Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Третья архитектурные детали

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предположим, что для тяжелого бронзового бюста мы хотим сделать мраморную полку, которая поддерживается кронштейном из мраморной же дощечки, вырезанной в форме одного из элементов профилей. Будем подбирать ту форму, которая, по нашему мнению, более подходит для данных условий (рис. 52). Выкружка производит впечатление слишком слабой, непрочной поддержки; гусек внизу выглядит массивнее, но верх… Читать ещё >

Третья архитектурные детали (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛЕЙ

Виктор Гюго в своем произведении «Собор Парижской Богоматери», рассматривая архитектуру с философской точки зрения, сравнивает ее с книгопечатанием и называет архитектуру каменной книгой. «Эта гранитная книга начала свое существование на Востоке; продолжением ее являются Древняя Греция и Рим». «В начале она была азбукой. Ставился камень — и это была буква». «Позднее стали составлять слова. Накладывали камень на камень, соединяли эти каменные слоги и посредством слова старались достигнуть некоторых комбинаций». «Громада в Карнаке 1 — это уже целая формула».

Как книги самого различного содержания состоят из страниц, страницы — из строчек и слов, а слова — из букв, число которых в алфавите незначительно, так и архитектурные произведения самого различного назначения могут быть расчленены на сходные между собой части, и, в конце концов, состоят из отдельных элементов, которые можно рассматривать как каменные буквы. Для этих отдельных элементов, составляющих архитектурные профили, установился специальный термин; он недостаточно полно выражает то, к чему он относится, поэтому мы старательно избегаем его, но должны его назвать, так как он утвердился в архитектурной терминологии довольно прочно.

Элементы профилен принято называть обломами.

Название это вызывает в нашем представлении по-нятие о чем-то сломанном, испорченном, даже грубом; в действительности же оно относится к частям небольшим, тщательно проработанным и в некоторых случаях тонко прочувствованным. Поэтому мы предпочитаем ему другой термин — элементы профилей, разумея под профилем очертание архитектурного произведения на фоне неба.

Как буквы разделяются на гласные и согласные, так и элементы профилей бывают двух родов — прямолинейные и криволинейные. К прямолинейным относятся: пояс, полочка и плинт (рис. 49). Пояс представляет собой широкую полосу, очень мало выступающую из плоскости стены; полочка состоит из узкой полоски, выступающей из плоскости стены не меньше, чем на величину своей ширины.

Переход от полочки к плоскости камня, к которому она принадлежит, делается обычно не в виде уступа, а посредством закругления в ‘Д окружности, центр которой лежит на продолженной прямой очертания полочки (рис. 50). Подобный переход неслучаен, а объясняется чисто конструктивными соображениями. При незначительных размерах полоч-[1]

ки, если она делается в виде простого уступа, вследствие хрупкости каменного материала, обрабатываемого частыми ударами особых инструментов вроде молотков, может случиться, что полочка отколется в тот момент, когда работа подходит к концу (рис. 50). При устройстве же указанного закругленного перехода прочность этой части вполне обеспечена.

Плинты принадлежат обыкновенно самым нижним частям баз (колонн и пьедесталов) и распределяют тяжесть верхних частей на большую площадь нижних. В технике подобные камни применяются частой носят название подушки. Плинты —такие же подушки, которые всегда оставляются простыми, не украшенными никакими добавочными профилями, и имеют вид плоских низких параллелепипедов.

Криволинейные элементы профилей могут быть двух родов: простые, описанные из одного центра, и сложные, описанные из двух центров.

К простым относится вал — форма, имеющая очертание полукруга. В ордерах эта форма встречается чаще всего в базах; если вал делается очень незначительных размеров, его называют валиком. Профиль, имеющий вид ‘Л окружности, называется четвертной вал (рис. 51, А). При помощи такой же V окружности можно получить вогнутый профиль, который называется выкружкой.

Расположение валов и выкружек может быть различно; в одном случае эти профили создают переход от нижних узких частей к верхним широким; в других, наоборот, при помощи подобных профилей достигается расширение книзу. Чтобы ясно обозначать не только форму, профиля, но и его положение, принято к названию прибавлять прямо й— при расширении кверху, обратный — при расширении книзу.

Сложные элементы содержат в себе две кривизны, направленные большей частью в разные стороны. Профиль, имеющий наверху вогнутость, а внизу выпуклость, называется гусек (вероятно, вследствие сходства с очертанием шеи гуся, плывущего по воде); ему соответствует обратный гусек. Противоположность этому профилю составляет каблучок, имеющий в верхней части выпуклость, а в нижней вогнутость; ему соответствует обратный каблучок (рис. 51, В).

Наконец, встречается, главным образом в базах колонн ионического и коринфского ордеров, элемент, представляющий собой вогнутость различной кривизны. Эта форма называется с ко ц и я.

Способы вычерчивания всех перечисленных элементов ясны из чертежей. Задавшись шириной элемента и крайними точками его очертания, эти крайние точки соединяют прямой, которая принимается за диаметр вспомогательного круга; радиусом этого круга, принимая за центры две крайние точки, делаются засечки первой окружности, а определенные этими засечками точки принимаются за центры дуг, составляющих профиль. Подобно тому, как в нашем алфавите есть буквы сложные, например ы и ю, так и между элементами профилей мы можем часто заметить комбинацию из двух нераздельно соединенных элементов. Одна из таких комбинаций содержит валик и полочку, другая — полочку с каблучком. В обеих прямолинейная часть вдвое уже криволинейной, что вполне логично, так как прямолинейная часть равномерно освещена, а потому рисуется однородной полоской, тогда как криволинейная форма содержит в себе часть освещенную, переход от света к тени и затемненную, т. е. размельчается на отдельные полоски, в разной степени освещенные.

Для одной из таких комбинаций (валик с полочкой) дано специальное название — астрагал, другая же, хотя и встречается очень часто, особого названия не получила.

—52. Прямолинейные и криволинейные обломы.
Рис. 49—52. Прямолинейные и криволинейные обломы.

Рис. 49—52. Прямолинейные и криволинейные обломы.

Ознакомившись с элементами профилен, следует хотя бы главнейшие из них подвергнуть критическому анализу, чтобы определить, для чего эти элементы предназначены или просто более пригодны.

Те профили, которые в массах изображены наклонными прямыми линиями, можно разделить еще на две категории: элементы, несущие тяжесть нагрузки, т. е. поддерживающие расположенные над ними части, и другие элементы, над которыми нет никакой нагрузки. Первые мы встречаем в поддерживающих частях карнизов, вторые входят в венчающие части их. При анализе мы попробуем руководствоваться исключительно чутьем, которым в известной мере наделен каждый из нас.

Предположим, что для тяжелого бронзового бюста мы хотим сделать мраморную полку, которая поддерживается кронштейном из мраморной же дощечки, вырезанной в форме одного из элементов профилей. Будем подбирать ту форму, которая, по нашему мнению, более подходит для данных условий (рис. 52). Выкружка производит впечатление слишком слабой, непрочной поддержки; гусек внизу выглядит массивнее, но верх его представляется таким же тонким, как и в выкружке, не внушая особенного доверия к своей прочности. Далее, четвертной вал составляет противоположность выкружке п не внушает опасения за прочность поддержки, но следующий за ним пример кронштейна в виде каблучка производит наиболее благоприятное впечатление.

Из этого можно сделать вывод, что выкружка и гусек являются формами легкими, непригодными для поддержки тяжести, тогда как четвертной вал и особенно каблучок как будто специально для этого предназначены. Просмотрев профили всех ордеров', нетрудно убедиться, что в поддерживающих частях нигде не встречаются указанные выше легкие элементы, а чаще всего применяется наиболее подходящая для этой цели форма каблучка.

Обратимся теперь к венчающим частям карниза, не несущим на себе никаких нагрузок, и постараемся уяснить, какой профиль нам покажется наиболее пригодным для этих частей.

Так как венчающая часть карниза образовалась из греческого желоба, то невольно приходится обратиться к этой именно форме. Форма желоба представляется в виде Чл вала: это, так сказать, самая примитивная форма желоба. Такую форму венчающей части мы и встречаем в самом примитивном ордере, в тосканском. Но нельзя не признать, что выглядит эта форма слишком грузно, тяжело; этим, вероятно, и объясняется то, что эта форма в дальнейшем не нашла себе широкого применения. Вполне естественное желание — облегчить вид венчающей части — натолкнуло на применение для нее самого легкого профиля — выкружки, что мы и видим на следующем за тосканским дорическом ордере с зубцами. Тем не менее, несмотря на явное преимущество, и эта форма не стала распространенной, вследствие того, что, сохраняя необходимую легкость, она мало соответствует характеру желоба, его функциональному назначению.

Но есть такой элемент, который соединяет в себе качества, необходимые для этой части, — это гусек. Выпуклость в его нижней части для желоба вполне подходит, а верхняя часть его образует выкружку, т. е. производит впечатление легкости.

Начиная с дорического ордера с модульонами, гусек нашел себе применение во всех ордерах, и огромное множество карнизов эпохи Возрождения и последующих времен имеют венчающую часть в форме гуська.

Вал применяется главным образом в базах. Желание найти какоелибо объяснение этому применению заставляет нас обратиться к греческой колонне. Во времена очень отдаленные, в самом зачатке греческой культуры, колонны делались из дерева, но они не вкапывались в землю, а ставились на большие камни, в которых было сделано соответствующее углубление. Это предохраняло низ столбов от почвенной сырости и от механических повреждений, которым могла подвергаться колонна в своем основании. Камни со временем, от случайных ударов, от задевания их твердыми предметами, стирались и сглаживались, принимая правильное очертание. Таким образом, глаз привык видеть внизу столба закругленные в виде валов части, а потому, начав строить колонны из камня, зодчий, обладающий тонким художественным чутьем, не мог отрешиться от подобной формы и стал разрабатывать ее, помещая в базе валы.

Вначале быввет трудно определить линию, отделяющую венчающую часть карниза от слезника или капитель от стержня колонны. Это происходит оттого, что под профилем венчающей части или под капителью помещаются мелкие профили (астрагал или полочка с каблучком), наводящие на сомнения, к какой части они принадлежат. Поэтому необходимо для всех ордеров выяснить вопрос о форме камней, ограниченных в профиле вертикальными линиями. Одни из таких камней, плинты.

' См. табл. IV, VI, IX, XII, XVII.

(подушки), были уже нами рассмотрены выше, другие же все имеют иное назначение, чем подушки. Это так называемые штучные к, а м — н и. Этим названием обозначаются камни, предварительно приготовленные в мастерской и уложенные на место в готовом виде. Примером подобных штучных камней могут служить ступени лестниц. Все подобные штучные камни никогда не делаются такими простыми, как плинты, а всегда имеют какое-нибудь украшение в виде небольшого профиля (пример — ступень лестницы). Этот небольшой профиль, по своей ширине очень незначительный, встречается лишь трех родов: полочка, астрагал и полочка с каблучком.

К штучным камням относятся: слезниковые камни, архитравы, абаки капителей и стержни колонн. Теперь, зная этот основной принцип, нетрудно правильно отделить венчающую часть от слезника. Находящаяся, например, под гуськом полочка с каблучком принадлежит слезнику, а астрагал под капителью в счет высоты последней не входит, так как принадлежит стволу колонны. Вообще, стволы всех колонн обычно заканчиваются астрагалами (см. табл. IV, VI, IX, XII, XVIII).

Прежде чем перейти к рассмотрению в деталях каждого отдельного ордера, полезно сравнить между собой их профили, чтобы сделать некоторые обобщения и выводы.

Во всех ордерах заметно стремление избегать однообразия, помещения рядом частей, одинаковых по форме, размерам и значению.

Рассматривая отдельно элементы профилей, мы обращали внимание на их формы, но не касались их размеров. Проследив же любой ордер, мы можем убедиться, что все составные элементы его могли бы быть разделены по своему значению на две категории: главные и второстепенные. Установить такой взгляд очень важно, так как пользуясь им, мы всегда сумеем придать правильные размеры различным элементам, не нуждаясь в цифровых отношениях. Зная размеры масс и умея подразделять крупные массы на более мелкие, мы можем детализировать эти массы, соблюдая лишь логику отдельных частей. Если, например, размер слезника определился в массах, то необходимо вспомнить, что этот штучный камень снабжен небольшим, имеющим второстепенное значение профильном. При таких условиях мы придаем этому профильку такие размеры, чтобы основная плоскость слезника не утратила своего первенствующего значения. Чтобы придать этому профильку явно второстепенный характер, надо сделать его шириной около '/з или даже lU всей ширины слезника. Определив эту ширину, если она состоит из полочки и каблучка, мы разделим ее на три равные части, из которых нижние две составят каблучок, а верхняя — полочку.

Мы видим, что во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными или широкие с узкими, и в то же время прямолинейные элементы чередуются с криволинейными. Это основное правило профилирования само собой вытекает из внимательного рассмотрения ордеров.

Очень полезно внимательно проследить это правило на примерах. При этом могут встретиться некоторые отступления, как будто нарушающие правильность наших выводов. Но, строго говоря, и эти случаи нисколько не опровергают наших выводов, а даже, напротив, точнее подтверждают основную мысль. Так, например, вал базы лежит непосредственно на плинте, т. е. две главные части расположены рядом, без введения между ними второстепенной части; этим как будто правило нарушается, но смысл, сущность, не нарушены. Разница между полукруглым профилем вала и прямолинейным плинтом настолько очевидна, что второстепенная часть между такими разнообразными частями является совершенно излишней; но еще более подтвердится ненужносгь вводной части, если мы вспомним, что плинт имеет в плане квадратную форму, а вал — круглую, так что различие не только в форме, но и в характере этих частей настолько убедительно, что одинаковая высота этих смежных частей не может сделать их сходными. Такое же положение имеет место в капители тосканского и дорического ордеров, где квадратный абак расположен непосредственно над круглым в плане четвертным валом.

Итак, основной смысл правила профилирования заключается в том, чтобы не повторять рядом частей, совершенно сходных между собой по форме и размерам.

Приступая к подробному рассмотрению римских ордеров, мы считаем не лишним предупредить, что для изображения их в деталях необходимо предварительно построить их в массах, затем от крупных масс, где возможно, перейти к мелким. Но при этом необходимо иметь в виду, что некоторые размеры, определенные в массах, могут подвергнуться изменению, вернее, исправлению, которое явится логическим следствием деталировки ордера.

Изменения эти, во всяком случае очень незначительные, коснутся главным образом относа карниза дорического ордера.

Наконец, можно вносить свои собственные отступления и изменения, основываясь на своем индивидуальном художественном чутье, но делать что-либо несознательно, необоснованно, наобум, как случайно вышло, конечно, никогда не следует.

  • [1] Местность в Египте с колоссальными развалинами древних храмов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой