Постановление Правительства о ценовом регулировании
Итак, перечень № 1. Природный газ, нефтяной попутный газ, обензиненный сухой газ; сжиженный газ для бытовых нужд, кроме реализуемого населению; выходит, что цены на бытовой газ, реализуемый населению, не регулируются, По крайней мере, на основании этого постановления. Странно, ну ладно. Дальше. Продукция ядерно-топливного цикла, электрическая и тепловая энергияу вырабатываемая организациями… Читать ещё >
Постановление Правительства о ценовом регулировании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Итак — перед вами, дорогие мои учащиеся, совершенно особый, уникальный экземпляр, чудом выживший представитель давно вымершего вида, этакая юридическая рептилия. Крокодилы или акулы в биологии — детский лепет, в сравнении с тем, кого я собираюсь вам предъявить. Сродни живому динозавру. Постановление Правительства Российской Федерации (подарок был женщинам сделан предпраздничный!) от 7 марта 1995 года № 239. Называется оно «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Конечно, в соответствии с более поздними законодательными актами, в том числе Законами о естественных монополиях, о защите конкуренции и рядом других нормативных актов, да и, вообще говоря, в соответствии с ГК, в соответствии со сформировавшейся позднее судебной практакой, установление цены считается частным делом, которое должно быть добровольным, самостоятельным, автономным. Вспомните: еще в конце 1980;х годов твердые ценники на книжках, сзади на обложках, стали заклеивать и писать «Цена договорная». Естественно, «договорная», а какая ж еще цена-то в рыночной экономике может быть? Одно дело, когда вся кругом экономика — государственная: тут, ясное дело, никто, кроме государства, не может и не должен устанавливать цены, ибо оно (в лице своих предприятий, организаций и учреждений) — единственный собственник всего производимого, от спичек до атомных бомб. И совсем другое дело, когда экономика рыночная, когда в ее основе — не государственная, а частная собственность. И тем не менее: в 1995 году, то есть до появления всех нормальных, более-менее адекватных на эту, ценовую, тему законов, было издано такое любопытное постановление. Государство как бы сказало: ну и что, что вы все тут частные собственники! Ну и что, что вы распоряжаетесь своими товарами и иным имуществом! Ну и что, что я — государство — не имею ни к вам, ни к вашей деятельности, пи к вашим товарам никакого отношения. Я все равно лучше знаю, по каким ценам вам «надлежит» продавать ваши товары, а заодно еще и выполнять работы и даже оказывать услуги. Ну, по крайней мере, некоторые.
В постановлении этом самое важное — что? В нем важно следующее: здесь есть три перечня, к нему приложенных. Три перечня. Все три — это перечни продукции, товаров, работ и услуг, к которым может быть применено ценовое регулирование. Почему же их три, а не один? Что это за перечни? Какая между ними разница? В каком из перечней предпочтительнее оказаться (если уж все равно предстоит туда попасть)? Первый перечень — это перечень продукции, товаров, работ и услуг, регулирование цен на которые у нас осуществляют само Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. Первый перечень. Естественно, мы везде пока что говорим про внутренний рынок. Что это за перечень? Что туда входит? Цены на что у нас регулируют федеральные органы исполнительной власти? На какие продукты? Перечни достаточно большие; я остановлюсь только на продукции и товарах, то есть на непосредственных объектах коммерческого права.
Итак, перечень № 1. Природный газ, нефтяной попутный газ, обензиненный сухой газ; сжиженный газ для бытовых нужд, кроме реализуемого населению; выходит, что цены на бытовой газ, реализуемый населению, не регулируются, По крайней мере, на основании этого постановления. Странно, ну ладно. Дальше. Продукция ядерно-топливного цикла, электрическая и тепловая энергияу вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок; продукция оборонного назначения; алмазное сырье, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия. Можно даже юридическую загадку про это придумать — загадку, которую никто не угадает: что общего между драгоценными камнями и протезами? А они соседствуют друг с другом в перечне № 1, утвержденном 239-м — «ценовым» — правительственным постановлением. Правительство Российской Федерации занимается алмазами в той же степени, что и протезами. Что же дальше? Уже знакомая нам алкогольная продукция, но на этот раз «…с содержанием этилового спирта более двадцати восьми градусов» … да, 28-ми — самая важная продукция для Российской Федерации сюда тоже попадает. Да, там было 25, а тут 28, я не оговорился. Я же в прошлый раз уже просил — не спрашивайте, почему. Не знаю. Дальше: «…вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации»; «этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации» и, наконец, лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших. То есть такой, довольно обширный перечень — а ведь я говорил пока только о продуктах/товарах — ничего не сказал еще про работы и услуги. Нельзя сказать, что это прямо уж такие продукты и товары, которые прямо всем нужны и без которых никому не обойтись, но тем не менее. Ряд пунктов перечня № 1 — это такие товары, которые в конечном счете касаются всех и каждого, всей страны в целом. Про алкоголь нечего и говорить. Подчеркиваю, что неважно, кем продаются товары — субъектами ли естественных монополий или нет.
Второй перечень — это продукция, товары, работы, услуги, регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов (!) федерации. Мало того, что мы принципиально не противимся государственному регулированию цен — мы еще допускаем и множественность центров, из которых может проистекать такое регулирование. Если гражданские права могут ограничиваться только федеральными законами, то очевидно, что законами субъектов федерации они ограничиваться не могут; следовательно, нет никакой возможности ограничивать их и подзаконными актами субъектов федерации — «подзаконными»: по отношению к какому закону субъекта они могли бы являться? В развитие и во исполнение какого из законов субъекта издаваться, если самих таких законов не может быть, что называется по определению? Не спасает нас и время издания постановления — 7 марта 1995 года, первая часть ГК вовсю уже действовала. В том числе, в той части, которая позволяла ограничивать гражданские права и свободы только федеральными законами. Еще дольше действовала к тому моменту Конституция Российской Федерации, относящая гражданское законодательство к исключительно федеральному ведению. Ну, а в том, что государственное вмешательство в установление цен есть ограничение именно гражданских прав и свобод, в частности, такого немаловажного, как способности собственника определять условия договоров о распоряжении своими правами собственности — сомнений, кажется, не может и быть. Словом, перечень № 2 был незаконен всегда и незаконен сейчас от первой буквы до последней точки. Тем не менее, это обстоятельство никого не смущает — Перечень сей успешно применяется. В утешенье остается только одно: слава богу, что его к сегодняшнему моменту достаточно здорово «порезали». Поначалу он тоже был большой, но если вы почитаете перекрестные ссылки на различного рода документы, имеющиеся при этом перечне в «Консультанте» или «Гаранте», вы увидите, что по отношению почти к каждому его пункту сделано примечание типа: пункт такой-то исключен, абзац такой-то признан неконституционным, абзац такой-то утратил силу, абзац такой-то признан недействительным, абзац такой-то фактически не применяется и так далее. То есть довольно здорово этот перечень к настоящему моменту сократился. Что же в нем теперь осталось? Цены на что сейчас регулируются субъектами федерации?
«Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье». Ну в Москве, может быть, это все не очень актуально — «топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин». Но Россия не исчерпывается только Москвой, и в каких-нибудь городах, которые раньше назывались уездными, а сейчас называются районными центрами, а также в сельской местности такие товары и, соответственно, цены на них — вопрос, более чем актуальный. В особенности, в холодное время года. И еще только один тип товаров сохранился в этом перечне — «лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших». Вроде бы, они уже были в перечне № 1 — зачем они еще и здесь? Сравним: на федеральном уровне регулируются собственно цены на таковые, а субъекты федерации устанавливают предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на эти препараты.
Разумеется, кроме товаров субъекты федерации регулируют цены на множество работ и услуг; самые известные из них — эго услуги по перевозкам пассажиров и багажа «…железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии возмещения потерь в доходах, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов Российской Федерации». Это как раз та гема, в которую был вынужден в начале этого [2015] года погрузиться лично Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Многие субъекты федерации не смогли возместить пригородным железнодорожным пассажирским компаниям разницу в ценах/тарифах, и эти пригородные железнодорожные пассажирские компании просто отменили 60 процентов электричек со всех маршрутов: нерентабельно стало их содержать. Зато, как только вмешался лично Владимир Владимирович, все сразу стало рентабельно, и средства на возмещение выпадающих доходов сразу нашлись, и вообще все стало хорошо.
И, наконец, третий перечень. Вот удивительная вещь. Называется он так: вроде как про товары и продукцию речи в нем быть не должно — «Перечень услуг (!)» — одних только услуг, да и то не всех подряд, а только «…транспортных, снабженческо-сбытовых и (внимание!) торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок». Опять же: субъекты федерации (как и во втором перечне было), но только уже (а) не всего подряд, а только услуги некоторых типов организаций; (б) не цены целиком, а только тарифы и набавки; (в) наконец, второй перечень касался случаев, когда субъекты федерации должны применять ценовое регулирование, хотят они этого или не хотят, а третий — сейчас обсуждаемый — случаев, когда ценовое регулирование только может быть введено субъектами федерации, если они посчитают это необходимым. Итак, там — «должны», тут — «могут» вводить и применять ценовое регулирование.
Читаем перечень. Первая же позиция ставит в тупик: «…снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов». Как же так? Вроде, обещали говорить про тарифы и надбавки на одни только услуги, а тут — нате вам! — опять продукция и товары. Но этого мало! — читаем дальше: субъектами федерации может быть введено регулирование «…наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях», а также «…торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)». Кругом товары и продукция. Прекрасная иллюстрация того, что наименования в нормативных актах только для удобства, нс несут смысловой нагрузки и не имеют никакой ценности.
А есть ли в перечне № 3 вообще какие-нибудь услуги? Да, есть, такие, например, как перевозки пассажиров и багажа «…автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным… маршрутам, включая такси», «…на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах», «…перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», и, наконец… вот это очень важный в практическом отношении пункт, поэтому внимание! — «…транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта». Последний пункт — он, пожалуй, самый важный ныне не только в перечне № 3, но и во всем этом Постановлении, поскольку он позволяет регулировать деятельность, которую, на мой собственный взгляд, регулировать не надо совсем. О чем речь?
Предприятие, имеющее свои собственные подъездные пути, впускает на них не только свои собственные вагоны, но и вагоны своих клиентов и РЖД; оно их разгружает, моет, чистит, обслуживает, ремонтирует, загружает и отправляет. За то, что оно все это делает на своих подъездных путях, оно берет плату, размер которой, оказывается, может регулироваться субъектом Российской Федерации, на территории которого такая деятельность ведется.