Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

В чем сущность и предназначение категорического императива нравственности И. Канта?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конкретное содержание понятий добра и зла, их специфическое отражение в моральном сознании определенных эпох, общественных систем обусловлены социальными отношениями, уровнем духовного развития общества. И вместе с тем в понятиях добра и зла сохраняется и некоторое предельно общее содержание нравственных оценок и предписаний по отношению к уже достигнутым, положительным моментам человеческой… Читать ещё >

В чем сущность и предназначение категорического императива нравственности И. Канта? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сформулированный И. Кантом категорический императив нравственности звучит и сегодня весьма актуально. Императив (от лат. imperativus — повелительный) означает требование, приказ, закон. У Канта категорический императив — это безусловный принцип поведения, основной закон его этики, всеобщий обязательный принцип, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения и положения. Первая формулировка категорического императива напоминает «золотое правило морали», сформулированное еще в древности: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Вторая формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»1. В данном случае Кантом обращается внимание на всеобщность нравственных требований. Третья формулировка предписывает: «Поступай так, чтобы ты всегда-относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству»[1][2]. Человек для Канта — всегда цель, он обладает нравственной самоценностью, не следует низводить человека до уровня предмета, средства для достижения цели. Человек — высшая ценность и цель.

Несмотря на свой ригоризм, учение Канта звучит сегодня предостережением современному человеку — нельзя уступать антинравственности; никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя быть этически нейтральным. При разрешении природных и социальных катаклизмов выход не в отказе от долга, а в соединении его с любовью, совестью, доброжелательством, ответственностью, в поиске гуманистической планетарной этики во имя того, чтобы человечество сохранило себя и свои высокие нравственные ценности.

Основными понятиями морали являются понятия «добро» и «зло». Эти понятия имеют нравственно-нормативный характер и обозначают нравственную оценку поведения людей и общественных явлений с определенных позиций. Под добром понимается то, что общество и определенная социальная группа считает должным и нравственным, достойным подражания, т. е. благом. Зло имеет противоположное значение: безнравственность в поступках и морали людей и подлежит осуждению.

В понимании конкретного содержания добра и зла в истории человеческой культуры имелись различные представления, иногда даже противоречащие друг другу. Вопрос, который всегда интересовал людей, — это вопрос об основаниях (критериях) добра и зла. Являются ли они вечными и неизменными? Откуда возникают? От Божественной ли морали? От абсолютного ли духа? Имеют ли они исторический характер, меняясь в зависимости от условий жизни, воспитания человека, нравственного состояния общества?

Представители религиозной традиции усматривали основания добра и зла в Божественной воле.

Философы же по-разному отвечали на этот вопрос. Согласно древнегреческому учению — гедонизму (греч. hedone — наслаждение) добро определяется как-то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло — как-то, что влечет за собой страдание. Как принцип нравственности, гедонизм предписывает людям стремление к земным радостям, к получению максимума удовольствий для себя и души. Еще древнегреческий философ, ученик Сократа Аристипп утверждал, что высшей целью жизни является удовольствие, но человек, с его точки зрения, не должен подчиняться удовольствиям, а должен стремиться к разумному наслаждению. Мерило добра и зла, истины и лжи — удовольствие и страдание. Наиболее развитой формы гедонизм достиг в этике древнегреческого философа Эпикура, в которой он обосновывает разумное наслаждение, предполагающее личностный идеал уклонения от страданий в достижении спокойного и радостного состояния духа.

Для И. Канта добром является все то, что соответствует повелениям нравственного закона — категорического императива.

Конкретное содержание понятий добра и зла, их специфическое отражение в моральном сознании определенных эпох, общественных систем обусловлены социальными отношениями, уровнем духовного развития общества. И вместе с тем в понятиях добра и зла сохраняется и некоторое предельно общее содержание нравственных оценок и предписаний по отношению к уже достигнутым, положительным моментам человеческой культуры, а также — к тому, что выражает неудовлетворенность сущим, обусловливает новые цели в цивилизационном развитии человечества. Нравственно развитый и ответственный человек свой моральный выбор при наличии возможности выбора между добром и злом делает выбор в пользу добра. В этом выборе реализуется нравственная свобода, ответственность и совесть человека.

  • [1] ' Кант, И. Сочинение: в 6 т. / И. Кант. М., 1965, Т. 4. С. 260.
  • [2] Там же. С. 270.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой