Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Паралингвистические особенности общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Почему так бывает? Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ, манера поведения, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Какие-то токи, исходящие от таких личностей в то время, когда они произносят речь, проникают в души людей. Подобные ораторы управляют эмоциями слушателей, возбуждая работу какого-то удивительного механизма… Читать ещё >

Паралингвистические особенности общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эмоциональная выразительность речи

Речью владеют все, но сделать ее выразительной, завораживающей слушателей дано, к сожалению, не каждому. Пытаясь с помощью слов передать информацию другим людям, мы в гораздо большей степени обеспокоены тем, что сказать, нежели тем, как это сделать, в какую форму облечь свои мысли, чтобы донести до собеседников. А напрасно! Общее впечатление от речи зависит не в последнюю очередь от ее паралингвистических особенностей, от умения говорящего грамотно распорядиться характеристиками своего голоса.

Было бы ошибочно предполагать, что красноречие сводится только к богатству лексики и многообразию художественных приемов. Во многих случаях оно объясняется индивидуальностью самой личности. Иногда можно наблюдать, что человек говорит не цветисто, а слушать его можно бесконечно. Его речь отличается благозвучием, т. е. соответствует требованиям приятного для слуха звучания, подбором слов с учетом их звуковой стороны. А. П. Чехов писал: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» .

В российской истории известен архиепископ Новгорода и Великих Лук, писатель и государственный деятель Феофан Прокопович (1681−1736). Он был ярким ученым-богословом и природным оратором. В его речах, духовных и светских, по свидетельству Н. М. Карамзина, рассеяно было множество цветов красноречия, хотя слог их был нечист и, можно сказать, неприятен. Но он всегда говорил искренне, с жарким чувством и вдохновением истинного гения. Слушатели не замечали шероховатости языка, и слезы радости на их лицах нередко сопутствовали этим речам.

Можно привести и множество других исторических примеров.

Так, Ф. М. Достоевский по строгим меркам не был оратором, часто выступал по написанному тексту. Однако говорил он так, что после его речи признанные ораторы иногда не решались выступать перед аудиторией.

Почему так бывает? Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ, манера поведения, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Какие-то токи, исходящие от таких личностей в то время, когда они произносят речь, проникают в души людей. Подобные ораторы управляют эмоциями слушателей, возбуждая работу какого-то удивительного механизма человеческого восприятия. В речевом общении максимального успеха добивается тот, кто владеет этим тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств и умело им пользуется.

Отмстим, что всевозможные " риторические уловки" -это тоже не что иное, как эмоциональные возбудители. С их помощью и приводятся в действие наши анализаторы ощущений. Чем они восприимчивее к информации, тем громче в нас «заговаривают» эмоции, образуя различные состояния переживаний. Без них мы буквально глухи к обращенному к нам слову. Однако, чтобы добиться подобного результата, следует принять во внимание многие факторы: психологию людей, их жизненные ситуации, эффект своего имиджа и многое другое.

Именно поэтому так важна в деловом общении и является практически беспроигрышной " энергетика речи" : ее экспрессия и тональная вариативность.

Б. Шоу говорил: можно сказать 50 раз «да» и 500 раз «нет», и все они будут нести разный смысл.

Слушающим импонирует, когда выступающий эмоционально «чеканит» фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правоте используемых аргументов. Такое единство манеры поведения и произнесения речи, как правило" оказывает максимальное впечатление на слушателей и располагает их к оратору. На этой психологической основе чаще всего и складывается доверие к выступающему.

Например, В. Э. Мейерхольд обладал изумительной способностью и техникой интонирования.

А И. Ильинский писал: «Интонации человеческого голоса бывают особенно красочны, разнообразны, глубоки и проникновенны, когда они произносятся естественным, а не форсирующим голосом, и когда они произносятся так, то они особенно глубоко проникают в душу слушателя, неся нужную мысль» .

Отталкиваясь от слов выдающегося мастера художественного чтения, можно утверждать, что интонация — это ключ, с помощью которого задействуется мышление и раскрывается душа.

" Освободите" голос В. С. Высоцкого от присущих ему интонаций, и это уже будет не его голос. Своей хрипотцой и необычайным накалом эмоций он превращал простые по смыслу слова в душевные надрывы, заставляя людей на многое в жизни посмотреть другими глазами и взывая к размышлению, как и во имя чего жить.

Паралингвистические особенности речи дают нам возможность делать выводы о личностных особенностях человека, его характере и темпераменте. Довольно много подобных примеров мы видим в литературных произведениях, наблюдаем в реальных жизненных ситуациях и в деловом общении.

Рассмотрим, например, как дополняет психологический портрет героя романа «Бесы» II. Верховенского Достоевский: «Говорит он скоро, торопливо, но в то же время самоуверенно, и не лезет за словом в карман. Выговор у пего удивительно ясен, слова его сыплются, как равные, крепкие зернушки, всегда готовые к Вашим услугам. Сначала это Вам понравится, но потом станет противно, и именно от этого слишком уж ясного выговора, от этого бисера вечно готовых слов» .

Социальная принадлежность человека также сказывается не только на его словарном запасе, но и на его выговоре. Недаром в пьесе Б. Шоу «Пигмалион» профессор Хиггинс прилагал столько усилий, работая над произношением Элизы Дулиттл, чтобы сделать из уличной цветочницы «герцогиню» .

А Сократ каждое свое общение с новым человеком начинал с фразы: «Ну, скажи, что-нибудь, незнакомец!». По темпу речи, модуляции, интонациям, лексическому запасу, грамотности Сократ определял профессию человека, среду проживания, уровень образованности и поклонения богам.

Характеристики -" удачного" и «неудачного» голоса

По мнению К. С. Станиславского, речь — это та же музыка, то же пение. Он настоятельно предостерегал: голос должен звучать по-скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску. Отталкиваясь от этих рассуждений Станиславского, отметим, что люди, обладающие музыкальным слухом, особенно чувством ритма, придают своей речи внутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным ключом построения речи, что делает ее эмоционально выразительной, порой гипнотически воздействующей на слушателей.

" Удачный" голос, как правило, описывают следующими словами: приятный на слух, хорошо модулированный, низкого тембра, доверительный, теплый, мелодичный, уверенный, дружеский, интонационно-окрашенный, естественный, богатый, наполненный, доброжелательный и т. д.

" Неудачный" голос описывается в иных понятиях: гнусавый, резкий, скрипучий, хриплый, дрожащий, пронзительный (высокого тембра), плаксивый, робкий, слишком громкий, тихий (едва слышный), бесцветный, вычурный, монотонный и т. д.

Признаки недостатков речи

Анализируя паралингвистические особенности речи, специалисты называют конкретные признаки недостатков речи оратора, на которые ему следует обращать внимание:

  • — у вас устает горло после 10-минутного разговора;
  • — вы чувствуете, что теряете контроль над голосом в конце длинного предложения;
  • — у слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд (возможно, от монотонности вашей речи);
  • — не только вы сами, но и другие чувствуют вашу боязнь публичных выступлений;
  • — голос диссонирует с вашей внешностью (например, внешность солидная, а голос звучит слишком молодо);
  • — слушатели часто просят вас повторить только что сказанные слова;
  • — вы часто используете слова-паразиты («ну», «вот», «так», «значит», «как бы» и др.);
  • — у вас заметный акцент или региональные обороты речи;
  • — в микрофоне отдельные звуки вашей речи звучат глухо, неприятно или искусственно;
  • — вы имеете привычку тяжело вздыхать, громко «всасывать» воздух, щелкать языком или совершать другие отвлекающие действия во время выступления и т. д.

Таким образом, невербальные особенности речи весьма важны для эффективного и продуктивного общения, по культура речевого общения не сводится только к ним.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой