Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Источники земельного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Может возникнуть ситуация, когда действующий нормативный правовой акт не подлежит применению, хотя гипотеза (фактический состав) для этого имеется. Так, с истечением сроков исковой давности субъекты земельных правоотношений лишаются права на взыскание убытков, причиненных нарушением земельного законодательства; с истечением сроков давности привлечения к ответственности нормативный акт… Читать ещё >

Источники земельного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие источников земельного права

Понятие — это научная форма мышления, отражающая особенности того или иного изучаемого объекта в его существенных признаках. Для раскрытия понятия «источник земельного права» необходимо выявить его признаки.

Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства через наиболее распространенную форму источника права — нормативные правовые акты — устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.

Каждый источник права обладает следующими признаками:

  • — документальная форма закрепления. Нормы земельного права содержатся в соответствующих нормативных правовых актах. Например, порядок применения кадастровой стоимости земли установлен ст. 65 ЗК РФ, т. е. вытекает из смысла данного нормативного правового акта;
  • — особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Президент РФ издает указы, Федеральное Собрание принимает законы; Правительство РФ — постановления и распоряжения; органы законодательной власти субъектов РФ — законы, действующие на территории субъектов РФ; органы местного самоуправления — постановления, решения, приказы;
  • — соответствие правового акта, принятого органом или должностным лицом, действующему законодательству. Так, законы, принимаемые органами законодательной власти субъектов РФ в сфере земельных отношений, не должны противоречить законодательству РФ;
  • — наличие в нормативном акте правовых норм. Если решением органа местного самоуправления тому или иному предприятию будет предписано устранить нарушения земельного законодательства, то данное решение не будет нормативным в силу индивидуальности и разовости данного предписания; в то же время правила землепользования, установленные данным органом на своей территории, будут носить нормативный характер.

Действие нормативных правовых актов различают по территории, времени и кругу лиц:

  • а) действие по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью органа — автора того или иного нормативного правового акта. Например, федеральные и конституционные законы, постановления Правительства РФ распространяются на всю территорию РФ, законы субъектов РФ распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов РФ и не действуют на территории других субъектов РФ;
  • б) по времени действия земельные правовые акты обычно не имеют обратной силы, т. е. не распространяются на тс отношения, которые возникли до вступления данного акта в законную силу, если иное не предусмотрено законом. Так, ЗК РФ регулирует те права и обязанности, которые возникли после его введения в действие.

По некоторым отношениям принимаемые нормативные правовые акты могут определенное время бездействовать, т. е. время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают.

Может возникнуть ситуация, когда действующий нормативный правовой акт не подлежит применению, хотя гипотеза (фактический состав) для этого имеется. Так, с истечением сроков исковой давности субъекты земельных правоотношений лишаются права на взыскание убытков, причиненных нарушением земельного законодательства; с истечением сроков давности привлечения к ответственности нормативный акт, предусматривающий наказание для виновных лиц, не применяется (ст. 4.5 КоАП РФ; ст. 78 УК РФ).

Подобно тому, как на негаторные иски (иски об устранении препятствий к реализации права собственности) не распространяются сроки исковой давности, в правовом регулировании чисто земельных отношений (т.е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т. п.) отсутствуют нормы о таких сроках;

  • в) по кругу субъектов действие нормативных правовых актов осуществляется в отношении:
    • — общих субъектов, т. е. лиц, но своей юридической природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане Российской Федерации имеют право на получение земельного участка в порядке, определенном законодательством;
    • — специальных субъектов, т. е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы либо лишающими этих льгот. Так, например, для определенных категорий налогоплательщиков, указанных в п. 5 ст. 391 НК РФ, налоговая база уменьшается на нс облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Помимо дифференциации правового регулирования по кругу субъектов, действие нормативных правовых актов может быть дифференцировано и по кругу объектов правового регулирования. Так, земельный фонд РФ подразделен на семь категорий земель, для каждой из которых установлен специфический правовой режим использования.

Каждый источник земельного права является элементом в системе земельного законодательства, которое, в свою очередь, является звеном в общей системе права государства. Вместе с тем в любой системе не исключены коллизии, а значит, необходим антиколлизионный правовой механизм. В земельном праве отмечаются следующие его элементы:

  • 1) механизм устранения иерархических противоречий, коллизий. Так, если действующий земельный правовой акт противоречит Конституции РФ, то решением Конституционного Суда РФ он может быть отменен. В соответствии с ныне действующим законодательством судебный контроль над нормотворчеством в России осуществляется как Конституционным Судом РФ, так и судами общей юрисдикции в пределах компетенции, установленной Конституцией РФ (ст. 120) и другими законодательными актами. Иерархические противоречия неконституционного характера могут быть устранены системой прокурорского надзора путем принесения прокурором протеста на нормативный акт, принятый с нарушением установленной компетенции или процедуры принятия;
  • 2) механизм устранения логических противоречий. Например, если в сфере правового регулирования возникает особая группа общественных отношений, требующих особой правовой регламентации, в нормативных правовых актах делается «отдушина», позволяющая не поставить закон вопреки требованиям здравой логики наперекор объективным потребностям местных условий. Так, при наличии общего запрета на использование земли природоохранного назначения для хозяйственной деятельности в местах проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей могут образовываться территории для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, а также других нужд, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования;
  • 3) механизм устранения противоречий в нормативных правовых актах, принятых в различные отрезки времени. Например, согласно Земельному кодексу РСФСР 1970 г. аренда земли считалась деянием, нарушающим национализацию земельных ресурсов. Наряду с этим положением были приняты нормативные правовые акты, разрешавшие аренду земли в качестве допустимой формы эксплуатации земельных ресурсов, в связи с чем возникло противоречие норм действующего законодательства друг другу.

Устранение такого противоречия осуществляется по правилу: «если позднее изданный закон регулирует случай иначе, чем ранее принятый, то применяется более поздний закон» ;

4) механизм устранения пробелов в действующем земельном законодательстве. Пробелы в законе — естественное явление, возникающее, во-первых, из-за отставания правотворческой деятельности от динамично развивающихся общественных отношений; во-вторых, из-за недостатков в самой правотворческой деятельности. Поэтому закон дает право судам в случае таковых пробелов применять при решении конкретных гражданских дел аналогию закона или аналогию права (ст. 6 ГК РФ).

Совокупность нормативных правовых актов образует собой систему законодательства, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать определение источнику земельного права.

Источник земельного права — это документ установленной формы, изданный уполномоченным государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц и являющийся элементом системы земельного законодательства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой