Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Постановление Правительства о ценовом регулировании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, перечень № 1. Природный газ, нефтяной попутный газ, обензиненный сухой газ; сжиженный газ для бытовых нужд, кроме реализуемого населению; выходит, что цены на бытовой газ, реализуемый населению, не регулируются, По крайней мере, на основании этого постановления. Странно, ну ладно. Дальше. Продукция ядерно-топливного цикла, электрическая и тепловая энергияу вырабатываемая организациями… Читать ещё >

Постановление Правительства о ценовом регулировании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итак — перед вами, дорогие мои учащиеся, совершенно особый, уникальный экземпляр, чудом выживший представитель давно вымершего вида, этакая юридическая рептилия. Крокодилы или акулы в биологии — детский лепет, в сравнении с тем, кого я собираюсь вам предъявить. Сродни живому динозавру. Постановление Правительства Российской Федерации (подарок был женщинам сделан предпраздничный!) от 7 марта 1995 года № 239. Называется оно «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Конечно, в соответствии с более поздними законодательными актами, в том числе Законами о естественных монополиях, о защите конкуренции и рядом других нормативных актов, да и, вообще говоря, в соответствии с ГК, в соответствии со сформировавшейся позднее судебной практакой, установление цены считается частным делом, которое должно быть добровольным, самостоятельным, автономным. Вспомните: еще в конце 1980;х годов твердые ценники на книжках, сзади на обложках, стали заклеивать и писать «Цена договорная». Естественно, «договорная», а какая ж еще цена-то в рыночной экономике может быть? Одно дело, когда вся кругом экономика — государственная: тут, ясное дело, никто, кроме государства, не может и не должен устанавливать цены, ибо оно (в лице своих предприятий, организаций и учреждений) — единственный собственник всего производимого, от спичек до атомных бомб. И совсем другое дело, когда экономика рыночная, когда в ее основе — не государственная, а частная собственность. И тем не менее: в 1995 году, то есть до появления всех нормальных, более-менее адекватных на эту, ценовую, тему законов, было издано такое любопытное постановление. Государство как бы сказало: ну и что, что вы все тут частные собственники! Ну и что, что вы распоряжаетесь своими товарами и иным имуществом! Ну и что, что я — государство — не имею ни к вам, ни к вашей деятельности, пи к вашим товарам никакого отношения. Я все равно лучше знаю, по каким ценам вам «надлежит» продавать ваши товары, а заодно еще и выполнять работы и даже оказывать услуги. Ну, по крайней мере, некоторые.

В постановлении этом самое важное — что? В нем важно следующее: здесь есть три перечня, к нему приложенных. Три перечня. Все три — это перечни продукции, товаров, работ и услуг, к которым может быть применено ценовое регулирование. Почему же их три, а не один? Что это за перечни? Какая между ними разница? В каком из перечней предпочтительнее оказаться (если уж все равно предстоит туда попасть)? Первый перечень — это перечень продукции, товаров, работ и услуг, регулирование цен на которые у нас осуществляют само Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. Первый перечень. Естественно, мы везде пока что говорим про внутренний рынок. Что это за перечень? Что туда входит? Цены на что у нас регулируют федеральные органы исполнительной власти? На какие продукты? Перечни достаточно большие; я остановлюсь только на продукции и товарах, то есть на непосредственных объектах коммерческого права.

Итак, перечень № 1. Природный газ, нефтяной попутный газ, обензиненный сухой газ; сжиженный газ для бытовых нужд, кроме реализуемого населению; выходит, что цены на бытовой газ, реализуемый населению, не регулируются, По крайней мере, на основании этого постановления. Странно, ну ладно. Дальше. Продукция ядерно-топливного цикла, электрическая и тепловая энергияу вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок; продукция оборонного назначения; алмазное сырье, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия. Можно даже юридическую загадку про это придумать — загадку, которую никто не угадает: что общего между драгоценными камнями и протезами? А они соседствуют друг с другом в перечне № 1, утвержденном 239-м — «ценовым» — правительственным постановлением. Правительство Российской Федерации занимается алмазами в той же степени, что и протезами. Что же дальше? Уже знакомая нам алкогольная продукция, но на этот раз «…с содержанием этилового спирта более двадцати восьми градусов» … да, 28-ми — самая важная продукция для Российской Федерации сюда тоже попадает. Да, там было 25, а тут 28, я не оговорился. Я же в прошлый раз уже просил — не спрашивайте, почему. Не знаю. Дальше: «…вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации»; «этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации» и, наконец, лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших. То есть такой, довольно обширный перечень — а ведь я говорил пока только о продуктах/товарах — ничего не сказал еще про работы и услуги. Нельзя сказать, что это прямо уж такие продукты и товары, которые прямо всем нужны и без которых никому не обойтись, но тем не менее. Ряд пунктов перечня № 1 — это такие товары, которые в конечном счете касаются всех и каждого, всей страны в целом. Про алкоголь нечего и говорить. Подчеркиваю, что неважно, кем продаются товары — субъектами ли естественных монополий или нет.

Второй перечень — это продукция, товары, работы, услуги, регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов (!) федерации. Мало того, что мы принципиально не противимся государственному регулированию цен — мы еще допускаем и множественность центров, из которых может проистекать такое регулирование. Если гражданские права могут ограничиваться только федеральными законами, то очевидно, что законами субъектов федерации они ограничиваться не могут; следовательно, нет никакой возможности ограничивать их и подзаконными актами субъектов федерации — «подзаконными»: по отношению к какому закону субъекта они могли бы являться? В развитие и во исполнение какого из законов субъекта издаваться, если самих таких законов не может быть, что называется по определению? Не спасает нас и время издания постановления — 7 марта 1995 года, первая часть ГК вовсю уже действовала. В том числе, в той части, которая позволяла ограничивать гражданские права и свободы только федеральными законами. Еще дольше действовала к тому моменту Конституция Российской Федерации, относящая гражданское законодательство к исключительно федеральному ведению. Ну, а в том, что государственное вмешательство в установление цен есть ограничение именно гражданских прав и свобод, в частности, такого немаловажного, как способности собственника определять условия договоров о распоряжении своими правами собственности — сомнений, кажется, не может и быть. Словом, перечень № 2 был незаконен всегда и незаконен сейчас от первой буквы до последней точки. Тем не менее, это обстоятельство никого не смущает — Перечень сей успешно применяется. В утешенье остается только одно: слава богу, что его к сегодняшнему моменту достаточно здорово «порезали». Поначалу он тоже был большой, но если вы почитаете перекрестные ссылки на различного рода документы, имеющиеся при этом перечне в «Консультанте» или «Гаранте», вы увидите, что по отношению почти к каждому его пункту сделано примечание типа: пункт такой-то исключен, абзац такой-то признан неконституционным, абзац такой-то утратил силу, абзац такой-то признан недействительным, абзац такой-то фактически не применяется и так далее. То есть довольно здорово этот перечень к настоящему моменту сократился. Что же в нем теперь осталось? Цены на что сейчас регулируются субъектами федерации?

«Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье». Ну в Москве, может быть, это все не очень актуально — «топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин». Но Россия не исчерпывается только Москвой, и в каких-нибудь городах, которые раньше назывались уездными, а сейчас называются районными центрами, а также в сельской местности такие товары и, соответственно, цены на них — вопрос, более чем актуальный. В особенности, в холодное время года. И еще только один тип товаров сохранился в этом перечне — «лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших». Вроде бы, они уже были в перечне № 1 — зачем они еще и здесь? Сравним: на федеральном уровне регулируются собственно цены на таковые, а субъекты федерации устанавливают предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на эти препараты.

Разумеется, кроме товаров субъекты федерации регулируют цены на множество работ и услуг; самые известные из них — эго услуги по перевозкам пассажиров и багажа «…железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии возмещения потерь в доходах, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов Российской Федерации». Это как раз та гема, в которую был вынужден в начале этого [2015] года погрузиться лично Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Многие субъекты федерации не смогли возместить пригородным железнодорожным пассажирским компаниям разницу в ценах/тарифах, и эти пригородные железнодорожные пассажирские компании просто отменили 60 процентов электричек со всех маршрутов: нерентабельно стало их содержать. Зато, как только вмешался лично Владимир Владимирович, все сразу стало рентабельно, и средства на возмещение выпадающих доходов сразу нашлись, и вообще все стало хорошо.

И, наконец, третий перечень. Вот удивительная вещь. Называется он так: вроде как про товары и продукцию речи в нем быть не должно — «Перечень услуг (!)» — одних только услуг, да и то не всех подряд, а только «…транспортных, снабженческо-сбытовых и (внимание!) торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок». Опять же: субъекты федерации (как и во втором перечне было), но только уже (а) не всего подряд, а только услуги некоторых типов организаций; (б) не цены целиком, а только тарифы и набавки; (в) наконец, второй перечень касался случаев, когда субъекты федерации должны применять ценовое регулирование, хотят они этого или не хотят, а третий — сейчас обсуждаемый — случаев, когда ценовое регулирование только может быть введено субъектами федерации, если они посчитают это необходимым. Итак, там — «должны», тут — «могут» вводить и применять ценовое регулирование.

Читаем перечень. Первая же позиция ставит в тупик: «…снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов». Как же так? Вроде, обещали говорить про тарифы и надбавки на одни только услуги, а тут — нате вам! — опять продукция и товары. Но этого мало! — читаем дальше: субъектами федерации может быть введено регулирование «…наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях», а также «…торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)». Кругом товары и продукция. Прекрасная иллюстрация того, что наименования в нормативных актах только для удобства, нс несут смысловой нагрузки и не имеют никакой ценности.

А есть ли в перечне № 3 вообще какие-нибудь услуги? Да, есть, такие, например, как перевозки пассажиров и багажа «…автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным… маршрутам, включая такси», «…на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах», «…перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», и, наконец… вот это очень важный в практическом отношении пункт, поэтому внимание! — «…транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта». Последний пункт — он, пожалуй, самый важный ныне не только в перечне № 3, но и во всем этом Постановлении, поскольку он позволяет регулировать деятельность, которую, на мой собственный взгляд, регулировать не надо совсем. О чем речь?

Предприятие, имеющее свои собственные подъездные пути, впускает на них не только свои собственные вагоны, но и вагоны своих клиентов и РЖД; оно их разгружает, моет, чистит, обслуживает, ремонтирует, загружает и отправляет. За то, что оно все это делает на своих подъездных путях, оно берет плату, размер которой, оказывается, может регулироваться субъектом Российской Федерации, на территории которого такая деятельность ведется.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой