Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Отдельные виды административных актов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См. § 3 гл. З Акты государственной регистрации не вполне равноценны по сферам своего гражданско-правового применения: акты государственной регистрации прав нс касаются правоспособности в целом, в то время как акты государственной регистрации лиц напротив, непосредственно влияют именно на их гражданскую правоспособность. Что же касается государственной регистрации фактов, то таковая (подобно… Читать ещё >

Отдельные виды административных актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Акты государственной регистрации (регистрационные акты).

Предметами государственной регистрационной деятельности являются гражданско-правовые субстанции троякого рода: 1) во-первых, неоглашенные субъективные гражданские абсолютные права в их статике (принадлежности) и динамике (возникновении, изменении, обременении, прекращении, переходе, отчуждении, приобретении); 2) во-вторых, сами субъекты гражданского права (физические лица как таковые, индивидуальные предприниматели, юридические лица и муниципальные образования[1]) и 3) в-третьих, юридические факты, приводящие к динамике регистрируемых абсолютных прав, а также гражданской правоспособности субъектов гражданских правоотношений (в первую очередь сделки, акты приобретения наследств и некоторые административные акты). Государственная регистрация объектов гражданских правоотношений, упоминания о которой также встречаются в нашем законодательстве[2], особой (самоценной) процедуры собой не представляет, но имеет чисто вспомогательный характер по отношению к государственной регистрации прав или сделок. В дальнейшем мы будем говорить об актах государственной регистрации 1) прав; 2) лиц и 3) фактов.

*см. § 3 гл. З Акты государственной регистрации не вполне равноценны по сферам своего гражданско-правового применения: акты государственной регистрации прав нс касаются правоспособности в целом, в то время как акты государственной регистрации лиц напротив, непосредственно влияют именно на их гражданскую правоспособность. Что же касается государственной регистрации фактов, то таковая (подобно государственной регистрации объектов прав) носит очевидно вспомогательный (технический) характер и неизбежно осуществляется в ходе регистрации прав и лиц как обстоятельств, приведших к динамике соответствующих правоотношений, либо правоспособности. Можно сказать, что регистрация фактов является предпосылкой или средством к достижению более важных целей — регистрации прав и лиц. Думается, что предметом государственной регистрации могут быть только такие факты, о необходимости государственной регистрации которых имеется прямое указание закона; гак, например, государственной регистрации подлежат, вопреки общераспространенному противоположному мнению, отнюдь нс все сделки с недвижимостью*.

Предметом государственной регистрации прав являются не все абсолютные субъективные гражданские права, но лишь те из них, объекты которых по своим свойствам не могут сделать обладание этими правами достоянием гласности. Назначение государственной регистрации — исправить такое положение вещей, придав соответствующие права гласности, «опубличив» их. К числу объектов абсолютных прав, которые в отсутствие специально принимаемых против того юридических мер были бы правами негласными (никак себя не обнаруживали бы), относятся 1) недвижимые вещи (о государственной регистрации прав на них см. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и гл. IV Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)») и 2) результаты творческой деятельности, допускающие их независимое одновременное получение несколькими различными лицами — повторяемые результаты творческой деятельности (о государственной регистрации (патентовании) прав на них см. ст. 1232, 1262, 1353, 1374—1405, 1414, 1433—1445, и 1452 ГК). Кроме того, по общепринятой мировой практике к данной категории объектов причисляется.

3) большинство средств индивидуализации лиц их деятельности и ее результатов — имена, фирменные наименования, товарные знаки и т. д. (о государственной регистрации прав на эти объекты — ст. 1475, 1480,1492−1507 ГК).

Деятельность по государственной регистрации лиц сводится к государственной регистрации, главным образом, тех фактических обстоятельств, что производят возникновение, изменение или прекращение их гражданской правоспособности. Для физических лиц такими обстоятельствами являются 1) так называемые акты гражданского состояния и 2) начало и конец ведения ими предпринимательской деятельности (ст. 23 ГК и нормы гл. VII. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»); для юридических лиц и муниципальных образований — 3) факты их создания (возникновения) и прекращения в ходе реорганизации или ликвидации, а также — факты, приводящие к изменению их гражданской правоспособности и (или) порядка ее реализации — внесение изменений в устав, освобождение от должности одного руководителя и назначение другого и т. д. (см. об этом ст. 51 ГК и упомянутый Закон).

С точки зрения своего гражданско-правового значения акты государственной регистрации могут быть поделены на правообразующие (материальные) и доказательственные (технические). Регистрационные акты материального значения, как правило, выполняют не только свою собственную — правоустанавливающую — но и доказательственную функцию.

Акт государственной регистрации, с которым как с самостоятельным юридическим фактом или фактом, входящим в определенный фактический состав, закон связывает динамику гражданских правоотношений или гражданской правоспособности, называется материальным регистрационным актом. Совершение соответствующего акта является основанием возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых последствий, а время его совершения — моментом гражданско-правовой динамики. К числу материальных регистрационных актов относятся, но общему правилу: 1) практически все акты государственной регистрации вещных и патентных прав, а также прав на средства индивидуализации[3] (см. п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 223 и т. д. ГК); 2) все регистрируемые акты гражданского состояния, кроме рождения и смерти; 3) акт объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным — акт эмансипации (ст. 27 ГК); 4) все акты регистрации индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и муниципальных образований (в отношении других — посторонних — лиц[4]); 5) акты государственной регистрации некоторых сделок, а именно — тех, которые без такого акта не считаются совершенными[5]*.

*см. 3 гл. 3.

Все остальные государственные регистрационные акты имеют исключительно доказательственное (процессуальное, техническое) значение. Помимо перечисленных выше исключений из общих правил типичным примером подобного — сугубо доказательственного — регистрационного акта является акт государственной регистрации авторского права на программу для ЭВМ или базу данных (см. п. 6 ст. 1262 ГК).

Формой совершения всякого государственного регистрационного акта является запись в соответствующем государственном реестре или регистре (например, ЕГРЮЛ, ЕГРП, Государственном реестре изобретений и т. д.). Такие записи вносятся (акты совершаются) на основании и в соответствии с процедурой, установленной соответствующей отраслью регистрационного законодательства. Существуют два основных вида таких процедур: 1) формальная и 2) содержательная. Основанием внесения реестровой записи по формальной процедуре является факт соответствия представленных для государственной регистрации документов их формальным признакам (реквизитам); так сегодня регистрируются индивидуальные предприниматели, юридические лица, права на недвижимые вещи, на полезные модели и фирменные наименования. Содержательная процедура предполагает проверку соответствия представленных документов действительности, а также законности действий, предшествовавших государственной регистрации и положенных в ее основание.

В ряде государств за совершенными в подобной — реестровой — форме государственными регистрационными (реестровыми) актами признается свойство публичной достоверности. Необходимость придания этого свойства российским государственным реестрам регистрации прав на недвижимость и юридических лиц была признана Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации от 07.10.2009 (п. 2.2 разд. II, п. 2.2 и 2.3 разд. III), а впоследствии — еще и отчасти реализована в новой редакции ст. 51 ГК применительно к ЕГРЮЛ, а также ст. 8.1 и 131 ГК применительно к ЕГРП.

  • [1] Создание (возникновение) новых и прекращение существующих государственныхобразований представляет собой процесс, всегда получающий широчайший общественный резонанс; по этой причине таковые в гражданско-правовой регистрациине нуждаются.
  • [2] Так, например, наименование, а также п. 2 ст. 131 ГК упоминают о государственнойрегистрации недвижимых вещей (недвижимости); ст. 1232 — о государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и др.
  • [3] Исключения составляют случаи, прямо предусмотренные законом и являющиеся такназываемыми границами принципа обязательного внесения. В их число входят актыгосударственной регистрации прав, возникших из фактов 1) принятия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК); 2) внесения имущества в уставный капитал (п. 3 ст. 213); 3) приобретения регистрируемых прав в ходе реорганизационного правопреемства и в составеправовых (имущественных) комплексов; 4) давностного владения (ст. 234); 5) полной выплаты паевого взноса членом потребительского кооператива (п. 4 ст. 218);6) добросовестного приобретения (п. 2 ст. 223, ст. 302); 7) вступления в законнуюсилу судебных актов.
  • [4] То есть, например, на незарегистрированные изменения к уставу организации ни онасама, ни ее участники не вправе ссылаться в споре с посторонним лицом; точно также постороннее лицо имеет право не принимать во внимание действия, совершаемыеот имени организации в качестве ее исполнительного органа таким гражданином, о котором в государственном реестре юридических лиц не упоминается.
  • [5] Точнее сказать, не порождают намеченных гражданско-правовых последствий безсоединения с регистрационным актом в фактический состав. Акты регистрации сделок, которая требуется под угрозой недействительности, являются уже не собственно регистрационными актами, но актами, выступающими в роли условия законностисделки, т. е. разновидностью актов государственного контроля и согласования.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой