Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы европейского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно принципу субсидиарности Союз в сферах, которые не относятся к его исключительной компетенции, действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели предполагаемого действия не могут быть достигнуты достаточным образом государствами-членами на центральном, региональном или местном уровне, но ввиду масштабов или последствий предполагаемого действия могут быть лучше достигнуты на уровне… Читать ещё >

Принципы европейского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В переводе с латинского принцип означает «основа» или «первоначало». В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Принципы европейского права — это основные руководящие начала, определяющие сущность правопорядка Союза, пронизывающие собой все правоотношения, складывающиеся в рамках ЕС между его субъектами.

В отечественной литературе предлагается делить указанные принципы на несколько групп[1].

Первое и главное место в системе принципов права ЕС занимают ценности Союза. Они провозглашаются в основополагающем учредительном договоре Союза — ДЕС. Статья 2 ДЕС гласит: «Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин».

Таким образом, основные ценности Союза — это:

  • — человеческое достоинство;
  • — свобода;
  • — демократия;
  • — равенство;
  • — правовое государство;
  • — права человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам.

Вторая группа принципов — это принципы взаимоотношения ЕС и государств-членов. Они определены в ст. 4 ДЕС. Так, согласно параграфу 2 ст. 4 «Союз соблюдает равенство государств-членов перед Договорами, уважает национальную индивидуальность государств-членов, присущую их основополагающим политическим и конституционным структурам, в том числе в области местного и регионального самоуправления. Союз уважает основные функции государства, особенно те, которые направлены на обеспечение его территориальной целостности, на поддержание общественного порядка и на охрану национальной безопасности. В частности, национальная безопасность остается в единоличной ответственности каждого государства-члена».

«Согласно принципу лояльного сотрудничества Союз и государствачлены проявляют взаимное уважение и содействуют друг другу в выполнении задач, вытекающих из Договоров» (параграф 3 ст. 4 ДЕС).

Государства-члены предпринимают любые меры общего или специального характера, которые способны обеспечить исполнение обязанностей, вытекающих из Договоров или проистекающих из актов институтов Союза.

Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его задач и воздерживаются от любых мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза.

Третью группу принципов составляют принципы компетенции ЕС. Они определены в ст. 5 ДЕС, согласно которой это принципы:

  • — наделения компетенцией;
  • — субсидиарности;
  • — пропорциональности.

Принцип наделения компетенцией регулирует границы компетенции Союза. Принципы субсидиарности и пропорциональности регулируют осуществление данной компетенции.

Согласно принципу наделения компетенцией Союз действует только в пределах компетенции, которую предоставили ему в договорах государства-члены для достижения целей, установленных этими договорами. Любая компетенция, не предоставленная Союзу в договорах, принадлежит государствам-членам.

Согласно принципу субсидиарности Союз в сферах, которые не относятся к его исключительной компетенции, действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели предполагаемого действия не могут быть достигнуты достаточным образом государствами-членами на центральном, региональном или местном уровне, но ввиду масштабов или последствий предполагаемого действия могут быть лучше достигнуты на уровне Союза. Институты Союза применяют принцип субсидиарности в соответствии с Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности. Национальные парламенты следят за соблюдением принципа субсидиарности в соответствии с процедурой, предусмотренной в этом Протоколе.

Согласно принципу пропорциональности содержание и форма действий Союза не выходят за рамки того, что необходимо для достижения целей Договоров. Институты Союза применяют принцип пропорциональности в соответствии с Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности.

Четвертую группу принципов составляют принципы устройства ЕС, провозглашенные в разд. II «Положения о демократических принципах» ДЕС.

Это, во-первых, принцип равенства. «Во всей своей деятельности Союз соблюдает принцип равенства своих граждан, которые пользуются одинаковым вниманием со стороны его институтов, органов и учреждений. Гражданином Союза является каждое лицо, имеющее гражданство государствачлена. Гражданство Союза дополняет собой национальное гражданство и не подменяет его» (ст. 9 ДЕС).

Во-вторых, принцип представительной демократии.

«1. Функционирование Союза основано на представительной демократии.

2. Граждане непосредственно представлены на уровне Союза в Европейском парламенте.

Государства-члены представлены в Европейском совете своими главами государств или правительств, а в Совете — своими правительствами, которые сами являются демократически ответственными перед их национальными парламентами либо перед их гражданами.

  • 3. Каждый гражданин имеет право участвовать в демократической жизни Союза. Насколько возможно, процесс принятия решений является открытым и максимально приближенным к гражданам.
  • 4. Политические партии на европейском уровне способствуют формированию европейского политического сознания и выражению воли граждан Союза" (ст. 10 ДЕС).

В-третьих, принцип участия парламентов государств-членов в функционировании Союза. Статья 12 ДЕС предусматривает следующие формы такого участия:

  • а) получение информации со стороны институтов Союза и уведомление о проектах законодательных актов Союза в соответствии с Протоколом о роли национальных парламентов в ЕС;
  • б) соблюдение принципа субсидиарности в соответствии с процедурами, предусмотренными в Протоколе о применении принципов субсидиарности и пропорциональности;
  • в) в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия участие в механизмах оценки осуществления политики Союза в отношении этого пространства в соответствии со ст. 70 ДФЕС и привлечение к участию в политическом контроле за Европолом и к оценке деятельности Евроюста в соответствии со ст. 88 и 85 упомянутого Договора;
  • г) участие в процедурах пересмотра договоров в соответствии со ст. 48 ДЕС;
  • д) получение информации относительно заявок о присоединении к Союзу в соответствии со ст. 49 ДЕС;
  • е) участие в межпарламентском сотрудничестве между национальными парламентами и с Европейским парламентом в соответствии с Протоколом о роли национальных парламентов в ЕС.

Пятую группу принципов составляют принципы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ЕС. К ним относятся принципы равенства, уважения прав человека, одновременно выступающие как ценности Союза (ст. 2 ДЕС), принцип гарантированности прав и свобод, принцип, закрепляющий право граждан на гражданскую инициативу.

Институты адекватными способами обеспечивают возможность гражданам и представительным ассоциациям ставить в известность о своих мнениях и публично обмениваться ими по всем сферам деятельности Союза. Институты поддерживают открытый, прозрачный и регулярный диалог с представительными ассоциациями и гражданским обществом. С целью обеспечить последовательность и прозрачность действий Союза Европейская комиссия проводит широкие консультации с заинтересованными сторонами. Осуществление гражданской инициативы регулируется согласно параграфу 4 ст. 11 ДЕС: «Граждане Союза в количестве не менее одного миллиона человек, принадлежащие к гражданству значительного числа государств-членов, могут выступить с инициативой пригласить Европейскую комиссию в рамках ее полномочий внести соответствующее предложение по вопросам, в отношении которых, по мнению этих граждан, необходимо издание правового акта Союза в целях применения Договоров». Процедуры и условия, требуемые для представления подобной инициативы, устанавливаются в соответствии с абз. 1 ст. 24 ДФЕС.

Шестая группа принципов — это общие принципы права ЕС. Принадлежность принципов к разряду общих установлена Судом ЕС. Таковыми Суд признал:

  • — принцип равенства;
  • — принцип уважения прав человека;
  • — принцип пропорциональности;
  • — принцип правовой определенности;
  • — принцип легитимных ожиданий[2].

Указанные принципы можно считать общими принципами правовых систем государств-членов ЕС. Исторически данные принципы свойственны европейской правовой действительности, определяют ее существо и направленность.

Наконец, седьмую группу принципов составляют специальные принципы права ЕС. Эту многочисленную группу составляют принципы отраслей права ЕС, в том числе экологического, бюджетного права, принципы функционирования внутреннего рынка ЕС и др.

В определении принципов права ЕС большую роль играет Суд ЕС. В своих решениях он формулирует данные принципы, подтверждает их существование и значение для правовой системы Союза. Он не только разъясняет смысл действующих источников и норм права ЕС, но и выводит из них другие принципы и нормы, например, принцип верховенства права ЕС, но отношению к внутригосударственному праву. Как следствие, судебная практика Суда ЕС превратилась в самостоятельную разновидность источников нрава ЕС, также называемую, но аналогии с практикой судов англосаксонских стран «прецедентным правом» ЕС[3].

  • [1] Право Европейского Союза: в 2 т. Т. 1. Общая часть: учебник для бакалавров /С. Ю. Кашкин, А. О. Четвериков; под ред. С. Ю. Кашкина. 4-е изд., перераб. и доп., 2013. С. 125−134.
  • [2] Подробнее см.: Право Европейского Союза: в 2 т. Т. 1. Общая часть: учебник для бакалавров / С. Ю. Кашкин, А. О. Четвериков; под ред. С. Ю. Кашкина. 4-е изд., перераб. и доп., 2013. С. 131−132.
  • [3] Право Европейского Союза: в 2 т. Т. 1. Общая часть: учебник для бакалавров / С. 10. Каш-кин, А. О. Четвериков; под ред. С. Ю. Кашкина. 4-е изд., перераб. и доп., 2013.С. 471.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой