Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психологичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠžΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠΌΡΡ ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°ΠΌ X. Π₯Π΅ΠΊΡ…Π°ΡƒΠ·Π΅Π½Π° — Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½Π΅ΠΉΡˆΠ΅Π³ΠΎ исслСдоватСля Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ X. Π₯Π΅ΠΊΡ…Π°ΡƒΠ·Π΅Π½Π°, Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ Ссли Π±Ρ‹ ΠΎΠ½ΠΈ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠΌ, ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сформулированы Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π΅. Π‘ΡƒΠΊΠ²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ΅ ΠΈΠ· Π²ΠΎΡΡŒΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ слСдуСт ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ. ΠžΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠΌΡΡ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ 4. Π’ Π»ΡŽΠ±Ρ‹Ρ… ситуациях люди Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π· ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психологичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ (ΠΎΡ‚ Π»Π°Ρ‚. moveo — двигаю) — Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ силы чСловСчСского повСдСния. Если Π±Ρ‹ ΠΈΡ… Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ, Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π±Ρ‹Π²Π°Π» Π±Ρ‹ Π² Π±Π΅Π·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ, Ρ‚. Π΅. Π½Π΅ ΡΠΌΠΎΠ³ Π±Ρ‹ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ своС Π²Ρ‹ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅. ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ актуализация Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° посрСдством ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ². РазумССтся, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡ‹ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ психологичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ‚СорСтичСском осмыслСнии. На ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ исслСдоватСли Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ со Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ затруднСниями, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΡ‚Π°Π½ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ дальнСйшСго рассмотрСния.

Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ нСдостаточно высокого уровня ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅ΠΌ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ инстинкты, побуТдСния ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбности. Π’ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… случаях Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‹, якобы ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСским тСориям, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ дозволяСтся лишь ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ тСория отодвигаСтся Π² ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρƒ.

Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΠ½ΠΊΡ‚Ρ‹ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ основу повСдСния Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ². Но ΡƒΠΆΠ΅ Ρƒ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠΎΠ΄ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°. Π’ Π΅Ρ‰Π΅ большСй стСпСни это Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ для Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, для ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ инстинкты ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ поступков, сколько ΠΈΡ… Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ условиями биологичСского свойства. ΠŸΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΈΡ… Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Π½Π΅ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π’Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, влСчСния ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈ, постулируСмыС Π—. Π€Ρ€Π΅ΠΉΠ΄ΠΎΠΌ. Они Π³ΠΎΡΠΏΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π°Π΄ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒ ΠΆΠ΅ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Π»ΠΎΠΆΠ½ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ½ΠΊΡ‚Ρ‹.

ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΈΡΡŒ многочислСнныС ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ экспликации ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚Π° ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ понятия потрСбности. Π’ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, это относится ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авитСлям гуманистичСской философии. Они вслСд Π·Π° ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΠΎΠΌ А. ΠœΠ°ΡΠ»ΠΎΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΡŽΡ‚ институт цСнностСй ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ. Но Π²ΡΠ΅ это дСлаСтся ΠΎΡ‚ ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° психологичСских Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ, Π° Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… прСдставлСний ΠΎΠ± ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… цСнностях ΠΊΠ°ΠΊ потрСбностях[1]. ΠžΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π° Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ смыслС позиция Π‘. РСйсса[2]. Π’ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ с Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚СрСсованными Π»ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ ΠΎΠ½ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» 328 ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ (Ρ‡ΠΈΡ‚Π°ΠΉ: цСнностСй — Π’. К.). Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ РСйсс опросил ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½ΠΈΡ… испытуСмых людСй Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΎ Π΅ΠΌΡƒ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ список ΠΈΠ· 26 Ρ‚ΠΎΠΏ-цСнностСй, Ρ‚. Π΅. цСнностных ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ: Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ, Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Π΅, ΠΏΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ, Π² Π»ΡŽΠ±Π²ΠΈ ΠΈ ΡΠ΅ΠΊΡΠ΅, Π² ΠΏΠΈΡ‰Π΅, сСмьС, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ справСдливости, физичСской активности, Π²ΠΎ Π²Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ, Π² ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΡΡ‚Π²Π°, Π² Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π²ΠΎ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΌ спокойствии, Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π±Π»Π°Π³, Π² ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΈ, Π² ΠΏΡ€Π΅ΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅, Π² Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ.

НСкоторыС ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π‘. РСйссом цСнностСй относятся ΠΊ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎ Π²Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ), Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ — ΠΊ ΡΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΠΊΠ΅ (Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, стрСмлСниС ΠΊ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ богатству). Но, строго говоря, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ ΠΎ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ… ΠΊΠ°ΠΊ психологичСских ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚Π°Ρ….

Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ Π΅Π³ΠΎ потрСбностями ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ся ΠΈΡ… Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΊΠ»Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π°, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ. БтратСгия ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΊ ΠΈΡ… ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½ΠΈΡ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρƒ А. ΠœΠ°ΡΠ»ΠΎΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ потрСбности. Π˜Ρ… Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ К. ΠΠ»ΡŒΠ΄Π΅Ρ€Ρ„Π΅Ρ€ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» Ρ‚Ρ€ΠΈ потрСбности: Π² ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ людьми ΠΈ Π² Ρ€ΠΎΡΡ‚Π΅ (Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ)[3]. ВсСго Ρ‚Ρ€ΠΈ потрСбности ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ»ΠΈ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π”. Макклэлэна — потрСбности Π² Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΈΡ… достиТСниях, Π²ΠΎ Π²Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π² Π°Ρ„ΠΈΠ»Π»ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ‚. Π΅. Π² Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΡ… мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ…[4]. Π”. ΠœΠ°ΠΊΠ³Ρ€Π΅Π³ΠΎΡ€ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» всСго Π΄Π²Π° класса потрСбностСй — низшиС ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠ΅[5]. Π€. Π“Π΅Ρ€Ρ†Π±Π΅Ρ€Π³ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ старался Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ максимально ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΈΠΌ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ ΠΈΠΌ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ потрСбностСй, полагая, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ руководствуСтся двумя ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ чувствами: удовлСтворСния ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚ворСния, Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π½ΠΈΠΌΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π²Π° класса антагонистичСских потрСбностСй[6]. Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ состоит Π² ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Π½Π° Ρ‡Π΅ΠΌ Π½Π°ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π€. Π₯Π°ΠΉΠ΄Π΅Ρ€ ΠΈ Π“. Кэлли[7].

Наряду с ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ. Π’ Π½ΠΈΡ… Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ дСлаСтся Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ…, сколько Π½Π° ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ‚. Π΅. процСссС Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ². Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ классичСской являСтся тСория ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠΉ канадского исслСдоватСля Π’. Π’Ρ€ΡƒΠΌΠ°[8]. Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ гласит, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ опрСдСляСтся Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΈΠ· Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ², Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π½Π° ΠΌΠ°ΠΊΡΠΈΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ наслаТдСния ΠΈ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ Π±ΠΎΠ»ΠΈ. ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ° опрСдСляСтся Π΅Π³ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚Π°ΠΌ — значимости (Valence), ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠΉ (Expectancy) ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия (Instrumentality). Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ — это ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ своих собствСнных цСнностСй Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ. ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ личности возрастаСт ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… условий: 1) сущСствуСт ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ коррСляция ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ усилиями ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ; 2) Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ эффСктивности ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΠ·Π½Π°Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ; 3) Π²ΠΎΠ·Π½Π°Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ; 4) ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ достаточно сильно для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ усилиС сто? ящим. Если эти условия Π½Π΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ся, Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΡ‚ивация Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ° спадаСт.

ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ Π’. Π’Ρ€ΡƒΠΌΠ°, Π›. ΠŸΠΎΡ€Ρ‚Π΅Ρ€ ΠΈ Π•. Π›ΠΎΡƒΠ»Π΅Ρ€ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ вознаграТдСния[9]. Новизна ΠΈΡ… Π²Π·Π³Π»ΡΠ΄ΠΎΠ² состояла Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, вмСсто утилитаристских ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΎΠ² наслаТдСния ΠΈ Π±ΠΎΠ»ΠΈ использовалось понятиС вознаграТдСния, Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, ΠΎΠ½ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΌ ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΌ трСбованиям. ВСория ΠŸΠΎΡ€Ρ‚Π΅Ρ€Π° -Π›ΠΎΡƒΠ»Π΅Ρ€Π° Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ стала классичСской ΠΈ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π»Π° мноТСство обсуТдСний Π² Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅.

Рассмотрим Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ воззрСния X. Π₯Π΅ΠΊΡ…Π°ΡƒΠ·Π΅Π½Π°, бСсспорно, вСсьма Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдоватСля.

МнСниС спСциалиста

Π’ΠΎΡΠ΅ΠΌΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ X. Π₯Π΅ΠΊΡ…Π°ΡƒΠ·Π΅Π½Ρƒ:

  • 1) сущСствуСт ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², сколько сущСствуСт ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ эквивалСнтных классов ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ «ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ — срСда» ;
  • 2) Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π²Ρ‹ΡΡΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ развития ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ²;
  • 3) люди Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎ ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², ΠΈΡ… Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Ρƒ ΠΈ ΡΠΈΠ»Π΅;
  • 4) Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ситуациях ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ людСй мотивируСтся Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ;
  • 5) Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ситуациях Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹;
  • 6) ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ опрСдСляСт Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дСйствий;
  • 7) мотивация складываСтся ΠΈΠ· Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… процСссов;
  • 8) Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ влияния ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π° Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹[10].

К Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°ΠΌ X. Π₯Π΅ΠΊΡ…Π°ΡƒΠ·Π΅Π½Π° Ρ€Π΅Π·ΠΎΠ½Π½ΠΎ Π΄ΠΎΠ±Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС основных психологичСских Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ: Π±Π΅ΡΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ (Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… психоанализа), Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π½Π° ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»Ρ‹ (Π² Π±ΠΈΡ…Π΅Π²ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΌΠ΅), прСдмСтная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ) актуализация способностСй личности (Π² Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡΡ‚ичСской психологии), Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ (Π² ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ психологии).

ΠŸΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅ΠΌ ΠΈ Π½Π°ΡˆΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΡΡ‚Π°Π²ΡˆΠ΅Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° психологии ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Основная ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ² слСдуСт ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ устройства психологичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ. Π’ Ρ‚Π΅Ρ… воззрСниях, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ прСдставлСны Ρ€Π°Π½Π΅Π΅, тСория присутствуСт Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ-Ρ‚ΠΎ усСчСнном Π²ΠΈΠ΄Π΅. Π˜Ρ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ Π²Ρ€ΠΎΠ΄Π΅ Π±Ρ‹ исходят ΠΈΠ· ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, констатация ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π· ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ. ΠœΡ‹ ΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ с ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° слСдуСт ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊ цСнности ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹. НС ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡΠΌΠΈ слСдуСт ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, Π°, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ — потрСбности.

Π’ ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… поступках люди Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ аксиологичСскими тСориями, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности психологичСскими концСпциями. ВсС цСнности Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ. НаиболСС ΠΆΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ аксиологичСских Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ исслСдоватСлСй, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Ρ‹ΠΌΠΈ, Π½ΠΎ Π² Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΌ случаС ΠΈΡ… ΡΠΌΡ‹ΡΠ» Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚Ρ‹ (Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской дисциплинС — цСнности). Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ потрСбностСй Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся ΠΈΡ… ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ характСристикой. Π­Ρ‚ΠΎ ясно ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ мСсто потрСбностСй Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π΅ психологичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ. Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ — это цСнности (Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ цСнности, Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΈΡ… ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ания). ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ ΠΆΠ΅ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ…: Π² ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, языковой, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ.

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ вопрос состоит Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΊΠ»Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ цСнностСй. ΠžΡ‚ΠΊΡƒΠ΄Π° Π΅Π΅ Π²Π·ΡΡ‚ΡŒ? Из Π½Π°ΡƒΠΊ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ сконцСнтрировали Π² ΡΠ΅Π±Π΅ всС богатство ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития чСловСчСства. ЦСнности ΠΈ, соотвСтствСнно, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ экономичСскими, политичСскими, социологичСскими, психологичСскими, пСдагогичСскими ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π‘Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΠΊΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² ΠΊΠ°ΠΊ потрСбностСй Π½Π°Π³Ρ€ΠΎΠΌΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΡ… Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ аксиологичСских Π½Π°ΡƒΠΊ: Π½Π°Π»ΠΈΡ†ΠΎ явноС ΠΏΡ€Π΅Π½Π΅Π±Ρ€Π΅ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠΌ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-тСорСтичСской ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π‘Ρ‚Ρ€Π°Π½Π½ΠΎ выглядит Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π²ΡƒΡ…-Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… потрСбностСй ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΈΡ… ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΎΠ². О Π½Π°ΡƒΠΊΠ°Ρ…-?? Π·Π°Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚. БправСдливости Ρ€Π°Π΄ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Ρ‚Сориях оТидания Π’. Π’Ρ€ΡƒΠΌΠ° ΠΈ ΠŸΠΎΡ€Ρ‚Π΅Ρ€Π° — Π›ΠΎΡƒΠ»Π΅Ρ€Π° Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎΠ± ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… полСзностях ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°Ρ… достигнутого. Π­Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅. НаслаТдСниС ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅, Ρ€Π°Π²Π½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½Π°Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‹, Π½ΠΎ ΠΈΡ… ΡΠΌΡ‹ΡΠ» (повторимся Π² ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π·) задаСтся цСнностным содСрТаниСм Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ.

ΠžΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠΌΡΡ ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°ΠΌ X. Π₯Π΅ΠΊΡ…Π°ΡƒΠ·Π΅Π½Π° — Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½Π΅ΠΉΡˆΠ΅Π³ΠΎ исслСдоватСля Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΉ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ X. Π₯Π΅ΠΊΡ…Π°ΡƒΠ·Π΅Π½Π°, Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ Ссли Π±Ρ‹ ΠΎΠ½ΠΈ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠΌ, ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сформулированы Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π΅. Π‘ΡƒΠΊΠ²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ΅ ΠΈΠ· Π²ΠΎΡΡŒΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ слСдуСт ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ. ΠžΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠΌΡΡ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ 4. Π’ Π»ΡŽΠ±Ρ‹Ρ… ситуациях люди Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π· ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ X. Π₯Π΅ΠΊΡ…Π°ΡƒΠ·Π΅Π½ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ. ΠŸΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ рассуТдСниС ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ сопоставлСниС ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ²-ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ², ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ²-Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ², ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ²-ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ…. ВсС вмСстС ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‚ Ρ‚ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉΠ½ΠΎΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ. ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ состоит Π² ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. ΠžΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ этот процСсс Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π½Π΅ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии, ΠΈΠ±ΠΎ это ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ Π±Ρ‹, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Π°Π» ΠΈΠΌ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ любой Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ всСгда руководствуСтся ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ-цСнностями. Достигнув ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ, ΠΎΠ½ Ρ‚отчас ΠΆΠ΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€Ρ‹, добиваясь Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ своСго понимания происходящих явлСний Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ успСха. Рассматривая Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ²Ρ‹ своих поступков, Π° Π±Π΅Π· этого Π΅ΠΌΡƒ Π½Π΅ ΠΎΠ±ΠΎΠΉΡ‚ΠΈΡΡŒ, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ этим дСйствиСм ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ сСбя. Π–ΠΈΠ·Π½ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ психологичСского ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° состоит Π² Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ цСнности Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся просто Π±Π΅Π·ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ абстракциями, Π½Π΅ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ силой. ИмСнно ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚, ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

Π’Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹

  • 1. Π”Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ силами психологичСских поступков людСй ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹.
  • 2. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ психологичСских Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ ΠΈΠΌΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ.
  • 3. Π¨ΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ распространСнныС ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ потрСбностСй нСдостаточны для выявлСния ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания.
  • 4. ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ свои Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС психологичСскиС.
  • [1] ΠœΠ°ΡΠ»ΠΎΡƒ А. ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. БПб.: Евразия, 1999.
  • [2] Reiss S. Who Am I? The 16 Basic Desires That Motivate Our Actions and Define Our Personalities. New York: Tarcher/Putnam, 2000.
  • [3] Alderfer Π‘. Π . Existence, Relatedness, and Growth. Human Needs in Organizational Settings. New York: Free Press, 1972.
  • [4] McClelland D. The Achieving Society. New York: Free Press, 1961.
  • [5] McGregor D. The Human Side of Enterprise. New York: McGraw-Hill, 1960.
  • [6] Herzberg F. Work and the Nature of Man. Cleveland: World Publishing, 1966.
  • [7] Helder F. The Psychology of Interpersonal Relations. New York: Weley, 1958; Kelley Ξ—. H. Attribution Theory in Social Psychology // Levine D. (ed.). Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln: University of Nebraska Press, 1967. P. 192- 238.
  • [8] Vroom V. Н. Work and Motivation. New York: Weley, 1964.
  • [9] Porter L. W., Lawler E. E. Managerial Attitudes and Performance. Illinois: R. D. Irwin, 1968.
  • [10] Π₯Π΅ΠΊΡ…Π°ΡƒΠ·Π΅Π½Π₯. ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’ 2 Ρ‚. М.: ПСдагогика, 1986. Π’. 1. Π‘. 33−35.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ