоуправляющегося коллектива.

«Палатка». Наибольшей эффективности модель достигает, если правильно и точно определены права и обязанности работников каждого уровня. Однако если в общем деле существует широкая область неопределенности или сфера потенциальных разногласий и в силу этого руководитель вынужден брать на себя функции арбитра, то модель становится непроизводительной и лучше вернуться к «Кругу». Такая структура может существовать неформально.

Все модели могут трансформироваться друг в друга. Следовательно, основной задачей руководителя в процессе формирования гибкой организационной структуры является своевременная оценка необходимости перехода от одной модели к другой в каждом конкретном случае.

  • [1] Рис. 3.1. Пирамида Парсона Рассмотрим каждый уровень более подробно.
  • [2] Низовое звено (supervisors). К представителям данного уровня относятся такие должности, как мастер (старший мастер), младший начальник, руководитель малой группы и т. д. Основными задачами на низовом уровне управления являются: — распределение и рациональное использование ресурсов организации; — определение круга полномочий конкретных исполнителей. Характер работы определяется частой сменой заданий, коротким периодом выполнения текущих решений (оперативная работа), преимущественно контактируют не с начальством, а с исполнителями заданий. Представители низового звена управления должны отвечать определенным специфическим требованиям: — уметь предупреждать, предотвращать развитие конфликтных ситуаций; — уметь снижать негативное влияние решений высших руководителей; — уметь обоснованно, рационально распределять задания и закреплятьответственность за исполнителями; — уметь эффективно применять систему мотивации труда. 2. Среднее звено (middle management). Должностями среднего звенауправления являются начальник цеха, лаборатории, отдела, а также руководитель структурного подразделения. Основными задачами данного уровня являются: — координация деятельности представителей низового уровня управления;
  • [3] См.: Большой экономический словарь: 26 500 терминов / под рсд. А. Н. Азрилияна. М.:Институт новой экономики, 2012.
  • [4] См.: Экономический словарь: 14 500 терминов / под ред. А. II. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2015.
  • [5] См.: Большой экономический словарь: 26 500 терминов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой