Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Контроль за выполнением творческих действий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из направлений развития творческой интеллектуальной способности ребенка является совершенствование управляемости и произвольности. Слабая управляемость интеллекта дошкольника возникает из-за сильного влияния социального и предметного окружения. Ребенок-дошкольник еще слишком зависим от окружающего его «поля» (по терминологии К. Левина) и не может управлять своим мышлением. Поэтому его… Читать ещё >

Контроль за выполнением творческих действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из направлений развития творческой интеллектуальной способности ребенка является совершенствование управляемости и произвольности. Слабая управляемость интеллекта дошкольника возникает из-за сильного влияния социального и предметного окружения. Ребенок-дошкольник еще слишком зависим от окружающего его «поля» (по терминологии К. Левина) и не может управлять своим мышлением. Поэтому его мышление непостоянно, привязано к окружающим его объектам и подражательно. Вместе с тем в области творческого интеллекта у него наблюдается высокая результативность, связанная, с одной стороны, с высокой умственной активностью (желанием познавать окружающую среду), с другой — недостаточным знанием закономерностей, правил и норм осваиваемой деятельности («наивное» творчество). По мнению Д. Б. Эльконина, «…формирование контроля идет от контроля за действиями других к контролю за своими собственными действиями» [236]. Эксперименты В. В. Рубцова и Р. Я. Гузмана [182] по организации совместной деятельности детей доказали это положение. В частности, учащимся предлагались такие формы учебной работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт и обсуждение участниками способов своего действия. На первых этапах нововведения одна группа могла отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходили от взаимного контроля по результату к взаимному контролю способов действий. В исследовании Г. П. Максимовой обнаружилось, что формированию контроля в совместной деятельности детей способствуют знаково-символические схемы, позволяющие детям удерживать цели планирования и контроля внутри сложного совместного действия [127]. Результаты экспериментов Г. П. Максимовой и наши исследования по формированию произвольного поведения младших школьников [188] позволяют утверждать, что основным условием индивидуального контроля является формирование уровневой структуры действия. При этом сознание должно фиксировать одновременно как минимум два уровня: уровень эталона и уровень актуального взаимодействия с предметом действия (рабочая точка действия). Чаще всего функцию эталона выполняет цель — образ требуемого результата, с которым сопоставляются получаемые в процессе деятельности продукты. Символические схемы могут опосредовать содержание образа цели и, выраженные в модельной форме, служить опорой для удержания всех требований и логических условий действия.

Можно указать еще на один источник роста самоконтроля в процессе творчества. Это специальные психотехники, позволяющие производить определенные мыслительные сопоставления систематично, целенаправленно и планомерно. Поиском и подбором таких психотехник, например, занимался Г. С. Альтшуллер [3; 4], применяя их для обучения школьников техническому творчеству.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой