Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философские основания американского романтизма первой половины XIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Американский романтизм — уникальное явление в мировой культуре, оказавшее колоссальное влияние на эстетические, этические, политические и философские концепции и тенденции в истории второй половины XIX — XX века. Декадентство, импрессионизм, экспрессионизм, символизм, анархизм, ницшеанство, толстовство, движения за национальное освобождение в Индии и в среде… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Американский романтизм как парадигмальная аномалия и феномен мировой культуры
    • 1. Феномен американского романтизма в контексте гипотезы об обратном археомодерне"
    • 2. Основные общие влияния на философию американского романтизма
  • Глава 2. Мировоззренческие основания философии Р.У. Эмерсона
    • 1. Онтологические основания философии Р.У. Эмерсона
    • 2. Мистико-религиозные основания философии Р.У. Эмерсона
    • 3. Гносеологические основания философии Р.У. Эмерсона
  • Глава 3. Мировоззренческие основания философских опытов Э. А. По и
  • Г. Д. Topo
    • 1. Онтологические основания философствования Э. А. По и Г. Д
  • Topo
    • 2. Мистико-религиозные основания философских опытов Э. А. По и
  • Г. Д. Topo
    • 3. Гносеологические основания философских опытов Э. А. По и Г. Д
  • Topo

Философские основания американского романтизма первой половины XIX века. Р. Эмерсон, Э. По, Г. Торо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Американский романтизм — уникальное явление в мировой культуре, оказавшее колоссальное влияние на эстетические, этические, политические и философские концепции и тенденции в истории второй половины XIX — XX века. Декадентство, импрессионизм, экспрессионизм, символизм, анархизм, ницшеанство, толстовство, движения за национальное освобождение в Индии и в среде афроамериканцев, феминизму прагматизм, экзистенциализм, примитивизм, экологизм, традиционализм, геополитика, фридмановская модель Вселеннойфутуризм, сюрреализм, авангардизм, «чёрный: романтизм» пражской литературной школы, «магический реализм», джаз, битники, субкультуры хиппи, панкови готов, классический кинематограф,' поп-культура и многие другие значимые явления, течения и направления культурной жизни последних двух столетий не избежали существенного, а зачастую определяющего, влияния основных представителей американского романтизма: В. Ирвинга (1783−1859) — Ф. Купера: (17 891 851), Р. Эмерсона (1803−1882) — 11. Готорна (1804−1864), М. Фуллер (18 101 850), Э. По (1809−1849), Г. Topo (1817−1862), Г. Мелвилла (1819−1891) и У. Уитмена (1819−1892). Актуальность определения философских основанийисточника настолько разнообразных (если не сказать пёстрых) воздействийочевидна, так как обращает нас к одному из наиболее существенных фрагментов духовного фундамента нашего времени.

Наиболее ярко и отчётливо философский базис данного явления выражен в сочинениях Р. Эмерсона: «Природа», «Опыты», «Избранники человечества», «Жизненное направление». Кроме того, в диссертационном исследовании? разбираются работы Э. По: «Эврика», «Мёсмерическое откровение», «Беседа Моноса и Уны», «Разговор Эйрос и Хармионы», «Сила слов», «Маргиналии», и F. Topo: «Неделя на реках Конкорд и.

Мерримак", «Уолден, или жизнь в лесу», «Дневники», касающиеся философской проблематики и имеющие форму философских трактатов, диалогов, эссе или отдельных записей. Поскольку у Г. Мелвилла и У. Уитмена нет произведений, которые можно рассматривать как собственно философские (при всей метафизической насыщенности «Моби Дика» и «Листьев травы»), труды этих авторов остаются за скобками диссертации.

В приобретающих всё большее влияние консервативных, фундаменталистских и традиционалистских кругах Латинской Америки, Африки, Азии, Европы и России сложилось устойчивое представление об интеллектуальной и художественной жизни США как преимущественно светской, принявшей в себя все основные характеристики парадигмы модерна. Это служит причиной тотального антиамериканизма, без необходимого разграничения того, что действительно является секулярным в истории Америки, а что представляет собой попытку эту секулярность преодолеть и сформировать в Соединённых Штатах сакральное культурное измерение. Действительно, по историческим причинам (прежде всего таким, как сравнительная молодость страны и неродное для её первых поселенцев континентальное пространство, а также разрыв с Европой, произошедший во время Войны за независимость 1775−1783 гг., и противостояние носителям коренных культур континента, выродившееся в истребление последних) в США не было того фундамента священной традиции, которым обладали в прошлом практически все остальные страны мира. Разрозненные протестантские секты не были способны восполнить данный пробел, и именно в светской, индивидуалистической среде писателей и философов эпохи романтизма была совершена наиболее существенная попытка заимствования из духовной истории человечества и привнесения в мировосприятие американцев тех первооснов сакрального, которых были лишены замкнутые и ориентированные преимущественно на этику и обычай религиозные объединения страны. Поэтому выявление и систематизация основных составляющих такого философского фундамента американской культуры периода её становления, фактически совпадающего с эпохой её расцвета, является актуальной в том числе и по указанной причине.

Степень разработанности темы. Специальных работ, посвященных общим философским основаниям американского романтизма, не существует ни на русском, ни на английском языках. Затрагиваются либо отдельные персоналии (их жизнь и творчество), либо частные (например, гносеологическая, космологическая, этическая, онтологическая, эстетическая, литературоведческая, историко-компаративистская и политическая) проблематики. Из отечественных исследований прежде всего необходимо выделить работы Э.Ф. Осиповой1, которые, если воспринимать их в качестве трилогии, дают наиболее цельный и полный русскоязычный обзор литературного и философского творчества1 указанных американских романтиков. Также значимым является вклад в изучение романтизма в США, сделанный Н.Е. Покровским2. Общий историко-литературоведческий анализ феномена дан в сборнике «Романтические традиции американской литературы XIX века и о современность», в котором наибольший интерес в контексте избранной" проблематики представляют работы T.JI. Морозовой4, Ю.В. Ковалёва5, Г. В.

6 7.

Аникина и О.М. Кириченко'. Необходимо упомянуть также фундаментальную монографию Ю.В. Ковалёва8, отчасти затрагивающую и.

1 Осипова Э. Ф. Генри Topo. Очерк творчества. Л. Ленинградский университет. 1985 г. 128 е.- Осипова Э. Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. СПб., 2004. 171 с. и Осипова Э. Ф. Ральф Уолдо Эмерсон: Писатель и время. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 136 с.

2 Покровский Н. Е. Генри Topo. M.: Мысль, 1983. 188 с. и Покровский Н. Е. Ральф Уолдо Эмерсон: в поисках своей вселенной. Конкорд, США, 1995.374 с.

3 Романтические традиции американской литературы и современность. М.: Наука, 1982.351 с.

4 Там же, стр. 10−26 и 101−159.

5 Там же, стр. 27−54.

6 Там же, стр. 55−77.

7 Там же. Стр. 78−100.

8 Ковалёв Ю. В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт: Монография. Л.: Худож. лит., 1984.296 с. философскую проблематику, а также работы Н.А. Шогенцуковой1 и А.Н. Николюкина2. Из зарубежных исследований наиболее важны работы Х.-Д. и X. Клумпьян3, Д.Д. Гроссмана4, Л.Д. Уоллс5, Э.В. Карлсона6, Радж Кумар Кумар Гупты7, изучившего культурные связи Востока и Соединённых Штатов.

Задачи исследования:

1. Объяснение уникального характера американского романтизма, состоящего в наложении сакрального мировидения на светское и заимствовании премодернистского философского базиса в условиях господствовавшей в то время в Соединённых Штатах парадигмы модерна;

2. Выявление важнейших источников философского и религиозно-мистического влияния на мировоззрения Р. Эмерсона, Э. По и Г. Topo;

3. Определение онтологических и религиозно-мистических оснований американского романтизма;

4. Рассмотрение гносеологического базиса американского романтизма.

1 Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. Эдгар По. Герман Мелвилл. Джон Гарднер. URL: http:// www.kbsu.ru / Faculty / phyl / kzl / sh9. html (дата обращения: 13.03.2007).

2 Эстетика американского романтизма. Под ред. А. Н. Николюкина. М.: Искусство, 1977.463 е., Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. М.: 1968.411 с. и Николюкин А. Н. Жизнь и творчество Эдгара Аллана По // По Э. А. Полное собрание рассказов. М.: Наука, 1970. С. 693−728.

3 Клумпьян Х.-Д., X. Генри Дэвид Торо. Урал LTD, 2001.398 с.

4 Гроссман Д. Д. Эдгар Аллан По в России. Легенда и литературное влияние". СПб, Академический проект, 1998. 198 с.

5 Walls L.D. Seeing New Worlds: Henry David Thoreau and Nineteenth-Century Natural Science. Madison: U. of Wisconsin P, 1995.300 p.

6 Carlson E.W. A companion to Рое studies. Greenwood Press, 1996. 604 p.

7 Gupta R.K. The great encounter: a study of Indo-American literature and cultural relations. New Delhi: Delhi: Abhinav publications, 1986.276 p.

Научная новизна. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нём впервые в отечественной историко-философской литературе даются цельное представление и систематизация философского базиса американского романтизма, применяется парадигмальный анализ, на основании которого определяется уникальное место американского романтизма в культуре последних двух столетий на основе новой интерпретации термина «археомодерн», эстетико-символистский холизм определяется как общее онтологическое основание американского романтизма.

Методологический базис исследования. В диссертационной работе в качестве методологии исследования используются парадигмальный анализ (в том виде, как он разработан А. Дугиным, поскольку данная версия парадигмальных соотношений, наиболее ясно дифференцирующая традиционные (сакральные) и современные (светские) мировоззренческие основания, в наибольшей степени отвечает задачам исследования) и компаративистский анализ (с опорой на определение задач компаративистики, данное В. Н. Брюшинкиным, которое экстраполируется на выявление межпарадигмальных отношений). Также применяются герменевтический и типологический методы.

Апробация результатов исследования. Результаты данной работы были изложены в докладах на конференциях «X Кантовские чтения» (Кант и американский романтизм первой половины XIX века // X Кантовские чтения (Тезисы докладов) — Калининград, Издательство РГУ им. И. Канта, 2009. С. 132 — 133) и «Модели в современной науке: единство и многообразие» (доклад «Интуиции Эдгара По относительно пространства»).

Научно-практическое значение исследования. В диссертации предпринята попытка дать наиболее общий обзор философского базиса американского романтизма, являющегося фундаментом художественной и интеллектуальной жизни США и первостепенным источником влияния последней на мировую культуру.

Данное диссертационное исследование может быть использовано при подготовке лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по истории западной философии XIX века, в дальнейших историко-философских и литературоведческих исследованиях феномена американского романтизма, в американистике, а также при изучении парадигмальных аномалий в философии и «культуре в целом.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выявляется степень ее разработанности в историко-философской литературеформулируются цели и задачи исследования, характеризуется1 его теоретическая и практическая значимость. В первой главе американский романтизм рассматривается как пример парадигмальной аномалии-«обратного археомодерна», а также выявляются его основные мировоззренческие источники. Во второй главе выявляется онтологический, мистико-религиозный и гносеологический фундамент философии Р. У. Эмерсона. В третьей главе анализируются основаншгфилософствования Э. А. По и Г. Д. Topo по аналогии с последовательностью онтологических, мистико-религиозных и гносеологических оснований в эмерсоновскойфилософии.

Заключение

.

В ходе диссертационного исследования кч феномену американского романтизма первой половины XIX века была применена гипотеза об уникальном месте данного культурного явления в контексте трёхчастной парадигмальной схемы. Парадигмальная аномалия, обнаруженная на зрелом этапе развития романтизма Соединённых Штатов, определена автором диссертации как «обратный археомодерн» — то есть такая парадигмальная аномалия, при которой происходит наложение мировоззренческого базиса парадигмы премодерна (ориентированной на сакральное) на аутентичную для США парадигму модерна (ориентированную на секулярное). Данный феномен рассматривается как совершённая некоторыми наиболее значительными представителями американского романтизма (Ральфом Эмерсоном, Эдгаром По и Генри Topo) попытка восполнения отсутствия в духовной истории Америки сакральной традиции и связей со свящённым (традиционным, религиозным, мистическим) базисом мировой культуры. Указанное восполнение происходило через прямые и скрытые заимствования из культур Европы и Азии — из индуизма, даосизма, конфуцианства, ислама, эзотерического христианства, досократической, платоновской и неоплатонической философии, а также из обращенных к премодернистическуому прошлому и представлявших собой внутреннюю реакцию на парадигму модерна воззрений Гёте, некоторых немецких философов и британских романтиков. При этом даже такое характерное и определяющее для парадигмы модерна явление, как кантовская философия, было воспринято американскими романтиками не столько в просветительском, сколько в несвойственном самому Канту мистико-холистическом ключе. Знакомство Эмерсона с такими великими памятниками философии премодерна как «Бхагавадгита», «Вишну Пурана», «Упанишады», «Законы Ману», сочинения Платона, Плотина и.

Прокла, равно как и увлечение Topo индийской и китайской (в частности, Конфуцием и Jlao цзы) религиозной философией, и странное смешение в мировоззрении По мистических гностический и платонических тенденций с премодернистским материализмом Эпикура, приведшее к фундаментальному сходству положений «Эврики» с некоторыми идеями восточной традиции, — всё это оказало определяющее влияние на развитие романтизма в США и, что немаловажно, открыло этой стране путь в мировую культуру, в духовную историю.

В ходе исследования выявлены онтологические и мистико-религиозные основания американского романтизма — прежде всего, через философию Эмерсона, а затем и в философских опытах По и Topo. Сопоставлены два вида холизма, рационалистический и эмпирический, как они были рассмотрены Л. Д. Уоллс, и выявлено общее основание американского романтизма — эстетико-символистский холизм. Обнаружено, что в главных философских сочинениях Эмерсона, По и Topo присутствуют такие характерные для премодернистического мышления тенденции мировосприятия, как мистический (или идеалистический) материализм, циклизм, витализм, символизм, манифестационизм. и религиозный мистицизм. Кроме того, выявлено, что такие пограничные для премодернистической и модернистической парадигм мировоззренческие основания, как монизм, детерминизм, волюнтаризм, нигилизм и диалектика, интерпретируются американскими романтиками в религиозном, мистическом, холистическом и символистском, не свойственном общей тенденции парадигмы модерна ключе, и представляют собой результаты возвращения к премодернистическим значениям данных оснований. Так, монизм для американских романтиков связан с Божественной субстанцией, диалектика и детерминизм — с Божественными законами (Эдгар По даже ньютоновским притяжению и отталкиванию придаёт религиозно-метафизическое значение), волюнтаризм — с волей Бога, нигилизм — либо с восприятием жизненного мира как иллюзии, как это в духе индийской философской традиции делает Эмерсон, либо с пониманием «ничто» как первоматерии Бога, тождественной духу, как в философской поэме По).

Кроме того, в работе показаны гносеологические основания американского романтизма, такие, как восходящий к премодерну сверхрационализм, а также пограничный между премодернистическим и модернистическим мировосприятиями интуитивизм. У каждого из рассмотренных в диссертационном исследовании представителей американского романтизма в той или иной мере присутствует склонность и к рационализму, и к интуитивизму. Но в качестве гносеологического фундамента философии Эмерсона выступает платонический рационализм с мистическим акцентом, в поэтический философии По — интуитивизм в духе переходного между премодерном и модерном Кеплера, а для Topoсмешение рационализма, интуитивизма и эмпиризма с существенным уклоном в последний.

Общий вывод. В результате диссертационного исследования, проведённого с опорой на основные философские сочинения ключевых авторов зрелого этапа развития американского романтизма — Эдгара По, Ральфа Эмерсона и Генри Topo, — а также на труды отечественных и зарубежных учёных, выявлены и систематизированы гносеологические, онтологические и мистико-религиозные основания философии романтизма Соединённых Штатов, совокупность которых позволять сделать заключение, подтверждающее гипотезу о применимости к указанному культурному феномену понятия «обратный археомодерн», определяющего парадигмальную аномалию, при которой произошло наложение мировоззренического базиса, характерного для парадигмы премодерна, на аутентичную для США парадигму модерна. Индивидуальные модели мира главных представителей американского романтизма в своих фундаментальных чертах являются воспроизведением сакральных премодернистических моделей мира и находятся в противоречии с характерным для американского мышления секулярным отношением к реальности. В итоге цельного усвоения американскими художниками-интеллектуалами той или иной религиозной традиции не произошло, однако эклектические индивидуальные интерпретации Эмерсоном, По и Topo примордиальной и до-модернистической почвы общечеловеческой культуры и гипотетически единой первоначальной священной традиции, хоть и не были восприняты современниками как уникальное философское достижение, в конечном счёте открыли Соединённым Штатам путь к влиянию на духовную историю мира последних двух столетий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. По Э. А. Избранное: В 2 тт. М.: ТЕРРА, 1996. Т. 2. 592 с.
  2. По Э. А. Полное собрание рассказов. М.: Наука, 1970. 800 с.
  3. По Э. А. Эврика. Поэма в прозе (Опыт о вещественной и духовной Вселенной). М.: Эксмо, 2008. 400 с.
  4. Г. Д. Высшие законы. М.: Республика, 2001. 412 с.
  5. Р. Нравственная философия. Мн.: Харвест- М.: ACT, 2000. 384 с.
  6. Р., Topo Г. Эссе. Уолден. М.: Худ. лит., 1986. 639 с.
  7. Р.У. Брама // http://www.uspoetry.ru/poem/46 (дата обращения: 24.03.2010)
  8. Emerson R.W. Illusions. URL: http://www.rwe.org/works/Conduct9Illusions.htm (дата обращения: 15.08.2009)
  9. Emerson R.W. Fate. URL: http://www.rwe.org/works/ConductlFate.htm (дата обращения: 15.08.2009)
  10. Emerson R.W. The Transcendentalist. URL: http://www.vcu.edu/engweb/transcendentalism/authors/emerson/essays/transcen dentalist. html (дата обращения: 15.08.2009)
  11. Рое E.A. Eureka. URL: http://xroads.virginia.edu/~hyper/poe/eureka.html (дата обращения: 2.05.2008)
  12. Рое Е.А. The City in the Sea. URL: http://www.sff.net/people/DoylemacDonald/lpoepom.htm (дата обращения: 22.08.2009)
  13. Рое Е. А. То George W. Eveleth — February 29, 1848. URL: http://www.eapoe.org/works/letters/p4802290.htm (дата обращения: 5.01.2008)
  14. Thoreau H.D. Ethnical Scriptures: Chinese Four Books. URL: http://pantheon.cis.yale.edu/~thomast/texts/four.html (дата обращения: 14.06.2010)
  15. H.D. «The Laws of Menu». URL: http://www.vcu.edu/engweb/transcendentalism/authors/thoreau/hdtmenu.html (дата обращения: 15.06.2010)
  16. Н.С. Структуралистская антропология. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/avtonom.htm. (дата обращения: 5.05.2010)
  17. Г. Эдгар По. М.: Молодая гвардия, ЖЗЛ, 1984. 334 с.
  18. Американская философия. Введение. Под редакцией Т. Марсубяна и Джона Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008 г. 576 с.
  19. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
  20. Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 1997. 960 с.
  21. Х.Л. Повествовательное искусство и магия // Сочинения в трёх томах. Рига: Полярис, 1994. Т. 1. С. 74−81.
  22. Х.Л. Циклическое время // Сочинения в трёх томах. Рига: Полярис, 1994. Т. 1. С. 193−196.
  23. В.Н. Системная модель аргументации как основа методологии компаративистских исследований // Модели мира. Исследования по логике, аргументации и истории философии. Изд. 2-е, испр. и доп. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. С. 66−86.
  24. В.Н. Феноменология русской души // Вопросы философии. 2005. № 1. С. 29−40.
  25. П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. 507 с.
  26. H.A. Воображаемая логика // Избранные труды. М.: Наука, 1989. С. 126−131.
  27. Г. Священный год. URL: http://plamyasvargi.ru/html/speech/God.htm (дата обращения: 21.12.2008)
  28. П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. URL: http://www.philosophy.ru/library/gaid/02/12.html (дата обращения: 14.06.2010)
  29. Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб.: Азбука, 2000.320 с.
  30. Р. Символика креста. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 704 с.
  31. Р. Традиционные формы и космические циклы. URL: http://lib.rus.ec/b/120 960 (дата обращения: 17.05.2010)
  32. Е.В. Лавкрафт исследователь аутсайда. URL: http://www.lovecraft.ru/author/articles/outside.html (дата обращения: 12.10.2007)
  33. Де Квинси Т. Исповедь англичанина, употребляющего опиум // Опиум. М.: РАНДЕВУ-АМ, 1999. 294 с.
  34. Ф.М. Предисловие к публикации «Три рассказа Эдгара Поэ» // Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л: Наука, 1979. Т. 19., С. 88−89.
  35. Древнеиндийская философия. Начальный период. Подготовка, текстов- вступит, статья и коммент. В. В. Бродова. М.: Мысль, 1972. 271 с.
  36. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М.: Мысль, 1972. Т. 1. 363 с.
  37. А.Г. Археомодерн. М.: Арктогея, 2011. 142 с.
  38. А.Г. Постфилософия: М.: Евразийское движение, 2009:744 с.
  39. А.Г. Философия политики. М.: Арктогея-Центр, 2004. 6141. С.
  40. А.Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр, 2002. 624 с.
  41. A.M. Вдохновенная математика Эдгара По. URL: http://www.philology.ru/literature3/zverev-03.htm (дата обращения: 3.06.2008)
  42. Г. Америка. Заря нового мира. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. 530 с.
  43. И. Всеобщая естественная история, и теория неба. Собрание сочинений (в 8-ми тт.). М.: ЧОРО, 1994. Т.1. С. 114−260.
  44. И. Критика способности суждения. Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1966. Т. 5. С. 201−377.
  45. Клумпьян Х.-Д., X. Генри Дэвид Topo. Урал LTD, 2001. 398 с.
  46. Ю.В. Г. Мелвилл и американский романтизм. Л.: Худож. лит., 1972. 280 с.
  47. Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт: Монография. Л.: Худож. лит., 1984. 296 с.
  48. А.Ф. Гностицизм. URL: http://mystudies.narod.rU/library/l/losev/gnosticism/content.htm (дата обращения: 14.09.2008)
  49. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959 с.
  50. Г. Собрание сочинений в 3 тт. Л.: Худож. Лит., 1987. Т. 1.640 с.
  51. Много миров. Новая Вселенная, внеземная жизнь и богословский подтекст / Под ред. С. Д. Дика. М.: ACT- Астрель, 2007. 224 с.
  52. А.Н. Парадоксы неоконсерватизма (Россия и Германия в конце XIX -начале XX века). URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/mochkin.html (дата обращения: 25.08.2006)
  53. А.Н. Американский романтизм и современность. М.: 1968.411 с.
  54. Ф. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т 2. 829 с.
  55. Нэш Р. Дикая природа и американский разум. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Cultare/Nash/05.php (дата обращения: 14.06.2010)
  56. Р. На коленях богов. URL: http://ec-dejavu.ni/h/Head.htail (дата обращения: 19.07.2009)
  57. Э.Ф. Генри Topo. Очерк творчества. JI. Ленинградский университет, 1985. 128 с.
  58. Э.Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. СПб., 2004. 171 с.
  59. Э.Ф. Ральф Уолдо Эмерсон: Писатель и время. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 136 с.
  60. Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. URL: http://arculture.ru/biblioteka-akademii/otto-r/01−04 (дата обращения: 30.08.2010)
  61. В. Влияние архетипических представлений на формирование естественнонаучных теорий у Кеплера. URL: http://natoralhistory.narod.ixi/Person/Srednevek/Kepler/KeplerPauli.htm (дата обращения: 18.07.2010)
  62. Ч.С. Закрепление верования // Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. С. 234−265.
  63. Ч.С. Как сделать наши идеи ясными // Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. С. 266−295.
  64. Платон. Государство // Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Фолио, 1998. С. 91 438.
  65. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Мысль, 1999. 528 с.
  66. Н.Е. Генри Topo. M.: Мысль, 1983. 188 с.
  67. Н.Е. Ральф Уолдо Эмерсон: в поисках своей вселенной. Конкорд, США, 1995. 374 с.
  68. Н.Е. Ранняя американская философия. Пуританизм. М.: Высш. шк., 1989. 246 с.
  69. Прокл. Первоосновы теологии. URL: http://www.philosophy.rU/library/procl/teo/0.html (дата обращения: 18.4.2010)
  70. Д. Карлейль. М.: Молодая гвардия, 1981. 288 с.
  71. К.А. Иоганн Вольфганг Гёте. М.: Мысль, 1989. 192 с.
  72. Э. О небесах, о мире духов и об аде. СПб.: Амфора, 1999. 558 с.
  73. И.Н. Интуиция как принцип философского свободомыслия в американском романтизме и герменевтика // Размышления о философии на перекрёстке второго и третьего тысячелетий. Вып. 11. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
  74. Тимофей из Газы. Тигрица и грифон: Сакральные символы животного мира. СПб.: Азбука-классика, 2002. 400 с.
  75. А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. 554 с.
  76. Чернов С.А. Salto mortale Фридриха Якоби: логика прыжка в абсолютное // Модели рассуждений 1: Логика и аргументация. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007, 304−313.
  77. Шеллинг Ф.В. И. Об отношении реального к идеальному в природе // Сочинения в 2 тт. М.: Мысль, 1989. С. 34−51.
  78. H.A. Опыт онтологической поэтики. Эдгар По.
  79. Герман Мелвилл. Джон Гарднер. URL: http:// www.kbsu.ru / Faculty / phyl / kzl / sh9. html (дата обращения: 13.03.2007)
  80. M. Миф о вечном возвращении. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Eliade/indexArhetip.php (дата обращения: 18.06.2010)
  81. Эстетика американского романтизма. Под ред. А. Н. Николюкина. М.: Искусство, 1977. 463 с.
  82. Adams R.M. NIL: Episodes in the Literary Conquest of the Void During the Nineteenth Century. New York: Oxford university Press, 1966. 2491. P
  83. Baym N. Thoreau’s View of Sciense. URL: http://thoreau.eserver.org/science.html (дата обращения: 15.07.2009)
  84. Cappi A. Edgar Allan Poe’s Physical Cosmology // Qarterly Journal of the Royal Astronomical Society. 1994. Vol. 35. P. 177−192. // adsabs.harvard.edu/abs/1994QJRAS.35. 177C (дата обращения: 14.02.2008)
  85. Carlson E.W. A companion to Рое studies. Greenwood Press, 1996.604 p.
  86. Ch’en, D. T.Y. Thoreau and Taoism. URL: http://www.vcu.edu/engweb/transcendentalism/roots/hdt-tao.html (дата обращения: 7.06.2009)
  87. Crick N. Speaking a Word for Nature: Science and Poetry in the Rhetoric of Thoreau’s Transcendental Ecology. URL: http://www.acjournal.org/holdings/vollO/sspeciaI/articles/crick.php (дата обращения: 14.07.2009)
  88. De Quincy T. The Last Days of Immanuel Kant. URL: www.gutenberg.org/etext/6148 (дата обращения: 11.03.2010)
  89. Eddington and Quinn about Eureka. URL: www.bo.astro.it/~cappi/poeeddington.html (дата обращения: 7.02.2008)
  90. Goodwin J. Thoreau and John Brown: Transcendental Politics. ESQ: 25 (1979), 156−167.
  91. Gordon R. Emerson and Sankara. URL: http://www.infinityfoundation.corn/mandala/ies/iesgordocomparisonframe set. htm (дата обращения: 11.11.2010)
  92. Grantz D. Edgar Allan Poe’s Eureka: I Have Found It! URL: http://www.poedecoder.com/essays/eureka/ (дата обращения: 5.02.2008)
  93. Gupta R.K. The great encounter: a study of Indo-American literature and cultural relations. New Delhi: Abhinav publications, 1986. 276 p.
  94. Hileman B. Transcendental Roots: Emerson and Immanuel Kant. URL: http://www.vcu.edu/engweb/transcendentalism/roots/rwe-kant.html (дата обращения: 19.06.2008)
  95. Holmes O.W. Ralf Waldo Emerson // The Works of Oliver Wendell Holmes in thirteen volumes. Boston & New York: Houghton, Mifflin & Co, 2007. Vol. XI.
  96. Holt L.B. Chinese Philosophy in America: How It Influenced H.D. Thoreau. URL: http://www.religiousscholar.com/the-chinese-roots-of-hd-thorea/ (дата обращения: 16.06.2010)
  97. Honey К.A. Poe’s Materialist Metaphysics of Man // A companion to Рое studies. Greenwood Press, 1996. P. 347−366.
  98. Jehlen M. American incarnation: the individual, the nation, and the continent. Harvard University Press, Cambrige, Massachusetts and London, England, 1986. 253 p.
  99. Lartigue J.G. Edgar Allan Рое and Science: A Cosmic Poet. URL: www. poedecoder. com / essays/ lartigue (дата обращения: 16.04.2007)
  100. Literature and Ideas in America. Essays in Memory of Harry Hayden Clark, ed. Robert Falk (Athens, Ohio, 1975).
  101. Livi St. Armand L.B. Usher Unveiled: Рое and the Metaphysic of Gnosticism. URL: http://www.eapoe.org/pstudies/psl970/pl972101.htm (дата обращения: 29.12.2007)
  102. New England Transcendentalism, Ralph Waldo Emerson and Kantian or Transcendental Idealism. URL: http://www.age-of-the-sage.org/transcendentalism/emerson/idealismkant.html (дата обращения: 5.06.2009)
  103. M.C. Рое and the Void. URL: http://www.eapoe.org/pstudies/PS1960/P1968110.HTM (дата обращения:1403.2009)
  104. Root С. The Proteus Within: Thoreau’s Practice of Goethe’s Phenomenology. URL: http://www.janushead.org/8-l/Root.pdf (дата обращения: 14.04.2009)
  105. Sedgwick M. Against the modern world: Traditionalism and the secret intellectual history of the Twentieth Century. Oxford University Press, 2004. 386 p.
  106. Shaw C.G. Emerson the nihilist. URL: http://www.jstor.org/pss/2 989 563 (дата обращения: 12.09.2008)
  107. Smuts J.C. Holism And Evolution. URL: http://www.archive.org/details/holismandevoluti032439mbp (дата обращения:1406.2010)
  108. The Carlyle Encyclopedia. Ed. by M. Cumming. New Jersey, 2004.521 p.
  109. The Рое Encyclopedia. Book by Frederick S. Frank, Anthony Magistrate- 1997. 453 p.
  110. Walls L.D. Seeing New Worlds: Henry David Thoreau and Nineteenth-Century Natural Science. Madison: U. of Wisconsin P, 1995. 300 p.
  111. Wilczynski M. Maidens, Corpses, and Words: Edgar Allan Рое and the Failure of the Sublime. // Studia Anglica Posnaniensia, 1999. Vol. 34. P. 347 354.
  112. Wilde D. Poe’s Mysticism. URL: http://www.dwildepress.net/critica/Poel.html (дата обращения: 18.06.2009)
Заполнить форму текущей работой