Великобритания.
Сравнительная педагогика
Роль правительства в ИВО лимитирована бизнесом отдельных высших учебных заведений. Британские университеты автономны в вопросах интернациональной деятельности. Ряд учреждений высшего образования располагает крупными неправительственными финансовыми ресурсами для подобной деятельности. Что касается государственных финансовых источников ИВО, то наиболее существенный среди них — фонды Совета высшего… Читать ещё >
Великобритания. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Великобритании в 2015 г. при поддержке властей создан международный исследовательский центр глобального высшего образования в партнерстве с Ланкастерским университетом и Университетом Шеффилда. Центр занимается исследованиями, касающимися особенно перспектив ИВО.
Великобритания — один из главных участников европейских образовательных программ. Страна осуществляет рыночно ориентированную модель ИВО. Интернационализация высшей школы Великобритании, по словам члена Британского Совета Д. Эллиот, — прежде всего ответ на экономические потребности подготовки специалистов к успешной конкуренции на рынках кадровых ресурсов Евросоюза, Азии и Латинской Америки. ИБО Великобритании — весьма заметный источник доходов за счет платы за обучение иностранных студентов. Так, в 2012/2013 учебном году более 300 тыс. иностранных студентов в британских вузах принесли в экономику около 10,4 млрд долл.[1][2]
В Великобритании Болонский процесс мотивирует усилия для совершенствования программ высшего образования и повышения качества подготовки студентов. «Следует поощрять университеты более внимательно относиться к программам обучения и вопросам качества обучения в рамках тенденций интернационализации», — читаем мы в «Times Higher Education"'[1]. При реформах программ речь идет в первую очередь о большей профессионализации бакалавриата без существенного отступления от принципов национальной системы высшего образования.
Роль правительства в ИВО лимитирована бизнесом отдельных высших учебных заведений. Британские университеты автономны в вопросах интернациональной деятельности. Ряд учреждений высшего образования располагает крупными неправительственными финансовыми ресурсами для подобной деятельности. Что касается государственных финансовых источников ИВО, то наиболее существенный среди них — фонды Совета высшего образования при Департаменте (Министерстве) образования. Кроме того, в число правительственных источников ИВО косвенно входят фонды Министерства иностранных дел, Британского Содружества, Британского Совета. Для развития интернациональных связей в высшем образовании создан ряд других государственных фондов: «Фонд международной кооперации в высшем образовании», «Фонд ноу-хау».
Образовательный рынок Великобритании до конца 1980;х гг. ориентировался преимущественно на государства Британского Содружества. В настоящее время все более важным партнером становится Евросоюз. Остальные потоки иностранных студентов идут из Азии, Африки и Северной Америки, а также Восточной Европы (включая Россию).
Потоки иностранных абитуриентов уменьшаются. По данным за 2013 г. впервые за 29 лет количество принятых в вузы Британии иностранных студентов сократилось по сравнению с предыдущим годом. Так, число набранных магистрантов из Индии и Пакистана сократилось вдвое. На четверть уменьшился набор студентов из европейских стран[4].
Британия становится менее дружелюбной в глазах иностранных абитуриентов. В 2014 г. ужесточен визовый режим. Администрация ряда университетов пошла на беспрецедентно жесткие меры при приеме и обучении иностранных студентов. Дело дошло до того, что выявились случаи снятия отпечатков пальцев у иностранных студентов для допуска к лекциям. Платя большие деньги, иностранцы получают меньше внимания по сравнению с местными студентами.
Такие обстоятельства не могут не ухудшить репутацию Британии как поставщика образовательных услуг. Иностранные студенты перестают считать Великобританию доброжелательной и гостеприимной страной.
Правительство на распутье. С одной стороны, в страхе перед наплывом иммигрантов, оно ужесточает законодательство по трудоустройству иностранных студентов после обучения. С другой стороны, власти сознают, что в результате подобных действий Британия потеряет в доходе по одной из важных статей экспорта, чем является высшее образование.
Палате Лордов пришлось вмешаться, чтобы несколько смягчить жесткий курс в отношении иностранных студентов. Верхняя палата парламента призвала вузы избегать репрессивных мер применительно к иностранцам. В отчете Палаты Лордов иностранным студентам обещаны определенные послабления при получении права на работу в Великобритании после окончания вуза[5].